Налог на армянские машины в казахстане

Опубликовано: 17.04.2024

бумага и печать

Заинтересованными государственными органами в рамках постановления Правительства (от 20.05.2020г. №306) реализуется комплекс мер по регистрации транспортных средств с левосторонним расположением органов управления, зарегистрированных на граждан Казахстана в уполномоченных органах Республики Армения и ввезенных в Казахстан до 1 февраля 2020 года.

Правительством продлен срок регистрации названных автомобилей до 1 марта 2021 года (постановление Правительства от 02.09.2020 №553).

За период с 1 июня по 31 августа т.г. ОВД на учет поставлено более 14 тыс. (14 343) автомобилей, соответствующих условиям регистрации. С 1 сентября по 16 сентября т.г. на учет поставлено 842 автомобиля.

В настоящее время Министерством торговли и интеграции реализовывается комплекс мер по увеличению числа и соответствующей аккредитации испытательных лабораторий, в части автомобилей с перенесенными органами управления с правостороннего на левостороннее расположение.

На сегодняшний день аккредитацию на выдачу протоколов проверки безопасности конструкции транспортного средства имеют испытательные лаборатории в городах Алматы, Костанае, Уральске и Петропавловске, уже более 800 переоборудованных автомобилей после получения положительного протокола испытаний прошли регистрацию на казахстанский учет.

Работа по регистрации таких автомобилей продолжается.

Что необходимо для временной регистрации автотранспорта

Для совершения регистрации транспортных средств с левосторонним расположением органов управления, зарегистрированных на граждан Республики Казахстан в уполномоченных органах Республики Армения и ввезенных в Республику Казахстан до 1 февраля 2020 года владельцами представляются:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. документы об уплате сбора за государственную регистрацию в соответствии с пунктом 4 статьи 553 Налогового Кодекса Республики Казахстан и государственных пошлин в соответствии со статьей 615 Налогового кодекса Республики Казахстан;
  3. СРТС и ГРНЗ на транспортные средства, выданные в уполномоченном органе Республики Армения;
  4. свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства по форме согласно приложению 17 к ТР ТС 018/2011 или протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства в соответствии с Национальным стандартом Республики Казахстан 1418-2018 "Автомототранспортные средства. Внесение изменений в конструкцию. Общие положения и технические требования" (далее - протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства), в случае наличия в идентификационном номере менее 17 знаков (требования пункта 16-1 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан от 2 декабря 2014 года № 862 «Об утверждении Правил государственной регистрации и учета отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства, подготовки водителей механических транспортных средств, приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений».)

Стоимость регистрации автомобиля в рамках принятого постановления Правительства (от 20.05.2020 №306) составит 12 543 тенге, включая сбор за регистрацию – 730 тенге (0,25 МРП), пошлина за техпаспорт – 3 646 тенге (1,25 МРП), за госномер – 8 167 тенге (2,8 МРП).

Оплата налогов, пошлин и сборов

Перед постоянной регистрацией вам придётся оплатить:

  • таможенный сбор и пошлину;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акциз;

Для начала необходимо выполнить расчет таможенной стоимости товара. Таможенная стоимость товара - это цена товара и сумма понесенных расходов при покупке, транспортировке. Стоимость указывают в декларации сами автовладельцы. В подтверждение нужно приложить чеки и договор купли-продажи. Если нет чека, а указанная в декларации цена ниже рыночной, органы государственных доходов производят оценку самостоятельно.

Из таможенной стоимости определяется размер таможенных пошлин. Сбор за таможенное декларирование товаров составляет 20 000 тенге.

Следующий платеж – акциз, ставки акцизов фиксированы и составляют 100 тенге за 1 куб.см.

Ставка НДС установлен 12%. Сумма рассчитывается по схеме: НДС = (Таможенная стоимость + Пошлина, сборы + Акциз) х 12%.

Итоговая сумма таможенных платежей = Сборы за таможенное оформление + Пошлина + Акциз + НДС

Здесь вы можете рассчитать ориентировочную сумму таможенных платежей и налогов.

Сумма первичной, в том числе временной, регистрации автотранспорта, зависит от размера МРП и возраста автомобиля.

Первичная регистрация нового транспорта обходится дешевле, машины постарше – дороже.

Ставка сбора за транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения – легковые автомобили (категории М1) с электродвигателями, за исключением гибридных

  • до 2 лет, включая год выпуска – 0,25 МРП;
  • от 2 до 3 лет, включая год выпуска – 25 МРП;
  • от 3 лет и выше, включая год выпуска – 250 МРП.

Ставка сбора за транспортные средства категории М1, за исключением транспортных средств с электродвигателями:

  • до 2 лет, включая год выпуска – 0,25 МРП;
  • от 2 до 3 лет, включая год выпуска – 50 МРП;
  • от 3 лет и выше, включая год выпуска – 500 МРП.

Пошлина за изготовление свидетельства о государственной регистрации транспортных средств (СРТС) составляет 1,25 МРП.

Пошлина за выдачу государственного регистрационного номерного знака на автомобиль (ГРНЗ) - 2,8 МРП.

К примеру, за регистрацию автомобиля не на электродвигателе, 2011 года выпуска, общая сумма за регистрацию составит (500 МРП+1,25 МРП+2,8 МРП) = 1 458 500+ 3 646+ 8 167 = 1 470 313 тенге.

Оплата утилизационного сбора

С 1 января 2016 года действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень.

В перечень входят также и автотранспортные средства, за которые необходимо уплатить утилизационный сбор.

Утилизационный сбор - плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки. Утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке в отношении различных видов транспортных средств. Базовая ставка составляет 50 МРП.

Для легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см - коэффициент 3;
  • от 1 001 до 2 000 куб. см - коэффициент 7;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см – коэффициент 10;
  • свыше 3 001 куб. см - коэффициент 23.

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки авто на учет на сайте https://recycle.kz/.

В разделе «Утилизационные платежи» можно внести утилизационную плату. Для внесения платы требуется регистрация и доступ к личному кабинету. Предварительный расчет утилизационной платы можно произвести в данном разделе, воспользовавшись иконкой калькулятора. Также имеется поле для проверки утилизационной платы на транспортные средства.

Требования к транспортному средству

Регистрации подлежат только автомобили с левосторонним расположением органов управления.

В случае выявления фактов «перекидки» органов управления, гражданам необходимо будет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства или протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства, которые выдаются аккредитованными испытательными лабораториями.

При наличии свидетельства или протокола, данное транспортное средство будет зарегистрировано и допущено к эксплуатации в Республике Казахстан.

Что необходимо для постоянной регистрации автотранспорта

  1. удостоверение личности;
  2. документов, подтверждающих:
  • прохождение таможенного оформления;
  • уплату пошлин и сборов, установленных Налоговым кодексом (в соответствии со статьей 615 Налогового кодекса за выдачу: свидетельства о регистрации транспортного средства – 1,25 месячного расчетного показателя (далее – МРП); государственных регистрационных номерных знаков на автомобиль – 2,8 МРП; за первичную государственную регистрацию транспортного средства в соответствии со статьей 553 Налогового кодекса);
  • утилизационный сбор (исполнения расширенных обязательств производителями (импортерами) при первичной регистрации транспортных средств, установленных Экологическим кодексом Республики Казахстан);
  1. документа, подтверждающего право собственности на транспортное средство (договор купли-продажи, документ о праве на наследование имущества, договор мены, дарения составленные в соответствии с требованиями гражданского законодательства);
  2. свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства для подтверждения соответствия автомобиля требованиям технического регламента Таможенного Союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (выдается аккредитованными лабораториями в области сертификации).

Вышеуказанный перечень документов сдается работникам ЦОНа для формирования заявки и последующего направления в органы внутренних дел для проверки на предмет угона и розыска после чего транспортное средство регистрируется.

Последствия несвоевременной постановки на постоянный учет

Данная категория граждан в соответствии с требованиями действующего законодательства обязана принять меры по недопущению эксплуатации таких транспортных средств (могут вывезти, за пределы страны, реализовать по запчастям, либо возвратить предыдущему владельцу в гражданском или судебном порядке).

Никаких специальных рейдов проводиться не будет, но если водитель такого транспортного средства допустит нарушение Правил дорожного движения, то в отношении него будут приняты меры, в том числе и за эксплуатацию с нарушением требований по регистрации автотранспорта, за которое предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10 МРП (29 170 тг.) (статья 590 КоАП) и водворения автомобиля на штрафстоянку.

фото 2
фото 1

авто армения

8 (800) 350-29-83 — Регионы России 8 Москва и Московская обл. 8 Санкт-Петербург и Лен. обл.

Это быстро и бесплатно!

После вступления Армении в Евразийский экономический союз, на российских дорогах увеличилось количество автомобилей с номерами этой солнечной страны. Специалисты утверждают, что купить авто на армянских номерах намного дешевле, а содержать их гораздо выгоднее. В чем же причина подобного феномена и какие преимущества и недостатки ждут российских автолюбителей после оформления иностранной покупки?

Почему машины покупают в Армении

Периодически российские автодельцы меняют рынки приобретения транспортных средств. К ставшим привычными для многих Китаю и Японии, присоединилась Армения. Начиная с 2015 года, количество ввоза подержанных машин из этой союзной страны увеличилось в несколько раз. Это обусловлено несколькими факторами:

  1. Цены. Стоимость автомобиля в Армении намного ниже, чем аналогичной модели и года в России (разница может варьироваться от 100000 до 500000 рублей). Это связано с армянской таможенной системой, тарифы которой гораздо ниже российских. Кроме того, авто на армянских номерах в России не требуют прохождения процедуры растаможки.
  2. Евразийский экономический союз. Вступление Армении в союз России, Казахстана, Белоруссии и Киргизии позволяет всем, кто имеет машины с армянскими госномерами беспрепятственно въезжать и передвигаться по территории РФ. То есть, после покупки и оформления транспортного средства, российский покупатель получает новые армянские номера, с которыми может ехать в России и эксплуатировать свой новый автомобиль безо всяких ограничений.

армения за и против
фото 3









Растаможка

После вступления Армении в Таможенный союз, армянские автомобили можно свободно ввозить в Россию без прохождения таможенных процедур, но с уплатой таможенной пошлины. От уплаты пошлины освобождены:

  • автомобили армянского производства любого года выпуска;
  • автомобили любого производства, растаможенные в Армении до 2014 года.

Таким образом, в Армении выгодно покупать подержанные авто, ввезенные в страну до 2014 года: они еще вполне на ходу, и за них не потребуется платить пошлину на таможне.

фото 2

Если же вы хотите купить в Армении новое авто, то узнать стоимость его расстаможки можно на сайте Таможенной службы Республики Армения. В графы онлайн-калькулятора на сайте необходимо ввести:

Чтобы узнать сумму таможенной пошлины, нужно ввести:

  • марку машины;
  • год выпуска;
  • тип кузова;
  • параметры двигателя.

После этого программа автоматически выведет на экран стоимость таможенной пошлины.

В чем выгода для покупателей

Кроме существенной разницы в цене, приобретение транспортного средства с армянскими номерами, открывает собственникам несколько дополнительных преимуществ:

  1. Транспортный налог. Россияне, которые отправляются за границу за покупкой транспортного средства, должны оформить его там же. Соответственно и налоговое бремя по содержанию авто рассчитывается по армянским законам, которые более лояльны к налогоплательщикам. В отличие от российских правил, где за основу берется мощность транспортного средства, армянские налоги рассчитываются исходя из возраста машины (чем старше, тем дешевле). Кроме того, если собственник машины совсем не платит налог, преследовать его в России никто не будет. Проблемы с неуплаченными налогами и начисленными пени возникнут только тогда, когда потребуется продать автомобиль.
  2. Штрафы. В Российской Федерации существует две разновидности штрафов За нарушение ПДД: выписываемых на водителя и на автомобиль. Во втором случае основанием для формирования платежной квитанции служат фото и видеоматериалы с камер слежения. Однако номера Армении на авто не распознаются нашими системами слежения. Поэтому автолюбители могут существенно экономить на оплате дорожных штрафов.

Почему казахстанцы массово скупают армянские авто?

Корреспонденты «ЭК» провели собственное расследование и выяснили, почему казахстанцы стали массово скупать автомобили из Армении.

В минувшие выходные автомобильный рынок Актобе, как всегда, был переполнен машинами. Из нескольких сотен авто половина оказалась с российскими номерами и еще дюжина – с армянскими. Раньше машин с красно-сине-оранжевым флагом тут не видели, но в последнее время они стали появляться все чаще. Покупателей иностранные номера ничуть не смущают…

Дешево и сердито

Владельцы армянских машин уверяют, что товар в отличном состоянии и изначально был куплен для себя. Хозяин автомашины «Опель-Астра» по имени Алик рассказал, как и почему решил пригнать себе машину из далекой солнечной страны:



В Армении машины в два раза дешевле, чем у нас. После того как президент позволил ездить по доверенности на «не наших» автомобилях, многие предприимчивые казахстанцы отправились в Россию и другие страны за недорогими «железными конями». Сейчас стали еще и из Чечни возить.

Продавец «Опеля» пояснил, что машина оформлена на родственника в Армении, который в свою очередь продал ему авто по доверенности. Сейчас мужчина продает «нерезидента» и уверяет, что страха при покупке такого авто быть не должно – все оформлено по закону:

По доверенности можно спокойно ездить и в Казахстане, и в Армении. Проходить техосмотр можно даже в Актобе, правда, налог нужно платить в Армении владельцу автомобиля. Но я и отсюда его спокойно оплачиваю по электронной почте через своего родственника. Если будущий хозяин, которому я продам свою машину, не станет платить налог, то мой родственник (владелец авто. – Авт.) может подать в угон и все. А так – это доверительные отношения, которые никто не захочет портить.

Вчера «кыргызы» – сегодня «армяне»

Алик продает автомобиль за 1 млн 600 тысяч тенге. Во сколько он обошелся ему в солнечной Армении, мужчина решил оставить в секрете. Сказал только, что в Армению авто пригнали из Германии и оно в очень хорошем состоянии. Действительно, на авторынке машины с армянскими номерами выглядят вполне достойно и на первый взгляд – не битые. В Актобе с армянскими номерами на продажу выставлены автомашины марок «Тойота», «Опель», «Киа». Много и микроавтобусов.


Как пояснил другой продавец по имени Тимур, минивэны в основном везут для предпринимателей, ведь частные перевозки – распространенный бизнес. Как правило, водители армянских микроавтобусов стоят на автовокзале, предлагая за выгодную цену добраться до Соль-Илецка, Оренбурга и дальше.

Раньше стояли семиместные микроавтобусы из Кыргызстана, сейчас на смену «кыргызам» пришли «армяне». Почему бы и нет? – рассуждает Тимур. – Они явно дешевле. Более того, совсем не обязательно ехать в Армению за машиной самому. Сейчас есть люди, которые за определенную плату пригонят и оформят автомобиль.

Предоставленные государством возможности позволяют заработать многим: одним – на спекуляции «железными конями» из соседних стран, другим – на их перегоне и оформлении. Не повезло только сотрудникам дорожной полиции, которые должны контролировать «приезжих». А это пока возможно не в полной мере.

Грузинский привет

Корреспондент «ЭК» Владислав Кожухарь, находясь в Армении, решил прояснить ситуацию, что называется, с другого берега.

В Армению машины попадают из Грузии. В Тбилиси они идут разными путями: фурами, паромами и по железной дороге. Приходят авто из стран ЕС и США зачастую в плачевном состоянии. Как правило, прежние хозяева выставляют их на аукцион после ДТП. В Ереване их чинят, рихтуют, меняют запчасти и сбывают покупателям из Казахстана, России и Украины. Кстати, узнать, как выглядела машина до ремонта, нетрудно. Есть специальный сайт, на котором размещены все авто, выставленные на аукцион. Недоделки и прочие дефекты там подробно описаны и даже сфотографированы, нужно только вбить заводской номер машины. Минус лишь в том, что сайт англоязычный.


Справедливости ради надо отметить, что не все автомобили из Еревана побывали в аварии. Большую долю машин составляют подержанные авто, которыми их заморские владельцы уже попросту наигрались. У себя на родине сбыть их невозможно, а вот на Кавказе спрос есть.

На окраине Еревана возле точек автосервиса я встретил представившегося Артуром пенсионера, который привез на профилактический ремонт белый «Опель Астра» 2015 года.

Угадай, за сколько я его купил? Не поверишь, за 1 800 долларов (576 тысяч тенге)! – похвастался старик. – Только вчера пригнал из Поти. Тут хочу продать за 2 600 (936 тысяч тенге). Хорошая машина, колодки только поменять и еще кое-что по мелочи. Ее быстро купят. Сюда приезжают казахи, украинцы, русские, но их меньше. Казахстанцев почему-то больше всего.

На казахстанском портале «Колеса» за такой же «Опель», но не белого, а желтого цвета просят 4,8 млн тенге. Даже если учесть расходы на бензин и дорогу, в Армении аналогичное авто обойдется дешевле аж на 3 млн тенге.

Риск – дело всенародное

Однако с дешевизной нужно быть осторожнее. Риск нарваться на мошенника очень велик. В Интернете полно роликов, когда покупатели возвращаются на авторынок, чтобы воззвать к совести нерадивого продавца. Иногда оказывается, что «почти новый» автомобиль до продажи был кучей металлолома и продавец сделал лишь косметический ремонт – ровно такой, чтобы авто имело товарный вид.


Потеряться в чужой стране немудрено, поэтому предприимчивые жители Армении давно наладили новую сферу бизнеса. Они оказывают услуги сопровождающего по авторынкам. Стоит это порядка 100 долларов, зато ответственность за покупку сопровождающие берут на себя. Также за отдельную плату можно договориться о встрече в аэропорту, размещении на квартире и даже о питании.

К счастью, в Ереване неплохо развита туристическая инфраструктура, и жилье с питанием стоят недорого. Сутки проживания обойдутся примерно в 50 долларов, если не зацикливаться на комфорте. Гораздо сложнее с дорогой из Актобе. Добраться в Ереван из нашего города можно на самолете с пересадкой в Москве. В зависимости от дня вылета и от авиакомпании билет в одну сторону будет стоить от 70 до 120 тысяч тенге.

Туда – сюда – обратно

Обратная дорога сложнее. Самый короткий путь в Актобе идет через порт Баку и далее паромом через Актау. Но из-за карабахского конфликта граница с Азербайджаном для автомобилей с армянскими номерами закрыта. Остается гнать покупку обратно в Грузию, а оттуда – в Россию.

При хорошем раскладе обратная дорога будет стоить около 200 тысяч тенге – это бензин, питание и ночлег в дешевых мотелях. Но такое случается редко. Как ни крути, при себе надо иметь еще не менее 1 млн тенге, ведь в дороге случается всякое. Как показывает практика, охотники за очень дешевыми машинами сильно рискуют. В лучшем положении оказываются те, кто отправляется в Армению не за старенькой «Маздой» 2004 года, а за более дорогими автомобилями. Например, за элитным джипом. Тут разница в цене вполне оправдывает затраченные время и усилия.

Какие есть ограничения

Как только новость о недорогих и качественных автомобилях из Армении распространилась среди широкой общественности, появилась масса слухов об ограничениях, связанных с ними. Самый распространенный слух о том, что на машине с армянскими госномерами может ездить только ее непосредственный владелец. Те, кто действительно интересуется, как приобрести и как ездить на авто с армянскими номерами, должны знать следующее:

  • при въезде на территорию РФ на автомобиль необходимо оформить стандартный полис ОСАГО;
  • собственник имеет право передавать управление автомобилем третьим лицам при наличии страховки без ограничений или если конкретный водитель вписан в страховой полис.

Важно! Машины из Армении на территории Российской Федерации должны передвигаться и эксплуатироваться в соответствии с российскими законами. Никаких иные ограничений не предусмотрено.

Как купить

Купить машину из Армении можно разными способами:

  1. Лично. Для покупки потребуется выделить 3-4 дня из повседневного графика. Наиболее масштабный рынок транспортных средств представлен в Ереване. Россиянам для оформления сделки потребуется помощь местных жителей или хорошее знание языка. Кроме поиска подходящего варианта, необходимо предварительно сделать нотариально заверенный перевод паспорта и оформить прописку на несколько дней.
  2. С помощью посредников-помощников. Специализированные организации или частные лица предлагают свои услуги тем, кто желает приобрести транспортное средство. Еще до выезда из России можно договориться с посредниками, которые подберут подходящее авто, проведут его проверку и другие подготовительные работы. Покупателю останется только подписать договор и пройти процедуру оформления транспортного средства на себя.

Совет! В любом МРЭО Армении существует услуга выбора красивого номера. Достаточно просто подобрать на компьютере нужную комбинацию и проверить стоимость получившегося госномера по прайсу.

Подбор красивого номера (цена в национальной валюте)

Основные статьи расходов

При покупке авто важно понимать, что ехать за машиной придется самостоятельно. Поэтому предварительно необходимо определить, какие расходы, кроме оплаты самого транспортного средства, придется нести:

  1. Приобретение местной автомобильной страховки на 90 дней (минимальный срок).
  2. Оплата страховки и экосбор при въезде в страну (если покупатель приехал на личном автомобиле).
  3. Перевод паспорта (необходим для составления и подписания договора купли-продажи).
  4. Прописка.
  5. Оформление ГБО и удостоверения на использование газового оборудования в машине (при наличии и необходимости).
  6. Транспортные расходы (стоимость топлива в Армении на порядок выше, чем в России).

Что изменилось?

С этого года в РФ начали действовать новые нормы законодательства, касающиеся регистрации транспортных средств. Согласно им, если гражданин России постоянно проживает на территории страны, принадлежащий ему автомобиль должен быть зарегистрирован по месту жительства. Причем сделать это нужно в течение 10 суток с момента въезда машины на территорию. Норма не касается только авто, участвующих в международном движении.

В то же время, если авто принадлежит россиянину, он имеет право передвигаться на нем по стране до 1 года с момента выезда из Армении. После этого нужно обязательно поставить машину на учет либо выехать на территорию соседней страны. Что касается взысканий за нарушение, на сегодня они такие:

  1. Согласно статьи 12 КоАП за передвижение на транспортном средстве, которое не зарегистрировано в установленном порядке, в первый раз налагается штраф в размере от 500 до 800 рублей. Требуется встать на учет в установленном порядке, чтобы избежать повторных наказаний.
  2. Во второй и последующие разы взыскание будет намного серьезнее. Штраф равен 5 000 рублей, вторым вариантом наказания является лишение права управления транспортными средствами на строк от 1 до 3 месяцев.
  3. Самый серьезный вариант – изъятие регистрационных документов или госномеров. В законе есть и такой вариант наказания, уже были прецеденты, когда инспекторы ДПС конфисковали номера.
  4. Если авто было ввезено позднее октября 2014 года, в наличии должны быть и таможенные документы. Если их нет, по пункту 3 статьи 12 КоАП штраф составит 500 рублей. Но при этом машину отправят на штрафстоянку.

По сути, если гражданин России является владельцем машины, он обязан поставить ее на учет на территории страны. В этом случае не действует правило 1 года, кроме вариантов, когда человек постоянно проживает на территории другого государства.

Чем нам поможет Закон о кредитных каникулах для физических лиц 2020 года? Текст, номер и комментарии


Пещера Али Бабы в виде дешевых подержанных автомобилей с армянскими номерами превратилась в тыкву: владельцев останавливают, машины отправляются на штрафстоянки, а решение проблемы стоит сотни тысяч рублей. Почему машины стали обузой, кто виноват и что делать?

Что произошло с машинами из Армении в 2020 году

Начиная с 2019 года регионы и многочисленные российские столицы начали наполняться автомобилями с армянскими регистрационными знаками. Владельцы оных «ходили королями»: за стоимость новой Lada Granta или глубоко подержанного Renault Logan можно было приобрести воистину роскошную машину. При желании – даже крепкий и свежий Mercedes-Benz! Нужно было лишь лично съездить в дружескую Армению и приобрести машину там.

За машиной в Армению

Как только автомобиль съезжал с корабля, его тут же ставили на учет и отдавали владельцу. Без пробега по РФ! Ну а дальше – широко распростертые объятия и долгие годы беспроблемной эксплуатации. Опытные перегонщики даже выяснили, что ставить на учет не надо: мало того, что налоги и штрафы идут лесом, так еще и парковка бесплатна. А с 1 января 2023 года машина благополучно и без лишних трат встанет на учет в родном ГИБДД – оплатить нужно будет только утилизационный сбор и установку ЭРА-ГЛОНАСС. Никакой растаможки. Шах и мат!

Однако, как водится в наших широтах, музыка играла не долго. Власть имущие и окружение, среди которого есть немало лоббистов самых разных интересов, прикрыли лавочку в одно мгновение. А те, кто еще вчера укорял своего соседа в безграмотности, глупости и стереотипном мышлении, оказались в западне.

Откуда взялась дыра в законе с армянским автоучетом

Воистину сага об армянских номерах достойна полноценного романа с последующей экранизацией. Ведь подобных сюжетов в короткой, но насыщенной истории Российской Федерации было уже немало, однако граждане продолжают с завидной регулярностью наступать на одни и те же грабли. Назвать это произведение стоило бы «Дырой в законе».

Началось все с того, что вольная Армения вступила в ЕАЭС, он же Таможенный союз, и стало вроде как единым пространством с Белоруссией, Казахстаном и, конечно, Россией. Предприятие это настолько захватывало дух, что позже от соблазна слиться в едином порыве не удержалась и Киргизия. Одним словом, планы по совместному покорению мира за счет обильной западно-сибирской нефти и, видимо, крахмала, были наполеоновские.

Машины из Армении

Для граждан РФ же Армения представала не только туристической Меккой и коньячным изобилием, но и весьма щедрым источником недорогих подержанных автомобилей. Дело в том, что в Армении были лояльные условия на растаможку – своих-то автомобилей страна не производит, а после вступления в ЕАЭС начинали действовать переходные тарифы на «таможенную очистку» импортного товара. А раз мы теперь «едины и непобедимы», то… Россияне почуяли золотую жилу и, что естественно, бросились в союзное государство за товаром по бросовым ценам. Мол, раз есть лазейка в законе – значит надо действовать.

История изначально выглядела сколь же привлекательной, столь и скользкой: в договоренностях между странами черным по белому было прописано, что товары, импортированные в Армению по переходному тарифу, будет использованы исключительно внутри страны, а весь возможный «субимпорт» будет пресекаться. Впрочем, таможни – и российская, и армянская – почему-то давали добро, открывая ворота для десятков, сотен, а потом и тысяч подержанных автомобилей.Бюрократия – это все та же монета с двумя сторонами. Она медлительна и неповоротлива в обе стороны.

Первоначально, пока процесс не обрел столь массовый характер, для постановки автомобиля с армянскими номерами на российский учет, требовалось всего-то:

  • оплатить небольшой таможенный сбор – от 15 000 до 50 000 рублей,
  • утилизационный сбор
  • и установить тот самый «гаджет» ЭРА-ГЛОНАСС.

И все. Выполнив все требования законодательства, можно было получить желанные ПТС и СТС отечественного образца и распорядиться транспортным средством по своему усмотрению.

Как хитрецов подвела жадность

Впрочем, такой вариант – уплата сборов и установка «Эры» - приняли не все. Чтобы сэкономить копейку, и рубля не жалко, так что народ продолжил ездить на армянских номерах.

Это ведь еще один бонус к низкому налогу – в Армении транспортного налога нет, вместо него существует налог на имущество. Более того, неплательщика в другой стране преследовать не будут. Короче говоря, одни преимущества.

В довершении ко всему каждый новоявленный владелец автомобиля с армянскими номерами как мантру произносил: «Вот наступит 2023 год – и бесплатно поставлю на учет, без всяких ваших сборов». Откуда это «знание» взялось? А все дело в том, что все автомобили, ввезенные с 2014 по 2020 год, будут считаться проходными, и услуги таможни оплачивать уже не придется. Прям не Страна Советов, а сущий рай на земле. Еще немного – и заживем!


Армянские номера в России (фото drom.ru)

Однако случилось то, что случилось: во многих регионах РФ, особенно на юге, где армянских номеров появилось особенно много, начали останавливать водителей. В лучшем случае просто выписывали штраф, в худшем – машину отправляли на штрафстоянку. В одном из субъектов федерации пошли еще дальше: автомобиль уже продали с аукциона. Вопрос только, кому и для каких целей: чтобы сделать «перевертыш» или чтобы снова поймать на дороге и снова продать?

В Краснодарском крае и Ростовской области поднялся настоящий путч: водители пишут письма президенту и требуют остановить кампанию, однако сотрудники ГИБДД разводят руками. Мол, «сверху» прислали приказ, безапелляционно требующий очистить дороги от машин «на Армении». Полицейские тоже люди, все понимают, но против начальства не пойдут. Так начались многочисленные рейды, быстро разошедшиеся по регионам. Дошло, конечно, и до столиц. Водителей штрафуют, машины изымают, что делать и куда бежать – непонятно.


Рейд ГИБДД по армянским номерам (фото За рулем)

Например, за Honda Accord седьмого поколения придется внести в государственную кассу 837 362,88 рубля (калькулятор). Дешевле сжечь.

Кто виноват?

В некоторых случаях такое поведение сотрудников автоинспекции совершенно обосновано: управление автомобилем «со временным ввозом» нельзя передавать другому человеку. Но до этого пункта обычно никто правила не дочитывает. Как, впрочем, и до других пунктов совершенно непереводимых на русский язык отечественных законов. Вина за «армянскую экспансию» в равных долях лежит как на покупателях автомобилей с российским паспортом, так и на таможенной службе: разобраться в правилах и нормах невозможно, документы составлены в совершенно нечитаемой и непонятной форме, а ответ сотрудников не всегда и не навсегда прав. То, что в 2019 году считалось вполне нормальным, в 2020 – уже вне закона. Вот такой вот високосный год, который по традиции нашей страны случается в четыре раза чаще, чем во всем подлунном мире.

Воистину, простой человек не сможет самостоятельно разобраться, а единого государственного органа, в который можно обратиться за уточнением, подтвержденным бумагой с синей гербовой печатью, у нас нет. Вернее, есть, но бумаги не будет. А без бумажки… Да, чего уж там, у нас и с бумажкой.

Что делать владельцам машин с армянскими номерами

Сотрудники полиции, если в них шевельнулось чувство сострадания, рекомендуют припрятать машину на пару-тройку месяцев в гараж и дождаться, пока схлынет волна государственного старания. Мол, полютуют генералы до зимы, а там уж и забудут – будете дальше спокойно ездить. Страна у нас большая, на всех дорогах полицейские патрули не поставишь. Но факт остается фактом: сейчас на машинах с армянскими номерами, доставленных в наши широты по временному ввозу, могут перемещаться только обладатели соответствующего паспорта. Все остальные будут строго наказаны, вплоть до изъятия ТС.

Штрафстоянка армянский учет

На вопрос «Что делать с машиной на армянском учете» нет достойного ответа:

  • растаможить по правилам – дорого,
  • отвезти обратно в Армению – значит нарваться на кордоны полиции и упереться в закрытую границу,
  • продать или разобрать тоже не выйдет – машина ведь ввезена, документы оформлены, а значит, бумажка подшита в папочку. Где гарантия, что однажды не придут из очередной инспекции и не попросят предъявить? Передавать-то по закону нельзя.

Остается только запереть автомобиль на три года в гараж и ждать 2023-ий, параллельно надеясь, что не придумают очередного запретительного закона.

Что, будем откровенны, маловероятно: уж больно много потратили государственных денег в первом полугодии. А сколько еще предстоит, пока мир не разгонится, а нефть не подорожает.

Вывод из всей этой саги прост: если уж удалось найти лазейку в законе – пользуйтесь ей немедленно, в полном объеме, и не экономьте на спичках. Те, кто заплатили таможенный и утилизационный сборы, поставили кнопку ЭРА-ГЛОНАСС и на законных основаниях получили госномера российского образца, сейчас эксплуатируют роскошные автомобили, которые были куплены с огромным дисконтом. А те, кто решил сэкономить еще, сыграв в невидимку с государственной машиной, кусают локти и присматривают себе рухлядь тысяч за пятьдесят. Ведь у ведущего выиграть нельзя. Разве это новость?

Алматы. 1 июня. КазТАГ – Мадина Алимханова . В Казахстане автомобилями с армянскими номерами можно управлять по доверенности, сообщил начальник управления административной полиции ( УАП) департамента полиции (ДП) Алматы полковник полиции Жандос Мураталиев.

«Данное транспортное средство ставится на учет без отчуждения. То есть, он не может на другого гражданина оформить, но другие граждане нашей республики имеют право по доверенности или по страховому полису управлять данным транспортным средством», — сказал Мураталиев на брифинге в понедельник.

Он отметил, что продать такое авто можно только, выехав в Армению и сняв его там с учета.

«Если гражданин захочет продать данное транспортное средство, он приезжает в спецЦОН, получает обратно армянские номера и технический паспорт, которые будут здесь храниться до полного износа автомобиля, выезжает в Армению, там снимает машину с учета, возвращается в Республику Казахстан, при этом уплачивает все пошлины и регистрационные сборы, и только после этого данное транспортное средство может быть оформлено на другое лицо», — пояснил глава УАП.

По словам Мураталиева, это касается только авто с левым рулем, ввезенные в Казахстан до 1 февраля 2020 года.

«Важно знать, что период регистрации таких ТС с 1 июня по 1 сентября этого года. Принято решение ограничиться тремя платежами: сбор за регистрацию – Т695, пошлина за техпаспорт – Т3473 тенге и за госномер Т7778. Общая сумма платежа составляет Т11 946», — напомнил он.

По словам Мураталиева, зарегистрировать такие авто можно в любом городе Казахстана и получить номера соответствующего региона.

Кроме того, Мураталиев подчеркнул, что все камеры «АИС БДД», «Сергек», имеют возможность распознать госномер авто из Армении, а при постановке на учет данные транспортные средства будут проверяться по линии Интерпола на предмет криминального происхождения.

Напомним, в начале 2020 года МВД РК заявило, что армянские и кыргызские автомобили, находящиеся в стране больше года, будут выдворены из страны, призвав зарегистрировать такие авто в Казахстане. Планы правоохранителей вызвали широкий резонанс среди владельцев указанных автомобилей – в крупных городах страны регулярно проходят митинги с требованиями снизить стоимость перерегистрации или иным менее дорогим способом решить вопрос легализации армянских и кыргызских авто в Казахстане.

24 января 2020 года президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил правительству в месячный срок, в разовом порядке, обеспечить временную регистрацию автомобилей, ввезенных по состоянию на 1 февраля 2020 года гражданами РК из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для личного пользования. 27 января в МВД РК сообщили, что «желтые» номера для ввезенных из стран ЕАЭС авто в Казахстане будут действовать год. Также полиция уверяет, что автомобили с «желтыми» номерами на дорогах страны не будут останавливать без причины.

3 февраля стало известно, что владельцы авто с иностранными номерами поймали официального представителя Казахстана в ЕАЭС Серика Жумангарина и начальника комитета административной полиции МВД РК Марата Туякбаева в даче ложных обещаний о том, что «никаких ограничений для автомобилей из Армении не будет». В настоящий момент автолюбители собирают подписи под петицией к премьер-министру Аскару Мамину с требованием амнистировать уже ввезенные машины.

В этот же день правительство Казахстана приняло постановление о годе отсрочки для владельцев автомобилей с номерами стран ЕАЭС.

Необходимость регистрации иностранных автомобилей в Казахстане власти объяснили невозможностью привлекать их владельцев к ответственности за нарушения ПДД.

Как выяснило МИА КазТАГ через официальный запрос в МВД, плата за первичную регистрацию автомобиля с номерами стран ЕАЭС в Казахстане может превысить Т1,3 млн.

10 марта стало известно, что Армения усилила контроль над регистрацией авто на иностранцев после обращения Казахстана.

21 мая в МВД сообщили, что срок временной регистрации ввезенных из Армении автомобилей в Казахстане продлили на два месяца.

Роман Чертовских

«Россияне все чаще стали ездить за автомобилями в Армению: цены ниже, а, купив машину там, можно не делать растаможку и в дальнейшем эксплуатировать авто с армянскими номерами в РФ сколько угодно. Теперь такое разрешается. До 2018 года действовали определенные ограничения, но сейчас все барьеры сняты», – пишут в многочисленных группах автолюбителей.

Юлия Колпакова и Сергей Журба из села Мельниково в Томской области купили машины в Армении по этой инструкции, но через некоторое время авто пришлось поставить в гараж: иначе их владельцам грозит штраф, а при повторном нарушении и лишение прав на срок до трех месяцев.

Оказались вне закона: почему штрафуют владельцев авто, купленных в Армении

Юлия Колпакова с мужем решили покупать новую машину, когда поняли, что в семье из четырех человек ожидается пополнение. Начали искать минивэн и узнали, что в Армении его можно купить за 500 тысяч рублей. За растаможку машины, как объяснили Юлии знакомые, платить не нужно: Армения входит в Евразийский союз, поэтому авто можно зарегистрировать там и ездить по России на заграничных номерах. Единственный минус такой схемы якобы состоял в том, что машину нельзя будет поставить на учет в России и здесь же продать.

Колпаковы долетели до Армении, оформили там временную регистрацию, купили за 500 тысяч рублей восьмиместный минивэн и там же поставили его на учет. Без растаможки пересекли границу Армении, Грузии и России. На родине, рассказывает Юлия, их несколько раз останавливали сотрудники ГИБДД: проверяли страховку, другие документы и отпускали. Проблемы начались в июне 2020 года: знакомых семьи Колпаковых с купленным по такой же схеме авто остановили сотрудники ГИБДД и выписали штраф.

Оказались вне закона: почему штрафуют владельцев авто, купленных в Армении

Оказались вне закона: почему штрафуют владельцев авто, купленных в Армении

Нас не останавливали, мы просто поставили минивэн в гараж и не ездим на нем пока. Залезли в долги и купили разваливающуюся машину, – говорит Юлия. – Дело к зиме идет, муж на вахте, а детей надо возить в садик, в школу, на кружки и секции – я просто не справлюсь одна. Но машина эта ездит кое-как, стараемся далеко не выезжать. Местные инспекторы подтвердили: да, если попадемся, будет штраф на основании того, что машину нужно растаможить. Хотя у нас вроде единый таможенный союз с Арменией.

Юлия предполагает, что штрафовать владельцев авто с такими номерами начали именно летом из-за пандемии коронавируса и связанных с этим трат: деньги брали из казны, и теперь, мол, их нужно возвращать через штрафы. Девушка надеется, что эту проблему людям поможет решить государство.

«Просим правительство разобраться с этой ситуацией. Может, дать возможность зарегистрировать авто, которые уже ввезли таким путем в Россию. В Мельниково таких машин две, а по Томску штук 60. Вот у нас большая семья, могли бы нам разрешить, пойти навстречу», – призывает Юлия.

Сергей Журба, сосед Юлии Колпаковой, купил авто по такой же схеме в июле 2019 года. Сэкономить на покупке машины Сергею предложил приятель из Нижнего Новгорода, он же рассказал о нюансах и минусах покупки автомобиля этим способом. Сергей готовился два месяца: собрал необходимые документы, искал машину, а в июле прилетел в Армению вместе с женой. Там пара оформила временную прописку, купила машину, поставила ее на учет в местном ГИБДД и без растаможки выехала в сторону России через «зеленый коридор».

«У меня большая семья, трое детей. Была японская машина большая, но я ее в 2019 году продал, потому что она стала гнить очень сильно. Быстренько продал за 420 тысяч и за эти же деньги купил пятиместную машину, – рассказывает Сергей. – Сели мы в нее всей семьей и поняли, что ни бабушку теперь не можем привезти, ни как-то послужить людям или церкви. Хороших вариантов за эти же деньги здесь не было, поэтому решили покупать машину в Армении. Там она нам обошлась в 425 тысяч, восьмиместная. 70 тысяч на проживание и перелет ушло, мы эти деньги заняли. Но это все равно дешевле вышло, чем в России, здесь такой автомобиль около 800

Читайте также: