Налоговый мониторинг чек листы

Опубликовано: 14.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки


«Доказательств тайного вмешательства Сатаны в дела человеческие более чем достаточно: войны, эпидемии чумы, неожиданные налоговые проверки».

Точнее о налоговых проверках, чем в романе английских писателей Терри Пратчетта и Нила Геймана «Благие знамения», и не скажешь. Часто они приходят неожиданно. А кроме того, они неизбежны: если ваша компания попала в план ФНС, то налоговая приедет обязательно.

Однако и с неожиданностью, и с неизбежностью можно работать. Разбираемся, по каким признакам понять, что вами заинтересовалась налоговая, и на каких условиях отсрочить проверку.

Чтобы выездная налоговая проверка не стала неожиданностью

Есть несколько важных моментов, которые стоит взять на заметку:

1. Внимательно следите за информацией о встречных проверках контрагентов, в рамках которых налоговый орган запрашивает документы и по вашей организации.

2. Анализируйте поступающие от налоговой требования. Чаще всего из них понятно, что идет предпроверочный анализ и сбор информации, предшествующие налоговой проверке.

Например, маркером может быть запрос документов за три года. Характер и направленность вопросов также могут много сказать о теме будущей проверки.

3. Не игнорируйте уведомления о вызове в налоговую инспекцию. В большинстве случаев перед назначением выездной проверки инспекция предлагает налогоплательщику добровольно подать уточненные декларации и доплатить налоги.

Чтобы уменьшить вероятность выездной налоговой проверки

Обратите внимание вот на что:

1. Проверяйте контрагентов перед заключением договора. Особенно это касается поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которым вы оплачиваете товары, работы или услуги.

2. Отслеживайте уровень налоговой нагрузки. Он должен быть сопоставим со среднеотраслевыми показателями.

3. Аккуратно отвечайте на требования налогового органа. При этом предоставляйте только те документы, предоставление которых является обязательным.

4. Избегайте необоснованных переездов вашей организации в другой регион или переходов в другую инспекцию.

5. Если это возможно, откажитесь от заявлений о возмещении крупных сумм налоговых платежей из бюджета. Лучше зачесть переплату в счет текущих платежей по аналогичным налогам.

Чтобы выиграть время

Назначенная выездная налоговая проверка необратима, но выиграть время можно следующими способами:

1. У вас есть право предоставлять налоговой документы исключительно на основании письменного требования. Не стоит реагировать на устные просьбы, точно так же не нужно отвечать на устно заданные вопросы.

2. Реагируйте на письменные запросы налоговых органов в срок. У вас, как у налогоплательщика, для ответа на требование есть 10 рабочих дней. Используйте их с толком: оцените правомерность, решите, что вы обязаны предоставлять, а что нет.

3. Подавайте ходатайство о продлении срока предоставления документов по запросу, если их объем очень большой.

4. Не предоставляйте документы «с запасом», если из требования не ясно, что точно у вас запрашивает инспектор. Оно должно быть сформулировано однозначно и определенно.

5. Не привозите подлинники в налоговую инспекцию. Это право, но не обязанность налогоплательщика. Лучше всего на время выездной проверки выделить отдельное помещение в офисе, где представитель налоговой сможет изучать запрошенные им документы.

6. Воздержитесь от предоставления документов в электронном виде. Это также ваше право, но не обязанность.

7. Предоставляйте налоговой только документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов: первичные учетные документы и аналитические налоговые регистры.

Вы вправе не готовить для инспектора различного рода информационные справки и аналитические записки. Ведение синтетических регистров бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, карточки счетов) также не является обязательным.

8. Не берите на себя работу инспектора. Поиск свидетелей и организация их явки в инспекцию — не ваша обязанность. Это касается также ваших нынешних и бывших работников.

Контрольно-аналитическая работа, которую проводят налоговые инспекторы, нередко завершается требованием ревизоров предоставить пояснения или доплатить налоги. На какие уловки идут ревизоры, чтобы побудить бизнес к действию? О своем юридическом опыте журналу «Расчет» рассказала Мария Лоецкая, старший налоговый юрист юридической фирмы «Гин и партнеры».

Срочная явка

Бывают случаи, когда в повестках на допрос ревизоры пишут угрожающую фразу о том, что если свидетель не явится в обозначенный день и час, то на допрос его доставят сотрудники правоохранительных органов.

Решение

Свидетель, получая такое приглашение в инспекцию, сильно пугается и поэтому часто идет на допрос, не заручившись при этом юридической поддержкой, что в итоге увеличивает налоговые риски компании, которую он представляет.

Обратите внимание: налоговое законодательство не содержит норм принудительного привода свидетеля в налоговую инспекцию на допрос.

Дальнее звено

Система АСК НДС 2 выявляет разрыв, налоговые инспекторы, анализируя цепочки контрагентов, находят первую компанию, в реальной деятельности которой не может быть сомнений. При этом действующее предприятие может оказаться третьим, четвертым, пятым или более дальним звеном в цепочке деловых партнеров, в которой выявлен разрыв. Бывают случаи, когда представителя компании (как правило, это директор) приглашают в налоговую инспекцию и объясняют, что именно это предприятие является выгодоприобретателем. По этой причине организация должна заплатить НДС.

Решение

Случаи с разрывами по НДС бывают разные, но с тем фактом, что они непременно будут обнаружены ревизорами, думаю, никто спорить не будет. Нельзя сказать, что ревизоры всегда ошибаются с определением выгодоприобретателя. Тем не менее такой подход можно назвать уловкой, ведь приглашенный представитель бизнеса действительно может не иметь отношения к спорной сделке, однако ревизоры так аргументированно доказывают свою правоту, что не подготовленный к такому давлению руководитель предприятия может согласиться заплатить заявленную инспекторами сумму. В действительности, если компания не имеет отношения к сомнительной сделке в цепочке, где выявлен разрыв по НДС, платить она не должна.

Бесспорная автоматизация

Еще одна уловка, на которую идут инспекторы в общении с налогоплательщиками – это ссылка на безупречную работу цифровых сервисов Налоговой службы. Примечательно, что, побуждая компанию доплатить, ревизоры могут даже не ссылаться на Налоговый кодекс.

Решение

Посещая налоговую инспекцию, внимательно следите, на какие нормы ссылаются ревизоры, одного только факта определения разрыва по НДС системой ведомства недостаточно, чтобы объявить предприятие выгодоприобретателем.

Нежданный гость

Бывают случаи, когда в компанию приходит ревизор не из той инспекции, в которой предприятие стоит на учете. При этом контролер может пытаться передать представителю организации документы или потребовать доплатить налог. Личный визит ревизора производит очень сильное впечатление на коммерсантов и сотрудников предприятия, особенно если в компании в это время проходит проверка.

Решение

Обратите внимание: налоговое законодательство не содержит норм, в соответствии с которыми ревизоры из инспекций, отличных от той, где компания стоит на учете, могут самостоятельно принимать решение о визите на территорию организации.

Демонстрация вежливости

Принято считать, что во время допроса свидетелей налоговые инспекторы могут вести себя грубо, применять механизмы психологического давления. Поэтому, когда налогоплательщик внезапно оказывается в обратной ситуации: ревизор ведет диалог в дружелюбной форме – представитель компании теряется. В формате доверительной беседы легко разговорить человека, это усыпляет бдительность допрашиваемого, атрибуты дискомфортной для большинства людей процедуры допроса исчезают. Многим людям в такой ситуации ставится неудобно не отвечать на вопросы инспектора.

Решение

Не забывайте: какой бы ни была атмосфера во время допроса в налоговой инспекции, это контрольное мероприятие, которое может иметь самые негативные последствия для проверяемой компании. Самой правильной стратегией на таких встречах остается сопровождение представителя компании юристом, который может направлять беседу в безопасное для предприятия русло.

Чужое мнение

Решение

Не пытайтесь найти удобные для инспектора ответы, логические цепочки могут быть разными. В случае переговоров по телефону всегда можно сказать, что номер абонента был получен по официальным каналам связи. Не нужно стесняться сказать, что вы чего-то не помните или вообще не знаете, предложите уточнить информацию и дать ответ позже. Это наиболее безопасная стратегия поведения на допросе в рамках контрольно-аналитической работы ревизоров.

Угроза репутации

Обратите внимание: бывают ситуации, в которых директору компании говорят, что в случае отказа доплатить в бюджет обозначенную сумму ревизоры могут сообщить об этом факте контрагентам компании допрашиваемого лица.

Угроза деловой репутации – действенный механизм побуждения налогоплательщиков. Известны прецеденты, когда контролеры действительно сообщали контрагентам предприятия о причастности к сомнительным операциям и нежелании организации доплатить налог в бюджет.

РАСЧЕТ
Журнал для современного бухгалтера

Самый любимый бухгалтерский журнал, который всегда на вашей стороне.

98% подписчиков всегда продлевают подписку на журнал.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Контроль - особая форма доверия

Зачем мне читать эту статью? Чем она будет мне полезна?
  • Если Вы не имеете никакого представления о Налоговом мониторинге, или лишь отдаленно слышали о нем, данная статья познакомит Вас с этим понятием.
  • Если Вы являетесь специалистом налогового департамента, которому поручено изучить данный вопрос и составить план подключения к Налоговому мониторингу, статья предоставит готовый план действий для Вас.
  • Если Вы являетесь консалтером большой четверки, прочитав статью и используя изложенные материалы, Вы сможете качественно обсудить план внедрения Налогового мониторинга со своим клиентом, а также сможете обратиться к нам за консультацией, поскольку в статье Вы увидите нашу экспертизу в данном вопросе.
  • Если Вы финансовый директор, статья предоставит Вам возможность взглянуть на данный вопрос шире, а также решить одним проектом не только вопрос Налогового мониторинга, но и другие задачи, где требуется оперативное предоставление информации внешним пользователям.
  • Если Вы IT-директор, прочитав статью, сможете найти для себя рекомендации по выбору платформы и узнаете о подходах к построению Налоговой витрины данных.

Что такое «Налоговый мониторинг»?

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:

  • потребность в упрощении системы налогового контроля;
  • тенденция к активной цифровизации предприятий;
  • стремление государства сделать методы администрирования более современными.

Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:

  • бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
  • камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
  • сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
  • снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
  • предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.

Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:

  • появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
  • также появляется возможность «сделать работу над ошибками» - подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.

В отношении каждого конкретного налогоплательщика согласовывается отдельный регламент доступа налоговых органов к документам и информации.

С момента появления налогового мониторинга в 2016 году процедура подключения к нему все время упрощается, как и снижаются требования к масштабам компаний, подпадающих под критерии этой формы контроля.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., представлена на графике ниже.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Первая фаза «Обследование и аудит»:

  1. Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров. Это необходимо для того, чтобы заблаговременно определить риски, которые могут возникнут при подключении к мониторингу.
  2. Провести организацию процессов. Это необходимо для распределения зон ответственности и формирования укрупненных схем процессов ведения учета («как есть»).
  3. Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии. Также, в рамках данного шага необходимо провести обзор применяемых способов и используемых сервисов обмена данными между системами ЭДО, налогового и бухгалтерского учета, расчета заработной платы и учета персонала.
  4. Провести налоговый аудит. Это необходимо для диагностика правильности и точности исчисления налогов, а также для оценки общих и отраслевых налоговых рисков и окружения.
  5. Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.
  6. Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля). Это необходимо для оценки процессов выявления и анализа рисков, анализа контрольных процедур и средств контроля.

Вторая фаза «Вступление в мониторинг»:

  1. Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.
  2. Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.
  3. Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг. Унификация и упрощение учета создают условия для прозрачности учетных процедур и однозначного их восприятия.
  4. Выбор способа информационного взаимодействия и формирование Методологических проектных решений для внедрения «витрины данных» или предоставления и настройки «прямого доступа» в свою учетную систему.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС. Взаимодействие по ТКС не несет в себе никакой автоматизации и оптимизации, которую предполагает налоговый мониторинг, потому рассматривать его можно лишь как первый этап взаимодействия с ИФНС в рамках налогового мониторинга, пока ведутся технические работы по обеспечению прямого доступа к учетной Системе или разработке «Налоговой витрины данных», но лучше отказаться от него целиком.

Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Налоговая витрина данных - позволяет применять единые подходы к предоставлению данных в группе компаний и масштабировать решение; нет избыточности и представляется только информация, необходимая для налогового контроля; позволяет выбрать любую Платформу в качестве основы для разработки интерфейса и АРМов «Налоговой витрины данных», и все ограничения при разработке диктуются исключительно возможностями выбранной Платформы.

Вариант с обеспечением прямого доступа к учетной Системе является гораздо менее гибким, чем «Налоговая витрина данных» и несет в себе много рисков, так как Вы пускаете внешнего пользователя непосредственно в свою учетную систему. Но в то же время этот метод более прост в реализации. Скорее всего Вам удастся его реализовать силами внутренней ИТ-службы и Службы безопасности предприятия. Поэтому в нашей статье мы рассмотрим именно второй вариант реализации информационного взаимодействия с ИФНС - внедрение «Налоговой витрины данных».

Третья фаза «Автоматизация информационного взаимодействия на основе Налоговой витрины данных»:

  1. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.
  2. Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.
  3. Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.
  4. Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.
  5. Логирование действий внешнего пользователя.

Что из себя представляет «Налоговая витрина данных» и зачем она нужна? Какие готовые решения уже есть?

Основная задача «Налоговой витрины данных» - позволить налоговым инспекторам контролировать деятельность компании онлайн, вплоть до анализа конкретных проводок и первичных документов, что, в свою очередь, существенно сокращает документооборот и отменяет необходимость проведения выездных и камеральных проверок ФНС.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

  • оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;
  • предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;
  • масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;
  • снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;
  • формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;
  • произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;
  • реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;
  • оперативный поиск необходимых документов и показателей, используя инструменты «умного» поиска​;
  • гарантия точной, целостной и прозрачной информации;
  • реализация функциональной настройки прав доступа.
  • налоговая и бухгалтерская отчетность;
  • учетные документы;
  • сканы первичных документов;
  • аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;
  • контрольные отчеты.

Получение данного доступа делает проверку правильности ведения бухгалтерского и налогового учета в разы проще.

На сегодняшний день уже есть несколько готовых программных решений «Налоговой витрины данных» от лидеров разработки программного обеспечения по автоматизации бизнеса на российском рынке:

  • «1С:Налоговый мониторинг» для конфигураций «1С: Управление холдингом», «1С:Управление холдингом. ERP» и «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП. МСФО» от компании 1С.
  • «Central Finance (CFIN)», «Advanced Compliance Reporting (ACR)» и «Tax Compliance» от компании SAP.
  • «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS.

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа: Декларация → Сводные регистры налогового учета → Аналитические регистры налогового учета → Регистры бухгалтерского учета → Реестр проводок → Карточка проводки → Первичные учетные документы;

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система. В зависимости от того, с каким из представленных решений платформа вашей учетной системы проще интегрируется, то решение и стоит рассматривать в первую очередь.

Сравнение существующих решений «Налоговой витрины данных»

Подготовка к внедрению «Налоговой витрины данных» сопровождается большим количеством вопросов. Что выбрать - внедрение типового решения или разработку индивидуального решения под свою учетную Систему (проектный подход)? Какие существующие решения есть на рынке? Чем они отличаются друг от друга? Какие у них преимущества и недостатки? Постараемся ответить на некоторые вопросы.

Базовая функциональность решения «1С:Налоговый мониторинг»

источник: https://v8.1c.ru/1c-nalogovyy-monitoring-bukhgalteriya-korp-msfo

  • АРМ налогового инспектора;
  • раскрытие налоговых показателей;
  • расшифровка налоговых деклараций до документа;
  • сканы первичных документов и ЭДО;
  • публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;
  • чек-лист закрытия периода;
  • контрольные соотношения деклараций;
  • сравнение первичной и уточненных деклараций;
  • проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;
  • запросная система;
  • отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

  • практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.
  • не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Данная функциональность для автоматизации налогового мониторинга включена в конфигурации «Управление холдингом» и «ERP. Управление холдингом».

Базовая функциональность решения от компании SAP

источник https://assets.dm.ux.sap.com/by-forum-minsk/pdfs/9_pwc_minsk.pdf

  • раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;
  • встроенный контроль полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;
  • ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;
  • удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;
  • передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);
  • раскрытие структуры системы внутреннего контроля;
  • раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;
  • раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;
  • возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;
  • возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);
  • интеграция с оператором электронного документооборота;
  • возможность отслеживать действия инспектора.

Базовая функциональность решения «Планета. Налоговый мониторинг» от компании IBS

источник http://planetaibs.ru/nalogi/?tab=nalogoviy-monitoring

  • формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;
  • ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;
  • наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;
  • обеспечение целостности данных и контроль изменений;
  • поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Разумеется, индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений. Из недостатков в первую очередь необходимо назвать сроки: индивидуальная разработка и внедрение требуют большего времени, чем внедрение уже существующего решения. Однако индивидуальная разработка имеет и большое преимущество. Если посмотреть на «Налоговую витрину данных» под более широким углом, то станет ясно, что инспектор ФНС - это не единственный внешний пользователь, который нуждается в удобном и понятном интерфейсе с доступом к определенным данным вашей учетной системы. Очень часто возникает необходимость предоставить доступ аудиторам, банкам, учредителям и т.д. И такая возможность, с учетом специфики каждой из перечисленных потребностей, может быть заложена при разработке индивидуального решения.

Прогнозы развития «налогового мониторинга»

Сегодня налоговый мониторинг - один из приоритетных проектов, развиваемых ФНС. Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. Это ведет к снижению требований не только к компаниям, подпадающим под критерии налогового мониторинга, но и к упрощению самой процедуры. А уже в феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

  • еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;
  • к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;
  • к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;
  • увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

Становится очевидным, что постепенно большая часть компаний-налогоплательщиков перейдет именно к налоговому мониторингу как к форме налогового контроля. А самое главное, что от этого выигрывает каждый.

Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.

С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.

Какова суть налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.

Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге?

Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:

общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);

доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);

балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).

Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.

А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.

Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.

Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.

Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?

Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.

Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Какие еще документы (информацию) нужно представить?

С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);

информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;

учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):

1) о проведении налогового мониторинга;

2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.

Каковы сроки проведения налогового мониторинга?

В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?

В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.

В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;

не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?

Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;

3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.

Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).

Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.

По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?

Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.

Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?

К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Как проверяют участников налогового мониторинга?

В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.

Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.

Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.

С 1 января 2018 года при проверках бизнеса надзорные органы обязаны использовать проверочные листы. Это списки вопросов, тем и параметров, по которым идет проверка.

Каждый орган утверждает листы для своей сферы. Например, Роструд проверяет по своим спискам, Росздравнадзор и Роспотребнадзор — по своим. Проверочные листы можно найти заранее: они официально опубликованы и есть в открытом доступе.

На днях вступил в силу приказ Роструда об утверждении таких листов для проверки трудового законодательства. Некоторые порталы напугали предпринимателей, будто листов там 107 и это очень много. Их и правда столько, но конкретно вас касаются не все. Свои вопросы Роструд опубликовал еще в прошлом году, а теперь их утвердил Минюст и они заработали.

На примере Роструда объясним, зачем нужны чек-листы, как они помогут бизнесу и почему на них не стоит особо надеяться.

Зачем нужны проверочные листы

С 2017 года государство решило использовать при проверках риск-ориентированный подход. Всем бизнесам присвоили степень риска. Опасные производства и нарушителей будут проверять чаще. Малый бизнес и тех, кто не попался на нарушениях, постараются проверять редко или никогда. А тем, кого все-таки планируют проверить, заранее сообщат список вопросов. Это и есть проверочные листы.

Их нельзя изменить или дополнить на свое усмотрение. Замысел в том, чтобы эти листы защитили предпринимателей от лишних вопросов инспекторов и помогли подготовиться к проверке. Раньше могли прийти с проверкой по одному вопросу, а в процессе потребовать что-то еще. Предприниматели не были готовы — считалось, что требования всех проверяющих вообще нельзя исполнить и при любой проверке обязательно найдут нарушения. Придерутся к какой-то мелочи и оштрафуют.

Например, трудовая инспекция пришла проверять, как в компании составляют трудовые договоры, а заодно начала требовать документы по охране труда, отпускам, травматизму и сверхурочным. По каждой теме можно было копать как угодно глубоко. Маленькие компании проверяли как большие заводы. Где-то обязательно находили недочет, и бизнес терял деньги.

Предприниматели, у которых в штате нет опытного кадровика, специалиста по охране труда или гражданской обороне, часто вообще не знают, что нужно предъявить при проверке и чем может поинтересоваться инспектор. С проверочными листами больше ясности.

Кого это касается

По умолчанию проверки по чек-листам касаются всех ИП и компаний, независимо от вида деятельности и масштаба бизнеса. Чек-листы Роструда нужны тем, у кого есть сотрудники. Но даже если у вас их нет, с проверкой может прийти другое ведомство, которое тоже использует чек-листы.

Например, МЧС решит проверить ваш павильон для продажи кофе с собой на предмет соблюдения правил пожарной безопасности. Или у вас своя мастерская по изготовлению лестниц: вы лично пилите, красите и сушите, а сотрудников не нанимаете. Росприроднадзор проверит, как вы соблюдаете законы по защите окружающей среды, — на такой случай у него тоже есть проверочные листы.

Где их найти

Правительство утвердило общие требования для проверочных листов. На основании этих требований каждое ведомство разрабатывает свой список вопросов. Проверочные листы всегда официально публикуются. Их легко найти на сайте нужного ведомства.

Есть чек-листы, которые касаются всех бизнесов: например, у Роструда это вопросы об оформлении сотрудников, начислении зарплаты и увольнении. У того же ведомства есть чек-листы для отдельных отраслей: ремонта мостов, газосварочных работ, выпечки хлеба или типографий. Даже для эксплуатации бульдозера у Роструда есть отдельный проверочный лист. Из-за этого кажется, что листов много — целых 107 — и как будто их все нужно изучить. Большинству компаний для подготовки к проверке понадобится меньше десяти. Основные чек-листы для проверки трудового законодательства — в начале списка.

Как использовать

При плановой проверке заранее известно, по какому проверочному листу ее проведут. Предприниматель сможет взять этот лист и провести самопроверку. Все вопросы понятные, по каждому есть ссылка на нормативный документ. Сразу видно, какие документы нужно составить и о чем уведомить сотрудника, чтобы инспектор поставил галочку в графе «да» — это значит, что требования соблюдаются.

Инспектор не имеет права задавать лишних вопросов — только те, что есть в чек-листе. На другие вопросы можно не отвечать.

Почему чек-листы помогут не всем

Проверочные листы используют не для всех бизнесов. Есть градация по степени риска и видам деятельности. Например, Роструд сейчас использует свои чек-листы только для бизнеса с умеренным риском. При низком риске плановых проверок вообще нет, а для остальных чек-листы заработают с 1 июля 2018 года. Узнать свой класс риска можно через запрос в Роструд.

Проверочные листы используют только при плановых проверках. И только те ведомства, где они утверждены. При внеплановой проверке чек-листы не спасут. Вопросы могут совпадать, и документы потребуют те же самые, но строго придерживаться вопросов из чек-листа инспекторы не обязаны.

Инспекция по труду может внезапно нагрянуть с проверкой по жалобе уволенного работника и решит проверить, почему ваши сотрудники оформлены как ИП . Ссылаться на список вопросов из проверочного листа бесполезно.

Как использовать чек-листы с пользой для бизнеса

Проверьте, нет ли вас в списке плановых проверок на 2018 год. Сводный план проверок есть на сайте Генпрокуратуры. На всякий случай уточним, что налоговых проверок там нет.

По ИНН можно проверить, кто вас будет проверять в этом году и будет ли проверять конкретный орган. Узнаете дату, вид и тему проверки.

Если вы есть в плане проверок, узнайте, утвердили ли контролеры проверочные листы и по каким темам. Найдите вопросы и подготовьтесь.

Если плановая проверка вам не грозит, все равно проверьте себя хотя бы по основным чек-листам Роструда или Роспотребнадзора. Некоторые документы нельзя составить задним числом — когда вас внесут в план проверок, будет поздно исправлять ошибки.

Используйте чек-листы для проверки своего юриста, бухгалтера или кадровика. Задайте любой вопрос из списка или попросите предъявить документы по конкретному пункту. Так можно сделать со штатным специалистом или аутсорсинговой компанией. Узнаете много интересного и посчитаете, какую сумму потеряете на штрафах.

Проверочные листы — это не все, что нужно знать о проверках бизнеса. Даже если у вас все в порядке с документами и законом, не помешает держать под рукой телефон грамотного адвоката.

Читайте также: