Налоговый процесс как вид юридического процесса

Опубликовано: 13.05.2024

Современная концепция налогового процесса

Налоги всегда играли для государства важную роль, так как их отсутствие не может свидетельствовать в настоящее время о существовании любого политического государственного образования. Наряду с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном государства. В связи с этим в условиях недостаточных экономической стабильности и экономического роста, несбалансированности функционирования административных органов власти и управления, обострения внешнеполитической обстановки из-за угрозы терроризма, существующих этнонациональных противоречий России необходимо существование целостного правового поля, укрепляющего налоговую систему страны.

Налоговым проблемам, с точки зрения их правового содержания. в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Не в полной мере были осмыслены и проработаны первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия рыночных преобразований и как следствие — развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации было недостаточно подкреплено и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, судебной и правоохранительных систем, бюджетных взаимоотношений.

В настоящее время налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Об этом свидетельствуют частое изменение норм Налогового кодекса РФ, законодательства субъектов РФ, иных правовых нормативных актов о налогах и сборах, систематическое восполнение пробелов в сфере налогово-правовых отношений, повышение общего уровня налоговой культуры налогоплательщиков, более четкая и регламентированная работа субъектов налогового администрирования. Все более усложняется и детализируется процессуально-правовой порядок реализации налогово-правовых норм. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с процессуальными нормами, становится все более обширной и устоявшейся.

В центре внимания находится практически любая законодательная инициатива в налоговой сфере, большим спросом пользуются научные и научно-практические издания по проблематике налогового права. Кроме того, налоговое право и налоговый процесс как учебные дисциплины включены в учебные планы практически всех юридических и экономических факультетов.

Повышенный интерес, очевидно, обусловлен значительным интересом сегодняшних студентов к специальностям, профессиональная подготовка по которым строится на базе налогового права:

  • налоговое консультирование.
  • налоговый менеджмент,
  • юрист по налоговым спорам и т.д.

Специалисты, профессионально занятые вопросами налогообложения, в совершенстве должны владеть знаниями о налоговом процессе и налоговых процессуальных порядках.

В финансово-правовой науке появляется все больше научных исследований, доказывающих существование налогового процесса как вида юридического процесса, с подразделением его на стадии, налоговые производства, процедуры, этапы процессуального порядка и т.п.

Важный этап в развитии налогового процесса в Российской Федерации связан с принятием Налогового кодекса РФ, значительную долю содержания которого составляют нормы процессуального характера.

При принятии этого акта законодатель, опираясь на принципы, свойственные другим процессуальным отраслям и институтам — отраслям уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также институтам конституционного и административного процесса, известным системе российского права, сделал попытку реализовать в нормах, регулирующих налоговый процесс, принципы:

  • законности,
  • презумпции невиновности,
  • процессуального равенства сторон,
  • доступности,
  • гласности,
  • экономичности.
  • состязательности,
  • охраны интересов государства и личности.

Анализ налогового законодательства и практики свидетельствует о том, что налоговый процесс уже существует как явление и обладает как всеми общими признаками, присущими юридическому процессу, так и специальными, которые отличают его от иных процессов.

Кроме того, своевременность научно-практических исследований по налоговому процессу объясняется тем, что в современной финансово-правовой доктрине проблема налогового процесса неоднократно затрагивалась учеными, представляющими различные научные школы.

Как положительное явление в науке финансового права в целом следует рассматривать появление ряда новых работ, посвященных вопросам налогового процесса, повышенное внимание к данной проблематике.

Однако полярность мнений ученых по определению содержания понятия налогового процесса, его места в системе финансового и налогового права затрудняет дальнейшее активное развитие в одном направлении налогового процессуального права, совершенствование соответствующих норм и систематизацию законодательства. Кроме того, не определив понимания сущности и понятия налогового процесса, нельзя перейти к разработке путей и средств повышения его эффективности, исследованию воздействия налогового процесса на развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

К их числу можно отнести предмет и метод налогового процесса, субъектов налогово-процессуальных правоотношений, порядок распределения прав и обязанностей между ними. Исследование данных вопросов представляется актуальным и немаловажным, учитывая, во-первых, необходимость существования и применения процессуальных форм, с помощью которых реализуется материальное право, во-вторых, значение законодательного регулирования порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, напрямую связанной с обеспечением экономической стабильности и устойчивости государства.

Учитывая специфику налогового процессуального отношения, можно сформулировать общее понятие налогового процесса следующим образом.

Налоговый процесс — это самостоятельный вид юридического процесса, а налоговое процессуальные право — часть налогового права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с разрешением индивидуальных дел в сфере налогообложения уполномоченными органами с целью защиты прав налогоплательщиков и публичных образований) в процессе:

  • проведения мероприятий налогового контроля;
  • осуществления обеспечительных мер;
  • привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Как правило, обязательным признаком любого этапа налогового процесса выступает наличие определенной специфической задачи, невыполнение которой препятствует дальнейшей деятельности или уменьшает ее эффективность.

Их можно разделить на характерные для всего налогового процесса (общие) и на свойственные определенным отдельным этапам процессуального порядка (специальные).

Общие задачи играют роль взаимосвязывающего фактора в единой системе налогового процесса, где каждый отдельный этап процессуального порядка играет свою роль в достижении общего результата.

Специальные задачи отражают особенную функциональную направленность деятельности субъекта на каждом конкретном этапе.

В конечном итоге все этапы процессуального порядка обеспечивают достижение единой цели. Главная цель налогового процесса — это выполнение налоговой обязанности налогоплательщиком в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Исходя из анализа законодательства в области налогов и сборов, налогового администрирования, а также положений правоприменительной теории процесса, налоговый процесс можно представить в виде последовательности основных этапов процессуального порядка.

Все этапы процессуального порядка взаимосвязаны, взаимообусловлены. Последующие этапы по своему содержанию дополняют предшествующие. Каждый следующий этап логически вытекает из предыдущего и представляет собой более высокий уровень развития правоотношений. Отдельно взятый этап завершается принятием определенного решения, в значительной степени влияющего на дальнейший ход деятельности. Такие решения, как правило, оформляются в виде правового акта и касаются совокупности однородных процессуальных действий, завершающих данный этап.

Этап как правовая категория имеет собственную структуру, обусловленную его функциональным назначением, методами, целями и задачами.

Каждый этап характеризуется через своеобразие образующих его элементов — процессуальных действий, процедур.

Этапы налогового контроля занимают одно из важнейших мест в налоговом процессе и обусловлены характером контрольной деятельности, имея при этом сложную, многоуровневую структуру.

Процессуальному порядку проведения налогового контроля посвящены нормы гл. 14 Налогового кодекса РФ. Помимо этого принято значительное количество подзаконных нормативно-правовых актов, характеризующих процессуальный порядок осуществления налогового контроля.

Значительное их количество обязательно к выполнению только субъектами налогового администрирования. Иначе говоря, Федеральная налоговая служба корректирует процессуальный порядок действий в рамках Налогового кодекса РФ для своих сотрудников, добиваясь неукоснительного соблюдения всех процессуальных действий налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.

Главной особенностью налогового контроля является то, что он охватывает весь период деятельности субъектов налоговых правоотношений, т.е. этапы налогового контроля протекают параллельно со всеми этапами налогового процесса.

Например, согласно ст. 83 НК РФ налоговыми органами при исчислении налога используются данные о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте, а также об их имуществе (транспортное средство, земельный участок, недвижимость), полученные на стадии налогового контроля в ходе процедур учета. Иначе говоря, для исчисления налога имеет первостепенное значение информация, документы, полученные на этапе проведения мероприятий налогового контроля, связанных с регистрацией и учетом налогоплательщиков.

Обеспечительное производство как комплекс процессуальных действий также связано с осуществлением контрольной деятельности. В частности, налоговым органом контролируется исполнение основной обязанности по уплате налога, и при ненадлежащем ее исполнении полученные сведения передаются соответствующему должностному лицу для принятия необходимых мер. Помимо того, основанием для применения такой меры обеспечения, как пеня, служит просрочка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сведения об этом выявляются в ходе мероприятий налогового контроля в виде процессуальных действий по проведению сверки расчетов с бюджетом конкретного налогоплательщика.

Еще больше взаимодействуют, соприкасаются этапы мероприятий налогового контроля с процессуальным порядком привлечения к налоговой ответственности. Более того, сбор материалов, необходимых для привлечения к налоговой ответственности, производится именно в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а в акте выездной налоговой проверки, одном из ключевых правовых актов налогового контроля, указываются только документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленные в ходе проверки; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения.

Огромное значение в налоговом процессе имеет последовательность осуществления этапов налогового контроля во временном промежутке. В указанном вопросе также не существует единого мнения ученых. В научной литературе одни специалисты предлагают деление контрольной деятельности исходя из содержания того или иного вида контрольной деятельности, другие большее внимание уделяют процессуальной составляющей контроля.

С учетом задач, осуществляемых в ходе каждого этапа процессуальных действий, состава участников, методов и форм контрольной деятельности, а также перечня документов, оформляющих результаты деятельности, иные процессуальные признаки, можно построить следующую классификацию этапов налогового контроля.

  1. Постановка на налоговый учет организаций физических лиц.
  2. Ведение налогового учета в налоговых органах (переучет).
  3. Подготовка и назначение мероприятий налогового контроля.
  4. Проведение мероприятий налогового контроля.
  5. Рассмотрение материалов налогового контроля и принятие решения.
  6. Досудебное рассмотрение налоговых споров.
  7. Судебное рассмотрение налоговых споров.
  8. Снятие с налогового учета.

Этапы процессуального порядка можно определить как объединенную систему методов, способов и форм осуществления контрольной деятельности уполномоченных государством органов в сфере налогообложения для решения единых задач и обеспечивающих функциональную последовательность совершения таких действий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:04, реферат

Краткое описание

Исследуется одно из самых актуальных явлений в налоговом праве — налоговый процесс. В ней отражены наиболее распространенные теоретико-методологические подходы к исследуемому явлению, рассмотрены научные взгляды ученых-юристов, финансистов на понятие и составляющие налогового процесса. Исходя из проведенного анализа, указывается на недостаточность разработанности понятийного аппарата и предлагается авторское научное определение налогового процесса, раскрывающее его содержание, признаки и структурные элементы. Автор отграничивает налоговый процесс от других видов юридического процесса, определяя его место в системе. Не менее актуальной является проблема разграничения налоговых процедур и налоговых производств, в связи с чем представляется наиболее удачным выделение самостоятельных производств в структуре налогового процесса.

Файлы: 1 файл

налоговый процесс.doc

Исследуется одно из самых актуальных явлений в налоговом праве — налоговый процесс. В ней отражены наиболее распространенные теоретико-методологические подходы к исследуемому явлению, рассмотрены научные взгляды ученых-юристов, финансистов на понятие и составляющие налогового процесса. Исходя из проведенного анализа, указывается на недостаточность разработанности понятийного аппарата и предлагается авторское научное определение налогового процесса, раскрывающее его содержание, признаки и структурные элементы. Автор отграничивает налоговый процесс от других видов юридического процесса, определяя его место в системе. Не менее актуальной является проблема разграничения налоговых процедур и налоговых производств, в связи с чем представляется наиболее удачным выделение самостоятельных производств в структуре налогового процесса.

Одним из развивающихся институтов налогового права является «налоговый процесс». Принятие НК придало его развитию принципиально новое правовое содержание, которое требует определенных теоретических оценок. Проблема налогового процесса исследуется в работах Д.В.Винницкого [1], Д.Н.Бахраха [2], В.Н.Ивановой [3],М.В.Карасевой [4], В.И.Гудимова [5] и ряда других авторов. Анализируя различные точки зрения, можно сделать вывод, что ученые придерживаются мнения о существовании в рамках налогового процесса стадий и производств. Стадии отражают временной порядок осуществления деятельности, а производства - предметные свойства процессуальной деятельности.

В юридической науке уже сложилось представление о налоговом праве как о самостоятельной отрасли финансового права. Налоговому праву присущи свой предмет, метод, принципы и обособленное законодательство. Большое число процессуальных норм, содержащихся в НК, и порождаемые ими специфические отношения относятся к факторам, позволяющим ставить вопрос о существовании налогового процесса как разновидности юридического. Предпосылками налогового процесса выступают как большое количество процессуальных налоговоправовых норм, так и необходимость обеспечения реализации отношений, возникающих между государством и плательщиками налогов и сборов, налоговыми агентами, по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля.

В юридической литературе существуют различные научные позиции в отношении определения понятия налогового процесса и его структуры. Так, В.Н.Иванова рассматривает налоговый процесс в широком и узком смыслах. В широком смысле - это все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет. А в узком налоговый процесс представляет собой те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с производством по налоговому правоотношению. Налоговый процесс в широком смысле слова реализуется через две функции: правоустановительную и правоохранительную или юрисдикционную [3, с. 67].

В.И.Гудимов рассматривает налоговый процесс как определенную законом форму упорядочения деятельности субъектов налогового права по исчислению и уплаты налогов и сборов в бюджеты различных уровней, контролю за правильностью исчисления и уплате налогов и сборов, а также иной тесно связанной с этим деятельностью по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения, за которые налоговым законодательством предусмотрена ответственность [5, с. 26]. Все процессу­альные и процедурные нормы он объединяет в налоговый процесс.

По мнению Д.В.Винницкого, институт налогового процесса призван регулировать процедуру самостоятельного характера, а точнее - отношения по применению мер налогово-правового принуждения и разрешению налогово-правовых споров [1, с. 294]. Т.Н.Макаренко расширяет сферу действия налогового процесса, определяя его как налоговый процесс, как нормативно установленную форму упорядочения деятельности субъектов права по установлению, введению, исчислению и уплате налогов и сборов, контролю за данной деятельностью, обжалованию актов налоговых органов, действий их должностных лиц, а также привлечению к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения [6, с. 28]. О.А.Ногина рассматривает налоговый процесс через механизм действия уполномоченных государственных органов. По ее мнению, он является урегулированной процессуальными налоговыми нормами деятельностью государственных уполномоченных органов, направленной на формирование налоговых доходов бюджетов и обеспечение надлежащего поведения лиц по исполнению ими своих обязанностей как участников налоговых отношений, состоящей в исследовании обстоятельств и решении конкретных дел в сфере налогообложения [7, с. 37].

Согласно утверждению М.В.Карасевой, налоговый процесс - это урегулированный законодательством порядок действий налогоплательщика, налогового агента и уполномоченных государством органов, направленный на реализацию налогоплательщиком его налоговой обязанности [4, с. 152]. В научной литературе, посвященной финансовому праву, налоговый процесс рассматривается, как правило, с двух основных позиций: как детально регламентированный порядок применения норм налогового права уполномоченными государством органами, направленный на формирование налоговых доходов бюджетов (внебюджетных фондов) и обеспечение надлежащего поведения лиц по исполнению ими своих обязанностей как участников налоговых отношений; как урегулированный законодательством порядок действий уполномоченных государством органов и субъектов не наделенными властными полномочиями в сфере налогов и сборов, направленных на реализацию налогоплательщиком его налоговой обязанности, то есть исходя из концепции правореализационного процесса.

В традиционном понимании процесса налоговый процесс включает лишь налоговую юрисдикцию, которая имеет ряд отличий от административной и уголовной юрисдикции. Основное различие проявляется по субъекту, уполномоченному ее осуществлять во внесудебном порядке. В налоговой юрисдикции им является только один орган государственной исполнительной власти - налоговый. Исключение в отдельных случаях составляют таможенные органы, выполняющие роль налоговых. В административной и уголовной юрисдикции субъект - целая система исполнительных, правоохранительных и судебных органов. Результатом административного и уголовного процесса является соответствующее одностороннее воздействие в интересах защиты правопорядка, носящее принудительный характер. Налоговый процесс наряду с защитой правопорядка, установленного нормами налогового права и воздействием на нарушителя этого порядка, преследует и иные цели. Таким образом, в юридической литературе отсутствует единое мнение по отношению к определению понятия налогового процесса. Представляется целесообразным под налоговым понимать вид юридического процесса, представляющего собой определенную законом форму упорядочения деятельности субъектов налогового права по исчислению и уплате налогов, а также соблюдению налогового законодательства вообще, контролю за данной деятельностью, привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении норм налогового законодательства.

В науке активно исследуется проблема определения места налогового процесса в системе юридического. Дискуссионным является вопрос о его отраслевой принадлежности. В частности, М.В.Карасева заявляет о налоговом процессе как о новом явлении в праве, относя его к институту финансового права [14, с. 54]. В.Н.Иванова считает, что, несмотря на несовершенство некоторых налоговых процессуальных норм, налоговый процесс как самостоятельный институт подотрасли налогового права окончательно оформился с принятием НК [3, с. 67]. По мнению Д.Н.Бахраха, налоговое производство является частью административного процесса [2, с. 13]. И.В.Панова отмечает, что, несмотря на развитие процессуальных норм в таких материальных отраслях, как земельное, финансовое, налоговое и другие, административно-процессуальное право обслуживает всю правоприменительную деятельность управления [8, с. 64]. Таким образом, на данный момент существует две основные позиции относительно отраслевой принадлежности налогового процесса: самостоятельный вид юридического процесса, регулируемый процессуальными нормами налогового права; входит в систему административного процесса.

В научной литературе можно выделить четыре основных подхода к пониманию юридического процесса: судебно-процессуальное право, судопроизводство; порядок осуществления деятельности по судебному и внесудебному рассмотрению, разрешению споров и привлечению к ответственности; порядок осуществления правоприменительной деятельности уполномоченных органов государства; правовая форма упорядочивания деятельности по реализации норм права всеми субъектами отношений (в т.ч. и не обладающими властной компетенцией).

Налоговый процесс как вид юридического процесса обладает рядом признаков: его правовую базу составляет система процессуальных норм налогового права; обязательный участник - компетентный субъект, наделенный соответствующими властными полномочиями на ведение правоприменительной и иной властно-значимой деятельности в сфере налогов и сборов; выражается в совершении операций с нормами права; связан с разбирательством опреде­ленного юридического дела; заключается в деятельности по рассмотрению, разрешению конкретных юридических дел и принятию соответствующих юридических актов; непосредственно связан с необходимостью использования различных методов и средств юридической техники; связан с реализацией закрепленных в законе компетенции, прав и обязанностей в определенном нормативными правовыми актами о налогах и сборах порядке и последовательности.

Ряд ученых полагает, что налоговый процесс следует рассматривать в системе административного процесса, поскольку для этого имеются достаточно веские основания. Так, М.А.Суворов рассматривает налоговые проверки как специфический вид административного производства в административном процессе [9, с. 23]. О.С.Рогачева включает производство о налоговом правонарушении в административный процесс [10, с. 16].

Административный и налоговый процессы в первую очередь объединяет то, что налоговый, также как и административный, представляет собой часть государственно- управленческой деятельности. Органы государственного управления осуществляют деятельность по разрешению индивидуально-конкретных дел с применением материальных и процессуальных норм различных отраслей (подотраслей) права. Одной из основных задач государственного управления является также создание и обеспечение эффективной работы механизма налогообложения. При этом в него должны входить не только законодательно установленная система налогов и сборов, четко определенный круг лиц, обязанных их уплачивать, но и структура специально уполномоченных государственных органов с их правами и обязанностями, призванных обеспечить выполнение плательщиками налогов, сборов их налоговых обязанностей. В данном механизме нормативно устанавливается порядок взаимодействия между уполномоченными органами и налогоплательщиками, а также иными обязанными лицами.

Указанное обеспечивает необходимые связи с целью достижения своевременного и полного исполнения налогового обязательства. Аналогично административному процессу в налоговом в качестве уполномоченного публичного субъекта выступает орган исполнительной власти. Более того, как и административный, налоговый процесс представляет собой урегулированную соответствующими процессуальными нормами властную деятельность указанного органа. И.В.Панова подчеркивает, что природа правоприменительной деятельности органов исполнительной власти является административно-процессуальной независимо от того, нормы какой материальной отрасли применяются, ибо исполнительная власть применяя разнообразные нормы, действует в едином порядке с однотипной процедурой, которая определяется спецификой ее деятельности, а не характером ее норм [8, с. 64]. На данный момент ведутся активные попытки разграничить налоговый и административный про­цессы. Так, В.И.Гудимов проводит различия между двумя видами процессов по характеру регулируемых отношений. Им делается акцент на имущественном характере налоговых отношений, поскольку они складываются по поводу имущества денежных средств в виде налогов. Согласно его мнению, административный процесс упорядочивает отношения, связанные с осуществлением иных функций государства. Кроме того, в административном процессе всегда есть управомоченный орган или должностное лицо и соответственно обязанное лицо. Отношения же строятся на основе принципа власти-подчинения [5, с. 23]. По словам М.В.Карасевой, налоговый процесс, в отличие от административного, обеспечивает реализацию материальных норм и, соответственно, материальных налоговых правоотношений, имущественных по своему содержанию [4, с. 52].

Данный подход разделяют далеко не все авторы. Как справедливо отмечалось, налоговые правоотношения носят имущественный характер. Но это относится, в первую очередь, к материальным налоговым правоотношениям. Процессуальные налоговые правоотношения носят по отношению к ним вторичный характер и служат цели их реализации. Налоговые процессуальные правоотношения, как и иные административно- процессуальные, носят не имущественный, а организационный характер. Следует отметить, что свои действия в налоговом процессе уполномоченные органы исполнительной власти всегда проводят в отношении организационно не подчиненных им лиц, принимая в ходе своей деятельности различные индивидуально-правовые акты. В административном процессе указанные акты могут приниматься не только в отношении организационно подчиненных субъектов. Таким образом, предложенные В.И.Гудимовьм критерии разграничения налогового и административного процесса по характеру регулируемых отношений, вряд ли можно признать обоснованными, поскольку и налоговый, и административный процессы регулируют правоприменительную деятельность управленческого характера, в том числе в отношениях организационно неподчиненных субъектов.

В качестве критериев разграничения административного и налогового процессов можно исходить и из различий в методе правового регулирования налоговых процессуальных и административно-процессуальных правоотношений. B частности, В.И.Гудимов отмечает, что метод налогово-правового регулирования содержит в себе как элементы публично-правового (императивного), так и частноправового (диспозитивного) регулирования. В административно-процессуальных правоотношениях, по его мнению, преобладает метод властных предписаний, хотя и имеется диспозитивное регулирование [5, с. 25]. Здесь отмечается сложившаяся в последнее время тенденция, когда пытаются выделить налоговое право в самостоятельную отрасль за счет формулирования собственного метода правового регулирования, присущего только налоговым правоотношениям. По нашему мнению, отождествление налогового процесса с частью административного недопустимо. Без сомнения, и это отмечается рядом ученых [11], налоговый процесс обладает многими важнейшими признаками административного процесса. Здесь и властный характер деятельности, и ее жесткая регламентация правовыми нормами, наличие определенной цели и документальное оформление. Однако он отличается от административного по предметной характеристике регулируемых правоотношений: посредством налогового процесса обеспечивается реализация материальных налоговых отношений, имущественных по своему содержанию.

В предмет регулирования налогово-процессуальных норм включается группа отношений, которая непосредственно закрепляет первичный этап формирования государственных и коммунальных денежных фондов за счет налоговых платежей. Имущественный характер проявляется в том, что отношения складываются по поводу имущества - денежных средств в виде налогов. При этом налоговый процесс обеспечивает реализацию не только имущественных, но и обязательственных налоговых правоотношений.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.05.2018 2018-05-23

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Костяная, В. С. Осуществление налогового процесса в Российской Федерации / В. С. Костяная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50596/ (дата обращения: 21.05.2021).

В Российской Федерации выделяются три стадии налогового процесса:

  1. Налоговый контроль;
  2. Производство по делам о налоговых правонарушениях;
  3. Судопроизводство по искам о взыскании налоговой санкции.

Нормативное регулирование налогового контроля закреплено в главе 14 Налогового Кодекса Российской Федерации. В п. 1 ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплено определение налогового контроля. Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговом Кодексом Российской Федерации [3]. Существуют определенные особенности осуществления налогового контроля, например, при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 Налогового Кодекса Российской Федерации), а также осуществление налогового контроля в форме мониторинга (раздел V.2 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Обнаруженные в ходе налогового контроля правонарушения отражаются в актах налоговых проверок, которые фиксируют фактические обстоятельства налоговых правонарушений, выступая важнейшим доказательством по делу [10, c. 68]. Нарушителю предоставляется право в двухнедельный срок со дня получения акта представить свои объяснения мотивов отказа подписать акт или возражения по акту [10, c. 68].

По истечении двухнедельного срока, предусмотренного для предоставления налогоплательщиком возражений по акту, руководитель налогового органа в течение 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные нарушителем. В случае представления нарушителем письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов заблаговременно извещается лицо, совершившее правонарушение [10, c. 69]. Если нарушитель, несмотря на извещение, не явился, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие [3] (п. 7 ст. 101 НК РФ).

В судебной практике часто встречаются споры, которые касаются участия в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки лично и (или) через представителя. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относится обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и давать объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ) [3].

В Постановлении ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677–10 по делу № А40–69666/09–118–555 суд решил отклонить довод инспекции о том, что положения ст. 101 НК РФ не обязывают налоговый орган вручить налогоплательщику вместе с актом проверки протоколы допроса свидетелей и другие документы [5]. Налогоплательщику должна быть обеспечена возможность участвовать в исследовании указанных протоколов и документов во время рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ), что выполнено не было [5].

Отсюда следует, что участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения его прав. Данный вывод нашел свое отражение в Письме ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4–2/13890 [6].

В решении о привлечении лица к ответственности излагаются обстоятельства правонарушения, указываются документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также доводы, приводимые нарушителем в свою защиту и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения налогового законодательства с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности [10]. Кроме того, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения (п. 3 ст. 101 НК РФ) [10].

Следующей стадией налогового процесса является стадия производства по делам о налоговых правонарушениях, осуществляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 101.4 при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса РФ, то есть в порядке, предусмотренном для рассмотрения результатов налоговых проверок), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме Акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. При отказе в подписи такого акта лицом, совершившим правонарушение, в акте делается соответствующая запись.

Отличием такого акта от акта выездных проверок или камеральных проверок в том, что отсутствует строго установленный срок его составления.

Следует учесть, что решение, вынесенное в порядке ст. 101.4 НК РФ вступает в силу со дня вручения, либо с даты, когда оно считается врученным. Данный факт нашел свое отражение в п. 48 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 [7].

При неуплате лицом сумм по требованию налогового органа запускается процедура взыскания.

Действующий НК РФ предусматривает две формы взыскания: судебную и внесудебную. Выбор конкретной формы зависит от категории налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, конкретных обстоятельств возникновения обязанности уплатить штраф.

Помимо налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, существует также и административная, которую вправе применять налоговые органа на стадии производства по делам о налоговых правонарушениях.

Производство по делу начинается со стадии возбуждения дела. Для возбуждения дела необходимо учесть повод и основания.

Поводом для возбуждения дела о налоговом правонарушении может быть непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) [2].

Последняя стадия налогового процесса — судопроизводство по искам о взыскании налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции [10, c. 73]. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. В необходимых случаях в суд направляется ходатайство об обеспечении иска [10, c. 73]. Дела о взыскании налоговых санкций рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством либо судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством [10, c. 74].

В п. 62 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 установлено: «если при рассмотрении поданного налоговым органом заявления о взыскании налога, пеней, штрафа по решению этого органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения суд установит, что в производстве вышестоящего налогового органа имеется жалоба на указанное решение, суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ обязан приостановить производство по делу до рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика» [7].

В судебной практике часто встречается моменты, в которых налоговый орган при наложении санкций не может доказать в суде признаки состава налогового правонарушения. Так, в Постановлении четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 года по делу № А78–3569/2017 суд указал следующее: «принимая вывод о недосказанности наличия признаков состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что привлечение налогоплательщика к ответственности в размере 40 процентов от доначисленных сумм налога является неправомерным, в связи с чем, решение налогового органа правомерно признано им недействительным в части привлечения к ответственности по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДС в виде штрафа в сумме 2 008 162, 60 руб. и по налогу на прибыль организаций в сумме 806 852, 40 руб.» [8].

Завершая рассмотрение стадий налогового процесса и налогового процесса как самого необходимо отметить, что в правоприменительной практике встречаются много спорных моментов, которые необходимо разрешать. Также имеют место и коллизий права, но в данном случае, как было сказано ранее, они трактуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, налоговый процесс является многогранной деятельностью, с определенным кругом субъектом, а также специфическими целями и задачами, которые присущи сфере налогового регулирования в Российской Федерации.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018);
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018);
  4. Приказ ФНС РФ от 02.08.2005 № САЭ-3–06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
  5. Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677–10 по делу № А40–69666/09–118–555;
  6. Письмо ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4–2/13890;
  7. Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57;
  8. Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 года по делу № А78–3569/2017;
  9. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности / Н. В. Витрук. 2-е изд. М.: Норма, 2009. 556 с.;
  10. Демин А. В. Налоговое право России; — М.; 2006. — с. 211.

Налоговый процесс - НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС - в широком смысле процедура принятия нормативно-правовых актов по налоговым вопросам; в узком - особый порядок принятия налоговых законов. Прерогатива законодательной власти устанавливать налоги возводит закон в ранг основного источника налогового права и обусловливается несколькими причинами: осуществлением конституционного принципа неприкосновенности права собственности: предотвращением злоупотреблений со стороны налоговой администрации; пресечением попыток обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности. История свидетельствует, что именно борьба за право вводить новые налоги стала фактором, способствовавшим развитию парламентаризма. Причем правило о законодательном оформлении налогов появилось намного раньше, чем принцип законодательного подтверждения расходов. Еще Великая хартия вольностей 1215 г. гласила: "Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего". Н.п. включает ряд этапов: выявление потребности в издании закона и осуществление законодательной инициативы; рассмотрение налогового законопроекта в комитетах и комиссиях ГД и СФ; принятие законопроекта: проли/льга^ця закона. Необходимость появления того или иного налогового закона обычно устанавливается на основе поступающей в государственные органы информации о состоянии дел в налоговой сфере, а также вследствие воздействия на соответствующие структуры различных групп давления. На федеральном уровне законодательная инициатива может исходить от Президента РФ, СФ, членов СФ, депутатов ГД, Правительства РФ. законодательных органов субъектов РФ. Налоговые законопроекты вносятся в ГД. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. ФЗ по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в СФ, куда они передаются в течение 5 дней с момента принятия ГД. Закон, одобренный СФ, направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ обладает правом отлагательного вето, которое может быть преодолено большинством в 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД. Подзаконные нормативные акты налогового характера в соответствии с действующим в налоговой сфере принципом законности не должны противоречить предписаниям ФЗ, на основании и в развитие которых они принимаются. Это нормативно-правовые акты Правительства РФ. Минфина, МНС, а также "совместные" акты, издаваемые несколькими органами федеральной исполнительной власти (например, МНС и ГТК, МНС и ЦБ). Фомина О.А.

Соседние слова

НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС - в широком смысле процедура принятия нормативно- право вых актов по налоговым вопросам; в узком - особый порядок принятия налоговых законов. Прерогатива законодательной власти устанавливать налоги возводит закон в ранг основного источника налогового права и обусловливается несколькими причинами: осуществление м конституционного принцип а неприкосновенности права собственности: предотвращением злоупотреблений со стороны налоговой администрации; пресечением попыток обсуждения налоговых операций на предмет их целесообразности. История свидетельствует, что именно борьба за право вводить новые налоги стала фактором, способствовавшим развитию парламентаризма. Причем правило о законодательном оформлении налогов появилось намного раньше , чем принцип законодательного подтверждения расходов. Еще Великая хартия вольностей 1215 г. гласила: "Ни щитовые деньги , ни пособия не должны взиматься в королевстве нашем иначе , как по общему совету королевства нашего". Н.п. включает ряд этапов: выявление потребности в издании закона и осуществление законодательной инициативы; рассмотрение налогового законопроекта в комитетах и комиссиях ГД и СФ; принятие законопроекта: проли/льга^ця закона. Необходимость появления того или иного налогового закона обычно устанавливается на основе поступающей в государственные органы информации о состоянии дел в налоговой сфере, а также вследствие воздействия на соответствующие структуры различных групп давления. На федеральном уровне законодательная инициатива может исходить от Президент а РФ, СФ, членов СФ, депутатов ГД, Правительства РФ. законодательных органов субъектов РФ. Налоговые законопроекты вносятся в ГД. Закон опроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. ФЗ по вопросам федеральных налогов и сборов подлежат обязательному рассмотрению в СФ, куда они передаются в течение 5 дней с момента принятия ГД. Закон, одобренный СФ, направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ обладает правом отлагательного вето , которое может быть преодолено большинством в 2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД. Подзаконные нормативные акты налогового характера в соответствии с действующим в налоговой сфере принципом законности не должны противоречить предписаниям ФЗ, на основании и в развитие которых они принимаются. Это нормативно-правовые акты Правительства РФ. Минфина, МНС, а также "совместные" акты, издаваемые несколькими органами федеральной исполнительной власти ( например , МНС и ГТК, МНС и ЦБ). Фомина О.А.

А.Н. ПАРШКОВА, юрист В последние годы в юридической литературе все чаще стали появляться публикации, где употребляется понятие «налоговый процесс». При этом практически каждый автор вкладывает в него свое содержание.

А.Н. ПАРШКОВА,

В последние годы в юридической литературе все чаще стали появляться публикации, где употребляется понятие «налоговый процесс». При этом практически каждый автор вкладывает в него свое содержание. Например: «Предметом налогового процесса выступают отношения, возникающие в связи с возникновением, изменением, прекращением обязанностей по уплате налогов и сборов; отношения, связанные с установлением, введением в действие и прекращением действия ранее введенных в действие налогов и сборов субъектов Федерации, а также местных налогов и сборов; порядок возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговых органов и иных участников налоговых правоотношений; отношения, связанные с применением различных форм и методов налогового контроля; с обжалованием актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также иные правоотношения. Указанные отношения по своей сущности отличаются от иных видов правоотношений, являются процессуальными и должны быть предметом регулирования отдельного процесса»[1]. Необходимо отметить, что такой широкий подход к трактовке налогового процесса, заключающийся в отождествлении любых регламентированных правом процедур и юридического процесса, характерен для российской финансовой литературы.

Вторым подходом к толкованию налогового процесса, также распространенным, является подход А.В. Брызгалина: «Именно появление налогового процесса, т. е. урегулированной процедуры производства по делам о налоговых правонарушениях, является одним из самых серьезных завоеваний и достижений Налогового кодекса РФ»[2]. Он определяет содержание налогового процесса только как процесса юрисдикционного.

Такие разные подходы связаны с различными взглядами на понятие юридического процесса в российской правовой науке. Согласно одному из подходов к понятию юридического процесса процессуальное право, юридический процесс — это судебно-процессуальное право, судопроизводство[3]. По мнению других ученых, юридический процесс представляет собой деятельность государственных органов и должностных лиц, а также других субъектов права по разрешению определенных юридических дел[4]. Третьи под юридическим процессом понимают абсолютно все правовые формы деятельности государственных органов и должностных лиц, а также других субъектов права по разрешению определенных юридических дел: «. юридический процесс в наиболее широком его понимании может быть определен как деятельность (совокупность последовательно совершаемых действий) государства, других субъектов юридических отношений по выработке правовых норм и приведению их в действие в целях урегулирования жизни общества, обеспечения правопорядка»[5].

Как считает М.В. Карасева, научная мысль по вопросу о границах юридического процесса движется от максимально узкой ко все более широкой трактовке. Такое движение закономерно, ибо теория юридического процесса в России начала развиваться в условиях авторитарного государства. Как результат, в течение длительного времени преобладающим был взгляд на юридический процесс как процесс исключительно юрисдикционный. Благодаря активному развитию административно-процессуального законодательства, а также процессуальной составляющей в других отраслях права, в настоящее время преобладающим стал взгляд на юридический процесс как на правоприменительный процесс в широком смысле слова[6].

Есть ученые, не разделяющие мнение о необходимости широкой трактовки юридического процесса и идущие по пути именования любой длящейся юридической процедуры процессом (процессуальными формами)[7]. Д.В. Винницкий также полагает, что расширение понятия «юридический процесс» до логических пределов является малопродуктивным подходом: «Подобная концепция не оставляет места в системе права “материальному праву” и материально-правовым нормам. Подобная “процессуализация” права разрушает его структуру, рождает искусственные конструкции (например, “договорный процесс”)»[8].

Одна из тенденций в российской правовой науке — обозначение юрисдикционного процесса, в частности налогового юрисдикционного процесса, как негативного, а правоприменительного налогового процесса (процесса в широкой трактовке) — как позитивного.

Мы придерживаемся именно такой точки зрения и полагаем, что, говоря о налоговом процессе в широком смысле (включая урегулированный законом порядок всех действий субъектов налоговых правоотношений), можно использовать понятие «позитивный налоговый процесс», а имея в виду налоговый процесс как непосредственно юрисдикционный процесс, производство по делам о налоговых правонарушениях и судебное налоговое производство, — оперировать понятием негативного налогового процесса. По нашим наблюдениям, данная концепция приобретает все большее число сторонников в современной юридической литературе, поскольку специалистами налогового права, судьями, юристами зачастую дается толкование того или иного юридического термина исходя из его лексического значения. Словарное толкование процесса — ход какого-либо явления, последовательная смена стадий. Следовательно, под налоговым процессом будут пониматься все виды правоотношений субъектов налогового права, и судебный (юрисдикционный, негативный) налоговый процесс — лишь как один из этих видов[9]. Подтверждением распространения тенденции лексического толковании понятия «процесс» является выделение некоторыми учеными такого института финансового права, как бюджетный процесс[10].

Д.В. Винницкий придерживается иного мнения: «. с практической точки зрения, целесообразно отойти от проблемы лексического толкования слов “процесс” и “процедура” и установить для них специальное юридическое значение. Представляется, что потребностям практики отвечает следующее соотношение указанных понятий: процедура — это любой установленный правом порядок применения норм органами государственной власти и местного самоуправления, т. е. любой урегулированный порядок правоприменения; юридический процесс — особый, наиболее детально регламентированный порядок применения норм, строящийся на основе состязательности и использовании арбитражного метода регулирования соответствующих (процессуальных) отношений»[11]. Таким образом, правовед считает юридический процесс особым видом юридической процедуры.

Процедура — еще один термин, который наряду с термином «процесс» является предметом многочисленных дискуссий. По мнению ученых, разделяющих научную позицию Д.В. Винницкого, процедура — любой урегулированный порядок правоприменения. Существует также точка зрения, согласно которой процедура является составляющей процесса[12], — в этом случае понятия «процедура» и «процесс» соотносятся между собой как форма и содержание.

По нашему мнению, в данной дискуссии также необходимо использовать понятия негативного и позитивного юридических процессов: если речь идет о позитивном процессе, то процедура является его составляющей; например, в такой стадии налогового процесса, как налоговый контроль, существует процедура по постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе.

В юрисдикционном процессе налоговый процесс является видом юридической процедуры — в данном случае мы солидарны с Д.В. Винницким.

В науке сложилось мнение, что юридический процесс складывается из отдельных производств: «Производство — это достаточно крупное подразделение в структуре налогового процесса. Оно складывается из совокупности взаимосвязанных процедур, каждая из которых представляет собой урегулированный законодательством порядок правового результата»[13].

А.В. Брызгалин под налоговым производством понимает установленную законодательством совокупность приемов, способов и методик, определяющих порядок исполнения юридических обязательств налогоплательщиков и иных лиц по исчислению и уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды[14]. Однако этот ученый рассматривает только один из видов налоговых производств — производство по исчислению и уплате налогов.

М.В. Карасева считает, что производства в налоговом процессе отражают качественную обособленность деятельности субъектов процессуального обобщения в зависимости от предмета деятельности, и выделяет следующие процессуальные производства: расчетно-платежное; налогово-зачетное; производство по предоставлению налогоплательщику налоговой рассрочки, отсрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита; производство по уплате недоимки и пени в добровольном порядке.

На стадии налогового контроля:

· производство по постановке налогоплательщика на налоговый учет;

На стадии принудительного исполнения налогоплательщиком его налоговой обязанности:

· производство по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке;

· производство по взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика.

На стадии привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности:

· производство по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом;

· производство по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами[15].

В.И. Гудимов полагает, что под налоговым производством следует понимать часть налогового процесса, представляющую собой системное образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий, которые:

а) образуют определенную совокупность налогово-процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой и связанностью с соответствующими правоотношениями;

б) вызывают потребности установления, доказывания, а также обоснования всех обстоятельств и фактических данных рассматриваемого юридического дела;

в) обусловливают необходимость закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих документах[16].

Он выделяет три налоговых производства: по исчислению и уплате налога, налогово-контрольное и по применению мер ответственности за совершенное налоговое правонарушение.

Д.В. Винницкий выделяет учетное, корректирующее, обеспечительное, контрольное налоговое производства, а также юрисдикционное производство, которым он и считает налоговый процесс[17].

По нашему мнению, если рассматривать налоговый процесс как правоприменительный и правореализующий, можно согласиться с классификацией производств, предложенной М.В. Карасевой. Если же придерживаться концепции традиционного понимания процессуального права — регулирующего общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления правосудия, в связи с ним или в связи с деятельностью, подготавливающей осуществление правосудия, то в зависимости от правоприменительного цикла таких институтов можно выделить производство в суде первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях, пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам и исполнительное производство[18].

М.В. Карасева, рассматривая налоговый процесс как урегулированный законодательством порядок действий субъектов налоговых правоотношений, направленных на реализацию налогоплательщиком его налоговой обязанности, указывает следующие стадии налогового процесса (этапы реализации налоговой обязанности налогоплательщика):

а) инициативное (добровольное) исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности;

б) налоговоый контроль;

в) принудительное исполнение налогоплательщиком его налоговой обязанности;

г) привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности[19].

Сторонники традиционного понимания налогового процесса считают целесообразным выделять следующие стадии (по аналогии с гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным процессами):

а) возбуждение производства по делу;

б) подготовка дела к судебному разбирательству;

в) судебное разбирательство;

г) проверка законности решения, не вступившего в законную силу, в апелляционной инстанции;

д) обжалование постановлений суда, вступивших в законную силу, в кассационной инстанции;

е) производство в порядке надзора;

ж) пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

з) исполнение решения[20].

Несмотря на наличие разных подходов к понятию налогового процесса, можно с уверенностью сказать следующее: учитывая тенденцию современного процессуального законодательства к дифференциации и специализации правового регулирования, которая в процессуальном праве выражается в появлении самостоятельных специальных отраслей (арбитражный процесс), в становлении отрасли исполнительного права, в выделении административно-процессуального права как подотрасли одноименной материальной отрасли, в настоящее время в российской правовой системе наблюдается формирование такого института, как налоговый процесс.

1 Гудимов В.И. Налогово-контрольное производство в России // Финансовое право. 2002. № 1. С. 29.

2 Брызгалин А.В. Презумпция невиновности в налоговых отношениях: сущность и вопросы практического применения // Хозяйство и право. 1999. № 9. С. 52.

3 См.: Строгович М.С. Судебное право: предмет, система, наука // Советское государство и право. 1979. № 12. С. 62—63.

4 См.: Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. — Харьков, 1985. С. 60.

5 Кононов П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право. 2001. № 6. С. 16—17.

6 См.: Карасева М.В. Налоговый процесс — новое явление в праве // Хозяйство и право. 2003. № 6. С. 54.

7 См., например: Алексеев С.С. Общая теория права. — М., 1981. Т. 1. С. 286.

8 Винницкий Д.В. Налоговое процедурное право и налоговый процесс: проблемы становления // Законодательство. 2003. № 2. С. 26.

9 См., например: Постановление Правительства РФ от 01.12.2001 № 888 «О федеральной целевой программе “Развитие налоговых органов (2002—2004 гг.)”»; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 07.04.2003 № А62-1524/02.

10 См., например: Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право: Краткий учеб. курс. — М., 2001. С. 117.

11 Винницкий Д.В. Указ. ст. С. 27.

12 См.: Карасева М.В. Указ. ст. С. 60.

13 Махина С.Н. Административный процесс. — Воронеж, 1999. С. 24.

14 Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. — М., 1998. С. 315—316.

15 См.: Карасева М.В. Указ. ст. С. 59.

16 См.: Гудимов В.И. Указ. ст. С. 31.

17 См.: Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского права: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2003. С. 9.

18 См.: Староверова О.В., Эриашвили Н.Д. Налоговый процесс. — М., 2004. С. 30.

19 См.: Карасева М.В. Указ. ст. С. 54.

20 См.: Староверова О.В., Эриашвили Н.Д. Указ. раб. С. 60—61.

Читайте также: