Налоговый агент по налогу на прибыль иностранной организации

Опубликовано: 14.05.2024

Иностранные компании, которые получают доходы в РФ, должны платить с них налоги. Только в одних случаях они сами рассчитываются с российским бюджетом, а в других за них это делают налоговые агенты. Все зависит от того, как работает инофирма – через постоянное представительство РФ или без него. От этого зависит и то, кто отчитывается по доходам иностранной фирмы – она сама или налоговый агент. Если у агента есть подтверждение того, что доходы относятся к постоянному представительству, он может не указывать в своем расчете по налогу на прибыль данные об этих доходах.

Плательщики налога на прибыль перечислены в статье 246 НК РФ. К ним относят:

1) российские организации – коммерческие и некоммерческие;

2) иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.

С сумм выплаченных дивидендов, а также доходов иностранных фирм, которые работают не через постоянные представительства, налог в бюджет перечисляют компании, которые выплачивают соответствующие доходы. В данном случае эти организации выступают в роли налоговых агентов и платят налог в бюджет за налогоплательщика – иностранную фирму.

Как инофирма платит налог

Налог с доходов, полученных от деятельности постоянного представительства, иностранная организация рассчитывает и уплачивает самостоятельно – по каждому отделению. Налог на прибыль по итогам года, а также авансовые платежи по налогу с доходов она уплачивает в те же сроки, что и российские фирмы (п. 1 ст. 246, ст. 307 НК РФ).

Налог с доходов от источников в РФ, если такие доходы не связаны с деятельностью российских отделений иностранной организации, исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 309, ст. 310 НК РФ).

Таким образом, как подчеркивается в комментируемом письме, понятие “постоянное представительство” при налогообложении иностранных компаний имеет не организационно-правовое значение. Оно определяет деятельность иностранной организации и возникновение обязанности самостоятельно уплачивать налог на прибыль в РФ.

В таблице 1 мы представили, как распределяются обязанности по уплате налога и декларированию доходов у иностранных фирм.

Постоянное представительство

В целях налогообложения прибыли постоянным представительством (отделением) иностранной организации в РФ признается ее обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое она регулярно осуществляет в России предпринимательскую деятельность. На практике она может выполнять работы, оказывать услуги, продавать товары со складов на территории РФ и др. через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство и другое обособленное подразделение (ст. 7, п. 2 ст. 306 НК РФ).

В большинстве случаев иностранные фирмы-резиденты сами платят налог на прибыль. При этом они облагают налогом доходы, полученные (ст. 307 НК РФ):

  • от производственной, торговой и посреднической деятельности на территории РФ (за вычетом расходов на их получение);
  • от сдачи в аренду имущества своего представительства (за минусом расходов на его содержание), от реализации акций и недвижимости в России;
  • от использования прав на объекты интеллектуальной собственности, от международных перевозок и др.

С таких доходов ставка налога на прибыль составляет 20%. В том числе в федеральный бюджет платится 3%, в региональный – 17%. Если в РФ у инофирмы несколько отделений, которые работают через постоянные представительства, то налог на прибыль она должна рассчитывать по каждому из них. Налог на прибыль и авансовые платежи по нему зарубежные компании-резиденты платят в том же порядке, что и российские фирмы. И налоговые декларации они сдают по тем же правилам.

Таблица 1. Уплата налога иностранной фирмы

Налоговый агент

Налог на прибыль с доходов иностранной организации исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджетную систему РФ налоговый агент по особым ставкам (в зависимости от вида дохода). Налоговый агент “подключается”, если доход выплачивается (п. 4 ст. 286, п. 1, 1.1 ст. 309 НК РФ):

  • иностранной организации, у которой нет постоянного представительства в РФ;
  • иностранной организации, у которой есть постоянное представительство в РФ, но выплачиваемый доход не связан с деятельностью этого представительства.

Налоговые агенты исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налог с доходов иностранной организации при каждой выплате ей дохода (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Перечислить удержанный налог налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п. 6, 7 ст. 6.1, п. 2, 4 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).

Перечень доходов иностранной организации, облагаемых налогом на прибыль у источника выплаты – налогового агента, установлен пунктом 1 статьи 309 НК РФ. Перечень этот открытый. К доходам, облагаемым у налогового агента, относятся, в частности:

  • дивиденды;
  • доходы от реализации недвижимого имущества на территории РФ;
  • доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ;
  • доходы от международных перевозок.

Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-

7-3/115@ утверждена форма налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме (далее – Расчет). Эту форму должны заполнять налоговые агенты.

Расчет подается в налоговый орган по месту нахождения организации (налогового агента) не позднее 28 календарных дней после окончания отчетного периода по всем случаям выплаты дохода иностранной фирме и удержания налога на прибыль.

Сведения о доходах иностранных организаций, которые освобождены от налога на прибыль, также отражают в Расчете за тот период, в котором налоговый агент выплатил эти доходы. Документ, подтверждающий право на льготное налогообложение, указывают в строке 160 подраздела 3.2 раздела 3 Расчета.

Когда агент может не удерживать налог

Агент может не удерживать налог в случаях, указанных в пункте 2 статьи 310 НК РФ. В частности, если налоговый агент уведомлен, что выплачиваемый доход относится к деятельности постоянного представительства иностранной организации.

В комментируемом письме Минфин России разъяснил, что в этом случае в распоряжении налогового агента должна быть нотариальная копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде. Таково требование подпункта 1 пункта 2 статьи 310 НК РФ. И еще условие: этот документ иностранная фирма должна предоставить агенту до даты выплаты дохода.

В Расчете агента сумма дохода иностранной организации, относящейся к постоянному представительству получателя дохода в РФ, не отражается. За них иностранная компания отчитается сама.

Эксперт “НА” В.Ю. Кирпичников

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Доходы иностранных организаций, облагающиеся налогом на прибыль при выплате

дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций;

Например: одним из учредителей российского ООО является иностранная организация, по окончании отчетного периода принято решение о распределении прибыли и выплате дивидендов.

доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

Например: при выходе из состава учредителей ООО иностранная организация получает выплату, превышающую взнос иностранного участника в уставный капитал ООО.

процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации: государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов; иные долговые обязательства российских организаций;

Например: доходы в виде процентов, полученные иностранной организацией по договору займа с российской организацией.

доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;

Например: выплаты иностранным организациям за использование авторского права на произведения литературы, искусства или науки, патентов, товарных знаков, секретной формулы и т.п.

доходы от реализации акций (долей) организаций, более 50% активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), кроме акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг согласно п. 9 ст. 280 НК РФ;

Например: российская организация приобрела у иностранной организации — нерезидента долю в российском ООО. По данным бухгалтерского баланса в стоимости активов российского ООО доля недвижимости составляет 52%.

доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

Например: российская организация приобретает здание на территории РФ у иностранной организация, которая не состоит на учете в налоговых органах.

доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации;

Например: российская организация арендует у иностранной организации недвижимое имущество, находящееся на территории РФ, российская организация получила в лизинг от иностранной организации движимое имущество для использования на территории РФ.

доходы от международных перевозок;

Например: российская организация заказывает морскую перевозку между портами, находящимися за пределами РФ;

штрафы и пени за нарушение российскими лицами договорных обязательств.

Например: российская организация выплачивает в пользу иностранной организации неустойку за несоблюдение условий договора поставки.

  • иные аналогичные доходы.
  • Комментарий к п. 10: Мы видим, что список облагаемых доходов иностранной организации, открыт. Как разобраться, является ли доход «аналогичным»? Налоговым агентам помогут сориентироваться выводы Минфина РФ и судебная практика, из которых следует, что аналогичность доходов заключается не в схожести их с видами доходов, перечисленных в подпунктах РФ, а в том, что «аналогичные» доходы, не связанны с предпринимательской деятельность на территории РФ. Это так называемые «пассивные» виды доходов.

    К сожалению позиция контролирующих органов по «аналогичным» доходам не всегда однозначна. Иногда имеют место попытки «переквалификации» активных доходов в «пассивные». В частности, случаются споры с налоговыми органами по доходам от консультационных услуг, за предоставление информации (см. постановления ФАС ДО от 27.03.2008 N Ф03-А73/08-2/509, Президиума ВАС от 08.07.2008 N 3770/08, письмо Минфина РФ от 23.06.2014 N 03-00-08/2/29954).

    Перечисленные в пунктах доходы иностранной организации облагаются налогом на прибыль независимо от формы, в которой они получены (п. 3 ст. 309 НК РФ).

    Например, доходы могут быть перечислены на счет организации, переданы в натуральной форме, могут быть произведены зачет требований, прощение долга.

    Напоминаем, что не подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории РФ, если они не приводят к образованию постоянного представительства в РФ (п. 2 ст. 309 НК РФ). Это доходы от предпринимательской деятельности, которая не носит постоянного характера на территории РФ и не выполняется на регулярной основе.

    Например, иностранная организация получает вознаграждение за разовые работы по пуско-наладке оборудования, для проведения работ в РФ командируются работники иностранной организации на срок 2 недели (п.2 ст.308 НК РФ).

    Применение норм об устранении двойного налогообложения

    В общем случае нормы главы 25 НК РФ (см. п. 2 ст. 284, ст. 310 НК РФ) предусматривают следующие налоговые ставки налога на прибыль по доходам иностранных организаций от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство:

    10% — по доходам от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;

    15% — по доходам в виде дивидендов и процентов по долговым обязательствам российских организаций;

    20% — по всем остальным доходам, с учетом отдельных нюансов, перечисленных в ст. 310 НК РФ.

    При налогообложении доходов иностранной организации ставки налога, прописанные в НК РФ, применяются не всегда. Налогообложение доходов иностранной организации от источников в РФ производится с применением положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (ст. 7 НК РФ).

    Как правило, в таких договорах установлены льготные ставки налога на доходы, или предусмотрено полное освобождение отдельных видов доходов резидентов договаривающихся государств в стране их выплаты.

    Например, статьей 11 Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Никосия, 5 декабря 1998 г.) предусмотрено, что «проценты» (доходы от долговых требований любого вида) подлежат налогообложению только в государстве, резиденту которого они выплачиваются. Это значит, что выплата процентов по займу полученному российской организацией от кипрской организации на территории РФ налогообложению не подлежат.

    Льготные условия налогообложения, предусмотренные международными договорами не применяются автоматически, право на их использование иностранная организация должна подтвердить (ст. 312 НК РФ). Для этого налоговый агент должен располагать следующими документами, полученными от иностранной организации:

    Справка, подтверждающая постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение) об устранении двойного налогообложения, заверенная компетентным органом иностранного государства. Форма такой справки устанавливается внутренним законодательством этого иностранного государства.

    Минфин РФ считает, что документы, подтверждающие обязанность иностранной организации уплачивать налоги в определенном иностранном государстве, аналогичные свидетельству о постановке на учет в налоговом органе такого иностранного государства, не могут являться подтверждающими постоянное местонахождение иностранной организации в иностранном государстве для целей устранения двойного налогообложения (см. например, письмо Минфина РФ от 31.05.2016 г. N 03-08-05/31265).

    Документы, подтверждающие, что иностранная организация имеет фактическое право на получение дохода. Эти документы должны подтверждать, не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода иностранной организацией, но и то, что это лицо является непосредственным выгодоприобретателем («бенефициаром»), то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

    Перечень таких документов в НК РФ не установлен, документы могут быть оформлены в произвольном виде, законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.

    Если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация — источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п.1 ст. 312 НК РФ, то она производит удержание налога по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ для соответствующего вида дохода.

    НК РФ предусматривает возврат ранее удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения, при условии представления подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор. Порядок такого возврата предусмотрен п.2 ст.312 НК РФ.

    Исполнение обязанности налогового агента

    Налоговыми агентами по налогу на прибыль признаются российские организации или иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и производящие выплаты иностранным организациям не связанным с постоянным представительством в РФ, доходов от источников в РФ.

    При этом не имеет значения, является ли организация, выплачивающая доход плательщиком налога на прибыль. Согласно нормам НК РФ, организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента при выплате доходов иностранной организации (п.4 ст.286, п.3 ст. 346.1, п.2 ст. 346.11, п.4 ст. 346.26 НК РФ).

    Исчисление налога и его удержание налоговый агент обязан произвести непосредственно при выплате дохода, а перечислить удержанную сумму налога в бюджет налоговый агент должен не позднее дня, следующего за днем выплаты (или иной передачи) дохода иностранной организации (п. 2 ст. 287 НК РФ).

    Налоговая база при этом определяется в полной сумме дохода, за исключением доходов от реализации акций (пп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) и доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ). По таким доходам налоговая база может быть уменьшена на понесенные расходы в соответствии со ст. 268 и 280 НК РФ. Естественно, расходы иностранной организации должны быть подтверждены документально.

    Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма удержанного налога исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает свой доход (п. 5 ст. 309 НК РФ).

    По итогам отчетного (налогового) периода, в сроки, установленные НК РФ для представления декларации по налогу на прибыль, налоговый агент представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговый расчет о суммах дохода, выплаченных иностранным организациям (п.4 ст.310, п.3 и п. 4 ст.289 НК РФ). Форма налогового расчета и инструкция по его заполнению утверждена Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.

    Ответственность налогового агента

    В общем случае за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы налога для налоговых агентов предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению ( ст. 123 НК РФ). Кроме этого с налогового агента могут быть взысканы пени (п.п. 3, 4, 7 ст.75 НК РФ).

    При этом надо учитывать активно применяемую налоговым органом судебную позицию, что в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, письма ФНС России от 10.08.2016 N СД-4-3/14590@, от 22.08.2014N СА-4-7/16692).

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

    В определенных случаях, при осуществлении российскими организациями выплат иностранным компаниям, российские компании, в соответствии с законом, выступают в качестве налогового агента. Каковы особенности исполнения налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджетную систему РФ отдельных видов налогов?

    В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Основными обязанностями налоговых агентов являются:

    1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

    2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

    3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

    4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

    5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет, согласно ст. 123 НК РФ, взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

    Согласно ст. 199.1 УК РФ неисполнением обязанностей налогового агента признается неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере (ч.1) либо в особо курном размере (ч.2.).

    Применение организацией упрощенной системы налогообложения не освобождает ее от исполнения обязанностей налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

    В отношении налога на прибыль

    В случае если услуги, оказываемые иностранным юридическим лицом на территории Российской Федерации, не приводят к образованию постоянного представительства, а также если российская организация является источником выплат иностранному юридическому лицу, на нее возлагаются обязанности налогового агента, предусмотренные НК РФ.

    По всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, в соответствии с п. 2 ст. 310 НК РФ, производятся налоговым агентом. Так, при выплате дивидендов иностранной организации, являющейся акционером российской организации; при получении доходов от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности и в ряде других случаев, обязанности налогового агента возникают у российских организаций, выплачивающих доходы иностранным организациям.

    Приведем примеры отдельных видов доходов, выплачиваемых иностранной организации и подлежащих удержанию налоговым агентом.

    Так, на основании пп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок, полученные иностранным перевозчиком, если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью этой иностранной организации через постоянное представительство в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в РФ. В качестве налогового агента в данном случае выступает российская организация – приобретатель соответствующих услуг.

    Другим примером может служить распределение в пользу иностранного лица прибыли, получаемой в рамках договора о совместной деятельности (договора простого товарищества). Согласно пп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, относятся доходы иностранной организации (не связанные с ее предпринимательской деятельностью в РФ через постоянное представительство), получаемые в результате распределения в пользу этой иностранной организации прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений.

    Минфин России в письме от 6 мая 2005 г. № 03-08-02 указал, что, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства в соответствии со ст. 306 НК РФ, а только получает доходы в виде распределения прибыли от совместной деятельности, то подобные доходы относятся к доходам от источников в РФ.

    Таким образом, российская организация – участник договора о совместной деятельности в данном случае выступает по отношению к иностранному участнику в качестве налогового агента.

    Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается налоговым агентом – российской организацией (или иностранной организацией), выплачивающей доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ, в частности, случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения своего постоянного местонахождения в соответствующем государстве, с которым Россия имеет международное соглашение, регулирующее вопросы налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ).

    В соответствии с п. 2 ст. 287 НК РФ налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога в течение трех дней после выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организации. В то же время п. 1 ст. 310 НК РФ установлено что сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте РФ по официальному курсу Центрального банка РФ на дату перечисления налога.

    В Письме МНС России от 26 июля 2002 г. № 23-1-13/34-1005-Ю274 разъяснено, что «указанные нормы, в различных формулировках определяя сроки перечисления налога в бюджет, содержат предписание налоговому агенту совершить одно определенное действие - перечислить сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в РФ налога в бюджет, в связи с чем отсутствуют основания для применения правила о конкуренции общей и специальной норм.

    При этом трехдневный срок является вполне определенным, а понятия «одновременности» законодательство РФ о налогах и сборах не содержит.

    Учитывая изложенное, а также то, что п. 7 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), при применении указанных норм необходимо исходить из того, что налоговый агент обязан перечислить сумму удержанного с доходов иностранной организации от источников в РФ налога в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (Письмо МНС России от 26 июля 2002 г. № 23-1-13/34-1005-Ю274).

    Как было отмечено выше, с доходов иностранной организации, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, налоговый агент обязан исчислить и удержать налог при каждой выплате дохода, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 310 НК РФ.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 310 Кодекса исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 Кодекса, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, в частности, случаев:

    - выплаты доходов в пользу постоянного представительства иностранной организации. При этом у налогового агента должна иметься нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет этой иностранной организации в налоговом органе РФ, оформленная не ранее чем в предыдущем налоговом периоде. Иностранные организации могут также обращаться в налоговые органы за получением справки о подтверждении наличия постоянного представительства этой иностранной организации. Такая справка может быть выдана налоговым органом исходя из сведений об уплате иностранной организацией налога на прибыль в связи с деятельностью в РФ, данных Налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации за предыдущий отчетный (налоговый) период и/или если имеются достаточные основания считать, что деятельность иностранной организации в текущем отчетном периоде приведет к образованию постоянного представительства (например, началось осуществление подрядных строительных работ);

    - выплаты доходов, не относящихся к постоянному представительству, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет действующий международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. (пп. 5.1, 5.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150).

    Указанное подтверждение должно быть заверено компетентным, в смысле соответствующего соглашения, органом иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

    НК РФ не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве. Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

    "Подтверждается, что организация . (наименование организации) . является (являлась) в течение . (указывается период) . лицом с постоянным местопребыванием в . (указывается государство) . в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)".

    В выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. При этом указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

    Налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов, независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п.

    В документах, подтверждающих постоянное местопребывание, проставляется печать (штамп) компетентного (или уполномоченного им), в смысле соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения, органа иностранного государства и подпись уполномоченного должностного лица этого органа. Указанные документы подлежат легализации в установленном порядке либо на таких документах должен быть проставлен апостиль.

    Документ, подтверждающий постоянное местопребывание, может быть также составлен по формам, разработанным ранее в этих целях в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 16.06.1995 № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц». При этом направление иностранной организацией заполненных форм в налоговые органы РФ и получение разрешения на неудержание налога от российских налоговых органов не требуется

    Предоставление налоговому агенту вышеперечисленных документов допускается в нотариально заверенных копиях таких документов.

    Такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве (пп. 5.3. Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150).

    В соответствии с пунктом 4 статьи 310 налоговый агент по налогу на прибыль по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Форма налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС РФ от 14.04.2004 N САЭ-3-23/286@.

    Сроки представления таких расчетов установлены пунктами 3 и 4 ст. 289 НК РФ:

    - не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;

    - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Соответствующие налоговый и отчетный периоды установлены в ст. 285 НК РФ.

    Что касается ответственности налогового агента, следует указать, что согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

    Таким образом, российская организация, являющаяся налоговым агентом по налогу на прибыль организаций, если она не представит в налоговый орган расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, подлежит привлечению к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.

    В отношении НДС

    В ст. 161 НК РФ устанавливаются особенности определения налоговой базы налоговыми агентами по налогу на добавленную стоимость.

    При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом положений главы 21 НК РФ. Налоговая база определяется налоговыми агентами.

    Согласно п. 3 ст. 166 НК РФ общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, которые не состоят на учете в налоговых органах. Сумма налога в этом случае определяется налоговыми агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

    При удержании налога налоговыми агентами налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

    Следует иметь в виду, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ, налоговые агенты уплачивают НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. Такой порядок установлен пунктом 4 статьи 174 НК РФ.

    При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (абз.3 п.4 ст. 174 НК РФ).

    Налоговый агент, на которого возложены обязанности по исчислению, удержанию у иностранного лица НДС, а также перечислению суммы налога в бюджет, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "за иностранное лицо". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет суммы налога за иностранное лицо. (Письмо МНС России от 27 августа 2004 г. № 24-11/55681).

    В соответствии с п.3 ст. 174 НК РФ налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

    В заключение отметим, что при соблюдении определенных условий возможно применение вычета суммы НДС. Так, в соответствии с п. 4 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику - иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах РФ, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

    Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в налоговых органах РФ.

    В целях расширения бизнеса, поиска новых рынков сбыта продукции компания может образовывать постоянные представительства на территории иного государства. Статья 11 НК РФ указывает: налогоплательщиками могут являться сами иностранные юридические лица, их филиалы, представительства. Такие структуры подчиняются не только российскому законодательству, но и законодательству государства, где зарегистрирована основная организация. Как в этом случае происходит налогообложение полученной ими прибыли?

    Представительства и налогообложение

    Ответ на поставленный вопрос требует обращения к Налоговому кодексу. В ст. 306-2 присутствует термин «постоянное представительство», которое может выступать в виде:

    • филиала;
    • собственно представительства;
    • отделения;
    • бюро;
    • конторы;
    • агентства;
    • любого подразделения обособленного характера, места деятельности фирмы.

    Плательщиками налога на прибыль могут быть все названные отделения.

    Постоянное представительство, кроме того что представляет отделение иностранного юрлица, должно соответствовать еще двум признакам:

    • занимается предпринимательством в нашей стране;
    • ведет такую деятельность регулярно.

    Постоянное представительство подчиняется, с одной стороны, законодательству РФ, а с другой — имеют место межгосударственные налоговые соглашения. Они заключаются с намерением избежать двойного налогообложения иностранного юрлица или его отделения на территории РФ. Практические вопросы взимания налогов и, в частности, налога на прибыль регулирует НК РФ.

    Если постоянного представительства у фирмы в России нет, но имеет место получение прибыли по договору, ее российский или иностранный партнер выступает в роли налогового агента. Он обязан удержать налог и перечислить его в российский бюджет.

    Все указанные выше моменты имеют практическое значение для расчетов налога на прибыль представительства иностранного юрлица.

    Особенности законодательной базы

    Статья 306 НК РФ устанавливает возможный перечень направлений предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться постоянным представительством иностранной фирмы и, соответственно, облагаться налогом:

    • использование природных ресурсов и недр;
    • строительство, монтажные работы, сборка, наладка, обслуживание, использование механизмов, оборудования;
    • реализация товаров;
    • произведение работ, сфера услуг;
    • иная коммерческая сфера.

    Если деятельность иностранной фирмы носит подготовительный, вспомогательный, а не коммерческий характер, о постоянном представительстве говорить нельзя (ст. 306-4). К примеру, если фирма хранит запас товара в строго определенном месте или отделение предназначено только для закупки товара, подписания контрактов, ведения учета, информационных, рекламных целей.

    На заметку! Рекламная, маркетинговая деятельность ведет к образованию постоянного представительства, только если такая деятельность является основной (обычной) деятельностью фирмы (п. 4-4 ст. 306 НК РФ).

    В то же время, даже если постоянного места работы на территории России у иностранной фирмы нет, законодатель считает, что постоянное представительство образовано, когда:

    • имеет место торговля с территории РФ товарами, полученными как результат переработки на таможенной территории, под аналогичным контролем;
    • организация работает, привлекая третье лицо, – зависимого агента, который представляет реально и законно ее коммерческие интересы на российской территории в соответствии с договором.

    Постоянного представительства нет, если иностранная организация взаимодействует с брокером, участником рынка ценных бумаг на профессиональной основе и др., для которых этот вид деятельности является основным, обычным (по тексту п. 9 ст. 306 НК РФ).

    Согласно ст. 307 НК РФ налоговую базу иностранные фирмы, действующие через постоянные представительства, исчисляют как разницу дохода и величины понесенных представительством затрат.

    Налоговую базу формирует не только доход от реализации, но и разного рода внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), например, от сдачи имущественных объектов в аренду. Если у иностранного юрлица более одного отделения, налоговая база рассчитывается по каждому из них. Если по технологическим или иным причинам отдельные расчеты произвести невозможно, база налога на прибыль может быть рассчитана по группе отделений, имеющих единую учетную политику в целях НО. Такое решение должно согласовываться с ИФНС.

    Основная текущая ставка, как и для российских компаний, — 20%, соответственно, 17 и 3% — в региональный и федеральный бюджеты (действует до 2024 года включительно).

    В отношении постоянного представительства могут действовать и другие ставки. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет (по тексту ст. 307 п. 6, ст. 284 п. 1, 3-3, 4):

    • 15% — по доходам в форме дивидендов по акциям российских юрлиц или участия в капитале иной формы;
    • 15 и 9% — по доходам в форме процентов, по определенным ценным бумагам в зависимости от их вида: государственные, муниципальные и др;
    • 0% — по доходам, связанным с облигациями госзайма, отдельными государственными и муниципальными облигациями.

    Декларация по налогу на прибыль сдается в ИФНС по месту нахождения постоянного представительства (ст. 307-8 НК РФ). Даже если обязанности уплаты налога на прибыль, согласно расчетам за период, не возникло, декларация должна быть предоставлена (ст. 289-1 НК РФ).

    Если налог за иностранную организацию перечисляет налоговый агент, он также подает декларацию одновременно с выплатой дохода. С текущего года в ст. 310 НК РФ внесены поправки, согласно которым налоговым агентом может быть не только организация, но и индивидуальный предприниматель (ФЗ-325 от 29/09/19). Если налоговый агент извещен о том, что доход выплачен постоянному представительству иностранной организации, он освобождается от указанной обязанности. Подтверждающим документом служит нотариально заверенная копия свидетельства из налоговых органов о постановке на учет, оформленная в предыдущем налоговом периоде.


    • Кто такой налоговый агент
    • Какие доходы налоговый агент должен обложить налогом

    Налоговый агент по налогу на прибыль обязан исчислить и удержать налог при выплате доходов иностранной организации, не имеющей представительства в России. О том, с каких доходов налогому агенту нужно удержать налог, подробно рассмотрено в нашей статье.

    Кто такой налоговый агент

    Налоговый агент по налогу на прибыль – это, согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который должен исчислять, удерживать и перечислять суммы данного налога в казну.

    Вся его деятельность регламентирована Налоговым Кодексом.

    Какие доходы налоговый агент должен обложить налогом

    Пункт 1 статьи 309 Налогового кодекса содержит список доходов иностранной организации, с которых налоговому агенту, выплачивающему такие доходы, необходимо исчислить и удержать налог на прибыль. Он выглядит так:

    1. В подпункте 1 пункта 1 указаны дивиденды, которые выплачиваются иностранной компании, являющейся участником либо акционером организации-резидента РФ.

    О том, как производится расчет налога, см. в материале: «Как считать налог на доходы по дивидендам»

    Законодательством при этом в пункте 7 статьи 275 НК РФ, пункте 11 статьи 2, части 2 статьи 8 закона № 306-ФЗ с 1 января 2014 года, во избежание двойственного толкования, определен перечень таких организаций.

    2. В подпункте 2 пункта 1 указаны доходы, образующиеся при распределении иностранным организациям имущества или прибыли отечественных компаний. Ликвидация тоже входит в эти случаи. Налоговый агент должен произвести расчет налога на прибыль с таких доходов с учетом норм, изложенных в пунктах 1–2 статьи 43 НК РФ.

    3. В подпункте 3 пункта 1 указаны доходы, образующиеся при начислении процентов по долговым обязательствам всевозможных видов, а именно:

    • Эмиссионных ценных бумаг, выпущенных органами государственной и муниципальной принадлежности, если такие бумаги предусматривают процентный доход.
    • Других обязательств, обусловленных долгами организаций – резидентов РФ.

    4. В подпункте 4 пункта 1 указаны доходы, образующиеся от использования на территории РФ объектов интеллектуальной собственности. Список объектов включает:

    • Авторские права на научные достижения, произведения искусства, литературы. Кинематография и телевидение тоже входят в эту категорию.
    • Товарные знаки, формулы, процессы, модели или чертежи.
    • Информация о промышленном, коммерческом или научном опыте.

    5. В подпункте 5 пункта 1 указаны доходы, образующиеся в результате продажи долей либо акций тех компаний, у которых 50% активов – это недвижимое имущество в РФ или финансовые инструменты, являющиеся производными от этих долей. Исключение составляют акции, которые, в соответствии с пунктом 9 статьи 280 Налогового кодекса, обращаются на рынке ценных бумаг.

    Следует учитывать, что до 1 января 2015 года облагались налогом такие доходы только в том случае, если доли или акции были собственностью организаций – резидентов РФ.

    6. В подпункте 6 пункта 1 указаны доходы, которые образуются от продажи недвижимого имущества, расположенного на территории РФ.

    Если такое имущество реализовано физическому лицу, то налоговым агентомбудет вынуждена стать иностранная компания. Этот тезис подробно раскрыт в письмах Минфина России от 23.01.2014 № 03-08-05/2273 и от 22.11.2011 № 03-03-06/1/771.

    Дело здесь в том, что физические лица, к которым относятся и индивидуальные предприниматели, не могут выступать в качестве налоговых агентов, поскольку, согласно абзацу 2–4 пункта 2 статьи 11, пункту 4 статьи 286, пункту 1 статьи 310 НК РФ и письму УФНС России по г. Москве от 11.11.2011 № 16-15/109734@, только организациям – резидентам РФ и постоянным представительствам иностранных компаний предоставлено такое право.

    7. В подпункте 7 пункта 1 указаны доходы, которые образовались от предоставления имущества в аренду или субаренду, а именно:

    • Доходы, полученные от совершения лизинговых операций.
    • Доходы, полученные от предоставления в аренду, субаренду воздушных либо морских судов, транспортных средств и контейнеров для международных перевозок.

    При этом если арендатор является налоговым агентом по налогу на прибыль, то он не вправе списывать в качестве арендного платежа этот налог, если он удержан с доходов арендодателя – иностранной компании. Такой вывод содержится в письме УФНС России по г. Москве от 23.11.2009 № 16-15/122370.

    Если требуется рассчитать доход, полученный в результате проведения лизинговых операций, то из общей суммы лизингового платежа следует вычесть сумму возмещения, полученного лизингодателем в размере стоимости лизингового объекта.

    8. В подпункте 8 пункта 1 указаны доходы, которые образуются от международных перевозок, как то:

    • доходы от перевозок воздушным, морским или речным транспортом;
    • доходы, получаемые от перевозок автомобильным или железнодорожным транспортом.

    Международными перевозками считаются при этом только те перевозки, которые осуществляются между пунктом на территории РФ и пунктом в иностранном государстве. Это закреплено в абзаце 2 подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ, письме Минфина России от 22.08.2012 № 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 28.10.2009 № 16-15/112945.

    В эту же категорию входят и демереджи, представляющие собой суммы, выплачиваемые перевозчику за простой судна в порту. Время погрузки простоем не считается.

    9. В подпункте 9 пункта 1 указаны пени и штрафы, уплачиваемые российскими юридическими, физическими лицами, госорганами и исполнительными органами региональных администраций за нарушение договорных обязательств.

    10. В подпункте 10 пункта 1 указаны доходы, получаемые в результате реализации паев закрытых пенсионных инвестиционных фондов, если таковые фонды относятся к категории рентных или занимаются недвижимостью.

    Следует отметить, что доходы иностранных организаций, образовавшиеся в результате реализации паев фондов, имеющих целью инвестиции в недвижимое имущество, с 1 января 2014 года включены в список облагаемых налогом на прибыль доходов.

    11. Другие доходы, не связанные с деятельностью через постоянные представительства иностранных компаний.

    Из этой категории положено вычесть выплаты, поименованные в пункте 2 статьи 309 НК РФ и отмеченные в письмах Минфина России от 03.10.2011 № 03-03-06/1/618, от 11.08.2011 № 03-03-06/3/6, УФНС России по г. Москве от 01.07.2009 № 16-15/067537.1 и в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 № 3770/08.

    Поэтому налог надо начислять на любые выплаты, если они удовлетворяют двум условиям:

    • не связаны с предпринимательской деятельностью в РФ иностранной компании;
    • не упомянуты в пункте 2 статьи 309 НК РФ.

    В частности, к таким доходам можно причислить:

    • Доходы, связанные с операциями с ФИСС. Об этом свидетельствуют письма Минфина России от 26.08.2011 № 03-03-06/2/133, от 07.07.2011 № 03-08-05.
    • Премии, которые выплачивались по итогам успешного выполнения договора поставки. Об этом говорится в письме Минфина России от 17.10.2012 № 03-03-06/1/555.

    Читайте также: