Налоговый контроль является составной частью администрирования

Опубликовано: 15.05.2024

экономические науки

  • Ильина Александра Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Сазонов Сергей Петрович , доктор наук, профессор, заведующий кафедрой
  • Волгоградский государственный технический университет
  • ПРОВЕРКА
  • АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
  • КОНТРОЛЬ
  • НАЛОГ

Похожие материалы

  • Формы и методы налогового контроля
  • Совершенствование методологии контроля и ревизии снабженческо-заготовительной деятельности
  • Эффективность налогового контроля при формировании плана социально-экономического развития муниципалитета на примере Волгоградской области
  • Интернет-маркетинг, основные инструменты и понятия
  • Обзор существующих и перспективных систем и методов мониторинга техносферной безопасности

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц путем отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований [2.,c.9].

Налоговый контроль — это мероприятие, которое осуществляется уполномоченными лицами налоговых органов с помощью налоговых проверок и налоговых агентов. На сегодня налоговый контроль выполняет важную функцию в осуществлении государственного финансового контроля, потому что за счет налогов и сборов осуществляется пополнение бюджета.

Налоговый контроль является частью налогового администрирования. Налоговое администрирование — это эффективное управление налоговым контролем, который осуществляется на государственном уровне.

Налоговый контроль в системе налогового администрирования сильно отличается от остальных систем финансового контроля по таким параметрам как: по объекту контроля, по методам осуществляющих налоговый контроль. Налоговый контроль это один из важных элементов работы всей налоговой системы. Данное его свойство характеризуется тем, что с его помощью проводится дополнительные проверки налогоплательщиков, которые намеренно скрывают свои доходы.

Налоговый контроль подразделяется на такие проверки как: камеральная и выездная налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка характеризуется тем, что данная проверка осуществляется налоговым инспектором в здании налоговой службы. Такаю проверку производят на основании полученных от налогоплательщиков налоговых деклараций.

Выездная налоговая проверка — это проверка, которая осуществляется налоговым инспектором и представляет собой проверку в которой отражается полнота и достоверность информации от налогоплательщика, а также правильность расчетов по налогам, которые необходимо уплатить. Такая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика, данная проверка проводится по решению главного руководителя налогового органа.

Проводя исследование по выездным и камеральным проверкам и начисленным, на основании проверок, налогам, можно рассмотреть следующий рисунок 1.

Рисунок 1 — Начислено налогов по камеральной и выездной налоговой проверки по Волгоградской области

Источник: авторский, по материалам [5].

На данном рисунке отражается сумма налогов выявленных в результате проведения камеральных и выездных налоговых проверок по Волгоградской области. Из данного рисунка видно как меняется сумма перечисленных налогов в бюджет. Как мы видим, больше всего налоговых нарушений выявлено в результате выездных налоговых проверок. Это связано в первую очередь с тем, что выездные налоговые проверки чаще всего направлены на проверку разных организаций как крупных, так и мелких, следовательно, налог с них взимается больше, чем с физических лиц, отсюда следует, что и прибыль в бюджет от них больше [5].

Налоговые проверки осуществляются согласно нормативно-правовой базе налогового контроля. Налоговые инспекции осуществляют налоговый контроль на основе нормативно-правовых актов регулирующих отношение между налогоплательщиком и исполнительным органом. Из-за постоянного изменения налогового законодательства налогоплательщику сложно отслеживать и разбираться во всех тонкостях налогового процесса, поэтому налоговому инспектору необходимо не только проверять полученные документы, но и в случае неправильного оформления и заполнения декларации сообщать об этом налогоплательщику, что бы он подал уточненную декларацию с правильными суммами [4].

Нормы, которые прописаны в Конституции РФ по регулированию налоговых отношений на территории Российской Федерации, а также здесь определено: что выступает субъектом налогообложения. Основным законом налогового контроля в системе налогового администрирования является Налоговый Кодекс Российской Федерации, в нем подробно прописаны все налоги и то, как они должны рассчитываться и в какой период [1].

Таким образом, налоговый контроль является одним из важнейших элементов в системе налогового администрирования, потому что за счет налогового контроля обеспечивается своевременное поступление денежных средств в бюджет РФ. Система налогового администрирования обеспечивает дальнейшее поступление денежных средств в федеральный бюджет страны.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2019 года. — М.: Эксмо, 2019. — 1488 с.
  2. Гончаров А.И. — Федеральные налоги, взносы и сборы с организаций: учебник для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение». В 2-х т. Т.1 / А.И. Гончаров, М.В. Гончарова. — М.: «Глобус», 2010. — 580с.
  3. Дадашев А.З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д.Г. Черник — М.: ИНФРА-М, 2015. — 248 с.
  4. Степанова Ю.Н. Алгоритмизация налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.
  5. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.03.2019).

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 20 января 2019 года. — М.: Эксмо, 2019. — 1488 с.
  2. Гончаров А.И. — Федеральные налоги, взносы и сборы с организаций: учебник для студ., обуч. по спец. «Налоги и налогообложение». В 2-х т. Т.1 / А.И. Гончаров, М.В. Гончарова. — М.: «Глобус», 2010. — 580с.
  3. Дадашев А.З. Финансовая система России: учебное пособие / А. З. Дадашев, Д.Г. Черник — М.: ИНФРА-М, 2015. — 248 с.
  4. Степанова Ю.Н. Алгоритмизация налогового контроля расчетных операций предпринимательских структур // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5.
  5. Налог.ру [Электронный ресурс] : официальный сайт Федеральной налоговой службы. — Режим доступа: http:analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения: 03.03.2019).

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.


    Рубрика: Экономика и управление

    Дата публикации: 18.12.2015 2015-12-18

    Статья просмотрена: 2094 раза

    Библиографическое описание:

    Ницевич, Т. В. Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования / Т. В. Ницевич, В. К. Докальская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 378-380. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24494/ (дата обращения: 21.05.2021).

    Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.

    Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое администрирование, налоговый контроль, налогоплательщик, уклонение от налогов.

    Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового администрирования. Решение этой проблемы является приоритетным направлением налоговой политики государства [2].

    Налоговое администрирование преимущественно рассматривается как комплекс мер по реализации важнейшей задачи налоговых органов — обеспечению поступлений налоговых платежей в бюджет в том объеме, который необходим для финансирования государственных расходов. Для решения этой задачи необходима четко отлаженная и эффективно действующая организация налогового контроля.

    Эффективность системы налогового контроля, по мнению авторов, определяется, с одной стороны, полнотой поступления налогов в бюджет государства, а с другой — уровнем налоговых издержек, т. е. затрат государства на содержание своего фискального аппарата. В идеале функционирование системы налогового контроля должно способствовать созданию запаса прочности бюджета для снижения налогового бремени, которое, в свою очередь, оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики [4].

    В процессе налогового контроля, безусловно, возможно столкновение интересов налогоплательщиков и государства. Как составной элемент системы управления налоговый контроль является необходимым условием достижения общественной эффективности налоговых отношений, обеспечивая обратную связь налогоплательщиков как с органами государственного управления, которые наделены особыми правами и полномочиями по вопросам налогообложения (налоговыми администрациями), так и с государственными органами, принимающими решения по вопросу установления новых и изменения условий взимания действующих налогов. При этом налоговый контроль — это не только завершающая стадия управления налогообложением, его результаты следует рассматривать и как отправную точку очередного цикла распределительных отношений по поводу формирования централизованных денежных фондов, и как один из факторов устойчивости бюджета, достигаемой за счет стабильного прироста налоговых доходов.

    Так, целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

    В рамках рассматриваемой темы необходимо выделить и конкретизировать следующие функциональные задачи налогового контроля:

     обеспечение налогового законодательства;

     неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах;

     обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет и в государственные внебюджетные фонды;

     предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей.

    Указанные функциональные аспекты налогового контроля надлежит рассматривать неразрывно, в едином комплексе, что позволит обеспечить его эффективность в области мер целенаправленного воздействия системы государственного финансового контроля на все сферы социально-экономической действительности.

    В России налоговый контроль проводится в форме двух основных видов проверок: камерных и выездных. Официальных определений данных форм Налоговый кодекс не содержит, в виду чего возможны дискуссии и имеет место в связи с этим необходимость четкости формулировки и введения соответствующих определений в законодательство. Камерная налоговая проверка выступает формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводимого на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [3]. В отличие от выездной проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

    Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камерной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра или выемки документов. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

    Таким образом, налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, категорий налогоплательщиков, территорий.

    Общий уровень налоговый дисциплины в России на сегодняшний день, характер применяемых схем уклонения от уплаты налогов недобросовестными налогоплательщиками заставляют серьезно поставить вопрос о резервах повышения эффективности налогового контроля. Одним из стратегических направлений изыскания данного резерва можно отметить внедрение в практику форм и методов налогового контроля, основанных на передовых и аналитических технологиях, то есть комплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

    Значимость налогового контроля бесспорна, и заключается, таким образом, в достижении упорядоченности налоговых отношений, проверки соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявления допущенных правонарушений.

    В свою очередь, следует заметить, что цели налогового контроля, определяемые при его осуществлении, должны соответствовать тем задачам, которые ставит государство налоговой системой в целом. При этом развитие налоговой системы предполагает активизацию налогового контроля и повышение его результативности, сосредоточение ресурсов налоговых органов на ключевых сферах налоговых нарушений. Однако как самостоятельный аспект развитие налогового контроля не может дать того эффекта, который ожидает государство в области увеличения налоговых доходов. Усилия налогового администрирования будут безрезультатны без решения проблемы взаимной ответственности налогоплательщика и государства, и, разумеется, без согласования их интересов. Поэтому эффективность налогового контроля может быть обеспечена безусловным соблюдением базовых принципов налогообложения, а также осуществлением налоговой политики с учетом бюджетных приоритетов и упорядочения государственных расходов.

    Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

    Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

    Цель налогового контроля

    Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

    Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

    обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

    обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

    улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

    проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

    проверки целевого использования налоговых льгот;

    пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

    Объекты и предметом налогового контроля

    Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
    Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

    Формы налогового контроля

    Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

    Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

    Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

    При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

    Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

    Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

    требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

    производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

    осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

    контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

    привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

    вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

    создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

    Виды налогового контроля

    Виды налогового контроля:

    1) В зависимости от времени проведения:

    Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

    Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

    Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

    2) В зависимости от субъекта:

    органов внутренних дел;

    3) В зависимости от места проведения:

    выездной — в месте расположения налогоплательщика;

    камеральный — по месту нахождения налогового органа.

    Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.


    • Сущность налогового администрирования
    • Функции налогового администрирования
    • Формы налогового администрирования
    • Методы налогового администрирования
    • Итоги

    Налоговое администрирование, или налоговое управление, — процесс, без которого не может нормально существовать ни одно государство. Источником средств для реализации многих его функций служат налоговые поступления. Рассмотрим, как оно осуществляется в РФ.

    Сущность налогового администрирования

    Официального определения налогового администрирования не существует, но понятие налогового администрирования все шире используется в официальных документах, посвященных налоговой политике РФ. Это неудивительно: любому государству для его нормального функционирования нужны средства, которые собираются благодаря налоговым поступлениям. Чтобы налоговая система была эффективной и адекватно отзывалась на происходящие в стране изменения, ею надо управлять. Это управление, осуществляемое на государственном уровне, собственно и является налоговым администрированием.

    Важно! Эффективная налоговая система должна отвечать потребностям государства и обеспечивать разумную нагрузку на налогоплательщиков, гарантируя при этом прозрачность порядка налогообложения и достаточный уровень контроля со стороны фискальных органов. Цель такой системы и, соответственно, налогового администрирования — сделать предпочтительной для налогоплательщика честную уплату всех налогов и оптимизировать работу контролирующих инстанций.

    Налоговое администрирование предполагает не разработку законодательных актов в области налогообложения, а именно управление, т. е. организацию исполнения этих актов и выявление обстоятельств, которые мешают их эффективной работе.

    Таким образом, данные, собранные в процессе налогового администрирования, могут не только способствовать эффективному сбору налогов, но и послужить причиной проведения налоговых реформ. Результатом постоянно ведущейся в РФ деятельности по совершенствованию налогового законодательства становятся регулярно вносимые в НК РФ изменения, и немалую роль в этом играет налоговое администрирование.

    Функции налогового администрирования

    Функции налогового администрирования осуществляются на 3 уровнях:

    • исполнительных органов власти (от Правительства РФ до администраций регионов), принимающих решения об основных направлениях налоговой политики, устанавливающих величину основных показателей для расчета ряда налогов (круг налогоплательщиков, ставки и льготы), анализирующих и прогнозирующих перспективы налоговых поступлений, вырабатывающих предложения для изменения НК РФ;
    • Минфина России, который разрабатывает конкретные процедуры в области налогообложения, методологию отчетности, консультирует налогоплательщиков по вопросам применения налогового законодательства;
    • ФНС России, непосредственно взаимодействующей с плательщиками налогов и осуществляющей контроль за правильностью применения налогового законодательства.

    Таким образом, налоговое администрирование подразумевает деятельность:

    • по определению направлений налоговой политики;
    • установлению значений показателей по расчету налогов;
    • организации учета налогоплательщиков;
    • разработке форм отчетности;
    • организации работы по сбору налогов;
    • контролю за исполнением налогового законодательства;
    • обработке информации по собираемым налогам;
    • прогнозированию и анализу объемов налоговых поступлений;
    • выявлению противоречивых или неэффективно работающих положений в налоговых законах;
    • выявлению схем уклонения от уплаты налогов;
    • установлению путей взаимодействия между различными структурами с целью получения дополнительной информации, необходимой для эффективного налогового контроля.

    По ряду вопросов функции, реализуемые на различных уровнях налогового администрирования, пересекаются.

    Формы налогового администрирования

    Налоговое администрирование сводится:

    • на 1-м уровне — к обработке полученной информации, своевременному реагированию на нее путем разработки предложений по корректировке налогового законодательства и утверждению перспектив налоговой политики на очередной период;
    • на 2-м — к адекватному изменению методологии конкретных процедур в области налогообложения, выявлению несовершенства в законодательстве, разработке предложений по его изменению;
    • на 3-м — к изменению форм взаимодействия с налогоплательщиками, поиску эффективных мер контроля, выявлению схем нарушения налогового законодательства и возможностей их пересечения.

    О том, что может сделать ИФНС при сомнениях в правомерности действий вашего контрагента, читайте в статье «При проверке контрагента осмотр могут провести у вас».

    Важно! Таким образом, понятие налогового администрирования оказывается значительно шире понятия налогового контроля, хотя основу налогового администрирования составляет в первую очередь контроль как за налогоплательщиками, так и за работающими с ними налоговыми органами. Это предполагает разработку детальной методологии проверок как составной части налогового администрирования, в т. ч. порядка контрольных проверок нижестоящих налоговых органов вышестоящими.

    Следствием контроля становится возможность привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение установленных правил, и это также составляет часть функций налогового администрирования.

    Важную роль играет такая составляющая налогового администрирования, как методологическое обеспечение процесса начисления тех налогов, в отношении которых налоговое законодательство устанавливает только общие принципы их расчета.

    Другой важнейшей функцией налогового администрирования является сбор информации и ее обработка. Сюда относятся данные как по начислению налогов, так и по процедуре их сбора, методологии проверок, выявленным ситуациям ухода от налогов.

    Завершающим этапом налогового администрирования в конкретном налоговом периоде становится выработка предложений по изменению и дополнению налогового законодательства, корректировка направлений налоговой политики.

    Исходя из функций, охватываемых налоговым администрированием, оно занимает промежуточное положение между налоговым контролем (шире, чем он) и общим управлением налоговой системой страны (уже, чем оно).

    Методы налогового администрирования

    Главным и важнейшим методом налогового администрирования является контроль за выполнением требований налогового законодательства. Исходя из него, налоговое администрирование на нижнем уровне сводится к:

    • учету налогоплательщиков;
    • исключению из числа налогоплательщиков фактически не действующих;
    • контролю обоснованности применения правил налогового законодательства;
    • проверке правильности исчисления налогов;
    • применению допустимых мер воздействия на налогоплательщиков;
    • проверке действий самих налоговых органов.

    Самый большой объем среди методов налогового администрирования занимают налоговые проверки налогоплательщиков — камеральные и выездные. С целью сокращения расходов на налоговое администрирование, среди которых максимум приходится на содержание налоговых органов, ведется работа по оптимизации их взаимодействия с налогоплательщиками:

    • предоставление режима наибольшего благоприятствования добросовестным налогоплательщикам, вплоть до их освобождения от выездных проверок;
    • налаживание электронного взаимодействия при представлении документов на проверку;

    О том, какие документы уже можно сдавать в ИФНС электронным способом, читайте в статье «ФНС рассказала, как сдавать в инспекцию сканы документов».

    • отработка технологий получения информации из иных источников, не требующих больших трудозатрат;
    • организация оптимальной системы хранения полученных документов, облегчающей их поиск и обработку;
    • повышение профессионального уровня работников проверяющих органов, стандартизация и автоматизация их функций.

    Налоговое администрирование ставит своей целью побуждение налогоплательщика к добросовестным действиям в части начисления и уплаты налогов под влиянием неотвратимости наказания за уклонение от них. Для этого налоговое администрирование использует:

    • наказание (штрафы, пени, закрытие счетов, арест имущества);
    • предоставление возможности выбора налогоплательщиком наиболее оптимальной для него системы налогообложения;
    • постепенность перехода к более высоким налоговым нагрузкам;
    • налоговое консультирование.

    Внутри самих налоговых органов налоговое администрирование осуществляется в форме проверок (ревизий), обмена информацией и опытом работы.

    На уровне исполнительных органов власти методы налогового администрирования заключаются в обработке данных и выработке оптимальных предложений по корректировке налогового законодательства и направлений налоговой политики с учетом прогнозных расчетов.

    Итоги

    Налоговое администрирование — понятие, важное для понимания целей налоговой политики РФ и происходящих в налоговом законодательстве изменений. Оно решает важнейшие финансовые задачи, необходимые для полноценного функционирования государства.

    Эффективность функционирования системы налогов зависит от качества управления ею. Управление налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития общества. В современной экономической литературе понятие «управление налоговой системой», тождественно понятию «налоговое администрирование». Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой. В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. Основными элементами налогового администрирования выступает:

    — контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

    — контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

    — организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

    Центральным элементом налогового администрирования выступает контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, и без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки. Динамика количества проведенных налоговых проверок в РФ представлена в таблице 1.

    Таблица 1

    Динамика количества проведенных налоговых проверок в РФ

    Показатели

    Период

    Темп роста, %

    На 01.01.2012

    2014

    Из данных таблицы 1 следует, что темп роста количества проведенных камеральных налоговых проверок на 01.01.2013 года снижается на 4,1%, на 01.01.2014 снижение составляет 29,4%. Количество выявивших нарушения камеральных налоговых проверок снижается еще более быстрыми темпами и составляет на 01.01.2013 года — 89,2%, на 01.01.2014 – 59,6%, такая ситуация свидетельствует об улучшении налоговой дисциплины, повышении ответственности налогоплательщиков. Количество выездных налоговых проверок за анализируемый период времени также снижается и практически каждая выездная налоговая проверка выявляет нарушения допущенные налогоплательщиками, так на одну выездную проверку на 01.01.2014г приходилось 0,99 нарушений. Темп роста выездных налоговых проверок на 01.01.2013 года снизился на 13,8%, на 01.01.2014 – 59,4%. Темп роста нарушений в общем количестве проведенных выездных и камеральных проверок к концу анализируемого периода снизился на 18,4%, что является следствием повышения ответственности и ростом профессионального уровня налогоплательщиков.

    Особое внимание в сфере налогового администрирования следует уделять внутриведомственному контролю, который имеет место в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит, как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. В свою очередь налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства. Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без организационного, методологического и методического обеспечения их деятельности. Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают:

    — определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов;

    — разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам;

    — процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков;

    — порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций;

    — планирование и прогнозирование налоговых платежей.

    Суммы дополнительно начисленных налогов и пеней по результатам налоговых проверок поступают в доходы государственного бюджета, их динамика по Российской Федерации представлена в таблице 2

    Таблица 2

    Динамика начисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок в РФ

    Показатели

    Период

    Темп роста, %

    Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Динамика начисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок в РФ свидетельствует об их снижении. Сумма дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам снижается к концу анализируемого периода на 12,1%. Доля начисленных сумм по камеральным налоговым проверкам в структуре полученных дополнительных платежей на 01.01.2012 составляла — 13,4%; на 01.01.2013 — 12,3%; 01.01.2014 — 13,6%. В целом наблюдается рост доли дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам на 101,5%.

    Сумма дополнительно начисленных платежей по выездным налоговым проверкам снижается к концу анализируемого периода на 14,9%. Доля доначисленных налоговых платежей по выездным налоговым проверкам организаций и физических лиц за анализируемый период также уменьшается и их темп роста на 01.01.2012 составляет — 72,4%; на 01.01.2013 — 73,8%; на 01.01.2014 — 71,8%.

    Из данной ситуации можно сделать вывод, что налогоплательщики своевременно погашают свои обязательства, следует отметить, что налоговое законодательство обязаны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, а также в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Доля пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции имеют тенденцию к росту, на 01.01.2014 года составляет 14,6%, темп роста 102,8%, что свидетельствует о нарушениях налоговой дисциплины, нарушении налогового законодательства, наличии затруднений у налогоплательщиков своевременно выполнять налоговые обязательства о наличии других факторов.

    В современной российской практике, исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России, выполняет две дополнительные функции: государственная регистрация налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициирование процедуры банкротства организаций. Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов[7].

    Налоговое администрирование базируется на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата. Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержательную наполняемость налогового администрирования на разных уровнях управления выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

    — проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

    — производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

    — организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;

    — осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;

    — анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции[3].

    Роль налогового администрирования на этом уровне заключается также в разработке мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства, составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.

    Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать предупреждающие меры по их устранению. Права налоговых органов достаточно широки. В свою очередь должностные лица налоговых органов обязаны:

    — действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;

    — реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

    — корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

    Читайте также: