Налоговый орган обязан снять с учета налогоплательщика приего ликвидации реорганизации в течение

Опубликовано: 07.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Аудиторские ведомости", N 1, 2000

ПОРЯДОК СНЯТИЯ С УЧЕТА

В соответствии с п.2 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики - организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Форма такого сообщения (сообщение о ликвидации) приведена в Приложении N 1.

Вместе с сообщением о ликвидации организация должна представить в налоговый орган по месту ее нахождения следующие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации:

копия распорядительного документа (решение, постановление, приказ) собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации;

копия распорядительного документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации;

копия распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.

Налоговая инспекция, осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводит камеральную и выездную проверки, связанные со снятием с учета налогоплательщика.

Снятие с учета налогоплательщика - организации в случае ликвидации или реорганизации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения согласно п.5 ст.84 НК РФ производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Форма заявления о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (заявление о снятии с учета), приведено в Приложении N 2.

При подаче налогоплательщиком - организацией заявления о снятии с учета в инспекцию должны быть представлены: сообщение о ликвидации (Приложение N 1), копия промежуточного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а также документы, подтверждающие проведение процедуры ликвидации:

копии объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;

копии ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации и все уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выданные организации налоговыми органами по месту нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств.

Если налогоплательщику - организации, поставленному на учет до 1 января 1999 г., свидетельство о постановке на учет не выдавалось, то представляются первые экземпляры Карты постановки на учет налогоплательщика - организации, выданные как по месту учета организации, так и по месту учета филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, являвшихся самостоятельными налогоплательщиками до 1 января 1999 г .

При отсутствии какого-либо из перечисленных выше документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

Если у налогоплательщика - организации, подавшей заявление о снятии с учета в связи с ликвидацией, задолженности по платежам в соответствующие бюджеты нет, то налоговый орган выдает ликвидатору информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика - организации в связи с ее ликвидацией.

Снятие с учета налогоплательщика - организации в связи с ее ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется как на основании информации, поступающей из налогового органа по месту нахождения организации, так и на основании заявления о снятии с учета (Приложение N 2), представленного налогоплательщиком - организацией в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства).

1. При получении от налогового органа по месту нахождения налогоплательщика - организации письма о получении им сообщения о ликвидации госналогинспекция по месту нахождения филиала (представительства), осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводит камеральную и выездную проверки структурного подразделения.

Вместе с документами, указанными выше, при ликвидации предприятия налогоплательщик - организация представляет заявление о снятии с учета (Приложение N 2) в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства), где в п.2 заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией организации должен быть отмечен п.2.2.

При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих принятие решения о ликвидации организации, ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

В случае снятия с учета организации по месту нахождения филиала (представительства) в связи с ликвидацией организации информационное письмо о снятии с учета организации не выдается, а все документы, подтверждающие снятие с учета по месту нахождения филиала (представительства), пересылаются в инспекцию по месту нахождения организации.

2. Снятие с учета налогоплательщика - организации в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) в связи с закрытием филиала (представительства) осуществляется в соответствии с п.5 ст.84 НК РФ на основании заявления о снятии с учета (Приложение N 2).

Заявление о снятии с учета в связи с закрытием филиала подается налогоплательщиком - организацией в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства).

При заполнении налогоплательщиком - организацией п.2 заявления о снятии с учета в связи с закрытием филиала (представительства) отмечается п.2.3.

Также в налоговый орган должны быть представлены следующие документы, подтверждающие закрытие филиала (представительства):

копия распорядительного документа юридического лица о закрытии филиала (представительства);

копии документов о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица в части исключения из них филиала (представительства);

уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации.

При отсутствии какого-либо из прилагаемых к заявлению документов налогоплательщику - организации письменно сообщаются замечания с указанием срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

Структурные подразделения госналогинспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводят камеральную и выездную проверки филиала.

Налогоплательщику - организации выдается информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) организации в связи с закрытием филиала (представительства). Копия указанного информационного письма направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика - организации.

В налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщик - организация должна представить сообщение о реорганизации или ликвидации обособленного подразделения (Приложение N 3) в срок не позднее одного месяца со дня его ликвидации или реорганизации.

Снятие с учета организации в связи с ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества осуществляется как на основании информации, поступающей от налогового органа по месту нахождения организации, так и на основании заявления о снятии с учета (Приложение N 2), представленного в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества.

1. Налоговая инспекция при получении от налогового органа по месту нахождения организации письма о получении им сообщения о ликвидации проводит камеральную, а в случае необходимости и выездную проверки.

Налогоплательщик - организация должна подать заявление о снятии с учета (Приложение N 2) в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества. При заполнении п.2 заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией организации налогоплательщик - организация отмечает п.2.2.

При снятии с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества должны быть в наличие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации, указанные выше при ликвидации организации по месту нахождения.

При отсутствии каких-либо документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

При ликвидации налогоплательщика - организации в случае, когда место нахождения недвижимого имущества налогоплательщика - организации совпадает с местом ее нахождения или местом нахождения ее филиала (представительства) дополнительные процедуры по снятию с учета, предусмотренные настоящим разделом, не проводятся.

2. Снятие с учета налогоплательщика - организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества в связи с прекращением у нее права собственности на недвижимое имущество производится по заявлению налогоплательщика - организации произвольной формы.

Заявление о снятии с учета в связи с прекращением права собственности подается налогоплательщиком - организацией в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества.

Вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

копии документов о прекращении права собственности на недвижимое имущество;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих прекращение права собственности на недвижимое имущество, заявление о снятии с учета от налогоплательщика - организации не принимается.

В соответствии с нормами гражданского законодательства, в частности в соответствии со ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) "Основания прекращения права собственности", право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Возможно принудительное изъятие у собственника имущества по основаниям, предусмотренным законом:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст.237 ГК РФ);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст.239 ГК РФ);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст.240 ГК РФ);

5) реквизиция (ст.242 ГК РФ);

Налогоплательщику - организации выдается информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества организации в связи с прекращением права собственности на недвижимое имущество. Копия указанного информационного письма направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика - организации.

Снятие с учета налогоплательщика - организации в налоговом органе по месту нахождения ее транспортных средств при ликвидации организации и при прекращении прав собственности на транспортные средства осуществляется в порядке, аналогичном порядку при снятии с учета организации в связи с ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

Следует отметить, что в случае непредставления налогоплательщиком - организацией или нарушения установленного срока представления сообщения о реорганизации или ликвидации предприятия, обособленного подразделения, имущества или транспортного средства подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренных ст.119 НК РФ, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам и представляется руководству налоговой инспекции.

"__.__" ________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

(наименование государственной налоговой инспекции и ее код)

о прекращении деятельности, объявлении

несостоятельности (банкротстве), ликвидации или

реорганизации юридического лица

Юридическое лицо ____________________________________________

(полное наименование юридического лица)

постановки на учет

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе:

серия ______ N ______от "_._" _________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

сообщает о прекращении деятельности, объявлении

несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации

Копии документов, подтверждающих принятие такого решения, на

____ листах прилагаются.

(подпись) (Ф.И.О., должность)

"__.__" ________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

(наименование государственной налоговой инспекции и ее код)

о снятии с учета в налоговом органе

юридического лица, образованного в соответствии

с законодательством Российской Федерации

1. Прошу снять с учета юридическое лицо _____________________

(полное наименование юридического лица)

постановки на учет

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

серия ______ N ______от "_._" _________________ ._._._._

Копии документов, подтверждающих проведение процедуры, отмеченной в п.2, прилагаются на _____ стр.

3. Ф.И.О. и должность лица, составившего заявление

Сведения о снятии с учета в налоговом органе:

Снятие с учета осуществил ___________________________________

(Ф.И.О. инспектора, подпись)

Начальник государственной налоговой инспекции________________

_____________ ____________ "__.__" _________________._._._._

(подпись) (Ф.И.О.) число месяц (прописью) год

"__.__" ________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

(наименование государственной налоговой инспекции и ее код)

о реорганизации или ликвидации

обособленного подразделения юридического лица

Юридическое лицо ____________________________________________

(полное наименование юридического лица)

постановки на учет

Свидетельство о постановке на налоговый учет:

серия ______ N ______от "_._" _________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

сообщает о реорганизации (ликвидации) (ненужное зачеркнуть)

обособленного подразделения ______________________________________

(наименование и место нахождения обособленного подразделения) (наименование государственной

налоговой инспекции и ее код)

Копии документов, подтверждающих реорганизацию или

ликвидацию, на ___ листах прилагаются.

Руководитель _____________ _____________________________

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Дмитрий Духовский

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Ликвидация
Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регулируется ст. 49 НК РФ, а при ее реорганизации — ст. 50 НК РФ.

В Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, устанавливающие сроки подачи налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности реорганизуемой или ликвидируемой организации, что на практике порождает вопросы со стороны налогоплательщиков.

Каковы порядок и сроки подачи налоговых деклараций при ликвидации и реорганизации налогоплательщика? Расскажем в данной статье.

Кто исполняет обязанности по уплате налогов при ликвидации (реорганизации) налогоплательщика?

Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).

Обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном ст. 50 НК РФ.

Согласно этой статье правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается:

  • при слиянии нескольких юридических лиц — возникшее в результате такого слияния юридическое лицо (п. 4);
  • при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу — присоединившее его юридическое лицо (п. 5);
  • при разделении — юридические лица, возникшие в результате такого разделения (п. 6);
  • при преобразовании одного юридического лица в другое — вновь возникшее юридическое лицо (п. 9).

Согласно п. 7 и 8 ст. 50 НК РФ при наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате налогов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. В ряде случаев, предусмотренных этими пунктами, по решению суда вновь возникшие (выделившиеся) юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

Как налогоплательщикам определить последний налоговый период?

Понятие налогового периода, определения первого и последнего налоговых периодов даны в ст. 55 НК РФ.

Согласно п. 1 указанной статьи под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов с учетом особенностей, установленных данной статьей.

Налоговый период — календарный год

Календарный год является налоговым периодом для следующих налогов:

  • НДФЛ (ст. 216 НК РФ);
  • налог на прибыль (ст. 285 НК РФ);
  • налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (ст. 333.53 НК РФ);
  • ЕСХН (ст. 346.7 НК РФ);
  • «упрощенный» налог (ст. 346.19 НК РФ);
  • транспортный налог (ст. 360 НК РФ);
  • налог на имущество организаций (ст. 379 НК РФ);
  • земельный налог (ст. 393 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца календарного года

Период с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в течение календарного года

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря одного календарного года и прекращена до конца календарного года, следующего за годом создания

Налоговый период — квартал

Квартал является налоговым периодом для следующих налогов:

  • НДС (ст. 163 НК РФ);
  • водный налог (ст. 333.11 НК РФ);
  • ЕНВД (ст. 346.30 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается квартал, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.2 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца квартала

Период с начала квартала, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном квартале

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Организация создана менее чем за 10 дней до конца квартала и прекращена до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация

Налоговый период — месяц

Месяц является налоговым периодом для следующих налогов:

  • акцизы (ст. 192 НК РФ);
  • налог на добычу полезных ископаемых (ст. 341 НК РФ);
  • налог на игорный бизнес (ст. 368 НК РФ).

Если налоговым периодом по соответствующему налогу признается месяц, дата завершения налогового периода определяется с учетом положений, установленных п. 3.4 ст. 55 НК РФ:

Период прекращения организации путем ликвидации или реорганизации

Последний налоговый период

До конца месяца

Период с начала календарного месяца, в котором прекращена организация, до дня госрегистрации прекращения

Организация создана и прекращена в одном календарном месяце

Период со дня создания организации до дня госрегистрации прекращения в результате ликвидации или реорганизации

Как определить последний налоговый период налоговым агентам по НДФЛ и расчетный период по страховым взносам?

В целях исполнения обязанностей налогового агента по НДФЛ и в целях определения расчетного периода по страховым взносам даты начала и завершения налогового (расчетного) периода определяются с учетом положений, установленных п. 3.5 ст. 55 НК РФ.

При прекращении организации путем ликвидации или реорганизации последним налоговым (расчетным) периодом для нее является период времени с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Если организация создана и прекращена путем ликвидации или реорганизации в течение календарного года, налоговым (расчетным) периодом для такой организации является период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.

Кто и за какой период представляет налоговые декларации при реорганизации юридического лица?

В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Согласно позиции контролирующих органов (см. письмо Минфина от 13.09.2012 № 03-05-05-01/54, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@) налоговые декларации представляются за последний налоговый период:

  • реорганизованным юридическим лицом;
  • организацией-правопреемником, если они не были представлены реорганизованным юрлицом в налоговые органы до снятия его с учета в установленном порядке.

В какие сроки должны быть представлены декларации за последний налоговый период при ликвидации или реорганизации юридического лица?

Отметим, что Налоговым кодексом не установлены специальные сроки представления деклараций за последний отчетный (налоговый или расчетный) период деятельности ликвидируемыми (реорганизуемыми) юрлицами или правопреемниками реорганизуемых юрлиц.

Недавно налоговая служба выпустила Письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12868@ по вопросу представления налоговой отчетности и уплаты налогов (страховых взносов) в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования. Полагаем, что рекомендации, изложенные в письме, подойдут и для иных случаев реорганизации, а также ликвидации организации.

Обратите внимание:

По мнению ФНС, налоговые декларации должны быть представлены в налоговый орган, а налог уплачен не позднее установленных НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Например, срок подачи декларации по налогу на прибыль за последний налоговый период — не позднее 28 марта года, следующего за годом реорганизации (п. 4 ст. 289 НК РФ). Если 28?е число приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то последним днем представления декларации является следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, если организация была реорганизована 5 сентября 2019 года, то декларация за последний налоговый период (с 1 января по 5 сентября 2019 года) должна быть представлена не позднее 30 марта 2020 года.

Согласно п. 3 ст. 386 НК РФ декларация по налогу на имущество организаций за последний налоговый период должна быть представлена правопреемником за реорганизованное лицо не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены законами субъектов РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).

В пункте 3 ст. 398 НК РФ говорится, что декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками-организациями не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Срок уплаты налога для организаций устанавливается законами субъектов РФ и не может быть установлен ранее срока представления декларации (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

В связи с тем, что налоговым периодом по НДС признается квартал (ст. 163 НК РФ), декларацию по НДС налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25?го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1, 5 ст. 174 НК РФ).

Каков порядок заполнения декларации правопреемником при реорганизации юридического лица?

С учетом норм ст. 50 НК РФ об исполнении обязанности по уплате налогов реорганизованного лица его правопреемником, а также о неизменности сроков исполнения обязанностей по уплате налогов правопреемник обязан представить налоговую отчетность и произвести соответствующую уплату налогов в случае, если реорганизованное лицо этого не сделало.

Составление налоговых деклараций организацией-правопреемником (в том числе указание в титульном листе ИНН и КПП, кода места представления декларации) регулируется порядком заполнения декларации по тому или иному налогу:

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 28.10.2016 года

В какой момент ликвидируемый филиал организации снимается с учета в ИФНС - после подачи организацией сообщения по форме N С-09-3-2 или заявления по форме N Р13001?

В какой момент нужно издать приказ о ликвидации, чтобы снять с учета филиал в январе 2017 года?

В соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал (закрытии филиала) сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. Сообщение подается по форме N С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.

Однако само по себе направление указанного сообщения носит лишь информативный характер и не является основанием для снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения этого филиала, поскольку согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал (закрытия филиала) снятие ее с учета по месту нахождения этого филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В свою очередь, сведения о филиалах российского юридического лица подлежат обязательному внесению в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)). Изменение этих сведений, в том числе и исключение их из ЕГРЮЛ, производится на основании сообщения, направляемого юридическим лицом, которое открыло филиал, в течение трех рабочих дней с того момента, как произошли соответствующие изменения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Принимая во внимание, что гражданское законодательство не предусматривает особого порядка прекращения деятельности филиала российской организации, аналогичного, например, порядку ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ), полагаем, что по смыслу п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ такое сообщение должно быть направлено в течение трех рабочих дней после того, как деятельность филиала была полностью прекращена в действительности.

При этом следует учитывать, что согласно редакции п. 3 ст. 55 ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 года, филиалы должны были быть обязательно указаны в учредительных документах юридического лица. Следовательно, если организация открыла филиал до 1 сентября 2014 года либо после этой даты по собственной инициативе включила сведения о нем в свой учредительный документ, то для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с прекращением деятельности этого филиала, организации необходимо представить подписанное заявителем заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. К такому заявлению следует приложить решение о внесении изменений в устав учреждения, изменения, вносимые в устав учреждения, и документ об уплате государственной пошлины (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

Если же сведения о филиале в уставе организации не содержатся, то изменения в ЕГРЮЛ вносятся на основании заявления по форме N Р14001, утверждённой приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 и п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация соответствующих изменений происходит в течение 5 рабочих дней. Следовательно, учитывая положения п. 5 ст. 84 НК РФ, филиал будет снят с налогового учета одновременно с исключением сведений об этом филиале из ЕГРЮЛ, то есть в течение 5 дней с момента подачи заявления по форме N Р13001 или N Р14001, кроме случаев, когда в отношении филиала ведется выездная налоговая проверка.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, организации, которая принимает решение о ликвидации филиала и желает снять его с налогового учета к определенному сроку, следует учитывать время, необходимое ей для фактического прекращения деятельности этого филиала (например для прекращения трудовых отношений с работниками, занятыми в этом филиале, завершения его хозяйственной деятельности), время, необходимое для подготовки и подачи документов для регистрации изменений, вносимых в устав организации в части сведений о ликвидируемом филиале, а также срок в 5 рабочих дней, отведенный регистрирующему органу для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В случае прекращения хозяйствующим субъектом коммерческой деятельности, либо реорганизации, а также изменения места нахождения, необходима государственная регистрация, которая заключается в внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и на основании сведений содержащихся в данных реестрах.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Организациям и индивидуальным предпринимателям для осуществления факта регистрации в налоговый орган необходимо представить соответствующее заявление и определенный пакет документов, и при этом не забыть про уплату государственной пошлины . Данные действия могут быть осуществлены как самим субъектом, так и уполномоченным представителем.

А в случае прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 Налогового кодекса РФ.

При изменении места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете или налоговым органом при получении им соответствующих сведений о постановке на учет физического лица в другом налоговом органе по месту его жительства.

Срок проведения государственной регистрации является ограниченным. Немаловажным фактом является то, что в случае прекращения организацией деятельности (ликвидации) в отношении данной организации налоговым органом рассматривается вопрос о проведении выездной налоговой проверки. А в случае проведения такой выездной налоговой проверки, ликвидация юридического лица будет возможно только после окончания выездной налоговой проверки и уплаты доначисленных налогов, штрафов и пени.

Если организация приняла решение о ликвидации, но при этом за ней числится задолженность перед кредиторами, то такая организация ликвидируется путем проведения процедур несостоятельности (банкротства), которые регламентированы Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, ликвидация предприятий, как с наличием задолженности, так и без нее может затянуться не на один месяц.

Организация помимо прекращения деятельности путем ликвидации может также прекратить свою деятельность в ходе реорганизации. Суть реорганизации, в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим коммерческим организациям.

Российским законодателем предусмотрены различные формы реорганизации коммерческих организаций:

  • слияние нескольких коммерческих организаций в одну;
  • присоединение одной коммерческой организации к другой;
  • разделение коммерческой организации на несколько новых;
  • выделение из состава коммерческой организации другой коммерческой организации;
  • преобразование коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы.

Деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по нескольким причинам (ликвидация ИП), но основная причина это добровольное принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности. При этом необходимо учитывать, что деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена и в случае наличия задолженности по налогам, но данную задолженность необходимо будет все равно оплатить, но уже в качестве физического лица.

Для осуществления ликвидации или реорганизации, а также снятия с учета необходимы определенные навыки и познания в области права, не знание которых может негативно повлиять на осуществление данных процедур. Наши специалисты обладают необходимыми познаниями и навыками для качественного и своевременного осуществления ликвидации (реорганизации) и снятия с налогового учета, юридические услуги будут осуществлены на должном уровне.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

Читайте также: