Налоговый учет в украине

Опубликовано: 15.05.2024

Порядок учета налогоплательщиков изложен в разделе 2 Налогового кодекса Облік платників податків (Розділ II Податковий кодекс)

Общие положения относительно учета налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков ведется с целью создания условий для осуществления контролирующими органами контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы.

Взятию на учет или регистрации в органах государственной налоговой службы подлежат все налогоплательщики.

Взятие на учет в органах государственной налоговой службы юридических лиц, их обособленных подразделений, а также самозанятых лиц осуществляется независимо от наличия обязанности относительно уплаты того или другого налога и сбора.

С целью проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или взятию на учет в органах государственной налоговой службы по местонахождению юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, местожительству лиц (основное место учета), а также по месту расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, которые связаны с налогообложением или через которых осуществляется деятельность (неосновное место учета).

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику может принять решение об изменении основного места учета налогоплательщика.

Объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением, является имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности относительно уплаты налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующему разделу Кодекса.

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик обязан встать на учет в соответствующих органах государственной налоговой службы по основному и неосновному месту учета, уведомлять обо всех объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, органы государственной налоговой службы по местонахождению таких объектов в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Заявление о взятии на учет налогоплательщика по неосновному месту учета подается в соответствующий налоговый орган в течение 10 рабочих дней после создания обособленного подразделения, регистрации движимого или недвижимого имущества или открытия объекта или подразделения, через которые осуществляется деятельность или которые подлежат налогообложению.

Взятие на учет налогоплательщиков

Взятие на учет налогоплательщиков - юридических лиц и их обособленных подразделений осуществляется после их государственной регистрации или включения сведений о них в соответствующие государственные реестры на условиях, которые определяются законодательными актами Украины, кроме случаев, определенных данным Кодексом, когда органами регистрации являются органы государственной налоговой службы или когда проведение государственной регистрации налогоплательщика в соответствующем статусе законодательством не предусматривается.

Все физические лица - плательщики налогов и сборов регистрируются в органах государственной налоговой службы путем включения сведений о них в Государственный реестр физических лиц - плательщиков налогов в порядке, определенном данным Кодексом.

Физические лица - предприниматели и лица, которые намереваются осуществлять независимую профессиональную деятельность, подлежат взятию на учет как самозанятые лица в органах государственной налоговой службы согласно данному Кодексу.

Учет налогоплательщиков в органах государственной налоговой службы ведется по налоговым номерам.

Порядок определения налогового номера устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Учет лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы, ведется по фамилии, имени, отчеству и серии и номеру действующего паспорта. В паспортах отмеченных лиц органами государственной налоговой службы делается отметка о наличии у них права осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта. Порядок внесения отметки определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Орган государственной налоговой службы отмечает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех свидетельствах, справках, патентах, в других документах или уведомлениях, которые выдаются налогоплательщику или направляются ему.

Каждый налогоплательщик отмечает налоговый номер или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий орган государственной налоговой службы и имеют отметку в паспорте) во всех налоговых декларациях (расчетах, отчетах), платежных документах относительно налогов и сборов, в финансовых документах, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

Статьи налогового кодекса, которыми регламентируется учет налогоплательщиков

Статья НК

Название статьи

Смотреть

Статья 63

Общие положения относительно учета налогоплательщиков

Статья 64

Взятие на учет юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц

Статья 65

Учет самозанятых лиц

Статья 66

Внесение изменений в учетные данные налогоплательщиков, не зарегистрированных предпринимателями и не осуществляющих независимую профессиональную деятельность кроме физических лиц

Статья 67

Основания и порядок снятия с учета в органах государственной налоговой службы юридических лиц, их обособленных подразделений и самозанятых лиц

Статья 68

Информация, которая подается для учета налогоплательщиков органами государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другими органами

Статья 69

Требования к открытию и закрытию счетов налогоплательщиков в банках и других финансовых учреждениях

Статья 70

Государственный реестр физических лиц – плательщиков налогов

02 декабря 2020 Пригодится для: Предприниматели

Что изменилось для предпринимателей в 2020 году: ведение учёта и уплата налогов.


Налог на имущество в части земельного налога

Как было ранее: ФЛП 1–3-й групп ЕН, которые использовали землю в хоздеятельности, не платили земельный налог и не отчитывались по нему (пп. 297.1 НКУ).

Как сейчас: с 01.07.2020 г. единщики — арендодатели земли/недвижимости платят земельный налог на общих основаниях и подают по нему отчётность, если в рамках хоздеятельности сдают в аренду (наём, ссуду) земельные участки / расположенное на них недвижимое имущество.

Вести учёт по земельному налогу вы обязаны, если:

  • у вас есть КВЭД 68.20 и вы получаете по нему доход;
  • предоставляете в аренду здания, жилые и нежилые помещения (складские, выставочные помещения, офисы, прочие), земельные участки.

Если арендуете землю, которая находится в государственной или коммунальной собственности, — просто платите арендную плату.

Не платят земельный налог:

  • землепользователи с неоформленным правом собственности (постоянного использования) земельных участков;
  • владельцы нежилых помещений в многоэтажках независимо от того, используются они в хоздеятельности или сдаются в аренду (наём, ссуду).

Не путайте аренду с временным размещением и хранением .

Вам не нужно платить налог, если предоставляете помещения:

  • под временное краткосрочное размещение (раздел 55 КВЭД — эксплуатация гостиниц, домов отдыха, коттеджей, палаточных городков, кемпингов и других нежилых или предназначенных для краткосрочного проживания);
  • для хранения имущества (КВЭД 52.10 «Складское хозяйство»).

Оформляйте такие операции договором хранения, а не договором аренды.


Как составить договор аренды помещения

Освобождаются от уплаты земельного налога единщики 4-й группы, которые используют земельные участки в хозяйственной деятельности.

НДС: изменения

Изменения в законодательстве — 2020 существенно коснулись плательщиков НДС.

Новые штрафы по п. 1201.1 НКУ предусмотрены за нерегистрацию / несвоевременную регистрацию НН/РК на операции, освобождённые от НДС, облагающиеся по ставке 0%, а также для компенсирующих налоговое обязательство и с типом причины «15» (составлена на сумму превышения базы налогообложения, определённой ст.ст. 188–189 НКУ, над фактической ценой поставки).

Экспорт товаров. С 23.05.2020 г. согласно новому п. 189.17 НКУ базой налогообложения для операций по вывозу товаров за пределы Украины является договорная (контрактная) стоимость товаров, она указана в таможенной декларации.

Импорт услуг. С 23.05.2020 г. правила налогообложения поставки услуг от нерезидентов — неплательщиков НДС распространяются на всех СПД, а не только на юрлиц (п. 208.1 НКУ).

Если оплачиваете с бизнес-счёта услуги нерезидента / постоянного представительства нерезидента — неплательщика НДС, а место поставки таких услуг — таможенная территория Украины, ответственность за уплату НДС по таким операциям ложится на вас (п. 180.2 НКУ).

Какие это могут быть услуги: рекламные, посреднические, консультационные, бухгалтерские и юридические, операции с объектами интеллектуальной собственности и пр. из п. 186.3 НКУ.

Плательщики НДС регистрируют налоговую накладную и отражают такие операции в декларации за месяц, в котором услуги получены.

Неплательщики НДС налоговую накладную не составляют, но подают в электронном виде по месту своей регистрации специальный Расчёт обязательств по операциям с нерезидентами (п. 208.4 НКУ, приказ Минфина № 488).

Срок подачи Расчёта: в течение 20 календарных дней после окончания отчётного месяца. Подаёте только за месяцы, в которых получали услуги от нерезидента.

Налоговые обязательства по таким операциям возникают по первому событию — оплате или подписанию акта. Уплатить 20% налога нужно в течение 10 дней после предельного срока подачи Расчёта.

Если не подали Расчёт или подали, но не вовремя — штраф 340 грн за первое нарушение и 1070 грн за повторное в течение года (п. 120.1 НКУ).

Отчётный период — календарный месяц. С 23.05.2020 г. единый период подачи отчётности по НДС — календарный месяц.

При изменении ставки ЕН на 3-й группе с 5% без НДС на 3% с НДС нужно подать регистрационное заявление не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться ставка 3% (п. 4 ст. 293.8 НКУ).

Добровольно регистрируетесь плательщиком НДС, заявление подаёте не позднее чем за 10 календарных дней (раньше — 20 дней) до начала налогового периода, с которого будете считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ).

Налог с доходов нерезидентов

В Налоговом кодексе появился пп. 133.1.4, по которому ФЛП, в т. ч. единщики, стали плательщиками налога на прибыль, если выплачивают нерезиденту доход с источником происхождения из Украины.

Это налог с доходов нерезидента, которые он получил в Украине, его ещё называют налог на репатриацию. А вы выступаете налоговым агентом такого контрагента.

Как удерживается: из суммы выплаты дохода нерезиденту.

Когда платить. Одновременно с выплатой дохода нерезиденту (пп. 141.4.2 НКУ). Правила международных договоров об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины не применяются, т. к. налог платится за счёт резидента (консультация в ЗІР, подкатегория 102.16).

К примеру, стоимость услуг по договору 100 долларов, в день оплаты коммерческий курс 28 грн, со счёта списалась сумма поставщику 2800 грн. В этот же день отдельно нужно уплатить в бюджет налог на репатриацию, только для расчёта стоит брать официальный курс НБУ (к примеру, 27,90 грн), уплатить надо 558 грн.

Не всегда налог на репатриацию удерживается из суммы выплаты контрагенту: в отдельных случаях (производство и распространение рекламы) налог уплачивает украинский заказчик за свой счёт.

Ставки налога разные, всё зависит от вида импортируемой услуги, к примеру, для рекламных услуг — 20% стоимости, предоставленных услуг (пп. 141.4.6 НКУ).

Налог с доходов нерезидентов с источником происхождения в Украине уплачивается при выплате: роялти, лизинговой/арендной платы, комиссионного или агентского вознаграждения, вознаграждения за осуществление нерезидентами или уполномоченными ими лицами культурной, образовательной, религиозной, спортивной, развлекательной деятельности на территории Украины и за другие услуги из пп.пп. 141.4.1, 141.4.4–141.4.6 и 141.4.11 НКУ. Для каждого вида своя ставка налога.

Штраф за неуплату или несвоевременную уплату налога с доходов нерезидентов (ст. 127 НКУ):

  • 25% суммы налога — при первом нарушении;
  • 50% — за повторное нарушение в течение 1095 дней;
  • 75% — в третий раз и более.

Ещё пеня от суммы неуплаченного налога (ст. 129 НКУ). Также могут применить админштраф за отсутствие или нарушение порядка ведения налогового учёта — от 85 до 255 грн согласно ст. 163 1 КоАП.

Расходы ФЛП на общей системе

С 23.05.2020 г. предприниматели на общей системе могут включать в расходы (п. 177.4 НКУ) амортизацию грузовых авто, спецтехники и расходы на улучшение (реконструкция, модернизация и прочие капремонты, связанные с улучшением).

Признание расходов на амортизацию происходит ежемесячно, начиная с месяца, который следует за месяцем ввода объекта в эксплуатацию (п. 29 П(С)БУ 7 «Основные средства»).

Если купили погрузчик в октябре, а ввели в эксплуатацию в ноябре, начинать амортизировать и списывать стоимость на расходы надо с декабря. То есть запись в книге учёта в гр. 8 делаете в декабре.

Ввод в эксплуатацию авто необходимо оформить документально, составить:

  • акт ввода в эксплуатацию — отражаете техническое состояние и определяете пригодность объекта к эксплуатации;
  • приказ о вводе в эксплуатацию — фиксируете дату ввода в эксплуатацию и связь объекта с хоздеятельностью ФЛП.

Также на расходы можно отнести:

  1. Налог на недвижимое имущество с объектов нежилой недвижимости, кроме налога с жилой недвижимости.
  2. Транспортный налог. Его платят с дорогих легковых авто, которые нельзя связать с хозяйственной деятельностью. Поэтому воспользоваться этим правом вряд ли получится.
  3. Земельный налог и арендную плату за землю.

Плательщики НДС могут относить на налоговый кредит сумму НДС с покупки грузовых авто, ведь теперь их можно связать с хозяйственной деятельностью.

Новая пороговая стоимость основных средств

ФЛП на общей системе могут отражать в расходах амортизацию основных средств и нематериальных активов. Сроки полезного использования устанавливаются в пп. 177.4.9 НКУ.


Метод амортизации — только прямолинейный.

По новым правилам основными средствами считаются объекты со сроком службы более года, стоимостью от 20 тыс. грн (до 23.05.2020 г. — от 6 тыс. грн, пп. 14.1.138 НКУ).

Если основное средство стоит дешевле, оно считается малоценным необоротным материальным активом, его можно сразу отнести на расходы: например, ноутбук за 15 тыс. грн или стол в офис за 8 тыс. грн.

Автор: Александра Джурило, финансовый аналитик

Налоговый учет – учет, который ведется с целью сбора и систематизации данных о доходах и расходах предприятия в соответствии с основными нормами и требованиями действующего законодательства Украины.

Налоговый учет необходим для составления правильной налоговой отчетности, при этом: форма подачи его, правила заполнения, порядок и срок представления четко определяются требованиями и предписаниями Государственной налоговой администрацией Украины.

Налоговый учет от ПрофАспект

Правильное ведение налогового учета сводится к определению налоговой базы по каждому налогу за каждый отчетный (налоговый) период, и формируется под влиянием действующих экономических законов и требований фискальной политики налоговой системы Украины.

Для чего необходим налоговый учет на предприятии:

  • создает возможность отслеживать и корректировать доходы и расходы предприятия, сравнивать их с данными бухгалтерского учета в целях поиска наиболее оптимальной системы налогообложения;
  • формирует полную и достоверную информацию о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • предоставляет внутренним и внешним пользователям информацию, необходимую для контроля правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в государственный бюджет.

Налоговый учет от ПрофАспект

Система правильного ведения налогового учета на предприятии должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Информация, указанная в налоговом учете (в том числе данные первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, предоставленную в налоговых отчетах, обязаны хранить налоговую тайну, и несут юридическую ответственность за ее разглашение.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования сумм доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также суммы задолженности по расчетам с бюджетом по налогам.

Налоговый учет от ПрофАспект


“Для профессионального и грамотного ведения и составления налогового учета вам необходимы профессионалы. Обращайтесь к нам, мы профессионалы >>> ”

Бухгалтерский центр «ПрофАспект» предлагает:

  • Выписка и регистрация налоговых накладных в Единой базе регистрации налоговых накладных;
  • Ведение реестра выданных и полученных налоговых накладных;
  • Учет налога на добавленную стоимость;
  • Расчет суммы единого налога;
  • Учет доходов и расходов согласно Налоговому кодексу Украины;
  • Распределение расходов по видам производимой продукции (услуг) согласно Налоговому кодексу Украины;
  • Учет основных средств и необоротных активов предприятия;
  • Учет амортизации;
  • Учет материальных запасов;
  • Учет дебиторской и кредиторской задолженностей;
  • Расчет налогооблагаемой прибыли предприятия;
  • Расчет других необходимых налогов.

Доверьте свой учет профессионалам, ведь для достижения наивысшего результата каждый должен делать только то, что он умеет лучше других!

Данная рассылка составлена по материалам, опубликованным в очередных номерах газеты "Адвокат Бухгалтера".

Номер этого выпуска: 56.
Дата выпуска: 2007-07-06.

Новые налоговые ограничения?

(валовые расходы и налоговый кредит только в рамках ОСНОВНОГО вида хоздеятельности предприятия)

Предприятием были включены в состав валовых расходов и налогового кредита суммы по приобретению продукции, которая не была использована в производственной деятельности предприятия и в дальнейшем реализована контрагенту. По мнению ГНИ, предприятие неправомерно включило в состав валовых расходов затраты по приобретению продукции, поскольку сделка по ее приобретению не является осуществленной в рамках основного вида хозяйственной деятельности предприятия – «Производство машин и оборудования для угольной промышленности» в понимании пп. 1.32 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Кроме того, ГНИ в обоснование вывода указала на тот факт, что данный вид продукции был приобретен предприятием только единожды, а также что он не соответствует профилю производства, т.е. предприятие не занимается непосредственно, постоянно и существенно деятельностью по приобретению и продаже «непрофильной» продукции.

Просим сообщить, существует ли в налоговом законодательстве трактовка терминов «непосредственно», «постоянно», «существенно» как основных элементов определения «хозяйственная деятельность», приведенного в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий»?

Для начала остановимся на том, с какой целью определяется для предприятия основной вид экономической деятельности по КВЭД.

Как предусмотрено Классификацией видов экономической деятельности, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 26.12.05 г. № 375 (далее – КВЭД), основной вид экономической деятельности предприятия определяется, прежде всего, для статистических наблюдений и статистического учета:

Код вида деятельности является одним из основных показателей стратификации статистической совокупности для организации сплошных и выборочных статистических наблюдений и основным его назначением является обеспечение:

- статистического учета предприятий и организаций по видам экономической деятельности в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ);

- проведение статистических обследований экономической деятельности и анализа статистической информации на макроуровне (составление межотраслевого баланса производства и деление товаров и услуг в соответствии с системой национальных счетов);

- сопоставление национальной статистической информации с международной путем применения единой статистической терминологии, статистических единиц и принципов определения и изменения видов экономической деятельности предприятий и организаций.

3. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КВЭД

Основным назначением КВЭД является определение и кодировка основного и второстепенных видов экономической деятельности юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц (статистических единиц), которая осуществляется органами государственной статистики, и их отражение в ЕГРПОУ.

Основной вид деятельности является определяющим признаком в формировании совокупности статистических единиц для проведения статистических наблюдений. Основной вид деятельности может быть изменен органами государственной статистики на основании данных государственных статистических наблюдений.

Иными словами, классификация видов экономической деятельности является статистическим инструментом для упорядочения экономической информации. В то же время, классификация является механизмом общего языка, который используется во многих других, не статистических сферах : социальное и налоговое регулирование, система тарифов, торговые договоры и т.п. Важно, чтобы пользователи в других сферах были сознательны относительно того, что для использования в других целях классификация может быть не всегда адаптированной в полной мере . Следовательно, классификация может не отвечать всем возможным потребностям. В связи с этим могут возникать споры относительно юридического использования кода КВЭД. Следует иметь в виду, что предоставленный органами государственной статистики код вида деятельности не создает сам по себе прав или обязанностей для предприятий и организаций, не влечет никаких правовых последствий как таковой . Код вида деятельности не обязательно является достаточным критерием для выполнения условий, предусмотренных нормативными актами. При применении нормативных актов или контрактов код вида деятельности является предположением , а не доказательством. Например, согласно Закону Украины “О здравоохранении” аптеки относятся к заведениям здравоохранения, а по определению вида экономической деятельности в соответствии с КВЭД аптеки осуществляют торговлю фармацевтическими товарами. Это значит, что формы отчетности и показатели, по которым осуществляются статистические наблюдения за деятельностью аптек, определяются статистиками торговли. В то же время, на аптеки распространяются установленные законом налоговые льготы заведений здравоохранения.

Иными словами, использование КВЭД для статистических потребностей предусматривает необходимость соблюдения методологических правил, структуры классификации и определенных границ между позициями, структурных связей между классификациями деятельности, продукции и товаров внешнеэкономической деятельности, метода “сверху-вниз” (top down) относительно основного вида деятельности, определений статистических единиц и т.п.

Любое другое использование КВЭД не для статистических потребностей (административных или нормативных) может осуществляться по собственным правилам, под ответственность пользователей и с надлежащими объяснениями.

В связи с тем, что предприятие может осуществлять не один , а несколько видов экономической деятельности разного характера, для их классификации (группирования) определяются основной, второстепенный и вспомогательный виды экономической деятельности.

3.1 Термины и определения

Экономическая деятельность - процесс производства продукции (товаров и услуг), который осуществляется с использованием определенных ресурсов: сырья, материалов, оборудования, рабочей силы, технологических процессов и т.п. Экономическая деятельность характеризуется расходами на производство, процессом производства и выпуском продукции.

Основной вид экономической деятельности - вид деятельности статистической единицы, на который приходится наибольший взнос в валовую добавленную стоимость (или определен другой критерий). При этом выбор показателя для определения основного вида деятельности, как правило, не влияет на результат. Если на уровне подкласса свыше 50% валовой добавленной стоимости производится данным видом деятельности, то классификация единицы определяется этим видом деятельности. Во всех других случаях следует придерживаться определенных правил классификации по методу “сверху-вниз” (top down).

Валовая добавленная стоимость - это стоимость валовой изготовленной продукции за вычетом стоимости расходов на сырье и материалы, а также других расходов промежуточного потребления.

Второстепенный вид экономической деятельности - любой другой (кроме основного) вид экономической деятельности статистической единицы по производству товаров или предоставлению услуг.

Вспомогательные виды экономической деятельности - виды деятельности, которые осуществляются преимущественно в сфере обслуживания производства и предназначаются для использования только этой единицей (управление предприятием, бухгалтерский учет, транспортировка, складирование, закупка, сбыт, ремонт, техническое обслуживание и т.п.).

3.3 Правила изменения основного вида экономической деятельности

Основной вид деятельности статистической единицы может изменяться иногда внезапно, иногда постепенно, на протяжении длительного периода. На протяжении одного года могут происходить изменения основного вида деятельности либо из-за сезонных факторов, либо в результате решения, принятого дирекцией предприятия и направленного на изменение структуры своего производства. В обоих случаях происходит ощутимое нарушение соотношения между разными видами деятельности.

Использование основного вида деятельности применяется налоговыми органами также для их внутреннего учета, например, для отнесения плательщика налогов к соответствующей категории учета в Реестре плательщиков налогов – юридических лиц, который ведется соответствующими налоговыми органами (п. 1.4 Порядка применения основного вида экономической деятельности налогоплательщика для обеспечения формирования отчетности в разрезе видов экономической деятельности, утвержденного приказом ГНАУ от 27.03.98 г. № 145).

Ни в Законе о налогообложении прибыли, ни в Законе о НДС не содержится ссылок именно на основной вид экономической деятельности по КВЭД как ограничение для включения понесенных затрат в валовые расходы и налоговый кредит. В рассматриваемой ситуации ГНИ нарушает следующие законодательные нормы.

Статья 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» определяет:

5.1. Валовые расходы производства и обращения (далее - валовые расходы) - сумма каких-либо расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретаются (изготовляются) таким налогоплательщиком для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности .

5.2. В состав валовых расходов включаются:

5.2.1. Суммы каких-либо расходов, уплаченных (начисленных) на протяжении отчетного периода в связи с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной работы, в том числе расходы по приобретению электрической энергии (включая реактивную), с учетом ограничений, установленных п. 5.3 - 5.7 этой статьи.

5.11. Установление дополнительных ограничений относительно включения расходов в состав валовых расходов налогоплательщика, помимо указанных в этом Законе, не разрешается.

Хозяйственная деятельность определена в п. 1.32 Закона о налогообложении прибыли следующим образом:

Хозяйственная деятельность – какая-либо деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Под непосредственным участием следует понимать указанную деятельность лица через свои постоянные представительства, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, а также через доверенное лицо, агента или любое другое лицо, действующее от лица и в пользу первого лица.

Иными словами, в определении нет и намека на необходимость разграничения для налогового учета хозяйственной деятельности на основной и второстепенный виды экономической деятельности.

Аналогичная ситуация сложилась и с правом налогоплательщика на налоговый кредит:

Если налогоплательщик приобретает (изготавливает) материальные и нематериальные активы (услуги), которые не предназначаются для их использования в хозяйственной деятельности такого плательщика, то сумма налога, уплаченного в связи с таким приобретением (изготовлением), не включается в состав налогового кредита (пп. 7.4.4 ст. 7 Закона о НДС).

В то же время, для права на налоговый кредит при приобретении еще имеет значение налогообложение дальнейших операций с приобретенными товарами:

Если налогоплательщик приобретает (изготавливает) товары (услуги) и основные фонды, предназначаемые для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения согласно ст. 3 этого Закона или освобождаются от налогообложения согласно ст. 5 этого Закона, то суммы налога, уплаченные в связи с таким приобретением (изготовлением), не включаются в состав налогового кредита такого плательщика (пп. 7.4.2 Закона о НДС).

Руководствуясь требованиями законодательства к содержанию учредительных документов (ст. 4 Закона Украины «О хозяйственных обществах», ст. 82 Хозяйственного кодекса Украины, ст. 88 Гражданского кодекса Украины), в уставе указывается предмет деятельности хозяйственного общества, причем предприятием при этом предусматриваются все возможные виды деятельности, не запрещенные законодательством. Иными словами, осуществленная предприятием единоразовая операция, пусть даже и не относящаяся к основному виду деятельности, соответствует деятельности, предусмотренной уставом, т.е. хозяйственной деятельности.

Таким образом, ввиду вышесказанного можно абсолютно обоснованно утверждать о неправомерности и безосновательности заявлений ГНИ и оспаривать их, приводя указанные аргументы.

Что же касается непосредственно наличия в налоговом законодательстве определения терминов «непосредственно», «постоянно», «существенно» как основных элементов определения «хозяйственная деятельность», хотя в рассматриваемом случае их расшифровка не требуется, отметим следующее.

В Законе о налогообложении прибыли раскрывается только термин «непосредственное участие» (п. 1.32) (см. вышеприведенное определение «хозяйственная деятельность»).

Под термином «постоянное участие», считаем, можно подразумевать систематичность, под которой понимается действие, осуществленное не менее трех раз на протяжении одного календарного года (именно такая периодичность используется в судебной практике, например, в п. 4 постановления пленума ВСУ от 25.04.03 г. № 3).

Определение понятия «существенно» налоговое законодательство (а также и подзаконные акты, документы разъяснительного характера), которое можно было бы применять в качестве расшифровки составляющего определения «хозяйственная деятельность», не содержит.

При этом применительно к трем предыдущим абзацам заметим, что относитеьно того, какими именно видами деятельности должно заниматься предприятие «непосредственно, постоянно и существенно» никаких законодательных ограничений нет.

Так же в этом номере были опубликованы следующие материалы:

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

* Предоставлять ли возможность УБОП для ознакомления с документами и снятия с них копий?
Константин КАНДРАШИН

* Безвозмездна ли безвозмездная передача товаров для дарителя?
Анна АЙВАЗОВА

* Субкомиссионные операции на продажу: возможность расчета покупателя, минуя счет субкомиссионера; налоговый учет НДС у участников
Александр ТЫЩИК

* Комиссия на продажу товара. Общие положения
Татьяна КОТАШЕВСКАЯ

Группы, виды и формы налогообложения предприятий, организаций. Оптимизация и принципы налогообложения. Как выбрать общую или упрощенную систему налогообложения бизнеса. Изменения в Налоговый Кодекс Украины согласно налоговой реформе.

  1. Системы налогообложения в Украине
  2. Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки
  3. Переход на упрощенную систему налогообложения
  4. Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс
  5. Стоимость юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса
  6. Какие налоги платит юридическое лицо в Украине:
    1. НДС
    2. Налог на прибыль
    3. Акцизный налог
    4. Единый налог
    5. ЕСВ
    6. Налог на репатриацию
    7. Рентная плата

Видео путеводитель

Системы налогообложения в Украине

Система налогообложения - совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджеты и взносов в государственные целевые фонды, взимаемых в установленном Налоговым кодексом порядке.

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы.

К общегосударственным относятся:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • экологический налог;
  • рентная плата;
  • пошлина.

К местным налогам относятся:

  • налог на имущество;
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

В Украине наряду с общей системой налогообложения, действует упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности - особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов, , на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом, с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности.

Юридическое лицо или физическое лицо - предприниматель может самостоятельно избрать упрощенную систему налогообложения, если такое лицо соответствует требованиям, установленным Налоговым Кодексом, и регистрируется плательщиком единого налога.

Плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по таким налогам и сборам:

  1. налог на прибыль предприятий;
  2. налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога первой - четвертой группы (физического лица) и обложенных единым налогом;
  3. налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых находится на таможенной территории Украины, кроме налога на добавленную стоимость, уплачиваемого физическими лицами и юридическими лицами, избравшими ставку единого налога, определенную подпунктом 1 пункта 293.3 статьи 293 НКУ (3% +НДС), а также уплачиваемого плательщиками единого налога четвертой группы;
  4. налога на имущество (в части земельного налога), кроме земельного налога за земельные участки, которые не используются плательщиками единого налога первой - третьей групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога четвертой группы для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства;
  5. рентной платы за специальное использование воды плательщиками единого налога четвертой группы.

Упрощенная или общая система налогообложения субъектов малого предпринимательства: оцениваем преимущества и недостатки

Физическое лицо – предприниматель, упрощенная система налогообложения

Преимуществом является простота учета. Требования к упрощенцам установлены НКУ.

Ставки фиксированного налога невысоки.Ставки единого налога для плательщиков первой группы устанавливаются в процентах к размеру прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, второй группы - в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Фиксированные ставки единого налога устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами или советами объединенных территориальных общин для физических лиц - предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность, в зависимости от вида хозяйственной деятельности, из расчета на календарный месяц:

1) для первой группы плательщиков единого налога - в пределах до 10 процентов размера прожиточного минимума;

2) для второй группы плательщиков единого налога - в пределах до 20 процентов размера минимальной заработной платы.

Процентная ставка единого налога для плательщиков третьей группы устанавливается в размере:

1) 3 процента дохода - в случае уплаты налога на добавленную стоимость;

2) 5 процентов дохода - в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Предприниматель – упрощенец не освобождается от уплаты единого социального взноса, предусмотренного Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» в размере не ниже минимального (22% от минимальной заработной платы).

Физическое лицо – предприниматель, общая система налогообложения

Предприниматель – неупрощенец является плательщиком подоходного налога по ставке, определенным в пункте 167.1 статьи 167 Налогового Кодекса Украины (18%).

Безусловным плюсом является то, что налогом облагается чистый доход, за вычетом документально подтвержденных затрат от предпринимательской деятельности физического лица.Следует отметить, что к таким затратам относятся только те, которые непосредственно связанны с хозяйственной деятельностью предпринимателя. Перечень таких затрат установлен п.177.4 ст.177 НКУ.

Не включаются в состав расходов предпринимателя:

  • расходы, не связанные с осуществлением хозяйственной деятельности таким физическим лицом - предпринимателем;
  • расходы на приобретение, самостоятельное изготовление основных средств и расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации;
  • расходы на приобретение и содержание основных средств двойного назначения;
  • документально не подтвержденные расходы.

Ставки ЕСВ для предпринимателя – неупрощенца такие же, как и для единщика. Однако базой для начисления ЕСВ в данном случае будет чистый, облагаемый налогом доход. При этом, минимальный размер отчислений установлен на том же уровне, что и для единщиков.

Самым негативным моментом для этой системы налогообложения является необходимость оплачивать подоходный налог авансом ежеквартально.

Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с фактическими данными, указанными в Книге учета доходов и расходов, каждого календарного квартала и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября). Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается. Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

К минусам можно отнести также необходимость использования регистраторов расчетных операции (РРО) в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг».

Физические лица - предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы о происхождении товара. Форма Книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены Приказом Министерства доходов и сборов.

ФЛП на общей системе налогообложения подают годовую налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, которые наступают за последним днем отчетного года.

Юридическое лицо, упрощенная система налогообложения

Компания с объемом годовой выручки до 5 млн. гривен может избрать один из двух вариантов единого налога:

  • 3% от выручки + НДС;
  • 5% от выручки.

Юридические лица – единоналожники также не освобождаются от уплаты единого социального взноса. Размер ЕСВ составит 22% от фонда оплаты труда.

Основной минус этого варианта налогообложения очевиден: базой налогообложения является весь объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), не уменьшенный на стоимость затрат производства. Поэтому такой способ налогообложения, при всей своей простоте, может быть выгоден лишь для очень ограниченного круга представителей малого бизнеса.

Юридическое лицо, общая система налогообложения

Если субъект малого предпринимательства – юридическое лицо избрало общую систему налогообложения, то кроме налога на прибыль он может являться также плательщиком таких налогов, как НДС, земельный налог, акцизный налог, экологический налог, рентная плата.

Базовая ставка налога на прибыль составляет 18%.

Налогообложению подлежит чистая прибыль, уменьшенная на сумму затрат, однако некоторые из видов затрат не учитываются при определении размера облагаемой налогом прибыли или учитываются лишь частично.

Что касается единого социального взноса, то он составит 22% фонда оплаты труда.

Таким образом, ни один из описанных способов налогообложения не имеет однозначного преимущества над другими. Экономически самым выгодным остается фиксированный налог, оплачиваемый физическим лицом – предпринимателем. Однако в этом случае есть ограничения по видам деятельности, годовому объему выручки и количеству наемных сотрудников.

Переход на упрощенную систему налогообложения

Для избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает в контролирующий орган заявление.

Заявление подается по выбору налогоплательщика, одним из следующих способов:

  1. лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;
  2. направляется по почте с уведомлением о вручении и с описью вложения;
  3. средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством;
  4. государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя . Электронная копия заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующий орган одновременно со сведениями заявления о государственной регистрации на проведение государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований "

Зарегистрированные в установленном порядке физические лица - предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для первой или второй группы, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.

Зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования, которые в течение 10 дней со дня государственной регистрации подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для третьей группы, которая не предусматривает уплату налога на добавленную стоимость, считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации.

Субъект хозяйствования, который является плательщиком других налогов и сборов, может принять решение о переходе на упрощенную систему налогообложения путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года

Налоговое законодательство. Налоговый Кодекс

Налоговое законодательство Украины состоит из Конституции Украины; Налогового Кодекса; Таможенного кодекса Украины и других законов по вопросам таможенного дела в части регулирования правоотношений, возникающих в связи с налогообложением пошлиной операций по перемещению товаров через таможенную границу Украины; действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины и которыми регулируются вопросы налогообложения; нормативно-правовых актов, принятых на основании и во исполнение Налогового Кодекса и законов по вопросам таможенного дела; решений Верховной Рады Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления по вопросам местных налогов и сборов, принятых по правилам, установленным Налоговым Кодексом.

Если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Налоговым Кодексом, применяются правила международного договора.

Налоговый кодекс Украины является основным кодифицированным актом в сфере налогообложения и регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц во время администрирования налогов, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено Налоговым Кодексом, уплате не подлежат.

Основные принципы налогового законодательства Украины

  • всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные законодательством налоги и сборы, плательщиком которых оно является соответствии с положениями Налогового Кодекса;
  • равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем налогоплательщикам независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала;
  • неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства;
  • презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа;
  • фискальная достаточность - установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями;
  • социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков;
  • экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование;
  • нейтральность налогообложения - установление налогов и сборов способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика;
  • стабильность - изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года;
  • равномерность и удобство уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками;
  • единый подход к установлению налогов и сборов - определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Читайте также: