Необходимость уплаты налогов аргументы

Опубликовано: 17.05.2024

Есть такое мнение предпринимателей (возможно, Вы тоже его слышали): «Я все посчитал, если мы заплатим налоги, то с прибыли в 100 рублей, мы заплатим 105 рублей налогов. Бизнесу не дают работать в белую, мы вынуждены уйти в тень и т.д.»

Исходя из таких рассуждений создается впечатление, что будет убыток 5 руб.
Правда это или нет?

Если Вы не знаете ответа на этот вопрос, то давайте посчитаем вместе, откуда взялись эти цифры.

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (С НДС)
Заработная плата:1 079 тыс руб
Взносы с заработной платы: 325 тыс руб (1 079*30,2%)
НДС к уплате: 477 тыс (13 924/118*18 - 10 443/118*18 - 348/118*18)

Налоговая база по налогу на прибыль: 1 251тыс руб (13 924/1,18 – 10443/1,18 – 348/1,18-1079-325)

Налог на прибыль: 250 тыс.руб (1 251*20%)
Чистая прибыль: 1 000 тыс

Всего уплачено налогов 1 050 тыс: (325 тыс + 250 тыс + 477 тыс)

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (с НДС)

Все, что осталось, идет на обналичку.
«Нарисованные расходы» (деньги на обналичку): 3 133 тыс руб (13 924-10 443-348)

Комиссия обнальщиков (допустим, 10%): 313 тыс

Получено налом: 2 820 тыс руб
Заработная плата в конвертах:1 079 тыс руб
Остаток денежных средств: 1 741 тыс

Комиссия? Ну и ладно. Все равно выгодно… Но нет, подождите… Что еще? Есть еще расходы, которые вроде бы не связаны напрямую с тем фактом, что компания не платила налоги! А именно: второй учет или черная бухгалтерия. Конечно, здесь можно возразить, что бухгалтерия получает фиксированную зарплату, и какая разница, сколько учетов она ведет.

Но задумайтесь о таком факте: собственник платит сотрудникам заработную плату для того, чтобы они приносили прибыль компании, в каждый момент своего рабочего времени. Значит, любое рабочее время, затраченное на прочие операции, является бесполезно потраченным, но оплаченным. Все дополнительные операции создают дополнительные затраты. На «черные» структуры может уходить огромное количество рабочего времени сотрудников (переговоры с «обнальщиками», дополнительные платежи, «рисование документов», обмен документами, сверка расчетов, забор нала, начисление и выплата зарплат в конвертах, согласование «нарисованных» справок для банка, переговоры и обсуждения, походы в налоговую «на ковер», составление «реальной» отчетности для собственникаи т.д. и т.п)– И все это за счет собственников бизнеса!

Увеличение штата и затраты рабочего времени на все ЭТО, могут незаметно съесть все эту кажущуюся выгоду. А мы еще даже не начинали говорить о рисках!

Переходим к рискам.
Все компании, занимающиеся обналичкой, рано или поздно вычисляются налоговой инспекцией. Отдел предпроверочного анализа собирает и анализирует данные о движениях по счетам всех налогоплательщиков, суммах уплаченных налогов, сомнительных поставщиках компании и доле налоговых вычетов НДС по ним.
Что бы они (обнальщики) не рассказывали, на тему того что они совсем не подозрительные, и что налоговая никогда и никому по ним никаких вопросов не задавала – верить им не стоит.

Проверьте самостоятельно и бесплатно любого контрагента на сайте «За честный бизнес».

Основные вопросы: давно ли существует компания (менее 3-х лет? скорее всего), какой оборот заявлен в предыдущей отчетности (если она вообще была), сколько налогов исчислила компания за предыдущий год? какой вид деятельности ведет компания (не факт, что назначение платежа, по которому они перечисляли деньги на "обнал", хотя бы близко к тому, какой вид деятельности заявлен в Уставе), кто ее директор и учредитель (их кто-нибудь видел? они являются массовыми?), адрес (массовый?).

Но, увы, несмотря на любое субъективное мнение, которое может сложиться у нас, относительно какого-либо контрагента, налоговая все равно вычисляет "их". Взаимодействие с такими компаниями может послужить причиной вызова на комиссию, камеральной или выездной налоговой проверки. Дальше вся работа будет вестись на собирание доказательств того, что руководители компании, в лучшем случае, не проявили должной осмотрительности с этим/этими поставщиками, и максимальный риск доначисления состоит в следующих суммах:

Подведем итог,

Вариант 1 "Белый".
Сумма уплаченных налогов - 1 050 тыс руб
Чистая прибыль - 1 000 тыс руб
+Спокойствие собственника

Вариант 2 "Черный"
Сумма уплаченных налогов - 0
Чистая прибыль - 1 741 тыс руб
Прибыль больше на 741 тыс.
Из этой суммы нужно вычесть:
1) дополнительные затраты на обслуживание "черных" структур (пусть это будет 5% от ФОТ) - 54 тыс
2) излишнюю премию топ-менеджерам с этой "якобы" экономии (например, многие компании платят топам 20% от прибыли) - 148 тыс руб
Оставшаяся экономия: 541 тыс руб (741-52-148)
А теперь, просто ради эксперимента посчитаем, какова должна быть вероятность проведения проверки "с пристрастием", для того, чтобы оставшаяся экономия не имела смысла.
Это рассчитывается следующим образом. Полная сумма возможных налоговых доначислений умножается на вероятность прихода проверки.
Получается такая формула:

1 846 тыс руб * Х% вероятности = 541 тыс руб
Отсюда х=30%

А у нас во втором расчете, как мы рассмотрели ранее, вообще вероятность налоговой проверки стремится к 100%. Поэтому, с точки зрения экономики, второй вариант с обналичкой не выгоден.

Но на этом точку поставить не удалось, ведь есть еще третий, промежуточный вариант:

Конечно же, здесь речь идет про "небольшую" доплату в конверте.
Давайте сравним.
Какие выгоды/потери мы получим, если вывести часть денег (сумму Х) на заработную плату через обналичку. Для простоты расчетов возьмем 100 рублей, чтобы легче было перевести в проценты.

экономия 30,2 руб - страховые взносы с ФОТ (100*30,2%);
экономия 15,25 руб - дополнительное уменьшение НДС к уплате, ведь в зарплате нет НДС, а в сумме на "однал" НДС в том числе (100/118*18);
доп.затраты 10 руб - комиссия за обналичку ( я беру примерную цифру 10%, но на практике она может отличаться)
Итого экономия: 35,4 руб

Риски:
доначисление НДС 15,25 руб
доначисление налога на прибыль 16,95 руб (100/1,18*20%)
доначисление страховых взносов с ФОТ 30,2 руб
Общая сумма доначисленных налогов 62,4 руб
штраф 20% со всех доначисленных налогов 12,48 (62,4*20%)
пени со всех доначисленных налогов 19,26 руб ( 1/150 от ставки рефинансирования в день, возьмем за 1,5 года - может набежать 30%: (62,4*30%)
Итого риски 94,1 руб

А теперь еще раз вернусь к вероятностям. Есть такой раздел в науке об управлении - технология принятия управленческих решений. Цель технологии заключается в том, чтобы найти подходы для суммовой оценки показателей, которые влияют на принятие решений. Если показатель вероятностный, то есть может наступить, а может и не наступить, то для принятия решения нужно умножить сумму на вероятность.
В данном случае мы умножаем полную сумму налоговых рисков на вероятность наступления события. И полученный результат используем в расчете, для того, чтобы понять, применять чуть-чуть "серую" схему или нет.

Мы можем использовать 2 подхода:
Подход 1. Оценить вероятность проверки самостоятельно исходя их своего субьективного мнения, полученное значение умножить на сумму рисков и результат добавить к дополнительным затратам, т.е. к комиссии за обналичку, и затем уже сравнивать полученный результат с той экономией, которая получена на налогах от применения схемы.
Пример моей оценки: я бы оценила вероятность проверки для такой компании на уровне 1 раз в три года, т.е. 33,33% каждый год.
94,1 руб*33,33% =31,4 руб

То есть выгода - 4 руб (35,4-31,4). Переводим в проценты, т.к. мы считали от 100 рублей, это очень легко сделать, будет 4%
4% - это очень незначительная экономия, учитывая, что размер 2-х показателей был оценен приблизительно: комиссия за "обнал" и возможные пени по налогам.

Подход 2. Пойти от обратного. Рассчитать сумму выгоды без учета налоговых рисков и найти через уравнение, какой должен быть процент вероятности налоговой проверки, чтобы при принятии решения учитывалась сумма, равная этой выгоде, то есть принимать такое решение не имело бы смысла.
Выгода 35,4 руб, налоговые риски 94,1 руб,
значит 94,1 * х% = 35,4, отсюда Х=37,6%

37,6% - это нормальный показатель вероятности проведения налоговой проверки, а значит нет смысла принимать решение об использовании схемы.

Оба расчета очень близки. Используя научный подход к вопросу применения "чуть-чуть" серой схемы, целесообразно отказаться. Вот такая математика.

Преимущества минимизации налогов

Начнем с анализа доводов за выбор стратегии на минимизацию обязательных платежей. Прежде всего, оптимальная налоговая нагрузка на бизнес стимулирует деловую активность, производство продукции, инвестирование в новые проекты, развитие наукоемких производств. Продукция предприятия становится более конкурентно-способной на рынке за счет сокращения издержек производства. Производитель получает возможность продавать продукцию по более низкой цене.

От снижения цены выигрывает конечный потребитель. И не только в том, что повышается его покупательская способность, но и в том, что он, как фактический плательщик косвенных налогов, сокращает свои расходы.

В работе коммерческих организаций возникают самые разнообразные расходы. В бухгалтерском учете они учитываются в полном объеме. Однако для того чтобы уменьшить налогооблагаемую прибыль организации нужно выполнить массу условий: доказать, что расходы являются экономически обоснованными; документально подтвердить расходы; продемонстрировать прямую связь расходов с приносящей доход деятельностью.

Выполнить эти условия удается далеко не каждой компании. Как показывает практика, одной из любимых претензий налоговиков является упрек в экономической необоснованности тех или иных расходов фирмы. В итоге часть затрат бизнес несет за счет чистой прибыли.

Такая ситуация экономически не выгодна для бизнеса, поскольку приводит к тому, что прибыль для целей бухгалтерского учета становится меньше, чем прибыль для целей налогового учета. Акционеры получают дивиденды из расчета бухгалтерской прибыли, а государство получает налог на прибыль исходя из налоговой прибыли. Выходит, что база для исчисления платежей в пользу казны превышает базу для расчета дивидендов собственникам бизнеса.

С учетом изложенного включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, реальных затрат бизнеса позволит сбалансировать показатели чистой прибыли для целей выплаты дивидендов и налогов.

Недостатки минимизации налогов

Теперь рассмотрим негативные стороны налоговой оптимизации. Сразу скажем, что участие в схемах минимизации налогов может повлечь включение организации в план выездных налоговых проверок. Это следует из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

По итогам проверки налоговые органы могут не согласиться с правомерностью применения налоговых преференций и начислить организации сумму налогов, пеней и штрафов. Как следствие, после ревизии у компании возникнет крупная сумма непредвиденных расходов. Если компания своевременно не исполнит требование об уплате налогов, инспекция заблокирует ее банковские счета.

В том случае если организация не рассчитается с бюджетом по налоговым платежам, инспекторы передадут информацию следователям. В отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса, которая предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов. Для подозрений в совершении преступления организации достаточно задолжать бюджету сумму свыше 15 млн рублей.

Кроме того, директор фирмы рискует стать ответчиком по гражданскому иску, который вправе предъявить налоговый орган в рамках уголовного процесса. По одному из дел суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Суд решил, что ущерб казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который и должен отвечать за возмещение причиненного ущерба (Апелляционное определение Московского городского суда от 16.06.2020 по делу N 33-21214/2020).

Когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей или допускает неуплату налога по неосторожности об уголовной ответственности не может быть и речи. Закон предусматривает уголовную ответственность лишь за такие деяния, которые совершаются умышленно и направлены непосредственно на избежание уплаты налога в нарушение правовых правил (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П).

Топ-менеджеры и акционеры принимают на себя риски персональной финансовой ответственности в случае признания предприятия банкротом. Такое развитие событий вполне вероятно при крупной сумме налоговых начислений по итогам мероприятий налогового контроля. Например, суд привлек контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, поскольку они в целях минимизации налоговых платежей создали фиктивный документооборот и привели предприятие к банкротству (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2020 N 304-ЭС20-10986 по делу N А03-4188/2018).

Схемы дробления бизнеса применяют лица, которые стараются минимизировать налоговые платежи за счет работы на специальных режимах. Подобные схемы распространены, в частности, в розничной торговле, при оказании бытовых услуг и услуг общественного питания. Налоговые преимущества в форме специальных режимов предусмотрены только для малого бизнеса и призваны создать равные конкурентные условия для всех участников рынка. Злоупотребление ими нивелирует налоговую поддержку малого бизнеса. Налоговые органы выработали методику выявления искусственных реорганизаций бизнеса и привлечения к ответственности налогоплательщиков за создание подобных налоговых схем.

В обычаях делового оборота широко укоренилась практика регистрации бизнеса в офшорах юрисдикциях. Многие годы офшоры привлекали зарубежных инвесторов низкими налоговыми ставками, простотой регистрации компаний и возможностью оставить в тени реальных бенефициаров.

Однако сегодня международное сообщество объединило усилия в борьбе с размыванием налоговой базы и смещением доходов в низконалоговые юрисдикции. Происходит обмен информацией между налоговыми службами различных государств. Повышаются налоговые ставки в международных налоговых договорах. Поэтому в современных условиях прежние схемы налоговой минимизации выглядят устаревшими и неэффективными.

Пределы налоговой оптимизации

Налоговый кодекс построен на императивных нормах, устанавливающих строгие правила уплаты налогов. И тут организации не остается ничего другого, как исполнять предписания закона. Между тем некоторые статьи закона сформулированы так, что позволяют компании выбирать наиболее удобный для себя вариант исчисления и уплаты налогов. Важно при этом правильно оформить принятое решение – закрепить его в учетной политике. Это поможет отстоять свою правоту в судебных спорах с налоговыми органами.

Учетная политика является, пожалуй, единственным документом, в котором организация может сама определять правила игры в налоговых правоотношениях. Поэтому положения этого документа нужно тщательно продумывать, ведь разработанная фирмой учетная политика утверждается приказом руководителя и последовательно применяется из года в год.

Пределы налогового планирования установлены в ст. 54.1 Налогового кодекса, согласно которой основной целью совершения сделки не может являться неуплата или возврат налога.

В этой связи основной целью сделки должна быть конкретная разумная хозяйственная (деловая) цель, а не налоговая экономия. Примером такой сделки может служить бизнес-решение, не свойственное деловому обороту, например, присоединение компании с накопленным убытком без актива при отсутствии экономического обоснования.

Итак, основной целью финансово-хозяйственной операции не может являться налоговая оптимизация. Вместе с тем недопустима ответственность за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно – оптимального вида платежа. На это обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.05.2003 N 9-П.

Как выявить направления налоговой оптимизации

Коммерческие компании регулярно проверяются самыми различными организациями как государственного, так и частного сектора.

Между тем, налоговые органы обращают внимание только на случаи неуплаты налогов, оставляя без внимания ситуации, когда налогоплательщик не воспользовался своими правами и не уменьшил налоговую базу по конкретному налогу. При этом налоговые органы стараются истолковать закон в пользу бюджета.

Аудиторские фирмы проверяют правильность составления бухгалтерской отчетности. Налогам уделяется крайне мало внимания. При этом правила налогового учета имеют существенные отличия от положений по бухгалтерскому учету. К тому же стандарты бухгалтерского учета нацеливают организации на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов.

Отчет аудиторской фирмы с хорошей репутацией может помочь подтвердить достоверность финансовой отчетности организации и обеспечить получение кредита в банке. Однако в отчете о проведенном аудите вряд ли будут содержаться указания на выявленные в ходе проверки налоговые резервы.

Для выявления налоговых резервов оптимизации необходимо провести отдельную проверку – налоговый аудит. В компаниях, у которых создана служба внутреннего налогового контроля, можно поручить проведение налогового аудита работникам этой службы. В тех случаях, когда подобной штатной структуры нет, для проведения налогового аудита целесообразно обратиться к внешним консультантам.

Выявление скрытых налоговых резервов позволит вернуть из бюджета излишне уплаченные налоги и пополнить оборотные средства организации. Здесь важно не пропустить срок для подачи заявления о возврате налога – 3 года с момента уплаты налога.

В отношении прошедших налоговых периодов риски финансовых потерь минимальны. Дело в том, что компания уже уплатила все налоги и сейчас пытается переосмыслить правильность произведенных расчетов. Если по итогам налогового аудита будут выявлены налоговые резервы, организация произведет перерасчет налоговой базы и представит уточненные налоговые декларации.

При согласии инспекторов с новыми расчетами компания вернет свои деньги. При несогласии проверяющих с расчетами организации ничего доплачивать в бюджет не придется, поскольку налоги уже давно и полностью уплачены. В случае необходимости спорные вопросы можно передать на рассмотрение суда.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Экономика России
Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

«У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан?

Кудрин в тренде

Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла).

Виновато тяжелое прошлое

Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов.

Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти.

На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления.

Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать?

Федеральный бюджет не для всех

Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество „секретных“ статей минимально, как и возможность „перепрограммирования“ ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя „разменять“ на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко.

В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров.

Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии».

Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах.

Власть — советам!

Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова.

Особенности национальной сознательности

Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее.

Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?»

В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов.

Длинная рука Дяди Сэма

«В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель.

«В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.

Значит ли это, что сознательность россиян повысится, если мы начнем сами платить за себя налоги? Все не так однозначно.

Каждый платит за себя сам

Система, существующая в России, вполне эффективна и удобна как для работодателя, так и для работника, практически единогласно подтвердили опрошенные Банки.ру эксперты. Ведь в реальности на сознательность граждан влияет не только и не столько то, кто уплачивает налоги — работодатель или сотрудник. Например, в Германии, как и в России, работник получает зарплату, уже «очищенную» от налогов. «Однако сотрудник получает также и так называемую карту зарплаты, в которой прописывается, какие именно суммы удерживаются из заработной платы работника и куда они идут — в федеральный, региональный или местный бюджеты», — обращает внимание Елена Казакевич.

«Нет прямой зависимости между самой налоговой системой и сознательностью граждан, — считает партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Системы могут не отличаться принципиально. Разница, как ни странно, лежит в политической плоскости. То есть мы можем зафиксировать отличия не на этапе сбора налогов, но главным образом на этапе дальнейшего взаимодействия граждан и государства, получения государственных услуг, контроля за действиями госорганов, работы политических и неполитических объединений, активности парламентских партий».

Но какие конкретные действия помогли бы россиянам взрастить в себе чувство налогоплательщика?

Контроль и высокие технологии

Целевые или из общего котла — важно, чтобы за расходованием бюджета велся четкий контроль. На всех уровнях, в том числе со стороны СМИ. «За рубежом существуют сайты, на которых налогоплательщики могут ознакомиться со списками осуществленных программ и проектов, которые финансировались из бюджета города, региона или государства. В РФ такие события полноценно освещаются редко», — отмечает Елена Муратова.

Однако для эффективного контроля бюджетных расходов одной гражданской активности недостаточно, нужны еще и определенные технологии. Например, машинная обработка большого объема неструктурированных данных. «Такая обработка должна выявлять закупочные процедуры с искаженными названиями, упрощать анализ информации и помогать экспертному сообществу быстрее обнаруживать различные нарушения», — говорит Юлия Русинова.

«Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, безболезненно переводятся с помощью современных информационных и финансовых технологий в добровольный и прозрачный формат. Без всяких революций, уличных протестов и погромов», — считает Артем Матвеев.

В России многое уже есть

«За прошедшие годы мы стали свидетелями (и неважно, заметили мы или нет) того, что вокруг нас формируется полноценная инфраструктура, на базе которой может быть реализован процесс по ознакомлению, управлению и контролю за „общественными финансами“, — говорит Василий Кисленко из „Налогии“. — Это портал „Открытое правительство“, портал „Российская общественная инициатива“, официальные сайты финансовых органов с реализованным функционалом обратной связи, программы поддержки местных инициатив, территориальное общественное самоуправление, проекты „Народный бюджет“ и многое другое». Кроме того, в России уже внедряются программы под общим названием «инициативное бюджетирование», добавляет Виталий Манжос.

Теоретически многое уже есть, но готовы ли на практике чиновники отчитываться перед населением, а не только перед вышестоящим начальством? И готово ли население строго отслеживать общественные траты?

С тем, что вырастить в нас «чувство налогоплательщика» — задача малореалистичная, соглашается и Александр Ермоленко. «Пока мы, скорее, делаем наоборот: государство глубоко заинтересовано в социальном иждивенчестве — так меньше спроса, в противном случае придется гораздо больше стараться, ведь настоящие граждане, налогоплательщики, несравнимо более требовательны, — говорит эксперт. — Не заинтересованы в новом подходе и мы сами, поскольку контроль — это большая, притом постоянная общественная работа, к которой мы непривычны. Кроме того, начав что-то менять в этом вопросе, дальше мы уже не сможем остановиться. Во всех странах и всегда это приводило к появлению настоящей политики и конкуренции в сфере государства, что также не добавит нам всем спокойствия. И трудно сказать, кто этого больше боится — государство или граждане».

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

С завидным постоянством чиновники Федеральной налоговой службы (ФНС) и Департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ пытаются доказывать в своих письмах, что взносы собственников на содержание и ремонт общего имущества (далее ОИ) в МКД, управляемом ТСЖ или ЖСК, а также коммунальные платежи представляют собой выручку от оказания услуг и, следовательно, должны облагаться налогом. Иногда им вторят и некоторые аудиторы.

К большому сожалению, известны случаи, когда и судьи арбитражных судов приходят в своих разбирательствах к ошибочным выводам .

Между тем, несложный анализ действующих налоговых норм приводит к выводу о несостоятельности указанных налоговых притязаний.

Аргументы для исключения из налоговой базы взносов на содержание и ремонт ОИ в домах ТСЖ и ЖСК

Аргумент 1.1. Взносы на содержание и ремонт ОИ не могут признаваться доходом для целей налогообложения

Статья 41 Налогового кодекса гласит: «В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить…».

К сожалению, в НК РФ отсутствует определение понятия «экономическая выгода». Но все известные источники, включая МСФО, определяют это понятие как наличие прироста имущества.

Размер взносов на содержание и ремонт ОИ в МКД точно и однозначно рассчитывается на основе данных сметы затрат ТСЖ (ЖСК). Таким образом, взносы лишь возмещают затраты, связанные с уставной деятельностью ТСЖ (ЖСК), не образуя никакого имущественного прироста.

Смета затрат не содержит статей, связанных с приносящей доход деятельностью ТСЖ (ЖСК) и возникновению прибыли. Поэтому в рамках основной уставной деятельности у ТСЖ (ЖСК) отсутствует источник и фактическая способность к уплате налога в трактовке п. 1 ст. 3 НК РФ.

Взносы на содержание ОИ МКД, в сущности, не поступают в полное распоряжение ТСЖ (ЖСК), так как они обременены необходимостью их использования строго по целевому назначению.

Все это доказывает, что взносы на содержание и ремонт ОИ в МКД не образуют у ТСЖ (ЖСК) никакой экономической выгоды. А отсутствие экономической выгоды означает отсутствие дохода для целей налогообложения.

Аргумент 1.2. Постановление Пленума ВАС от 5.10.2007 № 57

В Постановлении содержатся следующие положения, полностью подтверждающие вышеприведенный Аргумент 1.1:

«ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ».

«ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в МКД, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ».

Поэтому неправомерно считать взносы собственников экономической выгодой ТСЖ, то есть признавать доходом для целей налогообложения. По аналогии все сказанное применимо и к ЖСК.

Аргумент 1.3. В домах, управляемых ТСЖ и ЖСК, взносы собственников на содержание и ремонт ОИ – это не выручка от продаж

Представители налоговых органов в своих многочисленных письмах утверждают, что поступающие на расчетный счет ТСЖ (ЖСК) взносы собственников помещений на содержание ОИ представляют собой выручку от реализации работ, услуг и, следовательно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Это утверждение в корне ошибочно.

Легко доказывается, что указанные взносы собственников на содержание общего имущества не имеют никакого отношения к выручке от реализации работ или услуг.

Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физлиц. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

В обоих определениях необходимым условием выступает реализация, т.е. процедура продажи. Следовательно, если нет реализации, то для целей налогообложения нет ни работ, ни услуг.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Здесь ключевой элемент – наличие двух лиц. Одно из них является заказчиком (покупателем), а другое – исполнителем (продавцом). Реализация осуществляется на основе договора между ними (см. также ст. 454, 702, 779 ГК РФ).

Но отдельный собственник не может в таком договоре выступать заказчиком на содержание и ремонт его доли ОИ, так как он не вправе выделить в натуре свою долю (ст. 290 ГК РФ; п. 4 ст. 37 ЖК РФ). Поэтому, если, например, ремонтируется или обслуживается какая-то часть общего имущества , то невозможно ответить на вопрос, для какого конкретно собственника («другого лица») это делается: эти работы выполняются для всех собственников помещений в МКД. Договор ТСЖ (ЖСК) с отдельным собственником на содержание его доли в ОИ, в сущности, представляет собой беспредметный документ. Акты исполнения таких договоров, заключенных с каждым отдельным собственником, либо вообще не будут составляться, что недопустимо, либо остается их штамповать «под копирку», что бессмысленно и противозаконно. Договор может быть заключен только на все ОИ в МКД. То есть другим лицом в договоре может выступать представитель всех собственников. Но таким представителем согласно Жилищному кодексу (ч. 8 ст. 138 ЖК РФ) является само ТСЖ (или, по аналогии – ЖСК). Получается, что ТСЖ (ЖСК) является заказчиком и оно же является исполнителем, т.е. другое лицо, а, следовательно, и признаки реализации, соответствующие п. 1 ст. 39 НК РФ, отсутствуют. А поскольку нет реализации, то для целей налогообложения нет ни работ, ни услуг.

Данное доказательство означает, что в рамках своей основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) не выполняет для собственников помещений никаких работ и не оказывает им никаких услуг. Следовательно, средства на содержание и ремонт общего имущества, поступающие товариществу (кооперативу) от собственников помещений, не могут признаваться выручкой от реализации работ (услуг). Это – предусмотренные законом и уставом взносы на содержание и ремонт ОИ, не имеющие никакого отношения к коммерческой деятельности. Осуществляются не работы, не услуги, а уставные обязанности, носящие некоммерческий характер.

Обратим внимание на то, что доказательство проведено без упоминания о применяемом режиме налогообложении (общий режим, УСН) и о членстве собственника в ТСЖ (ЖСК). Это означает, что экономический характер взносов не зависит ни от принятого режима налогообложения, ни от того, является или не является собственник членом товарищества или кооператива. Существенно важно, что это доказательство ни в какой своей части не выходит за рамки действующего законодательства.

Таким образом, мы приходим к важному выводу: в МКД, управляемом ТСЖ (ЖСК), взносы собственников не облагаются налогом не потому, что это «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» в смысле ст. 251 НК РФ, а просто потому, что они не образуют объекта налогообложения.

Поэтому эти взносы (определенные сметой расходов) должны отражаться как целевые поступления.

Аргумент 1.4. Поступления средств собственников помещений в МКД на содержание и ремонт ОИ относятся к целевому финансированию в силу абзаца 22 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

В цитируемом абзаце НК РФ упомянуты только ремонт и капремонт (слово «содержание» отсутствует). Но любому ремонту должны предшествовать обязательные операции, связанные с регулярным обследованием объектов ОИ и выявлением его дефектов. Без этого ремонт немыслим.

В сущности, понятие «содержание общего имущества» неотъемлемо включает в себя и понятие «ремонт». Подтверждением этому служит, например, наименование Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290-ПП – «Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме». Данный перечень содержит более 180 наименований работ и услуг, из которых больше половины составляют работы по проверке целостности конструкций и устройств, контролю состояния элементов ОИ, выявление повреждений и нарушений, - т.е. работы, не являющиеся собственно ремонтом, но составляющие с ним неотделимое целое.

Кроме того, любой производственный процесс (основные расходы) невозможен без соответствующих функций управления и обслуживания, (накладные расходы).

Вывод очевиден: слово «ремонт» в рассматриваемом абзаце ст. 251 НК РФ необходимо понимать расширительно: это все операции, связанные с общим имуществом, включающие содержание, собственно ремонт и управление. Разделять эти части единого процесса невозможно.

Данный вывод нашел подтверждение в Постановлении 13 Арбитражного Апелляционного Суда от 16.07.2015 по делу № А42-9863/2014, а также в Определении ВС РФ от 15.03.2016 по делу № 307-КГ16-635.

Аргумент 1.5. В деятельности ТСЖ (ЖСК) по содержанию и ремонту общего имущества отсутствуют признаки предпринимательской (коммерческой) деятельности

Основная уставная деятельность ТСЖ и ЖСК по содержанию и ремонту ОИ в МКД не имеет ничего общего с предпринимательской деятельностью, признаки которой даны в ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

В деятельности ТСЖ (ЖСК):

 нет цели систематического получения прибыли;

 отсутствует коммерческий риск;

 не требуется преодолевать конкуренцию;

 нет продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (выше это было строго доказано).

Следовательно, средства, поступающие от собственников помещений в целях содержания и ремонта ОИ, не являются частью предпринимательской деятельности, то есть не могут представлять собой выручку от реализации работ (услуг).

Это является еще одним доказательством того, что эти поступления неправомерно признавать доходом в целях налогообложения.

Аргументы для исключения из налоговой базы платежей собственников помещений за коммунальные услуги(коммунальных платежей)

Аргументы этого раздела применимы для случаев, когда в пользовании ТСЖ, ЖСК нет никаких производственных объектов, с помощью которых возможно производить коммунальные услуги.

Аргумент 2.1. Отсутствуют признаки деятельности по производству коммунальных услуг

В деятельности ТСЖ (ЖСК) нет ни единого признака того, что ТСЖ (ЖСК) оказывает какие бы то ни было коммунальные услуги жильцам дома, а именно:

  1. В пользовании ТСЖ (ЖСК) нет никаких производственных объектов (тепловых пунктов, бойлерных, водяных скважин, насосных устройств, электрических подстанций), с помощью которых возможно производить коммунальные услуги.
  2. В штатном расписании ТСЖ (ЖСК) нет ни одного работника, обладающего правом и умением участвовать в производстве коммунальных услуг.
  3. У ТСЖ (ЖСК) нет лицензии на данный вид деятельности.
  4. Производство любой услуги сопровождается расходованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В бухгалтерском учете ТСЖ (ЖСК) нет ни следа расходов таких ресурсов на производство коммунальных услуг.
  5. В основной уставной деятельности ТСЖ (ЖСК) отсутствуют признаки и операции, присущие продавцам. Они не участвуют в процедуре реализации каких бы то ни было услуг.
  6. ТСЖ (ЖСК) не может существенным образом влиять ни на объем потребления, ни на основные параметры коммунальных услуг.

Аргумент 2.2. Понятие «исполнитель» неприменимо к вопросам налогообложения

С 2006 г., с выходом «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (ПП РФ от 23.05.2006 № 307, которое позднее было заменено Постановлением от 06.05.2011 № 354) в жилищном законодательстве широко используется термин «исполнитель» применительно к управляющим организациям, ТСЖ и ЖСК. Функцией исполнителя является «предоставление коммунальных услуг» - понятие, абсолютно бессмысленное, так как ему невозможно дать официальное определение (и оно действительно отсутствует) для условий, когда у ТСЖ (ЖСК) нет никаких объектов инфраструктуры по производству коммунальных услуг.

Между тем, представители налогового ведомства иногда используют применительно к ТСЖ (ЖСК) термин «исполнитель» как синоним производства коммунальных услуг. При этом они игнорируют тот факт, что объект налогообложения возникает не в связи с «исполнением» работ и услуг, а в связи с их реализацией (продажей) в трактовке ст. 39 НК РФ.

Поскольку никакой продажи коммунальных услуг в деятельности ТСЖ и ЖСК нет, то соответствующие доводы налоговиков являются неправомерными.

Аргумент 2.3. Отсутствие экономической выгоды

Коммунальные платежи аккумулируются на расчетных счетах ТСЖ (ЖСК) с единственной целью их последующего перечисления РСО. Они должны быть использованы строго по назначению. В сущности, они не переходят в собственность ТСЖ (ЖСК), так как исключено распоряжение этими средствами по усмотрению указанных организаций.

К тому же, как и в случае со взносами собственников на содержание и ремонт ОИ (аргумент 1.2), ТСЖ (ЖСК) действуют здесь не в своих интересах, а в интересах собственников помещений. В этих отношениях у ТСЖ ЖСК) нет самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов собственников

В этой связи коммунальные платежи невозможно рассматривать в качестве экономической выгоды ТСЖ (ЖСК). А раз нет экономической выгоды, то нет и дохода для целей налогообложения (ст. 41 НК РФ).

Коммунальные платежи образуют не доход, а встречные обязательства ТСЖ (ЖСК) перед собственниками по использованию полученных средств строго по назначению.

Аргумент 2.4. Недопустимость двойного налогообложения

Вся сумма коммунальных платежей, собираемая на счетах ТСЖ (ЖСК), предназначена для перечисления РСО, которые будут обязаны с этих средств уплатить налоги. Как же можно требовать, чтобы ТСЖ (ЖСК) в свою очередь облагали эти же суммы налогами, допуская тем самым двойное налогообложение?

Аргумент 2.5. Отсутствие источника налогообложения у ТСЖ (ЖСК)

ТСЖ (ЖСК) осуществляют сбор коммунальных платежей ровно в той сумме, какая необходима для перечисления РСО. При этом отсутствует источник начисления налога на сумму коммунальных платежей, т.е. фактическая способность к уплате налога в смысле п. 1 ст. 3 НК РФ.

Аргумент 2.6. Подпункт 9 п. 1 ст. 251 НК РФ

Суммы коммунальных платежей вполне обоснованно можно рассматривать как средства доверителей (потребителей коммунальных услуг), направляемые поверенному (товариществу, кооперативу, управляющей организации). Соответственно указанные суммы не учитываются при определении налоговой базы.

Мнение некоторых экспертов о том, что подобное представление коммунальных платежей противоречит каким-то нормам гражданского законодательства, является в корне ошибочным. Совершенно очевидно: если коммунальную услугу оказывает не придуманный «исполнитель», а РСО, то роль ТСЖ, ЖСК (а также управляющей организации) – это именно роль «доверенного лица» или «агента».

    Tags:
  • взносы
  • собственников
  • взносы собственников
  • для целей налогообложения
  • содержание и ремонт
  • общего имущества
  • вывод
  • коммунальные платежи
  • доход
  • источник
  • уставной деятельности
  • экономической выгоды
  • аргумент
  • счет
  • налоговой базы
  • договор
  • режим
  • абзац
  • ремонт
  • работы
  • коммунальных услуг
  • исполнитель
  • интерес

Кому выгодно платить НПД

В этой статье собрали плюсы и минусы перехода на самозанятость. Прочитайте и решите, подходит это вам или нет.

Зачем работать легально и платить налоги

Налоги — это обязательные платежи государству, за счет которых оно обеспечивает работу здравоохранения, армии, транспорта и т. п. Только треть доходов бюджета формируют налоги с нефти и газа, остальные ⅔ — прочие налоги. Если люди не будут их платить, страна не сможет исполнять свои социальные обязательства. Только за счет полезных ископаемых мы жить не сможем.

В России миллионы людей, которые подрабатывают, оказывают услуги, продают товары собственного производства, честно трудятся, но не платят налоги. Это не преступники, а обычные добропорядочные люди, которые зарабатывают своим трудом: няни, репетиторы, ремонтники, фрилансеры, кулинары и другие. Но когда они не платят налоги, они нарушают закон.

Проблемы, которые могут возникнуть из-за неуплаты налогов. Если налоговая узнает, что человек не платил налоги, она может доначислить их за 3 года и взыскать пени — 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.

Штраф за неуплату налогов составляет от 20 до 40% от неуплаченной суммы. Еще есть штраф за несданные декларации — до 30% от суммы налога за каждый год.

Тем, кто давно и много не платит налоговой, грозит уголовная ответственность. Если за 3 года задолженность человека составит 2,7 млн рублей, по уголовному кодексу его могут оштрафовать на 300 тысяч рублей или посадить на год в тюрьму.

Когда деятельность становится систематической и приносит регулярный доход, это предпринимательство. За бизнес без госрегистрации и уплаты налогов могут привлечь к административной ответственности и оштрафовать на 2000 Р , а по налоговому кодексу — на 10% от доходов, которые предприниматель получил за время нелегальной работы, но не менее 40 000 Р .

Если доход за время незаконного предпринимательства превысит 1,5 млн рублей, грозит уже уголовная ответственность.

В России самозанятые составляют до четверти всех работающих граждан — около 16—17 млн человек. А по некоторым оценкам — и до 25 млн. Для 9—10 млн из них самозанятость — единственный источник дохода. При этом, по данным налоговой, только полмиллиона человек официально зарегистрированы в качестве самозанятых и платят налоги. От этого бюджет теряет несколько десятков миллиардов рублей ежегодно.

Быть нелегалом сложно. Без официального статуса рискованно в открытую рекламироваться: приходится постоянно бояться проверок и штрафов, сложно взять кредиты или ипотеку.

Раньше, чтобы заплатить налог с доходов от самозанятости, надо было либо заполнять декларацию и платить НДФЛ 13%, либо открывать ИП. Это не очень удобно и выгодно, поэтому большинство самозанятых предпочитали работать нелегально.

С 1 января 2019 года в России действует новый налоговый режим, который позволяет самозанятым работать официально и не боясь проверок. Они могут открыто получать деньги наличными или на банковский счет.

Что такое самозанятость

Это экспериментальный налоговый режим. Официально он называется налогом на профессиональный доход — НПД. Режим позволяет легально получать доход тем, кто зарабатывает самостоятельно, а не получает зарплату от работодателя.

Кто может стать самозанятым. Человек может стать самозанятым, если:

  • зарабатывает до 2,4 млн рублей в год;
  • работает сам, без наемных сотрудников;
  • занимается разрешенной для режима деятельностью, например оказывает услуги или продает созданное своими руками, сдает жилье в аренду или наем.

С 1 июля 2020 года работать как самозанятый можно почти в любом регионе России.

Граждане стран Евразийского экономического союза — Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии — тоже могут платить НПД. Для этого понадобится только получить ИНН в России.

Работать как самозанятый может физическое лицо без статуса ИП или с таким статусом.

Вот примеры профессий, подпадающих под самозанятость:

  • фрилансеры;
  • мастера по ремонту;
  • репетиторы;
  • фотографы;
  • домашние кондитеры;
  • хендмейд-мастера;
  • няни;
  • мастера маникюра;
  • парикмахеры и др.

Кому нельзя использовать режим для самозанятых. Самозанятым не получится стать тому, кто зарабатывает больше 2,4 млн рублей в год. При этом нет лимитов для ежемесячного дохода: самозанятый может получить в январе 30 тысяч рублей, в феврале — ничего, а в марте — заработать миллион. Также НПД недоступен тем, у кого есть наемные сотрудники.

Еще существует ограничение по видам деятельности, которой не вправе заниматься самозанятый. Нельзя применять НПД, если человек:

  1. Перепродает готовые, подакцизные или требующие маркировки товары, например алкоголь и табак, лекарства, обувь, изделия легкой промышленности.
  2. Доставляет товары, например как частный курьер. Исключение — если продавец предоставит онлайн-кассу для приема платежей и выдачи чека клиентам.
  3. Оказывает агентские, комиссионные и поручительские услуги по договорам. Например, если человек консультант или адвокат.
  4. Добывает полезные ископаемые, например песок.

Какие налоги и в какие сроки нужно платить. Самозанятые платят налог по двум ставкам:

  • 4% — с поступлений от физлиц;
  • 6% — с поступлений от ИП и юридических лиц.

НПД надо платить только за те месяцы, когда был доход. Если ничего не заработали, платить налог не нужно.

Платить надо только с доходов от своей профессиональной деятельности — тех денег, которые заплатил клиент.

Например, домашний кондитер печет торты на заказ и получает за них деньги на карту. Налог надо заплатить только с этих поступлений, а не с переводов от друзей или родственников.

Платить налог от других поступлений не надо. Самозанятость не применяется к доходам от:

  • трудовой деятельности;
  • продажи квартиры, автомобиля или другого личного имущества;
  • продажи ценных бумаг;
  • основной деятельности адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих и медиаторов.

С этих доходов надо платить НДФЛ — 13%.

Налог на профессиональный доход платят раз в месяц. В течение месяца самозанятый отчитывается о доходе, а потом ФНС сама считает налог и не позднее 12 числа следующего месяца присылает квитанцию об оплате. Ее нужно оплатить до 25 числа того же месяца.

Могут ли изменить условия самозанятости в будущем. Могут. Но действующие условия и ставки зафиксированы в законе и не изменятся до 2029 года.

Схема работы самозанятого. Учет доходов, с которых надо заплатить налог, ведется через приложение «Мой налог».

Когда клиент расплатится, самозанятый в приложении заявляет о поступлении как о доходе. Тут же, в приложении, формируется ссылка на чек — его надо передать клиенту.

Передать чек можно такими способами:

Самозанятый сам решает, какой чек выдать: электронный или бумажный. Клиент не вправе требовать бумажный чек, если уже получил электронный.

Стоит ли оформлять самозанятость

Без статуса самозанятого, как и без любого другого официального статуса типа ИП, человек продолжает работать нелегально и не платить налоги. Если когда-нибудь об этом узнает налоговая — доначислит неуплаченные за 3 года налоги, взыщет штраф и пени.

Кому выгодно оформить. Раньше у мелких предпринимателей был выбор только между ИП и ООО. Оба варианта были не из самых простых: нужно было общаться с налоговой, подавать декларацию, а в случае ООО — еще и составлять бухгалтерскую отчетность.

НПД — быстрый способ заявить о своих доходах государству и работать легально. Заявление о постановке на учет подается через интернет, идти в налоговую не нужно, госпошлины нет. Подробнее об этом расскажу ниже.

Но бывают ситуации, когда все-таки лучше зарегистрироваться в качестве ИП.

Как выйти из тени

ИП и самозанятость

Отличия. Главное отличие в том, что самозанятым работать проще: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить соцвзносы.

Разница между ИП и самозанятым

Что лучше выбрать. Если вы работаете на себя, не собираетесь нанимать сотрудников, ваш доход не превышает 2,4 млн в год и вас мало заботит будущая пенсия, для вас идеальна самозанятость. А если хотите масштабировать бизнес, надо оформлять ИП.

Как стать самозанятым в России

Чтобы стать самозанятым, нужно встать на налоговый учет как плательщик НПД. Это бесплатно — госпошлины нет.

Идти в налоговую не нужно: заявление подается через интернет. Есть 3 способа это сделать:

  1. Через мобильное приложение «Мой налог».
  2. В личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС.
  3. Через банки, которые позволяют клиентам регистрировать самозанятость.

Проще всего зарегистрироваться через приложение «Мой налог» — об этом мы уже писали.

Приложение «Мой налог» для iOS и Android

Как перейти на самозанятость с ИП. Каких-то специальных требований нет — нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Но самозанятый ИП не может совмещать НПД с другими спецрежимами: упрощенкой (УСН), вмененкой (ЕНВД) и единым сельхозналогом (ЕСХН). Поэтому после регистрации в качестве самозанятого в течение месяца надо отказаться от других спецрежимов в налоговой по месту жительства или ведения деятельности.

Для отказа можно использовать одну из следующих форм:

У любого налогового режима есть свои плюсы и минусы. Расскажу подробно, что вас ждет, если решите стать плательщиком НПД.

Плюсы регистрации в качестве самозанятого

Простая регистрация. Не нужно собирать бумаги, платить пошлину, ехать в налоговую. Для регистрации через приложение «Мой налог» понадобятся только паспортные данные и ваша фотография с телефона.

Если есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, для регистрации достаточно заявления через приложение «Мой налог». Стать самозанятым можно в любой день месяца.

Клиенты банка, с которым сотрудничает ФНС, могут подать заявку сразу в личном кабинете на сайте банка. В этом случае не понадобится даже фото.

Иногда легальный статус оказывается выгодным. Например, во время эпидемии коронавируса государство вернуло самозанятым уплаченный налог за 2019 год и предоставило дополнительный налоговый капитал в размере МРОТ — 12 130 Р . Этот капитал будет автоматически списываться в счет уплаты налога до исчерпания лимита.

Низкие налоговые ставки. Налог на профессиональный доход — самый недорогой способ работать легально. Ставки в 4 и 6% зафиксированы в законе и не изменятся до 2029 года.

Можно не платить страховые взносы. Страховые взносы на ОПС можно не платить. Это удобно, но, с другой стороны, если их не уплачивать, деятельность самозанятого не войдет в трудовой стаж. А вот бесплатная медицина ему все равно положена, так как часть налога идет на финансирование ОМС.

Налоговый вычет в 10 000 Р . Вычет можно получить один раз за все время применения режима. Его дают не деньгами, а применяют к выплатам, чтобы снизить ставку налога на 1—2% .

Так, вместо 4% с доходов от физлиц самозанятый заплатит 3%. Вместо 6% с доходов от юрлиц — 4%. Пониженная ставка будет действовать, пока самозанятый не исчерпает сумму вычета — 10 000 Р .

Самозанятые также могут оформить налоговые вычеты при покупке квартиры и лечении, но только с дохода, который облагается НДФЛ, например с зарплаты или с дохода от продажи квартиры или машины.

Можно работать по найму и быть самозанятым одновременно. С зарплаты будут удерживать НДФЛ 13%, а с дополнительного дохода надо самостоятельно платить НПД. При этом работодатель продолжит уплачивать страховые взносы с зарплаты.

Например, человек работает по найму менеджером, а в свободное время шьет кошельки на заказ. С его зарплаты на основной работе будут отчисляться НДФЛ и страховые взносы. А как самозанятый он будет платить 4 или 6% только с доходов от продажи кошельков.

Деятельность самозанятого может совпадать с работой по трудовому договору. Например, можно по будням работать в кондитерской, а по выходным печь тортики на заказ.

Можно совмещать разные виды деятельности. Самозанятый может одновременно писать текст на сайт, делать для него фотографии, подрабатывать репетитором и вести свой онлайн-курс по верстке лендингов.

Можно быть ИП и самозанятым одновременно. Предприниматель может перейти на НПД и работать без деклараций. Для этого ему надо сняться с учета в качестве налогоплательщика в прежнем режиме: УСН, ЕНВД или ЕСХН. Для предпринимателей без наемного персонала НПД — это возможность пересидеть безденежье без уплаты фиксированных взносов и прекращения статуса ИП.

Можно нанимать работников по гражданско-правовым договорам. Самозанятым нельзя нанимать сотрудников в штат по трудовым договорам. А вот заключать договор подряда или оказания услуг можно. Например, дизайнер сайтов на НПД может обратиться к копирайтеру за текстом, а фотограф — к ретушеру.

Нет отчетности. Самозанятому не надо заполнять декларации, выбирать наиболее выгодный налоговой режим. Все, что от него требуется, — сообщить о профессиональном доходе, сформировать чек в приложении, передать его клиенту и раз в месяц заплатить налог.

Не нужен кассовый аппарат. Самозанятому не нужно покупать даже онлайн-кассу . Чеки формируются в приложении, передать их можно в электронном виде или распечатать на простом принтере.

А если самозанятый работает через партнеров, например через агрегатор такси или биржу фриланса, чеки могут формироваться даже без его участия.

Повышение доверия клиентов и расширение клиентской базы. Самозанятые могут выдавать клиентам чеки, которые формирует приложение «Мой налог». Это позволяет открыто себя рекламировать и может повысить доверие клиентов к бизнесу.

Юрлицам и ИП проще работать с самозанятыми, чем с физлицами. Компании и ИП обязаны платить за физлиц НДФЛ и соцвзносы. При работе с самозанятыми им ничего платить дополнительно не надо — только за работу.

Минусы и подводные камни

Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам. Самозанятые могут работать только сами на себя. Если нужны помощники, придется нанимать людей по гражданско-правовому договору или регистрировать ИП.

Трудовой стаж не идет. Если не платить страховые взносы, трудовой стаж не засчитают. Поэтому копить на пенсию придется самостоятельно. Если не набрать нужное количество пенсионных баллов, на пенсию можно будет выйти в 70 лет. При этом пенсия будет минимальной.

Копить стаж и платить взносы в ПФР можно самостоятельно. В 2020 году год стажа стоит 32 448 Р .

Ограничения на доход. Если доход от самозанятости больше 2,4 млн рублей в год, с дохода свыше этого лимита надо заплатить НДФЛ 13%.

Самозанятый ИП после превышения лимита в течение 20 дней должен перейти на другой налоговый режим: УСН, ЕНВД или патент. Если он этого не сделает, налоговая автоматически переведет его на ОСН. На УСН можно перейти только с начала следующего года.

Нет соцгарантий и пособий. Самозанятым приходится рассчитывать только на себя: у них нет больничного, отпуска, выплаты по беременности и родам в сравнении с теми, кто работает по трудовому договору.

НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами. Это важно для ИП: они не могут совмещать НПД с ОСН, УСН или ЕНВД.

Нельзя работать как самозанятый с текущим и прошлым работодателем в течение двух лет после увольнения.

Банки неохотно выдают кредиты. Хоть самозанятые и могут подтвердить свои доходы справками из приложения «Мой налог», а банки обязаны их принимать, они по-прежнему часто отказывают в выдаче кредитов самозанятым или дают их на менее выгодных условиях. Впрочем, физлиц, работающих «в черную», банки кредитуют еще менее охотно.

Не подходит большинству иностранцев. Помимо россиян, на НПД могут работать только граждане Армении, Беларуси, Казахстана или Киргизии.

Больше хлопот, чем у физлица. Чек необходимо сформировать и передать клиенту не позднее 9 числа следующего месяца.

Если пропустить этот срок, налоговая начислит штраф в 20% от суммы дохода при первом нарушении, но не менее 200 Р . А при повторном нарушении в течение 6 месяцев штраф будет равен сумме дохода.

Запомнить

  1. Самозанятость — самый простой способ получать доход легально, если работаете сами на себя, то есть без наемных сотрудников.
  2. Самозанятость проще и выгоднее, чем ИП: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить соцвзносы.
  3. Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно через приложение «Мой налог, в личном кабинете плательщика НПД на сайте ФНС или через банк, если он договорился с налоговой.
  4. Налоговая ставка для самозанятых — 4% с доходов от физлиц и 6% с доходов от ИП и юрлиц. Платят каждый месяц до 25 числа. Если не было доходов, ничего платить не надо. Декларацию заполнять не нужно.
  5. Помимо простой регистрации, низких ставок и отсутствия отчетности, плюсы самозанятости такие: налоговый вычет в 10 000 Р , можно работать по найму, быть ИП и совмещать разные виды деятельности.
  6. Основные минусы самозанятости: нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам, трудовой стаж не идет, нет соцгарантий и пособий, ограничение на доход — 2,4 млн в год. Кроме того, нельзя работать как самозанятый с текущим и прошлым работодателем в течение двух лет после увольнения.



Я предпочитаю быть честным до тех пор пока государство со мной честное. Я не вижу никакой правдивости, прозрачности и чести со стороны государства поэтому считаю, что таким людям стоит дальше работать в черную. Ибо нехер кормить арраву чиновников и взяточников, наивно полагать что эти налоги пойдут на развитие малого бизнеса, образования или беднякам

Читайте также: