Налоговый контроль вопросы и ответы

Опубликовано: 03.05.2024

Новые правила налоговых проверок: ФНС ответила на самые популярные вопросы


Марина Басович Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

Федеральная налоговая служба продолжает отвечать на своем сайте на вопросы налогоплательщиков. Сегодня предлагаем вашему вниманию наиболее популярные разъяснения по теме налоговых проверок. Значительная часть вопросов касается изменений в правилах проверок и других контрольных мероприятий. Новшества действуют с начала сентября этого года (также см. «Читаем поправки в НК РФ — 2018: налог на имущество организаций, представление документов в инспекцию, подтверждение нулевой ставки НДС и другое»).

Вручение свидетелю копии протокола допроса

Должен ли налоговый орган вручить свидетелю копию протокола допроса?

Да, должен. Копия протокола вручается свидетелю лично под расписку. Если свидетель отказывается получить копию, этот факт отражается в протоколе. Такое правило действует с 3 сентября (п. 6 ст. 90 НК РФ).

Бесплатно определить вероятность выездной налоговой проверки

Повторное истребование документов

Что делать, если инспекция запрашивает документы, которые налогоплательщик уже представлял ранее?

Если инспекция требует документы, которые уже были представлены ранее, необходимо уведомить об этом налоговый орган в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. В уведомлении следует указать, в какую инспекцию были представлены бумаги, а также реквизиты документа, с которым они были направлены. Об этом сказано в новой редакции пункта 5 статьи 93 НК РФ.

Напомним, что до 3 сентября инспекторам запрещалось истребовать для проверки документы, которые ранее уже представлялись в ИФНС.

Представление документов по конкретной сделке

В какой срок нужно представить документы, запрошенные вне рамок налоговой проверки?

С 3 сентября срок на подачу документов по конкретной сделке, которые инспекция запросила вне рамок налоговой проверки, составляет 10 рабочих дней со дня получения требования (ранее на это отводилось 5 рабочих дней). Если истребуемых документов нет, необходимо сообщить об этом в инспекцию в тот же 10-дневный срок (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет

Допмероприятия налогового контроля

Обязан ли налоговый орган ознакомить налогоплательщика с результатами проведения дополнительных мероприятий налогового контроля? Установлен ли срок на ознакомление с результатами таких мероприятий?

С 3 сентября по итогам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекторы должны составить документ, который называется «дополнение к акту налоговой проверки». В этом документе отражаются следующие данные: начало и окончание допмероприятий, описание допмероприятий, сведения о полученных доказательствах или об их отсутствии, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ в случае, если за эти нарушения предусмотрена ответственность. Дополнение к акту вручается проверяемому налогоплательщику или его представителю. К документу прилагаются материалы, полученные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В свою очередь проверяемое лицо вправе представить письменные возражения в течение 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки. Об этом сказано в новой редакции пункта 6.1 статьи 101 НК РФ, действующей с 3 сентября.

Напомним, что ранее подать возражения можно было в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения допмероприятий.

Проверить финансовое состояние своей организации и ее контрагентов

Возражения на акт проверки

Что можно указать в письменных возражениях на акт проверки?

В возражениях желательно указать реквизиты оспариваемого акта и доводы, опровергающие претензии проверяющих. Возражения должны быть мотивированы. К письменным возражениям можно приложить дополнительные документы, подтверждающие позицию налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Срок обжалования решения

В какой срок можно подать жалобу на решение по итогам проверки?

На основании статьи 139 НК РФ жалоба на вступившее в силу решение инспекции о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента его вынесения. Жалоба в ФНС России подается в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Запрос у банка выписки по счету физлица

Может ли налоговый орган запросить у банка выписку по операциям на счетах физического лица?

Запрашивать сведения о наличии счетов, вкладов, об остатках и движении денежных средств по счетам, вкладам физлиц налоговые органы могут только при проведении налоговых проверок в отношении этих лиц или истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ. При этом запрос в банк направляется только с согласия руководителя регионального УФНС или руководства ФНС России (п. 2 ст. 86 НК РФ).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Выездные налоговые проверки являются значимой формой налогового контроля. Знать правила проверок — чрезвычайно важно для всех, поскольку контролеры могут нагрянуть в любую организацию. Редакция «Время Бухгалтера» задала наиболее злободневные вопросы по проверкам, советнику государственной гражданской службы РФ 3 класса, Селяниной Жанне Сергеевне.

Вопрос: Что может послужить поводом для назначения выездной налоговой проверки?

Ответ: Поводом для назначения выездной налоговой проверки, могут послужить: нарушения допущенные в ходе деятельности предприятия, использование схем ухода от налогообложения, использование для вывода денежных средств сомнительных контрагентов, жалобы от работников или клиентов предприятия и другие.

Вопрос: Как происходит отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки?

Ответ: Отбор налогоплательщиков, для выездной налоговой проверки происходит путем проведения предпроверочного анализа. Анализируется деятельность предприятия в целом. Если в ходе проведения данного анализа в деятельности налогоплательщика выявляются факты сокрытия своих доходов, ухода от налогообложения, занижения показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, то он включается в план проведения выездных налоговых проверок. План проведения выездных налоговых проверок утверждает вышестоящая организация, т.е. Управление территориальной налоговой инспекции, в которой будет проводиться проверка.

Вопрос: Правда ли, что при включении налогоплательщика в план выездной налоговой проверки, у инспектора уже есть конкретная сумма, которую он должен доначислить?

Ответ: Как я говорила ранее, перед началом выездной налоговой проверки, проводится предпроверочный анализ налогоплательщика. В данном анализе собираются все нарушения допущенные предприятием. Естественно из допущенных нарушений рассчитывается сумма налогов, которую предприятие недоплатило в бюджет. Но в рамках данного анализа, невозможно увидеть всей картины нарушений предприятия, поэтому и назначается проверка. В ходе проверки все данные, указанные в анализе, проверяются, выявляются новые нарушения и тогда уже рассчитывается сумма, неуплаченных налогов. Она может быть и больше суммы указанной в анализе, может быть и меньше.

Вопрос: Всегда ли выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика?

Вопрос: Каковы сроки предоставления документов запрашиваемых при выездной налоговой проверки? Что делать если количество запрашиваемых документов очень большое?

Ответ: Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. При этом проверяемое лицо может не иметь возможности представить документы в течение 10 дней. Такая ситуация возникает если истребован большой объем документов либо место нахождение документов слишком далеко. В этом случае налогоплательщик должен в течение дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить проверяющих должностных лиц инспекции о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием соответствующих причин, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

Вопрос: Сколько может длиться выездная налоговая проверка?

Ответ: Выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления проверяющими справки о проведенной проверке. Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать 6-ти месяцев. Таким образом, максимальный срок выездной проверки с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.

Вопрос: Что делать, если организация не согласна с результатами выездной налоговой проверки?

Ответ: В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, налогоплательщик вправе в месячный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Возражения могут быть оформлены в форме протокола или акта разногласий по акту выездной налоговой проверки. Возражения будут рассмотрены в присутствии проверяемого лица или его законного представителя и принято соответствующее решение. Если налогоплательщик не согласится с выводами и нарушениями, указанными в данном решении, он вправе обратиться в УФНС по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Если у налогоплательщика возникнут разногласия и на решение принятое УФНС по субъекту РФ, то тогда он вправе обратиться в суд.

Вопрос: Если организация согласна с результатами выездной налоговой проверки, вправе ли она рассчитывать на смягчение штрафных санкций?

Ответ: Руководство налоговой инспекции всегда идет на встречу, добросовестным налогоплательщикам. Для смягчения штрафных санкций предприятию необходимо, до принятия решения по результатам выездной налоговой проверки, предоставить ходатайство. Очень прошу, не путайте с разногласиями. В данном документе, налогоплательщик указывает все свои благоприятные и неблагоприятные факторы, а именно: наличие кредитов, лизинга, высокой кредиторской задолженности, признание вины по акту проверки и другие. Чем больше обстоятельств, для смягчения вы укажите, тем на большую сумму будут уменьшены штрафные санкции. При правильном составлении данного ходатайства, штрафные санкции снижаются до нуля.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Вопросы налогового контроля всегда вызывают интерес у налогоплательщиков, причем независимо от организационно-правовой формы и применяемого режима налогообложения. Представляем нашим читателям обзор разъяснений главного финансового ведомства по вопросам проведения налоговых проверок и оформления их результатов.

Камеральная налоговая проверка

Вопрос:Вправе ли налоговый орган выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации?

Пунктом 2 ст. 88 НК РФ в редакции Федерального закона от 26.11.2008 № 224 ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2009 (за исключением отдельных его положений), установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Поскольку НК РФ не предусмотрено продление камеральной налоговой проверки, максимальный срок ее проведения с 01.01.2009 установлен в три месяца со дня представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Камеральная налоговая проверка проводится на основании налоговой декларации (расчета) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).
Кроме того, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы в соответствии с п. 3, 6, 7, 8 и 9 ст. 88 НК РФ. Таким образом, налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения. Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 18.02.2009 № 03 02 07/1-75.

Также финансисты напомнили, что согласно п. 6 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, в частности истребовать документы в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ.

Вопрос: В каких случаях при камеральной налоговой проверке налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика подлинники первичных документов?

Статьей 88 НК РФ установлены случаи, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика документы. Такие документы налогоплательщик представляет на основании п. 2 ст. 93 НК РФ в виде заверенных им копий. Налоговый орган при проведении налоговой проверки имеет право ознакомиться с подлинниками документов в случае необходимости. Это прямо установлено вышеназванным пунктом. Минфин отмечает, что такая необходимость может возникнуть, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Вопрос: Где должно происходить ознакомление налогового органа с представленными налогоплательщиком подлинниками документов во время проведения камеральной налоговой проверки?

Поскольку камеральная налоговая проверка согласно п. 1 ст. 88 НК РФ проводится по месту нахождения налогового органа, ознакомление с представленными налогоплательщиком подлинниками документов происходит по месту нахождения налогового органа, проводящего эту проверку (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Вопрос:Каков порядок сообщения налоговым органом налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговой декларации и (или) противоречиях между сведениями, представленными последним, и сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа?

Пунктом 3 ст. 88 НК РФ прямо предусмотрено сообщение налогоплательщику о выявленных ошибках в налоговых декларациях и (или) противоречиях между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо о выявленных несоответствиях сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.
Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в котором подробно указывается цель вызова налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (Письмо Минфина РФ от 11.01.2009 № 03 02 07/1-1).

Выездная налоговая проверка

Вопрос:Каковы критерии отбора налогоплательщиков при включении в план выездных налоговых проверок?

В целях создания единой системы планирования налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Отныне каждый налогоплательщик может самостоятельно определить вероятность попадания в поле зрения ФНС.

А в конце 2008 года ФНС Приказом от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ внесла изменения в данный документ, утвердив так называемый 12 й критерий оценки рисков – ведение финансово хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
В связи с этим специалисты Минфина в Письме от 05.02.2009 № 03 02 08-12 сообщили, что при реализации целей налогового контроля определяются критерии для отбора объектов проведения выездных налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Полагаем, что указанные критерии не отождествляются с заданиями налоговым органам по взысканию доначисленных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов по результатам выездных налоговых проверок и других мероприятий налогового контроля.

Вопрос:Обязан ли налоговый орган возвращать налогоплательщику копии документов, полученные им в ходе налоговой проверки?

В Письме от 05.02.2009 № 03 02 07/1-47 специалисты главного финансового ведомства разъяснили, что ст. 89 НК РФ не установлена обязанность налогового органа возвращать налогоплательщику копии документов, полученные налоговым органом до принятия решения о приостановлении выездной налоговой проверки, а также не предусмотрены ограничения по исследованию копий документов налогоплательщика, в том числе с учетом информации, полученной при проведении мероприятий налогового контроля, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ.

Вопрос:В ходе выездной налоговой проверки общества налоговому органу представлены надлежащим образом оформленные документы (товарные накладные и счета-фактуры), подтверждающие произведенные обществом расходы. При истребовании налоговым органом документов у контрагента-налогоплательщика установлено, что документы контрагента не содержат информации о произведенных налогоплательщиком расходах (вследствие допущенной контрагентом технической ошибки). После обнаружения данной ошибки контрагентом внесены исправления в документы, копии которых направлены налогоплательщику и в налоговый орган вместе с пояснениями о допущенной ошибке. Обязан ли налоговый орган при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки принять во внимание наличие исправленных документов?

Федеральным законом от 27.07.2006 № 137 ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» встречная проверка отменена.
Истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках налогоплательщика может производиться в соответствии со ст. 93.1 НК РФ в период приостановления выездной налоговой проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ), а также в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 2 ст. 93.1 и п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно пп. 11 и 12 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки и документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых.
Учитывая изложенное, специалисты Минфина предположили, что решение по результатам выездной налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля принимается на основании всех материалов, имеющихся у налогового органа (Письмо Минфина РФ от 14.09.2009 № 03 02 07/1-425).

Вопрос: По результатам проведения вышестоящим налоговым органом в 2009 году повторной выездной налоговой проверки организации были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, не обнаруженные при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, которая была завершена в 2007 году. В связи с этим налогоплательщику было предложено уплатить сумму налогов, пени и штрафов. Правомерно ли начисление налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки, учитывая вывод Конституционного Суда, сделанный в Постановлении от 17.03.2009 № 5 П?

Поскольку из письма неясно, когда налоговым органом было принято решение о проведении первоначальной выездной налоговой проверки организации, не представляется возможным сделать вывод о правомерности начисления налоговым органом штрафных санкций по результатам повторной выездной налоговой проверки.

Вывод, сделанный Конституционным Судом в Постановлении от 17.03.2009 № 5 П, относится к случаю, когда вышестоящий налоговый орган принимает решение, влекущее изменение прав и обязанностей налогоплательщика, определенных не пересмотренным и не отмененным в установленном процессуальным законом порядке судебным актом, принятым по спору того же налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (Письмо Минфина РФ от 06.07.2009 № 03 02 07/1-342).

Вопрос: Каковы права и обязанности правопреемника организации-налогоплательщика, реорганизованной в виде разделения, при проведении выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией?

В соответствии с п. 6 и 11 ст. 50 НК РФ при разделении юридические лица, возникшие в результате этого, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу п. 2 указанной статьи правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

Пунктом 11 ст. 89 НК РФ оперделено проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика. Указанная проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Кроме того, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом НК РФ не установлены специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица (Письмо Минфина РФ от 05.02.2009 № 03 02 07/1-48).

Вопрос:Должны ли территориальные налоговые инспекции при проведении выездных налоговых проверок обособленных подразделений организации в рамках проведения выездной налоговой проверки организации оформлять и направлять в адрес проверяемых подразделений отдельные требования о представлении документов согласно п. 1 ст. 93 НК РФ применительно к деятельности проверяемого обособленного подразделения организации?

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 28.07.2009 № 03 02 07/1-389, должностное лицо территориального налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку филиала в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, вправе вручить требование о представлении документов, относящихся к деятельности филиала, его руководителю, уполномоченному проверяемой организацией представлять ее интересы в отношениях с налоговыми органами.

Вопрос:Обязан ли налоговый орган после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля по выездной налоговой проверке составить акт, фиксирующий доказательства, выявленные в ходе этих мероприятий, ознакомить налогоплательщика с этим актом, вручить копию акта и дать право на представление письменных возражений, а также обсудить их с налогоплательщиком?

Налоговыми органами должно быть обеспечено в установленном порядке участие налогоплательщика, в отношении которого проводилась налоговая проверка (лично и (или) через его представителя), в процессе рассмотрения материалов проверки, включая материалы, полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщику должна быть обеспечена возможность представления, в том числе в письменной форме, возражений по материалам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (Письмо Минфина РФ от 19.06.2009 № 03 02 07/1-321).

Результаты проверки

Вопрос:Каков порядок рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков в вышестоящих налоговых органах? Предусмотрена ли обязательность привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом?

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

В НК РФ не содержится требование об обязательности привлечения налогоплательщика к участию в процедуре рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом.
Таким образом, обязательность участия налогоплательщика в рассмотрении его апелляционной жалобы НК РФ и каким либо иным документом не предусмотрена (Письмо Минфина РФ от 24.06.2009 № 03 02 07/1-323). Аналогичные разъяснения приведены и в Письме Минфина РФ от 03.06.2009 № 03 02 08/46.

Вопрос:Применяется ли положение п. 5 ст. 101.2 НК РФ об обязательном предварительном обжаловании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящем налоговом органе, если решение о проведении выездной проверки вынесено до 01.01.2009, а решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принято в 2009 году?

Положения п. 5 ст. 101.2 НК РФ применяются в случае, когда решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вынесено начиная с 1 января 2009 года (Письмо Минфина РФ от 23.07.2009 № 03 02 07/1-381).

Вопрос: Каков срок составления акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, согласно ст. 101.4 НК РФ?

НК РФ не установлен период времени, в течение которого должен быть составлен указанный акт. Согласно мнению Минфина, представленному в Письме от 22.01.2009 № 03 02 08-7, акт должен быть составлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения должностным лицом фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 НК РФ).

Налоговый контроль: общие вопросы

Вопрос:Статьей 82 НК РФ предусмотрены разные формы налогового контроля, в том числе такие как доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов. Однако эти формы контроля осуществляются только в рамках налоговой проверки. Не вступают ли в противоречие ст. 82 НК РФ и ст. 87 – 89, 91 – 94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой?

Специалисты Минфина в Письме от 06.03.2009 № 03 02 07/1-113
разъяснили что осуществление таких форм налогового контроля, как доступ должностных лиц на территорию налогоплательщика, осмотр помещений, документов, истребование и выемка документов, предусмотренные ст. 82 НК РФ, которые осуществляются только в рамках налоговой проверки, не приводит к противоречию ст. 82 НК РФ и ст. 87 – 89, 91 – 94 НК РФ в части зависимости одной формы налогового контроля от другой.

Вопрос:Какие документы и в каком порядке обязан представить налогоплательщик в налоговый орган для подтверждения своей добросовестности при заключении сделок с контрагентами? Какие меры, предпринятые налогоплательщиком, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента?

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, оформленные надлежащим образом документы, требуемые для исчисления и уплаты налогов, другие документы, необходимые для налоговых проверок (пп. 6 п. 1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 31, ст. 88, п. 9 и 12 ст. 89, ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Чиновникам Минфина представляется, что меры, включающие в себя получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента, предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента, свидетельствуют о его осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (Письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03 02 07/1-177).

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Мероприятия налогового контроля – основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательственной базы в вопросах налогового администрирования. На что имеет право налогоплательщик, когда дело доходит до допроса, дачи пояснений или выемки документов?

Мероприятия налогового контроля можно условно разделить на «основные» и «сопутствующие».«Основные» – это камеральная и выездная налоговые проверки, то есть те действия налоговых органов, которые могут повлечь за собой изменение налоговых обязательств налогоплательщика. «Сопутствующие» связаны с проведением проверок и формируют доказательственную базу в рамках спора с налоговым органом. Это может быть допрос свидетеля, получение пояснений налогоплательщика, выемка, осмотр территории/документов, ответ на требование налоговой о предоставлении документов.

Если «основным» мероприятиям налогового контроля уделяется достаточно много внимания, то с «сопутствующими» налогоплательщики сталкиваются значительно реже. Вместе с тем от того, насколько качественно, законно проведены и оформлены налоговиками «сопутствующие» мероприятия, будет зависеть исход спора с налоговым органом.

Какие права предоставлены Налоговым кодексом налогоплательщикам, на что обратить внимание и как вести себя при проведении «сопутствующих» мероприятий налогового контроля, рассказывает Елена Чурсина, заместитель руководителя департамента российской налоговой практики IPT Group.

Какие нормы регламентируют действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля?

В первую очередь правила проведения мероприятий налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регламентирует Налоговый кодекс.

Кроме того, рекомендации для налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля, с которыми будет полезно ознакомиться налогоплательщикам, содержатся и в письмах ФНС России:

· письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@;

· письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355;

· письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и другие.

Формы документов, предусмотренных НК и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Какими могут быть «сопутствующие» мероприятия в рамках налогового контроля?

К таким мероприятиям относятся следующие действия налоговых органов:

– осмотр территории, помещений, документов и предметов;

– направление требования о предоставлении документов/информации.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Нужно внимательно изучить протокол допроса свидетелей, используемый как доказательство в споре с налоговым органом. Под сомнение можно поставить показания о сделке с проверяемым налогоплательщиком тех свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки («свидетель говорит о том, чего не может знать»).

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.


Какие вопросы могут задаваться в ходе допроса?

Налоговые органы могут задавать любые вопросы, которые, с их точки зрения, помогли бы получить необходимые сведения об исчислении и уплате налогов.

Если Вас вызвали в налоговый орган, рекомендуем ознакомиться с перечнем вопросов, которые подготовила ФНС России для нижестоящих налоговых органов, подлежащих обязательному выяснению у сотрудников и у руководителя налогоплательщиков (по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей), изложенных в письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» (вместе с «Методическими рекомендациями «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утвержденными СК России, ФНС России).

В то же время в этом документе приведен неисчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть заданы налоговым органом.

Как проходит осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов?

Процедура осмотра также регламентируется НК (ст. 92 НК).

Налоговый орган, чтобы выяснить обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, получает доступ на территорию налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же, в соответствии с нововведениями в НК, действующими с 1 января 2015 г., осмотр может проходить и в рамках камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК).

Осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Ответственность за отказ в доступе представителю налоговой к осмотру территорий, помещений налогоплательщика – административный штраф 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП).

Каковы особенности процедуры осмотра?

Цель проведения осмотра в том, чтобы проверить, насколько фактические данные осмотра соответствуют тем документальным данным, которые заявил налогоплательщик. Особенность мероприятия заключается в том, что при осмотре территории обязательно должны присутствовать понятые – не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела. Также при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

По результатам проведения осмотра составляется протокол.


Что представляет из себя процесс выемки документов либо предметов?

Выемка документов либо предметов – мероприятие налогового контроля, которое может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Побудить к проведению выемки могут следующие обстоятельства:

– требуемые налоговой документы не представлены в указанный срок;

– налоговая планирует провести экспертизу.

Чтобы провести выемку, нужно мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем/заместителем руководителя органа, проводящего выездную налоговую проверку.

На процедуру накладываются определенные ограничения:

– нельзя проводить выемку в ночное время;

– нельзя изымать предметы и объекты, не имеющие отношения к предмету проверки;

– выемку нельзя проводить в жилых помещениях.

До того, как произведется выемка, налоговые органы предлагают добровольно выдать требуемые документы либо предметы. В случае, если налогоплательщик отказывается сделать это добровольно, то в присутствии понятых и самого налогоплательщика проводятся меры по изъятию этих документов. Все сведения заносятся в протокол, который вручается под роспись лицу, в отношении которого проводилась выемка.

Как должен быть оформлен протокол?

Порядок оформления протокола регламентируется ст. 99 НК РФ.

В протоколе должна быть зафиксирована следующая информация:

– порядок проведения проверки;

– сведения о ходе мероприятия;

– какие средства фиксации использовались при проведении мероприятия (фото-, видеосъемка, аудиозапись);

– какие документы предъявлялись.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (в таком случае лицу должны быть переданы заверенные налоговым органом копии изъятых документов).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

1. Лицевой счет налогоплательщика является предельно __________________ документом.
• формализованным

2. Срок проведения камеральной проверки ограничен __________________ со дня представления декларации налогоплательщиком.
• 3 месяцами

3. Налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является __________________ стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации.
• инвентаризационная

4. После завершения проверки налоговой декларации налоговый инспектор ставит в ней свою подпись и указывает дату
• завершения проверки

5. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании __________________ санкции не позднее 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
• налоговой

6. Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается:
• руководителем налогового органа или его заместителем

7. __________________ налоговая проверка — проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.
• камеральная

8. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста
• 16 лет

9. Нормативные акты, регулирующие порядок взаимодействия налоговых органов со сторонними организациями, имеют форму __________________ положений о сотрудничестве.
• межведомственных

10. Сумма излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, подлежат возврату налоговым органом не позднее
• 1 месяца

11. План проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков утверждается:
• руководителем налогового органа или его заместителем

12. Акт выездной налоговой проверки составляется в __________________ экземплярах.
• двух

13. При __________________ проверке каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, проверяется 1 раз в месяц.
• камеральной

14. При постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, заявление по установленной форме подается в налоговый орган по месту нахождения организации в течение __________________ после государственной регистрации.
• 10 дней

15. Анализ данных о налогоплательщике проводится сотрудниками инспекции в целях реальной оценки состояния __________________ учета и достоверности данных налоговой отчетности.
• бухгалтерского

16. В соответствии с НК РФ, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется физическим лицом не позднее 30 __________________ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• апреля

17. Обращения граждан на неправомерные действия руководителей структурных подразделений налоговой инспекции рассматриваются в срок до одного(-ой):
• месяца

18. __________________ кодексом РФ установлена ответственность физического лица за уклонение от уплаты налогов, совершенное в особо крупном размере.
• Уголовным

19. __________________ счет федерального бюджета находится в Банке России.
• Единый

20. Отдел прочих налогов и сборов с физических лиц налоговой инспекции производит исчисление налога на:
• имущество физических лиц

21. Инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются Министерством __________________ РФ.
• финансов

22. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение __________________ со дня вручения или получения копии постановления.
• 10 суток

23. В течение __________________ с момента подачи налогоплательщиком всех необходимых документов налоговый орган обязан выдать свидетельство о постановке на учет и присвоить ИНН.
• 5 дней

24. __________________ анализ данных о налогоплательщике проводится по каждому налогоплательщику, включенному в план непосредственно перед началом выездной проверки.
• предпроверочный

25. Решение о взыскании задолженности по налогам должно быть принято в течение __________________ календарных дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
• 60

26. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении __________________ со дня совершения административного правонарушения.
• двух дней

27. Целью __________________ отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок является формирование списка налогоплательщиков, которые подлежат обязательной проверке.
• предварительного

28. Общая сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается в срок не позднее __________________ года, следующего за истекшим налоговым периодом.
• 15 июля

29. Контроль за соблюдением Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин в денежных расчетах с населением» возложен на __________________ органы.
• налоговые

30. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, а также начисленных процентов, производится в валюте
• Российской Федерации

31. Решение о признании безнадежной к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам принимается Федеральной налоговой службой по суммам __________________ и более.
• 20 млн. руб

32. Срок рассмотрения обращения граждан на неправомерные действия руководителей структурных подразделений инспекции может быть продлен не более чем на:
• 1 месяц

33. Начисление пени и штрафных санкций по НК РФ производятся в:
• рублях

34. Основной задачей отдела организации учета налогоплательщиков налоговой инспекции является контроль за соблюдением __________________ законодательства в части учета налогоплательщиков.
• налогового

35. __________________ счета налогоплательщика открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый бюджет (если налог подлежит зачислению в несколько бюджетов).
• лицевые

36. Пеня не начисляется на __________________ штрафы.
• административные

37. __________________ кодексом РФ установлен принцип казначейского исполнения федерального бюджета.
• Бюджетным

38. Не составляют налоговую тайну сведения о (об) __________________ номере налогоплательщика.
• идентификационном

39. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении уплаты налога и сбора, являются __________________ по региональным и местным налогам и сборам.
• финансовые органы субъекта РФ

40. Форма плана проведения выездных налоговых проверок утверждена:
• Федеральной налоговой службой РФ

41. На основании принятого решения о взыскании задолженности по налогам, налоговая инспекция выставляет в банк __________________ поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщика.
• инкассовые

42. Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие __________________ деятельность без образования юридического лица.
• предпринимательскую

43. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением законодательства
• о налогах и сборах

44. Нарушение порядка ведения кассовых операций должностными лицами влечет за собой наложение административного штрафа в размере
• от 40 до 50 МРОТ

45. Ответственность за нарушения, выявляемые сотрудниками Отдела оперативного контроля налогового органа, установлена:
• Кодексом РФ об административных правонарушениях

46. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ каждому налогоплательщику может быть присвоен:
• только один ИНН

47. Налоговая инспекция является __________________ организацией.
• бюджетной

48. Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются __________________ судом.
• арбитражным

49. Дело об административном правонарушении рассматривается в __________________ срок со дня получения судьей протокола о правонарушении и других материалов.
• пятнадцатидневный

50. Непредставление организацией или уполномоченным лицом документов или иных сведений, предусмотренных НК РФ, в налоговые органы признается __________________ правонарушением.
• налоговым

51. Требование об уплате налога — это адресованное налогоплательщику извещение об обязанности уплатить в __________________ срок неуплаченную сумму налога.
• установленный

52. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту:
• жительства

53. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе
• 18 лет

54. Задолженность по налогам, не погашенная в ходе процедуры банкротства за счет конкурсной массы, рассматривается как задолженность безнадежная к взысканию и подлежит списанию в соответствии с постановлением
• Правительства Российской Федерации

55. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица для постановки на учет одновременно с заявлением представляет свидетельство о:
• государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя

56. Идентификационной номер представляет собой для налогоплательщика — организации __________________ цифровой код.
• десятизначный

57. Земельный налог исчисляется гражданами исходя из налогового(-ой, -ых) __________________ ставок земельного налога и налоговых льгот.
• базы

58. Налоговые органы обязаны соблюдать __________________ тайну.
• налоговую

59. План проведения выездных налоговых проверок должен быть утвержден руководителем налогового органа не позднее, чем за __________________ до начала квартала, следующего за отчетным.
• 10 дней

60. В случае ликвидации организации присвоенный ему __________________ номер налогоплательщика является недействительным.
• идентификационный

61. Записи в лицевых счетах производятся в __________________ порядке.
• хронологическом

62. Налоговая инспекция проводит совместно с __________________ органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
• правоохранительными

63. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение __________________ со дня уплаты указанной суммы.
• 3 лет

64. Налоговая инспекция возглавляется:
• руководителем

65. Задолженность по налогам и пени взыскивается с юридических лиц в __________________ порядке.
• бесспорном

66. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за __________________ предшествующих года.
• 3

67. Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций, приводит к применению __________________ санкций.
• налоговых и административных

68. В соответствии с Налоговым кодексом РФ в случае нарушения налогоплательщиком установленных сроков уплаты налога на просроченную сумму начисляется:
• пеня

69. Решение о взыскании задолженности по налогам должно быть доведено налоговой инспекцией до сведения налогоплательщика в течение __________________ с момента его принятия.
• 5 дней

70. Основным объектом камеральной проверки является __________________ декларация, представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию.
• налоговая

71. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему
• налогового администрирования

72. Незаконное разглашение или использование сведений, составляющих налоговую тайну, наказывается в соответствии с __________________ кодексом РФ.
• Уголовным

73. Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается:
• продолжение противоправного поведения

74. Разглашение налоговой, банковской или коммерческой тайны наказывается штрафом в размере __________________ МРОТ.
• от 200 до 500

75. Решение о приостановлении операций налогоплательщика — организации по его счетам в банке принимается руководителем налогового органа в случае непредставления этими налогоплательщиками __________________ декларации в налоговый орган в течение 2 недель.
• налоговой

76. Сразу после прибытия на место проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации
• служебные удостоверения

77. Идентификационной номер представляет собой для налогоплательщика — физического лица __________________ цифровой код.
• двенадцатизначный

78. Требование об уплате налога и пени, доначисленных налогоплательщику в результате налоговых проверок, должно быть направлено в __________________ срок со дня вынесения решения по результатам проверки.
• десятидневный

79. Пеня начисляется на каждый(-ую) __________________ просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
• день

80. В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пени налоговый орган выносит решение о направлении требования:
• об уплате налогов

Читайте также: