Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин налогов

Опубликовано: 11.05.2024

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

1. Исчерпывающий перечень видов таможенных платежей установлен п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ.

Согласно п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса РФ при перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

при ввозе товаров - с момента пересечения таможенной границы;

при вывозе товаров - с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях, определенных п. 2 ст. 319 Таможенного кодекса РФ.

За таможенное оформление товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, и товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях (далее - товары), взимаются таможенные сборы за таможенное оформление в размере, указанном в разд. IV Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 9 ноября 2000 г. N 1010 (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2000 г. N 2497).

Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров см. Приказ ГТК России от 6 февраля 2001 г. N 124.

2. В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" под таможенной пошлиной понимается обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Исчерпывающий перечень товаров, транспортных средств, освобожденных от пошлины, определен ст. 35 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Согласно Правилам перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. N 815, физические лица, в том числе переселяющиеся из Российской Федерации в иностранные государства на постоянное место жительства, могут вывозить любым способом, включая пересылку, товары в упрощенном, льготном порядке с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии, что стоимость товаров в эквивалентном выражении не превышает 10000 долл. США включительно.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых (в том числе пересылаемых) с таможенной территории РФ, определяется исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

3. Особенности налогообложения по налогу на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены п. 1 ст. 151 НК.

Налогообложение в указанном случае осуществляется в следующем порядке:

- при помещении товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения налог уплачивается в полном объеме, если иное не предусмотрено ст. 150 НК;

- при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с НК, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

- при помещении товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, перемещения припасов налог не уплачивается;

- при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации;

- при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

- при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

- при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, налог уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев.

4. Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:

- в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;

- в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;

- в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.

Комментируемая статья может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае, если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или 2 ст. 16.2 КоАП, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Применение ст. 16.22 КоАП по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст. 70 НК, также является обоснованным только в случае, когда обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершении действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы).

Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного комментируемой статьей, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иным лицом, определяемым п. 2 - 4 ст. 320 Таможенного кодекса РФ.

5. В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. N 131, ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% применяется в отношении:

- продовольственных товаров по перечню, установленному частью второй НК;

- по товарам для детей по перечню, установленному частью второй НК.

Коды указанных товаров в соответствии с ТН ВЭД России определяются Правительством РФ.

Перечни товаров, в отношении которых применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%, с указанием кодов товаров в соответствии с ТН ВЭД России доводятся до таможенных органов РФ отдельными нормативными документами ГТК России.

В отношении иных товаров применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20%.

6. Согласно п. 6 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 1996 г. N 5 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" таможенный орган вправе отказать в принятии таможенной декларации, если таможенные платежи не были уплачены в установленном порядке.

7. Об особенностях налогообложения по налогу на добавленную стоимость при вывозе товаров с таможенной территории РФ см. п. 2 ст. 151 НК.

Сроки и порядок уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на таможенную территорию РФ определены ст. 177 НК.

Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ, а также сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ определены соответственно ст. 185, 205 НК.

Неуплата указанных налогов и сборов в установленные сроки квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами таможенных органов (см. подп. А, В п. 5 комментария к ст. 16.2).

Поскольку доказательств направления такого требования в адрес общества «СЗСК» не представлено, его привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.22 КоАП РФ, неправомерно.

Постановлением от 08.12.2011 № 10207000-645/2011 общество признано виновным в совершении административного правонарушения выразившегося в несвоевременной уплате таможенных платежей ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и соблюдения таможенным органом порядка привлечения к административной ответственности.

Таможенные платежи: порядок взыскания и обжалования

В ходе ведения внешнеэкономической коммерческой деятельности возникают платежные обязательства перед государством. Объем и порядок их реализации определяет таможенный кодекс. Существует специальная процедура взыскания и обжалования таможенных требований. Подробнее об обеих расскажут специалисты компании «Калипсо».

Когда возникает задолженность перед таможенными органами

При пересечении границы на товар налагаются таможенные пошлины. Их объем и порядок расчета зависит от типа груза. Выставленные счета обязательны к оплате, при этом они должны быть погашены в строго определенный срок. В противном случае наступают штрафные санкции за каждый день просрочки: дополнительно насчитывается пеня, которая также обязательна к погашению.

26107542b2391d96b95f11757829f4fc.jpg

Виды и особенности взыскания

Порядок разнится для физических и юридических лиц. В первом случаем сборы и пошлины начисляются на товары, которые входят в список разрешенных для личного применения. Если гражданин не уплатил налог, таможенный орган вправе взыскать его в судебном порядке. Соответствующие документы направляют в суд. При положительном вердикте погашение задолженности физлица может осуществляться:

    за счет следующих средств:

от продажи личного имущества;

снятие требуемого платежа со счета или заморозка счетов.

Объемы платежей для юридических лиц, которые ведут ВЭД, значительно больше. Также таможенные органы имеют больше рычагов для взыскания задолженности. Погашение может происходить за счет следующих категорий материальных ценностей:

стоимость груза, пересекаемого границу;

финансовые средства, находящиеся на счетах предприятия.

Возможно погашение в судебном порядке.

В какие сроки должна быть оплачена таможенная задолженность

Стандартный срок уплаты таможенных начислений составляет 15 дней со дня предоставления декларации.

Можно ли просить о рассрочке или отсрочке платежа

Законом предусмотрено несколько оснований, на которых предоставляется отсрочка или рассрочка оплаты на срок до шести месяцев (начинает отсчитываться со дня выпуска товара таможней). Основаниями для этого являются:

наступление у плательщика обстоятельств непреодолимой силы;

задержка выплат плательщику из бюджета государственного, федерального и республиканского значения;

задержка оплаты государственного заказа, который выполнял плательщик;

поставка выполнена в рамках международной договоренности, если одно из государств является членом ЕАЭС;

ввоз продукции сельскохозяйственного назначения (посадочный и посевной материал, техника, средства защиты, животные и т.д.)

Все факторы, являющиеся основаниями для отсрочки, должны быть подтверждены документально.

Важно знать! Решение о рассрочке или отсрочке принимает таможенный орган. В документе обязательно указывается срок, на который предоставляется льгота.

Подготовить пакет документов и составить заявление для оформления рассрочки помогут специалисты компании «Калипсо». При необходимости таможенный брокер разработает и утвердит график поэтапной оплаты пошлин.

Нормы и законы, регламентирующие вопросы взыскания задолженности

Статьи 72-81 Федерального закона № 289-ФЗ от 3 августа 2018 года.

Статья 59, ТК ЕАЭС.

708bbb151e20a1109838d6dbc04d7da1.jpg

Порядок процедуры таможенного взыскания

Существует утвержденный законом порядок взыскания. Первый этап – предъявление требования участнику внешнеэкономической операции. В бумаге освещается факт неуплаты, указана сумма пени и оговорено обязательное погашение. Юридически просрочка документируется соответствующим актом, он должен быть составлен не позднее 5 дня после истечения срока.

Важно знать! Требование составляется и направляется адресату в срок до 10 дней. Начало отсчета – первый день просрочки.

В документе указывается следующая информация:

отделение таможенного представительства;

информация о налогоплательщике;

объем платежа с учетом штрафа;

почему образовался долг (нарушение сроков или неполное погашение);

реквизиты таможенного представительства;

даты составления и вручения бумаги.

a5bb8fbf5cdd7101b40faa8c03770aa7.jpg

К принудительным способам погашения относится взыскание средств со счета плательщика. Для инициации этой процедуры инспектор высылает документ о взыскании в банк. Соответствующая сумма может взиматься из средств, представленных как в российской, так и в иностранной валюте.

Если задолженность погашена, то документ отзывают. Если оплата проведена частично, создается новое решение, где уточнена сумма долга. Данные операции проводятся в течение 3 дней после внесения средств.

Оплата пошлины может быть произведена за счет товара. Процедуру инициируют только в отношении тех грузов, за которые не были оплачены таможенные налоги. Для старта процедуры необходимо судебное разбирательство. В его ходе сторонние эксперты проводят оценку, устанавливая стоимость товара. Налогоплательщика обязательно уведомляют об этом извещением. После компетентные органы проводят изъятия груза в объеме, достаточном для погашения суммы задолженности. В данном случае налогоплательщик понесет расходы за накопленную пеню, а также затраты на судебные издержки.

Обжалование таможенного взыскания

Требование выплат можно обжаловать. Для этого соответствующий документ подается либо в суд, либо в вышестоящее таможенное представительство. При оформлении жалобы ей присваивается номер, а плательщику выдается уведомление. По желанию можно обратиться сразу в два органа.

Следует знать, что для обжалования должны быть причины. Ситуация возможна в следующих случаях:

несоблюдение таможней сроков выставления требований;

объем задолженности менее 150 рублей;

смерть физического лица (факт должен быть подтвержден соответствующим документом);

банкротство ИП или юрлица (устанавливается в судебном порядке, фиксируется документально);

Порядок и время обращения в вышестоящий таможенный орган регламентированы законом. Срок составляет 3 месяца после получения налогоплательщиком требования. Представлять ваши интересы перед фискальными органами или в суде готовые квалифицированные юристы компании «Калипсо». Большой опыт в работе с таможенными структурами и знание всех тонкостей законодательства поможет сэкономить деньги и избежать неправомерных выплат.

Выводы

Таможенные пошлины подлежат обязательной оплате. В случае их просрочки сумма выплат увеличивается на размер штрафа или пени, которые взимаются в обязательном порядке. Не стоит допускать подобных прецедентов, ведь своевременно и в полном объеме внося необходимые суммы вы обезопасите себя от лишних трат и разбирательств.

Важно знать!

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КОАП РФ.

Статья 16.22 КоАП РФ. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей (действующая редакция)

Статья 16.22 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объектом правонарушения по ст. 16.22 КоАП РФ является нарушение порядка обложения перемещаемых товаров таможенными пошлинами, налогами и их уплаты.

Объективную сторону административного правонарушения образует бездействие, выразившееся в неуплате в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.

В соответствии со ст. 46 ТК ЕАЭС к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

4) акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

5) таможенные сборы.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 50 ТК ЕАЭС).

Обязанность по уплате пошлин, налогов возникает:

— при незаконном перемещении товаров через таможенную границу при ввозе товаров на таможенную территорию (ст. 56 ТК ЕАЭС);

— у перевозчика с момента пересечения товарами таможенной границы при прибытии товаров на таможенную территорию (ст. 91 ТК ЕАЭС);

— у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории при убытии иностранных товаров с таможенной территории (ст. 97 ТК ЕАЭС);

— при помещении иностранных товаров на временное хранение (ст. 103 ТК ЕАЭС);

— другие случаи, установленные ст. 54 ТК ЕАЭС.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов определяются в соответствии со ст. ст. 56, 58, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, п. 4 ст. 277, ст. ст. 279, 280, 284, 288, 295 и 309 ТК ЕАЭС (ст. 57 ТК ЕАЭС).

Например, в соответствии с п. 9 ст. 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (п. 3 ст. 141 ТК ЕАЭС).

В случаях, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования или товары перемещаются трубопроводным транспортом или по линии электропередачи, сроки уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливаются законодательством государств-членов (п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС).

В отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа в соответствии с гл. 37 ТК ЕАЭС.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок уплачиваются пени. Начисление, уплата, взыскание и возврат пеней производятся в государстве — члене Союза, в котором в соответствии со ст. 61 ТК ЕАЭС подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, в соответствии с законодательством этого государства-члена.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.22 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возлагается обязанность по уплате пошлин, налогов. В соответствии со ст. 50 ТК ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Иным лицом может быть таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 16.22 КоАП РФ характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Под общ. Л.В. Чистяковой «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1»

ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А, 2021. Издательство «РосБух»

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ. Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление тс в состоянии опьянения | ст. 12.8 КОАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КОАП РФ.

Не имеют значения следующие обстоятельства:

  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Ставки таможенного сбора за оформление

С августа 2021 года действуют новые ставки сборов в пользу таможни, размеры которых всё так же коррелируют с ТСТ. Количество ставок возросло с 7 до 11, изменились также их диапазоны.

Таблица 2. Ставки сборов за т/о при импорте


При экспорте единственным платежом в пользу таможни является таможенное оформление (от 500 рублей), при условии, что товар не относится к перечню облагаемых экспортной пошлиной.

Методики расчёта стоимости товаров

ТСТ рассчитывается из стоимости затрат на производство товара и его перевозки до границы ТС. Для расчета используется несколько методов, исходя из стоимости сделки:

  • с ввозимыми товарами;
  • с идентичными товарами;
  • с однородными (схожими) товарами.

  • путём вычитания стоимости затрат, характерных для внутреннего рынка;
  • путём суммирования издержек производства, расходов и прибыли;
  • резервным способом, который используется в случае невозможности применения остальных методик.

Процедура расчёта начинается с основного метода. Если его применение невозможно, переходят к следующим методам в порядке, указанном в списке.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение сроков уплаты таможенных платежей, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КОАП РФ:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

Ст 16.22 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к статье 16.22. КоАП РФ:

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с порядком взимания таможенных платежей, а также формирования доходной части федерального бюджета. Разграничение сферы регулирования таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах устанавливается НК РФ (ст. 2).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу. Таможенный Кодекс ТС относит к налогам налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (подп. 18 п. 1 ст. 4). Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу (там же, подп. 25).

Следует обратить внимание, что административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных сборов Кодексом не предусмотрена.

Статьей 82 ТК ТС установлено, что сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены ст. ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306, 344 и 360 ТК ТС. Указанными статьями определяется, в каких случаях и у каких лиц возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в зависимости от особенностей таможенных операций или таможенных процедур, под которые помещаются товары. Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определены п. 2 ст. 80 ТК ТС.

Кроме того, некоторые сроки уплаты таможенных пошлин, налогов установлены международными соглашениями: см., например, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада".

Фактически в большинстве случаев срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения (до четырех месяцев), т.е. сроку, в течение которого товары должны быть помещены под определенную таможенную процедуру (ст. 170 ТК ТС). В то же время по истечении сроков временного хранения лицо должно быть привлечено к ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ. В случае если таможенные пошлины, налоги до истечения указанных сроков не были уплачены, на практике возможны проблемы с квалификацией деяния нарушителя.

Объективную сторону данного состава также образует нарушение сроков, установленных при предоставлении отсрочки (рассрочки) (порядок установлен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин") либо уплате периодических таможенных платежей при временном ввозе (ст. 282 ТК ТС).

3. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, представлением недостоверных сведений деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 Кодекса.

4. Субъектом рассматриваемого правонарушения является плательщик таможенных платежей, т.е. декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 114 данного Закона). Любое заинтересованное лицо, если не предусмотрено иное, вправе уплатить таможенные платежи в пользу плательщика. Очевидно, что такое лицо не является субъектом данного нарушения таможенных правил. Согласно ст. 60 Закона о таможенном регулировании таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами. Соответственно, если таможенные операции от имени декларанта совершаются таможенным представителем, он будет нести административную ответственность по данной статье.

5. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.

6. Если сумма неуплаченных налогов и сборов превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то необходимо рассматривать возможность привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей".

7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).

Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 16 мая 2017 г. N 33а-7808/2017

История рассмотрения дела

Судья: Карсакова Н.Г.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Бутковой Н.А.,

судей Белоногого А.В., Ивановой Ю.В.

при секретаре Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2017 года апелляционную жалобу Г.М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года по административному делу N 2а-19549/16 по административному иску Выборгской таможни к Г.М. о взыскании таможенных платежей и пени.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., судебная коллегия

Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Г.М. таможенные платежи и пени в сумме 813630,75 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 03 июля 2014 года Г.М. ввез на территорию таможенного союза транспортное средство - автомобиль года выпуска, который по заявлению владельца был помещен под таможенный режим временного ввоза, предполагающий обязанность владельца вывезти транспортное средство с территории таможенного союза по истечении установленного срока, однако Г.М. свою обязанность не исполнил, а направленное в его адрес требование об уплате задолженности по таможенным платежам не выполнил.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года требования административного иска удовлетворены. С Г.М. в пользу Выборгской таможни взыскана сумма таможенных платежей в размере 702597 руб., пени в размере 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб. Также с Г.М. взыскана государственная пошлина в размере 11336 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель административного истца, административный ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно ч. 2 ст. 150 , ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

03 июля 2014 года Г.М., проживающий в Республике Литва, временно, на срок до 03 октября 2014 года, осуществил ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортного средства , регистрационный номер , года выпуска, объем двигателя 3000 куб. сантиметров, (VIN) , через международный автомобильный пункт пропуска на границе Торфяновка Выборгской таможни.

В связи с невывозом временно ввезенного автомобиля в установленный таможенным органом срок, в адрес Г.М., таможенным органом было направлено требование от 19 апреля 2016 года N 107 об уплате таможенных платежей. Согласно требованию Г.М. подлежит уплатить таможенные платежи в размере 702597 руб., пени, начисленные за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года, в сумме 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза с территории таможенного союза временно ввезенного им транспортного средства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза ( часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом , международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ( статья 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Пунктом 4 статьи 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Согласно части 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Федерального закона.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров ( часть 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования ( часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ( часть 6 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Согласно части 2 статьи 287 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд ( пункт 6 части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации)

Как следует из материалов дела, по результатам проведения таможенного контроля установлен факт не вывоза Г.М. транспортного средства, автомобиля марки - , о чем 11 апреля 2016 года составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10206000/216/110416/А0040. В установленный срок, 19 апреля 2017 года таможенным органом сформировано требование от N 107 об уплате таможенных платежей и направлено в адрес проживания Г.М. Данное требование административным ответчиком оставлено без внимания, в связи с чем, таможенный орган 12 октября 2016 года обратился с настоящим административным иском в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, то есть пределах шестимесячного срока. Таким образом, таможенным органом соблюдены порядок и сроки взыскания таможенных платежей.

Таможенный платеж для транспортного средства личного пользования, зарегистрированного на территории иностранных государств, и временно ввезенного физическим лицом, срок нахождения которых на территории таможенного союза превысил 1 год со дня их ввоза исчисляется по единым ставкам, установленным в пунктах 10 и 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению.

Пунктом 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которого составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров установлена ставка в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В силу частей 2 , 10 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Проверив расчет таможенного платежа, начисленного в размере 702597 руб., пени, начисленных за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года в размере 111033,75 руб., судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные таможенные ставки, осуществлен арифметически верный расчет взыскиваемых платежей и пени, который в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспорен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правомерно удовлетворил требования административного иска.

В апелляционной жалобе Г.М. указал, что таможенным органом был продлен срок временного ввоза до 29 октября 2014 года. 17 октября 2014 года в связи с неисправной электропроводкой автомобиль сгорел, не пригоден к эксплуатации. О данном происшествии он письменно уведомлял таможенный орган. По мнению административного ответчика, требование административного истца об уплате таможенного платежа за данный автомобиль необоснованно, так как автомобиль безвозвратно утрачен и в данном конкретном случае подлежит применению положения пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно ч. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80 и пункта 2 статьи 283 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании факта аварии, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) может свидетельствовать невозможность проведения ремонта поврежденного имущества либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии либо равенство этих стоимостей.

Из пояснений административного истца, поступивших в Санкт-Петербургский городской суд во исполнение запроса следует, что Г.М. не обращался в Выборгскую таможню по факту аварии, происшедшей с его автомобилем , а также что срок временного ввоза транспортного средства не продлевался.

Г.М. не представлено доказательств факта аварии и безвозвратной утраты автомобиля, а также сведений о продлении срока временного ввоза автомобиля ни в суд первой ни апелляционной инстанции. Кроме того, факт уведомления административным ответчиком таможенного органа о происшедшей аварии, признания таможенными органами факта аварии также не имеют подтверждения, в связи с чем, изложенные в апелляционной жалобе доводы признаются судебной коллегией несостоятельными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального и процессуального права, и подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Читайте также: