Налоговый мониторинг плюсы и минусы

Опубликовано: 03.05.2024

С 2016 года в России появилась новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг. До сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2022 года к мониторингу могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса. Рассказываем в чём заключается налоговый мониторинг, какие преимущества даёт и как стать его участником.


Что такое налоговый мониторинг

Суть мониторинга в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учётной базе организации и контролируют правильность начисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть исключения.

Порядок проведения мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Чтобы участвовать в налоговом мониторинге, нужно подать заявление в инспекцию ФНС по месту регистрации организации.

Участники налогового мониторинга

На 2021 год приём заявлений на налоговый мониторинг уже завершён. Чтобы привлечь к мониторингу больше организаций, с 2022 года требования будут снижены, изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ.


Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/13939@ от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323@;
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/323@ от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/323@.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2020 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Как проходит мониторинг

Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.

Налоговики имеют право:

  • запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у организации есть 10 дней. Если этого времени недостаточно, можно попросить отсрочку. Повторно запрашивать одни и те же документы налоговики не могут.

Если инспекторы находят недочёты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга. Если у организации нет возражений, она обязана исполнить предписания налоговиков.

Мотивированное мнение налоговиков может запросить и сама организация, если в чём-то сомневается, и тоже не позднее 1 июля года, следующего после периода мониторинга.

Если налоговики обнаружат несоответствия по исчислению или уплате налогов и сборов — они отправляют мотивированное мнение в течение 5 рабочих дней. Когда сомнения есть у самой организации, она запрашивает мотивированное мнение у налоговой инспекции. Если у организации остались не исполненные мотивированные мнения, не позднее 1 декабря следующего за контрольным года налоговики должны об этом сообщить.


Содержание Содержание
  • Сущность понятия «налоговый мониторинг»
  • Особенности проводимого налоговой службой мониторинга
  • Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга
  • НМ – последовательность проведения проверки
  • Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры
  • Основные плюсы и минусы налогового мониторинга
  • Основания для отказа в мониторинге
  • Когда налоговый мониторинг может прерваться
  • Топ-5 популярных вопросов

Одна из форм контроля органов ФНС, начавшая действовать в стране с 2015 г. – налоговый мониторинг. Как он осуществляется, доступен ли всем предприятиям и насколько им выгоден – идет речь ниже. В статье расскажем, где применяется налоговый мониторинг, изучим его особенности.

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.

Важно! Когда в определенный временной отрезок в компании проводился НМ, то налоговики не осуществляют дополнительные проверки за тот же период.

Особенности проводимого налоговой службой мониторинга

НМ – явление относительно недавнее в отечественном бизнесе. Оно имеет определенные особенности:

Если в компании действует НМ, то она вправе:

  • потребовать у налоговиков обоснованное мнение относительно сделки;
  • обратиться в ФНС, если по поводу мотивированного мнения появились серьезные разногласия, а уладить их с помощью взаимосогласительной процедуры не получается.

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2021 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн. руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.

Важно! Когда хотя бы один из критериев не соблюден, компании претендовать на осуществление НМ бессмысленно.

НМ – последовательность проведения проверки

Реализацию НМ можно описать таким образом:

– регламента касательно информсотрудничества. Он формируется не произвольно, а по установленному образцу;

– информации об учреждениях и физлицах, чья доля участия в компании составляет более чем 25%;

– учетной политики с целью обложения налогами;

Чтобы осуществлять НМ, у специалиста налоговой отпадает необходимость приходить в компанию с проверкой. Он проводит работу на основании данных:

  • предоставленных компанией;
  • с иных, доступных ему источников.

Способы передачи документов:

В случае обнаружения расхождений, компании потребуется предъявить объяснение. Не избежать и исправлений в уже составленных отчетах. В случае неудовлетворительного итога НМ налоговик напишет ММ.

Важно! Компания, за которой НМ уже закреплен, вправе самостоятельно запросить у налоговой ММ при возникновении в ее работе сомнительной ситуации.

Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры

Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним. После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой. При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.

Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):

  • изменено;
  • оставлено как было.

Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.

Основные плюсы и минусы налогового мониторинга

В процессе становления НМ возможны недочеты и ошибки. Уже сейчас можно отметить положительные и отрицательные моменты мониторинга:

Основания для отказа в мониторинге

Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:

  1. Проводить мониторинг.
  2. Отказать в его реализации.

Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:

  • пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
  • нарушение условий, прописанных в НК (ст. 105.26);
  • расхождения регламента информвзаимодействия с установленной формой и требованиями, к нему предъявляемыми;
  • несоответствие внутренней системы контроля компании действующим нормам.

Важно! Принятое решение касательно НМ отправляется в компанию не позже чем на шестой день после его утверждения.

Когда налоговый мониторинг может прерваться

В некоторых ситуациях налоговая прекращает НМ, не дожидаясь, пока год придет к концу. Основания для этого таковы:

  • предприятие не соблюдает регламентированных условий касательно информвзаимодействия, что делает дальнейший НМ невозможным;
  • компания допускает предоставление неточных данных;
  • руководство организации отказывается предъявить работникам инспекции нужные документы и делает подобное не единожды (более двух раз).

Обсудив сложившееся положение, специалисты налоговой считают правильным прекратить НМ, о чем сообщают в письменном виде.

Топ-5 популярных вопросов

Вопрос №1. Что подразумевается под понятием «мотивированное мнение».

Это мнение, отражающее воззрение специалистов-налоговиков относительно налогов, сборов, страховых взносов по конкретному соглашению: правильности их расчета, полноты, отсутствия задержек перечисления средств в казну. Оно отправляется компании после того, как НМ проведен. ММ может составляться по инициативе и фирмы, и налоговиков.

Вопрос №2. Компания подала заявку на НМ. Через некоторое время ее руководители посчитали, что им выгоднее работать без НМ. Смогут ли они отменить заявку? Что необходимо предпринять?

О решении отказаться от проведения НМ следует оповестить налоговую письменно – отозвать ранее поданное заявление. Но если решение о НМ уже принято, то отказаться можно лишь через год.

Вопрос №3. Какой период и срок охватывает НМ?

Периодом НМ выступает календарный год. Временной отрезок проведения – январь-сентябрь включительно. Окончание – 1 октября.

Вопрос №4. При прекращении НМ по вине организации налоговая уведомляет последнюю в письменном виде. Каковы сроки подачи такого сообщения?

Уведомить компанию о прекращении НМ следует не позже, чем через 10 дней после допущенного нарушения. Крайний срок – 1 сентября того года, который наступает за периодом НМ.

Вопрос №5. Какое основное отличие НМ от выездных проверок?

НМ проводится добровольно по инициативе компании. Он реализуется в режиме реального времени и предусматривает рассмотрение документов уже сейчас, а не через год или два.

Одно из главных преимуществ НМ состоит в том, что он способен избавить организации от налоговых проверок – и выездных, и камеральных. Но применять его вправе не все компании. НМ возможен только для крупных предприятий с миллиардным оборотом и стоимостью активов.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина на тему: «Налоговый мониторинг: цифровое будущее налогового контроля»

Сообщение генерального директора ПАО «Аэрофлот» Виталия Савельева о цифровой трансформации налоговой функции ПАО «Аэрофлот»

Посещение Федеральной налоговой службы. Осмотр модели помещения инспекции ФНС

Перед совещанием Дмитрий Медведев осмотрел новую модель помещения инспекции Федеральной налоговой службы.

Совещание о развитии системы налогового мониторинга

Из стенограммы:

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Понятие и цели мониторинга

Мониторинг – это проверка, осуществляемая инспекторами, на которую компания соглашается добровольно. Для начала мероприятия нужно создать заявление. Мониторинг осуществляется со следующими целями:

  • Проверка правильности расчетов взносов по налогам.
  • Перевод сборов в казну в нужные сроки.
  • Направление страховых взносов в нужные сроки.
  • Сокращение рисков начисления штрафов в дальнейшем.
  • Уменьшение строгости налогового контроля в будущем.

В процессе инспекторы осуществляют проверку этих аспектов:

  • Бухучет.
  • Налоговый учет.
  • Первичная документация.
  • Налоговые регистры.
  • Прочие данные.

На протяжении мониторинга выявляются ошибки, допущенные компанией. Проверка позволяет вовремя исправлять ошибки. Следование рекомендациям инспекторов поможет избежать санкций в дальнейшем.

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2021 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Выездные и камеральные проверки

Проверки на протяжении мониторинга инспекторами не осуществляются. Однако есть исключения, прописанные в статьях 88-89 НК РФ:

  • Декларация за время осуществления мониторинга предоставлена не позже 1 июля.
  • Была направлена декларация по НДС с заявлением о возмещении налоговых трат.
  • Направлена декларация по акцизам с указанием суммы акцизов, подлежащей возмещению.
  • Направлена декларация с уточнениями с уменьшением объема налогов или с увеличением убытков относительно расчета, сформированного ранее.
  • Выездная проверка осуществляется вышестоящей структурой. Проводится она для контроля за правильностью предыдущей проверки.
  • Мониторинг был завершен раньше срока.
  • Компания не исполнила рекомендации налоговых инспекторов.

Во всех этих ситуациях возможно осуществление мониторинга и проверки в одно и то же время.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Порядок проведения мероприятия

Мониторинг можно разбить в три этапа:

  1. Предоставление документов. Инспекторам нужно передать все бумаги, которые могут потребоваться в ходе мониторинга. Это налоговая отчетность, учетные документации. Запрашиваться могут все бумаги, из которых можно понять правильность проведения расчетов и платежей.
  2. Предоставление пояснений. Если специалисты выявили какие-либо несоответствия, они могут истребовать объяснения с руководителя компании. Пояснения нужно предоставить в течение 5 дней с даты поступления требования. На протяжении 10 дней нужно внести все необходимые исправления.
  3. Формирование результатов мониторинга. В процессе проверки могут обнаружиться нарушения. В этом случае налоговые инспекторы направляют соответствующие рекомендации.

Мнение налоговой относительно состояния дел в структуре основывается на ранее предоставленных документах.

Истребуемые документы (информация) во время проведения налогового мониторинга

Во время осуществления необходимых мероприятий по налоговому мониторингу, уполномоченным органом могут быть истребованы дополнительные документы и информация.

Действующий порядок проведения налогового мониторинга устанавливает, чтобы требующиеся документы и информация должны быть указаны в письменном запросе налогового органа, который он направляет в адрес налогоплательщика – юридического лица.

В тех случаях, когда проверка осуществляется на территории юридического лица, сотрудник налогового органа передает руководителю организации требование о представлении определенных документов лично, под расписку.

Требуемые уполномоченным лицом документы могут включать в себя:

  • дополнительные данные бухгалтерской отчетности за определенный временной период;
  • сведения, подтверждающие правомерность порядка исчисления и уплаты налогов организацией;
  • данные о сотрудниках юридического органа, штатное расписание, действующее в тот период, в который осуществляется налоговый мониторинг;
  • иные сведения, которые способны прояснить определенные нюансы и обстоятельства, выделить нужные детали, подтвердить правомерность действий налогоплательщика и т.д.

Истребуемые документы и сведения могут быть представлены в налоговый орган различными способами: лично налогоплательщиком, либо его представителем, путем почтового отправления, либо через электронную отправку.

Представление письменных документов осуществляется в виде заверенных копий тех бумаг, которые необходимо было предоставить.

Отправка документов по электронному каналу требует обязательного соблюдения установленного порядка и форм. В противном случае, все данные, представленные налогоплательщиком, могут быть отклонены по причине их несоответствия действующим стандартам.

В тех случаях, когда налогоплательщик, по определенным причинам, не может выполнить требование налогового органа по представлению определенных документов в указанный срок, он обязательно должен уведомить о данном факте соответствующее должностное лицо, которым было направлено данное требование. Сделать это нужно не позднее, чем на следующий день, после того дня, когда было представлено данное требование.

В письменном объяснении следует указать причины, которые действительно смогут подтвердить тот факт, что представление запрашиваемых документов и сведений невозможно осуществить в указанные сроки.

Автор статьи

1. Налоговые органы и цифровизация

Не секрет, что российское государство уже достаточно давно взяло масштабный курс на цифровизацию различных сфер жизни. При его реализации налоговые органы всегда играли заметную роль.

Так, например, одной из целей принятой еще в 2002 г. федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» 1 1 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65. являлось создание условий для повышения эффективности функционирования экономики, государственного управления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий. Задачей программы было, в частности, совершенствование взаимодействия органов государственной власти с хозяйствующими субъектами.

В числе органов, ответственных за выполнение программы, выступало и Министерство по налогам и сборам РФ — в части реализации среди прочего электронного документооборота между органами власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении налоговой отчетности, создания системы мониторинга и анализа финансово-экономической деятельности организаций государственного сектора экономики.

В соответствии с государственной программой «Информационное общество (2011–2020)» 2 2 Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. В настоящий момент утратила силу. на Федеральную налоговую службу России (ФНС России) была возложена ответственность за создание системы хранения электронных документов для поддержки авторизованного юридически значимого электронного документооборота между субъектами налоговых отношений.

Сейчас ФНС России является одним из общепризнанных лидеров в области реализации государственной политики по цифровизации 3 3 См., напр.: ФНС лидирует в госсекторе РФ по внедрению LegalTech // РГ. 2021. 9 окт. URL: https://rg.ru/2020/10/09/fns-lidiruet-v-gossektore-rf-po-vnedreniiu-legaltech.html; «С России берут пример, к нам приезжают учиться» // Коммерсант. 2019. 21 нояб. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4165008 (дата обращения: 06.04.2021). . Как было отмечено в Постановлении Совета Федерации, «ФНС России активно использует инновационные инструменты на основе цифровых технологий и автоматизированной информационной системы „Налог-3“. Среди успешно работающих электронных сервисов и проектов ФНС России можно отметить автоматизированную систему контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (АСК НДС-2), автоматизированную систему контроля применения контрольно-кассовой техники, интерактивные сервисы „Личный кабинет налогоплательщика“, „НДС-офис иностранной организации“, Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (основа для единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ), государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей под

Отмена налоговых проверок

По общему правилу в период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить выездную налоговую проверку. Но мониторинг не всегда освобождает от выездной проверки.

При определенных обстоятельствах налоговой проверки будет не избежать (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Например, в ходе мониторинга выездная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

  • проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • представление уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, выездную проверку проведут и при досрочном прекращении налогового мониторинга (пп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг — это форма налогового контроля, когда налоговая инспекция не проводит камеральные и выездные проверки, а постоянно контролирует, соблюдает ли компания налоговое законодательство.

Налоговый мониторинг проводится на основе документов, которые организация представляет в ИФНС. Кроме этого, чтобы проверить правильность расчета и уплаты налога, налоговый орган может запросить у компании дополнительные документы и пояснения (ст. 105.29 НК РФ).

Оцените финансовое состояние вашего предприятия с помощью Контур.Эксперт

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2021 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Кто может подать заявление о мониторинге?

Подача заявки на проведение мероприятия предполагает ряд ограничений. Направлять заявление можно только при одновременном наличии условий:

  • Общая сумма налогов за год, предшествующий году подачи заявления, равна 3 млрд рублей и более.
  • Совокупный размер доходов согласно отчетности за год, предшествующий году подачи заявки, равен 3 млрд рублей и более.
  • Общая стоимость активов на последний день года, предшествующего году реализации мероприятия, равна не меньше 3 млрд рублей.

При проведении мероприятия в целях установления необходимости налоговой проверки исполнение условий, прописанных в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ, не нужно. Данное правило установлено пунктом 4 и 7 статьи 105.27 НК РФ.

Особенности подачи заявки

Заявка подается в инспекцию по адресу компании не позже 1 июля. Заявку нужно оформить заранее. К примеру, если мероприятие требуется в 2021 году, подавать заявку нужно не позднее 1 июля 2017 года. Если компания относится к числу крупнейших налогоплательщиков, заявку нужно подавать именно в тот орган, в котором фирма учтена в статусе крупнейшего плательщика налогов. Данный порядок установлен статьей 83 НК РФ.

Заявление можно подавать в ходе мероприятия. К примеру, мониторинг осуществляется в 2021 году. Руководство компании стремится запланировать следующую проверку на 2021 год. Заявление нужно подавать до 1 сентября 2021 года. Форма заявки на мониторинг установлена приказом ФНС от 21 апреля 2021 года.

Вместе с заявкой требуется подать следующие бумаги:

  • Регламент взаимодействия информационного характера.
  • Сведения о компаниях или ФЛ, участвующих в управлении компанией, если доля участия равна более 25%.
  • Учетная политика в год подачи заявки.
  • Локальные акты, устанавливающие систему контроля компании.

Период осуществления мероприятия – это год. Срок реализации проверки начинается с 1 января и заканчивается 1 октября того же года. Сроки регламентированы статьей 105.26 НК РФ.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Главные аспекты, характеризующие налоговый мониторинг

1. Под налоговый мониторинг подпадают только организации (п.1 ст. 105.26 НК РФ).

2. Налоговый мониторинг проводится по заявлению организации и на основании решения налогового органа (п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

3. Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа аналогично камеральной проверке (п.1 ст. 105.29 НК РФ).

4. Под налоговый мониторинг подпадают только организации, удовлетворяющие необходимым условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

5. Заявление на установление мониторинга подается организацией не позднее 1 июля (п. 1 ст. 106.27 НК РФ).

6. Организация вправе отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

7. Решение о назначении налогового мониторинга принимается не позднее 1 ноября года (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

8. Мониторинг устанавливается на следующий год, после года, в котором поступило заявление, и осуществляется за период с 1 января по 1 октября (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

9. Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно (ст. 105.28 НК РФ).

10. Вопросы взаимодействия согласовываются специальным регламентом. В частности, решается вопрос о предоставлении проверяющим доступа к информационным системам организации (п.6 ст. 105.26 НК РФ).

11. По результатам мониторинга может быть принято мотивированное мнение налогового органа (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).

12. Организация на мониторинге вправе запросить мотивированное мнение налоговиков (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

13. Разногласия по поводу мотивированного мнения разрешаются путем взаимосогласительной процедуры на уровне ФНС РФ (ст. 105.31 НК РФ).

О сроках и периодах, а также про проверки и отказы

Один календарный год. Именно такой период, за который проводят налоговый мониторинг. Срок немногим больше – начинается он первого января, а заканчивается 1 октября года, что следует за началом проверки. Пока идет период проверки, налоговые органы не имеют права осуществлять камеральные и выездные изучения положения. Но здесь есть исключения:

  1. Предоставляется налоговая декларация за отчетный период после первого июля года, следующего за периодом.
  2. Досрочное прекращение мониторинга.
  3. Предоставляется уточненная налоговая декларация, в которой сума налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, уменьшена (увеличен размер полученного убытка).
  4. Проводится выездная проверка в порядке контроля за деятельность органов, осуществляющих мониторинг.
  5. Плательщик не выполняет мотивированное требование налоговой структуры.

Получив заявление и необходимые документы, руководитель органа должен принять до первого ноября одно из двух решений:

  1. Провести налоговый мониторинг.
  2. Отказать.

Во втором случае необходимо, чтобы принимаемое решение было мотивированным. Основанием для отказа является:

  1. Непредоставление требуемой информации (полностью или частично).
  2. Несоблюдение организацией выдвигаемых условий.
  3. Несоответствие требованиям регламента информационного взаимодействия.
  4. Используемая организацией система внутреннего контроля не удовлетворяет установленным требованиям.

Решение о проведении или отказе направляется в течение пяти дней после его принятия.

Такие организации могут запросить в налоговом органе проведение мониторинга, предоставив инспекторам в режиме реального времени доступ к данным бухгалтерского и налогового учета.

Порядок представления налоговым органам документов (информации), служащих основаниями для исчисления, уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы, по выбору организации, отражается в регламенте информационного взаимодействия. Форма регламента, а также требования к нему утверждены Приказом ФНС России от 21 апреля 2021 года № ММВ-7-15/[email protected]

Федеральный закон от 3 июля 2021 года № 240-ФЗ уточнил понятие «регламент информационного взаимодействия».

В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Также в регламенте указывается порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления налогов и сборов.

В пункте 7 статьи 105.26 НК РФ (введен с 3 августа 2021 г. подп. б п. 8 ст. 1 Закона № 240-ФЗ) дается определение системы внутреннего контроля.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур в целях:

  • упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
  • выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;
  • полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Система внутреннего контроля должна быть утверждена организацией.

Если в представленном регламенте информационного взаимодействия не полностью указана необходимая информация, инспекторы не позднее одного месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга сообщат вам об этом. В течение 10 дней вы должны представить необходимые пояснения (дополнительные документы, информацию) и (или) внести соответствующие изменения (дополнения) в регламент (п. 3.1. ст. 105.27 НК РФ).

Совершенствование информационных технологий позволило применять налоговым органам новые форматы взаимодействия с налогоплательщиками. Одна из таких форм, введенная в практику с 2015 года, — это налоговый мониторинг. Данный вид контроля осуществляется в удаленном режиме. На основании отчетности и сведений по текущему учету организации представители ФНС могут в режиме реального времени выявлять налоговые риски, ошибки, неточности и своевременно информировать о них налогоплательщика.

Переход от классической системы налогового контроля к мониторингу является добровольным желанием юридического лица. Однако даже если компания захочет воспользоваться этой возможностью, она должна соответствовать нескольким критериям. Они утверждены п. 3 ст. 105 Налогового кодекса РФ:

  • Совокупная сумма налогов юрлица, уплаченная за годовой период, который идет до подачи заявления о налоговом мониторинге, превышает 300 000 рублей.
  • Общая сумма доходов организации по бухгалтерским отчетам, которые поданы в предыдущем году, превышает 3 млрд рублей.
  • Стоимость официально зарегистрированных активов юрлица на период до конца года, предшествующего подаче заявления о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

В случае когда юридическое лицо не подходит даже по одному из приведенных требований, оно не сможет претендовать на проведение процедур в рамках налогового мониторинга.

Характерные особенности налогового мониторинга

В отличие от классических форматов налогового контроля, организации, выбравшие для себя налоговый мониторинг, избавляются от проведения выездных и камеральных проверок ФНС. Подобное становится возможным за счет перехода на удаленное взаимодействие, когда инспектор в режиме реального времени может проводить оценку бухгалтерской, налоговой и прочей документации компании, а также при необходимости запрашивать дополнительные документы. Благодаря такому формату взаимодействия ФНС получает возможность анализировать корректность расчета налогов и сборов в бюджет в онлайн-формате, своевременно информировать налогоплательщика об ошибках, создавать письменные рекомендации о снижении налоговых рисков.

Тем не менее существуют ситуации, когда ФНС вправе устраивать камеральные проверки, невзирая на факт проведения налогового мониторинга. Подобное действует в следующих случаях:

  • организация представила отчетность по одному из уплачиваемых ею налогов позже 1 июля года, который следует вслед за мониторинговым периодом;
  • юридическое лицо подготовило декларацию по налогу на добавленную стоимость или акцизам с заявлением о возмещении уплаченных в бюджет сумм;
  • организация воспользовалась своим правом и сформировала уточненную декларацию по одному или нескольким уплачиваемым налогам, указав в ней меньшую сумму бюджетных платежей или заметно подросшую сумму убытков (сравнение ведется с ранее поданными декларациями);
  • мониторинговые процедуры завершены раньше установленного срока.

Разрешение на выездную проверку может быть выдано, если:

  • мониторинговый период прекращен досрочно;
  • в уточненной декларации, поданной в рамках мониторингового периода, сумма бюджетных платежей будет существенно уменьшена по сравнению с данными из предшествующих деклараций;
  • организация проигнорирует указания ФНС, выпущенные в рамках мониторинга;
  • решение о проведении проверки принимается вышестоящим органом с целью контроля деятельности налоговой инспекции, выполнявшей мониторинг юрлица.

Процедура перехода от налогового контроля к налоговому мониторингу

Переход на налоговый мониторинг осуществляется в заявительном порядке. Организация, выбравшая для себя такой формат взаимодействия с ФНС, должна до 1 июля текущего года подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. К заявлению обязательно прикладываются:

  • документы с информацией о юридических или физических лицах, оказывающих то или иное влияние на деятельность организации;
  • порядок удаленного взаимодействия;
  • учетная политика в области налогообложения;
  • информация о применяемой внутри фирмы системе контроля.

Решение о возможности перехода на налоговый мониторинг принимается ФНС не позднее 1 ноября текущего налогового периода. Причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Отказ в переходе на новую систему налогового контроля может быть вынесен, если:

  • организация представила неполный пакет документов;
  • компания не отвечает требованиям, указанным в п. 3 ст. 105 НК РФ;
  • предложенный регламент информационного взаимодействия не соответствует формам, принятым в ФНС, или составлен неправильно.

Налоговый мониторинг выполняется в течение календарного года и начинается не с текущего, а со следующего года (то есть, если заявление подано в 2020 году, то ФНС проводит налоговый мониторинг в течение 2021 года).

Процедура налогового мониторинга

Мотивированное мнение ФНС

ФНС имеет право формулировать свою позицию по поводу корректности расчета и уплаты взносов в бюджет для той организации, в отношении которого осуществляется финансовый мониторинг. Такая позиция оформляется отдельным документом — мотивированным мнением. Оно подготавливается:

Взаимосогласительная процедура

Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.

От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.

Читайте также: