Налоговый календарь кипр 2021

Опубликовано: 03.05.2024

Автор: Мария Стригалева, руководитель юридической и аудиторской практики BLCONS GROUP

Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

Соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами с 2021 года

СИДН с Кипром – Изменение налоговой ставки на дивиденды и проценты

Трансграничные операции, осуществляемые сторонами - резидентами разных государств, могут облагаться налогом в каждом государстве на основании национального налогового законодательства. Это может приводить к двойному налогообложению одних и тех же доходов. Для устранения двойного налогообложения таких операций и в целях поощрения экономического сотрудничества между странами заключаются двусторонние Соглашения, предусматривающие особый порядок взимания налогов на доходы и капитал. Такие Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) призваны устранять или минимизировать объективно несправедливые для сторон трансграничных финансовых операций налоговые потери.

Налогами на доходы и капитал считаются все налоги, которые рассчитываются с общей суммы дохода, общей стоимости капитала или с их отдельных элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги на доходы от прироста капитала, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы.

Принципы распределения прав на взимание налога между государством источника выплаты дохода и государством получателя дохода, содержащиеся в СИДН, основаны на выработанных на международном уровне стандартах. Правом взимать налог может наделяться только одно из таких государств либо может предусматриваться двойное налогообложение, но ставка удерживаемого у источника выплаты налога ограничивается определёнными пределами. При этом сторона, уплатившая налог в государстве источника выплаты дохода, имеет право уменьшить на его сумму налог, подлежащий уплате в государстве получателя дохода.

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно п.2 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.246.2 НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с "международным договором" Российской Федерации по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Налоговое планирование – Применение СИДН

Налоговая оптимизация, налоговое планирование и структурирование групп компаний и сделок активно применялись транснациональными компаниями с конца прошлого века. Осуществление транснациональными компаниями деятельности в разных странах и применение ими положений СИДН, в частности, о месте взимания налогов, пониженных (льготных) ставках, позволяли им достигать значительной экономии на налогах.

В двухтысячных годах такая налоговая оптимизация стала признаваться недобросовестным поведением. Использование положений СИДН в целях налоговой экономии было признано злоупотреблением в случаях, когда сделки не были связаны с активной и реальной деятельностью ее сторон и позволяли искусственно переводить прибыль в низконалоговые юрисдикции из стран, где ведется реальная экономическая деятельность. За последнее десятилетие многие транснациональные гиганты обвинялись в агрессивной оптимизации налогообложения за счет перевода прибыли в офшоры и экономически необоснованном распределении прибыли внутри группы (Apple, Starbuks, Facebook, Google, Amazon и пр.).

Российские налоговые органы за последние 10 лет тоже выработали подход, в рамках которого осуществляется налоговый контроль трансграничных операций. При этом активно используются концепции, в том числе имплементируются в Налоговый Кодекс, мероприятия и руководства, разрабатываемые Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР). Так, в НК включены положения о лице, имеющим фактическое право на доход (ст.7), о контролируемых иностранных компаниях (гл.3.4), о трансфертных ценах и международных группах компаний (раздел V .1), автоматическом обмене финансовой информацией и страновыми отчетами (гл.20.1 и 20.2), о тонкой капитализации (ст.269), и пр.

С точки зрения налогового контроля, необоснованным признается применение пониженных ставок, предусмотренных СИДН, лицами, не имеющими фактическое право на доход (ФДП) и не ведущими реальной хозяйственной деятельности помимо получения доходов и их дальнейшего перечисления по цепочке другим лицам. Несмотря на значительные успехи налогового контроля в части применения концепции ФДП (бенефициарного собственника), необоснованное, по мнению фискальных органов, применение льгот по СИДН наносит существенный вред бюджету России.

Соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения

25 марта 2020 года президент Владимир Путин в обращении к гражданам России сообщил о необходимости корректировки СИДН в части увеличения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов. Он отметил, что если другие стороны не примут условия РФ, то необходимо выйти из соглашений в одностороннем порядке.

Так как Кипр до сих пор является низконалоговой юрисдикцией, участие резидентов Республики Кипр все еще активно используется в трансграничных сделках и в мультинациональных компаниях. Объем вывода капитала из России на Кипр по оценке Центробанка РФ в 2018 году составил больше половины выводимых из России средств. В 2019 году объем выведенных средств по официальны данным составил 1.9 трлн.рублей. Поэтому Кипр стал первым государством, которому Россия направила запрос на внесение изменений в СИДН. В начале августа Министерство Финансов РФ заявило о намерении денонсировать соглашение с Кипром в случае отказа от предлагаемых изменений. Но денонсировать СИДН с Кипром не пришлось, предложенные Россией изменения были приняты. 8 сентября 2020 года был подписан Протокол «О внесении изменений в соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Поэтому Соглашение с Кипром, заключенное 05.12.1998, продолжает действовать. Однако, ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов по займам будут увеличены.

Увеличение налоговых ставок на дивиденды и проценты на Кипре

Согласно изменениям, внесенным в СИДН с Кипром, выплачиваемые из России дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.). В Протоколе от 08.09.2020 нет уточнений, являются ли любые иностранные биржи удовлетворяющими условиям получения льгот по СИДН. Также отсутствует понятие «свободного обращения» акций и т.д. Предполагается, что в дальнейшем Минфином России будут даны разъяснения относительно данных понятий.

Сейчас дивиденды, выплачиваемые компанией – резидентом России резиденту Кипра могут облагаться налогом в России, но ставка не может превышать 10%. При этом если размер вложений в компанию составляет более 100 000 долларов, ставка налога не может превышать 5%. При выплате из России процентов по займам налог взимается только на Кипре.

Если бы СИДН с Кипром был денонсирован, российские компании, выплачивающие дивиденды и проценты в адрес кипрских резидентов, были бы обязаны удержать и уплатить как налоговые агенты налог на прибыль по ставке 20%, а если получатель физическое лицо - НДФЛ по ставке 13 % (если получатель налоговый резидент России) или 30 % (если получатель не является налоговым резидентом РФ).

Таким образом, внесенные изменения в СИДН касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений. Как и ранее, доходы от отчуждения ценных бумаг будут взиматься в государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество. Роялти за использование объектов интеллектуальной собственности будут облагаться налогом только в государстве получателя дохода. Общие положения СИДН о подтверждении фактического права на доход и статуса налогового резидента также будут действовать в текущей редакции.

Аналогичные «кипрским» изменения внесены и в СИДН с Мальтой.

01.10.2020 года был подписан соответствующий Протокол, который устанавливает условия, аналогичные тем, что были изложены в «кипрском» Протоколе от 08.09.2020 года. Изменения в СИДН с Мальтой также касаются только доходов в виде дивидендов и процентов; режим налогообложения иных видов доходов не претерпел изменений.

Для вступления в силу изменений необходима их ратификация. Предполагается, что изменения как по Кипру, так и по Мальте вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Кипром и Мальтой при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования:0001202009040004 – Кипр,

Номер опубликования: 0001202009110056 – Мальта.

Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола с Люксембургом

08.10.2020 года было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о подписании Протокола о внесении изменений в СИДН с Люксембургом.

Согласно предлагаемым изменениям, выплачиваемые из России в Люксембург дивиденды и проценты по займам будут облагаться по единой налоговой ставке 15 %.

Льготная ставка в 5% будет действовать только для ограниченного круга резидентов, являющихся фактическим получателем дохода (например, для страховых компаний, пенсионных фондов, а также компаний, акции которых торгуются на бирже и пр.).

Предполагается, что данный Протокол будет подписан в ближайшее время и ратифицирован до конца 2020 года. Таким образом, изменения вступят в силу с 1 января 2021 года. Следовательно, до указанной даты возможно использование порядка и льготных налоговых ставок по СИДН с Люксембургом при перечислении из России доходов в виде дивидендов и процентов.

Номер опубликования: 0001202010080016 – Люксембург.

Россия в настоящий момент проводит переговоры об аналогичном изменении СИДН в части повышения ставки налога у источника выплаты дивидендов и процентов до 15% с Нидерландами. Аналогичные запросы направлены в Швейцарию и Гонконг.

Сравнительная Таблица Налогообложения дивидендов и процентов по Соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН) Между Россией и Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами

ДИВИДЕНДЫ

КИПР

МАЛЬТА

ЛЮКСЕМБУРГ

НИДЕРЛАНДЫ

КОММЕНТАРИЙ BLCONS

До внесения изменений:

10% - общее правило;

5% - если лицо, имеющее ФПД, прямо вложило в капитал выплачивающей дивиденды компании сумму эквивалентную не менее 100000 евро.

До внесения изменений:

10% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания (не товарищество), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала выплачивающей дивиденды компании, и эта доля участия в капитале составляет не менее чем 100 000 евро.

До внесения изменений:

15% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания, владеет пакетом акций, напрямую представляющих не менее 10% капитала выплачивающей дивиденды компании, и инвестировала в него не менее 80 000 евро или эквивалентную сумму в рублях.

До внесения изменений:

15% - общее правило;

5% - если лицом, имеющим ФПД, является компания, владеет пакетом акций, напрямую представляющих не менее 25% капитала выплачивающей дивиденды компании, и инвестировала в него не менее 75 000 ЭКЮ или эквивалентную сумму в рублях.

КИПР И МАЛЬТА

Протоколы о внесении изменений в соответствующие СИДНы уже подписаны.

Ратификация изменений планируется до 2021 года.

Таким образом, изменения должны вступить в силу с 2021 года.

ЛЮКСЕМБУРГ И НИДЕРЛАНДЫ

В СИДНах не уточнено, что акции получателя дивидендов должны котироваться на бирже.

Поэтому считаем, что льготная ставка должна применяться как к публичным, так и к частным компаниям.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%;

Льготная ставка – 5% для:

ФПД – соответствующих резидентов:

1) страховых учреждений;

2) пенсионных фондов;

3) публичной компании, акции которой котируются на фондовой бирже, не менее 15 % голосующих акций в свободном обращении, и которая прямо владеет не менее 15 % капитала плательщика дивидендов сроком 365 дней;

4) Правительства, местного органа власти;

5) Центрального Банка.

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ

В Протоколах не уточнено, на какой именно бирже должны котироваться акции получателя дивидендов. Поэтому считаем, что льготная ставка должна применяться, если акции компании котируются и на зарубежной бирже.

Льготным получателем дивидендов указан только сам Центральный Банк, не его отделения или другие банки (как по процентам).

НИДЕРЛАНДЫ

Протокол о внесении изменений в СИДН ещё не подписан, но переговоры о внесении изменений уже ведутся.

Подписание Протокола планируется в 2020 году.

ПРОЦЕНТЫ

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 5%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 5%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 15%.

До внесения изменений:

Проценты могут облагаться налогом только в этом другом Договаривающемся Государстве.

Льготная ставка – 16,5%.

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ, НИДЕРЛАНДЫ

Для получения льготных ставок необходимо преодолеть определённые требования, которые связаны с размером ежегодной прибыли компании.

В Нидерландах в 2021 году планируется снижение налоговой ставки до 15 %.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%

Специальное правило – 5% для:

Публичных компаний, акции которых котируются на фондовой бирже, при этом они владеют не менее 15 % голосующих акций, которые находятся в свободном обращении, и прямо владеют не менее 15 % капитала плательщика дивидендов сроком не менее 365 дней.

Специальное правило – 0% (освобождение в РФ) для:

1) страховые учреждения;
2) пенсионные фонды;
3) Правительство, местный орган власти;
4) Центральный Банк;
5) банк;
6) проценты по котирующимся государственным, корпоративным облигациям и еврооблигациям.

После внесения изменений:

Общее правило – 15%

Специальное правило – 5% для:

Те же условия, что и по налогам на дивиденды, и дополнительно:

- проценты по котирующимся государственным, корпоративным облигациям и еврооблигациям.

После внесения изменений:

ВЕДУТСЯ

ПЕРЕГОВОРЫ

ОБ

УСЛОВИЯХ

ИЗМЕНЕНИЙ

КИПР, МАЛЬТА, ЛЮКСЕМБУРГ

Соглашение с Кипром оставляет больше льгот при выплате процентов, чем мальтийское или люксембургское. Например, проценты иностранным банкам, как и проценты по еврооблигациям, по-прежнему будут освобождены от налога в РФ (при условии подтверждения ФПД).

НИДЕРЛАНДЫ

В настоящее время РФ готовит Протокол о внесении изменений в СИДН с Нидерландами, в соответствии с которым налоговые ставки по процентам будут пересмотрены.

1. "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (Заключено в г. Никозии 05.12.1998) (ред. от 07.10.2010) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).

Протокол о внесении изменений в СИДН подписан 08.09.2020 года.

2. "Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы" (Заключена в г. Москве 24.04.2013).

Протокол о внесении изменений в СИДН подписан 01.10.2020 года.

3. "Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (Заключено в г. Москве 28.06.1993) (ред. от 21.11.2011).

Протокол о внесении изменений в СИДН не подписан.

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов от 16.12.1996 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество".

Протокол о внесении изменений в СИДН не подписан.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для применения 0% и 5% по новым правилам получатель должен являться бенефициаром дохода.

В 2020 году немало иностранных бизнесменов столкнулись с новшествами – Кипр пересмотрел налоговое Соглашение с Россией. Основным нововведением стало повышение ставки на дивиденды, выплачиваемые российским бенефициарам, до 15% (ранее цифра варьировалась в пределах 5-10%). Новое положение СИДН Кипр-РФ начнет действовать с 1 января 2021 г. Означает ли это, что Кипр потерял свою налоговую привлекательность для российского инвестора? Учитывая, что процент по процентному доходу от ИС (роялти) остался нулевым, а компании, направляющие дивиденды в Россию, представлены в небольшом количестве, Кипр остается достаточно популярной юрисдикцией для регистрации компаний и представительств.

Попробуем детально разобраться, как должны платить налоги иностранные компании Кипра в 2021 году, и какие последствия российскому бизнесу принесло измененное Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ.

Кипр - налоги

Реальные последствия налоговых изменений согласно переработанному СИДН

«У страха глаза велики», – гласит народная пословица, применимая к первой волне паники. Кипр – республика, львиную долю экономики которой составляет именно оффшорная индустрия. Поэтому местные власти практически полностью согласились с предложениями российской стороны в вопросе повышения ставок на дивиденды. Если рассматривать ситуацию в целом, для российского бизнесмена с интересами на Кипре предусмотрено три варианта выхода:

Кипр для бизнеса

  1. Смена юрисдикции с ликвидацией кипрского хозяйствующего субъекта и последующей регистрацией компании в другой юрисдикции.
  2. Редомицилиация бизнеса (допускается только при наличии специального соглашения между странами первичной и последующей инкорпорации).
  3. Встраивание промежуточной фирмы в холдинговую структуру.

Все перечисленные способы достаточно затратны как по времени, так и по финансам. Добавив к этому около двух лет, необходимых на ликвидацию кипрской компании, решение становится не таким уж простым. Временных задержек добавляет открытие корпоративного счета в банке другой юрисдикции, необходимость соблюдать требования по substance, нанимать сотрудников, что практически исключает решение переноса кипрского бизнеса.


Важно! При смене юрисдикции регистрации компании налоговые органы РФ могут рассматривать процедуру как уход от налогов.

В любом случае инвесторам с бизнес-интересами на Кипре необходимо тщательно планировать международное налогообложение и правильно структурировать свой бизнес.

Альтернативное решение для бизнесменов РФ с компанией на Кипре

В результате переговоров кипрской и российских сторон возникло еще одно, достаточно дорогое, но интересное решение – регистрация публичной компании с помощью биржи. Однако здесь могут быть ограничения, так как биржу следует выбирать по рекомендациям ОЭСР, а Кипр не входит в перечень соответствующих стран.

Альтернатива – так называемый «сквозной подход». Это относительно новое понятие в законодательстве РФ, которое предусматривает 0% налога по дивидендам доходу, если конечный получатель такой прибыль – российское предприятие. Если же таковым будет физическое лицо, следует прибавлять 13% НДФЛ, установленных для налоговых резидентов России. Отсюда следует, что, вместо эффективной ставки 18% (5% льготной ставки по дивидендам плюс 13% НДФЛ) можно удерживать только НДФЛ 13% на уровне компании из России без применения налога на доходы физических лиц.

Что касается владельцев иностранных контролируемых компаний (КИК) с регистрацией в кипрской юрисдикции, здесь ставки налогов остались неизменными. Согласно законодательству РФ, «сквозным подходом» можно пользоваться только до 2024 г.

Если вы, как российский бизнесмен с инвестиционными и предпринимательскими интересами на Кипре, планируете регистрацию новой компании, важно учитывать особенности налогообложения таких предприятий в 2021 году.


Внимание! Все новые компании Кипра обязаны соблюдать требования по реальному экономическому присутствию (substance) на территории республики.

Решение зарегистрировать собственную фирму на Кипре, как правило, связано с высочайшим уровнем защиты активов и прав ИС, возможностью получить статус компании иностранными интересами или привлекательным налоговым режимом non-domicile.

Кипрский налоговый год – это период с 1.01 по 31.12 каждого года, поэтому вся прибыль рассчитывается по календарному году. Для наглядной иллюстрации налоговых обязательств кипрского предприятия возьмем за пример компанию, основанную 1 января 2020 г. Ее отчетный период – 1.01.2020-31.12.2020 г., следовательно, за эти месяцы бизнес должен отчитываться в налоговой службе. Номер налогоплательщика вновь созданное юридическое лицо Кипра обязано получить не позже, чем в течение 60 дней от даты регистрации. В нашем примере – до конца февраля 2020 г. Стандартная ставка налога на прибыль Кипра – 12,5%.


Важно! В юрисдикции предусмотрены авансовые платежи корпоративного налога по ставке 12,5%. Если фактическая прибыль превысила ожидаемую, компания будет вынуждена заплатить 10% поверх установленных 12,5% на разницу недоплаченного сбора.

Например, вышеуказанная компания декларировала планируемый доход в размере 300 тыс. EUR, но на конец года сумма чистой прибыли составила 500 тыс. EUR. В таком случае, помимо основного налога 12,5% на всю сумму 500 тыс. EUR, будет начислен налог 10% на сумму недоплаченного налога. Т.е. 500 тыс. – 300 тыс.=200 тыс. EUR размер незадекларированной прибыли. Значит, предприятие должно оплатить 12,5% из 200 тыс. EUR и 10% специального сбора.

Крайние сроки перечисления налоговых платежей за II полугодие 2020 года – 31.12,2020. Первый (авансовый) платеж уплачивается до 1 августа текущего отчетного периода. Расчет такого налога осуществляется с помощью формы TD6 и декларации об ожидаемой прибыли. При подаче документов в налоговую службу Кипра юридическое лицо рассчитывает и перечисляет 50% корпоративного налога по ставке 12,5%.

Иностранным бизнесменам, регистрирующим бизнес или владеющим зарегистрированной компанией на Кипре, также важно учитывать следующие моменты:

  • TD6 не подается, если у предприятия нет ожидаемой прибыли;
  • такие компании не должны проводить никаких платежей;
  • последний платеж налога на прибыль осуществляется строго до 31.12. текущего отчетного периода;
  • при пересмотре суммы налога обязательства выполняются до 31.12., иначе будет взиматься надбавка 10%.

Если вам необходима квалифицированная помощь, обратитесь к нашим экспертам. Мы готовы оказать всестороннюю юридическую поддержку в регистрации кипрской компании, ежегодных обновлениях для поддержания активного статуса, составлении и аудите финансовой отчетности.

Сроки уплаты налога на прибыль компаниями Кипра в 2021

В 2020 году кипрские компании должны начинать аудит сразу по завершению составления годовой финансовой отчетности. В результате предприятие получает аудированные финансовые отчеты и декларацию о корпоративной налоге формы TD4. Данный документ также подписывается сертифицированным аудитором, подписи проставляет директор предприятия и налоговый консультант.

1 августа 2021 г. компания Кипра обязана провести самооценку, в соответствии с которой декларируется итоговая чистая прибыль для расчета подоходного налога за 2020 год. При обнаружении недоплаты налоговый платеж нужно совершить не позже 1.08.2021 г. В противном случае кипрская компания будет вынуждена заплатить штраф. Если аудит 2020 г. завершен до 1.08.2021 г., любые расхождения по авансовым налоговым платежам можно урегулировать с самооценкой и по согласованию с TD4.

Для соблюдения установленных кипрским законодательством сроков иностранные бизнесмены должны учитывать, что:

  1. Форма TD4 за 2020 год подается не позже 31.12.2021 г.
  2. При подаче TD4 с помощью электронного сервиса TAXISnet крайний срок – 31.03.2022 г. (продление 90 дней).
  3. После подачи TD4 за 2020 г. исключаются какие-либо переносы сроков относительно налога на прибыль за 2020 г.
  4. Налоговая служба Кипра выпускает оценку компании в течение 6 лет после подачи TD4.

Полная информация о штрафных санкциях и пени для компаний Кипра за просроченные налоговые платежи представлена в этом материале.

Кипрские налоговые изменения 2021

Юрисдикция остается достаточно популярной среди иностранных бизнесменов за счет своевременно внедренных мер по поддержке бизнеса в связи с COVID-19. Нововведения властей позволили владельцам иностранных и местных компаний выполнить все обязательства перед государственными органами, а также получить более длительный переходный период для выполнения требования по substance.

В то же время островное государство всецело поддерживает инициативы Европейской комиссии и ОЭСР по борьбе с агрессивным налоговым планированием. Поэтому в 2021 году юрисдикция внедряет две дополнительные меры:

  • в отношении несотрудничающих государств;
  • более широкое определение налогового резидента Кипра.

В первом случае правительство Кипра планирует пересмотреть налоги в одностороннем порядке. Речь идет о дивидендах, роялти и процентах, направленных в не сотрудничающие государства. К ним относятся:

  • Сейшельские острова;
  • Вануату;
  • Самоа;
  • Панама;
  • Палау;
  • Ангилья;
  • Барбадос;
  • Фиджи и другие юрисдикции.

Что касается определения статуса налогового резидента республики, здесь будут действовать более широкие критерии. Если ранее регистрация компании на Кипре предусматривала минимум условий для резидентства (фактическое управление, офис, резидент в составе директоров, собрания акционеров в пределах государства), то в 2021 году ситуация изменится. В дополнение к этим требованиям кипрское законодательство будет перерабатываться для присвоения статус резидента нерезидентым компаниям, то есть – с деятельностью за пределами Кипра. Такие предприятия не должны быть зарегистрированы на территории несотрудничающих юрисдикций.

Ожидается, что эти новшества будут приняты до конца 2020 г. и начнут действовать с 2021 г.

Важные налоговые уведомления Кипра 2021

В прочих важных моментах относительно уплаты налогов физическими и юридическими лицами-резидентами Кипра:

  • до 15.12.2020 г. продлены сроки подачи деклараций по НДФЛ за 2019 г. для самозанятых и сотрудников кипрских предприятий;
  • ежегодный сбор за профессиональную лицензию юридических лиц с 2021 г. будет взиматься кипрскими муниципалитетами;
  • в новом, 2021 году, Кипр вводит новые формы деклараций Taxisnet об уплате взноса на оборону (SDC);
  • изменяются условия налогового резидентства постоянных представительств на территории Кипра в соответствии с правилами ОЭСР;
  • в 2021 году вводится возможность уплачивать НДС в рассрочку без дополнительных сборов и процентов (шестью равными ежемесячными платежами).

Обращаем внимание наших читателей, что крайним сроком подачи аудированной финансовой отчетности для компаний Кипра является 31.12.2020 г. Мы готовы предоставить сертифицированного аудитора для проверки документов перед подачей в налоговую службу. Также напоминаем, что регистрация компании на Кипре может дать массу преимуществ при правильном структурировании, включая максимальное снижение налоговых ставок. За детальной информацией вы можете обратиться в онлайн-чат, мессенджер или на электронную почту.

Как будут платить налоги компании Кипра в 2021 году?

Кипрские власти пересмотрели правила удержания налогов с дивидендов, направленных в Россию. Как и прежде, кипрские компании не перечисляют налог на дивиденды у источника, получатель в РФ обязан оплатить 5% налога, плюс 13% НДФЛ при направлении дохода физическому лицу. Альтернатива – применение так называемого сквозного подхода, когда общая ставка корпоративного налога равна 15%. Пользоваться подобной схемой можно до 2024 года. Резидентные компании уплачивают налоги на прежних условиях, НДС можно уплачивать равными ежемесячными частями.

Какие основные налоговые изменения вводит Кипр в 2021 году?

Кроме отсрочки по НДФЛ для кипрских сотрудников и самозанятых лиц, кипрские власти вводят более широкое понятие статуса налогового резидента. В данный момент разрабатывается законопроект, позволяющий включить в список резидентов Кипра иностранные компании без реальной деятельности на кипрской территории. Такие предприятия не должны находится в несотрудничающих юрисдикциях. Внедрение новшества планируется с 2021 года.

В какие сроки необходимо перечислять кипрский корпоративный налог?

Авансовый платеж по налогу на ожидаемую прибыль вносится до 1 августа налогового года, вторая часть – не позже 31 декабря отчетного периода. На Кипре налоговый год равен календарному году. Декларация подается только после составления финансовой отчетности за налоговый год. Если фактический доход превысил планируемую прибыль, компания Кипра будет вынуждена заплатить 10% от суммы вовремя неуплаченного корпоративного налога.


Фото Athanasios Gioumpasis / Getty Images
Фото Athanasios Gioumpasis / Getty Images

С 1 января 2021 года для российского бизнеса ушла в прошлое эпоха кипрских холдинговых компаний. Вступил в силу протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, в соответствии с которыми ставка налога на доходы у источника выплаты в отношении дивидендов составит 15% (за редким исключением), что соответствует стандартной российской ставке этого налога. Это значит, что использование кипрских компаний больше не будет давать преимуществ с точки зрения налогообложения дивидендов из России.

В последние годы развитие отечественной налоговой практики заставило многие российские группы настороженно относиться к самой возможности использования льготной ставки по СИДН и искать альтернативные стратегии. Например, применять «сквозной» подход, когда в качестве обладателя «фактического права на доход» (ФПД), то есть на дивиденды, заявляется конечный бенефициар структуры. Либо полностью отказываться от применения льгот и уплачивать налог по максимальной ставке. Однако некоторые компании надеялись отстоять право на льготы и продолжали применять льготную ставку налога на доходы у источника выплаты.

Риск вместо выгоды

И для тех, и для других сейчас как никогда остро встал вопрос — что делать дальше с насторхолдингами и субхолдингами? Борьба с промежуточными компаниями не является сугубо российской инициативой — скорее, Россия следует общемировому тренду. Если промежуточные компании больше не добавляют налоговой эффективности, а наоборот, создают дополнительные риски, а также влекут затраты на свое поддержание, нужны ли они в будущем? Что можно предпринять сейчас, чтобы минимизировать негативный эффект?

Прежде всего необходимо ответить на главный вопрос: для чего в структуре группы нужна иностранная холдинговая компания? Если нет готовности полностью отказаться от нее по неналоговым факторам (защита активов, наличие соглашения акционеров), то можно использовать российский субхолдинг. Это позволит распределять в его пользу дивиденды с использованием нулевой ставки и осуществлять дальнейшее реинвестирование в рамках группы. При этом в пользу иностранного холдинга можно распределять столько, сколько нужно бенефициару на его текущие цели. Если он является налоговым резидентом России, это позволит ему получить отсрочку в отношении уплаты НДФЛ с дивидендов.

Альтернативным вариантом может быть смещение налогового резидентства, например, кипрской компании в Россию. К сожалению, нулевую ставку по дивидендам, распределяемым российскими операционными компаниями, в рамках данной стратегии можно будет применять только до конца 2023 года. Затем опять придется думать о реструктуризации бизнеса, при этом ее последствия (например, в отношении продажи либо распределения активов в будущем) необходимо просчитывать уже сейчас. Кроме того, при смене резидентства стоит вспомнить об уплате «налога на выход» из зарубежной юрисдикции.

Менять шило на мыло, то есть Кипр на иную юрисдикцию, нужно с очень большой осторожностью. Не так много государств предоставляют налоговые льготы, аналогичные кипрским, и не факт, что в будущем Минфин не захочет и с ними пересмотреть СИДН в сторону повышения ставок. От такого «предложения» бывает трудно отказаться, так как в качестве альтернативы выступает денонсация соглашения, что также не позволит применять налоговые льготы.

Если принято решение оставить иностранные холдинги в периметре группы, нужно помнить о рисках признания данных компаний налоговыми резидентами России по месту их фактического управления. А это может повлечь, в частности, доначисление 15%-го налога на доходы у источника выплаты в отношении распределения дивидендов с уровня данного иностранного холдинга своим акционерам. Пока таких претензий не так много, а судебных дел вообще нет. Но это пока. Мало кто мог представить в 2014 году, что практика по ФПД будет развиваться в настолько негативном для налогоплательщиков ключе, а в начале 2020 года — что COVID-19 приведет к закрытию Кипра не только с туристической, но и с налоговой точки зрения.

Стратегии ухода

Если минусы от использования иностранной холдинговой компании перевешивают плюсы, то можно рассмотреть несколько стратегий отказа от нее. В зависимости от конкретной структуры группы это можно сделать путем ликвидации иностранной компании или с помощью продажи активов. Некоторые возможности может дать переезд в один из созданных в России специальных административных районов (САР) — в Приморье или в Калининградской области. Такой переезд предполагает последующую реорганизацию или использование одной из зарегистрированных в САР международных компаний.

В отличие от структуры с иностранной компанией, являющейся добровольным налоговым резидентом России, Минфин пока не планирует ужесточать режим САР и отменять нулевую ставку по дивидендам, получаемым от российских дочерних компаний. Наоборот, планируется сделать налоговый режим в этих районах более привлекательным. Минфин задумывается о снижении ставки по налогу на прибыль, введении стабилизационной оговорки (что позволяет использовать налоговый режим в неизменном виде, даже в случае изменения налогового законодательства), снижении ставки по налогу на доходы в отношении распределяемых дивидендов. Однако в отношении режима САР существует множество вопросов, которые стоит проанализировать до принятия решения о переезде.

При выборе любого варианта важно учитывать налоговые последствия реорганизации, которые могут возникнуть в зарубежной юрисдикции (налог на доходы от реализации активов, «налог на выход», предоставление отчетности по сделкам в рамках европейской Директивы DAC6 по борьбе с агрессивным налоговым планированием). Все последствия необходимо просчитать заранее, чтобы потом они не стали неожиданностью.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Сроки уплаты налогов в 2021 году таблица, представленная в нашей статье, отражает в наиболее удобном для налогоплательщика виде. Мы свели в таблицы с поквартальной разбивкой налоговые платежи, которые нужно сделать организациям, работающим на ОСНО и УСН, в течение 2021 года.

Системы налогообложения организаций

Организации в целях налогообложения применяют одну из систем, установленных НК РФ. Если юрлицо не проявляет желания использовать спецрежим, то ему придется работать на ОСНО и уплачивать все налоги, установленные НК РФ при наличии базы налогообложения по ним.

Виды налогов и сборов, уплачиваемых юрлицами

Организации, использующие ОСНО, являются плательщиками налогов:

  • на прибыль;
  • имущество;
  • воду;
  • землю;
  • транспорт;
  • игорный бизнес;
  • использование объектов животного мира.

Кроме того, они уплачивают НДС, НДФЛ, акцизы, НДПИ, торговый сбор, госпошлины и страховые взносы, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор.

Применение спецрежимов (УСН, ЕСХН, соглашение о разделе продукции) либо освобождает организацию от уплаты основных налогов (прибыль, НДС, имущество), заменяя их единым соответствующим налогом (УСН, ЕСХН), либо позволяет использовать систему льгот, относящуюся практически ко всем уплачиваемым организацией налогам (соглашение о разделе продукции). Спецрежим ПСН могут применять только ИП.

При применении УСН юрлицо должно (при наличии оснований) платить все налоги, кроме тех, которые заменены единым налогом. По ЕСХН ситуация несколько иная. При нем не уплачивается торговый сбор (п. 2 ст. 411 НК РФ), а акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес и сбор за использование объектов животного мира несовместимы с этим режимом по определению.

Сроки уплаты налогов устанавливаются либо НК РФ (налоги федерального уровня, налоги при спецрежимах, торговый сбор, налог на игорный бизнес, с 2021 года — транспортный и земельный налоги), либо законами регионов (налог на имущество). Однако в любом случае они подчиняются правилу п. 7 ст. 6.1 НК РФ: если установленный срок уплаты приходится на выходной день, то он переносится на ближайший к нему следующий рабочий день. В соответствии с этим правилом отражены последние дни сроков оплаты налогов в 2021 году в наших таблицах.

В нашей статье мы не будем рассматривать достаточно редко встречающиеся среди обычных организаций платежи: налог на игорный бизнес, налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, сбор за использование объектов животного мира и систему налогов при выполнении соглашения о разделе продукции.

Особенности уплаты налога на прибыль

Налог на прибыль — единственный налог, который имеет достаточно сложную систему определения и уплаты авансовых платежей для организации-плательщика. Возможные варианты по авансам для прибыли следующие:

  • квартальные авансы с уплатой ежемесячных авансовых платежей;
  • только квартальные авансы — при соблюдении определенных требований;
  • ежемесячные авансовые платежи от фактически полученной прибыли.

Особенности уплаты НДФЛ

Срок уплаты НДФЛ, в отношении которого юрлица являются налоговыми агентами, увязан со сроком выплаты дохода работникам (п. 6 ст. 226 НК РФ). Поэтому конкретизировать сроки его уплаты невозможно и в наших таблицах он не отражается. Показан там только срок, установленный для уплаты этого налога с отпускных и больничных, соответствующий последнему дню месяца, в котором произведена выплата соответствующего дохода.

Особенности уплаты региональных и местных налогов

Сроки уплаты налога на имущество, так же как и обязательность (или необязательность) начисления и уплаты авансовых платежей по нему, устанавливаются законами регионов. Организациям, имеющим обязанность уплаты налога на имущество, нужно ознакомиться с соответствующими законами субъектов РФ, поскольку сроки уплаты этих налогов по регионам могут существенно различаться. В наших таблицах, имеющих общий характер, мы по этой причине их не приводим.

Что касается транспортного и земельного налогов, то с 01.01.2021 сроки их уплаты являются едиными для всех территорий и закреплены на федеральном уровне. У региональных и местных властей полномочий по определению платежных дат больше нет. Налоги по итогу года нужно уплачивать не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Новый порядок применяется начиная с годовых платежей по итогам 2020 года.

Особенности уплаты единого налога при УСН и ЕСХН

Сроки уплаты УСН и ЕСХН, установленные НК РФ, применяются с одной оговоркой: если юрлицо утратило право на применение этих спецрежимов или добровольно отказалось от них, то оно в месяце, следующем за месяцем прекращения применения спецрежима, до 25-го числа должно рассчитаться по единому налогу.

Финансовый департамент
Финансовый департамент

Зарубежный доход. Финансы. Налоги

Налоговый календарь 2021

Февраль 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

Март 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Апрель 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Май 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

Июнь 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Июль 2021

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

01 февраля 2021 — Крайний срок подачи Уведомления о применении «налога на фиксированную прибыль КИК» в отношении 2020 налогового периода (Уведомление подается по желанию, применение налогового режима не является обязательным)

01 марта 2021 — Уведомление об участии в иностранных организациях (ИСБОЮЛ). Подается физическими лицами, которые являлись налоговыми НЕрезидентами РФ в момент возникновения оснований для представления Уведомления об участии в иностранных организациях (ИСБОЮЛ), но по итогам 2020 года провели в РФ суммарно более 183 дней, т.е. были признаны налоговыми резидентами РФ.

22 марта 2021 — Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) для контролирующих лиц- российских организаций за 2020 налоговый период (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК). Представляется ЕЖЕГОДНО в срок до 20 марта (с 2021 года — только для контролирующих лиц-организаций) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК .

29 марта 2021 — Декларация по налогу на прибыль организаций, в которой необходимо отразить прибыль КИК или подать нулевую декларацию (для контролирующих лиц-организаций). Представляется ЕЖЕГОДНО в срок до 28 марта по общим правилам подачи декларации по налогу на прибыль организаций. В декларации, подаваемой в 2021 году за 2020 налоговый период, декларируется прибыль 2019 финансового периода КИК.

30 марта 2021 — Сообщение об участниках иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица – о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), имеющей имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Представляется ЕЖЕГОДНО совместно с Декларацией по налогу на имущество.

30 апреля 2021 — 1. Декларация по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) за 2020 налоговый период (по доходу, полученному в 2020 году).

2. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях (КИК) для контролирующих лиц физических лиц за 2020 налоговый период (по итогам прибыли 2019 финансового периода КИК). Представляется ЕЖЕГОДНО с 2021 года в срок до 30 апреля (для контролирующих лиц физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК.

20 мая 2021 — Уведомление о контролируемых сделках (актуально для групп компаний, на которые распространяются нормы о трансфертном ценообразовании). С 2020 года применяются НОВЫЕ ФОРМЫ уведомлений о контролируемых сделках

01 июня 2021 — Отчет о движении денежных средств и иных финансовых активов (ОДДС) по иностранном счету за 2020 год. С 2021 года в Отчет о движении денежных средств по иностранному счету необходимо также включить информацию об иных финансовых активах (напр., портфолио ценных бумаг, стоимость страхового полиса и тд). С 2021 года помимо сведений о движении по банковским счетам в ОДДС необходимо также включить сведения о движении средств по счетам в иных организациях финансового рынка (ИОФР).

15 июля 2021 — Крайний срок уплаты НДФЛ по доходам за 2020 налоговый период

3 (три) месяца с момента возникновения/изменения доли/прекращения участия в иностранной организации — срок, в течение которого необходимо подать Уведомление об участии в иностранных организациях (ИСБОЮЛ).

1 (один) месяц с момента заключения/изменения/прекращения договора банковского счета или счета в иной организации финансового рынка (ИОФР) — срок, в течение которого необходимо подать Уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КДН 1120107) или Уведомление об изменении реквизитов счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КДН 1120106)

Читайте также: