Налоговый статус физических и юридических лиц

Опубликовано: 15.05.2024

Елизавета Кобрина

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе

В большинстве стран отношения между государством и налогоплательщиками строятся на основе резидентства. По этому принципу все налогоплательщики отдельного государства делятся на резидентов и нерезидентов.

Физические лица в статусе резидента

Налоговый резидент

Если физлицо находится на территории России минимум 183 календарных дня в течение 12 месяцев, следующих подряд, его можно назвать резидентом РФ. Эти 183 дня необязательно должны идти последовательно. Есть исключения, когда пребывание вне страны не делает лицо нерезидентом:

  • если физическое лицо отсутствовало в стране по причинам прохождения лечения, обучения или исполнения за границей обязательств по трудовому договору;
  • если российский военнослужащий несет воинскую обязанность за границей или сотрудник органов власти в командировке за пределами РФ;
  • если международный договор устанавливает другой порядок определения резидентства, то применяется его положение, так как его юридическая сила выше.

При отсутствии в стране в течение 183 и более дней за последний год физическое лицо считается нерезидентом. Статус резидента подтверждается сведениями из табеля учета рабочего времени, копиями страниц паспорта с отметками о пересечении границы, документы о регистрации по месту жительства, данными миграционных карт.

По закону гражданство лица не имеет значения для признания резидентом. Им можно признать лицо без гражданства или иностранного гражданина. ИП получают резидентство, если уплачивают российские налоги и зарегистрированы в органах ФНС России.

Юридические лица — резиденты

Резидентство юридического лица определяется принадлежностью к налоговой системе РФ. Юрлицо должно состоять на учете в соответствующих органах и уплачивать налоги в бюджет. Для присвоения этого статуса учитывайте место регистрации фирмы, месторасположение управляющего органа и место деятельности. Юридическим лицом — резидентом РФ считаются:

  • организации, зарегистрированные в России;
  • иностранные организации в соответствии с международным договором;
  • международные организации, головной офис которых располагается в России, и управление осуществляется с территории РФ.

Если юрлицо ведет деятельность в России, но при этом создано и зарегистрировано за границей, оно не может быть резидентом.

Статус налогового резидента и его особенности

От того, является ли лицо резидентом страны, зависит, в какой стране оно будет платить налог на доходы и какие правила налогообложения будут для него применяться. Статьи 207, 209, 210 и 224 Налогового кодекса регулируют вопросы резидентства в России.

Резидент РФ обязан декларировать все доходы, в том числе полученные за пределами страны и уплачивать с них налоги; налоговая база рассчитывается как сумма всех доходов облагаемых налогом, за исключением сумм положенных налоговых вычетов. Сумма налога для резидента исчисляется нарастающим итогом с начала года по итогам каждого месяца. Нерезидент уплачивает налог только с тех доходов, которые получены на территории России; налоговый вычет не предоставляется. Сумма налога для нерезидента исчисляется отдельно по каждой сумме начисленного дохода (за месяц).

Налог на доходы резидентов и нерезидентов

От налогового статуса физлица зависит ставка НДФЛ, по которой облагаются получаемые доходы. По статье 224 Налогового кодекса резидент РФ уплачивает стандартный НДФЛ по ставке 13%. Для лиц нерезидентов пункт 3 статьи 224 устанавливает специальную ставку НДФЛ 30%, которая может быть снижена при определенных условиях:

  • если нерезидент получил в качестве дохода дивиденды от вложений в российские организации, ставку налога можно снизить до 15%;
  • для особых категорий нерезидентов налоговая ставка составляет 13%.

Особыми категориями нерезидентов признаются: работники по патенту, высококвалифицированные специалисты, переселенцы и беженцы, граждане ЕАЭС, члены экипажей судов.

Смена статуса налогового резидента

В течение года физическое лицо может изменить свой статус. Каждый раз, когда выплачивается доход, уточняйте статус сотрудника, чтобы не удерживать с него лишнюю сумму налога. Для этого каждый месяц при начислении зарплаты проверяйте, сколько времени работник провел на территории России в течение предшествующих 12 месяцев. Дополнительно по итогам налогового периода (календарного года) уточните статус работника и при необходимости сделайте перерасчет НДФЛ за год.

Если лицо получает резидентство, у него возникает возможность возвратить сумму переплаты по НДФЛ, накопленную в текущем календарном году (с 1 января). Работодатель должен провести перерасчет НДФЛ по ставке 13% с начала года и зачесть излишне уплаченную сумму налога. Если до конца года зачесть всю сумму переплаты невозможно, сотрудник может подать заявление в налоговый орган, чтобы налоговая провела перерасчет и вернула излишне уплаченную сумму. Для этого необходимо предоставить справку 2-НДФЛ, декларацию и документ, подтверждающий резидентство.

При утрате сотрудником в течение года резидентства страны, с начала текущего года производится перерасчет НДФЛ по ставке 30% без предоставления налоговых вычетов. При начислении зарплаты, помимо налога необходимо удерживать сумму долга с начала года (но не более 50% от зарплаты). Если год уже закончился нужно подать в органы ФНС справку 2-НДФЛ по ставке 30% и передать долг на взыскание в налоговый орган. Во избежание этого можно договориться с работником о внесении наличных средств и за их счет погасить задолженность по налогу.

Ведете работу с налоговыми резидентами и нерезидентами? В течение месяца в сервисе Контур.Бухгалтерия можно бесплатно, легко и быстро формировать и отправлять декларации, вести учет и начислять зарплату.

К категории налогоплательщиков по НК РФ относятся физические и юридические лица, которые по нормам действующего законодательства обязаны перечислять в бюджеты разных уровней налоги и сборы. Источник средств для уплаты налоговых сумм – собственные материальные ресурсы.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Спорные вопросы и необходимость соблюдения прав налогоплательщика

Налогоплательщик имеет все основания требовать от должностных лиц налоговой инспекции при осуществлении ими фискальной функции руководствоваться нормами текущего законодательства, соблюдать правила расчета и уплаты налогов и сборов. В случаях предъявления налогоплательщику со стороны ИФНС неправомерных актов, юридическое или физическое лицо может отказаться от их выполнения.

Важно! При отказе выполнять незаконное требование налогового органа надо быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке.

Налогоплательщику предоставляется возможность обжаловать действия отдельных сотрудников налоговой инспекции или учреждения в целом в порядке судебного разбирательства. Аналогичный механизм действий предусмотрен и для случаев, когда работники ИФНС отказываются принимать меры в спорных ситуациях или не хотят исполнять свои непосредственные обязанности (гл. 19 НК РФ).

При отказе в предоставлении разъяснений налогового законодательства физическому лицу, выступающему в качестве налогоплательщика, он вправе обратиться с требованием о возмещении причиненных ему убытков, которые стали следствием отсутствия возможности правильно применить нормы законов. Такое право закреплено в ст. 21 НК РФ.

Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии со ст. 111 НК РФ, если:

  • по вопросу, который имеет непосредственное отношение к статье нарушения, ему была оказана неграмотная консультация в налоговом органе;
  • неверная информация от сотрудников налоговой службы стала причиной совершенного нарушения норм налогового законодательства.

Помните! Правило налоговой тайны действует в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Плательщики налогов могут рассчитывать на то, что их история налоговых отчислений и данные отчетности будут содержаться в тайне, так как они не подлежат публичной огласке. Все права закреплены нормами НК РФ, гарантии их соблюдения представлены мерами административного и судебного регулирования отношений.

Какие обязанности возлагаются на налогоплательщиков?

Плательщики налога в начале своей деятельности должны вставать на учет в ИФНС. Круг основных обязанностей юридических и физических лиц из числа плательщиков налогов:

  1. Необходимость расчета и уплаты налогов и сборов по установленным законодательством ставкам.
  2. Своевременное и полное отражение доходной и расходной частей в процессе деятельности.
  3. Юридическим лицам предписывается обязательное ведение наравне с бухгалтерским учетом налогового.

Обратите внимание! Данные налогового и бухгалтерского учета часто расходятся из-за различий в подходах к оценке активов и их признании.

  • Сдавать в налоговый орган декларации по уплачиваемым налогам и сборам, страховым взносам, представлять бухгалтерскую отчетность.
  • Применение в определенных законодательством случаях бланков строгой отчетности и ККТ.
  • Предоставлять в ИФНС необходимые для определения сумм налоговых платежей документы и сведения.
  • Налогоплательщики обязаны направлять письменные уведомления в ИФНС обо всех ключевых изменениях в своей деятельности. К таким случаям относятся:

    • открытие расчетных счетов в банковских учреждениях;
    • создание структурных подразделений на территории РФ;
    • намерение закрыть обособленное подразделение;
    • наделение обособленного подразделения более широкими полномочиями в области финансовой деятельности;
    • участие в капитале иностранных и российских предприятий;
    • начало процедуры банкротства;
    • смена места жительства или деятельности.

    На протяжении своего существования плательщик налога должен обеспечить сохранность отчетности – налоговой и бухгалтерской (в течение 4 и 5 лет соответственно).

    Важно! Срок хранения налоговых отчетов установлен в пределах 4 лет, но по закону «О бухгалтерском учете» все виды первичной и отчетной документации должны храниться на предприятии не менее 5 лет.

    В круг обязанностей налогоплательщика входит и выполнение требований должностных лиц ИФНС по устранению недостатков и ошибок в налоговом учете на законных основаниях. При несогласии плательщика с данными акта проверки он может отказаться от проставления подписи в нем. Но в этом случае появляется обязательство по предоставлению письменного мотивированного отказа.

    За что могут привлечь налогоплательщика к ответственности?

    Привлечение к ответственности налогоплательщиков должно производиться при наличии в их деятельности факта налогового правонарушения. Под ним подразумевается наличие осознанного неисполнения обязанностей плательщиком налога, противоправные действия, необоснованное бездействие, которые стали причиной несоблюдения баланса прав и обязанностей между заинтересованными участниками налоговых взаимоотношений.

    К ответственности налогоплательщика или должностных лиц ИФНС могут привлечь за правонарушения:

    • против налоговой системы;
    • при несоблюдении прав и свобод отдельного налогоплательщика или всех категорий плательщиков налогов и сборов;
    • против совершения плана по исполнению доходной части государственного бюджета;
    • при нарушении порядка ведения налогового и бухгалтерского учета;
    • нарушения в виде неправильного или несвоевременного предоставления отчетности в контролирующие органы;
    • невыполнение обязанности по уплате налогов или выполнении его с нарушениями.

    Запомните! Лицо не может быть признано виновным и привлечено к ответственности, если его вина не была доказана в соответствии со ст. 109 НК РФ.

    При обнаружении правонарушения сотрудниками налоговой инспекции должно быть инициировано судебное разбирательство. На это отводится 3 месяца с даты обнаружения нарушений при выполнении обязательств налогоплательщиком.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Обзоры для бухгалтера


    Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» ст. 207 НК РФ была дополнена нормой, согласно которой предусмотрен особый порядок определения налогового статуса физических лиц в целях исчисления НДФЛ. Поправка вступила в силу 31.07.2020. О том, по каким правилам следует определять налоговое резидентство в 2020 году, читайте в представленной статье.

    Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

    На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

    • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
    • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

    По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ). Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

    В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст. 224 НК РФ).

    Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

    Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
    по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

    183 дня пребывания в России, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом РФ, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, когда физическое лицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (Письмо ФНС РФ от 25.06.2020 № БС-3-11/4763@).

    Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

    Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

    В ситуации, когда сотрудники часто и надолго выезжают за рубеж (или в организации работают иностранцы), у них нужно запросить документы для подтверждения налогового статуса. В этих целях сотрудник может представить документ, выданный налоговым органом, по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@. Данный документ подтверждает статус налогового резидента за календарный год (текущий или предыдущий) (п. 7 Порядка представления документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, утвержденного Приказом № ММВ-7-17/837@).

    Вместо подтверждения от налогового органа работник может представить документы об общем сроке пребывания в России в течение последних 12 месяцев. Организация вправе самостоятельно определить налоговый статус работника, подсчитав количество дней, которые он провел в РФ (письма Минфина РФ от 22.02.2017 № 03 04 05/10518, ФНС РФ от 19.09.2016 № ОА-3-17/4272@). Перечень таких документов НК РФ не установлен. Чаще всего представляют копии страниц паспорта с отметками о пересечении границы (письма Минфина РФ от 18.07.2019 № 03 04 06/53227, от 18.05.2018 № 03 04 05/33747).

    Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

    • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
    • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
    • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
    • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
    • справка, полученная по месту проживания в РФ;
    • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
    • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

    Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

    Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

    Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ). В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

    Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

    Что касается заявления о непризнании лица налоговым резидентом РФ, его форма утверждена Приказом ФНС РФ от 21.06.2019 № ММВ-7-17/318@.

    Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

    • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
    • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

    С подробной информацией о порядке подтверждения статуса налогового резидента РФ для физических лиц можно ознакомиться в специальном разделе на официальном сайте ФНС (Письмо ФНС РФ от 31.07.2020 № БВ-3-17/5577@).

    Порядок определения налогового статуса физлица в 2020 году

    Федеральным законом № 265 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен новым п. 2.2. Положениями этого пункта предусмотрено, что в налоговом периоде 2020 года физическое лицо признается налоговым резидентом РФ в случае его фактического нахождения в РФ от 90 до 182 календарных дней включительно в период с 1 января по 31 декабря 2020 года.

    В данном случае основанием для признания лица налоговым резидентом РФ является заявление, которое представляется:

    • в налоговый орган по месту жительства физического лица;
    • в налоговый орган по месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ;
    • в налоговый орган по месту постановки на учет — для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории РФ места жительства (места пребывания).

    Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и ИНН физического лица.

    Срок подачи заявления в налоговую инспекцию совпадает со сроком, предусмотренным п. 1 ст. 229 НК РФ для представления декларации по НДФЛ за налоговый период 2020 года, — не позднее 30 апреля 2021 года (Письмо Минфина РФ от 31.07.2020 № 03 04 06/67274).

    Работодатели в 2020 году исчисляют НДФЛ по общим правилам с учетом 183 дней. Возврат переплаты из бюджета будут осуществлять сами работники.

    Лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, – это:

    - лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на ее территории не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов);

    - лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, и проживающие на ее территории менее 183 дней в календарном году.

    «В календарном году» означает, что понятие "резидент" отражает проживание лица в Российской Федерации строго в пределах одного календарного года и не может быть распространено на более длительные периоды. Иными словами, резидентство в России устанавливается ежегодно.

    В некоторых странах периодом для определения резидентства служит не календарный, а налоговый год, который может и не совпадать с календарным.

    В тех случаях, когда временного критерия недостаточно для определения места налогообложения лица (например, возникает двойное резидентство), используются такие дополнительные признаки:

    • место расположения привычного (постоянного) жилища;

    • центр жизненных интересов (личные и экономические связи);

    • место обычного проживания;

    Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения этих критериев для определения местожительства человека. Если в результате последовательного применения этих критериев все-таки невозможно определить государство, где человек имеет постоянное местожительство, этот вопрос решается в процессе переговоров налоговых или финансовых органов заинтересованных государств (схема 1-11).

    Схема 1.2 Определение налогового статуса физического лица

    Схема 1.2 Определение налогового статуса физического лица

    1.2.4. Налоговый статус юридических лиц

    Основу для определения резидентства юридических лиц составляют следующие тесты (или их комбинации):

    Тест инкорпорации. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано).

    Все предприятия, учреждения, организации – юридические лица по законодательству России являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, хотя бы эти лица и не имели бизнеса в России вовсе.

    Тест юридического адреса. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.

    Например, корпорация признается резидентом в налоговых целях во Франции, если она зарегистрирована во Франции в качестве юридического лица (инкорпорирована) или зарегистрировала во Франции свой юридический адрес.

    Тест места осуществления центрального управления и контроля. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью.

    Например, резидентами в Великобритании признаются компании, инкорпорированные в Великобритании, а также компании, учрежденные за рубежом, если органы их центрального управления и контроля находятся в Великобритании. Так, если заседания совета директоров компании наиболее часто проводятся в Великобритании, компания признается резидентом этой страны.

    Тест места осуществления текущего управления компанией. Юридическое лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление деятельностью компании (исполнительная дирекция).



    1234567891011121314
    3 |Субъект налогообложения. Понятие субъекта налогообложения. Виды субъектов налогообложения. Порядок юридического уплаты ндс элементы состава налога. бюджет в партнеры бюджетирование в системе. 5 |Объект и предмет налогообложения. Масштаб налога и налоговая база. Объект и предмет налогообложения. Ндс элементы уплаты юридического порядок в состава бюджет налога. микроэкономика процент и.
    Разделы библиотеки
    Книги по микроэкономике

    Книги по бюджетированию (34)

    Финансовый анализ (8)

    Книги по финансовому менеджменту (52)

    Книги по управлению предприятием (63)

    Книги по управлению персоналом (41)
    Книги по экономике

    Книги по экономической теории (26)

    Книги по финансовому менеджменту (10)

    ИТ и коммерция (6)

    Книги по менеджменту (66)

    Банк, страхование (2)

    Книги по рынку Форекс (20)

    Книги по финансам и кредиту (10)

    Книги по бухгалтерскому учету и аудиту (6)

    Книги по истории экономики (3)

    Книги по маркетингу, рекламе и PR (7)

    Экономика России (8)
    Некоммерческие организации. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета
    Некоммерческие организации. Особенности налогообложения и бухгалтерского учета Очередное, 14-е издание практического пособия об особенностях налогообложения и бухгалтерского учета некоммерческих организаций подготовлено с учетом изменений и дополнений, действующих в 2011 году. Специфика деятельности учета и налогообложения государственных и муниципальных учреждений в книге не рассматривается. Рассматриваются организационно-правовые формы некоммерческих организаций (НКО), их отличия, недостатки и преимущества. Отличительной особенностью данной книги является ее практическая направленность, системность в изложении современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов и материалов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения некоммерческих организаций. Содержатся практические рекомендации по организации деятельности НКО, оформлению документов. Анализируются возможности оптимального использования налоговых льгот. Приведены схемы бухгалтерских записей по основным направлениям финансово-хозяйственной деятельности НКО, которые. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности (+ CD-ROM)
    Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности (+ CD-ROM) В книге комплексно освещаются вопросы государственного, в частности таможенно-тарифного и нетарифного, регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации. Всесторонне охарактеризована действующая в России система налогов и неналоговых платежей от внешнеторговой деятельности. Подробно рассмотрены методология и практика исчисления и уплаты таможенных платежей. Особое внимание уделено системе налогообложения иностранных организаций и физических лиц - нерезидентов иностранных организаций и физических лиц - нерезидентов Российской Федерации. Освещены вопросы урегулирования международного двойного налогообложения. Для студентов и преподавателей экономических вузов и факультетов, предпринимателей, руководителей организаций и экономистов, а также всех интересующихся проблемами налогообложения. Система действующего в России законодательства, регулирующего бизнес и менеджмент
    Система действующего в России законодательства, регулирующего бизнес и менеджмент Пять книг настоящей серии призваны стать юридическим путеводителем по "лабиринтам" российского законодательства, регулирующего отношения в бизнесе, и надежным помощником в применении правовых предписаний на практике. Они учат: находить нормативные документы, содержащие нормы права о том, как следует поступать в той или иной ситуации; понимать юридическое значение этих норм; юридически грамотно применять их, чтобы получить желаемый результат. Все книги являются справочно-аналитическими пособиями, в которых статьи законодательства распределены исходя из логики и этапов предпринимательской, деятельности. Цель серии - продемонстрировать преимущества соблюдения правовых норм в деятельности организации и возможности использования законодательства в качестве одного из ресурсов в достижении главной цели бизнеса - получении дохода. Для менеджеров всех уровней, предпринимателей, владельцев бизнеса желающих, не конфликтуя с законом, зарабатывать деньги. Налогообложение
    Налогообложение Пособие содержит последовательное изложение основных тем базового курса "Налогообложение" по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. В целях формирования у обучающихся теоретических и практических знаний в области налогообложения значительное место отведено рассмотрению конкретного определения налогоплательщиков и элементов налогообложения по каждому из представленных в базовом курсе налогов. Пособие состоит из 16 тем. Первые четыре содержат сведения о законодательных основах налогообложения в Российской Федерации, правах и обязанностях субъектов налоговых отношений. В остальных двенадцати темах подробно изложены вопросы налогообложения организаций. Библиотека Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Книга 1. Налоги. Применение арбитражными судами налогового законодательства
    Библиотека Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Книга 1. Налоги. Применение арбитражными судами налогового законодательства Данная книга является первой в четырехтомной серии тематических сборников - `Налоги`, `Таможня`, `Банки. Финансы. Валюта`, `Государственные внебюджетные фонды`. Представленные в сборниках документы посвящены практике применения арбитражными судами законодательства по вопросам налоговых, таможенных, валютных отношений, деятельности банков, иных кредитных организаций, внешнеэкономических и других операций. Соответствующие разделы сборников содержат систематизированные постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по конкретным делам, а также тематические обзоры практики применения законодательства арбитражными судами. Автор-составитель счел возможным прокомментировать отдельные положения нормативных правовых актов и судебной практики, в том числе по вопросам, связанным с изменениями и дополнениями законодательства. Сборники снабжены удобным поисковым механизмом в нескольких вариантах: по алфавитно-предметному указателю, по дате принятия и номеру. Территориально-распределенный бизнес. Организация, финансовые потоки, налогообложение
    Территориально-распределенный бизнес. Организация, финансовые потоки, налогообложение Рассмотрены основные практические вопросы ведения бизнеса в Российской Федерации на основе построения единой (холдинговой) системы, специфики организации и ведения территориально-распределенного бизнеса в нескольких вариантах — при системе создания обособленных подразделений, при создании сети филиалов/представительств, при организации дочерних компаний. Основной аспект рассмотрения вопросов — оптимальное соотношение налогообложения и развития предприятий. Книга содержит специальный раздел, в котором рассмотрены практические ситуации, а также приложения. Рассчитана на финансовых директоров, учредителей предприятий, генеральных директоров, специалистов в области налогообложения, студентов, магистров, преподавателей, а также всех лиц, интересующихся вопросами ведения предпринимательской деятельности. Организация бизнеса и его менеджмента
    Организация бизнеса и его менеджмента Пять книг настоящей серии призваны стать юридическим путеводителем по "лабиринтам" российского законодательства, регулирующего отношения в бизнесе, и надежным помощником в применении правовых предписаний на практике. Они учат безошибочно находить нормативные документы, содержащие нормы права о том, как следует поступать в той или иной ситуации; понимать юридическое значение этих норм; юридически грамотно применять их, чтобы получить желаемый результат. Все книги по сути являются справочниками, в которых статьи законодательства распределены исходя из логики и этапов предпринимательской деятельности. Автор показывает преимущества соблюдения правовых норм во всех сферах деятельности организации и пути использования законодательства в качестве одного из ресурсов в достижении главной цели бизнеса - получении дохода. Для менеджеров всех уровней, предпринимателей, владельцев бизнеса и всех желающих, не конфликтуя с законом, зарабатывать деньги. Бизнес организаций без конфликтов с законом. В 5 книгах. Книга 5
    Бизнес организаций без конфликтов с законом. В 5 книгах. Книга 5 Пять книг настоящей серии призваны стать юридическим путеводителем по "лабиринтам" российского законодательства, регулирующего отношения в бизнесе, и надежным помощником в применении правовых предписаний на практике. Они помогут: находить нормативные документы, содержащие нормы права о том, как следует поступать в той или иной ситуации; понимать юридическое значение этих норм; юридически грамотно применять их, чтобы получить желаемый результат. Все книги являются справочно-аналитическими пособиями, в которых статьи законодательства распределены исходя из логики и этапов предпринимательской деятельности. Цель серии - продемонстрировать преимущества соблюдения правовых норм в деятельности организации и возможности использования законодательства в качестве одного из ресурсов в достижении главной цели бизнеса - получении дохода. Для менеджеров всех уровней, предпринимателей, владельцев бизнеса и всех желающих, не конфликтуя с законом, зарабатывать деньги. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета
    Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета В учебном пособии рассмотрены вопросы правового регулирования финансовых отношений в Российской Федерации, статус участников данных правоотношений, освещены различные сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Особое внимание уделено организации наличного и безналичного денежного обращения в Российской Федерации, деятельности банков и небанковских кредитных организаций. В обобщенной форме изложен порядок организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях различных форм собственности и видов деятельности с учетом действующего законодательства. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических и юридических вузов, слушателей системы послевузовского образования, а также практикующих экономистов, финансистов, бухгалтеров, работников банковской сферы, руководителей организаций. Комментарии к Федеральному закону
    Комментарии к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и законодательству о гражданской службе зарубежных государств Первый постатейный комментарий к Федеральному закону от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" подготовлен ведущими специалистами Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Анализ первого "Трудового кодекса" гражданской службы акцентирует внимание на наиболее сложных вопросах нового статуса гражданских служащих, их правах и обязанностях, правоограничениях, запретах и разрешении конфликта интересов на гражданской службе. Во второй части издания дается обзор законодательства пяти стран Запада, где сложились наиболее эффективные демократические модели гражданской службы, а также новейшего законодательства КНР и Польши, в которых формируется новая система гражданской службы. Для гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и основными законами.

    Субъект налогообложения - это лицо, на котором лежит юридическая ответственность уплатить налог за счет собственных средств. Субъект налогообложения - налогоплательщик и/или плательщик сборов.

    Налоговым кодексом РФ определен порядок, когда обязанности по уплате налогов и сборов выполняют филиалы и обособленные подразделения российских организаций.

    Налог уплачивается за счет собственных средств субъекта налогообложения, т. е. налог должен сокращать доходы налогоплательщика.

    « О нало г ах не д ого в ар и в аю тс я » - о д ин и з о с н о в н ы х принципов налогообложения.

    Обязанность уплатить налог за счет собственных средств не означает, что налогоплательщик должен уплатить налог непосредственно (т. е. со своего счета, из своего кармана и т. п.). От имени налогоплательщика налог может быть уплачен и иным лицом (представителем). Существует два вида представительства:

    • представительство по закону (налог на доходы несовершеннолетних и недееспособных оплачивают их родители, опекуны, попечители по отдельной декларации);
    • представительство по назначению (по доверенности).

    Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

    Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 27 Налогового кодекса РФ).

    Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

    Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством, Российской Федерации (ст. 28 Налогового кодекса РФ).

    В отличие от других отраслей публично-правового цикла, где во главу угла ставятся политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве прежде всего учитывают экономические связи налогоплательщика с государством.

    Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

    • имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (налоговые резиденты);
    • не имеющих в нем постоянного местопребывания (налоговые нерезиденты).

    Различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов - только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

    Налоговый статус физических лиц

    Резидентство физических лиц в России устанавливается ежегодно.

    Лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации,

    • это лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, проживающие на территории России не менее 183 дней в календарном году (в течение одного или нескольких периодов).

    Лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, - лица, проживающие на территории России менее 183 дней в календарном году (тест физического присутствия).

    Национальными законодательствами и международными соглашениями устанавливается строгая последовательность применения следующих критериев для определения местожительства в случаях, когда временного критерия недостаточно:

    1. место расположения привычного (постоянного) жилища;
    2. центр жизненных интересов (личные и экономические связи);
    3. место обычного проживания;
    4. гражданство.

    Налоговый статус юридических лиц

    Деление юридических лиц на группы по принципу резидентства для России не является столь важным, как в отношении налогоплательщиков - физических лиц. Для определения резидентства юридических лиц в Российской Федерации используется тест юридического лица: лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.

    В мировом финансовом праве применяются, кроме указанного выше, и другие тесты:

    • тест инкорпорации;
    • тест места осуществления центрального управления и контроля;
    • тест места осуществления текущего управления компанией;
    • тест деловой цели.

    Иногда юридические лица в целях налогообложения подразделяют на подгруппы не по признаку резидентства, а по другим признакам, например, по численности работающих на предприятии.

    В России существенными льготами по налогообложению пользуются предприятия с небольшой численностью. Государство законодательно установило критерии отнесения предприятий к этой группе (Федеральный закон Российской Федерации № 88-ФЗ от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»).

    Данным Федеральным законом к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

    • в промышленности - 100 чел.;
    • в строительстве - 100 чел.;
    • на транспорте - 100 чел.;
    • в сельском хозяйстве - 60 чел.;
    • в научно-технической сфере - 60 чел.;
    • в оптовой торговле - 50 чел.;
    • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;
    • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.

    Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

    Критерии отнесения предприятий к группе малых, действовавшие ранее (которые давались Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности»), с принятием закона № 88-ФЗ перестали действовать.

    Деление юридических лиц по видам хозяйственной деятельности возможно для стимулирования отдельных отраслей производства, признанных приоритетными. Группе предприятий приоритетной отрасли могут предоставляться определенные льготы (например, предприятиям отраслей сельского хозяйства).

    Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

    Налогоплательщики имеют право:

    • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
    • получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
    • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;
    • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;
    • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
    • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
    • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;
    • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
    • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;
    • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
    • требовать соблюдения налоговой тайны;
    • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

    О б я з а н н о с т и на л о г о п л а тел ь щ и к о в

    Статья 23 Налогового кодекса РФ регулирует обязанности налогоплательщиков и плательщиков сбора.

    Налогоплательщики обязаны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом (юридические лица, предприниматели без образования юридического лица);
    • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
    • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
    • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (перечень этих документов должен быть установлен в Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации);
    • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
    • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
    • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

    Кроме того, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета:

    • об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
    • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
    • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
    • о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
    • об изменении своего местонахождения - в срок не позднее десяти дней со дня принятия такого решения.

    Впервые Налоговый кодекс РФ легализовал понятие «налоговый агент», хотя институт налоговых агентов сложился уже давно. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

    Права налоговых агентов совпадают с правами налогоплательщиков.

    У налоговых агентов двойственное положение: с одной стороны, они выступают по отношению к налогоплательщику как некие фискальные органы, исчисляющие и удерживающие налоги, с другой стороны, по отношению к налоговому органу, они выступают как обязанные лица, обладающие функциями налогоплательщика.

    Институт сборщиков налогов (ст. 25 Налогового кодекса РФ) является в какой-то мере отмирающим институтом в налоговом законодательстве. Функции сборщиков налогов возложены в основном на государственные органы, органы местного самоуправления, суды, органы по записи актов гражданского состояния, нотариальные конторы и др. Сборщики налогов не имеют полномочий по удержанию налогов, их функции ограничены приемом платежей и осуществлением контроля за своевременностью их уплаты. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов определяются соответствующими федеральными законами, законодательными актами субъектов федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о налогах и сборах.

    Читайте также: