Направление совершенствования исчисления и уплаты акцизов

Опубликовано: 01.05.2024

В настоящее время в Российской Федерации сложилась весьма громоздкая и малопонятная для налогоплательщика система акцизного налогообложения. Наше государство сформулировало такой механизм взимания акциза, для которого не характерно четкое экономическое обоснование. Оно основано на содержании акцизов, иногда это вызывает искажение объекта акцизного налогообложения, а также приводит к возможности уклонения от уплаты налога.

Во многих случаях применяемая система акцизного налогообложения предполагает неоднократное взимание налога с одного и того же объекта. Множество вопросов поднимает содержание и экономическая обоснованность действующего списка подакцизной продукции, а также политика формирования ставок.

Российские экономисты уделяют большое внимание проблемам совершенствования механизма исчисления и взимания акцизов. В научной литературе и публикациях экономистов рассматриваются нормативные документы, где проводится анализ реформирования конкретных элементов акцизного налогообложения, которые напрямую связаны с увеличением фискальной значимости акцизов.

На данный момент действуют определенные течения государственного регулирования в области налогообложения акцизами.

Основные направления совершенствования действующего механизма взимания акцизов изложены в официальном документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». В данном документе рассмотрены и определены пути совершенствования акцизного налогообложения.

В плановом периоде будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реальной экономической ситуации.

Что касается алкогольной, спиртосодержащей продукции и пива, то здесь предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, которая произведена с применением этилового спирта - на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции.

Чтобы предотвратить нелегальный оборот алкогольной продукции, необходимо постепенное сближение размеров ставок акциза к 2020 году.

К 2016 году планируется утвердить следующие размеры ставок акцизов на алкогольную продукцию:[9]

1) с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов - 660 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

2) с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно - 550 рублей за 1 литр безводного этилового спирта;

3) на пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно и напитки, изготавливаемые на основе пива - 21 рубль за 1 литр.

Совершенствование акцизного налогообложения планируются и в отношении табачной продукции. Для этого необходимо, чтобы средний акциз в текущих ценах составлял примерно 3 тысячи рублей за тысячу штук или 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда. А минимальный уровень акциза на сигареты на 2015 год должен составлять 1250 рублей за тысячу штук.[10]

На нефтепродукты в приоритете повысить ставки акцизов. Они будут учтены в соответствии с уровнем инфляции, а также недопущения увеличения цен.

Что касается прочих подакцизных товаров, то здесь ставки акцизов в запланированном периоде предлагается оставить неизменными.

Следует отметить, что также планируются внесение изменений в Налоговый кодекс, которые будут точнее определять механизм взимания и уплаты акцизов на территории Российского государства.

Таким образом, предложенные авторами мероприятия позволят увеличить доходы бюджета, а также будут содействовать внедрению эффективной системы косвенного налогообложения.

В настоящей акцизной политике не полностью учитывается особенность налога, специфика заключается в полезности и качестве подакцизной продукции. К примеру, увеличенная ставка налога должна существовать в отношении тех товаров и услуг, которые ведут к росту каких-либо проблем общества. Рыночная экономика Российской Федерации подвержена увеличению рисков. Их решение обеспечивается за счет использования акцизного налогообложения. Существует необходимость расширения списка подакцизной продукции, а также повышения ставок налога на некоторые товары.

Подводя итог данной главы, следует отметить, что акцизное налогообложение требует изменения и распределения акцизных налоговых доходов между различными уровнями бюджетной системы. Большая их часть должна входить в налоговые доходы местных бюджетов, так как расходы по устранению последствий от потребления подакцизной продукции и услуг несут, в первую очередь, бюджеты поселений, районов, а также муниципалитетов.

Заключение.

Акциз – это налог, взимаемый с юридических и индивидуальных предпринимателей при осуществлении операций с определенной номенклатурой товаров, в том числе при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические основы акцизного налогообложения. По историческим данным, акцизное налогообложение в России ведет свое начало от системы взимания откупов.

Косвенное налогообложение развивалось путем увеличения списка подакцизных товаров, в близкой связи с использованием казенных монополий на основные подакцизные товары. Со временем, контролировать уплату акцизов стало затруднительно, так как индивидуальное акцизное налогообложение расширилось довольно быстро. Также были рассмотрены следующие виды ставок:

1) твердые ставки, иногда их называют специфическими. Данные ставки установлены в денежной сумме на единицу продукции;

2) адвалорные ставки. Это процентные ставки к стоимости подакцизных товаров. В современности же, в чистом виде данные ставки не используются при исчислении акцизов;

3) комбинированные или смешанные ставки. Данный вид ставок включает в себя две ставки: твердую и адвалорную. Данный вид ставки применяется лишь при уплате акциза с сигарет с фильтром, без фильтра и папирос.

Следует отметить, что за все время действия акцизов в нашем государстве преобладали различные виды ставок, в предыдущих главах об этом было сказано более подробно.

В данном исследовании был рассмотрен механизм взимания и уплаты акцизов. Исчисление и уплата акцизов полностью указан в Налоговом кодексе Российской Федерации, что позволяет налогоплательщикам наглядно проследить порядок исчисления и уплаты данного налога, а также все льготы и вычеты акцизов.

В курсовой работе были обозначены проблемы действующего механизма взимания и уплаты акцизов. В настоящее время нынешняя система взимания акцизов противоречивая, так как все чаще распространяется уклонение от уплаты налога. А налоговые органы получают фальшивые документы, которые совсем не соответствуют действительности. На данный момент механизм акцизного налогообложения разработан и исследован не в полной мере.

Однако налоговое законодательство в отношении взимания акцизов динамично совершенствуется. Российские экономисты уделяют большое внимание проблемам совершенствования механизма исчисления и взимания акцизов. Основные направления совершенствования действующего механизма взимания акцизов изложены в официальном документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», который в данном исследовании был разобран более подробно.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Налоговый кодекс Российской Федерации

3. Агапцов С.// Золотая середина акциза: (как вывести из «тени» неле­гальные алкогольные производства)// Финансовый контроль. - 2010. - № 11. - С. 78-81.

4. Анашкина Н.А.// Основные проблемы взимания акцизов// Финансовый вестник. – 2013. - №5. – С.15-20

5. Баженов А.А.// Федеральные налоги и сборы// Учебное пособие. – 2013. – С. 356-360

6. Базилевич А.И.//Налоги и налогообложение//Практикум. – 2011. – С. 269-280

7. Баяндулян Г.Л.// Федеральные налоги и сборы. – М.: Магистр. – 2012. – С.123-148

8. Березин, В.А.// Цели государственной политики в области производ­ства, оборота и потребления алкогольной продукции / В.А. Березин // Рос­сийское правосудие. - 2010. - № 3. - С. 19-23.

9. Голик Е.Н.// Экономическая природа акцизного налога и возможности ее реализации в практике отечественного налогообложения// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство, право и управление. – 2014. - №3. – С.25-30

10. Давыдова, И.А.// О специфике налогообложения акцизами подакциз­ных товаров // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2009. - № 9. - С. 52-65.

11. Евстигнеев Е.Н.// Налоги и налогообложение. М.: Проспект. - 2014. – С.125-139

12. Карасев М.В.// Финансовое право. – М.: Юрайт. - 2012. - С.85-99

13. Нечипорчук Н.А.// Акцизы: изменились ставки и порядок уплаты // Налоговый вестник. - 2010. - № 6. - С. 32-35

14. Соколов А.А. //Теория налогов. М.: ООО «Юр ИнфоР-Пресс». - 2011. – С.189-201

15. Федоров М. И.//Как вырастут акцизы: по материалам ИА // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - № 19. - С. 26.

16. Яковлева Н.В.//Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М. Компания «Спутник». - 2012. – С.39-56

17. Энциклопедический словарь экономики и права. [Электронный ресурс] URL: dic.academic.ru

18. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. [Электронный ресурс] URL:

19. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2014 года. [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW

[1] Баженов А.А.// Федеральные налоги и сборы// Учебное пособие. – 2013. – С. 356-360

[2] Базилевич А.И.//Налоги и налогообложение//Практикум. – 2011. – С. 269-280

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации

[4] Налоговый кодекс Российской Федерации

[5] Нечипорчук Н.А.// Акцизы: изменились ставки и порядок уплаты // Налоговый вестник. - 2010. - № 6. - С. 32-35

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации

[7] Анашкина Н.А.// Основные проблемы взимания акцизов// Финансовый вестник. – 2013. - №5. – С.15-20

[8] Давыдова, И.А.// О специфике налогообложения акцизами подакциз­ных товаров // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. - 2009. - № 9. - С. 52-65.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

Порядок исчисления.
1) Сумма акциза по подакцизным товарам с твердыми ставками – это произведение соответствующей ставки и налоговой базы.
2) Сумма акциза по подакцизным товарам с адвалорными ставками – это соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
3) Сумма налога по подакцизным товарам с комбинированными ставками – это сумма в результате сложения сумм акциза, исчисленных по 1-му и 2-му варианту.
Общая сумма акциза – это сумма в результате сложения сумм акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых по разным ставкам.
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) применительно ко всем операциям, дата реализации которых относится к этому налоговому периоду, и с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу.
Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то сумма акциза определяется исходя из максимальной ставки, применяемой им, от единой налоговой базы по всем облагаемым акцизом операций.

Налогоплательщик, который осуществляет операции, признаваемые объектом налогообложения, должен предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза. Эта сумма должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах (реестрах, чеках, первичных учетных документах, в счет-фактурах).
Исключение: когда подакцизные товары реализуются за пределами РФ, а также в случае реализации нефтепродуктов.
Если осуществляется реализация подакцизных товаров, которая не подлежит налогообложению, то расчетные документы выписываются без выделения соответствующих сумм акциза и ставится штамп «Без Акциза».
А в случае с нефтепродуктами – в этих расчетных документах и счет-фактурах сумма акциза не выделяется.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Налоговое законодательство предоставило налогоплательщику право уменьшить в определенных случаях сумму акциза на установленные законом налоговые вычеты.
1. вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
2. вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.
3. вычетам подлежат сумы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них.
Все налоговые вычеты производятся исключительно на основании расчетных документов и счетов-фактур, которые налогоплательщики получают при приобретении подакцизных товаров, а при ввозе товаров из-за рубежа – на основании таможенной декларации.
При использовании в качестве давальческого сырья подакцизных товаров, по которым в РФ уже был уплачен акциз, налоговые вычеты должны производиться при предоставлении налогоплательщиком платежных документов, подтверждающих факт уплаты налога владельцами сырья или факт оплаты стоимости сырья по цене, включающей акциз.

СУММА АКЦИЗА, ПОДЛЕЖАЩАЯ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ ПО ПОДАКЦИЗНЫМ ТОВАРАМ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ПО ИТОГАМ КАЖДОГО КАЛЕНДАРНОГО МЕСЯЦА.
СУММА К УПЛАТЕ = СУММА АКЦИЗА – НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ.

Возврат суммы акциза возможен в тех случаях, когда сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. В таком случае налогоплательщик не должен платить акциз в данном налоговом периоде.
Сумма превышения должна быть:
1) зачтена в счет текущих платежей в тот же бюджет или в счет будущих платежей в следующем налоговом периоде по этому же налогу
2) возвращена налогоплательщику

СРОКИ УПЛАТЫ.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров.
Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из их фактический реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Налоговая декларация такими налогоплательщиками предоставляется в налоговые органы по месту своего нахождения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, которые имеют соответствующее свидетельство, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация такими налогоплательщиками предоставляется не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Читайте еще ответы по госам:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 февраля 1998 г. N 29-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 5. Порядок исчисления и уплаты акцизов

1. Сумма акциза определяется плательщиками самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой.

В случае использования в качестве сырья, включая давальческое, подакцизных товаров (за исключением подакцизных видов минерального сырья), по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства. Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную на территории Российской Федерации по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и напитков. При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, включая давальческое, для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты.

Сумма акциза, уплаченная по товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства товаров, вывезенных за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), по спирту этиловому, вырабатываемому из всех видов сырья, за исключением пищевого, в дальнейшем использованному в качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, на себестоимость этих товаров не относится, а засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. При этом зачету (возмещению) подлежит сумма акциза по этим товарам, стоимость которых фактически отнесена (списана) в отчетном периоде на себестоимость.

По подакцизным товарам (за исключением спирта этилового, вырабатываемого их всех видов сырья, кроме пищевого), не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, начисление сумм акцизов по соответствующим ставкам производится в момент передачи в производство этих товаров для изготовления неподакцизных товаров отнесением (списанием) суммы акцизов на себестоимость неподакцизной продукции.

По спирту этиловому, вырабатываемому из пищевого сырья, не реализуемому на сторону и используемому организацией для производства денатурированного спирта, не облагаемого акцизом, акцизы при передаче его в производство для изготовления денатурированного спирта не начисляются и не уплачиваются.

ГАРАНТ:

О порядке возмещения из федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции см. постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 800, письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ от 3 декабря 1996 г. NN 103, ВП-6-09/832

Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу засчитывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

Организациям, производящим подакцизные товары, которые в дальнейшем вывезены за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства-участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), налоговыми органами может быть предоставлена отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том, что при непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этих банков по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.

2. Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:

не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Акцизы по природному газу уплачиваются в бюджет исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

3. По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж в размере, установленном Правительством Российской Федерации. При этом сумма авансового платежа засчитывается при окончательном расчете суммы акциза, определяемого исходя из облагаемого оборота.

ГАРАНТ:

О размере суммы авансового платежа см. постановление Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008

4. Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

5. В целях настоящего Федерального закона датой (моментом) реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья.

В таком же порядке определяется дата (момент) реализации при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при безвозмездной передаче подакцизных товаров, при обмене и проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров.

При этом в целях настоящего Федерального закона не имеет значения, производилась ли передача или отгрузка непосредственно покупателю, владельцу давальческого сырья либо по его поручению другому грузополучателю.

Датой (моментом) реализации природного газа считается день поступления денежных средств за природный газ на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления денежных средств в кассу.

При безвозмездной передаче природного газа, при обмене с его участием датой реализации считается день его передачи.

6. Акцизы зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

7. Порядок исчисления и уплаты акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, устанавливается настоящим Федеральным законом и таможенным законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Порядок организации взимания таможенными органами РФ акцизов по происходящим и ввозимым с территории Республики Беларусь подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора и специальными марками и (или) лицензированию при ввозе на территорию РФ, утвержденный приказом ГТК РФ и МНС РФ от 11.04.2000 N 294/АП-3-03/139

Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.

ГАРАНТ:

О порядке проведения зачета сумм акцизов, уплаченных в бюджет Республики Беларусь, см. письмо Госналогслужбы РФ от 28 августа 1998 г. N ИС-6-03/559@ и письмо МНС РФ от 18 апреля 2000 г. N ВГ-6-03/296

По законодательству РФ определённые компании обязаны выплачивать в бюджет акцизы. Это предприятия, которые работают с нефтью, газом, бензином, табаком, алкоголем. Под акцизом понимается вид косвенного налога, который устанавливается на некоторые товары массового потребления. Он традиционно включается в стоимость продукции.

Иностранные компании тоже выплачивают акциз, когда ввозят в страну соответствующий товар для внутреннего потребления, распространения или переработки. Но такой налог не взимается, если перемещение товара связано с транзитом или реэкспортом.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

Чтобы разобраться с акцизом, необходимо сначала понять, на какой конкретно товар его начисляют. Точный перечень содержится в статье 181 НК РФ. Там указано, что акцизами облагаются следующие товары:

  • этиловый спирт (за исключением коньячного);
  • спиртосодержащий товар с долей этанола минимум 9%
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • алкоголь с содержанием спирта больше 1,5%;
  • автотранспорт с мощностью свыше 150 лошадиных сил;
  • дизельное топливо;
  • бензин;
  • прямогонный бензин;
  • моторные масла.

Из этого перечня есть исключения. В частности, не облагаются акцизом лекарства и другие препараты, включая ветеринарные, если они внесены в Госреестр. Также не нужно выплачивать акциз с бытовой химии, парфюмерии и косметики с содержанием спирта.

Налоговая база устанавливается отдельно по каждому виду товара. За отчётный период стандартно принимается месяц.

Сумма акциза, подлежащая уплате, во всех расчётных документах выделяется отдельной строкой. Это касается чеков, счетов-фактур, первичной документации.

Освобождение от уплаты акциза

Акциз уплачивается далеко не всегда. Например, если покупатель возвращает товар или же отказывается от него, то в таком случае нужно будет сделать налоговый вычет. Также не надо уплачивать акцизы на продукцию, если владелец отказался от права собственности на неё. Освобождается от налогообложения и конфискованный по решению суда товар.

Не нужно уплачивать акциз на продукцию, которая используется как сырьё для изготовления другого подакцизного товара. Однако это правило не касается нефтепродуктов. Также освобождение от акцизов распространяется на всё, что перевозится через границу в объёме, не превышающем таможенного минимума.

Как определить сумму акциза, подлежащую уплате в бюджет

Очень важно разобраться с тем, как рассчитать необходимую для выплаты сумму. Для этого нужно понять, какая ставка будет использоваться. Всего их 3:

  • твёрдая (неизменная стоимость каждой единицы товара);
  • адвалорная – это проценты от общей стоимости товара;
  • комбинированная, то есть использование обеих ставок одновременно.

В последние годы для всех видов продукции задействуется твёрдая ставка. Исключением является разве что табачная продукция, где применяется комбинированная.

Итак, чтобы получить необходимую сумму по твёрдой ставке, надо количество проданных товаров умножить на саму ставку. Однако с табачной продукцией всё будет несколько сложнее:

Сначала необходимо умножить общее количество проданных товаров на твёрдую ставку.

Потом надо умножить общую сумму, вырученную за проданные сигареты, на адвалорную ставку.

И в конце полученные в итоге цифры сложить.

Чтобы понять, какая именно налоговая ставка действует в настоящем на конкретный вид товара, нужно следить за содержанием статьи 187 НК РФ. Любые изменения в законодательстве в отношении этого вопроса должны отражаться в первую очередь в ней.

Срок уплаты акциза

Конкретная дата отчисления средств зависит от того, когда именно была произведена соответствующая операция. Если она произошла в период с 1 по 15 число отчётного месяца, то выплату необходимо выполнить максимум до 30 числа следующего же месяца. Если продукцию реализовали в промежуток с 16 числа по 31 (включительно), то выплаты нужно сделать до 15 числа 2 месяца, который идёт за отчётным.

Кроме того, нужно учитывать специфику по срокам, связанную с определёнными видами товаров. По операциям с прямогонным бензином погасить задолженность перед государственным бюджетом нужно до 25 числа 3 месяца, следующего за отчётным периодом. В отношении нефтепродуктов тоже возникают свои нюансы:

  • если среднемесячный платёж предприятия составил не больше 10 тысяч рублей, то выплаты надо делать до 20 числа месяца, который идёт за отчётным кварталом;
  • если среднемесячный платёж такой фирмы больше 10 тысяч, но меньше 100 тысяч, то тогда выплаты в бюджет нужно осуществить до 20 числа того месяца, который идёт за отчётный месяц;
  • если среднемесячный платёж превышает 100 тысяч рублей, то в таком случае выплаты нужно делать 13 числа за первую декаду, 23 – за вторую, 3 числа следующего месяца – за третью соответственно.

Обратите внимание на то, что ещё существуют сроки предоставления отчётов. Они зависят от вида конкретной операции. Но по общему правилу подавать такой отчёт нужно в любом случае не позже 25 числа того месяца, когда была совершена соответствующая операция.

Уплата акцизов может показаться сложной. Однако на самом деле в этой системе вполне реально разобраться. К тому же отдельно взятой компании не нужно учитывать все правила и нюансы, касающиеся каждого вида товара. Достаточно разобраться в специфике начисления акцизов на ту продукцию, с которой она работает.

Порядок исчисления и уплаты акцизов

Порядок исчисления.
1) Сумма акциза по подакцизным товарам с твердыми ставками – это произведение соответствующей ставки и налоговой базы.
2) Сумма акциза по подакцизным товарам с адвалорными ставками – это соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
3) Сумма налога по подакцизным товарам с комбинированными ставками – это сумма в результате сложения сумм акциза, исчисленных по 1-му и 2-му варианту.
Общая сумма акциза – это сумма в результате сложения сумм акциза для каждого вида подакцизного товара, облагаемых по разным ставкам.
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) применительно ко всем операциям, дата реализации которых относится к этому налоговому периоду, и с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу.
Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то сумма акциза определяется исходя из максимальной ставки, применяемой им, от единой налоговой базы по всем облагаемым акцизом операций.

Налогоплательщик, который осуществляет операции, признаваемые объектом налогообложения, должен предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза. Эта сумма должна быть выделена отдельной строкой в расчетных документах (реестрах, чеках, первичных учетных документах, в счет-фактурах).
Исключение: когда подакцизные товары реализуются за пределами РФ, а также в случае реализации нефтепродуктов.
Если осуществляется реализация подакцизных товаров, которая не подлежит налогообложению, то расчетные документы выписываются без выделения соответствующих сумм акциза и ставится штамп «Без Акциза».
А в случае с нефтепродуктами – в этих расчетных документах и счет-фактурах сумма акциза не выделяется.

Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.

Налоговое законодательство предоставило налогоплательщику право уменьшить в определенных случаях сумму акциза на установленные законом налоговые вычеты.
1. вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров или уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
2. вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции.
3. вычетам подлежат сумы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров или отказа от них.
Все налоговые вычеты производятся исключительно на основании расчетных документов и счетов-фактур, которые налогоплательщики получают при приобретении подакцизных товаров, а при ввозе товаров из-за рубежа – на основании таможенной декларации.
При использовании в качестве давальческого сырья подакцизных товаров, по которым в РФ уже был уплачен акциз, налоговые вычеты должны производиться при предоставлении налогоплательщиком платежных документов, подтверждающих факт уплаты налога владельцами сырья или факт оплаты стоимости сырья по цене, включающей акциз.

СУММА АКЦИЗА, ПОДЛЕЖАЩАЯ УПЛАТЕ В БЮДЖЕТ ПО ПОДАКЦИЗНЫМ ТОВАРАМ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ САМИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ПО ИТОГАМ КАЖДОГО КАЛЕНДАРНОГО МЕСЯЦА.
СУММА К УПЛАТЕ = СУММА АКЦИЗА – НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ.

Возврат суммы акциза возможен в тех случаях, когда сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет. В таком случае налогоплательщик не должен платить акциз в данном налоговом периоде.
Сумма превышения должна быть:
1) зачтена в счет текущих платежей в тот же бюджет или в счет будущих платежей в следующем налоговом периоде по этому же налогу
2) возвращена налогоплательщику

СРОКИ УПЛАТЫ.
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров.
Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из их фактический реализации за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Налоговая декларация такими налогоплательщиками предоставляется в налоговые органы по месту своего нахождения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, которые имеют соответствующее свидетельство, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация такими налогоплательщиками предоставляется не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Читайте еще ответы по госам:

Читайте также: