Налоговый вычет на ниокр

Опубликовано: 04.05.2024

Какие тенденции прослеживаются сейчас в вопросах налоговой политики относительно расходов на НИОКР и стимулирования бизнеса к инновациям?

В настоящее время стоит задача адаптации Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в российском контексте, встраивания в систему стратегического планирования, в действующие и новые стратегии и государственные программы. Адаптация ЦУР ООН целесообразна на нормативно-правовом и программном уровнях при одновременной научной, методической, информационной, финансовой поддержке.

Виктор Клементьев

Наука, техника и инновации являются фундаментальным инструментом для реализации ЦУР ООН в рамках «Повестки 2030», принятой в РФ (2016–2030 годы). Они позволяют повышать экономическую, социальную и экологическую эффективность деятельности, разрабатывать новые способы достижения целей и расширять возможности по развитию потенциала и организации своего будущего для каждого человека.

В странах-лидерах мировой науки государство, с одной стороны, напрямую финансирует научные исследования, а с другой – стимулирует расходы на НИОКР частного сектора с помощью налоговых мер.

Именно поэтому в России первым шагом стала налоговая льгота в рамках №166-ФЗ от 18.07.17г., по которой компаниям предоставлялась возможность выявить объекты интеллектуальной собственности, которые де-факто существуют в компании, но в момент создания не были правильно оформлены, и затраты на их создание не капитализировались, а учитывались в составе общих расходов периода.

Льгота позволяла не включать внереализационный доход от принятых к учету в результате инвентаризации объектов интеллектуальной собственности в базу по налогу на прибыль. Такие «налоговые каникулы», которые действовали в рамках 2018-2019 гг., были направлены на то, чтобы компании привели в соответствие имеющиеся у них нематериальные активы данным отчетности, а также выделили долю РФ в данных активах для компаний с государственным участием.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время инициировано продление льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Дальнейшее стимулирование бизнеса с целью осуществления инвестиций в новые разработки также планируется проводить через различные налоговые льготы. По ряду расходов на НИОКР уже применяется повышающий коэффициент 1,5 для капитализации затрат и созданию нематериальных активов (п.7 ст. 262 НК РФ, Постановление Правительства РФ №988 от 24.12.2008).

Очередные шаги в стратегии Министерства Финансов РФ по развитию НИОКР планируется проводить в рамках опробованного механизма инвестиционного налогового вычета (ст. 286.1 НК РФ)

Законопроект № 802503-7 принят Государственной Думой согласно основным направлениям налоговой и бюджетной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, утвержденных при принятии федерального бюджета, и опубликован в виде Федерального закона 380-ФЗ.

Предполагается наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.

По состоянию на середину декабря 2019 года инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на основные средства (ОС) принят в 28 субъектах РФ. В каждом субъекте – свои условия в рамках закрепленных в НК РФ возможностей (ст. 286.1 НК РФ). Распространение механизма инвестиционного вычета в отношении расходов на НИОКР будет приниматься путем внесения изменений в принятые законы субъектов РФ, если будет принято решение воспользоваться предложенным правом. Конечные параметры механизма можно будет определить только после официального опубликования закона конкретного субъекта РФ и вступления его в силу.

Список 28 субъектов РФ с принятым инвестиционным налоговым вычетом:

  • Амурская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Еврейская АО
  • Калужская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Республика Карелия
  • Удмуртская республика
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чеченская республика
  • Чувашская республика
  • Челябинская область
  • Ульяновская область
  • Тульская область
  • Ставропольский край
  • Приморский край
  • Новосибирская область
  • Московская область
  • Республика Марий Эл
  • Кемеровская область
  • Камчатский край
  • Рязанская область
  • Нижегородская область
  • Республика Северная Осетия - Алания
  • Республика Адыгея
  • Липецкая область
  • Москва
  • Саратовская область
  • Республика Тыва
  • Республика Ингушетия
  • Краснодарский край
  • Курская область
  • Тюменская область
  • Санкт-Петербург
  • Оренбургская область
  • Тамбовская область
  • Волгоградская область
  • Республика Коми

Как же определить, есть ли у вашей компании возможность воспользоваться каким-либо механизмом государственной поддержки, и в отношении каких объектов это применимо? Если вы занимаетесь НИОКР, вероятнее всего, такая возможность есть. Наш практический опыт показывает, что в большинстве российских компаний существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые можно трансформировать в дорогостоящие нематериальные активы и использовать в качестве инструмента для получения экономических выгод. Поэтому своим клиентам, чтобы понять, как начинать действовать, мы рекомендуем проводить аудит результатов интеллектуальной деятельности. Итогом аудита становится «дорожная карта», содержащая описание необходимых мероприятий для получения льгот и советы наших экспертов. Не упустите свой шанс!

Оставьте заявку, эксперт свяжется с вами и расскажет о дальнейших шагах.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие установлены льготы при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по государственному контракту (для заказчика и исполнителя)? Как правильно воспользоваться коэффициентом 1,5 для признания расходов? Каково налогообложение результатов НИОКР, безвозмездно переданных заказчиком (головным исполнителем) соисполнителям?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчики и исполнители, участвующие в осуществлении НИОКР по государственному контракту, имеют право на ряд льгот и преференций по НДС и налогу на прибыль организаций. Подробности смотрите ниже.

Обоснование вывода:

НДС

На основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС на территории РФ освобождаются:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), осуществляемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- НИОКР, осуществляемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
Кроме того, согласно пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается выполнение организациями НИОКР, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий. При этом данная льгота применяется, если в состав НИОКР включаются:
- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
- разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
- создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации (письма УФНС России по г. Москве от 16.02.2009 N 16-15/013746, от 16.10.2008 N 19-11/97139).
Подпункт 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит ограничений по видам и типам организаций, то есть применять освобождение от НДС по этому основанию вправе любые организации, не только образовательные или научные (письмо Минфина России от 29.01.2018 N 03-07-07/4620).
По нашему мнению, возможное освобождение выручки от осуществления НИОКР от НДС имеет значение прежде всего для исполнителей.

Налог на прибыль

Действующая редакция главы 25 НК РФ предусматривает определенные налоговые преференции для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Следует отметить, что НК РФ не содержит специальных определений понятий "научно-исследовательские работы", "опытно-конструкторские работы", "технологические работы", "научные исследования", "опытно-конструкторские разработки" и "научно-техническая деятельность". Следовательно, упомянутые понятия на основании п. 1 ст. 11 НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в других отраслях законодательства РФ (письмо Минфина России от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74491).
В письме Минфина России от 12.01.2018 N 03-07-07/806 указано, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности, регулируются Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом понятия, указанные в ст. 2 этого закона, могут быть использованы в том числе в целях применения налогового законодательства.
1. На основании пп. 4 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на НИОКР включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, и учитываются в порядке, установленном в ст. 262 НК РФ.
Для налогоплательщиков, осуществляющих расходы на НИОКР, предусмотрено исключительное право включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ), в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций, в том числе и на сумму расходов, которые налогоплательщик фактически не осуществлял (п. 7 ст. 262 НК РФ, письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-01-10/36226).
Федеральным законом от 18.07.2017 N 166-ФЗ были уточнены правила учета расходов на НИОКР. В частности, перечень затрат на НИОКР дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988 (далее - Перечень).
Расходы по этим исследованиям и разработкам единовременно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в размере фактических затрат (или включаются в первоначальную стоимость амортизируемых НМА, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ), с применением повышающего коэффициента 1,5 в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были завершены НИОКР или (и) их отдельные этапы (п. 7 ст. 262 НК РФ).
Поскольку на основании ст. 332.1 НК РФ в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на НИОКР с учетом группировки по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов, к расходам на НИОКР по Перечню по конкретным видам работ (договорам) относятся фактические расходы с коэффициентом 1,5, а также суммы, превышающие 75% суммы расходов, указанных в пп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ (письмо ФНС России от 06.05.2013 N ЕД-4-3/8136@).
Если в результате произведенных расходов на НИОКР по Перечню налогоплательщик получает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в п. 3 ст. 257 НК РФ, первоначальная стоимость такого нематериального актива формируется с коэффициентом 1,5 (письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-03-06/1/557).
Налогоплательщик, использующий право на применение коэффициента 1,5, представляет в налоговый орган отчет о выполненных НИОКР (отдельных этапах работ), расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента (если п. 8 ст. 262 НК РФ не предусмотрено иное). Отчет представляется в налоговый орган одновременно с декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР (отдельные этапы работ), в отношении каждого НИОКР (отдельного этапа работы) и должен соответствовать общим требованиям, установленным к структуре оформления научных и технических отчетов (п. 8 ст. 262 НК РФ). О формах и форматах представления отчета смотрите в письмах Минфина России от 23.01.2015 N 03-03-06/1/1788, от 23.01.2013 N 03-03-06/1/23, письме ФНС России от 26.03.2013 N ЕД-4-3/5206@.
Конкретного перечня документов, прилагаемых к упомянутому выше отчету, законодательными и нормативными документами не утверждено.
Налоговый орган вправе назначить экспертизу отчета на соответствие НИОКР Перечню. Эту экспертизу могут провести:
- государственные академии наук;
- федеральные и национальные исследовательские университеты;
- государственные научные центры;
- национальные исследовательские центры;
- федеральные центры науки и высоких технологий.
Если отчет о НИОКР не представлен в налоговый орган (или отсутствует в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствуют сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей ГИС), расходы на их выполнение учитываются в размере фактических затрат без применения повышающего коэффициента (седьмой абзац п. 8 ст. 262 НК РФ).
Порядок учета расходов на НИОКР, установленный ст. 262 НК РФ, не распространяется на случаи, если затраты производят организации, выполняющие НИОКР в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика). Названные расходы рассматриваются ими как затраты на осуществление ими деятельности, направленной на получение доходов, то есть учитываются в общем порядке (п. 10 ст. 262 НК РФ).
Таким образом, льготой в виде использования коэффициента 1,5 могут воспользоваться только заказчики НИОКР.
2. С 2018 года на основании ст. 286.1 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, при выполнении соответствующих условий (инвестиционный налоговый вычет). Инвестиционный вычет может быть применен к основным средствам со сроком полезного использования более 3 лет до 20 лет включительно, которые относятся к амортизационным группам с третьей по седьмую включительно.
Субъект РФ может установить дополнительные ограничения на использование вычета по категориям основных средств, к которым применяется вычет (пп. 4 п. 6 ст. 286.1 НК РФ). Право на вычет предоставляют регионы.
По нашему мнению, инвестиционным налоговым вычетом может воспользоваться организация - исполнитель НИОКР при условия осуществления ей инвестиций.
3. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для применения коэффициента налогоплательщики должны обеспечить раздельный учет сумм начисленной амортизации путем налогового учета амортизации либо пообъектно, либо по отдельным подгруппам.
Если при амортизации основных средств имеются основания для применения к норме амортизации нескольких коэффициентов, следует определить в учетной политике, какой из указанных коэффициентов будет использоваться в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 14.09.2012 N 03-03-06/1/481).
Данным коэффициентом может воспользоваться организация-исполнитель, эксплуатирующая упомянутые основные средства.
4. С 2019 года согласно пп. 5 п. 1 ст. 259.3 НК РФ налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (но не выше 2) в отношении амортизируемых основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно утвержденному Правительством РФ перечню основного технологического оборудования (письмо Минфина России от 30.11.2018 N 03-03-07/86666).
Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, в целях применения подпункта 5 пункта 1 статьи 259.3 Налогового кодекса РФ был утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р (действует в редакции распоряжения Правительства РФ от 07.04.2018 N 622-р).
Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение технологического оборудования к технологическому оборудованию, эксплуатируемому при применении наилучших доступных технологий, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.
Очевидно, что специальным коэффициентом могут воспользоваться исполнители, эксплуатирующие такое технологическое оборудование.
5. Согласно пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ в составе доходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), созданные в ходе реализации государственного контракта, которые переданы исполнителю этого государственного контракта его государственным заказчиком по договору о безвозмездном отчуждении.
Таким образом, исключительные права, отвечающие условиям, установленным пп. 51 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе доходов для целей расчета налога на прибыль (письма Минфина России от 13.07.2017 N 03-03-06/1/44607, от 07.12.2016 N 03-03-06/3/73024).
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что доходы в виде безвозмездно полученных исключительных прав не учитываются организацией-исполнителем только в том случае, если получены непосредственно от государственного заказчика, а не от головного исполнителя.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Освобождение от НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Энциклопедия решений. Расходы на НИОКР при налогообложении прибыли;
- Энциклопедия решений. Налоговый учет расходов на НИОКР, принимаемых для целей налогообложения с повышающим коэффициентом 1,5.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

7 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Москва, ул. Золотая, д. 11, бизнес-центр «Золото», 5 этаж.

Продолжительность:

27 Мая 2021 с 10:00 до 17:30 (Посмотреть другие даты)

Программа:

Нормативно-правовая база. Положения Гражданского кодекса о НИОКР. Правовые вопросы интеллектуальной собственности, необходимые бухгалтеру для признания НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете. Классификация НИР и ОКР.

Документальное оформление НИОКР (внутренние и внешние документы). Особенности учета расчетов заказчика и исполнителя НИОКР.

Понятие НИОКР для целей бухгалтерского учёта и налогообложения. Патенты на изобретение, полезные модели, промышленные образцы.

Интеллектуальная собственность в бухгалтерском учете: учет НИОКР (ПБУ 17/02), учет НМА (ПБУ 14/2007) — сходство и различия данных активов, порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Отличия учета НМА по российским и международным стандартам. Введение нового ФСБУ «Нематериальные активы»: что изменится после начала его обязательного применения.

Особенности организации раздельного учета при выполнении НИОКР — организация позаказного учета. Сбор прямых и косвенных затрат на НИОКР. Порядок учета РИД (РНТД), отнесение затрат, выплата вознаграждения авторам. Формирование себестоимости отдельного объекта НИОКР для различных целей. Инвентаризация НИОКР.

Особенности бухгалтерского учета НИОКР для государственных нужд. Особенности учета НИОКР в рамках Гособоронзаказа — организация позаказного учета затрат на НИОКР. Учет целевого (бюджетного) финансирования расходов на НИОКР, предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР (Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 N 1649 (ред. от 26.02.2021) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Поступление объектов ОС или интеллектуальной собственности по результатам выполнения государственных контрактов. Учет государственного финансирования расходов на НИОКР. Практические рекомендации по учету и обоснованию затрат на НИОКР, выполняемые по государственному оборонному заказу, а также в инициативном порядке за счет собственных средств.

Особенности учета отдельных видов затрат: на спецоборудование, опытных образцов и спец оснастки в условиях начала применения ФСБУ 5/2020 и перехода на применение ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, проценты по займам и кредитам, работы и услуги субподрядчиков и соисполнителей, необходимость и возможности применения ПБУ 2/2008.

Перспективы изменения в бухгалтерском учете расходов на НИОКР: учет результатов НИР и ОКР в соответствии с МСФО. Проект нового федерального стандарта БУ «Нематериальные активы», новый ФСБУ и переходные положения.

Изменения в порядке признания расходов на НИОКР для целей налогообложения прибыли:

  • изменения в НК РФ;
  • обзор разъяснений Минфина России и информационных писем ФНС России;
  • судебная практика.

Изменения налогового законодательства 2020-2021 годов и его влияние на практику налогообложения. Усиление мер налогового контроля (в том числе за применяемыми льготами по налогу на добавленную стоимость) — на что обратить внимание налогоплательщику и чего ожидать от налогового законодательства.

Изменения в части формирования расходов на НИОКР, «правило 5%» для ведения раздельного учета по НДС (ст. 170 НК). Обзор принятый и готовящихся поправок в НК РФ.

Особенности налогообложения расходов на НИОКР. Практика исчисления НДС при выполнении НИОКР. Разъяснения и актуальная практика.

НИОКР в понимании налогового законодательства (применительно к практике НДС).

Формулировка положения договора на выполнения НИОКР, чтобы предотвратить вопросы контролирующих органов: Основные положения договора, важные для правильного построения бухгалтерского и налогового учета.

НИОКР — товар, работа или услуга? Влияние классификации на исчисление НДС.

Место реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Возникновение функций налогового агента по НДС, порядок исчисления НДС налоговым агентом и порядок применения налоговых вычетов. Место реализации электронных услуг, выполнение функций налогового агента при приобретении услуг в сети Интернет.

  • НИОКР как операции, не подлежащие налогообложению НДС: практика применения льгот. При наличии каких документов, налогоплательщик может подтвердить льготу по НДС. Споры, вытекающие их норм об освобождении от налогообложения НИОКР.
  • правила ведения раздельного учета при осуществлении облагаемых/необлагаемых операций; рекомендации по организации раздельного учета; порядок отнесения сумм НДС на затраты;
  • субсидии из бюджета — восстановление сумм входного НДС: требования, практика, разъяснения;
  • реализация интеллектуальных прав на НИОКР: вопросы исчисления НДС, практика применения налоговой льготы.

Особенности обложения налогом на прибыль расходов на НИОКР.

  • понятие НИОКР с точки зрения формирования расходов по налогу на прибыль;
  • организация налогового учета расходов на НИОКР — требования налогового законодательства, практические рекомендации для построения эффективной системы налогового учета расходов на НИОКР;
  • подходы к признанию расходов: документальное подтверждение, экономическое обоснование, направленность на получение расходов — последние трактовки контролирующих органов и арбитражных судей.

НИОКР у исполнителя.Особенности признания доходов на НИР и ОКР, в том числе по длящимся договорам, предусматривающим выполнение работ по этапам и «под ключ». Формулировки договора, способные оказать влияние на порядок определения доходов для целей налогообложения. Особенности признания расходов на НИР и ОКР: классификация расходов на прямых и косвенные, последние рекомендации контролирующих органов по определению состава расходов.

НИОКР у заказчика. Виды расходов на НИОКР, порядок из признания; особенности признания материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на амортизацию имущества; другие расходы в понимании ст. 262 НК РФ; правила нормирования расходов. Способы сближения состава расходов между бухгалтерским и налоговым учетом. Особенности признания расходов для целей налогообложения в период выполнения работ.

  • применение повышающего коэффициента 1,5 в отношении расходов, связанных с выполнением НИОКР, примеры применения коэффициента. Отчет о выполненных НИОКР и требования к его формированию. Отчисления на формирование фондов;
  • признание расходов на НИОКР по их завершению. Расходы, амортизируемое имущество либо материальные запасы — требования налогового законодательства, порядок дальнейшего учета объектов. Можно ли сблизить бухгалтерский и налоговый учет результатов НИОКР — практические рекомендации;
  • нематериальные активы в налоговом учете: вопросы квалификации и дальнейшего признания в налоговом учете.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной, уголовной и административной ответственности сотрудников финансовых служб предприятий: практика прокурорского надзора, перспективы законодательного регулирования НИОКР.

Преподаватели:

СОТНИКОВА Людмила Викторовна

Документ по окончании обучения:

Дата публикации 21.12.2020

Документ

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в налог на прибыль организаций. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения, которые вступят в силу с 01.01.2021.

Появилось определение остаточной стоимости НМА

С момента вступления в силу гл. 25 НК РФ (01.01.2002) прошло уже почти 19 лет, однако в ней никогда не было определения остаточной стоимости нематериальных активов. На практике обычно применяли соответствующий порядок расчета остаточной стоимости, установленный в абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ для объектов ОС (в виде разницы между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации).

Теперь аналогичный порядок определения остаточной стоимости установлен в п. 3 ст. 257 НК РФ для НМА (п. 23 ст. 2 Закона).

В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть расходы на НИОКР

Напомним, согласно ст. 286.1 НК РФ сумму исчисленного налога на прибыль (авансового платежа по нему), подлежащего зачислению в региональный бюджет, можно уменьшать на расходы, включаемые в инвестиционный налоговый вычет (при условии введения такого вычета на территории конкретного субъекта РФ). На отдельные расходы можно также уменьшить федеральную часть налога на прибыль. Подробнее см. в Справочнике по налогу на прибыль.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер. Сейчас это (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

  • затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов ОС;
  • затраты на пожертвования государственным (муниципальным) учреждениям культуры и некоммерческим организациям, поддерживающим указанные учреждения;
  • затраты на создание объектов инфраструктуры (в т. ч. транспортной, социальной, коммунальной).

С 01.01.2021 в ст. 286.1 НК РФ вносятся изменения, согласно которым в состав налогового вычета, уменьшающего региональную часть налога, разрешается включать расходы на НИОКР, указанные в пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ и завершенные (в т. ч. по отдельным этапам) в текущем налоговом (отчетном) периоде (но не более 90 % от их суммы). Подробнее о том, что это за расходы, см. здесь (ссылка на подзаголовок "Состав расходов на НИОКР").

Виды НИОКР, по которым предоставляется (или не предоставляется) инвестиционный вычет, и иные ограничения установит закон субъекта РФ (пп. "д" п. 33 ст. 2 Закона). При этом налогоплательщик сможет выбрать среди этих видов НИОКР, по каким он будет применять налоговый вычет, а по каким – общий порядок в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли (пп. "е", "ж" п. 33 ст. 2 Закона).

Если налогоплательщик воспользуется правом на инвестиционный вычет в отношении расходов на НИОКР и уменьшит на них сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в региональный бюджет (не более 90 % от расходов на НИОКР), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в федеральный бюджет, на величину, составляющую ровно 10 % суммы этих расходов на НИОКР. Уменьшение федеральной части налога можно перенести и на будущие периоды, если аналогичный перенос предусмотрен и отношении налогового вычета (пп. "б", "з" п. 33 ст. 2 Закона).

Новые правила учета остатка или недостатка резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года

Напомним, плательщики налога на прибыль в целях равномерного включения в расходы затрат на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год вправе создавать резерв предстоящих расходов на эти цели (ст. 324.1 НК РФ). В настоящий момент отчисления в соответствующий резерв производятся в том же порядке, что и отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). В частности, это означает, что на конец налогового периода (31 декабря) налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва и, сравнив сумму отчислений в резерв с суммой начисленных (выплаченных) вознаграждений в течение года, включить положительную разницу между ними в доходы, а отрицательную – в расходы (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Положения п. 4 ст. 324.1 НК РФ о переносе резерва на будущий период к резерву на выплату вознаграждений (премий) по итогам года не применяются (письмо Минфина России от 11.12.2018 № 03-03-06/1/89911).

При этом на практике премии по итогам года начисляются (выплачиваются) работникам либо в декабре, либо уже в первом полугодии следующего года. С 01.01.2021 инвентаризацию резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года можно будет проводить после окончания налогового или отчетного периода, но до момента представления налоговой декларации за этот период. Если сумма вознаграждений (премий), начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму отчислений в резерв на последнюю дату отчетного (налогового) периода (за минусом начисленных на эту дату премий и вознаграждений), то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода на оплату труда. В противном случае разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. Это следует из п. 36 ст. 2 Закона.

Таким образом, суммы вознаграждений (премий) по итогам предыдущего года, начисленные, например, в первом квартале текущего года, можно будет учесть именно в расходах года, по итогам которого они выплачены, а не в расходах первого квартала текущего года.

При определении доходов для применения льготной ставки IT-организации вправе не учитывать полученные бюджетные субсидии

Напомним, для IT-компаний ставка налога на прибыль снижена с 2021 г. до 3 % (мы писали об этом здесь).

Одно из условий применения льготной ставки следующее: доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению этого ПО по итогам отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

Теперь к доходам, исключаемым из общей величины доходов, полученных IT-организацией, добавятся бюджетные субсидии, учитываемые в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (п. 1 ст. 7 Закона). Следовательно, больше IT-компаний смогут применить пониженную налоговую ставку.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Место проведения:

г. Москва, ул. Золотая, д. 11, бизнес-центр «Золото», 5 этаж.

Продолжительность:

27 Мая 2021 с 10:00 до 17:30 (Посмотреть другие даты)

Программа:

Нормативно-правовая база. Положения Гражданского кодекса о НИОКР. Правовые вопросы интеллектуальной собственности, необходимые бухгалтеру для признания НИОКР в бухгалтерском и налоговом учете. Классификация НИР и ОКР.

Документальное оформление НИОКР (внутренние и внешние документы). Особенности учета расчетов заказчика и исполнителя НИОКР.

Понятие НИОКР для целей бухгалтерского учёта и налогообложения. Патенты на изобретение, полезные модели, промышленные образцы.

Интеллектуальная собственность в бухгалтерском учете: учет НИОКР (ПБУ 17/02), учет НМА (ПБУ 14/2007) — сходство и различия данных активов, порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности.

Отличия учета НМА по российским и международным стандартам. Введение нового ФСБУ «Нематериальные активы»: что изменится после начала его обязательного применения.

Особенности организации раздельного учета при выполнении НИОКР — организация позаказного учета. Сбор прямых и косвенных затрат на НИОКР. Порядок учета РИД (РНТД), отнесение затрат, выплата вознаграждения авторам. Формирование себестоимости отдельного объекта НИОКР для различных целей. Инвентаризация НИОКР.

Особенности бухгалтерского учета НИОКР для государственных нужд. Особенности учета НИОКР в рамках Гособоронзаказа — организация позаказного учета затрат на НИОКР. Учет целевого (бюджетного) финансирования расходов на НИОКР, предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР (Постановление Правительства РФ от 12.12.2019 N 1649 (ред. от 26.02.2021) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Поступление объектов ОС или интеллектуальной собственности по результатам выполнения государственных контрактов. Учет государственного финансирования расходов на НИОКР. Практические рекомендации по учету и обоснованию затрат на НИОКР, выполняемые по государственному оборонному заказу, а также в инициативном порядке за счет собственных средств.

Особенности учета отдельных видов затрат: на спецоборудование, опытных образцов и спец оснастки в условиях начала применения ФСБУ 5/2020 и перехода на применение ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, проценты по займам и кредитам, работы и услуги субподрядчиков и соисполнителей, необходимость и возможности применения ПБУ 2/2008.

Перспективы изменения в бухгалтерском учете расходов на НИОКР: учет результатов НИР и ОКР в соответствии с МСФО. Проект нового федерального стандарта БУ «Нематериальные активы», новый ФСБУ и переходные положения.

Изменения в порядке признания расходов на НИОКР для целей налогообложения прибыли:

  • изменения в НК РФ;
  • обзор разъяснений Минфина России и информационных писем ФНС России;
  • судебная практика.

Изменения налогового законодательства 2020-2021 годов и его влияние на практику налогообложения. Усиление мер налогового контроля (в том числе за применяемыми льготами по налогу на добавленную стоимость) — на что обратить внимание налогоплательщику и чего ожидать от налогового законодательства.

Изменения в части формирования расходов на НИОКР, «правило 5%» для ведения раздельного учета по НДС (ст. 170 НК). Обзор принятый и готовящихся поправок в НК РФ.

Особенности налогообложения расходов на НИОКР. Практика исчисления НДС при выполнении НИОКР. Разъяснения и актуальная практика.

НИОКР в понимании налогового законодательства (применительно к практике НДС).

Формулировка положения договора на выполнения НИОКР, чтобы предотвратить вопросы контролирующих органов: Основные положения договора, важные для правильного построения бухгалтерского и налогового учета.

НИОКР — товар, работа или услуга? Влияние классификации на исчисление НДС.

Место реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Возникновение функций налогового агента по НДС, порядок исчисления НДС налоговым агентом и порядок применения налоговых вычетов. Место реализации электронных услуг, выполнение функций налогового агента при приобретении услуг в сети Интернет.

  • НИОКР как операции, не подлежащие налогообложению НДС: практика применения льгот. При наличии каких документов, налогоплательщик может подтвердить льготу по НДС. Споры, вытекающие их норм об освобождении от налогообложения НИОКР.
  • правила ведения раздельного учета при осуществлении облагаемых/необлагаемых операций; рекомендации по организации раздельного учета; порядок отнесения сумм НДС на затраты;
  • субсидии из бюджета — восстановление сумм входного НДС: требования, практика, разъяснения;
  • реализация интеллектуальных прав на НИОКР: вопросы исчисления НДС, практика применения налоговой льготы.

Особенности обложения налогом на прибыль расходов на НИОКР.

  • понятие НИОКР с точки зрения формирования расходов по налогу на прибыль;
  • организация налогового учета расходов на НИОКР — требования налогового законодательства, практические рекомендации для построения эффективной системы налогового учета расходов на НИОКР;
  • подходы к признанию расходов: документальное подтверждение, экономическое обоснование, направленность на получение расходов — последние трактовки контролирующих органов и арбитражных судей.

НИОКР у исполнителя.Особенности признания доходов на НИР и ОКР, в том числе по длящимся договорам, предусматривающим выполнение работ по этапам и «под ключ». Формулировки договора, способные оказать влияние на порядок определения доходов для целей налогообложения. Особенности признания расходов на НИР и ОКР: классификация расходов на прямых и косвенные, последние рекомендации контролирующих органов по определению состава расходов.

НИОКР у заказчика. Виды расходов на НИОКР, порядок из признания; особенности признания материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на амортизацию имущества; другие расходы в понимании ст. 262 НК РФ; правила нормирования расходов. Способы сближения состава расходов между бухгалтерским и налоговым учетом. Особенности признания расходов для целей налогообложения в период выполнения работ.

  • применение повышающего коэффициента 1,5 в отношении расходов, связанных с выполнением НИОКР, примеры применения коэффициента. Отчет о выполненных НИОКР и требования к его формированию. Отчисления на формирование фондов;
  • признание расходов на НИОКР по их завершению. Расходы, амортизируемое имущество либо материальные запасы — требования налогового законодательства, порядок дальнейшего учета объектов. Можно ли сблизить бухгалтерский и налоговый учет результатов НИОКР — практические рекомендации;
  • нематериальные активы в налоговом учете: вопросы квалификации и дальнейшего признания в налоговом учете.

Основания и порядок привлечения к дисциплинарной, уголовной и административной ответственности сотрудников финансовых служб предприятий: практика прокурорского надзора, перспективы законодательного регулирования НИОКР.

Преподаватели:

СОТНИКОВА Людмила Викторовна

Документ по окончании обучения:

Читайте также: