Неэффективные налоговые льготы это

Опубликовано: 15.05.2024

Налоговые льготы
Для стимулирования отдельных видов экономической активности, поддержки определенных территорий или категорий населения в России широко применяются налоговые льготы. Это ежегодно "обходится" бюджетной системе более чем в 2,5% ВВП выпадающих доходов. В то же время до сих пор не ведется систематическая работа по инвентаризации мер налогового стимулирования, отсутствуют единые подходы к оценке их эффективности.

Основной функцией налоговой системы традиционно считают фискальную, то есть формирование доходной части бюджета страны или отдельных ее территорий (региона, муниципалитета). Причем российская налоговая система, как подчеркивается в ряде публикаций, является достаточно эффективной в реализации этой функции, что проявлялось как в длительном периоде профицита бюджета в середине 2000-х годов, так и в относительно небольшом бюджетном дефиците в кризисные периоды 2008–2009 гг. и 2014–2016 гг.

Для стимулирования инвестиций и факторной производительности многие страны применяют налоговые стимулы в рамках своей налоговой политики. В качестве основных аргументов в пользу этого инструмента называются способность налоговых льгот заметно повышать отдачу от инвестиций и сигнализировать об открытости экономики для частных инвестиций, а также их полезность для мобильности капитала. Кроме того, это служит инструментом налоговой конкуренции с другими юрисдикциями. Также считается, что предоставление налоговых льгот – более простое решение, нежели принятие бюджетных программ, направленных на стимулирование деловой активности.

В то же время налоговые льготы, как и иные освобождения и преференции по налогам и сборам, предусмотренные действующим законодательством, приводят к недополученным бюджетным доходам. Поэтому любые инициативы по налоговому стимулированию должны реализовываться крайне взвешенно и ответственно, а страны, которые испытывают сильные бюджетные ограничения, должны быть особенно осторожны в предоставлении налоговых стимулов во избежание усиления сопутствующих фискальных рисков.

Примеров относительно успешного предоставления налоговых льгот немного (Коста-Рика, Ирландия, Малайзия, Китай). В большинстве стран эффект от применения налогового стимулирования оказался обратным: широко распространенные налоговые льготы привели к снижению уровня эффективного налогообложения и эрозии налоговых баз, что стало в свою очередь основными фискальными факторами развития кризисных явлений в национальных финансовых системах, особенно это касается стран с низким качеством госуправления. Дело в том, что успешность применения налоговых стимулов зависит от наличия сразу нескольких важных системных факторов: благоприятных макроэкономических условий, стабильности монетарной и налоговой систем, развитой инфраструктуры, мобильного и прозрачного рынка труда, готовности госструктур к партнерскому (взаимовыгодному) сотрудничеству с бизнесом. В противном случае налоговые преференции могут не только подрывать доходную базу бюджета и требовать болезненных налоговых корректировок в виде более высоких налогов на другие субъекты хозяйствования и виды деятельности, сокращения расходов или усиления зависимости от долгового финансирования, но и приводить к серьезным экономическим искажениям, политическим манипуляциям и коррупции.

В теории налогообложения уже давно сформулированы три принципа оптимальной структуры налогов: эффективность (минимальное налоговое искажение в распределение ресурсов по законам рынка); справедливость (обложение в соответствии со способностью платить налоги); простота (минимальные затраты на администрирование и исполнение налоговых обязательств). Очевидно, что налоговые льготы в целом нарушают эти три принципа оптимального налогообложения, за исключением случаев вмешательства в устранение провалов рынка, налоговой конкуренции за привлечение инвестиционных проектов или формирования налоговых условий для развития экономических агломераций (производственных кластеров). В этой связи наиболее обоснованным налоговым стимулом является установление справедливых и умеренных базовых налоговых ставок.

В России в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровне существует большое количество налоговых льгот и преференций, при этом общий объем выпадающих доходов бюджетной системы составляет, по оценкам Минфина России, от 2,5 до 2,8% ВВП ежегодно.

Основной объем налоговых расходов сосредоточен на федеральном уровне – их доля составляет около 85% от общего размера выпадающих доходов бюджетной системы – и в основном касается таких налогов, как налог на прибыль, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, НДФЛ. На региональном уровне налоговые расходы в основном формируются благодаря льготам по налогу на имущество.

Таблица. Распределение налоговых расходов между уровнями бюджетной системы в 2014-2017 гг, млрд рублей

2014 2015 2016 2017
Всего налоговые расходы 2190,3 2163,3 2208,8 2448,6
в том числе:
налоговые расходы федерального бюджета 1886,5 1835,9 1882,6 2103,0
налоговые расходы консолидированного бюджета 282,7 302,0 305,8 319,6

Источник: Минфин России

В функциональном разрезе доминирующим направлением налоговых льгот является национальная экономика (в среднем 83–85% от всех налоговых расходов), внутри данного раздела наибольший вес имеют воспроизводство минерально-сырьевой базы и сельское хозяйство. В то же время теоретические исследования и эмпирический опыт применения налоговых послаблений указывают, что инвестиции в проекты, неразрывно связанные с конкретным местоположением их реализации (например, инвестпроекты по освоению природных ресурсов или агропромышленные проекты на специально отведенных землях) и не отличающиеся географической "мобильностью", не должны получать специальные налоговые преференции. Более обоснованной формой государственной поддержки их реализации являются бюджетные субсидии.

Еще одной особенностью российской практики применения налоговых льгот, уже не для бизнеса, а для населения, является их компенсационно-стимулирующий характер. Государство берет на себя часть расходов налогоплательщика на образование, приобретение жилья или медицинское обслуживание, как бы стимулируя потребление отдельных видов социальных услуг или рыночных благ. Напротив, в большинстве развитых стран налоговые льготы предоставляются в виде снижения налоговой нагрузки в обмен на одновременное снижение уровня потребления подобных товаров, работ, услуг. Так, в США гражданам, преимущественно проживающим за пределами страны в течение года и фактически не пользующимся общественными благами или благами с положительными внешними эффектами, финансируемыми из бюджетных средств (например, услугами социальной или транспортной инфраструктуры), предоставлено право исключить из налогооблагаемого по законам США дохода чуть более 100 тыс. долл.

Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния. В этой связи необходимо обеспечить в рамках бюджетного процесса проведение регулярного мониторинга и оценки эффективности налоговых расходов бюджета.

На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных количественной оценке эффективности налоговых льгот. Но большинство из методик либо не предназначены для всестороннего анализа издержек и выгод, сосредотачиваясь на выявлении отдельных последствий от применения налоговых льгот, либо используют крайне сложное эконометрическое моделирование всех социально-экономических последствий их применения. В силу их сложности и трудоемкости рекомендовать подобные методические подходы для регулярного использования государственными служащими без должной специальной подготовки не представляется целесообразным. Вот почему оценка эффективности налоговых льгот должна сочетать в себе комплексность и всесторонность учета социально-экономических и бюджетных последствий применения налоговых льгот, с одной стороны, и простотой и понятностью алгоритма анализа, с другой.

На наш взгляд, анализ эффективности налоговых льгот следует осуществлять в два этапа: сначала проверку их соответствия необходимым критериям целесообразности, а затем оценку достаточности показателя результативности их фактического или планового применения, характеризующего эффекты от использования льготы.

На первом этапе критериями анализа могут быть:

а) льгота относится к числу налоговых расходов бюджета;

б) потери доходов бюджета от применения льготы являются существенными (например, больше 100 млн руб. ежегодно);

в) льгота не носит узкого характера при том, что она применяется в достаточно специфической сфере либо небольшим числом налогоплательщиков по прошествии нескольких лет от начала ее действия. Востребованность льготы рассчитывается как отношение фактического количества ее потребителей к потенциально возможному количеству ее пользователей;

г) льгота не вызывает сложности администрирования и правоприменения, и/или ее использование не сопровождается злоупотреблениями, и/или ее действие достаточно адресно, и/или имеет соразмерные (низкие) издержки администрирования (издержки администрирования налоговых расходов составляют менее 10% от их общего объема);

д) для достижения целей, которые преследует льгота, отсутствуют менее затратные альтернативные возможности (например, бюджетные субсидии или реализации проектов на основе государственночастного партнерства).

Несоответствие вышеперечисленным критериям свидетельствует о недостаточной эффективности льготы, а, значит, она должна быть рекомендована к отмене, либо по крайней мере к разработке предложений по совершенствованию механизма действия льготы (например, для издержек ее администрирования, повышения востребованности льготы и т.п.).

Результаты анализа на соответствие применяемых сегодня в России налоговых льгот необходимым критериям представлены в приложении. Указанные в нем льготы являются "кандидатами" на отмену.

На втором этапе (в случае выполнения всех необходимых критериев эффективности) ведомство-куратор льготы либо Минфин России (для общесистемных институциональных льгот, затрагивающих интересы нескольких ведомств) должны провести их оценку на предмет соответствия критериям результативности. В этом случае должна быть проанализирована динамика хотя бы одного показателя (индикатора), на значение которого оказывает влияние рассматриваемая льгота. Очевидно, что цели применения льготы могут быть как социальные (например, повышение доступности социально значимых товаров и услуг для потребителя, поддержка отдельных групп населения, стимулирование занятости отдельных групп населения и т.п.), так и экономические (стимулирование инвестиционной активности, поддержка отдельных видов деятельности, повышение инновационной активности, стимулирование экономического развития определенных территорий и т.п.). Поэтому ведомству-куратору или Минфину необходимо подобрать как минимум один из индикаторов, который наиболее чувствителен к целенаправленному воздействию льготы. Например, это может быть объем потребления отдельных товаров (услуг), охват населения услугами социально значимых организаций, доля расходов населения (или его определенных групп) на социально значимые товары и услуги, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, доля инвестиционных расходов в общих расходах организаций, объем выпуска отдельных видов продукции и т.п.

При этом достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:

– доступность полной информации о льготе;

– отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;

– отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;

– отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).

Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности, введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета; формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств; регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот; закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.

Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Понятие налоговой системы

Взимание налогов с населения существует столь долго, сколько существует государственность. За счет налоговых поступлений государственная власть решает вопросы собственного финансирования, а так же решает социальные и общеэкономические задачи.
Налогообложение возникает тогда, когда субъект в обязательном порядке производит выплату части своего имущества в пользу властвующего субъекта, чьими услугами пользуется.

Инструментами передачи денежных средств от населения и предпринимателей в государственную казну являются налоги и сборы. Оба вида платежей являются обязательными, но налог безвозмезден, а сбор дает плательщику определенные права.

Налоговая система представляет собой совокупность всех видов налогов, сборов, а так же процедур по их установлению и взиманию в пользу государства.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Оптимизация налоговых льгот 420 руб.
  • Реферат Оптимизация налоговых льгот 230 руб.
  • Контрольная работа Оптимизация налоговых льгот 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Она выполняет ряд функций, способных оказывать влияние на течение экономических процессов в стране. Среди этих функций выделяют:

  • формирование государственной казны;
  • стимулирование или дистимулирование процессов в экономике;
  • влияние на макроэкономические показатели;
  • регулирование платежного баланса;
  • перераспределение финансовых потоков от различных видов деятельности;
  • обеспечение социальных нужд общества;
  • контроль за исполнением плательщиками их обязанностей и количеством поступаемых в бюджет средств.

Государство через налоговую политику имеет возможность воздействовать на экономику. Но для гибкого реагирования необходима эффективная налоговая система. При проведении реформ, разработке новых постановлений и законов руководству страны надо следовать основным принципам построения налоговой системы:

  • размер налогов должен быть соизмерим возможностям плательщиков;
  • величина платежа, а так же срок его выплаты должны быть определены заранее;
  • время выплаты должно быть удобным для плательщика;
  • соблюдение интересов обеих сторон;
  • обязательность проведения выплат;
  • равномерное распределение налогового бремени;
  • удобство процедур для плательщика;
  • ликвидация случае двойного налогообложения;
  • соизмеримость затрат на сбор установленным ставкам.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Цифры не льгот: 66% налоговых преференций признаны неэффективными

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2021 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей. Таким образом, согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций. В Минфине «Известиям» сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Эксперты считают, что неэффективные льготы в перспективе необходимо исключит. По оценкам Министерства финансов, к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей.

Льгота едет в Тамбов

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.


Обложили предлогами: бизнес испугался посадок за налоговые нарушения

Предприниматели сопротивляются изменениям судебной практики, опасаясь вывода из тени, считают юристы

Лидируют по общей сумме выданных преференций Москва, где они стоили бюджету 44 млрд рублей, а также уже упомянутые Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. В Ленобласти сообщили, что оказывают господдержку прежде всего инвесторам в экономику региона. В качестве удачных примеров предоставления льгот там привели табачную фабрику «Филипп Моррис Ижора», завод Nokian Tyres, производителя бумаги International Paper. Сейчас они уже не получают льгот, но платят налоги, уточнили в правительстве Ленобласти.

В пресс-службах правительства других упомянутых регионов на просьбу «Известий» прокомментировать оценки Минфина и привести примеры, когда преференции принесли бюджету прибыль, не ответили.

В правительстве Челябинской области в качестве позитивного примера привели частные индустриальные парки «ММК-Индустриальный парк» и «Станкомаш». В Тамбовской — мясоперерабатывающий комбинат «Максимовский», «Токаревскую птицефабрику», «Тамбовский бекон», «Тамбовскую индейку» и ряд других. В правительствах Башкортостана, Нижегородской и Орловской областей сообщили, что сведения о получателях льгот закрыты, однако этот вид господдержки помог привлечь допинвестиции в регион и создать новые рабочие места.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Исключить нельзя оставить

Показатель в 34% эффективных преференций для бизнеса из всего объема льгот — приемлемый, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.


Торговля в просрочку: долг компаний Москвы по НДС вырос в полтора раза

Обязательства увеличиваются из-за просрочек, банкротств и дополнительных начислений

— С учетом непрозрачных практик распределения господдержки могло быть и хуже, — сказала она.

Впрочем, по ее словам, крайне сложно оценить объективно, какие льготы принесли в бюджет дополнительные доходы, а какие оказались убыточными. Дело в том, что на рост оборотов получателя преференций могла повлиять не столько господдержка, сколько улучшение конъюнктуры, например, рост цен на его продукцию или крупный госзаказ.

Другой точки зрения придерживается член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Он полагает, что 34% — крайне невысокий показатель эффективности поддержки бизнеса. Значительная часть преференций была предоставлена много лет назад. Эти льготы могут уже давно не вести к ускорению экономики, а являться лишь недополученными доходами для бюджетов, полагает депутат.

Так или иначе, оба эксперта уверены, что неэффективные льготы как минимум необходимо проанализировать с особой тщательностью и в перспективе исключить. Согласно опубликованным материалам Минфина, объем преференций по налогам на прибыль и на имущество должен будет сократиться с 253 млрд в 2021 году до 165 млрд рублей в 2021-м.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, писали ранее «Известия».

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2021 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2021 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Методы применения налоговых льгот

Государство может воздействовать на экономические процессы в обществе через использование налоговых льгот. Этот инструмент предоставляет определенные права и преимущества плательщику перед другими субъектами.

Применение льгот является одним из способов налоговой оптимизации.

Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан, либо хозяйствующих субъектов, которые имеют обоснованные права на пользование преимуществами. Обычно, физическим лицам необходимо предоставить документы, подтверждающие их особый статус, позволяющий пользоваться льготами. Предприниматели могут применять налоговые преимущества предусмотренные законом без предварительного обращения в налоговые органы. Однако, они должны быть готовы подтвердить свои права при налоговых проверках.

Все виды налоговых льгот можно сгруппировать по следующим признакам:

  1. Относительно субъектов – освобождение определенных категорий граждан от уплаты, предоставление временной отсрочки или освобождения от платежей, проведение вычетов из налогооблагаемой базы расходов плательщика и другие.
  2. Относительно объекта – изъятия и скидки.
  3. Относительно ставок – понижение налоговой ставки.
  4. Относительно срока уплаты – налоговый кредит, рассрочка, отсрочка платежа.

Первая группа предоставляется только отдельным категориям плательщиков. Остальные три применяются повсеместно.

Налоговые льготы влияют на падение доходности бюджета. Их роль заключается в стимулировании определенных процессов в экономике. Например, использование налоговых льгот может воздействовать на отрасли народного хозяйства, на предпринимательскую активность в сфере малого бизнеса, а так же в сфере общественно значимой деятельности. Кроме того, они могут стимулировать внешнеэкономическую торговую деятельность, повышая уровень экспорта, и сдерживая импорт.

Налогоплательщику необходимо проанализировать весь перечень льгот и рассмотреть целесообразность их применения. Иногда на практике применение льгот может привести к определенным затруднениям и даже потере денежных средств. Налоговым законодательством предусмотрен добровольный отказ плательщика от пользования преимуществами налогообложения.

Эксперты составили список ненужных налоговых льгот

Бюджетные льготы, которые оборачиваются для государства недополученными доходами, можно сократить, считают эксперты РАНХиГС. Они назвали неэффективными часть льгот по налогу на прибыль и НДС, а также вычет при покупке жилья

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Энергоэффективность: налоги и льготы по налогам

К объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, относится оборудование различных отраслей промышленности и производств, включенное в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 № 600, имеющее в соответствии с технической документацией производителя индикатор энергетической эффективности (ИЭЭФ).

Имущество, имеющее высокий класс энергетической эффективности – это объекты по перечню из приложения к постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222. Об этих объектах речи в комментируемом письме не идет.

Налоговые льготы

Вновь вводимые объекты из Перечня, имеющие высокую энергетическую эффективность, освобождаются от налога на имущество в течение трех лет со дня постановки их на учет. Причем с 01.01.2018 применение льготы по налогу на имущество организаций отнесено к полномочиям субъектов РФ. Данная льгота упомянута в статье 381.1 Налогового кодекса РФ как применяемая только в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (п. 21 ст. 381 НК РФ, письмо ФНС России от 03.10.2017 № БС-4-21/[email protected]).

Обратите внимание: энергоэффективная недвижимость не льготируется по налогу на имущество организаций. По вопросу применения налоговой льготы в отношении недвижимости, в том числе жилых зданий (жилых помещений), Минфин России опирается на «отказное» определение Верховного Суда РФ от 06.02.2015 № 307-КГ14-7982. При рассмотрении данного дела нижестоящий суд указал: «из смысла названной льготы следует, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты».

А для целей налогообложения прибыли энергоэффективные основные средства можно амортизировать с повышающим коэффициентном — не выше 2 (подп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Размер коэффициента следует установить на дату ввода в эксплуатацию энергоэффективного основного средства.

Применение льгот для новых объектов

Постановлением Правительства от 25.08.2017 № 1006 с 06.08.2017 в Перечень были внесены следующие изменения:

  • коды объектов и технологий приведены в соответствие со вступившим в силу с 01.01.2017 Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст;
  • включены новые энергоэффективные объекты.

Несмотря на актуализацию кодов ОКОФ, для объектов, которые уже были в Перечне, действие налоговых льгот продолжается — по налогу имущество освобождение действует до тех пор, пока не истечет трехгодичный срок, а по налогу на прибыль можно продолжать амортизацию в ускоренном порядке.

Но для объектов, включенных в Перечень с 06.08.2017, обе льготы можно применять только с 01.01.2018. Причем с этой даты льгота по налогу на имущество применяется только в тех субъектах РФ, где ее установили региональные власти. И действовать она будет только с 2018 по 2021 год включительно.

Применять при амортизации коэффициент не выше 2 можно только к тем энергоэффективным основным средствам, которые поставлены на учет после 01.01.2018.

Бюджетные льготы, которые оборачиваются для государства недополученными доходами, можно сократить, считают эксперты РАНХиГС. Они назвали неэффективными часть льгот по налогу на прибыль и НДС, а также вычет при покупке жилья.

Бюджет ежегодно теряет триллионы рублей из-за налоговых льгот, а сами льготы при этом зачастую неэффективны — их можно отменить или хотя бы попробовать усовершенствовать. 25 льгот, которые не соответствуют критериям эффективности, выделили ведущий научный сотрудник РАНХиГС, экс-глава департамента бюджетной политики Минфина Илья Соколов и старший научный сотрудник Института Гайдара Татьяна Малинина.

По сути, льготы эквивалентны налоговым расходам бюджета. Неэффективными их можно считать, если они не востребованы, потери от них составляют, например, свыше 100 млн руб. ежегодно, а для достижения целей, которые преследует льгота, есть менее затратная альтернатива. В целом 25 неэффективных льгот приводят к выпадению доходов бюджета в размере 1 трлн руб., следует из расчетов авторов.

Большинство неэффективных льгот относятся к налогу на прибыль — из-за 12 таких льгот бюджет недополучает свыше 430 млрд руб. доходов. В основном это происходит из-за нулевой ставки на дивиденды, которые получают российские организации при стратегическом участии (не менее 50%) в капитале компаний (203,2 млрд руб.), нулевой ставки для производителей сельхозтоваров при продаже продукции (55,7 млрд руб.), невключения в налоговую базу доходов Внешэкономбанка (68,5 млрд руб.) и пониженной ставки для отдельных категорий налогоплательщиков при зачислении налога в бюджеты регионов (88,5 млрд руб.).

Пониженная ставка по НДС для продовольственных товаров, товаров для детей и печатной продукции (10 вместо 18%) сокращает доходы на 278 млрд руб. А имущественный налоговый вычет при приобретении жилья лишает государство 151,1 млрд руб. в год. Освобождение от налогообложения доходов от продажи недвижимости, которая была в собственности не менее трех лет, по расчетам РАНХиГС, снижает доходы на 51,3 млрд руб.

Это лишь первичный анализ, но со льготами, которые не соответствуют даже первичным требованиям, нужно что-то делать — либо заменять субсидиями, либо ставить вопрос об их отмене, объясняет Соколов РБК. Второй этап — анализ эффекта льгот на макроуровне: надо понять, насколько они значимы для экономических показателей, в частности для благосостояния населения. Сделать это сложно, указывает Соколов, хотя такая возможность и есть: существуют методики, позволяющие сказать, оказывает ли влияние та или иная льгота на макропоказатели. Но однозначно оценить чистый эффект от конкретной льготы практически невозможно, отмечает эксперт.

Вопрос еще и в том, насколько ведомства, курирующие налоговые льготы в своих отраслях, готовы их отстаивать, добавляет Соколов.

Большое количество налоговых льгот и преференций ведет к выпадению доходов бюджета, эквивалентных 2,5-2,8% ВВП, приводится в докладе оценка Минфина. «Будучи прямой альтернативой бюджетным расходам, налоговые льготы в России отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности, несмотря на формальную нацеленность на решение определенных задач государственной политики, и выведены из-под бюджетного контроля. Как справедливо отмечает Минфин России, подобная практика создает предпосылки для снижения эффективности мер государственной политики, недооценки фактических объемов поддержки того или иного направления, неоптимального распределения ограниченных бюджетных ресурсов и в конечном итоге ведет к прямым потерям общественного благосостояния», — пишут авторы.

РБК направил запрос в Минфин. Ведомство ранее уже разработало план по инвентаризации налоговых льгот — из-за них бюджет, по оценке Минфина, потерял 2,4 трлн руб. в прошлом году (.pdf). При этом размер этих потерь стабильно растет, к 2020 году он при прочих равных должен достичь 2,77 трлн руб. Часть льгот ведомство хочет отменить и заменить прямыми субсидиями, писали «Ведомости».

Неэффективные налоговые льготы сократят в следующем году

Провести инвентаризацию налоговых льгот до весны 2014 г. планируют в Минфине России. Цель — сократить неэффективные и неоправданные расходы.

«В течение этого года к следующему бюджетному циклу нам нужно будет провести эту работу и предложить депутатам, какие льготы можно было бы отменить на 2015-2017 годы», — заявил министр финансов Антон Силуанов.

При этом по заверению ряда финансистов, сокращение налоговых льгот не нанесет никакого экономического вреда.

Отметим, что в 2012 г. общая величина предоставленных налоговых льгот, по данным Счетной палаты, составляла 5,5 трлн рублей.

Новый налоговый подход Минфина повысит эффективность льгот в регионах

Большинство предоставляемых налоговых льгот действительно неэффективны и требуют огромных трат со стороны ФНС на налоговое администрирование, отмечает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. Минфин проводит инвентаризацию налоговых льгот, в результате которой часть льгот будет отменена, а новые льготы будут обкатываться в пилотном режиме в качестве эксперимента.

Неэффективные налоговые льготы - картинка 2

Объем неэффективных льгот для бизнеса

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. В итоге порядка 66% региональных налоговых преференций оказались неэффективными для бизнеса. В прошлом году они принесли прибыль в 87 млрд рублей, а обошлись субъектам в 253 млрд рублей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

Согласно расчетам Минфина, в 38 регионах страны, включая Москву, преференции не принесли бюджетам дополнительных расходов, в то время как в оставшихся субъектах РФ положительный эффект был незначительным. Как пишут «Известия», наибольшее количество эффективных льгот было зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области.

«Большинство предоставляемых налоговых льгот действительно неэффективны и требуют огромных трат со стороны ФНС на налоговое администрирование. Под льготы выделяется финансирование, содержится штат в определенном количестве федеральных налоговых служб и так далее. Неэффективность льгот объясняется и их многочисленностью, так как они устанавливались еще после отмены закона об основах налоговой системы.

Тот период был связан с декларированием умеренной экономической политики и льготного режима налогообложения для субъектов малого бизнеса. Основная цель заключалась в стимулировании малого бизнеса, льготы выдавались предприятиям, инвестирующим собственные средства в основной капитал. В итоге многочисленные льготы, которые были выделены с 2001 года, показали свою неэффективность.

Неэффективность налоговых льгот заложена и в их механизме, их использование часто носит затруднительный характер. Достаточно взять инвестиционный налоговый вычет, который предоставляется предприятиям, инвестирующим в свой основной капитал. Воспользовался этой преференцией непросто, законодательно она введена только в 10 регионах, но и там есть ограничения относительно видов оборудования или перечня технологий. Кроме того, со стороны ФНС тут же усиливается контроль в плане получения необоснованной налоговой выгоды», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» Алисен Алисенов.

[3]

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы. По мнению экспертов, неэффективные льготы предстоит тщательно проанализировать и в перспективе исключить.

Неэффективные налоговые льготы - картинка 3

Новый налоговый подход Минфина

По подсчета Минфина, в настоящее время в России действует более 3,5 тысяч федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. Причем только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот, из-за которых бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году.

«В законе об основах налоговой и таможенной политики до 2020 года были заложены положения, в соответствии с которыми Минфин должен провести инвентаризацию налоговых льгот на предмет их эффективности. Эта работа и проводится по настоящее время. В результате неэффективные налоговые льготы должны быть отменены, а новый налоговый подход Минфина будет направлен не на увеличение количества льгот, а на их уменьшение.

При этом те льготы, которые Минфин планирует оставить, должны быть эффективны как с точки зрения администрирования, так и использования бизнесом. Показавшие свою неэффективность преференции надо отменить, предоставив вместо них налоговые льготы, которыми бизнес мог бы воспользоваться для повышения роста инвестиций или увеличения рабочих мест.

Кроме того, новые налоговые льготы должны вводиться в пилотном режиме в качестве эксперимента в отдельных субъектах РФ. Причем регион должен быть подготовлен с инвестиционной, экономической и финансовой точки зрения. Прежде чем законодательно вводить какие-то льготы, нужно понять, будет ли соответствующий спрос на них. Если пилотные проекты подтверждают спрос и эффективность такой меры, то можно распространять его на всю территорию РФ»,- резюмирует эксперт.

Неэффективные налоговые льготы - картинка 4

Ранее эксперты называли донастройку налоговой системы вкупе с поддержкой малого и среднего бизнеса, внедрением цифровизации и индексацией зарплат бюджетникам среди ключевых изменений, которые позволят увеличить темпы экономического роста России. Напомним, что министр экономического развития Максим Орешкин в июне пообещал представить через несколько месяцев сразу десять ключевых изменений по повышению темпов экономического роста.

«Известия»: большинство налоговых льгот для бизнеса оказались неэффективными

Неэффективные налоговые льготы - картинка 5

Минфин впервые оценил объем неэффективных льгот для бизнеса. В целом положительно повлияли на местные бюджеты региональные преференции по налогам на прибыль и имущество на сумму всего 87 млрд рублей, следует из расчетов ведомства за 2018 год, которые проанализировали «Известия». При этом в общей сложности льготы по двум видам сбора обошлись субъектам в 253 млрд рублей. Таким образом, согласно методологии правительства, эффективными оказались лишь 34% преференций. В Минфине «Известиям» сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Эксперты считают, что неэффективные льготы в перспективе необходимо исключит. По оценкам Министерства финансов, к 2021 году объем льгот должен будет сократиться на 35% — до 165 млрд рублей.

Больше всего эффективных льгот зафиксировано в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Ленинградской области — 15,7, 12,3 и 4,4 млрд рублей соответственно. При этом в общей сложности послабления обошлись бюджетам этих регионов в 15,8, 31,5 и 9,5 млрд рублей, говорится в статистике Минфина. В 38 регионах, включая столицу, льготы не принесли бюджетам дополнительных доходов. В оставшихся положительный эффект был незначительным.

Лидируют по общей сумме выданных преференций Москва, где они стоили бюджету 44 млрд рублей, а также уже упомянутые Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО. В Ленобласти сообщили, что оказывают господдержку прежде всего инвесторам в экономику региона. В качестве удачных примеров предоставления льгот там привели табачную фабрику «Филипп Моррис Ижора», завод Nokian Tyres, производителя бумаги International Paper. Сейчас они уже не получают льгот, но платят налоги, уточнили в правительстве Ленобласти.

В пресс-службах правительства других упомянутых регионов на просьбу «Известий» прокомментировать оценки Минфина и привести примеры, когда преференции принесли бюджету прибыль, не ответили.

В правительстве Челябинской области в качестве позитивного примера привели частные индустриальные парки «ММК-Индустриальный парк» и «Станкомаш». В Тамбовской — мясоперерабатывающий комбинат «Максимовский», «Токаревскую птицефабрику», «Тамбовский бекон», «Тамбовскую индейку» и ряд других. В правительствах Башкортостана, Нижегородской и Орловской областей сообщили, что сведения о получателях льгот закрыты, однако этот вид господдержки помог привлечь допинвестиции в регион и создать новые рабочие места.

Право получить льготы по налогам на прибыль и на имущество имеют лишь отдельные категории плательщиков. К ним относятся фармкомпании, инновационные организации, резиденты ОЭЗ или ТОР, обладатели специнвестконтрактов, социальные предприятия (например, предоставляющие образовательные или медицинские услуги) и ряд других. Субъекты РФ могут уменьшить региональную часть ставки по налогу на прибыль с 17 до 13,5% (до 12,5% в 2017‒2020 годах). Максимальный уровень выплаты по налогу на имущество — 2,2% от стоимости актива. Регионы вправе обнулять этот вид сбора.

[1]

Преференции по налогам на прибыль и на имущество предназначены для ускорения роста экономики и инвестиций — так называемые стимулирующие льготы, следует из методологии правительства по оценке их эффективности. Дополнительные доходы казны от расширения оборотов предприятий и притока капиталовложений должны быть выше, чем расходы на стимулирование активности. Тогда льготы признаются эффективными. Кроме этого, при оценке целесообразности преференций необходимо учитывать затраты на их администрирование, соответствие задачам развития государства, а также их результативность в сравнении с альтернативными мерами господдержки, например, субсидиями, говорил ранее замминистра финансов Владимир Колычев.

Неэффективные налоговые льготы - картинка 6

Показатель в 34% эффективных преференций для бизнеса из всего объема льгот — приемлемый, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.

— С учетом непрозрачных практик распределения господдержки могло быть и хуже, — сказала она.

Впрочем, по ее словам, крайне сложно оценить объективно, какие льготы принесли в бюджет дополнительные доходы, а какие оказались убыточными. Дело в том, что на рост оборотов получателя преференций могла повлиять не столько господдержка, сколько улучшение конъюнктуры, например, рост цен на его продукцию или крупный госзаказ.

Другой точки зрения придерживается член комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Он полагает, что 34% — крайне невысокий показатель эффективности поддержки бизнеса. Значительная часть преференций была предоставлена много лет назад. Эти льготы могут уже давно не вести к ускорению экономики, а являться лишь недополученными доходами для бюджетов, полагает депутат.

Так или иначе, оба эксперта уверены, что неэффективные льготы как минимум необходимо проанализировать с особой тщательностью и в перспективе исключить. Согласно опубликованным материалам Минфина, объем преференций по налогам на прибыль и на имущество должен будет сократиться с 253 млрд в 2018 году до 165 млрд рублей в 2021-м.

В Минфине на вопросы «Известий» о дальнейших перспективах эффективных и неэффективных льгот сообщили, что эти оценки будут учтены в межбюджетных отношениях. Доля стимулирующих расходов по налогу на прибыль и на имущество организаций с положительным бюджетным эффектом — один из индикаторов, характеризующих качество планирования и управления региональными финансами, уточнили в ведомстве.

Вопрос эффективности налоговых льгот остро встал в прошлом году, когда для балансировки бюджета с учетом масштабных нацпроектов потребовалось увеличивать сборы, писали ранее «Известия».

[2]

Расширение практики установления налоговых преференций — один из основных внутренних рисков для бюджетной системы России, оценивал Минфин. Только на федеральном уровне за последние пять лет было предоставлено более 100 новых льгот. Из-за них бюджет недополучил не менее 720 млрд рублей к 2019 году. По подсчетам министерства, сейчас действует более 3,5 тыс. федеральных и региональных налоговых льгот и преференций на сумму более 4 трлн рублей. А по оценке Счетной палаты в 2017 году в бюджет не поступило более 10 трлн налоговых платежей из-за различного рода преференций.

Силуанов: неэффективные налоговые льготы могут быть отменены

Неэффективные налоговые льготы - картинка 7

На основании этой методики оценим и те льготы, которые сегодня предоставлены. Согласен с вами, что значительная часть из них не работает, не является эффективной, и может быть по ним принято решение о ликвидации этой льготы», — обратился А.Силуанов к депутатам.

Он отметил, что уже подготовлена методика оценки эффективности налоговых льгот на региональном уровне, которая будет применяться в рамках межбюджетных отношений. «Что касается оценки эффективности льгот на федеральном уровне, то действительно, я согласен, это большие ресурсы. (. . .) Мы такую работу, это непростая работа, мы ее сейчас начали проводить с учетом такой методики. Проект методики мы, к сожалению, еще не утвердили на правительстве — такой акт, который говорит, как считать эффективность льгот на федеральном уровне. Проект такой методики сейчас разрабатывается в экономических ведомствах правительства, и я думаю, что в ближайшее время мы ее примем», — добавил первый вице-премьер.

Минфин предложит регионам заплатить за неэффективные налоговые льготы

YKTIMES.RU – Сегодня правительственная комиссия по региональному развитию под руководством вице-премьера РФ Дмитрия Козака рассмотрит разработанную Минфином методику оценки эффективности предоставляемых регионами налоговых льгот. В случае ее внедрения властям субъектов предстоит вычислить эффективность каждой из 1,5 тыс. данных им льгот — по присланной из центра формуле. Если выяснится, что льгота не окупается и ведет к росту регионального долга, Минфин включит ее в состав налогового потенциала субъекта, что сократит сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, пишет “КоммерсантЪ”.

Минфин готов перейти от длящихся уже много лет разговоров о необходимости оптимизировать сложную и непрозрачную систему налоговых льгот к действиям. По данным “Ъ”, сегодня правительственная комиссия по региональному развитию должна рассмотреть предложения ведомства по способам оценки эффективности региональных льгот.

Общая цена вопроса — 328 млрд руб., на такую сумму регионы в 2017 году предоставили организациям и гражданам льготы по налогам. Из этого объема 232,5 млрд руб. приходятся на льготы по имущественным налогам (на недвижимость, землю, транспорт). Остальные 95,5 млрд — это налог на прибыль. Минфин делит насчитанные им в 74 субъектах РФ (всего их, напомним, 85) более чем 3 тыс. региональных льгот на три группы. Это стимулирующие льготы (по налогу на прибыль и имущество для отдельных организаций; 72% от общего объема льгот), социальные (для поддержки отдельных категорий граждан, 8%) и льготы, оптимизирующие бюджетные потоки (по имуществу органов власти и госучреждений — когда-то введенные, чтобы не перекладывать госсредства «из одного кармана в другой», это 20% от суммы всех льгот).

К этим трем категориям Минфин, по данным “Ъ”, предлагает подойти по-разному. Оптимизирующие льготы предлагается отменить — для обеспечения равных конкурентных условий государственных и частных организаций. Социальные льготы предложено включить в состав расходов модельного бюджета региона — то есть отнестись к ним как к обычным расходам. Это позволит вести сопоставимые расчеты по разным субъектам РФ и точнее составлять их бюджеты.

Более сложная система предложена для самой большой группы — стимулирующих льгот (их задача, напомним,— привлечение инвестиций). Применив присланную из центра формулу, власти на местах должны будут сами поделить их на эффективные и неэффективные, используя данные налоговой службы. Эффективные — это те, что окупаются в среднесрочном периоде, то есть когда доходы от льготы в итоге превышают выпадающие доходы. Кроме того, эффективные льготы не могут вести к росту регионального долга. К таким льготам у Минфина претензий не будет.

Неэффективные, то есть «съедающие» бюджет и увеличивающие долг льготы, предложено включить в состав налогового потенциала территории — то есть, по сути, считать их доходами, которые регионы могли бы иметь, если бы приложили к этому усилия. Поясним, что такое включение — вещь совсем не теоретическая: от суммы налогового потенциала зависит размер ежегодно выделяемой региону дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Намечаемый срок представления регионами Минфину результатов оценки эффективности льгот — 1 июня каждого года. В срок до 1 августа ведомство хочет размещать полученные и проверенные сведения на своем сайте — для сверки расчетов распределения трансфертов на следующий год. Если до 20 августа возражений от региона не поступит, результаты будут считаться согласованными.

У предложенной Минфином конструкции, по признанию самого ведомства, есть как преимущества, так и недостатки. Плюсы — это обеспечение нейтральности льгот для среднесрочной сбалансированности бюджетов и повышение прозрачности системы через составление реестра региональных налоговых льгот. Минусы — это высокие издержки администрирования: ведь проанализировать надо будет каждую из 1,5 тыс. стимулирующих льгот.

Минфин запланировал урезание налоговых льгот

Российский Минфин, выполняя обещание президента Путина, не планирует поднимать налоги в ближайшие шесть лет — но сам же предлагает меры, которые ведут к повышению налоговой нагрузки на бизнес. Об этом пишут «Ведомости», ознакомившиеся с «Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы».

от 14 сентября 2018 года N 1251-р/адм

Об утверждении плана мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам)

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам).

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Смоленской области В.Н. Анохина.

Утвержден
распоряжением
Администрации
Смоленской области
от 14.09.2018 N 1251-р/адм

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕЭФФЕКТИВНЫХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ (ПОНИЖЕННЫХ СТАВОК ПО НАЛОГАМ)

Срок реализации мероприятия

Бюджетный эффект от отмены налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), тыс. руб.

Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за отчетный финансовый год, предусмотренных областным законодательством

ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным финансовым годом

Департамент бюджета и финансов Смоленской области

Подготовка по итогам проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за отчетный финансовый год изменений в областной закон "О налоговых льготах"

ежегодно до 1 сентября года, следующего за отчетным финансовым годом

Департамент бюджета и финансов Смоленской области

1) признание утратившими силу положений, устанавливающих:

- льготы по налогу на имущество организаций:

- организациям - в отношении пожарных машин (автомобилей);

- организациям - в отношении машин скорой помощи и санитарных автомобилей;

- организациям, осуществляющим деятельность трамвайного и троллейбусного транспорта по регулярным внутригородским пассажирским перевозкам;

- снижение в 2018 - 2020 годах налогоплательщикам, осуществляющим международные автомобильные перевозки грузов, в отношении грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил (свыше 183,9 кВт), используемых для осуществления международных автомобильных перевозок грузов, размера ставки налога на имущество организаций, установленной частью 1 статьи 2 областного закона от 27 ноября 2003 года N 83-з "О налоге на имущество организаций":

- на 90 процентов - в 2018 году;

- на 80 процентов - в 2019 году;

- на 70 процентов - в 2020 году;

2) установление дополнительного условия предоставления льгот по уплате налога на имущество организаций и транспортного налога - выплата работникам среднемесячной заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда, установленного статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (за исключением налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем)

сентябрь 2018 года

Департамент бюджета и финансов Смоленской области

Проведение оценки эффективности предоставленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за отчетный финансовый год, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами

ежегодно до 1 октября года, следующего за отчетным финансовым годом

органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

Разработка плана мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) на основе проведенной оценки эффективности предоставленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за отчетный финансовый год, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами

октябрь 2018 года

органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

Подготовка по итогам проведения оценки эффективности предоставленных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за отчетный финансовый год изменений в муниципальные нормативные правовые акты

ежегодно до 10 октября года, следующего за отчетным финансовым годом

органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

Предоставление информации по результатам проведенных мероприятий по устранению неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) за отчетный финансовый год в Департамент бюджета и финансов Смоленской области

ежегодно до 15 октября года, следующего за отчетным финансовым годом

органы местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области

Читайте также: