Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган информации от открытии или закрытии счета

Опубликовано: 02.05.2024

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Галина Кардашян

Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

  • будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
  • ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

Приказом МНС Российской Федерации от 4 марта 2004 года №БГ-3-24/179 "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления" для банков утверждены формы документов.

Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета и Извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка, формируемые банками самостоятельно в соответствии с предоставленными им диапазонами номеров по формам, утвержденным Приказом МНС Российской Федерации от 4 марта 2004 года №БГ-3-24/179@, подлежат приему налоговыми органами до 20 сентября 2004 года включительно. При этом бланки данных документов, выданные банкам налоговыми органами до 23 августа 2004 года, используются до их полного исчерпания (Письмо МНС Российской Федерации от 17 августа 2004 №24-3-03/571@ "О Приказе МНС России от 27 июля 2004 года №САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Приказом МНС Российской Федерации от 27 июля 2004 года №САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены новые формы документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пункт 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусматривает параллельное обременение банка сообщать в налоговые органы информацию об открытии или закрытии счетов налогоплательщиком.

Не сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика, в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии или закрытии счетов.

Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах" установлена форма №С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета", используемая налогоплательщиками для представления сведений в налоговый орган об открытии (закрытии) счета.

Статья 118 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за нарушение сроков представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке .

Субъектами правонарушения являются:

  • организации,
  • индивидуальные предприниматели, но не иные физические лица.
За нарушение установленных сроков представления налоговым органам информации об открытом или закрытом организацией или индивидуальным предпринимателем счете санкция статьи предусматривает штраф в размере 5000 рублей.

Обратите внимание, что в соответствии со статьей 11 НК РФ действие нормы данной статьи не распространяется на открытие и закрытие депозитных и ссудных счетов (Письмо Минфина Российской Федерации от 11 февраля 2005 года №03-02-07/1-24). В соответствии со статьей 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение штрафа:

"Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".

Рассмотрим примеры ситуаций, когда организации не сообщили в финансовые ведомства об открытии и закрытии счетов и какие при этом решения вынесли арбитражные суды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в целях НК РФ счетами (счетом) признаются как прямо поименованные в НК РФ счета, так и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в установленном в статье 11 НК РФ определении понятия "счета (счет)" (Постановление ФАС Московского округа от 31 июля 2003 года №КА-А40/5183-03).

Правомерно был взыскан с организации штраф в сумме 5 000 рублей на основании заявления налогового органа, так как организация в десятидневный срок не сообщила в налоговый орган письменно о закрытии счета в банке. Пунктом 2 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган о закрытии счетов в десятидневный срок, а статьей 118 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение срока представления информации о закрытии счета. Факт непредставления сообщения о закрытии счета организации подтверждается материалами дела (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2004 года №Ф03-А04/04-2/816).

Постановлением ФАС Центрального округа от 16 июня 2003 года №А09-1663/02-12 на организацию наложен штраф в размере 1 000 рублей за непредставление сведений об открытии счетов в банке.

Организация открыла 4 расчетных счета в банке, однако сообщение об открытии счетов в ИМНС не предоставила. За допущенные нарушения налогового законодательства организация была привлечена к ответственности по статье 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 рублей.

С заявлением о взыскании штрафа инспекция обратилась в арбитражный суд. Решением суда заявленные требования были удовлетворены частично: суд, установив в действиях предприятия налоговые нарушения, снизил размер штрафа до 1000 рублей, так как у предприятия имелись смягчающие ответственность обстоятельства.

В качестве смягчающих суд принял следующие обстоятельства: правонарушение допущено впервые, вредные последствия не наступили, сведения об открытии счетов представлялись, но ошибочно были направлены в другую налоговую инспекцию.

На основании ходатайства головной организации, на ведение операций по основной деятельности обособленным подразделениям любого вида, разрешено открывать расчетные (текущие, корреспондентские) банковские счета.

Порядок открытия и ведения расчетных счетов организаций, а также комплект необходимых для этого документов, установлены Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 года №28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" (в редакции последующих изменений).

Правомочность использования текущего счета определяется исходя из полномочий подразделения, определенных положением об обособленном структурном подразделении, и обязательствами перед бюджетом в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ представление сведений об открытии (закрытии) счетов в банках обособленным подразделениям производится налогоплательщиком-организацией только в налоговый орган по месту своего нахождения.

В соответствии с Порядком открытия счетов предприятиям-налогоплательщикам, утвержденного Минфином Российской Федерации от 10 ноября 1996 года №95, Госналогслужбой Российской Федерации от 11 ноября 1996 года №ПВ-6-12/773, Центральным Банком Российской Федерации от 24 октября 1996 года №349 (принятым в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения"), кредитные организации сразу после открытия расчетного и иного счета направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или его обособленного подразделения, извещение об открытии указанного счета.

ОТРАЖЕНИЕ ШТРАФА В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТАХ ОРГАНИЗАЦИИ

Обратимся еще раз к пункту 2 статьи 23 НК РФ, в которой установлено, что налогоплательщики обязаны в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

За несоблюдение срока указанного в пункте 2 статьи 23 НК РФ с организации взыскивается штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 118 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма признанных организацией штрафных санкций отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Ответственность налогоплательщиков за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ (отменена))

С 02.05.2014 года в связи с отменой обязанности сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов в банке и других кредитных организациях, ранее установленной для налогоплательщиков пп. 1 п. 2, п. 3 ст. 23 НК РФ, ст. 118 НК РФ утратила силу. Соответствующие поправки внесены в НК РФ Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ). Внесение изменений было продиктовано присутствием в НК РФ норм, содержащих дублирующие друг друга обязанности для различных субъектов налоговых правоотношений (а именно, налогоплательщиков и банков), что приводило не только к увеличению объемов документооборота, но, как справедливо отметили авторы закона, и к установлению дополнительной обязанности налогоплательщика, а также к искусственному созданию ситуации совершения им налогового правонарушения при отсутствии причинения вреда охраняемым законом правоотношениям, так как информация об открытии (закрытии) счетов в любом случае попадала в налоговый орган через банк, в котором был открыт (закрыт) счёт.

Закон N 52-ФЗ не содержит специальных положений относительно порядка привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения до даты его вступления в силу. В связи с этим необходимо руководствоваться общими положениями, установленными НК РФ. В силу п. 3 ст. 5 НК РФ лицо привлекается к налоговой ответственности за то деяние, которое признавалось налоговым правонарушением на момент его совершения, кроме случаев, когда впоследствии принят акт законодательства о налогах и сборах, устраняющий такую ответственность. Поэтому если до 02.05.2014 года по каким-либо причинам налогоплательщик не сообщил в налоговый орган об открытии или о закрытии счета в банке, то оснований к привлечению такого налогоплательщика к ответственности по ст. 118 НК РФ после указанной даты у налогового органа не имеется.

То есть с 02.05.2014 года привлечь к ответственности за несообщение в установленный срок налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, даже в том случае, если соответствующие действия необходимо было совершить до указанной даты, можно только банки на основании п. 2 ст 132 НК РФ.

При этом ст. 15.4 КоАП, устанавливающая административную ответственность должностных лиц организаций за аналогичное правонарушение, изменений не претерпела.

Применение положений ст. 118 НК РФ до 02.05.2014

За нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке и других кредитных организациях, имеющих лицензию ЦБ РФ, налогоплательщик мог быть привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей (ст. 118 НК РФ).

При этом должностное лицо организации могло быть привлечено к административной ответственности по ст. 15.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Обязанность налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов была установлена пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 23 НК РФ.

Указанная информация необходима налоговым органам для целей налогового контроля и реализации возложенных на них функций по обращению налогов, пеней и штрафов на денежные средства на банковских счетах налогоплательщиков в случаях, когда они не исполняют самостоятельно возложенную на них обязанность по уплате налогов (письмо Минфина России от 13.07.2011 N 03-02-08/75).

Внимание

Нарушение срока представления сведений об открытии счета и его закрытии - это два самостоятельных налоговых правонарушения, за совершение каждого из которых налогоплательщик мог быть привлечен к ответственности.

Примечание: в пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ указывалось также на необходимость сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии лицевого счета.

Лицевые счета - это счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Однако применение ответственности, установленной ст. 118 НК РФ, возможно только за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счетов именно в кредитных организациях, к которым казначейство, равно как и другие органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов, никакого отношения не имеют.

Срок представления сведений об открытии (закрытии) счета един для всех категорий налогоплательщиков, указанных выше, и составлял семь рабочих *(1) дней со дня открытия (закрытия) таких счетов (пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 23 НК РФ).

Способы представления указанных сведений в налоговый орган перечислены в п. 7 ст. 23 НК РФ, а именно:

- лично или через представителя;

- по почте заказным письмом;

- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В этом случае такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Представление сведений осуществлялось по форме N С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)", утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@.

*(1) Исходя из п. 6 ст. 6.1 НК РФ, срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем. Поэтому семидневный срок, установленный для сообщения налогоплательщиками в налоговые органы об открытии (закрытии) банковских счетов, исчислялся именно в рабочих днях

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Комментарий к ст. 15.4 КоАП

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, которые занимаются частной практикой, и адвокаты, которые учредили адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности.

Так, Приказом Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778@ "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" утверждены формы, которые рекомендуются налогоплательщикам для сообщения вышеназванных сведений в налоговые органы.

См.: Приказ Федеральной налоговой службы от 9 ноября 2006 г. N САЭ-3-09/778 "Об утверждении форм, рекомендуемых налогоплательщикам для сообщения сведений, предусмотренных п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации" // Нормативные акты для бухгалтера. 2006. N 23.

Как было сказано выше, налогоплательщик обязан информировать налоговый орган в течение 10-дневного срока об открытии или закрытии счета в банке. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако из текста данной статьи не ясно, подпадают ли ссудный, депозитный или транзитный валютный счет под действие этой нормы и можно ли привлечь налогоплательщика за непредставление сведений об открытии подобных счетов.

Налоговые органы исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый орган. Данная позиция нашла отражение в письме ФНС России от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ .

См.: письмо Федеральной налоговой службы от 27 апреля 2005 г. N КБ-6-24/351@ "О представлении информации по отдельным видам банковских счетов" // Экономика и жизнь. 2005. июнь.

Однако суд эту позицию не разделяет.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24 февраля 2004 г. N А56-29573/03 сделан следующий вывод:

"Специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия "счет", указанное в статье 11 НК РФ, а следовательно, у налогоплательщика отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета".

К аналогичному выводу пришел ФАС Уральского округа. В его Постановлении от 17 июля 2003 г. N Ф09-2039/03-АК сказано: "Гражданским законодательством предусмотрено очень большое количество банковских счетов. Однако не каждый из них является счетом с позиций законодательства о налогах и сборах. Непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии транзитного валютного счета в десятидневный срок не нарушает норм законодательства о налогах и сборах, а значит, не является налоговым правонарушением".

3.11 Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.

Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Отсутствие события налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения

Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа

Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет

Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта

Истечение сроков давности привлечения к ответственности

Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.

К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.

Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.

При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.

Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.

За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.

Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе

10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев

20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб.

Виды налоговых правонарушений

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке

Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения

5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб.

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока

30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода

Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы

10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)

20% от неуплаченных сумм налога

Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно

40% от неуплаченных сумм налога

Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей перечислению

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

50 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов

Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза

Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес

Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение

Виды налоговых правонарушений

Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком

Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа

Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов

Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей

Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа

30% от непоступившей в результате таких действий суммы

Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения

Читайте также: