Нефтяное сырье налоговый кодекс

Опубликовано: 16.05.2024

ФОНД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РЕГУЛЯТОР БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
«БУХГАЛТЕРСКИЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

(ФОНД «НРБУ «БМЦ»)

Приложение №1 к протоколу ОК Нефтегаз/ГДП №1 от 2020-01-20

РЕКОМЕНДАЦИЯ Р-Х/2020-ОК НЕФТЕГАЗ
«ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦИЗ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКИ»

ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ

Организция, совершающая операции по переработке нефтяного сырья, продала продукцию нефтепереработки (автомобильное топливо, моторное масло и т.д.) на территории РФ.

В связи с этой операцией организация должна начислить акциз к уплате с проданной продукции и акциз к вычету по сырью, использованному при производстве этой продукции.

Итоговая сумма акциза является отрицательной, то есть имеет место зачет/возмещение акциза (далее – отрицательный акциз).

В этой связи возникает вопрос: каков ПОРЯДОК УЧЕТА ОТРИЦАТЕЛЬНОГО АКЦИЗА?

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ

1. Отрицательный акциз учитывается в качестве отдельного актива (Д 19 счета) в момент понесения затрат, с которыми будет увязываться последующий расчет размера акциза к вычету.

2. Отрицательный акциз увеличивает выручку.

3. Отрицательный акциз уменьшает себестоимость продаж.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В 2018 году завершен «налоговый маневр» в нефтегазовой отрасли. Маневр реализован посредством внесения изменений в Закон «О таможенном тарифе» (Закон 1) и в НК РФ (Закон 2).

Изменениями в Закон 1 установлено постепенное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет, начиная с 2019 года, путем умножения текущей ставки таможенной пошлины на корректирующий коэффициент (Ккорр.) для достижения полного обнуления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с начала 2024 года.

Так как ставка вывозной таможенной пошлины на нефть является базисом для расчета таможенных пошлин на нефтепродукты, то экспорт произведенных из нефти товаров не будет облагаться таможенной пошлиной с 2024 г.

В связи со снижением ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с целью компенсации выпадающих доходов государства, повышена ставка НДПИ на нефть.

По своей экономической сути отрицательный акциз – это компенсация государством роста себестоимости нефтепродуктов в результате роста НДПИ (например, в результате роста цен на международном рынке), транспортных расходов и в случае роста объемов переработки и сбыта на внутреннем рынке вместо экспорта сырого сырья.

Таким образом, под формой акциза введен принципиально новый механизм косвенного регулирования цен и стимулирования переработки и сбыта на внутреннем рынке.

Так, вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на величину 2 («отрицательный акциз»), и увеличенные на величину Кдемп («демпфирующий коэффициент»), при предоставлении установленных документов.

В настоящее время цена на нефть на внутреннем рынке формируется по формуле: «мировая котировка минус вывозная таможенная пошлина минус стоимость транспортировки» (экспортный «нетбэка»). Соответственно, в связи с обнулением вывозной таможенной пошлины на нефть, произойдет увеличение внутренних цен на сырье, что повлечет рост расходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

С целью поддержки НПЗ Законом 2 вводится новый подакцизный товар – нефтяное сырье (пп.13.1, п.1, ст.181) , механизм расчета акциза на нефтяное сырье (пп.34, п.1, ст.182) , порядок применения вычета с использованием повышающего коэффициента (п. 27, ст.200).

Закон 2 – это Федеральный закон от 03.08.2018 №301-ФЗ, вносящий изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. В соответствии с данным Законом список подакцизных товаров дополнен позицией «Нефтяное сырье» - смесь углеводородов (нефть, стабильный конденсат, вакуумный газойль, гудрон, мазут).

В соответствии НК РФ:

Статья 182. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

34) направление нефтяного сырья, принадлежащего организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, на праве собственности, на переработку на производственных мощностях, принадлежащих такой организации либо организации, непосредственно оказывающей такой организации услуги по переработке нефтяного сырья;

Статья 200. Налоговые вычеты

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 18 2 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Статья 202. Сумма акциза, подлежащая уплате

5. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Статья 203. Сумма акциза, подлежащая возврату

4. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по акцизу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма акциза, подлежащая возмещению по решению налогового органа, подлежит возврату налогоплательщику…

Право на вычет организации получают при условии реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке.

В случае получения права на вычет, организация признает актив (или уменьшение обязательства) по расчетам с бюджетом в момент реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке .

24.01.2020, 10:35 | 3269 просмотров | 787 загрузок

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взимается с пользователей недр с 2001 года. ФЗ-126 от 08/08/01 г. в НК РФ была введена новая глава, 26, устанавливающая правила, по которым взимается налог.

НДПИ в налогом законодательстве

Согласно НК РФ полезное ископаемое — это продукт горнодобычи и карьерной разработки, содержащийся в минеральном сырье. Продукция должна соответствовать стандарту.

Добыча полезных ископаемых лицензируется государством. Организации и ИП, получившие такое разрешение на пользование недрами, ставятся в ФНС на особый учет не позднее 30 дней после получения. По общему правилу регистрация добытчика ископаемого сырья производится по месту нахождения участка недр. Если же он расположен вне территории страны, плательщик налога ставится на учет по месту его нахождения.

Облагаются полезные ископаемые (ПИ), по тексту ТК РФ, ст. 336:

  • добытые на территории России;
  • извлеченные из отходов добычи (если на такое извлечение нужна лицензия);
  • добытые за границей (если участок под юрисдикцией РФ, арендуется у государств, используется по международному договору).

  • распространенные ПИ (песок, мел, некоторые глины);
  • подземные воды, если их добыл ИП для личных нужд;
  • минералы в коллекции;
  • добытые ПИ, если производились работы с охраняемыми геологическими объектами;
  • ПИ из отходов, отвалов, находящихся в собственности, если налог уже рассчитывался при добыче, и др.

Добытые полезные ископаемые облагаются по ставкам двояко:

  • в процентах (адвалорная);
  • в рублях за тонну (специфическая, твердая).

Соответственно, процентные играют роль, если база выражена в стоимостном эквиваленте, а твердые имеют отношение к натуральному количественному базовому показателю добычи. «Количественная» база применяется к газу, нефти, углю, газоконденсату, многокомпонентным рудным ПИ Красноярского края. Это положение не касается новых месторождений в море. «Стоимостная» охватывает остальные ПИ, нефть, газ (и конденсат), уголь из новых морских мест добычи.

Льгот по этому налогу нет. Однако фактически льготой можно считать нулевую ставку НДПИ, имеющую отношение (по тексту ст. 342, п. 1) к:

  • нормативным потерям ПИ (они определяются правительственным постановлением №921 от 29/12/01 г.);
  • попутному газу;
  • разработке некондиционных, низкокачественных ПИ, списанных;
  • водам, содержащим полезные ископаемые, добываемым попутно с другой добычей ПИ или при осуществлении подземных работ;
  • минеральным водам, прямо используемым в лечении, без продажи;
  • подземным водам для полива сельхозкультур;
  • вскрышным слоям, покрывающим слой ПИ, вмещающим ПИ породам;
  • нормативным отходам горнодобычи и переработки.

Кроме того, в определенных условиях и к определенным ПИ при расчете налога могут применяться понижающие коэффициенты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 343.2 для ХМАО, Башкортостана и др., тоже можно отнести к фактическим льготам.

По каждому ПИ делается отдельный расчет. Ставки приведены в ст. 342 НК РФ. Налоговый период — месяц.

С началом фактической добычи возникает обязанность декларировать налог. Расчет подается месту нахождения, по месту жительства (ст. 345 НК РФ), не позже последнего числа последующего месяца. Формируется декларация помесячно, без нарастающего итога. Уплачивается налог до 25 числа последующего месяца, по месту расположения участков добычи, а если они находятся за пределами страны – по месту нахождения юрлица, жительства ИП.

Кстати говоря! Минфин предлагает повысить НДПИ в 2020 году. Такая мера, по мнению чиновников, поможет удерживать цены на бензин на приемлемом для потребителей уровне.

Методики и пример расчета

Расчет НДПИ по количеству добытого полезного ископаемого ведется ограниченно: по газу, углю, нефти, в других случаях база налога будет стоимостной. Количество определяется прямо либо косвенно.

Прямой метод используется там, где можно полагаться на показания измерительных приборов, учитывающих количественную добычу. К ним нужно добавить фактические потери при добыче. Фактические потери определяются разницей между расчетным показателем добычи и фактическим.

Косвенный метод — расчетный, по содержанию ПИ в продукте добычи. Само по себе минеральное сырье учитывают с помощью приборов. Методика расчетов закрепляется в ЛНА. Ее нельзя изменить в течение всего срока добычи, если не меняются технологические характеристики добычи. Как рассчитывать НДПИ по количеству, говорится в ст. 338, 339 НК.

Стоимость ПИ определяется для расчета налога по реализационным ценам, с учетом субсидий или без них. Субсидии фигурируют в расчетах у добытчиков, которые их фактически получают. Данные методики применяются, если в отчетном месяце у добытчика была продажа.

Другой расчетный способ. Он применяется, если в отчетном месяце продажи отсутствовали.
Способы определения стоимости характеризует ст. 340 НК РФ:

  • Стоимость добытого ПИ = кол-во добытого ПИ*стоимость единицы добычи ПИ.
  • Стоимость единицы добычи ПИ = выручка / объем реализации или Стоимость единицы добытого ПИ = расчетная стоимость / объем добычи.

Расчетная стоимость ПИ исчисляется по данным НУ, по той же методике, что и база налога на прибыль. Учитываются прямые и косвенные издержки.

Пример (условный) расчета по стоимости. Фирма добывает строительный песок.
Субсидий она не имеет. В прошедшем периоде у нее была реализация. Организация уплачивает НДС в бюджет. Добыча за период составила 50000 т., из них реализация — 35000 т. Цена реализации — 300 руб./т. Затраты по доставке песка — 150000 руб.

  • 300 / 1,2 = 250 руб./т — цена продажи без НДС.
  • 35000 * 250 = 8750000 руб.
  • 8750000 – 150000 = 8600000 руб. — выручка.
  • 8600000 / 35000 = 245,71 руб. — стоимость одной добытой тонны.
  • 245,71 * 50000 = 12285500 руб. — база НДПИ.
  • 12285500 * 5,5% = 675702,50 руб. — НДПИ.

Примечание: ставка 5,5% установлена ст. 342 п. 2 пп. 4.

Особенности налогообложения отдельных полезных ископаемых

Приведем некоторые нюансы исчисления налога, поясняющие применение статей гл. 26 НК РФ.

Нефть

Облагается налогом очищенная от воды, солей, стабилизированная (сырая нефть, не закипающая при нормальных значениях давления и температуры). Применяется специфическая ставка, за тонну. Она уточняется умножением на коэффициент цены — Кц, описывающий изменение мировых нефтяных цен. Кц публикуется в информационных письмах ФНС. Например, в мае текущего года применялся коэффициент 13,9764 (док. СД-4-3/11375 от 13/06/19 г.), и налоговая ставка нефти 919 руб. за т. корректировалась исходя из него. Скорректированная ставка составила 12844,3116 руб./т.

Можно исчислить значение коэффициента самостоятельно, применяя формулу
Кц = (Ц — 15) x Р / 261, где Ц – средняя цена нефти «Юралс» в долл. за баррель, Р — средний курс доллара.

В расчете участвует и сложный показатель, учитывающий особенности нефтедобычи, – Дм. Его расчету посвящена отдельная статья НК – 342.5. Дм уменьшает полученное при умножении ставки и Кц значение.

Газ и конденсат

Берется в расчет твердая ставка. Она умножается на показатель Еут – значение единицы условного топлива и Кс – коэффициент, показывающий степень сложности добычи указанных ПИ.

Если говорить о конденсате газа, то применяется еще и показатель Ккм – корректирующего характера – ставку по конденсату необходимо умножить на него. Расчеты по природному газу предполагают, что произведение базовой ставки, Еут и Кс увеличивается (суммированием) на показатель транспортных затрат Тг.

Методики расчета и пояснения к ним можно найти в ст. 342.4 НК. Как уже отмечалось, по газу, конденсату и нефти могут применяться ставки 0% согласно ст. 342-1 НК.

Уголь

Ставка по нему в рублях за тонну, учитываются и дефляторы — коэффициенты, устанавливающиеся приказами Минэкономразвития поквартально, по разновидностям углей.

НДПИ можно уменьшить на затраты, касающиеся охраны труда (ст.343.1 НК). Они берутся как налоговый вычет по НДПИ или входят базу по налогу на прибыль (гл. 25 НК). Указанная статья предполагает применение коэффициента Кт при исчислении предельного вычета по налогу. Он учитывает насыщенность пласта метаном и степень опасности самовозгорания угля. Расчет показателя делается по правилам, утверждаемым Правительством (№462 от 10/06/11 г.). Сумма налога умножается на этот коэффициент, по местам добычи ПИ. Предельная величина Кт — 0,3.

Драгметаллы

Они учитываются согласно:

  • ФЗ-41 от 26/03/98 г.«О драгметаллах»;
  • правительственному постановлению №731 от 28/09/2000 г.

В указанных документах содержатся правила учета, хранения этого вида ПИ, подготовки отчетности по ним. Добытые драгметаллы оцениваются исходя из реализационных цен на химически чистый металл (без НДС), уменьшенных на затраты по очистке от примесей, доставки до потребителя.

Если в текущем периоде информация о ценах отсутствует, берутся расчеты за предыдущие месяцы. Стоимость единицы добытого ПИ определяется с учетом доли химически чистого драгметалла в единице добытого ПИ и стоимости единицы очищенного металла.

Иными словами, стоимость единицы добытого ПИ = доля чистого металла в добытом ПИ (в нат. измерителях) * стоимость проданного чистого металла (исключая НДС) – затраты на очистку (аффинаж) – транспортные издержки /количество проданного металла.

Налоговая база – стоимость добытого драгметалла, рассчитывается умножением стоимости единицы добытого ПИ на объем его добычи. Особенности исчисления отражают ст. 339 (п. 4, 5), 340 (п. 5) НК РФ.

При расчетах может использоваться коэффициент территории добычи (Ктд). Его размеры определяют ст. 342.3, 342.3-1 НК РФ. Ктд связан со статусом территории опережающего экономразвития и резидентами-добытчиками на этих территориях (ФЗ-473 от 29/12/14 г.) либо со статусом участника инвестиционного проекта в регионе (ст. 25.8 НК РФ).

1897

(Рейтер) Российские нефтепереработчики намерены продолжить производство и реализацию на внутреннем рынке РФ суррогатного дизтоплива, по-прежнему избегая уплаты акциза на средние дистилляты, несмотря на ужесточение налогового законодательства с 1 апреля, говорят источники в отрасли.

Лазейкой для небольших и средних независимых НПЗ с простой схемой переработки станут существующие исключения в статье 181 пункт 11 Налогового кодекса, согласно которым не признаются средними дистиллятами смеси, содержащие более 30% ароматических соединений, а также авиационный керосин.

Между тем правительство уже готовит новые поправки в Налоговый кодекс, которые ставят производителей суррогата перед выбором: продолжать уходить от акциза на средние дистилляты или сохранить субсидию от государства, которая очень поддерживает НПЗ с простой схемой переработки.

Источники в отрасли оценивают годовой объем рынка суррогатного дизтоплива России от 6 до 8 миллионов тонн.

С прошлого года и до начала апреля производители суррогатного дизтоплива преимущественно избегали начисления акциза на средние дистилляты, паспортизируя свои продукты как высоковязкие или низкозастывающие (пункт 11 статьи 181 Налогового кодекса).

Акциз в 2019 году составлял 9.241 рубль за тонну, в первом квартале 2020 года - 9.535 рублей за тонну.

Согласно редакции Налогового кодекса, вступившей в силу с 1 апреля этого года, недостаточно просто указать в паспорте параметры застывания, вязкости и температуры вспышки. Теперь, чтобы признать средний дистиллят безакцизным высоковязким и низкозастывающим, требуется доказать применение для его производства специфических технологических процессов: каталитической депарафинизации, гидроизодепарафинизации, депарафинизации селективными растворителями, деасфальтизации пропаном, селективной очистки.

Такие процессы применяются для производства масел и, как правило, отсутствуют на НПЗ с простой схемой переработки, или мощности таких установок значительно ниже объемов производства средних дистиллятов.

ДЕМПФЕР В АКЦИЗЕ

Дополнительным барьером на пути средних дистиллятов к российскому потребителю в новой редакции Налогового кодекса стало формульное определение акциза для средних дистиллятов.

С 1 апреля по 31 декабря 2020 года акциз определяется как сумма 9.585 рублей за тонну и абсолютного значения демпфирующей надбавки для дизтоплива, если она имеет отрицательное значение, как сейчас.

Если демпфер для дизтоплива за апрель вычислялся бы по сегодняшним котировкам, он составил бы минус 11.000 рублей за тонну, в этом случае полный акциз для средних дистиллятов достиг 20.500 рублей.

Неизбежность начисления такого акциза делает поставки на внутренний рынок неинтересными для производителей суррогатного дизтоплива.

Новый способ ухода от акциза с использованием предусмотренного Налоговым кодексом исключения для смесей, содержащих более 30% ароматики, уже анонсировали отдельные независимые НПЗ с простой схемой переработки.

Другие НПЗ, реализующие средние дистилляты российским потребителям, пока не определились, и приостановили отпуск топлива, желая изучить опыт коллег.

По словам нефтепереработчиков, в дизельных фракциях, получаемых из большинства сортов российской нефти, содержание ароматических соединения значительно ниже 30%. Поэтому для того, чтобы честно обойти акциз, потребуется добавить недостающее количество ароматических соединений. Источником таких веществ, по словам специалистов, могут быть: ксилольная фракция, газойли коксования и каткрекинга, смола пиролизная. Однако все эти добавки ухудшат основные параметры дизтоплива, пусть даже суррогатного.

"В дизеле ароматики 15%-16% в лучшем случае. Можно влить ксилол, смолу пиролизную, например. Но все это испортит продукт. Разве только какой-нибудь трактор может быть не заметит", - считает инженер-технолог одного из российских НПЗ.

Вместе с тем, полагают источники в отрасли, реальное содержание ароматики доводить до 30% может и не потребоваться.

"Думаете в низкозастывающих вспышка была 81 градус и застывание минус 35 на самом деле? Сейчас так же будет - только на бумаге 30% (ароматики)", - уверяет трейдер на рынке суррогатов.

Вместе с тем другие источники на рынке говорят о том, что налоговые органы последнее время стали намного внимательнее проверять обоснованность ухода в безакцизные продукты.

"Несколько проверок в 19 году было с проведением анализа образцов. Суды были. Всё заканчивалось доначислением огромных сумм по акцизам", - рассказал источник в отрасли.

По его мнению, долго приписывать обычному суррогатному дизтопливу 30% ароматики для ухода от акциза не получится, так как подготовлены новые поправки в Налоговый кодекс, не позволяющие НПЗ со свидетельством переработчика нефтяного сырья уходить от акциза на средние дистилляты через ароматику.

"Или все средние с акцизом, или отказывайся от свидетельства, но тогда не получишь субсидию в виде обратного акциза на нефтяное сырье", - пояснил источник.

Пока возможность продавать средние дистилляты на внутреннем рынке РФ без акциза сохраняется, обеспечивая мини-НПЗ очень хорошую маржу и позволяя им оставаться на плаву, когда более оснащенные НПЗ нефтяных компаний начинают работать в убыток.

Экспортная альтернатива для средних дистиллятов производства небольших и средних простых НПЗ сегодня, по расчетам трейдеров, ниже 16.000 рублей за тонну, однако на внутреннем рынке топливо продается по 39.000-41.000 рублей за тонну.

Цены на дизельные фракции таких производств традиционно определяет не экспортная альтернатива, а текущая стоимость товарного дизтоплива Евро-5 ближайших НПЗ, уменьшенная на скидку 1.500-2.000 рублей за тонну.

Сегодня высокая премиальность внутреннего рынка возникла за счет того, что производители дизтоплива, соответствующего техническому регламенту, поддерживают его стоимость значительно выше экспортной альтернативы, так как вынуждены закладывать в цену продукции помимо акциза еще демпфирующую надбавку , ставшую отрицательной из-за обвала мировых котировок и подлежащую уплате государству.

Абсолютная величина демпфера для дизтоплива за март превысила 7.000 рублей за тонну, а по текущим котировкам апреля составляет около 11.000 рублей, показали расчеты Рейтер.

Таким образом, акциз (8.835 рублей за тонну) и демпфер (11.000 рублей за тонну) с учетом НДС составляют сегодня в сумме почти 24.000 рублей в цене товарного дизтоплива, являясь основой заработка изготовителей безакцизного суррогатного дизтоплива.

По информации источников, некоторые производители в апреле решили не искать новые лазейки в Налоговом кодексе и не оставлять средние дистилляты для внутреннего рынка, направив все апрельские объемы на экспорт и уступив место другим изготовителям суррогатов или товарного дизтоплива.

Так, по данным источников, Новошахтинский ЗНП уведомил трейдеров о том, что в апреле, после вступления в силу поправок в Налоговый кодекс, не планирует продавать средние дистилляты на внутреннем рынке.

Эта информация перед началом полевых работ обеспокоила многих потребителей, которые в последние дни марта устремились за топливом на соседние НПЗ - Ильский и Славянск-ЭКО, чтобы сделать запасы на период неопределенности с новыми безакцизными технологиями для суррогатов.

"С Новошахтинского не будет дизеля в апреле, а колхозникам сейчас уже надо. На Ильский все поехали - там очереди на два дня" - рассказал трейдер.

В случае потери выгоды от эффекта отрицательного демпфера в перспективе за счет роста мировых цен и ожидаемой корректировки Налогового кодекса, производители прямогонного дизтоплива могут окончательно покинуть внутренний рынок. Товарное подакцизное дизтопливо будет вытеснять безакцизный суррогат на экспорт, занимая его место на внутреннем рынке и принося российской казне дополнительный доход. (редактор Людмила Зараменских)

Первая - предсказуемость налогового режима. Да, налоговый режим для отрасли ужесточается постоянно, но никогда это не происходило так, как происходит сейчас. Возьмем налоговый маневр. С точки зрения нефтяных компаний он предполагает поэтапное ухудшение налоговых условий, но при этом в нем есть четкий план пошаговых изменений до 2024 года. Дополнительные изъятия были согласованы и запланированы, что позволяло выстраивать инвестиционную политику, весьма важную для отрасли с долгим возвратом капвложений.

Основной мерой в рамках маневра была замена экспортной пошлины на растущий НДПИ. НДД же рассматривался как экспериментальный налоговый режим. Предполагалось, что в отношении пилотных проектов эксперимент с НДД будет длиться как минимум 5 лет без изменений, после чего будет принято решение о его дальнейшей судьбе и возможном более широком применении. НДД принимался после детальных расчетов и почти десятилетних обсуждений. Его параметры были результатом сложного компромисса.

Компании уже сделали инвестиции на основе утвержденных долгосрочных параметров, активизировав разработку ряда активов в Восточной Сибири, ЯНАО и НАО, рентабельность которых в обычном налоговом режиме была ниже минимально приемлемого для инвесторов уровня. И что теперь? Условия применения НДД с подачи минфина могут радикально измениться. Что мы получим: всех искусственно "загонят" в новый НДД вместо льгот по НДПИ? А ведь еще недавно представители минфина сами называли НДД ошибкой. Таким образом, вместо налоговой предсказуемости мы видим "википедизацию" - налоговые правила переписываются, словно статья в "Википедии".

Вторая ценность - ставка на долгосрочные цели развития. Нам часто говорят про необходимость смотреть в будущее и заниматься долгосрочным планированием. Но есть и другая логика: давайте заткнем текущие дыры, хоть и лишим себя перспектив. Изменение параметров НДД и другие новации, очевидно, приведут к пересмотру производственных программ в нефтяной отрасли. Ожидаемое снижение добычи нефти проектов в НДД за 2021-2030 гг. может составить 270 млн тонн, сокращение инвестиций - 2,3 трлн рублей. Мы постоянно слышим, что доля нефтяной отрасли в бюджетных доходах сокращается, но без нее бюджет пока немыслим. А провал в добыче нефти может привести к ощутимым, по некоторым оценкам до 2 трлн рублей, бюджетным потерям.


Нефтяников нередко представляют как "жирных котов", забирающих себе всю прибыль в виде дивидендов. Конечно, никто не собирается представлять их нищими. Но вот всего один пример: объем инвестиций "ЛУКОЙЛа" за последние 10 лет превысил размер дивидендов в 5 раз.

Из чего исходит минфин? Из того, что добыча не может обвалиться, какие налоги не устанавливай? Но был же опыт 90-х годов, когда добыча рухнула более чем на 200 млн тонн. Что тогда стало с доходами, думаю, помнят многие. Еще один популярный тезис - зачем думать о будущем нефтедобычи, если скоро нефть никому не будет нужна? А зачем тогда США за последние 10 лет нарастили добычу в 2,2 раза, обогнав нас по этому показателю? Нас пытаются выдавить с международных рынков, где растет конкуренция, а мы отвечаем на это тем, что создаем новые трудности для нашей же индустрии? Интересно, кто и чем будет заполнять дыры, если они возникнут.

Третья ценность - "непотопляемость" Фонда национального благосостояния (ФНБ) как фонда для стабилизации бюджетной системы на период низких нефтяных цен. Вообще рост налогов на нефтяную отрасль объяснялся во многом необходимостью наполнения ФНБ. Средства из него должны тратиться на покрытие возможного бюджетного дефицита в период падения цен на нефть. Этого почему-то не происходит, хотя именно нефтяники во многом и наполнили ФНБ. Получается, что в период низких цен его оберегают как священную корову, тем самым частично лишая экономику перспектив развития.

Четвертая - открытость представителей власти. Инициативы минфина, несмотря на их очевидную значимость, по какой-то причине не проходили процедуру публичного обсуждения в рамках оценки регулирующего воздействия. Даже не все профильные министерства были поставлены в известность фактически до внесения законопроекта в Госдуму, не говоря уже про экспертное сообщество. Инициативы по вязкой нефти разрабатывались словно в режиме повышенной секретности, хотя традиционно все крупные налоговые изменения предварительно проходили хоть какое-то обсуждение.

Пятая ценность - стимулирование занятости и борьба с бедностью. Мало кто задумывается, но нефтяная индустрия - это крупный работодатель. Последние же предложения могут изменить судьбу многих проектов. Туманными становятся перспективы Восточно-Мессояхского и Новопортовского месторождений "Газпром нефти". У "Татнефти" более 10% добычи приходится на вязкую нефть, закрытым может оказаться Ашальчинское месторождение и другие проекты. Только на Ярегском месторождении "ЛУКОЙЛа", также попадающего в зону нерентабельности, работает более 10 тысяч человек. А ведь есть еще нефтепереработка, нефтехимия, энергетика и сотни подрядных организаций в других отраслях промышленности. При этом для вязкой нефти переход на режим НДД даже не предложен!

Нефтяная индустрия испытывает перегрузку из-за снижения мирового спроса, падения цен и санкций. Теперь можно добавить к этому и некоторые предложенные новации, писавшиеся будто бы в спешке. Неужели у некоторых чиновников склонность к экспериментам становится "фирменным стилем"?

из Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

Статья 200. Налоговые вычеты

21. Вычетам подлежат умноженные на коэффициент, установленный настоящим пунктом, суммы акциза, начисленные при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат (свидетельство) эксплуатанта, и увеличенные на величину ВАВИА, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов в соответствии с пунктом 21 статьи 201 настоящего Кодекса.

При использовании полученного авиационного керосина самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком, коэффициент применяется в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - 2;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - 1,84;

с 1 января 2017 года - 2,08.

В иных случаях выбытия (использования) полученного авиационного керосина коэффициент принимается равным 1.

Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:

где VКЕР - объем (в тоннах) полученного авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком;

КДТ_КОМП - коэффициент, определяемый в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

где ЦКЕРэксп - средняя цена экспортной альтернативы для авиационного керосина, рассчитанная в морских портах Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, которая определяется по следующей формуле:

где ЦКЕРрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на авиационный керосин на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - величина, определяемая в порядке, установленном пунктом 27 настоящей статьи;

ЭПКЕР - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении авиационного керосина, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦКЕРвр - условное значение средней оптовой цены реализации авиационного керосина на территории Российской Федерации, принимаемое равным 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 августа по 31 декабря 2019 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 55 900 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 61 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно.

Порядок расчета величины ЦКЕРрт определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом, если на 15-е число месяца, непосредственно следующего за налоговым периодом, порядок расчета величины ЦКЕРрт не определен, то для такого налогового периода величина ЦКЕРрт принимается равной нулю.

Значения показателей ДКЕР и ЦКЕРэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатель ЦКЕРэксп рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке , установленном настоящим пунктом, и публикуется на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если величина ЦКЕРвр не установлена для налогового периода, в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

Если значение величины ДКЕР, определенное налогоплательщиком самостоятельно в порядке, установленном настоящим пунктом, оказалось менее нуля, то в таком налоговом периоде величина ДКЕР принимается равной нулю.

27. Вычетам подлежат суммы акциза, умноженные на коэффициент 2, исчисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в период действия указанного свидетельства при совершении им операций, указанных в подпункте 34 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, и увеличенные на величину КДЕМП, определяемую в соответствии с настоящим пунктом, при условии представления документов, предусмотренных пунктом 28 статьи 201 настоящего Кодекса.

Если иное не указано в настоящем пункте, величина КДЕМП определяется налогоплательщиком самостоятельно в следующем порядке:

где VАБ и VДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), реализованных или использованных на собственные нужды налогоплательщиком в налоговом периоде на территории Российской Федерации, в отношении которых налогоплательщиком или организацией, осуществляющей переработку нефтяного сырья по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья, исчислены суммы акциза в текущем или в предыдущих налоговых периодах. При этом объем (в тоннах) иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем), использованного для производства VАБ и VДТ, не должен превышать 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах). В случае, если объем иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) превысил значение 10 процентов от общего объема VАБ и VДТ (в тоннах), значения показателей VАБ и VДТ подлежат уменьшению на соответствующий объем высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5, произведенных из иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) в объеме, превышающем 10 процентов. Для целей настоящего абзаца при определении объема иного сырья, использованного для производства VАБ и VДТ, не учитываются объемы газа горючего природного, попутного нефтяного газа, использованные при производстве указанных нефтепродуктов;

КАБ_КОМП принимается равным 0,75 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,68 - начиная с 1 января 2020 года;

КДТ_КОМП принимается равным 0,7 на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 0,65 - начиная с 1 января 2020 года;

VДВ_АБ и VДВ_ДТ - объем (в тоннах) высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива класса 5 соответственно, произведенных из направленного на переработку нефтяного сырья, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, и иного сырья (в том числе многофункциональных присадок, иных компонентов, не являющихся нефтяным сырьем) и реализованных в налоговом периоде в базисах поставки, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по перечню таких базисов поставки, устанавливаемому Правительством Российской Федерации;

ДДВ_АБ и ДДВ_ДТ - дальневосточные надбавки, определяемые в рублях за 1 тонну, рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно как сумма величин 2 000 рублей и ДАБ или ДДТ, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом, если величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ оказалась более 2 000 или менее 0, для целей настоящего пункта величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ принимается равной 2 000 или 0 соответственно. В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 20 процентов от средней за налоговый период оптовой цены реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 соответственно, величина ДДВ_АБ или ДДВ_ДТ соответственно в таком налоговом периоде принимается равной 0. Порядок расчета средней за налоговый период оптовой цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного органа исполнительной власти в сети "Интернет". При этом средние за налоговый период оптовые цены реализации на указанных базисах поставки, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и подлежат размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 15 дней, следующих за днем окончания налогового периода;

где ЦАБэксп - средняя цена экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦАБрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на автомобильный бензин АИ-92 класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТАБм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны автомобильного бензина АИ-92 класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПАБ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении автомобильного бензина АИ-92 класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

Р - среднее значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, за все дни в налоговом периоде;

ААБ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для автомобильного бензина класса 5;

СНДС - ставка налога на добавленную стоимость, действовавшая в налоговом периоде и указанная в пункте 3 статьи 164 настоящего Кодекса;

ЦАБвр - условное значение средней оптовой цены реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 51 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 53 600 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 56 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 59 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 62 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 65 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

ЦДТэксп - средняя цена экспортной альтернативы для дизельного топлива класса 5, рассчитанная в морских портах Северо-Западного федерального округа, которая определяется по следующей формуле:

где ЦДТрт - средняя (среднеарифметическое значение за все дни торгов) за налоговый период цена на дизельное топливо класса 5 на роттердамском рынке нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ТДТм - средние за налоговый период затраты на транспортировку морем и перевалку в портах 1 тонны дизельного топлива класса 5 из морских портов Российской Федерации, расположенных в Северо-Западном федеральном округе, до роттердамского рынка нефтяного сырья в долларах США за 1 тонну;

ЭПДТ - ставка вывозной таможенной пошлины в отношении дизельного топлива класса 5, действовавшая в налоговом периоде, в долларах США за 1 тонну;

АДТ - ставка акциза, действовавшая в налоговом периоде для дизельного топлива класса 5;

ЦДТвр - условное значение средней оптовой цены реализации дизельного топлива класса 5 на территории Российской Федерации, принимаемое равным 46 000 рублей за 1 тонну на период с 1 июля по 31 декабря 2019 года включительно, 48 300 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно, 50 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно, 53 250 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, 56 000 рублей за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно, 58 700 рублям за 1 тонну на период с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно;

абзацы двадцать седьмой - тридцать второй утратили силу. - Федеральный закон от 30.07.2019 N 255-ФЗ.

Порядок расчета показателей ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы. Указанный порядок подлежит размещению на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет".

Значения показателей КДЕМП, ЦАБэксп, ЦДТэксп округляются до целых значений в соответствии с действующим порядком округления.

Показатели ЦАБэксп и ЦДТэксп рассчитываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, в порядке, установленном настоящим пунктом, и публикуются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети "Интернет" до истечения 10 дней, следующих за днем окончания налогового периода.

В случае, если средняя за налоговый период оптовая цена реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 или дизельного топлива класса 5 отклоняется в большую сторону более чем на 10 процентов по автомобильному бензину АИ-92 класса 5 или на 20 процентов по дизельному топливу класса 5 от величин ЦАБвр и ЦДТвр соответственно, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Порядок расчета средних за налоговый период оптовых цен реализации в Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы, и подлежит размещению на его официальном сайте в сети "Интернет", на котором также публикуется информация об указанных оптовых ценах до истечения 10 календарных дней, следующих за последним днем налогового периода.

В случае возврата высокооктанового (по исследовательскому методу 92 и более) автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных из направленных на переработку нефтяного сырья и иного сырья, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, и ранее реализованных налогоплательщиком на территории Российской Федерации, значения показателей VАБ и (или) VДТ за налоговый период, в котором произведен такой возврат, уменьшаются на объем (в тоннах) возврата соответствующего товара.

В случае, если величины ЦАБвр и (или) ЦДТвр не установлены для налогового периода, величина КДЕМП в таком налоговом периоде принимается равной нулю.

Читайте также: