Неналоговые проверки налоговых органов

Опубликовано: 16.05.2024

Комиссаров Андрей

Руководитель коллегии адвокатов
"Комиссаров и партнеры"

специально для ГАРАНТ.РУ

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован главой 14 НК РФ, посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

Далее руководитель налогового органа принимает решение по факту допущенных нарушений налогового законодательства, выявленных в результате проверки. Срок принятия решения составляет 10 дней.

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

В следующей части я расскажу об особенностях проверки, проводимой полицией, а о том, что нужно знать и как действовать, если пришли проверяющие из прокуратуры и Роспотребнадзора, читайте в моих предыдущих авторских колонках.

Согласно действующему налоговому законодательству установлены два вида проверок.

Понятие налоговой проверки, виды и классификации

Налоговая проверка может быть камеральная и выездная. Каждый из этих видов регулируется Налоговым кодексом.

Под понятием «налоговая проверка» понимается совокупность действий со стороны налогового органа, которые нацелены на проверку, контроль и правильность перечислений от плательщика в государственный бюджет соответствующего уровня налогов, сборов, причитающийся пени при их наличии, а также штрафов.

Виды налоговых проверок классифицированы по характеру действий. Камеральная налоговая проверка подразумевает проверку налоговым органом по месту его нахождения всей документации, которая имеется в распоряжении, а также сопоставление с теми документами, которые представляют в налоговый орган плательщики. То есть это проверка, так называемая – номинальная, а не фактическая, на местах.

Выездная налоговая проверка подразумевает проверку уже на месте – по месту нахождения плательщика.

Цель такой проверки – сопоставление достоверности и полноты представляемых сведений от плательщика, проверку всех деклараций, отчетов, расчетов, которые плательщик ведет в ходе своей деятельности. Решение о том, что налоговая проверка будет носить выездной характер, принимает руководитель или исполняющий его обязанности и функции лицо налогового органа.

Если плательщик не в состоянии предоставить для проверки помещения, то налоговый орган вправе изъять всю необходимую для проверки документацию и провести проверку на своей территории.

Ранее виды налоговых проверок включали в себя и встречную проверку, но на сегодняшний день эта налоговая проверка трансформировалась в запрашивание и истребование документации с плательщика налоговыми органами для сопоставления данных.

Несмотря на то, что термин «встречная налоговая проверка» исключен из Кодекса, сама проверка, по сути, осталась – сверка документации, цель которой проверка подлинности и достоверности предоставляемых данных.

Особенности проведения проверок

Основной задачей любой налоговой проверки является проверка документов, связанных с доходами и расходами плательщика, уплаты с этих доходов и расходов налогов и сборов, которые причитаются по закону этому плательщику. Но каждая налоговая проверка имеет свои особенности.

Так, по результатам камеральной проверки плательщику выдается акт налоговой проверки, который содержит в себе все данные о проведенном сравнении документов.

При этом направляется акт налоговой проверки, как правило, в электронном виде плательщику с использованием сети Интернет. А по результатам выездной проверки – на бумажном носителе.

Акт налоговой проверки в любом случае содержит следующие данные:

  • наименование организации;
  • вводную часть;
  • описательную часть;
  • итоговую часть.

В вводной части обязательно указывается, какой именно налоговый орган решил провести проверку, номер этого органа, имя руководителя, дату проведения проверки. Кроме того указываются, в отношении каких налогов и сборов проводилась проверка, меры для осуществления контроля за исполнением налогового законодательства.

В описательной части акт налоговой проверки прописывает факты о выявленных нарушениях или отсутствии таких фактов, мелкие недочеты, которые необходимо будет устранить плательщику.

К каждому факту нарушения или недочета должны быть приписаны ссылки на нормативно-правовые акты, которые регулируют конкретный вопрос, ссылки на указанные нарушения, способы их устранения, меры наказания при неисполнении.

В итоговой части указываются способы устранения выявленных нарушений, а также данные тех, кто проводил проверку. В итоговой части так же прописывается право плательщика на выдвижение возражений по проведенной проверке.

Выездная проверка содержит некоторые особенности при проведении. Так, представители налоговых органов вправе запрашивать любые документы, непосредственно связанные с деятельность плательщика в вопросах налогообложения, получения прибыли или расходов, а плательщик не вправе утаивать наличие таких документов.

Время налоговой проверки камерального типа составляет ровно три месяца после подачи декларации. То есть: плательщик подает налоговую декларацию на рассмотрение в налоговый орган, а он в свою очередь в течение трех месяцев проводит проверку в отношении плательщика.

Если же проверка носит выездной характер, то срок на проведение составляет – 2 месяца. Однако в некоторых случаях она может быть продлена до 4-6 месяцев.

Повторная проверка

Повторная налоговая проверка может проводиться в двух случаях:

  • при решении вышестоящего налогового органа;
  • при подаче плательщиком уточненной декларации, которая является основанием для снижения налоговой ставки.

В первом случае проведение налоговых проверок обуславливается сразу двумя моментами: для проверки работы налогового органа, который проводил первую проверку, и для проверки соответствия налоговому законодательству плательщика.

Во втором случае проверка проводится для того, чтобы проверить новые данные, полученные от плательщика. Так, при уточненной налоговой декларации нередко сумма НДС уменьшается, что ведет к сокращению поступающих в государственный бюджет средств.

Обязанность налогового органа - проверить достоверность сведений и оснований для такого уменьшения.

Повторная проверка на основе уточненной декларации проводится в установленные законом сроки – до трех месяцев. Если в ходе проверки обнаруживаются нарушения, а декларация приобретает статус недостоверной и неточной, то плательщика об этом уведомляют путем направления акта о проверке. При этом о камеральной проверке плательщика не всегда уведомляют – это право налогового органа.

Обязанностью у налогового органа является направление акта о рассмотрении материалов налоговой проверки в отношении плательщика.

Лица, которые проводят проверки

Камеральную проверку, согласно налоговому законодательству, проводят уполномоченные лица – сотрудники налогового органа, к которому территориально относится плательщик, непосредственно после поступления на рассмотрение декларации.

Выездную налоговую проверку проводят уполномоченные и назначенные руководителем налогового органа лица. Руководитель назначает дату проверки, назначает лиц, которые будут ее проводить, устанавливает ответственных за проведение и извещение плательщиков о проверке.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Право


С 2017 года по закону № 294-З ФЗ «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверки бизнеса проходят по-новому. Мы расскажем, на что обратить внимание, чтобы неналоговая проверка прошла без серьезных последствий для компании.

Кому важно знать новинки в законе о проверках

  • нашли свою компанию (ИП) в Едином реестре проверок;
  • поступило уведомление от госоргана о проведении плановой или внеплановой (в т.ч. выездной либо невыездной) проверки деятельности организации. Именно этим законом устанавливается порядок организации и проведения проверки, а также права и обязанности сторон. Хуже, если уведомление не поступило, а проверка приехала;
  • истекли три года со дня уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный орган;
  • истекли три года со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • истекли три года со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Когда правила закона № 294-ФЗ не работают

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия, производство дознания;
  • осуществление прокурорского надзора (имеются исключения) и проведение административного расследования;
  • производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
  • расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий;
  • налоговый, валютный, таможенный, банковский и страховой контроль, а также контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в сети «Интернет».

Важный момент № 1

Индикаторы риска — это параметры, соответствие которым или отклонение от которых выявлено без взаимодействия с юридическими лицами и предпринимателями.

Такие параметры могут свидетельствовать о высокой вероятности нарушения требований и являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, и подлежат размещению в интернете.

Важный момент № 2

В рамках реализации полномочий по профилактике правонарушений органы контроля должны обеспечить размещение на своих официальных сайтах перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых будет проводиться.

Контролирующие органы также будут обязаны обеспечивать регулярное обобщение практики, выдавать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению их соблюдения.

Когда проверять могут без взаимодействия с самой компанией:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров атмосферного воздуха, вод, почвы, недр;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернет и СМИ.
Перечень открытый.

Важный момент № 3

Введены новые основания для проведения внеплановых проверок:

  • поступление в надзорный орган заявления о предоставлении правового статуса, лицензии или разрешения на осуществление определенных действий (разрешение на охоту, рыбалку, промывку золотосодержащих песков и пр.);
  • выявление несоответствия индикаторам риска.
Частично изменены основания для проведения внеплановых проверок. Так, например, обратиться с заявлением о нарушении прав потребителей возможно только в случаях, если по факту нарушения прав заявитель обращался к самому нарушителю, обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

Важный момент № 4

Органы прокуратуры ежегодно рассматривают и утверждают планы проверок.

Может быть предусмотрена обязанность использования при плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов) в зависимости от типа используемых объектов, отнесения деятельности проверяемого к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня, до начала ее проведения посредством направления распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки.

Такие уведомления могут направляться:

  • заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, т.е. обычным способом, и (или)
  • посредством электронного документа, подписанного усиленной ЭЦП и направленного по адресу электронной почты, если такой адрес содержится соответственно в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в контролирующий орган;
  • иным доступным способом.
Поэтому не стоит удивляться сообщению о предстоящей проверке, полученному на адрес корпоративной электронной почты, и тем более игнорировать такое сообщение.

Важный момент № 5

С января 2017 года при проведении проверки проверяющие не вправе требовать от юридического лица, ИП предоставления документов или информации до даты начала проведения проверки. При этом также с даты начала проведения проверки они могут запрашивать необходимые документы и (или) информацию от других государственных или муниципальных органов в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Важный момент № 6

Контрольная закупка — это совершение сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации.

Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.

Таким образом, с внесением изменений в 294-ФЗ надзорные органы обязаны:

  • размещать на своих сайтах перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, перечень нормативных правовых актов, на основании которых и во исполнение которых будет осуществляться контроль;
  • размещать в едином реестре проверок результаты проведенных (плановых и внеплановых) проверок (https://proverki.gov.ru, сайт Генеральной Прокуратуры РФ, ФГИС "Единый Реестр Проверок),
А юридические лица и ИП должны понимать, какую информацию контролирующие лица могут получить в порядке межведомственного взаимодействия, и регулярно проверять электронную почту, адрес которой находится в открытом доступе (например, указан на корпоративном сайте) либо который ранее был предоставлен в налоговый или иной орган.

Гюзель Аббасова, ведущий специалист ООО «Консалтинговая компания «Лигал Эксперт»

Новые трудовые проверки в 2018 году

С 1 января 2018 года при проведении плановых проверок отдельных категорий работодателей контролеры начнут применять чек-листы (списки контрольных вопросов), а с 1 июля 2018 года такие листы будут применяться относительно всех работодателей.

О новых правилах трудовых проверок у нас есть отдельный материал.

Информация подготовлена и предоставлена редакцией "Бератор". Впервые была опубликована в бераторе "К вам пришла проверка".

Налоговые инспекции проводят:

налоговые проверки (инспекторы проверяют, как фирмы и предприниматели платят налоги);

неналоговые проверки (инспекторы проверяют не свя­занные с налогами вопросы, например применение контрольно-кассовой техники).

Виды налоговых проверок

Налоговые проверки бывают:

• выездные (иногда их называют «документальные») -это проверки, проводимые на территории фирмы или предпринимателя;

• камеральные — проверки бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмами (предпринимате­лями) в налоговые инспекции (без выезда к налого­плательщикам).

Выездные проверки

Выездные проверки наиболее опасны — именно по их результатам начисляется львиная доля штрафов.

Выездные проверки бывают:

• комплексные и выборочные (тематические);

• плановые и внеплановые;

Комплексные и выборочные проверки

При комплексной проверке налоговики проверяют правильность ваших расчетов с бюджетом по всем нало­гам, а при выборочной проверке — по какому-то одному или нескольким налогам.

Особый вид выборочной проверки - тематическая. Это когда проверяют не один или несколько налогов, а какое-то направление деятельности фирмы или пред­принимателя. Например, расчеты с поставщиками, экс­портные сделки, применение налоговых льгот и т. д.

Налоговики пришли с проверкой в 000 «Актив». Руководителю фир­мы они предъявили решение о проведении проверки, в котором написа­но: «проверка по вопросам правильности исчисления, удержания и упла­ты налога на доходы физических лиц за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2002 года». Это значит, что инспекторы будут проверять рас­четы именно по этому налогу за 2002 год, то есть проведут выборочную проверку.

Если проверяющие напишут в решении: «проверка по вопросам со­блюдения законодательства о налогах и сборах за период с 1 января

2002 года по 31 декабря 2002 года», значит, они намерены проверить расчеты по всем налогам за 2002 год, то есть провести комплексную про­верку.

Помните: налоговики могут проверить только те во­просы и за тот период, которые указаны в решении. Если же они потребуют документы, не относящиеся к провер­ке или выходящие за рамки проверяемого периода, вы вправе им отказать.

Контрольная проверка

Чтобы проверить, как прошла выездная проверка, вы­шестоящие налоговики могут провести еще одну, при­чем по тем же налогам и за тот же период. Так сказано в статье 89 Налогового кодекса. Такую проверку принято называть контрольной.

Имейте в виду: инспекторы, которые у вас уже были, проводить ее не вправе. Если сначала вас посетили из на­логовой инспекции, то повторно могут прийти из регио­нального управления. Если же первоначальную провер­ку провело управление, то с контрольной придут из межрегиональной инспекции.

Налоговая инспекция проводить повторные проверки может только в одном случае: если фирма представила уточненную налоговую декларацию, в которой сумма на­лога оказалась меньше, чем ранее заявленная.

Контрольная проверка очень похожа на выездную: инспекторы так же проверяют документы, осматривают помещения, допрашивают свидетелей и т. д. По резуль­татам проверки составляют акт.

Но отличие все же есть. Это цель проверки. Если при обычной проверке основная задача - проверить фирму, то при контрольной - налоговую инспекцию.

Региональное управление приняло решение провести повторную вы­ездную проверку ЗАО «Архангельскгеолдобыча» (г.Архангельск). Цель проверки инспекторы сформулировали так: «необходимость оператив­ного контроля за правильностью исчисления налогов предприятиями, ведущими разведку и добычу полезных ископаемых».

Фирма с решением не согласилась и обратилась в суд.

Судьи встали на сторону предприятия, потому что контрольная проверка не может заменить собой выездную. Основная задача кон­трольного мероприятия - это проверка работы налоговой инспекции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 января 2002г. №А05-1415/01 -104/13).

Обратите внимание: если при контрольной проверке вышестоящие инспекторы выявили налоговое правона­рушение, которое не обнаружили их предшественники, то применить к фирме налоговые санкции нельзя (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда при первоначальной проверке инспекторы сговорились с проверяемыми и «не нашли» нарушения. Однако «факт сговора» необходимо доказать.

Плановые и внеплановые проверки

Если налоговики предупредили вас о предстоящей проверке заранее, значит, эта проверка плановая. С вне­плановыми проверками все иначе - налоговые инспекто­ры появляются без предупреждения. Но такое случается редко, например когда они опасаются, что нужные доку­менты будут уничтожены.

Плановые проверки налоговые инспекции проводят на основании годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок.

Универсальных критериев, по которым формируются планы, нет. Но, несмотря на это, выбор той или иной фирмы или предпринимателя не случаен. С точки зрения налоговиков, каждая налоговая проверка должна прино­сить доход в бюджет: выявлять неуплаченные налоги, начислять штрафы. Поэтому в первую очередь в план проведения выездных проверок попадают фирмы или предприниматели, о которых известно, что они скрыва­ют налоги. Информацию об этом налоговики получают из разных источников. Например, они принимают во внимание результаты камеральных проверок: если вы не сдаете отчетность или сдаете «нулевые» декларации -ждите проверку.

Насторожить налоговиков может и то, что данные от­четности фирмы резко отличаются отданных отчетности аналогичных предприятий или же у фирмы при одинако­вом объеме выпуска продукции в разные месяцы суммы платежей в бюджет значительно различаются.

ЗАО «Актив» платит НДС помесячно. В августе выручка фирмы соста­вила 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.). В этом же меся­це фирма купила сырье для производства. На него потратили также 11 800 000 руб. (в том числе НДС -1 800 000 руб.).

За август «Актив» может не платить НДС (сумма вычетов по этому на­логу равна сумме НДС, начисленной к уплате в бюджет).

В сентябре фирма получила от покупателей 12 390 000 руб. (в том числе НДС -1 890 000 руб.). Для производства «Актив» использовал сы­рье, которое было куплено в августе.

За сентябрь «Актив» должен заплатить НДС в сумме 1 890 000 руб.

В этой ситуации налоговики могут назначить выездную проверку «Актива» из-за значительного колебания сумм НДС, которые нужно за­платить в бюджет.

Кроме того, фирма попадет в план проверок, если у нее ранее уже были обнаружены нарушения или в инспекцию поступили сведения из Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, прокуратуры или других ведомств о том, что фирма скрывает налоги.

Имеет также значение использование льгот: чем их больше, тем выше вероятность проверок.

Помните: чем меньше вы выделяетесь на фоне других фирм и предпринимателей, тем меньше вероятность про­верки.

Встречная проверка

Встречная проверка - это проверка операций друг с другом двух и более фирм.

Обратите внимание: несмотря на то что в Налоговом кодексе теперь нет понятия «встречная проверка», ин­спекторы по-прежнему могут проверить не только саму «подконтрольную» фирму, но и ее партнеров. В ста­тье 93.1 Налогового кодекса прописаны правила истребо­вания документов у контрагентов проверяемой фирмы. Так, пункт 1 этой статьи позволяет налоговикам (во время проверки) требовать у партнера контролируемой компа­нии информацию, касающуюся ее деятельности.

Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе за­просить у фирмы информацию о партнере по конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Проводить встречную проверку или нет, налоговики решают по своему усмотрению. Но если они проверяют экспортера, который претендует на возмещение НДС, то обязательно направят его поставщику требование о представлении документов.

Предприятие должно представить документы о своем контрагенте в течение пяти дней (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если вы не можете представить нужные бумаги в указан­ный срок, попросите дать вам больше времени. Закон разрешает налоговикам продлить срок.

За отказ предоставить информацию по контрагенту фирме грозит штраф в размере 1000 рублей, а при повторном нарушении в течение ка­лендарного года - 5000 рублей (ст. 129.1 НК РФ).

После встречной проверки налоговики составляют справку, в которой указывают все, что выявили. Затем справку посылают в инспекцию, по чьему запросу прово­дилась встречная проверка.

Ситуация первая: налоговики проводят встречную проверку у вашего делового партнера

В такой ситуации судьба вашей фирмы зависит от того, какие результаты дала встречная проверка.

Один из возможных результатов встречной провер­ки - отсутствие искомой фирмы, то есть вашего де­лового партнера. В таких случаях налоговики обычно отказываются принять документы «потерявшегося» контрагента в качестве подтверждения расходов фирмы. Например, они не принимают к вычету НДС, уплачен­ный в составе этих расходов.

Однако, если дело доходит до судебного разбиратель­ства, судьи обычно встают на сторону предприятия - об этом свидетельствует и арбитражная практика. Основ­ной довод судей - налогоплательщик не может отвечать за своих партнеров.

Впрочем, в некоторых регионах суды настроены не столь лояльно и могут в той же ситуации вынести про­тивоположный вердикт. Свою позицию судьи обычно обосновывают тем, что экспортер не может принять к воз­мещению НДС, уплаченный поставщику по приобретен­ным у него товарам, поскольку поставщик после продажи этих товаров экспортеру НДС в бюджет не заплатил.

Гораздо сложнее дело обстоит в том случае, когда контрагент найден, но у него не оказалось нужных документов или того хуже - цифры в документах, партнеров различаются. Тут в руках у налоговиков сразу же оказываются весомые аргументы: например, два экземпляра одного и того же счета-фактуры, где сто­ят одинаковые печати, но цифры в них разные. А это до­казательство того, что кто-то из партнеров нечист на ру­ку. Если возникнет необходимость, эти бумаги можно будет предъявить в суде.

Если расхождения окажутся серьезными и приве­дут к искажению налоговой базы за три финансовых года подряд на сумму более 500 000 рублей, налоговики пере­дадут материалы в милицию. В такой ситуации милицио­неры могут возбудить уголовное дело по статье 199 Уго­ловного кодекса (уклонение от уплаты налогов).

Ситуация вторая: налоговики проводят встречную проверку у вас

Если встречная проверка проводится на вашей фир­ме, то по ее итогам вам ничего не грозит. Оштрафовать вашу компанию нельзя, но полученные данные могут спровоцировать налоговых инспекторов на полноценную выездную проверку. Однако провести эту проверку нало­говики могут не всегда.

Представим такую ситуацию. Налоговая инспекция провела у вас выездную проверку. Через некоторое вре­мя инспекторам понадобились те же самые документы, но в рамках встречной проверки. Просмотрев эти доку­менты еще раз, налоговики обнаружили у вашей фирмы нарушения. По итогам встречной проверки оштрафовать вас они не могут, значит, нужно либо проводить еще од­ну выездную проверку за уже проверенный период, либо просить разрешение на повторную проверку у вышесто­ящей инстанции. Первое запрещено Налоговым кодек­сом (ст. 89), второе невыгодно самим налоговикам, поскольку говорит об их некомпетентности. Таким обра­зом, у вас есть шанс наказания избежать.

Документы, которые требует инспекция в рамках встречной проверки, должны относиться к деятельности вашего партнера. Если инспекторов заинтересовала ка­кая-то конкретная сделка, то и документы, которые они вправе у вас попросить, должны быть с этой сделкой свя­заны. Это могут быть, например, договор, счета-факту­ры, накладные, платежные поручения и т. п. Если нало­говики превысят свои полномочия, обращайтесь в суд: он вас поддержит.

Обратите внимание: инспекторы вправе требовать информацию о конкретной сделке у всех ее участни­ков и за рамками проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Прав­да, только в том случае, если у контролеров возник­нет в этом «обоснованная необходимость». Требование о предоставлении информации по интересующей их сделке контролеры оформляют письменно. Фирмы долж­ны подать документы в течение пяти дней с момента по­лучения запроса.

По Налоговому кодексу (ст. 88) камеральная провер­ка представляет собой проверку бухгалтерской и налого­вой отчетности, представленной налогоплательщиком. Ее проводят в налоговой инспекции без выезда на фирму или к предпринимателю.

В ходе камеральной проверки (так же, как и в ходе вы­ездной) налоговики могут провести встречную проверку деловых партнеров проверяемой фирмы (о встречной проверке читайте выше).

Виды неналоговых проверок

В ходе неналоговых проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель:

• ведут кассовые операции;

• используют контрольно-кассовую технику.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Помимо выездных и камеральных проверок налоговая инспекция проводит и другие проверки. Они не связаны с уплатой налогов, поэтому их принято называть неналоговыми. В ходе таких проверок налоговики проверяют, как фирма или предприниматель: • ведут кассовые операции; • используют контрольно-кассовую технику (ККТ). Ниже рассказано о том, как проходят такие проверки

Как проверяют кассовые операции

Чтобы у контролеров не было претензий к ведению кассовых операций, фирма должна соблюдать четыре основных условия:
• проводить наличные расчеты в пределах определенной суммы (лимит расчетов наличными);
• хранить наличные деньги в кассе в пределах лимита, установленного банком (лимит остатка кассы);
• полностью и своевременно оприходовать поступившие в кассу деньги;
• правильно хранить наличные деньги.

Лимит остатка кассы

Лимит остатка кассы – это сумма наличных денег, которую вы можете оставлять в кассе на конец рабочего дня.
Размер лимита устанавливает банк, обслуживающий вашу организацию. Этот показатель может быть скорректирован, если вы обратитесь в банк с таким заявлением.
Сверх лимита вы можете хранить в кассе наличные деньги, предназначенные только для выплаты заработной платы и пособий. Но даже в этом случае срок хранения сверхлимитной наличности – не более трех рабочих дней (включая день получения денег в банке). Для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера, – не более пяти дней.
Зачастую фирмы имеют несколько счетов в разных банках. В этом случае лимит остатка кассы устанавливает один из банков. В другие банки достаточно представить копию такого решения.
Если вы не согласовали с банком сумму лимита остатка кассы, он считается равным нулю. В этом случае вы обязаны в конце каждого дня сдавать в банк всю денежную наличность.
Порядок ведения кассовых операций запрещает использовать наличную выручку без согласования с банком. Поэтому одновременно с лимитом остатка кассы вы должны согласовать с банком и этот вопрос. В заявлении на установление лимита укажите, на какие цели вы хотите расходовать наличные деньги. Например, на выплату зарплаты, на закупку канцтоваров, на хознужды и т. д. Банки, как правило, идут навстречу своим клиентам.
Обратите внимание: никакой ответственности за нарушение правил расходования наличных денег законодательство не предусматривает.
Однако штрафные санкции могут быть установлены в договоре на расчетно-кассовое обслуживание, который вы заключаете с банком. Поэтому, выбирая банк при регистрации вашей фирмы (или открывая дополнительный счет), внимательно изучите положения такого договора.

Лимит расчетов наличными

Фирма может заплатить другой фирме по одному договору наличными не более
100 000 рублей. Это записано в указании Центрального банка от 20 июня 2007 г. № 1843-У. Кроме того, теперь это ограничение распространено и на предпринимателей. При этом превысить лимит в 100 000 рублей нельзя ни по договорам предпринимателей между собой, ни по договорам между предпринимателем и фирмой.
Если у вас возникла необходимость заплатить другой фирме наличными более 100 000 рублей, то можно заключить с ней несколько договоров. При этом каждый контракт должен составляться на сумму, не превышающую установленного лимита.

ООО «Актив» решило приобрести за наличный расчет у ООО «Пассив» строительные материалы на сумму 120 000 руб., в том числе:
• кирпич на сумму 50 000 руб.;
• доски на сумму 70 000 руб.
Если фирмы заключат один договор на сумму 120 000 руб., то при его оплате наличными «Актив» превысит лимит расчета наличными. Поэтому фирмы заключили два договора:
• договор на поставку кирпича на сумму 50 000 руб.;
• договор на поставку досок на сумму 70 000 руб.
По этим договорам «Актив» заплатил наличными 120 000 руб. При этом «Пассив» выписал два приходных ордера – на 50 000 руб. и на 70 000 руб.
В этом случае предельный размер расчетов наличными не превышен, так как платеж произведен по двум разным договорам.

Неоприходование денег в кассу

Сумма денег в кассе должна совпадать с данными кассовых документов (приходными и расходными ордерами, кассовой книгой), а также с данными контрольной ленты и фискальной памяти ККТ (Z-отчета). Излишек контролеры могут расценить как неоприходование наличности.

В ходе проверки ООО «Пассив» налоговики сравнили данные фискальных отчетов ККТ с данными книги кассира-операциониста и кассовой книги.
По данным фискальных отчетов и книги кассира-операциониста, выручка фирмы за период с 1 января по 21 мая 2009 года составила 266 186 руб. В кассовой книге выручка значилась в размере 241 119 руб. Акты возврата денег покупателям фирма не представила.
В такой ситуации налоговая инспекция может оштрафовать фирму за неоприходование выручки.

Если налоговики заподозрят, что вы не оприходовали в кассу наличные деньги, полученные от фирм-партнеров, они могут провести в этих фирмах встречные проверки.

Правила хранения денег

Правила хранения денег установлены в Порядке ведения кассовых операций (решение Совета директоров Центробанка от 22 сентября 1993 г. № 40).
Напомним, что все наличные деньги должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы нужно закрыть ключом и опечатать печатью кассира. Нельзя хранить в кассе наличные деньги других фирм (п. 30 Порядка ведения кассовых операций).

Кто проводит проверку

Следят за соблюдением кассовых операций банки и налоговые инспекции. Кто же из них вправе прийти с проверкой, а кто – оштрафовать? Точный ответ можно дать только на второй вопрос. Наказать фирму под силу исключительно налоговикам. А вот единого мнения о том, кто вправе провести проверку, нет.
Некоторые судьи считают, что оштрафовать фирму за нарушение кассовых операций налоговики могут только на основании сведений, полученных от банков (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 6 августа 2002 г. № А05-4223/02-260/10, Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2002 г. № А33-13866/01-С3-Ф02-984/02-С1). Обязанность банков проводить проверки своих клиентов установлена в пункте 41 Порядка ведения кассовых операций. За ее несоблюдение предусмотрен штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.2 КоАП РФ).
Однако не все суды разделяют эту позицию (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 30 сентября 2002 г. № А05-5467/ 02-324/22, Уральского округа от 11 марта 2002 г. № Ф09-432/02АК). И вот почему.
Федеральный закон о ККТ № 54-ФЗ разрешает налоговикам контролировать полноту учета выручки (ст. 7). А значит, за неоприходование денег в кассу инспекторы вправе оштрафовать фирму по итогам выездной налоговой проверки или проверки ККТ.
А как быть с нарушением лимитов? Выявлять их обязаны банки. Причем не реже одного раза в два года. Так сказано в пункте 2.14 Положения Центрального банка от 5 января 1998 г. № 14-П. Если же налоговики обнаружат эти нарушения самостоятельно, они должны сначала проинформировать об этом банк. Банк проведет проверку, отразит нарушения в справке и направит ее в налоговую инспекцию. И только тогда инспекция может фирму оштрафовать. На практике налоговики часто нарушают эту процедуру. Обращайтесь в суд: у вас есть шансы выиграть дело.

Ответственность по итогам проверки

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью установлена в статье 15.1 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ):
«Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей».

Налоговики вправе оштрафовать фирму, ее должностных лиц или предпринимателя, если они:
• превысили лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными;
• не оприходовали или неполно оприходовали в кассу наличность;
• нарушили порядок хранения свободных денежных средств.

Имейте в виду: оштрафовать по этой статье инспекция может одновременно и фирму, и ее должностных лиц. Под должностными лицами понимаются руководитель, его заместители и главный бухгалтер (или лица, выполняющие их обязанности).
Кассир по статье 15.1 КоАП РФ ответственности не несет, поскольку не является должностным лицом фирмы.
Если в ходе проверки будет выявлено, что фирма или кто-то из ее сотрудников совершили сразу несколько «кассовых» нарушений, штрафы суммировать нельзя (п. 2 ст. 4.4 КоАП РФ). Одному нарушителю налоговики могут назначить только один штраф – в пределах сумм, указанных в статье 15.1 КоАП РФ.
Если фирма не заплатила (или не полностью заплатила) налог из-за того, что не оприходовала выручку в кассу, налоговики могут оштрафовать ее только по одной из двух возможных статей: 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата налога) или 15.1 КоАП РФ (неоприходование денег в кассу). Судьи считают, что предпочтение нужно отдавать статье 122 Налогового кодекса РФ.
Однако есть ситуации, когда налоговики могут применить статьи Налогового и Административного кодексов одновременно: если привлекут к ответственности разных нарушителей. Например, фирму – по статье 122 НК РФ, а ее руководителя или главного бухгалтера – по статье 15.1 КоАП РФ.
Имейте в виду: у налоговиков есть только два месяца, чтобы назначить штраф. Так сказано в статье 4.5 КоАП РФ.
Этот срок нужно отсчитывать со дня:
• когда в кассу поступили неоприходованные деньги (постановления федеральных арбитражных судов Московского округа от 24 марта 2004 г. № КА-А40/ 1970-04, Северо-Кавказского округа от 12 декабря 2005 г. № Ф08-5871/2005-2328А);
• когда был превышен лимит остатка кассы или лимит расчетов наличными (постановления федеральных арбитражных судов Северо-Западного округа от 29 февраля 2008 г. № А05-9566/2007, Центрального округа от 8 февраля 2007 г. № А09-7032/ 06-30);
• когда контролеры обнаружили, что фирма неправильно хранит свободные денежные средства.
Налоговики часто нарушают отведенный для взыскания штрафа срок. Обратите на это внимание судей, и вы избежите наказания.

Как оформляются результаты проверки

Получив от банка справку о выявленных нарушениях, налоговики должны составить протокол. Без этого документа оштрафовать фирму они не вправе.

Налоговая инспекция оштрафовала ООО «Бечиков» за превышение лимита остатка кассы.
Суд признал постановление инспекции недействительным, поскольку налоговики не составили протокол об административном правонарушении (постановление Федерального арбитражного суда Сибирского округа от 3 апреля 2008 г. № Ф04-2240/2008 (3155-А70-6)).

В течение суток после составления протокола инспектор направляет его своему руководителю. Он должен рассмотреть дело не позднее 15 дней.
Вы имеете право присутствовать на заседании (ст. 25.1 КоАП РФ). Решение, принятое без вас, незаконно. Исключение составляют случаи, когда инспекция известила вас о месте и времени рассмотрения дела, а вы не явились.

Рассмотрев протокол, руководитель инспекции (или его заместитель) назначает штраф или прекращает производство по делу.
Копию постановления о назначении штрафа вам должны вручить под расписку сразу после рассмотрения дела либо выслать по почте в течение трех дней (ст. 29.11 КоАП РФ).

Как проверяют ККТ

Если ваша фирма или вы как предприниматель принимаете наличные деньги, вы должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). Не применять ККТ могут:
• предприятия, оформляющие прием денег на бланках строгой отчетности (например, почтовые отделения, авиационные компании и т. д.);
• фирмы, перечисленные в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Кого проверяют чаще всего

В первую очередь налоговики проверяют фирмы (предпринимателей):
• на которые поступают сигналы из милиции, торговой инспекции о нарушении правил применения ККТ;
• которые уже нарушали правила применения ККТ;
• которые должны применять ККТ, однако не зарегистрировали машины в налоговой инспекции;
• которых не проверяли в течение последних 1,5–2 лет.
Во вторую очередь проверяют фирмы (предпринимателей), у которых ранее были выявлены нарушения порядка применения ККТ и им был дан определенный срок для их устранения.

Как проходит проверка

За что могут оштрафовать

Ответственность за неприменение ККТ установлена в статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ):
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу),
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей».

Обратите внимание: ответственность в этой статье установлена за неприменение контрольно-кассовой техники (ККТ).
Однако, даже работая с ККТ, вы не застрахованы от штрафов.
Высший Арбитражный Суд (постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 31 июля 2003 г. № 16) разрешил штрафовать по этой статье, если:
• фирма применяет ККМ, не зарегистрированную в налоговой инспекции (ст. 4 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
• предприятие использует ККМ, которая не включена в государственный реестр. Если кассовый аппарат исключили из реестра, то фирма может на нем работать, пока не истечет нормативный срок амортизации аппарата;
• фирма применяет ККМ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
• организация использует кассовую машину, у которой отсутствует пломба либо заметно, что пломба повреждена;
• кассир пробивает чек на меньшую сумму, чем ему заплатил покупатель.
Если же ККТ неисправна, то оштрафовать по статье 14.5 КоАП РФ налоговики не вправе. Напомним, что под неисправной налоговики понимают кассовую машину, которая:
• не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает необходимые реквизиты на чеке или на контрольной ленте;
• не выполняет предусмотренные техническими требованиями операции или выполняет их с ошибками.
Обратите внимание: если наличные были приняты в обход ККМ и не оприходованы в кассу, налоговики могут оштрафовать фирму или предпринимателя только по одной из двух возможных статей: 15.1 или 14.5 КоАП РФ.

Администратор салона-парикмахерской приняла за стрижку 120 руб. наличными и не выдала клиенту бланк строгой отчетности. За это нарушение налоговики оштрафовали владельца салона – предпринимателя Кирьянову как за неприменение ККМ.
Кроме того, инспекция оштрафовала Кирьянову за неоприходование выручки в сумме 120 руб.
Суд признал второе решение налоговиков недействительным, поскольку никто не может нести ответственность дважды за одно и то же нарушение (ст. 4.1 КоАП РФ) (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 февраля 2002 г. № А33-12984/ 01-С3-Ф02-208/02-С1).

Если фирма или предприниматель вместо ККМ используют другие средства кассовой техники (например, электронно-вычислительные машины, программно-вычислительные машины, программно-технические комплексы), то привлечь их к ответственности за неприменение ККМ налоговики не вправе.

Как оформляются результаты проверки

Обнаружив нарушения, инспекторы должны составить протокол. Без этого документа суд признает результаты проверки недействительными.
В протоколе налоговики перечисляют найденные нарушения с кратким описанием обстоятельств проверки и доказательствами. Ими могут служить чеки, свидетельские показания и объяснения нарушителей.
Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствовавшими при проверке.
Налоговые инспекторы обязаны вручить вам копию протокола под расписку.
В течение суток с момента составления протокола инспекторы передают его своему руководителю. Руководитель в 15-дневный срок решает, налагать ли штраф, и если да, то какой.

(Из материалов бератора «К Вам пришла проверка»)

Читайте также: