Налоговый контроль 2019 итоги

Опубликовано: 16.05.2024


Выездные налоговые проверки

В сообщении ФНС указало, что в 2019 году в ходе выездных налоговых проверок (ВНП) проверялся всего 1 налогоплательщик из 1 000. Прогноз на 2020 – 1 из 2 000.

По статистике ФНС в первом квартале 2020 года было проведено на 41% меньше выездных проверок по сравнению с 1 кварталом 2019 года. Во втором квартале 2020 года все выездные проверки были приостановлены (новые не назначались) в связи с введением моратория на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

ФНС сообщает, что Служба продолжает последовательно снижать количество выездных налоговых проверок при повышении эффективности на одну проверку, благодаря применению риск-ориентированного подхода.

Безусловно, статистика убедительная. Но, к сожалению, процедуры ВНП активно применяются и вне рамок проверок. Например, ИФНС посредством направления требований о представлении документов (информации) осуществляет сбор огромного массива данных о компаниях и их контрагентах. Помимо этого, ФНС аккумулирует данные, поступающие от большого количества государственных органов и иностранных налоговых органов.

Все, что делают ИФНС собирает Мероприятия предпроверочного анализа – сбор документов и данных, их анализ и проверка – по сути являются способом налогового контроля. По его результатам налогоплательщикам предлагают в добровольном порядке признать и уплатить налоги по операциям, которые отмечаются ИФНС как подозрительные. Такие предложения делаются подчас под угрозой назначения в случае несогласия ВНП в полном объеме. Поэтому снижение количества выездных налоговых проверок вовсе не означает ослабление налогового контроля.

После пандемии, как и предполагалось, активность налоговых органов стала проявляться по всем направлениям. Количество назначенных в июле 2020 года ВНП почти в 2 раза больше аналогичного периода 2019 года. Вне рамок проверок показатели во много раз выше.

Налоговая проверка счетов

В основе статьи «Ведомостей» лежит обращение Ассоциации банков России, в котором якобы отмечается то, что «налоговики начали массово проверять счета россиян в банках», а также то, что «налоговиков интересуют сведения «о наличии счетов, о наличии денежных средств на счетах всех категорий клиентов», в том числе физлиц». Подобное изложение искажает смысл обращения Ассоциации и вводит в заблуждение читателя. ФНС России действительно получила запрос от АРБ, однако в нем речь идет о требованиях по статьям 93, 93.1 Налогового кодекса, которые не касаются информации о наличии счетов и о наличии или движении средств по счетам. Речь идет о требованиях, выставляемых территориальными налоговыми органами при проведении контрольных мероприятий в отношении юридических лиц, в случае выявления сомнительных операций и контрагентов. В этом случае для подтверждения корректности определения налоговых обязательств в банках затребуются карточки с образцами подписей и оттиска печати, заявления на открытие счета, доверенности, выданные должностными лицами на право представления интересов организации и совершение юридически значимых действий, и другие подобные документы.

Определенный рост числа выставленных требований связан с увеличением количества камеральных проверок на 11% (или 1.6 млн) за июнь-июль 2020 года. Сроки представления отчетности по ряду налогов в 2020 году были перенесены в связи с пандемией и ограничением экономической деятельности.

Кроме того, ФНС неоднократно опровергала недостоверную информацию о массовых проверках счетов граждан и налоговых начислениях на любые поступления на карты. Количество таких проверок минимально – в среднем в год проводится не более 3% от общего количества выездных проверок. За первое полугодие 2020 года в рамках выездной налоговой проверки ФНС проверила всего 60 человек на всю Россию. Необходимо отметить, что запрос по счетам физических лиц в соответствии со ст. 86 Налогового кодекса возможен только в случае налоговой проверки и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

Налоговые сборы

Также со ссылкой на экспертов «Ведомости» подчеркивают, что «за шесть месяцев ФНС перечислила в бюджет лишь 40,7% к прогнозным показателям». Эта фраза искажает смысл статистических данных. Стоит подчеркнуть, что речь идет о годовых прогнозных показателях. Если учитывать прогнозные показатели по полугодиям, то федеральный бюджет исполнен на 105,5%. За шесть месяцев поступило 5,4 трлн рублей (по прогнозу 5,1 трлн рублей). Кроме того, приостановление экономической деятельности на период пандемии, карантин, а также отложенные сроки сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов для ряда категорий налогоплательщиков стали причиной переноса прогнозируемых поступлений налогов.

Журналисты газеты «Ведомости» не обращались с запросом в пресс-службу ФНС России по вопросу увеличения налоговых проверок, используя для написания статьи лишь мнения сторонних экспертов и собственные домыслы. При этом ФНС России придерживается стандарта информационной открытости, оперативно реагирует на запросы граждан, организаций, общественных объединений и СМИ, действуя в правовом поле.

IV практическая КОНФЕРЕНЦИЯ

31 октября 2019 года

ИТОГИ 2019, ОЖИДАНИЯ 2020

отель Ararat Park Hyatt Moscow ★★★★★ + online‑трансляция

Держим «руку на пульсе»

Налоговая служба продолжает бороться с уклонением от уплаты налогов, изобретая для этих целей новый инструментарий и совершенствуя старый. Движение налоговых органов в этом направлении стремительно, а последствия для налогоплательщиков непредсказуемы и зачастую печальны.

Почему важно заранее знать о вопросах, которые могут последовать от налоговых органов в отношении ваших сделок или принятых решений? Каковы ориентиры налоговой безопасности сегодняшнего дня?

Самые «горячие» темы и проблемные ситуации обсуждаем с представителями налоговых органов и ведущими налоговыми консультантами на практических конференциях ИРСОТ о налоговом контроле в России.

Периодичность проведения конференций — 2 раза в год.

Только актуальные вопросы, свежие решения, лучший опыт российских компаний и анализ судебной практики последних месяцев.


Профессиональная «команда мечты», на счету которой сотни кейсов по защите интересов налогоплательщиков

Ведущий эксперт в области разрешения налоговых споров в России (Tax Controversy Leaders), победитель Сlient Choice Award в 2019 г. в номинации «Лучший юрист в области корпоративного налогообложения в России». Выдающийся литигатор, яркая личность и уникальный специалист в области налогообложения

Конструктивный диалог с представителями ФНС

Обсудим сценарии, по которым будет проходить налоговое администрирование в ближайшие два года

Проанализируем алгоритмы выявления налоговых правонарушений фискальным органом

Разберемся в том, как налоговые органы разрушают «легенды» налогоплательщика о реальности спорных сделок

Все о налоговом контроле за 1 день

Высокая концентрация информации

В фокусе внимания — сбор доказательств наличия/отсутствия налоговых правонарушений

Выступления в формате «лайфхаки от практиков»

Все выступления начинаются со слова «КАК»

Только конкретные рекомендации, основанные на реальном опыте

Только работающие инструменты

А еще — примеры креативных решений в формате case study

Место встречи единомышленников

Хороший повод вырваться из рутины, получить инсайты, узнать перспективы

Участие в конференции — это очень крутой networking. Вы пообщаетесь с лидерами экспертного сообщества и своими коллегами

Отличный повод завести полезные знакомства

СПЕЦИАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ КОНФЕРЕНЦИИ:

Налоговый орган VS налогоплательщик:
доказывание наличия / отсутствия налоговых правонарушений

Налоговый контроль: дорожная карта ФНС на 2020 год

Инструменты налогового контроля и системы сбора информации о налогоплательщике: ближайшие планы

Как укрепляется сотрудничество ФНС с банками, СК, прокуратурой: картина дня

«Внутреннее убеждение» налоговых органов (письма ФНС) и их значение для защиты интересов налогоплательщика в судах

Минфин – ФНС – суды: как обеспечивается единообразие правоприменительной практики

Где заканчивается «свобода усмотрения» налогоплательщика, где начинается «свобода усмотрения» налогового органа и что говорят об этом суды

Новые обычаи делового оборота от ФНС:
внедрение единых стандартов организации работы с контрагентами

PR в налоговом контроле, или Зачем налоговая сотрудничает с отраслевыми ассоциациями

Ассоциация добросовестных участников рынка АПК: как работает механизм взаимодействия Ассоциации и налогового органа (итоги стартового проекта)

Планы ФНС по распространению эксперимента на другие отрасли

В чем выигрывает, а в чем проигрывает налогоплательщик, вступая в контролируемые ФНС отраслевые ассоциации и хартии

Налоговый орган и налогоплательщик: зоны конфликта

Предпроверочный анализ и его результаты: как не попасть в зону противостояния с налоговой

Новые и новейшие инструменты налоговой определенности: когда прозрачность - преимущество

Как налоговый орган оцифровывает «бизнес-периметр» налогоплательщика на предмет выявления его контактов с «нехорошими» контрагентами

Критерии необоснованности налоговой выгоды глазами ФНС: соотношение ст. 54.1 НК РФ и других оснований

Как устроена камеральная проверка: поучительные истории с иллюстрациями из жизни

Битва за НДС: новые инструменты контроля, практика досудебного и судебного урегулирования споров

Переквалификация сделок: к чему придираются налоговики и в чем различия между деловой целью сделки и ее налоговой целью

Как ФНС ищет наличие умысла в действиях налогоплательщика («виновная осведомленность», «имитация соблюдения осмотрительности», «легенды о реальности сделок», «замаскированная реорганизация» и другие упреки, предъявляемые бизнесу)

В каких случаях и как проявлять осторожность:
свежие рецепты для налогоплательщика

Ошибки и нарушения руководителя и главбуха как основания для привлечения их к ответственности

Как ФНС совместно с правоохранителями вычисляет контролирующих должника лиц, причастных к налоговым злоупотреблениям (кейсы из налоговой жизни бизнеса)

Какие операции вчера считались допустимыми, сегодня выглядят сомнительными, а завтра будут расцениваться как противозаконные

Выемка документов и допросы свидетелей в ходе проверки: как подготовиться и как не попасться в «ловушки» (советы налогового адвоката)

Какими критериями руководствуются суды, признавая претензии и требования ФНС необоснованными

Случаи злоупотребления правом и прямые нарушения закона налоговой инспекцией: выявляем, фиксируем, оспариваем (рекомендации налогоплательщику)


Джангар ДЖАЛЬЧИНОВ,
партнер и глава российской налоговой и таможенной практики международной юридической фирмы Dentons

К участию приглашены


Галина АКЧУРИНА,
партнер ФБК Grant Thornton, директор Департамента налоговых споров «ФБК Право»


Раиса АЛЕКСАХИНА,
партнер PwC Legal, руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами

Tax Controversy Leaders 2018: ведущий эксперт в области разрешения налоговых споров в России


Алексей АРТЮХ,
партнер, юридическая компания Taxology


Рустем АХМЕТШИН,
к.ю.н., адвокат, старший партнер юридической компании «Пепеляев Групп»


Юрий БОГДАНОВ,
ответственный секретарь Комитета по взаимодействию с госорганами АКФО (Ассоциация клининговых и фасилити операторов)


Варвара БУРЛЕВИЧ,
заместитель начальника Контрольного управления ФНС России


Кира ГИН,
управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»


Сергей ЗАВЬЯЛОВ,
к.э.н., начальник управления судебной защиты ПАО «Промсвязьбанк»


Анна ЗВЕРЕВА,
советник российской налоговой и таможенной практики международной юридической фирмы Dentons


Александра КАДЕТ,
заместитель начальника Управления трансфертного ценообразования ФНС России


Дмитрий КОСТАЛЬГИН,
управляющий партнер «Taxadvisor», эксперт рабочих групп МЭР РФ и Минфина РФ, член экспертного совета налогового комитета Государственной Думы РФ


Валентин ЛАРИН,
советник российской налоговой и таможенной практики международной юридической фирмы Dentons


Антон НОВАК,
юрист российской налоговой и таможенной практики международной юридической фирмы Dentons


Константин НОВОСЕЛОВ,
к.э.н., заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, государственный советник Российской Федерации 2‑го класса


Екатерина РОГАНОВА,
исполнительный директор, Ассоциация добросовестных участников рынка АПК


Денис САУШКИН,
адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро «ЗКС»


Валентина СУХОМЛИНОВА,
заместитель начальника отдела организации камерального контроля Управления камерального контроля ФНС России


Евгений ТИМОФЕЕВ,
партнер, руководитель налоговой практики по России/СНГ юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP


Антон ТОРОПЦЕВ,
эксперт по налогообложению с более чем 12-летним опытом управления налоговыми департаментами крупных компаний


Владимир ТЯН,
управляющий директор «Совтрансавто»


Эдуард УТКИН,
генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России»


Ольга ФЕДОТКИНА,
исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики

(без учета дополнительных скидок)

Внимание! Количество мест в зале ограничено!

КАК ЭТО БЫЛО в апреле 2019 г.

Интересная, динамичная конференция. Практические вопросы ВНП со стороны представителя ФНС – очень актуально!

Мария М.,
руководитель направления

Конференция не разочаровала! Отдельное спасибо за обсуждение конкретных интересных ситуаций из практики

Светлана И.,
налоговый консультант

Всё отлично. Полезная и вкусная еда – это очень важно =) А сама конференция – как обычно на высоком уровне!

Виктор А.,
главный бухгалтер

Все практические аспекты с примерами. То, что касается фактических действий и подходов органов – очень подробно, спасибо

Оксана С.,
старший юрист

Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.

Общая картина пополнения бюджета

В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.

Налог на прибыль

Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.

По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.

По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.

Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:

  • на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
  • на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.

Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:

  • экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
  • законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
  • структурных и временных факторов: в том числе за счет:
    • перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
    • прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
  • налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).

    Выездные проверки

    В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.

    При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).

    Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:



    Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:


    В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.

    Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).

    И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».

    Камеральные проверки

    В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.

    При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:



    Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.

    Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.

    Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.

    Оспаривание результатов налоговых проверок

    Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.

    Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.


    Информация о статье

    Просмотры статьи за последние 30 дней

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ


    Экономическая безопасность страны во многом определяется степенью эффективности ее налоговой системы, так именно с поступлением налоговых доходов в бюджетную систему страны государство имеет возможность отвечать по своим долговым обязательствам, а также выполнять свои прямые функции.

    Цель данной работы заключается оценке эффективности налогового контроля, осуществляемого в России, как фактора обеспечения ее экономической безопасности.

    Материал и методы исследования

    Теоретической и методологической основой исследования послужили результаты работ ученых в области налогообложения, в том числе Абдулкафарова А.Р. [1], Большунова В.Е.[2], Водопьяновой В.А., Галицыной В.Г. [3], Кобелевой А.А. [4], Коркиной Г.М., Смирновой О.П. [5], Красюкова А.В. [6], Ларионовой Л.И. [7], Сайфуллаева С.С. [8] и др.

    В процессе исследования были использованы общенаучные (научная абстракция, индуктивный, дедуктивный, сравнительный анализ) и специальные методы (сравнение, экономико-статистический). Источниками статистической информации являлись данные Федеральной налоговой службы.

    Результаты исследования и их обсуждение

    Налоговый контроль направлен на сбор информации об исполнении налогоплательщиком своих обязательств, ее анализ и инспектирование, позволяет обнаружить, пресечь случаи нарушения налогового законодательства и взыскать дополнительные выплаты в бюджет.

    Наиболее распространенной формой проверок являются камеральные проверки.

    Данные о количестве камеральных налоговых проверок, проведенных в России в 2017-2019 гг., о количестве проверок, в результате проведения которых были выявлены нарушения сроков представления документов, правильности их оформления, правильности проведения расчетов по налогам и расчета налогооблагаемой базы представлены в табл. 1.

    Несмотря на увеличение количества проведенных камеральных налоговых проверок в 2018 году, доля проверок, в результате которых были выявлены нарушения, снизилась на 0,2 п. п. При этом количество камеральных налоговых проверок с выявленными нарушениями увеличилось на 17,2 %.

    В 2019 году наблюдается снижение количества проведенных камеральных проверок налоговыми органами России на 7,5 % (-5 087 181 проверки) по сравнению с 2018 годом. За три года количество проверок с выявленными в ходе них нарушениями снизилось на 18,8 % (-567 187 проверок). При этом доля данных проверок в общем количестве камеральных проверок, проведенных налоговыми органами в России, снизилась с 5,4 % до 3,9 % (-1,5 п. п.).

    Эффективность камеральных налоговых проверок является достаточно низкой, на каждые 100 проверок лишь в 4 случаях выявляются нарушения.

    Несмотря на увеличение количества камеральных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм имеют тенденцию снижения (табл. 2).

    Количество камеральных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]

    Из них выявившие нарушения

    Доля камеральных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, %

    Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных камеральных проверок в 2017-2019 гг. [9]

    Всего дополнительно начислено платежей, тыс. руб.

    Из них налогов, тыс. руб.

    Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок, %

    В 2017 году по итогам осуществленных камеральных проверок в России было доначислено в бюджет государства свыше 61,6 млрд. руб., при этом 67,9 % от данной суммы составляли доначисления налогов. В 2018 году размер доначислений в бюджет снизился на 9,7 %, что составило более 5,9 млрд. руб. При этом размеры доначисленных налогов снизились на 12,4 %, что составило порядка 5,2 млрд. руб. В 2019 году по итогам осуществленных камеральных налоговых проверок дополнительные начисления в бюджет государства составили 37,7 млрд. руб., что на 32,2 % (-17,9 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году. При этом размер доначислений налогов сократился до 21,5 млрд. руб. (-41,3 % по сравнению с 2018 годом).

    За три года размеры платежей, дополнительно начисленных по итогам проведения камеральных налоговых проверок, сократились на 38,7 %, что составило порядка 23,9 млрд. руб., а количество доначисленных налогов сократилось почти в 2 раза. Снижение составило более 20,3 млрд. руб. Снижение доли налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок свидетельствует об увеличении сумм, начисленных в качестве штрафов и пеней, а также иных платежей в пользу государства.

    Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной камеральной налоговой проверки в 2017 году составляла 1 тыс. 100 руб., в 2018 году – 820 руб., в 2019 – 600 руб.

    Таким образом, средняя величина доначисленных с одной камеральной налоговой проверки сумм за три года сократилась на 500 руб. (-45,5 %).

    В России по данным налоговым органов в настоящее время зарегистрировано более 8,5 миллионов налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) [10]. В связи с этим проведение выездного налогового контроля в отношении каждого налогоплательщика представляется невозможным. Данные, полученные в результате проведения камеральной проверки, позволяют принять решение о необходимости проведения выездной проверки. Данные о количестве выездных налоговых проверок, которые были проведены на территории России в 2017-2019 гг., о количестве выездных налоговых проверок, в результате проведения которых были выявлены нарушения налогового и валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средствами или порядка использования контрольно-кассовых машин, а также их динамика сведены и представлены в табл. 3.

    По итогам 2017 года более 98 % выездных налоговых проверок завершалось с выявлением нарушений. В 2018 году наблюдалось снижение количества выездных налоговых проверок, осуществленных в России, на 29,8 % (-6 008 проверок). Количество проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, снизилось на 30 %, что составило 5 937 проверок. При этом их доля снизилась на 1,6 п. п. и составила 97,8 % от общего количества проведенных налоговыми органами выездных налоговых проверок.

    В 2019 году тенденция снижения количества выездных проверок, проведенных налоговыми органами в России, сохранилась. Снижение количества выездных налоговых проверок, проведенных в России, на наш взгляд, обуславливается продолжающейся тенденцией на ослабление административного давления на плательщиков налогов со стороны государства в лице Федеральной налоговой службы.

    Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2017-2019 гг. [9]

    Из них выявившие нарушения

    Доля выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, %

    Количество выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, снижались более быстрыми темпами – -35,2 % (4 865 проверки) по сравнению с 2018 годом и -54,6 % (10 802 проверки) по сравнению с 2017 годом. Доля выездных налоговых проверок снизилась с 98,1 % (2017 год) до 96,2 % (2019 год).

    Несмотря на снижение эффективности осуществления выездных налоговых проверок в России за анализируемый промежуток времени, их результативность по-прежнему остается на очень высоком уровне. В среднем лишь четыре налоговые проверки из ста завершаются без дополнительных начислений в виде налогов и применения штрафных санкций.

    Наряду со снижением количества осуществленных выездных налоговых проверок, размеры доначисленных по ним сумм также имеют тенденцию снижения (табл. 4).

    За три года размеры дополнительно начисленных сумм по итогам выездных налоговых проверок сократились на 3,4 %, что составило более 10,4 млрд. руб., а количество доначисленных налогов снизилось на 4,7 % (-10,5 млрд. руб.).

    Следует отметить, что доля налоговых платежей в общей величине доначисленных сумм по результатам выездных налоговых проверок выше, чем доля данного вида доначислений в общей величине доначисленных сумм по итогам проведения выездных налоговых проверок.

    Средняя величина доначисленных сумм с одной проведенной выездной налоговой проверки в 2017 году составляла 15,4 млн. руб., в 2018 году – 21,7 млн. руб., в 2019 – 32,2 млн. руб.

    Таким образом, средняя величина доначисленных сумм по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличилась более чем в 2 раза (+16,8 млн. руб.). Несмотря на то, что за анализируемый промежуток времени сумма доначисленных налоговых платежей сократилась, снижение количества проведенных выездных налоговых проверок оказало положительное влияние на эффективность и результативность отдельной выездной налоговой проверки.

    В результате анализа динамики выездных проверок, наблюдается снижение количества проверок в отношении всех субъектов проверки (табл. 5).

    Динамика платежей, дополнительно начисленных в ходе проведенных выездных проверок в 2017-2019 гг. [9]

    Всего дополнительно начислено платежей, тыс. руб.

    Из них налогов, тыс. руб.

    Доля налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок

    Количество проведенных выездных проверок в РФ по субъектам проверки, ед. [9]

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Состав и структура проведенных выездных налоговых проверок в России [9]

    Изменение структуры, п. п.

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Всего проведено выездных налоговых проверок

    Количество выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, (с группировкой по субъектам проверки)

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Состав и структура проведенных выездных проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц представлена в табл. 6.

    В результате анализа структуры выездных проверок, проведенных налоговыми органами на территории России, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество проверок проводилось в отношении организаций. Доля выездных налоговых проверок, проведенных в отношении организаций, в 2019 году составила 88,3 %, что на 0,3 п.п. меньше, чем в 2018 году, и на 1,2 п.п. больше, чем в 2017 году. Доля выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей, а также лиц, занимающихся частной практикой, за три года снизилась на 0,5 п.п. с 9,1 % до 8,6 %. Наименьшая доля проведенных выездных налоговых проверок в течение анализируемого времени приходится на проверку физических лиц.

    Наряду со снижением количества проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, снижается количество выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения (табл. 7).

    Структура выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, представлена в табл. 8.

    В результате анализа структуры выездных проверок, по итогам проведения которых были выявлены нарушения, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество проверок, в результате которых были выявлены нарушения приходится на проверки в отношении организаций.

    В течение анализируемого периода эффективность выездных налоговых проверок в отношении организаций снизилась с 98,7 % до 95,9 %. В 2019 году из 100 проверок в отношении организаций лишь 4 проверки заканчивались без выявления нарушений и дополнительных начислений платежей. При этом в 2017 году из ста проверок заканчивались без выявления нарушений только 1-2 проверки.

    Эффективность выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей снизилась за анализируемый промежуток времени на 0,4 п.п. и в 2019 году составила 97,9 %, что означает, в среднем при проведении ста выездных налоговых проверок лишь две из них заканчиваются без доначисленных сумм налоговых платежей и применения штрафных санкций.

    Эффективность проведенных выездных налоговых проверок в отношении физических лиц значительным образом повысилась. Так в 2017 году из ста проведенных проверок в отношении физических лиц в среднем без дополнительных начислений и штрафов оканчивалось около 17 проверок. К 2019 эффективность выездных налоговых проверок в отношении физических лиц выросла на 15,2 п.п. и составила 98,6 %. Таким образом, в 2019 году из ста проводимых выездных налоговых проверок в отношении физических лиц в среднем окачивались без дополнительных начислений и штрафов 1-2 проверки.

    В целом, несмотря на негативную динамику снижения эффективности выездных налоговых проверок, показатели эффективности остаются на достаточно высоком уровне (выше 95 %).

    Для оценки эффективности выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России, рассмотрим размеры доначисленных сумм по итогам проведения выездных налоговых проверок (табл. 9).

    Состав и структура выездных проверок, в ходе проведения которых были выявлены нарушения [9]

    Изменение структуры, п. п.

    Индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    Всего выездных проверок, по результатам которых были выявлены нарушения

    Динамика доначислений платежей в результате проведения выездных налоговых проверок в 2017-2019 гг. [9]

    в том числе налогов

    Проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой

    в том числе налогов

    Проверки физических лиц

    в том числе налогов

    В 2017 году итогам проведенных выездных налоговых проверок в России в отношении организаций было дополнительно начислено платежей в бюджет государства 302,6 млрд. руб. В 2018 году размер доначислений, взимаемых с организаций в бюджет, снизился на 0,84 %, что составило более 2,5 млрд. руб. В 2019 году в результате проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций дополнительные начисления в бюджет государства составили более 296,4 млрд. руб., что на 2,1 % (-6,2 млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году.

    Размеры доначисленных платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой в 2017 году составили 7,2 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году размер дополнительных начислений по итогам проведения выездных проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой, в бюджет, снизился на 11,7 %, что составило около 840 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, которые занимаются частной практикой доначисления в бюджет государства составили 3,5 млрд. руб., что на 45 % (-2,8млрд. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 51,4 % (-3,7 млрд. руб.) меньше, чем в 2017 году.

    Размеры дополнительно начисленных платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении физических лиц в 2017 году составили 1,6 млрд. руб. в бюджет государства. В 2018 году величина дополнительных начислений по итогам проведения выездных проверок в отношении физических лиц в бюджет, снизился на 15,3 %, что составило более 248 млн. руб. В 2019 году по итогам проведения выездных налоговых проверок в отношении физических лиц доначисления в бюджет государства составили 1,1 млрд. руб., что на 22,3 % (-305 млн. руб.) меньше, чем в 2018 году, и на 34,2 % (-553 млн. руб.) меньше, чем в 2017 году.

    Наибольшая доля доначислений приходится на дополнительные начисления налоговых платежей, сумма которых имеет тенденцию к сокращению в отношении всех субъектов проверки.

    Несмотря на снижение размеров доначисленных налоговых платежей по итогам проведения выездных налоговых проверок, средняя величина доначислений с одной выездной налоговой проверки имеет тенденцию увеличения.

    Средний размер доначисленных налогов с организаций по итогам проведения одной выездной налоговой проверки в 2017 году составлял 12,3 млн. руб. К 2019 году средний размер доначисленных налогов увеличился на 13 млн. руб. и составил 25,3 млн. руб. с одной проведенной выездной налоговой проверки в отношении организаций.

    Средний размер доначисленных налогов с индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, по итогам проведения одной выездной налоговой проверки за три года увеличился с 2,8 млн. руб. до 3,2 млн. руб.

    Средний размер доначисленных налоговых платежей по итогам проведения одной выездной налоговой проверки в отношении физических лиц в 2017 году составлял 1,5 млн. руб. К 2019 году он составил 2,7 млн. руб., что на 0,3 млн. руб. больше, чем в 2018 году, и на 0,9 млн. руб. больше, по сравнению с 2017 годом.

    Таким образом, несмотря на снижение размеров доначисленных налогов, снижение количества выездных проверок в целом положительным образом сказалось на повышении эффективности отдельной проверки.

    По итогам проведения выездных и камеральных налоговых проверок в России (табл. 10) в бюджетную систему страны в 2017 году было начислено 373 млрд. руб., из них налогов 264,4 млрд. руб. (70,9 %). Помимо доначисления налогов в эту сумму входят доначисления штрафов и пеней, а также другие платежи, связанные с нарушением валютного законодательства, правил осуществления расчетов наличными денежными средства и т.д. При этом, 83,5 % всех доначисленных сумм приходится на результат проведения выездных налоговых проверок.

    Динамика поступлений в бюджет Российской Федерации по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в 2017-2019 гг., тыс. руб. [9]

    Итоги работы и новые задачи ФНС

    В феврале в ФНС России состоялось заседание расширенной коллегии, на котором руководитель службы М. В. Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за прошедший год, а также сформулировал основные задачи на 2019 год.

    Решенные задачи

    Открывая коллегию, глава ФНС отметил, что по итогам 2018 года зафиксированы высокие темпы роста доходов. В консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 21,3 триллиона рублей, что на 23% больше, чем в 2017 году, и это максимальный прирост поступлений с 2013 года. В федеральный бюджет поступило 11,9 триллиона рублей, это на 30,2% больше, чем в 2017-м. Глава налоговой службы отметил, что значительные темпы роста налоговых поступлений поддержаны высокой динамикой собираемости основных ненефтегазовых налогов. По его словам в прошлом году рост поступлений налога на прибыль составил 24,6%, НДС вырос на 16,4%, НДФЛ — на 12,4%, имущественных налогов дополнительно получено 11,7%.

    Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов. По итогам 2018 года поступило 6,4 триллиона рублей страховых взносов, что на 10,6% больше показателей предыдущего года. В ПФР поступило почти 5 триллионов рублей с ростом к 2017 году на 10,4%.

    Глава службы считает, что 20% роста поступлений в консолидированный бюджет (а это более 400 миллиардов рублей) происходит благодаря эффективному налоговому администрированию. «Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций», — констатировал Мишустин.

    Выполнение поставленных в прошлом году перед ФНС задач подтвердил и министр финансов РФ. «Задачи и цели, которые были поставлены перед налоговой службой в прошлом году, выполнены. Параметры федерального бюджета, запланированные на 2018 год, даже перевыполнены. Налоговые органы обеспечили стабильный прирост доходов как на федеральном, так и на региональном уровне. Рост поступлений в региональные бюджеты составил почти 15 процентов», — отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ — министр финансов А. Г. Силуанов. Он подчеркнул, что Правительство России оценивает ФНС как одну из самых эффективных, современных, передовых служб.

    Также министр сделал вывод, что решение о передаче администрирования страховых взносов налоговым органам было абсолютно правильным. За счет опережающего роста доходов было обеспечено перевыполнение параметров бюджетов внебюджетных фондов, благодаря чему удалось снизить объем трансфертов из федерального бюджета в государственные внебюджетные фонды. И это тоже заслуга Федеральной налоговой службы.

    53-1.jpg

    Еще одной успешно достигнутой в прошлом году целью Силуанов считает запуск разработанного ФНС федерального электронного реестра ЗАГС. Внедрение этой системы, по словам министра, позволило создать основы для формирования реестра выселения, сократить сроки оказания услуг гражданам, а также перейти на централизованное предоставление сведений в электронном виде. Выполнение этой задачи было ключевым, так как данная система — один из элементов работы по цифровизации экономики.

    Продолжается и тенденция снижения административного давления на налогоплательщиков. По словам Мишустина, в 2018 году количество выездных проверок сократилось еще на 30%. Охват организаций проверками составил всего 0,18% — это две организации или ИП из тысячи. При этом по результатам контрольно-аналитической работы в бюджет дополнительно поступило 80 миллиардов рублей без проведения налоговых проверок.

    В 2018 году по итогам работы второй версии автоматизированной системы контроля за возмещением НДС зафиксировано 13 миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет, из них 12,4 миллиарда рублей обеспечено за счет самостоятельного уточнения налогоплательщиками своих обязательств. Комментируя практику применения АСК НДС-2, министр финансов РФ отметил, что благодаря отражению в системе всей информации о таможенной стоимости товаров теперь контролируется правомерность применения 100% налоговых вычетов по уплаченному на таможне НДС.

    Завершенный в 2018 году первый этап работ, когда выстраивалась система взаимодействия между ФНС и ФТС и отрабатывались процедуры обмена данными о внешнеторговых операциях налогоплательщиков, дал, по мнению министра финансов, хорошие результаты. «Сопряжение ресурсов налоговой и таможенной служб позволяет не только обелить рынок импортных товаров, но самое главное — существенно упростить процедуру подтверждения экспорта и, соответственно, снизить административную нагрузку на бизнес», — резюмировал Силуанов. В дальнейшем это сотрудничество позволит решать задачу внедрения национальной системы прослеживаемости товара при импорте. Эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров должен начаться уже в текущем году.

    К успехам службы Мишустин отнес и тот факт, что в 2018 году налоговым органам удалось добиться сокращения задолженности — к 1 января 2019 года она снизилась на 10% и составила 1,9 триллиона рублей. «Впервые за пять лет удалось добиться реального снижения долга», — сообщил глава ФНС. Даже если вычесть разовое списание по налоговой амнистии 2018 года [1] , то совокупная задолженность снизилась на 0,5%.

    Работать над дальнейшим снижением задолженности ФНС продолжит и в текущем году. Для решения этой задачи служба разрабатывает новый продукт — «Систему комплексного управления и администрирования долга», СКУАД. Система максимально автоматизирует инструменты мер взыскания, что позволит перераспределить специалистов с рутинных операций на решения задач противодействия схемам уклонения от уплаты налоговой задолженности.

    Возвращаясь к теме налоговой амнистии, министр финансов напомнил, что Президент РФ поручил продлить период амнистии капиталов еще на один год для тех, кто зарегистрирует активы в специальных административных районах и возвратит деньги на российские счета. Силуанов сообщил, что спрос на оформление амнистии есть и в ближайшее время будут готовы проекты законодательных актов, определяющие условия нового этапа амнистии.

    С 1 февраля 2019 года заработала новая модель администрирования крупнейших налогоплательщиков. Более трех тысяч компаний, которые обеспечивают 51% поступлений в консолидированный бюджет страны, теперь сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации, особенностей сферы деятельности, потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. Ожидается, что это произведет в отраслях «волновой эффект» и создаст условия для применения единой судебной практики по важным методологическим отраслевым вопросам.

    Комментируя достижения в сфере международного сотрудничества, Мишустин сообщил, что ФНС России получила налоговую информацию от 58 стран, и в течение 2019 года эти данные будут встраиваться в профили рисков службы для эффективного их использования в контрольно-аналитической работе. В связи с этим уже запущен процесс создания проекта «Система идентификации лиц и риск-профилирования сведений, поступающих в рамках международного автоматического обмена информацией». Глава ФНС выразил уверенность, что обмен налоговой информацией станет дополнительным стимулом к деофшоризации.

    С прошлого года налоговая служба совместно с ФТС России реализовывает проект Tax Free. Система работает в 12 регионах страны, товарооборот предприятий розничной торговли с момента начала пилотного проекта вырос на 25%. По данным Минпромторга России, на 20 февраля текущего года пробито более 73 тысяч чеков на сумму 7,7 миллиарда рублей. Министр финансов подтвердил, что и по его данным введение системы привело к увеличению товарооборота в тех торговых точках, где она работает, и обратился с просьбой к ФНС и ФТС ускорить процесс запуска проекта по стране.

    Ближайшие планы

    С 1 января 2019 года ФНС России реализует экспериментальный проект по введению специального налогового режима — налога на профессиональный доход. За полтора месяца проведения эксперимента в пилотных регионах — Москве, Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан — в качестве самозанятых зарегистрировалось более 30 тысяч человек. Всего за это время было выдано 1,1 миллиона чеков на общую сумму более 865 миллионов рублей, что, по мнению главы налоговой службы, наглядно демонстрирует востребованность нового налогового режима среди самозанятых граждан.

    Министр финансов считает, что в текущем году необходимо подготовить все соответствующие нормативные документы, чтобы с 2020 года запустить этот налог уже не в качестве эксперимента, а как общий режим для всех субъектов РФ. «Мы видим, что у регионов есть интерес в использовании такого налогового режима, — убежден он, — ведь он позволяет легализовать бизнес, который сегодня ведется в серой зоне».

    В текущем году пройдет и заключительный этап реформы контрольно-кассовой техники. По словам Мишустина, на новый порядок расчетов уже перешли 865 тысяч организаций и ИП, занятых по большей части в сфере торговли и общепита. До 1 июля текущего года на новую кассовую технику предстоит перевести еще порядка трех миллионов налогоплательщиков из сфер мелкой торговли и услуг. Сейчас зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

    53-2.jpg

    «В стране сейчас идет эксперимент по применению налога на профессиональный доход. С учетом этого прошу продумать и представить предложения о том, чтобы до тех пор, пока мы не установили на всей территории страны новый режим, для лиц, не имеющих наемных работников, срок обязательного применения ККТ был перенесен как минимум на год», — поставил задачу ФНС Силуанов. Также он напомнил, что национальным проектом по развитию малого предпринимательства в 2019 году предусмотрено формирование условий для применения упрощенной системы налогообложения без дополнительной налоговой отчетности — на основании данных ККТ. Силуанов акцентировал внимание налоговиков на необходимости обеспечения технической готовности к выполнению этой задачи.

    Еще одна задача на текущий год — это апробация подходов к формированию регистра населения. Министерство финансов РФ ожидает от налоговой службы, что к концу года будет возможно предоставление обезличенных сведений регистра населения органам госвласти. Ожидается, что такая система обеспечит переход на адресное предоставление льгот и более точный расчет потребностей в социальной инфраструктуре, более качественную реализацию социальных проектов, позволит улучшить согласованность действий различных органов госвласти. «Сейчас мы получаем сведения о населении из данных статистической отчетности. При этом понимаем, что они не всегда объективны, — вынес вердикт Силуанов. — Данные, которые сможет собирать налоговая служба, основаны на первичных источниках и будут более точными».

    Продолжается активная работа над созданием государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Сегодня отчетность представляют сразу в несколько ведомств, что ведет к дублированию их функций. «Начиная с отчетности за 2019 год, бухгалтерская отчетность будет предоставляться только в налоговые органы или в Центральный банк», — сообщил Силуанов. В свою очередь, Центробанк будет передавать бухгалтерскую отчетность поднадзорных организаций налоговикам для размещения на государственном информационном ресурсе. В текущем году ожидается завершение работ, и с января 2020 года ресурс должен начать функционировать.

    Не была обойдена вниманием и тема администрирования имущественных налогов. По данным Минфина России, сегодня значительное количество имущественных комплексов, принадлежащих как физическим, так и юридическим лицам, не поставлено на учет. В этой связи Минфин России совместно с ФНС подготовил инициативу по привлечению бизнеса к работе по выявлению имущества, не состоящего на кадастровом учете. За обнаружение такого имущества бизнесу будет полагаться вознаграждение. «Понятно, что у администраций не хватает сил для такой работы, — сказал Силуанов. — Если мы создадим необходимые экономические стимулы, в том числе и для бизнеса, то решим задачу постановки на учет такого имущества. Соответственно, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней, и в первую очередь муниципальные и региональные».

    С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

    Реформа ККТ завершается

    На начало года на новую кассовую технику перешли 865 тысяч организаций и ИП, зарегистрировано 2,3 миллиона касс, что в два раза превышает дореформенный парк. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму 90 миллиардов рублей.

    До 1 июля 2019 года на новый порядок расчетов предстоит перевести еще порядка 3 миллионов предприятий мелкой торговли и сферы услуг.

    [1] Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 436‑ФЗ установлены правила признания безнадежными и списания недоимки по налогам и страховым взносам и соответствующей задолженности по пеням и штрафам.

    Читайте также: