Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Опубликовано: 15.05.2024

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктами 2.1 и 2.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктами 2.1 и 2.2 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментируемая статья устанавливает ответственность налогоплательщика за несообщение в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций.

Привлечению к ответственности по статье 129.1 НК РФ подлежит лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговому органу сведения, предусмотренные НК РФ. При решении вопроса о привлечении такого лица к ответственности за их непредставление необходимо исходить из существа истребованных документов (информации).

Такая позиция отражена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2012 N А26-7683/2011.

Например, органы загса, выполняя публичные функции по регистрации актов гражданского состояния, действуют в пределах установленной законом компетенции, поэтому на них не могут быть возложены обязанности, не предусмотренные законодательными актами, определяющими их статус в системе государственных органов, в том числе и в целях налогового контроля.

Ответственность таких органов по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ может наступить только в случае непредставления им информации о рождении и смерти физических лиц.

Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации и имеют ограниченный доступ. Орган загса, являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, в том числе и о семейном положении, не вправе распространять сведения о персональных данных без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере одной тысячи рублей.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением, которое с 1 января 2014 г. пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ квалифицируется по статьи 129.1 НК РФ.

Данная ответственность будет наступать, если:

предметом истребования являлась информация;

предметом истребования являлись документы, но в ходе производства по делу о налоговом правонарушении было установлено, что лицо не располагало истребуемыми документами.

В судебной практике выработан подход, согласно которому налоговое правонарушение признается повторным, если оно совершено одним и тем же лицом в течение года после наложения взыскания за первое аналогичное правонарушение. Исходя из этого суды приходят к выводу, что вынесение инспекцией в один день нескольких решений по статье 129.1 НК РФ повторности не образует и у инспекции нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 2 статьи 129.1 НК РФ (Постановления ФАС Московского округа от 06.08.2012 N А40-110416/11-99-473, от 27.07.2012 N А40-110393/11-99-472, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 N А21-2704/2012, от 22.08.2012 N А21-2703/2012, от 09.08.2012 N А21-2687/2012).

С 01.01.2015 действует пункт 2.1 комментируемой статьи, устанавливающий налоговую ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 НК РФ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами статей 21, 93.1, 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации.

Данное требование не выполнено, что послужило основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Не согласившись с выводами инспекции о совершении налогового правонарушения, общество указало, что из полученных требования и поручения невозможно установить, какие документы необходимо было представить.

Удовлетворяя заявленное банком требование, суды руководствовались положениями статей 11, 76, 129.1, глав 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что ответственность по статье 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение пункта 5 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть применена к банку, поскольку банки не являются субъектами этого правонарушения.

При осуществлении своей деятельности налогоплательщики должны направлять в контрольные органы ряд сведений.

Объект правонарушения

Невыполнение указанных обязанностей может повлечь существенные затруднений при осуществлении налогового контроля.

С целью избежать этого, законодатель защитил такие объекты правоотношений, установив ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК.

Как и в других отраслях законодательства, в качестве такового выступают правоотношения в той или иной сфере. Они подлежат особой защите со стороны государства.

В случае со ст. 129.1 НК, указанные объекты правоотношений связаны с фискальной сферой. Нарушитель чинит препятствия, осложняющие деятельность налоговых органов по анализу необходимой информации.

Вред заключается в том, что контролирующие структуры утрачивают инструментарий для отслеживания правомерности поведения налогоплательщиков. Имея недостаточно данных, установить факты иных нарушений становится сложнее.

Субъект правонарушения

Состав субъектов этого нарушения является как общим, так и специальным.

Если речь идет о ч. 1 и 2 ст. 129.1 НК, то возникновение ответственности возможно у всех налогоплательщиков, обязанных направлять сведения налоговикам. Речь идет о физических лицах, которым на момент нарушения исполнилось 16 лет, а также обо всех организациях.

Они могут быть не только налогоплательщиками, но и агентами. Указанные нормы предусматривают ответственность любого обязанного лица. Эти требования позволяют говорить о возможности наложения взыскания на должностных лиц различных органов, обязанных направлять информацию в налоговую инспекцию. В качестве примера выступает несообщение данных о рождении или о смерти граждан органами ЗАГСа.

Если дело рассматривается по ч. 2.1 ст. 129.1 НК, то круг потенциальных нарушителей существенно ограничен. В него входят иностранные организации, либо структуры, не образующие юрлица, которые являются налогоплательщиками по российскому закону.

Если речь идет о непредставлении сведений банками, то указанная статья к ним не применяется. В отношении этих структур используются специальные нормы, устанавливающие ответственность.

Чем отличается объективная сторона нарушения

Объективная сторона этого правонарушения не предусматривает наступления последствий. Это позволяет говорить о том, что оно является формальным.

Нарушение характеризуется бездействием обязанного субъекта. Альтернативой выступает действие с нарушением регламентированных сроков предоставления необходимых данных.

Ч. 1 ст. 129 НК отделяет сведения, связанные с осуществлением налогового контроля. Однако с 2017 года будет предусмотрено исключение. Оно касается представления пояснений по вопросам ошибок в декларации, являющейся предметом камеральной налоговой проверки.

Несоблюдение 5-дневного срока, изложенного в требовании, будет являться основанием для привлечения к ответственности.

Учитывая формулировку ч. 1 ст. 129.1 НК, нарушение может совершаться как устно, так и письменно. Причиной такого толкования норм является то, что основанием ответственности выступает несообщение.

В отличие от непредставления, несообщение не предполагает исключительно документальную форму передачи сведений.

Ч. 2.1 ст. 129.1 НК подразумевает особые признаки. Помимо специального субъекта, она устанавливает частный случай несообщения информации. Соответствующая обязанность установлена в ч. 3.2 ст. 23 НК.

Указанные нормы предписывают иностранным организациям или структурам, не представляющим юрлицо, сообщать данные о своих учредителях, участниках, управляющих лицах, а также бенефициарах. Эта обязанность возникает в случаях, когда указанному субъекту принадлежит недвижимость в России, которая облагается налогом.

Чтобы привлечь к ответственности нарушителя, необходимо наличие в законе конкретной обязанности передать отдельно взятые сведения в определенный срок. Если отсутствует хотя бы один из указанных элементов, наложение взыскания будет неправомерным.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу может совершаться следующими способами:

  • неисполнение указанной обязанности. Подразумеваются все случаи, когда ответственным лицом не совершены необходимые действия;
  • исполнение этой обязанности с нарушением срока. Сведения сообщаются по прошествии периода, определенного правовыми нормами.

Особенности субъективной стороны

Закон предусматривает ответственность при наличии обеих форм виновного поведения нарушителя.

Оно может выражаться в умысле. Под ним понимается отношение нарушителя к своим действиям, которое характеризуется знанием о возможных последствиях и желанием их наступления. Эта форма вины бывает только в тех случаях, когда данные не сообщаются в налоговый орган.

Возможна и неосторожность. Под ней подразумевается виновное поведение нарушителя, отличающееся тем что он осознавал или должен был осознавать характер своих действий и не желал наступления их последствий.

Неосторожность возможна как при ненаправлении информации, так и при пропуске установленных для ее передачи сроков. Она может быть обусловлена недостаточной квалификацией ответственного персонала или его невнимательностью.

Привлечение к ответственности

Рассмотрение дела подразумевает соблюдение ряда процедур. Перед тем как принять решение о привлечении к ответственности за неправомерное несообщение сведений налоговому органу, необходимо установить ряд обстоятельств.

Первая их группа включает изучение дела на предмет наличия факторов, исключающих вину. В их число входит действие непреодолимой силы и другие обстоятельства, которые не зависят от воли привлекаемого субъекта.

Наличие хотя бы одного из них влечет сокращение санкций, как минимум наполовину.

Ч. 1 ст. 129.1 НК устанавливает штраф, составляющий 5 тыс. рублей. Если нарушение совершено повторно, он составит 20 тыс. рублей. Таковыми считаются действия, которые имели место в течение календарного года. Если речь идет об одновременной ответственности за целый ряд эпизодов, то они не обладают признаками повторности.

Иной принцип установления наказания определен в ч.2.1 ст. 129.1 НК.

Расчет штрафа соответствует размеру налогового платежа в отношении находящегося в собственности недвижимого имущества.

Однако предусмотрен пропорциональный принцип его определения.

Если данные сообщены частично, то размер взыскания будет скорректирован сообразно доле участия того или иного лица в организации. Если не доли не предусмотрены, наказание назначается исходя из равного участия этих лиц.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

Информационное обеспечение деятельности налоговых органов является одним из условий осуществления ими эффективного налогового контроля. В целях формирования полной и достоверной информации, необходимой для осуществления мероприятий налогового контроля, Налоговый кодекс РФ содержит ряд норм, обязывающих тех или иных лиц предоставлять налоговым органам определенную информацию.

Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу предусмотрена ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.
Субъектом указанного в статье 129.1 правонарушения является неограниченный круг лиц, не являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами. Что касается налогоплательщиков и налоговых агентов, то их аналогичные деяния содержат объективную сторону самостоятельного состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

Для определения круга лиц, могущих быть привлеченными к ответственности по данной статье, следует определить, на кого, помимо налогоплательщиков и налоговых агентов, Налоговым кодексом возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Первой частью Налогового кодекса обязанность сообщать определенные сведения возложена на лиц, указанных в статьях 78 (п. 2), 85 и 86 Кодекса. Однако банки, обязанные в соответствии со статьей 86 Кодекса сообщать сведения об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, несут ответственность, предусмотренную статьей 132 НК, а, следовательно, они не могут быть субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 129.1. Обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения содержится и во второй части Кодекса. Так, статья 362 (п. 4 и п. 5) закрепляет обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать налоговым органам сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Статья 375 (п. 2) Кодекса предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что лицо, обязанное сообщать налоговым органам определенные сведения, неправомерно не сообщает эти сведения (сообщает их несвоевременно). Неправомерным можно считать несообщение сведений, которые в соответствии с Кодексом эти лица должны сообщать. Рассматривая комментируемую статью, следует обратить внимание, что в отличие от пункта 2 статьи 126 Кодекса обязанность сообщения сведений, нарушение которой влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1, является безусловной, то есть, возникает без какого – либо дополнительного запроса со стороны налогового органа. Следовательно, совершенным данное правонарушение будет считаться лицо, которое в установленный Кодексом срок не сообщило определенные сведения налоговому органу, что позволяет сделать вывод, что указание в скобках на «несвоевременное сообщение» нужно рассматривать не как особый вид объективной стороны правонарушения, а как уточнение термина «неправомерное несообщение». Следует обратить внимание, что последующее (после пропуска срока) выполнение лицом своих обязанностей по информированию налогового органа не может рассматриваться в качестве меры, исключающей возможность привлечения его к ответственности по статье 129.1, поскольку правонарушение к тому времени считается уже совершенным.

Таким образом, для формирования объективной стороны рассматриваемого правонарушения необходимо установить факт нарушения срока представления информации. Сроки, в течение которых лицо должно сообщить налоговому органу необходимые сведения, указаны в тех нормах, которыми определяется сама обязанность информирования налоговых органов.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Законодатель полагает, что степень общественной опасности данного правонарушения не зависит от того, умышленно или нет обязанное лицо не обеспечило налоговый орган необходимой информацией.

Пункт второй рассматриваемой статьи содержит квалифицирующий признак правонарушения. В данном пункте таким квалифицирующим признаком признается повторность совершения деяний, предусмотренных пунктом первым статьи 129.1, в течение календарного года.

Юридический отдел
УФНС России по Республике Тыва

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения Размер штрафа Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);
30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);
20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы)
ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);
40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно)
ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;
20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года)
ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ. Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого. Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 129.1 НК РФ

Пункт 1 ст. 129.1 НК РФ содержит ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

При этом обязанность представления сведений должна быть закреплена в Налоговом кодексе РФ, за выявленное нарушение не должна быть предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ.

Так, согласно ст. 93.1 НК налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках.

В соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации) с приложением копии поручения об истребовании документов (информации) (п. 4 ст. 93.1 НК РФ).

Как указано в п. п. 5 и 6 ст. 93.1 НК РФ, лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Следует иметь в виду, что истребованные инспекцией документы должны относиться к деятельности проверяемого налогоплательщика. Если, к примеру, запрошенные сведения будут относиться только к деятельности клиента банка-контрагента, то решение налогового органа о привлечении банка к ответственности по ст. 129.1 НК РФ будет признано недействительным (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. N 5355/11 по делу N А55-10502/2010).

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект — установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм НК РФ:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 НК РФ не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой ст. 129.1 НК РФ, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах НК РФ;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах НК РФ. Примерами могут служить:

3-дневный срок, установленный для сообщения банками в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

5-дневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину (ответственность) виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектами анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности.

Пункт 2 предусматривает ответственность за те же деяния, но совершенные повторно в течение календарного года, и влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные п. 3.2 ст. 23 НК РФ. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

В заключение отметим, что с 1 января 2017 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ст. 129.1 НК РФ будут дополнены п. 3, в соответствии с которым неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного п. 2.1 ст. 23 НК РФ, повлечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное п. 2.1 ст. 23 НК РФ.

Читайте также: