Налоговый учет оао ржд

Опубликовано: 09.05.2024

Организация и ведение учета в холдинге является важнейшим и достаточно затратным бизнеспроцессом, требующим постоянного внимания и оптимизации. Процесс реинжиниринга систем бухгалтерского и налогового учета в рамках концепции создания общего центра обслуживания в холдинге РЖД был запущен в 2006 г. после изучения опыта Deutsche Post, Deutsche Bank, финских, итальянских, французских и других железных дорог, целого ряда российских холдингов; анализа сопоставимости процессов, масштабов бизнеса [1]. Опыт крупных компаний и холдингов свидетельствует об эффективности передачи непрофильных видов деятельности и бизнес-процессов специализированному самостоятельному центру. В результате централизации бухгалтерских функций в холдинге ожидаются следующие положительные моменты:

− сокращение численности работников (повышение производительности труда);
− повышение качества (скорости) услуг, сокращение количества ошибок;
− ликвидация двойного подчинения бухгалтера [2];
− сокращение сроков подготовки бухгалтерской отчетности и повышение ее достоверности;
− создание эффективной системы внутреннего контроля;
− автоматизация и повышение управляемости за счет стандартизации учетных процессов.
В процессе изучения вариантов оптимизации структуры управления путем передачи функций по ведению учета в общий центр обслуживания (ОЦО) – Центр корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – и внутренних процессов централизации в самом филиале были выявлены основные принципы построения учета в компании, проанализирована практика организации учета в общих центрах обслуживания ОАО «РЖД». Структура организации учета обслуживаемых заказчиков в Желдоручете характеризуется следующими особенностями:
− концентрацией функций по конкретному направлению учета в определенном подразделении (центре компетенции);
− наличием наиболее компетентных работников бухгалтерии, мотивированных на работу в новой структуре;
− использованием последних технологических разработок.
По оценкам экспертов, в результате организации ОЦО в ОАО «РЖД» произошло сокращение числа учетных систем на 75%, учетных методологий – на 96%, времени консолидации (с 27 до 22 дней) – на 19%, численности бухгалтерии – на 20%, увеличение аналитики счетов – на 230% [3].
Опыт создания центра компетенции на базе Ярославского ОЦОУ позволил рассмотреть взаимодействие между подразделениями заказчиков и подразделениями Желдоручета. Анализ итогов реинжиниринга систем ведения бухгалтерского и налогового учета в ОАО «РЖД» выявил недостатки в построении общего центра обслуживания – Желдоручета. Рассмотрим причины их возникновения по этапам внедрения. Первый этап «Обособление функций учета в отдельном подразделении – создание Желдоручета»:

− отсутствие возможности дистанционного ведения учетных функций;
− расположение большинства работников Желдоручета на прежних местах на территории заказчиков, что в значительной мере влияло на самостоятельность в принятии решений.
Второй этап «Централизация функций ведения учета в Желдручете – создание центров компетенции»:
− рост социально-психологической напряженности в коллективе;
− потеря квалифицированных кадров в расформировываемых подразделениях, необходимость обучения/переквалификации работников;
− трудности при выстраивании взаимодействия с заказчиками.
Третий этап «Функционирование центров компетенции»:
− высокая текучесть кадров и, как следствие, сложности при взаимодействии со смежными подразделениями Желдоручета и заказчиками;
− узконаправленное развитие кадрового потенциала, утрата работниками знаний и навыков в непрофильных областях учета;
− несинхронное отражение доходов/расходов внутри группы ОАО «РЖД»;
− отсутствие системы оценок эффективности создания и деятельности подразделения.
Анализ внедрения в ОАО «РЖД» электронного документооборота показал, что при внесении изменений во внутреннюю структуру построения учета параллельно с выстроенной системой электронного документооборота многие недостатки ведения учета могут быть устранены.
Так, например, несвоевременное предоставление документов для отражения расчетов по договору между Желдоручетом и АО «ВРК-3» может привести к несвоевременному отражению в учете как доходов со стороны Желдоручета, так и расходов со стороны АО «ВРК-3», что негативно скажется на формировании финансового результата по группе ОАО «РЖД» в целом, затруднит сверку внутригрупповых оборотов. При централизации функций по учету работ и услуг необходимо учесть этот фактор и предусмотреть взаимодействие между бухгалтерами, осуществляющими отражение в учете расчетов между компаниями холдинга.
В целом необходимо отметить сложившееся весьма скептическое отношение работников и руководителей к идее централизации. Выход из этой ситуации автор видит в проведении разъяснительной работы о планируемых изменениях с работниками бухгалтерии и представителями заказчиков. Осознание сопричастности к процессу централизации, мотивация работников на профессиональное развитие и реализацию карьерных устремлений позволят сформировать лояльное отношение к структурным преобразованиям в построении учета в организации. Также необходимо предусмотреть систему мотивации для работников центра компетенции к результатам деятельности самого центра.
Что касается руководящего состава, сопротивляющегося нововведениям, необходима разработка мотивационных мероприятий и системы поощрений, позволяющих руководителю почувствовать удовлетворение от сопричастности к проводимым реформам.
Отдельно стоит выделить недостаточное обоснование проводимым процессам по созданию центров компетенции и отсутствие доказательств их будущей эффективности. Перечисленные выше негативные факторы, возникающие при централизации учетной функции в создаваемом центре компетенции, оказывают существенное влияние на оценку проекта в целом. В целях минимизации негативного эффекта от отсутствия обоснований эффективности оптимизацию учетного процесса следует проводить поэтапно. Первый этап – апробация проекта (пилотные проекты, составление дорожной карты проекта [4]). К показателям, характеризующим эффективность проекта, на данном этапе можно отнести:
− сравнительные показатели стоимости аренды помещений;
− стоимость расходных материалов (бумага, канцелярские товары);
− обеспечение оргтехникой, мебелью;
− уровень стоимости коммунальных услуг;
− готовность работников к переезду;
− развитие инфраструктуры, наличие конкурентного рынка труда, возможность предоставления жилья переведенным работникам и пр.
Информацию необходимо отражать как по региону, где планируется создание центра компетенции, так и по региону, откуда передаются функции по ведению учета. Второй этап – реализация проекта. Здесь эффективность характеризуется следующими показателями:

− расходы на осуществление выплат, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации, связанных с сокращением штатных единиц;
− расходы на помощь в организации переезда переведенных работников и предоставлении им жилья;
− доля работников, отказавшихся от перевода и выбравших увольнение по сокращению штата;
− наличие жалоб работников на нарушение трудового законодательства по отношению к ним и пр.
Третий этап – деятельность центра компетенции после реализации проекта. Для оценки эффективности можно применять следующие показатели:

Шишова Л.С. канд. экон. наук, доцент кафедры «Международный финансовый и управленческий учет», РУТ (МИИТ)

Список литературы
1. Аксенов Б.А. Задача современного ОЦО – повышение эффективности системы управления в компании, а не оптимизация персонала
2. Козменкова С.В., Константинова Н.В. Организация общих центров обслуживания: преимущества и недостатки
3. Шубенцева Л.А. Информационное обеспечение процессов управления дочерними и зависимыми обществами в холдинге
4. Масленников В.В. Основные проблемы централизации деятельности бухгалтерских служб крупных компаний в Российской Федерации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2015. – № 2 (42).

Брызгалина Светлана Владимировна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономической теории и менеджмента Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.

Аннотация: В данной статье представлено понятие «Расходы» и «Затраты», изучен порядок учета ведения расходов по обычным видам деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта, выявлены особенности учета.

Ключевые слова: Расходы по обычным видам деятельности, затраты, учет расходов, корреспонденции счетов.

Учет и управление расходами – важная задача, стоящая пред руководством предприятия в целом. Своевременный и точный учет расходов влияет на себестоимость производимой продукции (оказанных работ, услуг), возможную цену реализации продукции (работ, услуг) и конечный финансовый результат. Комплексное изучение, учет и анализ расходов предприятия позволяет своевременно выявлять и устранять недостатки в деятельности экономического субъекта, определять резервы оптимизации затрат, улучшение финансового состояния и обеспечения финансовой устойчивости.

В соответствии с ПБУ «Расходы организации» 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [4, с. 2]. Затраты предприятия в зависимости от их характера, условий реализации и особенностей производства продукции подразделяются на: расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а так же расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг[4, с. 2].

В Налоговом кодексе Российской Федерации под расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком [2, с. 115]. При этом обоснованные расходы это экономически оправданные затраты, отраженные в учете в денежной стоимости.

В экономической литературе встречается понятие «Затраты» – стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов [8, с. 16]. Исходя из данного определения можно говорить о том, что затраты – приводят к уменьшению статей актива бухгалтерского баланса с условием увеличения других статей на эту же величину или увеличения основных и оборотных средств либо долгосрочных и краткосрочных обязательств на одинаковую величину. Затраты приводят к сокращению денежных средств либо увлечению задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

В бухгалтерском управленческом учете выделяют такое понятие, как Издержки. Издержки – показывают общее количество списанных в производство материальных ресурсов экономического субъекта, используемых с какой-либо целью. На наш взгляд, затраты можно отождествить с издержками, понесенными организацией в момент приобретения и оплаты сырья, материалов или услуг. Так как возникновение издержек сопровождается уменьшением экономических ресурсов организации или увеличением ее кредиторской задолженности.

Исходя из требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета необходимо своевременно, в полном объеме включать расходы организации в себестоимость произведенной продукции (оказанных работ, услуг). Экономические субъекты обязаны вести раздельный учет расходов от обычных видов деятельности.

Бухгалтерский учет расходов от обычных видов деятельности имеет свои особенности в каждой отрасли, не является исключением и организации железнодорожного транспорта. Бухгалтерский и налоговый учет расходов, в данных организация, ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Регламентом взаимодействия бухгалтерской службой, факты хозяйственной жизни, связанные с учетом расходов, отражаются на основании первичных учетных документов, отраженных в Альбоме форм первичной учетной документации. Бухгалтерский учет расходов ведется в Единой корпоративной автоматизированной системе управления финансами и ресурсами. Система в модульном ракурсе состоит из организационно-экономически взаимосвязанных областей, которые поддерживают факты хозяйственной жизни предприятия и интегрировано взаимодействуют между собой в режиме реального времени. Отражение в учете расходов от обычных видов деятельности осуществляется общим центром обслуживания исходя из первичных учетных документов и Классификатора статей управленческого учета затрат.

Важной особенностью является то, что первичный учет расходов в Единой корпоративной автоматизированной системе ведется на счете 32 «Затраты», в связи с этим бухгалтерские проводки составляются не в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство», как рекомендовано Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций [5, с.5], а со счетом 32 «Затраты», после этого указанные операции перераспределяются в разрезе цехов, статей затрат и после окончательной обработки закрываются на счет 20 «Основное производство».

Таким образом, любой факт хозяйственной деятельности, оказывающий влияние на издержки перевозочного процесса, отражается в двух подсистемах учета. Но при этом, учет для каждой подсистемы свой, поскольку в управленческом учете установлены внутренние принципы, и, кроме того, отражается расширенная информация, которая в финансовом бухгалтерском учете не учитывается. Для управленческих целей расходы классифицируются по видам используемых ресурсов, выделяются следующие элементы затрат: расходы на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материалы, используемые в процессе производства; топливо; электроэнергия; прочие материальные затраты; амортизация; прочие затраты. Данная классификация расходов по элементам служит основой для создания дополнительных субсчетов в рабочем плане счетов к счету 32 «Затраты», в связи с этим на предприятиях данной отрасли открыто 8 субсчетов к счету 32 «Затраты». В таблице 1 представлен фрагмент журнала факта хозяйственной жизни по учету расходов от обычных видов деятельности.

Таблица 1. Фрагмент журнала фактов хозяйственной.

Содержание факта хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Начислена заработная плата работникам 32-01 70-01
2. Начислены отпускные работникам 32-01 96-01
3. Начислены вознаграждения по договорам гражданско-правового характера 32-01 60-01
4. Начислены денежные средства по субсидиям ипотечного кредитования 32-01 73-11
5. Произведены выплаты в фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования 32-02 69-01
6.Отражены выплаты в пенсионный фонд России 32-02 69-20
7. Списано сырье и материалы для ремонта электропоездов 32-03 10-01
8. Списаны прочие материалы 32-03 10-16
9. Произведено списание топлива 32-04 10-03
10. Отражены расходы по электроэнергии 32-05 15-79
11. Отражены расходы по уборке помещений 32-06 60-01
12. Отражены расходы по мойке вагонов 32-06 60-01
13. Начислена амортизация основных средств 32-07 02-01
14. Отражены расходы по прохождению медицинского осмотра работниками 32-08 60-01
15. Формирование счетов к закрытию периода 32-99 32

После окончания отчетного периода счет 32 «Затраты» автоматически закрывается. Затраты списываются на счет 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» в таблице 2 представлен фрагмент данных операций.

Таблица 2. Фрагмент фактов хозяйственной жизни по отражению в учете расходов в результате автоматического распределения счета 32 «Затраты».

Содержание факта хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Отражены расходы по предоставлению услуг инфраструктуре 20-02 32-99
2. Отражены расходы прочих виды деятельности 20-11 32-99
3. Отражены расходы по распределению между видами деятельности 20-99 32-99
4. Отражена доля величины общепроизводственных расходов, подлежащих включению в состав затрат основного производства. 25-01 32-99
5. Отражена доля величины общехозяйственных расходов, подлежащих включению в состав затрат основного производства 26-01 32-99
6. Отражена доля величины общехозяйственных расходов на содержанию аппарата управления, подлежащих включению в состав затрат основного производства 26-02 32-99

Далее происходит списание указанных расходов в вышестоящие подразделения, в таблице 3 представлен фрагмент журнала фактов хозяйственной жизни по отнесению учтенных расходов в вышестоящие подразделения.

Таблица 3. Фрагмент журнала факта хозяйственной жизни по отражению учета расходов в вышестоящее подразделение.

Содержание факта хозяйственной жизни Корреспонденция счетов
дебет кредит
1. Отражается передача в вышестоящее подразделение расходов предоставлению услуг инфраструктуры 79-01 20-02
2. Отражается передача в вышестоящее подразделение расходов по предоставлению услуг локомотивной тяги 79-01 20-11
3. Отражается передача в вышестоящее подразделение расходов подлежащих распределению между видами деятельности 79-01 20-99
4. Отражается передача общепроизводственных расходов в вышестоящее подразделение. 79-01 25-01
5. Отражается передача общехозяйственных расходов в вышестоящее подразделение. 79-01 26-01
6. Отражается передача общехозяйственных расходов на содержание аппарата управления в вышестоящее подразделение. 79-02 26-02

Организованная таким образом система учета на счете 32 «Затраты» позволяет автоматически получать отчеты о затратах в разрезе элементов, одновременно проводить анализ расходов по обычным видам деятельности в абсолютном и относительном выражении, применяемые в управленческом учете для определения эффективности использования ресурсов и получения информации о достигнутых результатах.

Одновременно управленческий учет расходов ведется по места возникновения затрат. В качестве места возникновения затрат выступают все структурные подразделения: подразделения линейного уровня, дирекции, отделения железных дорог, управления железных дорог, подразделения дорожного подчинения и подразделения центрального аппарата.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что учет расходов по обычным видам деятельности предприятиях железнодорожного транспорта ведется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренними нормативными документами. Формирование информации о затратах осуществляется на специальном счете, с этой целью в рабочем плане счетов предусмотрен счет 32 «Затраты» для первичного и детального учета расходов. В течение отчетного периода расходы учитываются в структурных подразделениях (местах возникновения) в разрезе статей и элементов, в конце отчетного периода счет 32 «Затраты» закрывается и расходы списываются на счета 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», после чего происходит списание данных затрат в вышестоящие подразделения.

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»;
  3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [Электронный ресурс]: от 06.12.2011 г.// СПС «КонсультантПлюс»;
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс] от 6.05.1999 г.// СПС «КонсультантПлюс»;
  5. Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению [Электронный ресурс] от 31. 10.2000 г. // СПС «КонсультантПлюс»;
  6. Корпоративный учетный принцип «Расходы организации» КУП 11/2016, утвержден приказом главного бухгалтера ОАО «РЖД» от 30.12.2016 г. №ЦБС-78;
  7. Корпоративный учетный принцип «Учет материально-производственных запасов» КУП 6/2013, утвержден приказом главного бухгалтера ОАО «РЖД» от 30.12.2016 г. №34;
  8. Ильина, А. В. Управленческий учет : учеб. пособие / А. В. Ильина,Н. Н. Илышева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 180 с.

от 21 мая 2013 года N 1151р

В целях совершенствования порядка учета грузовых вагонов ОАО "РЖД":

1. Утвердить прилагаемые* Методические указания по учету грузовых вагонов ОАО "РЖД" и ввести их в действие с 1 июля 2013 года.

* Методические указания по учету грузовых вагонов ОАО "РЖД" будут опубликованы в номере 19 печатной версии журнала "РЖД-Партнер Документы".

2. Признать утратившим силу с 1 июля 2013 года Распоряжение ОАО "РЖД" от 26 июня 2008 года N 1348р "Об утверждении Методических указаний по ведению централизованного инвентарного, бухгалтерского и налогового учета грузовых вагонов парка ОАО "РЖД".

Первый
вице-президент ОАО "РЖД"
В.Морозов

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 21 мая 2013 года N 1151р

Методические указания по учету грузовых вагонов ОАО "РЖД"

I. Общие положения

1. Введение

Настоящие Методические указания устанавливают порядок ведения инвентарного, бухгалтерского и налогового учета грузовых вагонов парка ОАО "РЖД".

Парк грузовых вагонов ОАО "РЖД" - это все грузовые вагоны, находящиеся в собственности ОАО "РЖД", предназначенные для использования в деятельности ОАО "РЖД", имеющие восьмизначную нумерацию и зарегистрированные в автоматизированных информационных системах ОАО "РЖД" (АБД ПВ РЖД) в установленном порядке.

Грузовые вагоны ОАО "РЖД", предназначенные для осуществления основной деятельности филиалов и других структурных подразделений ОАО "РЖД" (далее - филиалы), имеющие восьмизначную нумерацию, учитываются на балансе филиалов с использованием автоматизированных информационных систем ОАО "РЖД".

Грузовые вагоны ОАО "РЖД", имеющие восьмизначную нумерацию и перемещающиеся по сети железных дорог России и иностранных государств, не закрепленные за отдельными филиалами, учитываются централизованно с использованием автоматизированных информационных систем ОАО "РЖД" (далее - грузовые вагоны централизованного учета).

Все грузовые вагоны ОАО "РЖД" подлежат регистрации в АБД ПВ РЖД.

Грузовые вагоны относятся к объектам основных средств, единицей учета является грузовой вагон. Бухгалтерский и налоговый учет грузовых вагонов ведется по каждому грузовому вагону на основании первичных учетных документов с использованием данных АБД ПВ РЖД.

Порядок отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни по грузовым вагонам ОАО "РЖД" устанавливается бухгалтерской службой ОАО "РЖД".

2. Перечень нормативных актов

Соглашение о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении (Соглашение);

Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (Правила);

Правила пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ);

Учетная политика ОАО "РЖД";

Положение об Учетной политике для целей налогообложения ОАО "РЖД";

Корпоративный учетный принцип "Учет основных средств (КУП 4/2009)";

Указатель инвентарных объектов основных средств ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 13.03.2007 N 395р;

Альбом форм первичной учетной документации, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 N 2688р;

Распоряжение ОАО "РЖД" от 30.10.2003 N 43р "О порядке определения сроков полезного использования основных средств при их принятии к бухгалтерскому учету в ОАО "РЖД";

Распоряжение ОАО "РЖД" от 27.01.2004 N 180р "О внесении изменений и дополнений в распоряжение ОАО "РЖД" от 30.10.2003 N 43р";

Распоряжение ОАО "РЖД" от 27.01.2004 N 178р "О порядке определения сроков полезного использования и стоимости основных средств, а также о начислении в налоговом учете амортизации по основным средствам ОАО "РЖД";

Методические указания по бухгалтерскому и налоговому учету затрат на восстановление объектов основных средств ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 29.06.2007 N 1224р;

Инструкция о порядке списания пришедших в негодность объектов основных средств ОАО "РЖД", утвержденная приказом ОАО "РЖД" от 23.07.2004 N 109;

Положение о порядке наделения филиалов ОАО "РЖД" имуществом ОАО "РЖД", утвержденное приказом ОАО "РЖД" от 10.04.2009 N 77;

Методические положения по ведению автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 28.03.2013 N 748р;

Регламент взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при планировании и выполнении демонтажа и разборки подлежащих списанию объектов основных средств и материальных ценностей ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 01.06.2012 N 1172р;

Инструкция по проведению переписи вагонов грузового парка с использованием автоматизированных систем на сети железных дорог ОАО "РЖД", утвержденная на первом заседании Комиссии Совета по железнодорожному транспорту по вопросам методологии оперативного и статистического учета на железнодорожном транспорте 12-14 декабря 2012 года (введена в действие распоряжением ОАО "РЖД" от 25.01.2013 N 161р);

другие нормативные правовые документы, действующие в международном сообщении, обязательные для выполнения ОАО "РЖД";

другие законодательные акты Российской Федерации и нормативные документы ОАО "РЖД".

Настоящие Методические указания применяются в части, не противоречащей положениям об Учетной политике ОАО "РЖД", а также распоряжениям бухгалтерской службы ОАО "РЖД" в части вопросов данной методики.

3. Список используемых сокращений

АБД ПВ - автоматизированный банк данных парка грузовых вагонов

АБД ПВ РЖД - автоматизированный банк данных парка грузовых вагонов ОАО "РЖД"

АБД АВ - автоматизированный банк данных арендованных вагонов

Служба "В" - служба вагонного хозяйства

ВМД - вагонная модель дороги

ВМС - вагонная модель сети

ВРЗ - вагоноремонтный завод

ВЧДЭ - вагонное эксплуатационное депо

ГВЦ - Главный вычислительный центр - филиал ОАО "РЖД"

Д - территориальная дирекция управления движением - структурное подразделение Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД"

ДЗО - дочерние и зависимые общества

ДИ ЦДИ - региональная дирекция инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД"

ДС - начальник станции

ЕК АСУФР - единая корпоративная автоматизированная система управления финансами и ресурсами

"Желдоррасчет" - Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки "Желдоррасчет" - структурное подразделение ОАО "РЖД"

"Желдоручет" - Центр корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" - филиал ОАО "РЖД" и его структурные подразделения

ИВЦ - информационный вычислительный центр - структурное подразделение ГВЦ

ИВЦ ЖА - информационный вычислительный центр железнодорожных администраций - структурное подразделение ГВЦ

Бухгалтерская отчетность за 2011-2020 гг.

Ниже приведена отчетность организации по формам, утвержденным Минфином РФ, которую организация представила в ФНС и Росстат за ряд лет. Динамика ключевых финансовые показателей, представленных в отчетах, также отображена на графиках под таблицами.

В бухгалтерской отчетности организации содержатся сведения о том, что она была проверена аудиторской фирмой ООО "Эрнст энд Янг" (ИНН 7709383532, ОГРН 1027739707203). Выводы аудиторов относительно достоверности отчетности можно найти в аудиторском заключении. Данные об аудиторе рекомендуем проверить по реестру аудиторских фирм.

Бухгалтерский баланс

Краткий анализ баланса

Динамика показателей капитала, внеоборотных активов (итог первого раздела баланса) и общей величины активов (сальдо баланса) изображена на следующем графике:

Далее рассчитаны 3 показателя, на которые следует обращать внимание пользователям отчетности в первую очередь.

Финансовый показатель 31.12.202031.12.201931.12.201831.12.201731.12.201631.12.201531.12.201431.12.201331.12.201231.12.2011
Чистые активы 4591524048428764630443628685374305948280422997200035780800003553400000354763400034889300003367645000
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) 0.650.640.690.720.740.710.730.770.810.81
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) 0.50.40.50.60.60.80.80.70.70.8

Чтобы иметь полную оценку качества баланса ОАО "Российские железные дороги", рекомендуем получить подробный отчет в программе "Ваш финансовый аналитик".

Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках)

Отчет подготовлен по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ N 66н, обязательной для применения российскими организациями. Иногда имеет место ситуация, когда цифры в отчетности, сданной в электронном виде в ФНС или Росстат в последующих годах, отличаются от представленных ранее. В таком случае мы отдаем приоритет более поздним данным.

Краткий анализ финансовых результатов

Финансовые показатели, а также основные показатели рентабельности по годам отображены на графике и приведены в следующей таблице:

Финансовый показатель 202020192018201720162015201420132012
EBIT 8199852217039262611273362110764700010784900089472000-45450004458700083315000
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки) 6.5%9%7.8%8.2%7.4%5.5%4.2%4.3%4.9%
Рентабельность собственного капитала (ROE) 0%1%0%0%0%0%-1%0%0%
Рентабельность активов (ROA) 0%0.8%0.3%0.3%0.1%0%-0.9%0%0.3%

Провести подробный анализ финансовых результатов, рентабельности и деловой активности ОАО "Российские железные дороги" в программе "Ваш финансовый аналитик".

Отчет о движении денежных средств

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала за год

Наименование показателя Код Уставный капитал Собственные акции,
выкупленные у акционеров
Добавочный капитал Резервный капитал Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)
Итого
Величина капитала на 3200
За
Увеличение капитала — всего:
3310
в том числе:
чистая прибыль
3311 х х х х
переоценка имущества 3312 х х х
доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала 3313 х х х
дополнительный выпуск акций 3314 х х
увеличение номинальной стоимости акций 3315 х х
реорганизация юридического лица 3316
вписываемый показатель (по увеличению капитала) 3319
Уменьшение капитала — всего: 3320
в том числе:
убыток
3321 х х х х
переоценка имущества 3322 х х х
расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала 3323 х х х
уменьшение номинальной стоимости акций 3324 х
уменьшение количества акций 3325 х
реорганизация юридического лица 3326
дивиденды 3327 х х х х
вписываемый показатель (по движению капитала за год) 3329
Изменение добавочного капитала 3330 х х х
Изменение резервного капитала 3340 х х х х
Величина капитала на 3300

Дополнительные проверки

В дополнение к бухгалтерской отчетности вы можете получить подробные данные, детальный финансовый анализ ОАО "Российские железные дороги" и сравнение показателей деятельности организации со среднеотраслевыми ("Финансовый тест"):

* Звездочкой отмечены показатели, которые скорректированы по сравнению с данными ФНС и Росстата. Корректировка необходима, чтобы устранить явные формальные несоответствия показателей отчетности (расхождение суммы строк с итоговым значением, опечатки) и проводится по специально разработанному нами алгоритму.

Справка: Бухгалтерская отчетности представлена по данным ФНС и Росстата, раскрываемым в соответствии с законодательством РФ. Точность приведенных данных зависит от точности представления данных в ФНС и Росстат и обработки этих данных статистическим ведомством. При использовании этой отчетности настоятельно рекомендуем сверять цифры с данными бумажной (электронной) копии отчетности, размещенной на официальном сайте организации или полученной у самой организации. Финансовый анализ представленных данных не являются частью информации ФНС и Росстата и выполнен с использованием специализированного сервиса финансового анализа.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:07, доклад

Описание работы

Налогообложение предприятий ОАО «РЖД». Налогообложение регламентируется методическими указаниями для налоговых органов «Об особенностях оформления документов, необходимых для постановки на учет ОАО "Российские железные дороги"». Указания разработаны в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, приказом МНС России «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», зарегистрированным Минюстом России 10.03.2000 г., и приказом МНС России «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица» от 09.08.2002 г. № БГ-3-09/426 [8].

Файлы: 1 файл

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ.docx

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Налогообложение предприятий ОАО «РЖД». Налогообложение регламентируется методическими указаниями для налоговых органов «Об особенностях оформления документов, необходимых для постановки на учет ОАО "Российские железные дороги"». Указания разработаны в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, приказом МНС России «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц», зарегистрированным Минюстом России 10.03.2000 г., и приказом МНС России «О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица» от 09.08.2002 г. № БГ-3-09/426 [8].

Постановка на учет ОАО «РЖД» в налоговом органе по месту нахождения. Налоговый орган по месту нахождения ОАО «РЖД» присваивает идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП). При этом код причины постановки на учет (5 и 6 разряды КПП) будет обозначен как «01», что означает постановку на учет российской организации в налоговом органе в качестве налогоплательщика по месту своего нахождения.

Налоговый орган по месту нахождения выдает (направляет) ОАО «РЖД» свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ по месту нахождения на территории РФ, по форме № 12-1-07 (прил. № 14 к приказу МНС РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309) одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица по форме № Р51001 (прил. № 11 к постановлению Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439).

Постановка на учет ОАО «РЖД» в налоговых органах по месту нахождения филиалов. Постановка на учет ОАО «РЖД» в налоговом органе по месту нахождения каждого филиала, указанного в Уставе ОАО «РЖД», осуществляется в порядке, установленном приказом МНС России от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309, на основании заявления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ, которое заполняется по форме № 12-1-3 (прил. № 6 к приказу МНС России от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309) и копий следующих документов:

1) свидетельства о постановке на учет;

2) Устава ОАО «РЖД»;

3) распорядительного акта (приказа) о создании филиала;

4) положения о филиале;

5) приказов о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера филиала;

6) доверенности, выданной ОАО «РЖД» руководителю филиала;

7) документа, подтверждающего полномочия по исполнению филиалом обязанности организации по уплате налогов и сборов.

Налоговым органом по месту нахождения филиала по завершении процедуры постановки на учет ОАО «РЖД» осуществляется следующее:

1) присваивается КПП «02» – постановка на учет налогоплательщика – российской организации по месту нахождения ее филиала, исполняющего обязанности организации по уплате налогов и сборов;

2) выдается уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица;

3) в трехдневный срок после завершения процедуры постановки на учет копия уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения ОАО «РЖД» [17].

Особенности налогообложения ОАО «РЖД». На железнодорожном транспорте до реформирования (при МПС) юридическим лицом являлось управление железной дороги как официальный представитель собственника на месте деятельности организации. В условиях реформирования отрасли и передачи прав юридического лица только ОАО «РЖД» плательщиком является ОАО «РЖД», а не железная дорога, которая создается как филиал без права юридического лица.

Для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта, указанный порядок был определен постановлением Правительства РФ от 22.05.1996 г. № 629, в соответствии с которым уплата налога на прибыль предприятиями и организациями, обеспечивающими перевозочный процесс, производилась на основании сводных балансов управлений железных дорог МПС России с зачислением сумм этого налога в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.

ОАО «РЖД», созданное в условиях реформирования отрасли, имеет достаточно большое число обособленных подразделений, чем и обусловлены особенности налогообложения на прибыль. Важным обстоятельством в деятельности ОАО «РЖД» при осуществлении налогообложения прибыли являются такие факторы, как территориальная разрозненность обособленных подразделений и как следствие наличие огромного количества мест хранения первичных документов, подтверждающих расходы, понесенные в связи с осуществлением этой деятельности.

В соответствии со ст. 246 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Организации федерального железнодорожного транспорта являются налогоплательщиками в соответствии с вышеназванной статьей Налогового кодекса РФ.

В то же время железная дорога, имея достаточно большое число обособленных подразделений, вынуждена аккумулировать расходы по нескольким направлениям деятельности в целях выявления окончательной суммы расходов. К доходам подобное требование не предъявляется в связи с тем, что единоличным получателем доходов является ОАО «РЖД» как единое юридическое лицо.

При налогообложении прибыли доходы железной дороги должны быть разделены на две составные части:

– от осуществления перевозочной деятельности;

– подсобно-вспомогательной и прочей деятельности.

Существенным различием указанных доходов является тот факт, что доходы от перевозок принимаются железной дорогой к учету и подлежат налогообложению только после перераспределения доходных поступлений, взысканных с клиентуры, между всеми участниками перевозочного процесса. Указанное перераспределение осуществляется по итогам месяца законным представителем их собственника с уведомлением железной дороги о сумме причитающихся доходов по перевозкам, выполненным в границах дороги, и о сумме средств, причитающихся к перечислению с учетом выделенного лимита финансирования и внутренних изъятий.

Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности являются доходом железной дороги, полученным сразу, и не требуют дополнительного перераспределения между всеми участниками перевозочного процесса.

Дальнейшее перераспределение доходов между обособленными подразделениями железнодорожного транспорта в целях налогообложения прибыли доходом не является, а относится к средствам, выделенным на финансирование расходов по проведению тех или иных работ подразделения (перевозки, их обслуживание и (или) обеспечение, подсобно-вспомогательная деятельность и др.).

Аккумуляция расходов ОАО «РЖД» по всем подразделениям является положительным фактором при определении нормативов на отдельные виды расходов, нормируемых в соответствии с действующим законодательством в процентах от выручки либо от фонда оплаты труда. Соответственно окончательный расчет налога на прибыль возможен только после полного представления информации о расходах всеми подразделениями ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» как налогоплательщик, имеющий обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит по месту своего нахождения и без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится ОАО «РЖД» по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены железная дорога и ее обособленные подразделения.

Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения обособленных подразделений железнодорожного транспорта, осуществляется железной дорогой по согласованию с ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения своих обособленных подразделений не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период. Налог на прибыль в доход региональных бюджетов может уплачиваться со счетов железной дороги по итогам расчета налога либо обособленному подразделению в сумме причитающегося финансирования может быть выделена сумма, необходимая для оплаты местной доли налога на прибыль.

Отдельным направлением налоговых расчетов по налогу на прибыль является определение суммы убытков от эксплуатации объектов социально-культурной сферы (обслуживающие производства и хозяйства). В случае если обособленным подразделением ОАО «РЖД» (как и любым другим налогоплательщиком) получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных объектов, такой убыток признается налогооблагаемым при соблюдении следующих условий:

– стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием указанных объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;

– расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;

– условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.

Читайте также: