Экономические теории уклонения от налогов эссе

Опубликовано: 17.05.2024

1. Сущность и причины уклонения от налогов.

2. Основные виды уклонения от налогов.

3. Экономические подходы к борьбе с уклонением от на­
логов.

316 Теневая экономика

Яковлев А. О причинах бартера, неплатежей и уклонения от уплаты налогов в российской экономике // Вопросы эко­номики. 1999. № 4. С. 102-115.

Бляхер Л. Е. Моральная экономика и моральная политика, или Игра в перепрятушки доходов // Политические исследо­вания. 2001. № 1. С. 64—72.

Тимофеев Л. Теневая экономика и налоговые потери в сельском хозяйстве // Вопросы экономики. 2001. №2. С. 125-141.

Радаев В. Деформализация правил и уход от налогов в рос­сийской хозяйственной деятельности // Вопросы экономики. 2001. № 6. С. 60-79.

Песчанских Г. Способы противодействия налоговой пре­ступности и теневому обороту // Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 88-100.

Радаев В. Российский бизнес: на пути к легализации? // Вопросы экономики. 2002. № 1. С. 68—87.

Вишневский В., Веткин А. Уклонение от уплаты налогов и рациональный выбор налогоплательщика // Вопросы эконо­мики. 2004. № 2. С. 96-108.

Тема 7. Неформальный сектор экономики

1. Сущность неформальной экономики, ее отличия от дру­
гих видов теневой экономики.

2. Причины возникновения и масштабы неформального
сектора в командной экономике и в рыночном хозяйстве: ее
причины и масштабы.

3, Основные экономические характеристики неформаль­
ного бизнеса.

4, Экономические подходы к анализу методов ограничения
«серой» теневой экономики.

Сото Э. де. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.

Неформальная экономика. Россия и мир / Под ред. Т. Ша­нина. М.: Логос, 1999.

Лотов Ю. В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001.

Приложение 2 317

Хансенн М. Дилемма неформального сектора // Человек и труд. 1992. № 1. С. 36-42; №2. С. 24-28; №3. С. 38-44; №11. С. 38-44.

Глинкина С. Теневая экономика в современной России // Свободная мысль. 1995. № 3. С. 26—43.

Бойков В. Э. «Серая» экономика: масштабы развития и влияние на массовое сознание // Социологические исследова­ния. 2001. № И. С. 29-35.

Барсукова С, Ю. Солидарность участников неформальной экономики. На примере стратегий мигрантов и предпринима­телей // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 3—12.

Седова Н. Н. Неформальная экономика в теории и россий­ской практике // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 49-58.

Айдинян Р. М., Шипунова Т. В. Неформальная экономика в контексте преступности: попытка классификации // Социоло­гические исследования. 2003. № 3. С. 115—118.

Горисов С. Масштабы и структура неформальной занято­сти // Вопросы экономики. 2004. № 3. С. 115—127.

Экономическая теория преступлений и наказаний. Рефе­ративный журнал / Под ред. Л. М. Тимофеева и Ю. В. Латова. Вып. 2. Неформальный сектор экономики за рубежом. М.: РГГУ, 2000.

Тема 8. Экономика организованной преступности

1. Сущность организованной преступности. Отличия «чер­
ной» теневой экономики (экономики организованной ганг­
стерской преступности) от других видов теневой экономики.

2. Экономическая история организованной преступности
за рубежом и в России.

3. Основные экономические характеристики современного
мафиозного бизнеса.

4. Экономические подходы к проблеме борьбы с организо­
ванной преступностью.

Никифоров А. С. Гангстеризм в США: сущность и эволю­ция. М.: Наука, 1991.

Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В. С. Овчинского, В. Е. Эминова, Н. П. Яблокова. М.: ИН-ФРА-М, 1996.

318 Теневая экономика

Лотов Ю. В, Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001.

Васильков Н. Метаморфозы итальянской мафии // Миро­вая экономика и международные отношения. 1992. № 7 С. 107-116.

Эндерсон Э. Организованная преступность, мафия и прави­тельство // ЭКО. 1994. № 3. С. 160-173.

Синютин М. В. Институт мафии — частная собственность на применение насилия // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 1. С. 125—150.

Экономическая теория преступлений и наказаний. Рефе­ративный журнал / Под ред. Л. М. Тимофеева и Ю. В. Латова. Вып. 1. Экономическая теория преступной и правоохрани­тельной деятельности. М.: РГГУ, 1999.

К сожалению, все программы по перераспределению доходов в нашем обществе дорогостоящи. Налоги могут заставлять людей меньше работать или вынуждать фирмы тратить средства на уклонение от налогов, а не на производственные цели. Так что практически проблема решается путем компромисса между критериями справедливости и эффективности. [c.436]


В-пятых, чрезмерные прогрессивные налоги сковывают процессы накопления капитала подрывают хозяйственную и трудовую мотивацию провоцируют уклонение от налогов в условиях открытой экономики, вызывают утечку капитала за границу. Иными словами, можно сформулировать следующий базовый принцип налоговой политики налог должен сохранять накопленный капитал, оставлять источники для накопления, сохранять стимулы для совершенствования производства. [c.137]

Налог оказывает действие и тогда, когда не уплачивается, так как заставляет сократить и изменить характер потребления. При нормальных условиях денежного обращения налог, сокращая предложение облагаемых товаров, ведет к повышению цены, которое имеет предел. Р. Майер определяет максимальную границу повышения цены повышение цены всегда должно быть меньше налога, так как неконкурентоспособные предприятия разоряются, что приводит к снижению среднего уровня издержек. Следующий вопрос, который ставит Р. Майер, очень важен с точки зрения критики теории диффузии способствует ли переложение выравниванию налогового бремени Переложение само по себе не имеет никакого отношения ни к пропорциональному, ни к прогрессивному подоходному обложению. Оно не лекарство против уклонений от налогов и не злой враг, парализующий всякое стремление к равномерности обложения 2, - таково мнение Р. Майера по одному из ключевых вопросов теории переложения. [c.157]


Условия переложения. В финансовой литературе выделены четыре случая переложения. Первый случай - уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от на- [c.163]

Борьба с уклонением от налогов. В практике большинства государств сложились специальные методы, позволяющие предотвращать уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования. Выделяют три группы этих методов. [c.401]

Уклонением от налогов признается уклонение от подачи декларации о доходах [c.403]

В отечественной практике уклонение от налогов часто трактуют расширительно, включая в это понятие предусмотренные законодательством варианты обхода налогов. Эта терминологическая путаница связана с различными трактовками терминов в зарубежной и отечественной литературе. [c.403]

Так, единичный собственник предприятия заинтересован получить как можно больше прибыли, однако если в стране действует весьма жесткая система налогообложения доходов, то основной его заботой может стать сокрытие прибыли и уклонение от налогов. [c.16]


Уклонение от налогов — явление интернациональное. Исследованию этих вопросов посвящено множество статей и книг [61 68 70 77]. Налогоплательщикам, использующим налоговые лазейки, часто удается существенным образом снизить свое налоговое бремя. Налоговая лазейка — это положение в налоговом и сопряженном с ним законодательстве, позволяющее налогоплательщику значительно уменьшить приходящееся на него по закону налоговое бремя или совсем избежать [c.104]

Налоговой теорией и практикой описаны четыре вида причин уклонения от налогов моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны — не значит украсть. Более того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения. При этом осознание государства как персонифицированного товаропроизводителя и распорядителя общественных благ для большинства граждан — настолько абстрактное понятие, что не воспринимается вовсе. [c.174]

Экономическое положение налогоплательщика часто бывает определяющим для уклонения от налогов, поскольку моральные и политические соображения не имеют значения при решении проблем финансовой стабилизации. Налогоплательщик рассчитывает, оправдает ли выгода, которую он получит, избежав налогов, те неприятности, которые могут быть, если обман раскроется. Этот вопрос чисто экономический. Чем выше налоговые ставки, тем сильнее соблазн уйти от налогов. Чем неустойчивее финансовое положение плательщика, тем сильнее его намерение укрыть налоги. [c.175]

В периоды экономического спада, когда правительство вынуждено регламентировать рынок, усиливается уклонение от налогов. Это связано с тем, что создание регламентированного рынка неизбежно сопровождается созданием параллельного, незаконного и неуправляемого рынка. Сделки, совершаемые на нем, естественно, ускользают от налогообложения. Каков же выход из этого порочного круга Уход от налогов — процесс неизбежный, но размеры его управляемые. Снизить вероятность роста числа налоговых уклонистов можно за счет уменьшения налогового бремени, создания налоговых преференций для отечественных товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Бюджетные потери следует компенсировать за счет, во-первых, резкого снижения непроизводительных государственных расходов, а во-вторых, ужесточения мер ответственности за преднамеренное укрывательство доходов, перемещение их на заграничные банковские счета. [c.176]

Схемы избежания налогов связаны в основном с прогрессивностью налоговой шкалы и с налогообложением капитала по различным ставкам. Снижение уровня предельных налоговых ставок, по расчетам реформаторов, по всей вероятности, уменьшило бы привлекательность уклонения от налогов и их полного избежания. Ослабление (или устранение) различного режима налогообложения доходов снижает [c.390]

За пределами Г налог начинает подавлять экономическую активность, налоговая база сужается. Следовательно, несмотря на рост ставок, доходы бюджета сокращаются. Принимая во внимание психологию людей — никто не будет работать только для того, чтобы платить налоги, легко сделать вывод, что чем выше налоговые ставки, тем сильнее побудительные мотивы для уклонения от налогов, тем большую долю в валовом национальном продукте составляют доходы теневой экономики. [c.61]

Применение налога на вмененный доход, в основе которого лежит предполагаемая, а не реальная доходность налогоплательщика, наряду с упрощением порядка налогообложения направлено прежде всего на достижение определенных фискальных целей в той сфере экономики, где уклонение от налогов считается наиболее распространенным. [c.285]

Политические причины уклонения от налога связаны с регулирующей функцией налогов посредством их государство проводит социальную и экономическую политику. Лица, против которых направлена такая политика, уклонением от уплаты налогов оказывают определенное противодействие намерениям государства. [c.448]

Наиболее подробная информация о способах уклонения от налогов содержится в ст. 198 УК РФ. Эта статья предусматривает ответственность за уклонение физического лица [c.464]

В качестве наказуемого способа уклонения от налогов в законе четко указано включение в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к доходам и расходам. В статье говорится, что уклонение может совершаться иным способом. Под иным способом, видимо, следует понимать уклонение от уплаты налогов с других объектов, которые невозможно определить на основании данных о доходах и расходах (например, налог на имущество). В пункте 9 Постановления Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. № 8 указывается, что уклонение может совершаться как включением в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к объектам налогообложения, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах. Под объектами налогообложения в ч. 1 ст. 38 НК РФ понимаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Так как закон не предусматривает неподачу налоговой отчетности как способа уклонения по ст. 199 УК РФ, упомянутое Постановление Пленума ВС РФ следует толковать в том смысле, что исказить данные отчетности о том или ином объекте налоге- [c.470]

Суть Постановления Пленума ВС РФ ясна — создать правовое орудие борьбы с ползучим уклонением от налога , когда в каждый период нарушитель незаконно уменьшает свои налоговые обязательства, хотя и не настолько значительно, чтобы констатировать особо крупный размер уклонения. Однако нельзя не заметить принципиальной ошибки в позиции высшего судебного органа. Само понятие неоднократность раскрывается в ч. 1 ст. 16 УК РФ как совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью одной статьи УК РФ. Однако в соответствии со ст. 49 Конституции РФ лицо не может считаться преступником, а его деяние — преступлением, пока это не установлено вступившим в законную силу приговором суда. Следовательно, если лицо не было осуждено за ранее совершенное преступление, или судимость не была снята, или погашена в установленном законом порядке, неоднократности совершения преступлений не существует. [c.480]

Уголовная ответственность за уклонение от налогов и незаконное предпринимательство [c.481]

За уклонение от налогов, сокрытие доходов и за другие нарушения налогового законодательства плательщики несут ответственность - финансовую (уплата пени, взыскание сумм сокрытого или заниженного дохода), административную (уплата штрафов) и в некоторых случаях - уголовную (ст. 198, 199 УК РФ). [c.396]

В этих правовых актах предусмотрена ответственность за правонарушения, связанные с уплатой прямых и косвенных налогов, с подделкой документов с целью уклонения от налогов. [c.484]

По оценке западных экспертов, например доктора Купера в Англии, теневая экономика — это главным образом уклонение от налогов, и государственное регулирование ее носит скорее нравственный характер, чем криминальный. [c.429]

Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, тотем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления — его расходы либо избыточны (там где речь идет о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нерациональны (расходы на социальную сферу обходятся слишком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов. [c.15]

В начале 1990-х годов процесс формирования налоговых отношений в России завершился принятием Закона РФ от 27.12.91 г. № 2118-1 Об основах налоговой системы в Российской Федерации , одновременно породив ряд новых проблем во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками. Отсутствие опыта налогового администрирования в условиях рыночных отношений привело к появлению неточностей в налоговом законодательстве, которыми не преминули воспользоваться налогоплательщики в ущерб государственным интересам. Так, Закон РФ от 06.12.91 г. № 1992-1 О налоге на добавленную стоимость не предусматривал налогообложения товарообменных операций, что привело к массовому уклонению от налогов путем осуществления преимущественно бартерных сделок. Частичные поправки к налоговым законам приводили к изменениям в законодательно-нормативных актах, нередко имевших, к тому же, обратную силу, что снижало эффективность налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов. [c.231]

А с другой стороны, замедление реформ в результате отказа от так называемой шоковой терапии экономики привело к тому, что было сорвано намеченное реструктурирование производства. Что это означает Прекращение выпуска некачественной продукции и применения неэффективных технологий и замена их качественными, современными видами продукции, а также использованием эффективных методов ее производства создание новых, современных отраслей промышленности и сферы услуг, реорганизация сельского хозяйства. Под давлением депутатов (в основном левого направления) и разных отраслевых лоббистов правительству Черномырдина не удалось ликвидировать явные и скрытые субсидии значительному числу неэффективных предприятий. Застряла на начальном этапе налоговая реформа (к этому вопросу мы еще вернемся подробнее), и потому сохранились архаичные процедуры и методы контроля за сбором налогов и исполнением бюджета, не говоря уже о распространении такой болезни, как массовое и злостное уклонение от налогов, переход в тень чуть ли не половины (по некоторым данным) промышленного производства и сферы услуг. Наконец, забуксовали начатые было социальные реформы и реформы в сфере социального обслуживания (реформы образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.п.). — Вот почему к рассматриваемому периоду разрыв между государственными доходами (которые сократились) и государственными обязательствами достиг критического размера. [c.181]

Для выхода из него остро необходимо стабилизировать и, более того, увеличить доходы бюджета. Рост доходов бюджета в современных условиях может быть достигнут не за счет общего усиления налоговой нагрузки, а путем повышения справедливости налоговой системы (сокращения числа льгот) и борьбы с противозаконным уклонением от налогов. [c.182]

Но никто из них не может сравниться с бывшим комсомольским функционером Михаилом Ходорковским — ныне самым богатым человеком в России, главой компании ЮКОС, которая является не только крупнейшей нефтяной компанией, но и вообще самой крупной компанией страны. С конца октября 2003 года Ходорковский находится под стражей по обвинениям в мошенничестве и уклонении от налогов. [c.234]

Эффективность налогообложения резко снижается из-за уклонения от налогов. Во-первых, это оффшоры, где, например, ежегодно укрывается 30 процентов прибыли корпораций США. Во-вторых, это принуждение стран снижать налоги, создавать безналоговые зоны, в конкуренции между собой за бизнес корпораций. [c.194]

Грязные деньги, появляющиеся в результате уклонения от налогов и криминальной деятельности, будут существовать всегда, но всегда с ними будет вестись борьба. Данная книга написана не для того, чтобы стать настольной книгой или руководством к действию по отм-ыванию денег. Она служит предупрежде-нием, что рано или поздно все тайное становится явным. В Германии справочник уже выдержал семь изданий и интерес к нему не ослабевает. [c.511]

Исследования механизмов переложения налогов дают представление о тенденциях к уклонению от налогов, поскольку этому способствует механизм переложения налогов сам по себе. Тяжесть налогового бремени современного налогообложения заставляет налогоплательщиков искать варианты ухода от налогов. Налогоплательщики нередко намеренно допускают ошибки в налоговых расчетах с тем, чтобы впоследствии, обратившись к арбитражным судьям, оттянуть срок налоговых выплат, а также в надежде хотя бы что-нибудь отспорить в свою пользу. Такие плательщики рассчитывают при этом, что за время рассмотрения их дел, возможно, наступит более благоприятная ситуация для ведения финансово-хозяйственной деятельности. [c.104]

Сокращение же налогов, снижение налоговой ставки оказывают стимулирующий эффект. Во-первых, поскольку чистая доходность труда и капитала возрастает, повышается их рыночное предложение, расширяется объем производства и, как следствие, увеличивается налоговая база. Во-вторых, улучшается распределение капитала по сферам хозяйственной деятельности, так как сужается разрыв между низко- и высокооблагаемыми отраслями. В-третьих, сокращается уклонение от налогов, возрастает доля таксируемой экономической деятельности. [c.62]

Фактически объект посягательства даже шире. Государство защищает не только свой бюджет, но вообще все свои финансовые поступления. Помимо бюджета они аккумулируются еще во внебюджетных фондах. Согласно ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации1, государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан в социальной области. Статья 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень государственных внебюджетных фондов Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации фонды обязательного медицинского страхования Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной собственности и охраняются законом. Статьи 198,199 УК РФ предусматривают ответственность не только за уклонение от налогов, вносимых в бюджет, но и за уклонение от уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды. [c.458]

Итак, Закон называет как минимум два способа уклонения от налогов, которые являются преступными1. Оба способа имеют своей конеч- [c.464]

Если доказано, что действия налогоплательщика не обусловлены разумными коммерческими соображениями, то презюмируется, что они совершены в целях уклонения от налогов. Это правило называется [c.598]

Начиная с 1992 года, уровень государственных доходов, при некоторых колебаниях, постепенно снижался. Однако в 1996 году падение доходов было просто обвальным. Помимо роста недоимок, этому способствовал также рост масштабов противозаконного уклонения от налогов самыми разными способами и, что очень важно, — путем осуществления хозяйственных операций наличными деньгами, не отражаемыми в бухгалтерской отчетности (имеется в виду массовое распространение черных касс , двойной бухгалтерии , черного нала ). Косвенным подтверждением этого факта является рост доли наличных денег в денежном агрегате М2 за первое полугодие 1996 года на 2,5 процентных пункта. [c.193]

В короткий срок на большинстве из этих направлений были отмечены успехи. Поскольку главным фактором значительного роста бюджетного дефицита и возрастания зависимости правительства от заимствований на внутреннем рынке стала низкая собираемость налогов, правительством были сделаны такие решительные шаги, как изменения в порядке и очередности сбора налогов и финансирования расходов, а также реструктуризация и секьюрити-за ция (перевод в ценные бумаги типа долговых обязательств) задолженности предприятий перед бюджетом. На повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет сокращения числа льгот и борьбы с уклонением от налогов был ориентирован и предложенный Государственной думе Налоговый кодекс. [c.235]

Смотреть страницы где упоминается термин Уклонение от налогов

Смотреть главы в:

Основы инвестирования (0) -- [ c.754 ]

Энциклопедия российского и международного налогообложения (2003) -- [ c.835 ]

date image
2020-01-14 views image
587

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Способы уклонения от налогов

Теневой бизнес в основной своей части предусматривает прежде всего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству. Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этот процесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики. Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо реже встречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налогов же является повсеместным.

Перейдем к способам уклонения от уплаты налогов.

Основные способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие от вида налога:

· Сокрытие объектов налогообложения:

искажение или не отражение финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете

ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, также при использовании поддельных документов и несуществующих организаций

ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений

уничтожение бухгалтерских документов после проведения операции

· Занижение объектов налогообложения:

перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерские счета

создание фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков, необоснованного списания готовой продукции

преднамеренное внесение в бухгалтерские документы искаженных данных

· Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов:

перечисление выручки на счета зависимых компаний, без обязательств по выплате соответствующих налоги

отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с заведомым отсутствием возврата дохода

создание искусственной дебиторской задолженности

· Неправомерное использование льгот:

включение в штат персонала неработающих пенсионеров и инвалидов

введение основного вида производства под видом льготного

К способам уклонения от уплаты налогов в зависимости от вида налога относят:

1. Уклонение от уплаты акцизов

2. Уклонение от уплаты подоходного налога

3. Занижение налога на прибыль

4. Уклонение от уплаты и занижение НДС

Также возможно уклонение от уплаты других видов налогов, в зависимости от деятельности организации.

Текущая экономическая ситуация в нашей стране такова, что большая часть компаний, независимо от их отраслевого назначения, объемов выпускаемой продукции и сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение от уплаты налогов. Это связано как и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателей укрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличение отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официально работников предприятий для сохранения доходов.

Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса, ведущего бухгалтерский учет по упрощенной системе. Для них доля выплат возрастает практически в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходов и "затенения" малого бизнеса, который и без того находится в плачевном состоянии.

Проблемы коррупции

Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневой экономики. В последнее время особое внимание к этой проблеме вызвано ее выходом за национальные рамки в связи с глобализацией.

Именно глобализация, а также отмена большинства барьеров для контроля над сделками на международной арене, в частности валютного контроля, привели к увеличению случаев уклонения от налогов. Несмотря на большую взаимосвязь с налоговыми преступлениями, коррупция выделена в отдельный блок, способствующий и развивающий теневую экономику, а непосредственно налоговыми злоупотреблениями в тенденции глобализации считаются "налоговый рай" и преференциальные налоговые режимы.




Для анализа коррупции в первую очередь необходимо дать ей определение. Коррупция - это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной наживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частного бизнеса и административного аппарата государства:

1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела

2. приеме и продвижении по государственной службе

3. принятие решений о выделении земли

4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных инвестиционных контрактах и заказах

5. доступ к предоставляемым государством товарам и услугам

Существует два объяснения взаимозависимости между теневой экономикой и коррупцией:

1. Теневая экономика представляет собой попытку уйти от коррупции - предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам

2. Коррупция является причиной роста объемов теневой экономики

Однозначным является факт того, что коррупция является отрицательным последствием глобализации.

Об этом свидетельствует взаимосвязь между ростом международных инвестиций и взяточничеством. Рост международной коррупции напрямую связан с ТНК, увеличением масштабов нелегальной иммиграции, международной торговле оружием и другими видам незаконной теневой экономики.

Тем не менее руководства государств раньше считали взятками только внутренние прямые платежи чиновникам, а на международной арене это понятие не использовалось для поддержание соответствующего статуса. Взятки называли компенсациями, представительскими расходами, платами за консультацию и др. В законодательствах многих стран было прописано, что данные элементы можно было считать издержками при данной уровне конкуренции и данной отрасли международной торговли.

Только с середины 90-х годов коррупция была включена в число первоочередных задач для решения. Первым шагом были рекомендации странам принять необходимые меры для обнаружения, пересечения и борьбы с иностранными государственными служащими, цель которых получение иностранных государственных заказов. В результате разработанных поправок к налоговым законодательствам, запрещающим трактовать взятки зарубежным компаниям как расходы, большая часть стран международной арены внесла соответствующие поправки в свои налоговые законодательства. Эти исправления приравнивают взятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным государственным служащим или нет. Но сам факт существования двойного трактования взяток в зависимости от места их назначения говорит о размытости границ теневой и легальной экономики. Кроме того это лишний раз подтверждает роль иностранных инвестиций в качестве фактора роста коррупции.

Глобализация усложнила налоговым органам процесс сбора налога как в документальном плане, так и непосредственно, поскольку сотрудник налоговой не может отлавливать неплательщика по всему миру и использовать современные электронные средства для отслеживания проведенных операций.

Проблемы оффшоров

Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклонении от налогов корпорациями - налоговый рай или оффшор. Рост числа преференциальных налоговых режимов вызван не столько желанием привлечь иностранный капитал для развития экономики страны, сколько целью наживаться.

Основные критерии идентификации оффшоров:

1. Непрозрачность и закрытость информации как налоговой, так и финансово-юридической

2. Слишком высокая доля финансового сектора в экономике страны

3. Низкое или нулевое налогообложение как минимум нескольких типов доходов

Если еще недавно под оффшорами подразумевались небольшие островные страны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные государства со вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство специалистов указывают на прямую связь между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой.

Оффшор считается опасным и недозволенным проектом, по причине подрыва налоговых баз других стран, ухудшении инвестиционной политики и затруднении деятельности налоговых органов в целом.

Также к отрицательным последствиям существования оффшоров относится создание новых путей для минимизации выплачиваемых налогов и укрывания финансовых активов путем их перемещения. Данные перемещения производят крупные изменения в налоговых базах разных государств, подчас вредоносные для экономик государств. Налоговое бремя перемещается с мобильных объектов налогообложения на немобильные (труд, недвижимость), с доходов - на расходы. Государственные налоговые системы нарушают стабильность мировой финансовой системы, оказываясь под воздействием неоднозначности факторов, так как оффшоры влияют на налоговые системы разных стран по-разному.

Оффшор поощряет уклонение от налоговых платежей, поэтому его дальнейшее развитие и разрастание может в будущем подорвать систему налогообложения и социального страхования, ускорить рост бюджетного дефицита, снизить налоговые поступления в казну, увеличивать налоговые ставки, и как следствие, увеличивать количество компаний, которые будут укрывать свои доходы. В результате может оказаться ошибочным направление политики страны, поскольку она получает неверные сведения (данные о безработице, рынке труда и занятости, доходах и потреблении). Также роль "налогового рая" проявляется и в таких формах, как регистрация фиктивных прибылей, отмывание криминальных доходов, сокрытие банковских счетов налогоплательщиков от проверки налоговых органов.

За последние несколько лет рядом стран были приняты соглашения об обоюдной помощи по борьбе с преступлениями в области налогов и теневым сектором экономики. В число возможных мер включен обмен информацией и уничтожение барьеров по обмену ей для поддержания совместной работы налоговых органов разных стран.

Основная причина, давшая стимул международному сообществу для борьбы с оффшорами и налоговой преступностью, это выбор - либо война с альтернативной налоговой системой со всеми возможными последствиями, либо вырабатывание нового законодательства для ужесточения текущей ситуации. И поскольку налоговая война может оказаться для мира разрушительней минувшего финансового кризиса, выбор стал очевиден.

Отражение в СНС

Необходимость объективной оценки и характеристики экономики предполагает полное отражение всех аспектов, связанных с экономикой в хронологическом порядке их возникновения: как в текущих, показывающих изменение в процессах производства, распределения и использования доходов, так и в счетах, показывающих изменение экономических активов, а также в счетах товаров и услуг. Взаимосвязь показателей теневой экономики во всех счетах поможет обеспечить двустороннее отслеживание в движении денежных средств: уменьшение поступлений в нелегальной области и увеличение в законной и наоборот.

Огромный объем неучтенной теневой экономики мешает четко определить ряд макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт. Показатели ВВП неправильно отражаются следующим образом:

1. Официальные темпы роста ВВП занижаются при ускорении ростов теневой экономики (характерно при переходе страны к рыночной системе)

2. Структура ВВП искажается за счет неправильного отражения пропорций государственного и теневого производства, а также потребления товаров и услуг.

3. Размеры ВВП сокращаются по причине того, что большая часть потребляемых товаров является продуктом теневой экономики

Объем теневой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен анализироваться и после оценки добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного на основе данных статистического учета. Подобным образом должны корректироваться и другие показатели СНС: валовая добавленная стоимость, оплата труда наемных работников, ВВП, промежуточное потребление, прибыль, конечное использование товаров и услуг, смешанные доходы.

теневая экономика оффшор коррупция

Одним из видов теневой экономики является получение скрытого дохода за счет наличия разницы в ценах на товары и услуги, являющимся различными доплаты свыше отпускной цены, которые могут выступать в виде чаевых и т.п. Они интерпретируются в СНС как составная часть конечной стоимости товара и добавляются к конечной стоимости выпуска, ВВП, оплаты труда наемных работников. Это делает возможным сбалансировать стоимость произведенных товаров и величину полученных и использованных доходов.

Намеренное снижение величины заработной платы персонала для уменьшения величины выплачиваемого налога на заработную плату и отчислений в государственные фонды пенсионного страхования и социального страхования не влияет на общий размер ВВП, но сказывается на его компонентах. Это становится возможным благодаря оплате труда наличными средствами или выпускаемым продуктом без соответствующего отражения операций в бухгалтерском учете. При возникновении подобных ситуаций следует увеличить размер оплаты труда наемных работников, сальдо первичных доходов и уменьшить прибыль предприятий, идущих на такие операции. Использование данного вида дохода домашними хозяйствами уже учтено, поэтому не нуждается в корректировке.

Согласно основным положениям СНС в границы объемов производства не включается и не отражается в ВВП непроизводственная деятельность, отражающая перераспределение активов, полученных как законным, так и незаконным путем. Данные вид деятельности не влияет на размер ВВП, но оказывает влияние на формирование активов отраслей экономики, и поэтому обязана отражаться в СНС.

Большое распространение в нашей стране получила утечка капитала за рубеж, например незаконные переводы активов на счета банков других стран. Эта система представляет собой перераспределение активов организаций и по своей сути не влияет на размер ВВП. Но в ряде случаев эти переводы связаны с вывозом товаров за рубеж, что уже оказывает непосредственное влияние на объем валового внутреннего продукта. По этой причине необходим полный и постоянный анализ всех операций, связанных с переводом капитала за рубеж.

Полное соответствие системе национальных счетов предполагает комплексный анализ всех видов операций на всех этапах отслеживания:

1. при создании базы статистических показателей, характеризующих исследуемое явление

2. определение программы наблюдения, отработка механизмов и форм исследования

3. создание информационной базы, связанной с исследуемым явлением

4. создание системы оценок по отдельным операциям и теневой экономики в совокупности

Комплексный подход при изучении теневой экономики ввиду ее проникновения во все отрасли жизни граждан предполагает использование показателей всех аспектов экономической статистики:

2. сельского хозяйства,

И социальной статистики:

1. бюджетов домашних хозяйств,

3. балансов организаций

Заключение

Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежели чем положительным, поэтому основная задача государства - приложить все силы по ее устранению и высветлению.

Система мер по борьбе и теневой экономикой и антикриминализации должна иметь несколько направлений:

1.Меры социально-экономического характера.

Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений:

1. Уменьшение различий в размерах денежных доходов разных групп населения

2. Снижение темпов развития безработицы и ее уровня соответственно

3. Подъем национального производства и сельского хозяйства, строительства жилых зданий и производственных территорий

4. Развитие отраслей и секторов народного хозяйства

5. Увеличение престижа честного труда на государственной основе

Также основным направлением должно стать пересмотр и изменение системы налогообложения в стране, а также упрощение действующей системы налогообложения.

2.Введение постоянной экспертизы принимаемых законов и подзаконных актов в экономической сфере для препятствования коррумпированности административного аппарата государства.

Необходимо изменение большинства законодательных актов Российской Федерации связанных с аспектами по борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов, полученных преступным путем, о происхождении собственности и системе приватизации, о монополистическом сговоре и системе антимонопольной службы, о переводе капитала за рубеж и оффшорах; о преднамеренной неуплате кредитов и многих других нарушений в сфере финансово-кредитных отношений.

3.Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительных органов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон "О полиции", который должен реструктурировать систему правоохранительных органов в лучшую сторону. Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговых и таможенных органов, уничтожению коррупции в этих сферах. Необходимо провести также децентрализацию судебной системы, исключив тем самым количество решений, принимаемых "сверху".

Защита прав акционеров и дольщиков на предприятиях также является немаловажной задачей государства, способствующей пресечению незаконной приватизации предприятий.

Только применение всех мер в едином, комплексном блоке сможет ослабить влияние теневой экономики на экономику России в целом и создать условия для будущего экономического роста, а значит и улучшения жизни граждан.

Список использованной литературы

1. Ведяпин В.И. "Общая экономическая теория", Москва, 1999

2. Багданов И.Я. "Экономическая безопасность России: теория и практика", Москва, 2001

3. Гукасьян Г.М. "Экономическая теория: проблемы новой экономики", Москва, 2002.

4. Фиглин Л.С. "Теневая занятость", Москва, 2002

5. Тимофеев Л.М. "Теневая Россия: экономико-социальное исследование", Москва, 2000

6. Глинкина С.К., Клейнер Г.М. "Высветление экономики и укрепление национальной безопасности России", Москва, 2003

7. Красавина Л.О., Валенцева Н.А., "Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики", Москва, 2005

8. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории.", Москва, 1996

9. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика", Москва, 2003

10. Бунич А.П., Гуров А. И, “Теневая экономика”, Москва, 1998.

Налоговые правонарушения и преступления нельзя признать принципиально новым общественно опасным явлением для России. В различные времена в той или иной степени велась борьба с уклонениями от уплаты на- логов, которая в отдельные годы приобретала достаточно острый характер, например, в 1992 году по РСФСР за уклонения от государственных повинностей и налогов были осуждены 20 572 человека. Эти цифры до сих пор являются самыми высокими в истории отечественного налогообложения.36

По оценкам специалистов, становление современной российской налоговой системы сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений и правонарушений, так в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучает от 30 до 40 % налоговых доходов. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в государственную казну.37

Судить об истинном состоянии налоговых правонарушений и преступлений позволяют следующие показатели:

- мимо налогообложения, по оценкам экспертов, проходит примерно 30% всего национального дохода страны;

- теневой рынок — индикатор потерь бюджета, оценивается в 50-100 млрд. долл.;

- вывоз капитала за рубеж достигает 20 — 25 млрд. долл. в год;

- фирмы однодневки составляют больше половины ежегодно регистрируемых юридических лиц;

- 7 — 8% занятых в российской экономике — это нелегальные трудовые мигранты;

- арендные платежи за жилье на 65-80% скрыты о налогообложения;

- коррупционный доход чиновников достигает, по экспертным оценкам, 30-40 млрд. долл.

Все эти цифры, сопоставимые с доходной частью государственного бюджета и объемом ВВП, свидетельствуют о массовом характере уклонений от уплаты налогов.

По данным ФНС РФ, наибольшие риски налоговых правонарушений возникают у налогоплательщиков, которые осуществляют закупки или поставки товаров (работ, услуг) через цепочку посредников, часть которых оказываются «фирмами-однодневками». Самые крупные претензии по такому основанию были предъявлены ГК «Эльдорадо» (14 млрд. руб.), ОАО «Московский НПЗ» (1,3 млрд. руб.), ЗАО «Связной» (1,2 млрд. руб.), ЗАО «МИ-АН» (1 млрд. руб.), ЗАО «Москва — Макдоналдс» (160 млн. руб.) и ООО «Арбат Престиж» (5 млн. руб.). Все эти компании подозреваются ФНС РФ в уклонении от уплаты налогов путем использования фирм- посредников, не исполнявших свои обязательства перед бюджетом и не сдававших финансовую отчетность, генеральных директоров которых оказалось невозможно найти. Этим фирмам доначислены НДС и налог на прибыль, выставлены штрафы, кроме того, над руководителями компаний нависла угроза лишения свободы до 6 лет по обвинению в уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах (часть 2 ст. 199 УК РФ).

Анализ статистических данных МВД РФ по уголовным делам в сфере налогообложения за первое полугодие 2013 г. и 20014 г. показывает рост преступлений в сфере уклонения от уплаты налогов с организаций, неисполнения обязанностей налогового агента, уклонения от уплаты налогов с физических лиц. Рост преступлений, связанных с легализацией денежных средств, оказался незначительным — всего на 1,7% больше.

Таблица 1 Статистические данные о движении дел, возбужденных по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»

Направленно дел в суд

Таблица 2 Статистические данные о движении дел, возбужденных по ст.174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путем»

Направленно дел в суд

Таблица 3 Статистические данные о движении дел, возбужденных по ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организаций»

Направленно дел в суд

Приведенные данные свидетельствуют о том, на протяжении последних трех лет сохраняется снижение доли уклонений от уплаты налогов (20 — 30%). Происходящее можно объяснить значительным повышением размера МРОТ при заметном отставании реальных доходов населения. Еще одним фактором, сужающим круг нарушителей закона является то, что значительная часть предпринимателей уплачивают единый налог на вмененный доход. В последующих периодах можно прогнозировать сохранение этой тенденции.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога (налогов) или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства. При этом умышленным считается деяние (действие или бездействие), совершенное лицом осознано, которое желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких деяний.

Так, по состоянию на 1 января 2012 года налоговая задолженность в консолидированный бюджет РФ составила 1125,8 млрд рублей, что по оценкам экспертов составляет от 20 до 30 % законно установленных налогов и сборов. Это является крайне негативным экономическим фактором и серьезной проблемой, ограничивающей объем финансовых ресурсов страны. Масштаб уклонения от уплаты налогов в РФ по различным оценкам составляет до 10 % ВВП. [6] Следует отметить, что уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам теневой деятельности, а для большинства экономических субъектов оно является основным побудительным мотивом участия в теневой экономике. Согласно статистическим данным величина выявленных налоговых преступлений в России сокращается. Так, в 2011г. по сравнению с 2000 г. произошло сокращение налоговых преступлений по ст. 198 «Уклонение физического лица от уплаты налога» на 83,8 %, по ст.199 «Уклонение от уплаты налогов организации» — на 84 % (Рисунок 1). На сегодняшний день, назрела острая необходимость в правовом сотрудничестве России и европейских стран в борьбе с уклонением от уплаты налогов. В качестве мер, которые необходимо предпринимать в рамках международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов, можно выделить информационный обмен между странами; обязанность идентификации; свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Справочная правовая система Консультант Плюс

2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Справочная правовая система Консультант Плюс

3. Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений»

4. Голубчикова, С. А. «О борьбе налоговых органов с уклонением от уплаты налогов» // Налоговый вестник № 4, 2008. — 45–49 с.

Уклонение от уплаты налогов – глобальное явление. А каковы его масштабы? И что думают об этом россияне? Представляем «информацию к размышлению» для главбухов и руководителей.

Кто, как не бухгалтер, знает всю «подноготную» о налоговых обязательствах компании – явных и тайных? Во многих компаниях обязательные платежи занижаются «правдами и неправдами». Впрочем, многое из тайного становится явным после выездной проверки.

Теневая экономика - предпринимательская активность в разрешенных сферах деятельности, но без уплаты фискальных сборов и соблюдения административных регламентов.

Налоговые потери государственного бюджета

В глазах предпринимателей уплата налогов – изъятие денежных средств без встречного представления. Между тем из определения, приведенного в Налоговом кодексе (п. 1 ст. 8), следует несколько иной вывод.

Действительно, налог – это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. Однако цель «отчуждения» - финансовое обеспечение деятельности государства. Так что возмездность налогов проявляется в создании социальной инфраструктуры, в которой функционирует бизнес и вне которой он существовать не может. И чем меньше поступает в казну налогов, тем больше «дичает» страна. Вряд ли найдется много желающих вести бизнес в станах, лидирующих по масштабам теневой экономики (см. таблицу 1).

В среднем в мире теневой (не облагаемый налогами) сектор оценивается в 20% ВВП
Страны с самым большим теневым сектором экономики
РейтингСтрана Отношение к ВВП, %
1Боливия----------------------------------------------------------63,5
2Зимбабве------------------------------------------------------62,7
3Грузия---------------------------------------------------62,1
4Гаити-----------------------------------------------57,1
5Перу-------------------------------------------53,7
6Танзания-------------------------------------------53,7
7Азербайджан---------------------------------------52,0
8Бенин------------------------------------49,1
9Таиланд--------------------------------48,2
10Гватемала-----------------------------47,9


Впрочем, с уклонением от уплаты налогов сталкиваются даже самые развитые страны. Как оно выглядит в цифрах (2011 г.) – показывает диаграмма, причем в пересчете на душу населения налоговые потери не выглядят катастрофическими (см. таблицу 2).

РейтингСтранаСовокупные годовые налоговые потери
Всего, $ млдр.На душу населения, $ тыс./чел.
1США--------------------------------------------337,3----1,1
2Бразилия----------------------------------------280,1------1,4
3Италия-----------------------------------238,7----------------------3,9
4Россия--------------------------------221,0-------1,6
5Германия------------------------------215,0---------------2,7
6Франция---------------------171,3--------------2,6
7Япония---------------------171,1------1,4
8Китай---------------134,4-0,1
9Великобритания------------109,2---------1,7
10Испания-----------107,4-------------2,3

В нашей стране основная причина налоговых потерь - офшорный характер экономики. По некоторым оценкам, 9 из 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами (послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012). Так что сегодня в центре внимания правоохранителей – офшорные схемы. Эта проблема приобрела глобальный характер (см. таблицу 3).


Общественное мнение

А как относятся наши сограждане к уклонению от уплаты налогов? Статистические данные (2013 г.) свидетельствуют, что в общественном мнении преобладает негативная оценка (см. таблицу 4).

Согласны ли вы с тем, что вовсе не обязательно платить налоги государству в полном объеме?
Согласны--------------------------30%
Не согласны--------------------------------------------------------62%
Затрудняются ответить--------8%


При этом к гражданам-«уклонистам» общественное мнение более терпимо, чем к неплательщикам-предприятиям (см. таблицу 5).

ОценкиКак вы относитесь к уклонению от уплаты налогов:
руководителями предприятий?рядовыми гражданами?
С одобрением или пониманием-----------19%-----------------35%
С осуждением-----------------------------------60%-------------------------41%
Безразлично или затруднились ответить------------21%--------------24%


Видимо, относительно лояльное отношение общества к неуплате налогов обусловлено недостаточным пониманием россиян, на какие цели расходуются налоги (см. таблицу 6).

Куда идут собранные налоги?
Не имею никакого представления------------------------45%
Знаю, куда идут налоги, но считаю их распределение неправильным-------------------38%
Считаю, что налоги распределяются правильно, в интересах государства и большинства граждан--------12%
Затрудняюсь ответить---5%


На протяжении 1999-2013 годов неприятие уклонения от уплаты налогов увеличилось на 16 процентов. А вот отношение общественности к «серым» зарплатам переломилось радикально. Число их противников выросло почти вдвое (см. таблицу 7).

ОценкиСуществуют руководители, которые часть зарплаты выдают неофициально. Как вы к этому относитесь?
1999 г.2013 г.
С одобрением или пониманием---------------------------------47%-----------------29%
С осуждением----------------22%--------------------------------------41%
Безразлично или затруднились ответить------------------------31%---------------24%

«Конверты» с деньгами скрывают не только НДФЛ, но и взносы на обязательное социальное страхование граждан. А еще – они оставляют работника бесправным в трудовых спорах.

И еще один статистический срез (см. таблицу 8).

Данные ФНС России по налогоплательщикам
Исправно и в полной мере платят налоги-------------------25%
Различными путями стараются минимизировать свои обязательства по налогам-----------------------------------------50%
Вообще не платят-------------------25%


К нему остается добавить: за шесть месяцев 2013 грда налоговые органы передали в МВД для возбуждения уголовных дел 790 материалов — на 4,7 миллиарда рублей.

Елена Диркова, редакция «Практическая бухгалтерия»


Как уменьшить расходы фирмы

Зная правила учета расходов, компания может не только обезопасить себя от налоговых доначислений, но и разработать свои схемы оптимизации.
Узнайте больше >>

Читайте также: