Налоговые риски в системе экономической безопасности

Опубликовано: 03.05.2024

Российский технологический университет

Студентка 5 курса

Научный руководитель: Беловицкий Константин Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономическая безопасность» Российского технологического университета

УДК 336.025

Введение

Успешным бизнес может быть только в том случае, если постоянно учитывать вероятность критических ситуаций, проводить мониторинг и анализ рисков. Законодатель выделил риск, как один из основных факторов предпринимательской деятельности [1, ст. 2].

Важное место в системе предпринимательских рисков занимают финансовые риски. Возникают они в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности и взаимодействия с различными структурами: банками, страховыми, финансовыми, инвестиционными и другими компаниями.

Актуальность

Исходя из этих отношений, можно выделить страховые, кредитные, банковские, налоговые, процентные, валютные риски и риск ликвидности. Именно они представляют наибольший интерес с точки зрения экономической безопасности предприятия. Учитывая вышесказанное, можно говорить об актуальности выбранной темы.

Поскольку налоговые риски влекут дополнительные расходы предприятия, которые выражаются в виде штрафных санкций, вследствие чего они уменьшают финансовый результат, постольку роль управления налоговыми рисками постоянно возрастает и ее актуальность растет.

При написании работы автором были использованы следующие методы и материалы исследования: изучение СМИ, экономической литературы, анализ и сравнение источников информации, а также индукция и дедукция. Статья написана с использованием общедоступных материалов как правового характера, так и научного, а также была обобщена, проанализирована данная информация с помощью вышеперечисленных методов.

Новизна данной темы заключается в том, что каждое предприятие подвержено влиянию различных факторов, в том числе и налоговых рисков, которые непосредственно влияют на экономическую безопасность предприятия.

Цель работы заключается в изучении налоговых рисков и их влиянии на экономическую безопасность предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- раскрыть понятие налогового риска;

- рассмотреть источники возникновения налоговых рисков;

- раскрыть классификацию налоговых рисков;

- изучить управление налоговыми рисками;

- определить пути минимизации налоговых рисков.

Понятие налоговый риск, источники его возникновения

В законодательстве РФ четкого определения понятия «налоговые риски» не дано. Этот пробел в теории экономической и налоговой безопасности необходимо восполнить, а также разработать научные подходы для его классификации.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние защищенности его имущественного комплекса, иных ресурсов и экономических интересов, а также осуществляемых им бизнес-процессов от угроз экономической безопасности, обеспечивающее достижение целей и задач развития в современных, динамично меняющихся условиях рыночной экономики [4].

Налоговая безопасность это составная часть экономической безопасности предприятия. Она представляет собой состояние защищенности предприятия от внутренних и внешних угроз в результате реализации мероприятий различного назначения (налогового, экономического, правового).

Налоговый риск, исходя из отдельных понятий «риск» и «налог» - это вероятность (угроза) финансовых потерь, которые может понести предприятие из-за неблагоприятного изменения налогового законодательства в процессе финансовой деятельности или в результате налоговых ошибок, которые были допущены при исчислении налоговых платежей.

Для того чтобы понять какие пути минимизации налоговых рисков существуют, необходимо установить источники их возникновения [3].

Особенностями налогового риска являются то, что он является неотъемлемой частью финансового риска, связан с неточностью экономической и правовой информацией, охватывает всех участников налоговых правоотношений, а также несет негативный характер для всех участников.

Традиционно выделяют три источника. Первый источник – появление налогового риска в результате неправильного толкования налогового законодательства как налогоплательщиком, так и налоговым органом (информационные риски). Примером может служить подпункт 55 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ [1, ст.251]. Второй источник – появление в результате с неверным исполнением налоговых обязательств, ошибок в налоговом учете или в налоговом планировании (риски процесса). К третьему источнику относятся риски, которые связаны с возможным нанесением ущерба репутации компании (репутационные риски).

В качестве дополнительных можно выделить экономические, технические и злонамеренные факторы как источники возникновения налоговых рисков.

Экономические факторы заключаются в решении задач социально-экономического регулирования. В процессе решения таких задач возможно изменение налогового законодательства, а именно это может быть установление новых видов налогов или их отмена, изменение порядка исчисления и уплаты налоговых платежей или изменение налоговых ставок и различного вида льгот.

К техническим факторам можно отнести различные ошибки в результате исчисления налогов по причине несвоевременного ознакомления с изменениями законодательства или в связи со сложностью исчисления налоговой базы.

К злонамеренным факторам можно отнести умышленное уклонение от уплаты налогов, что может привести к крупным штрафам, уголовной ответственности должностных лиц предприятия и, как следствие, банкротство.

В более упрощенном виде последствия налоговых рисков можно сформулировать следующим образом:

- проведение камеральных, выездных, внеплановых, дополнительных проверок;

- доведение до банкротства налогоплательщика или налогового агента;

- увеличение налогового бремени;

- снижение или потеря ликвидности;

- доначисления недоимок, пеней и штрафов;

- занесение лиц в специальные реестры, таких как реестры фирм-однодневок, массовых руководителей и др.;

- применение мер административной и (или) ответственности;

Классификация, управление и пути минимизации налоговых рисков

Классифицировать налоговые риски можно следующим образом:
1. По виду последствий:

- риски налогового контроля;

- риски усиления налогового бремени.

- риски уголовного преследования налогового характера;
2. По величине возможных потерь:

- катастрофические.
3. По субъекту связи с другими видами рисков:

- риск упущенной выгоды;

- риск потери материальных и иных потерь;

- инвестиционный риск.
4. По субъектам, несущим риски

- риски налоговых агентов;

- риски взаимозависимых лиц.
5. По местонахождению источника, определяющего риски:

- внешние.
6. По времени возникновения:

- существующие на данный момент;

Предприятию необходимо соблюдать основные принципы:

- не стоит рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

- всегда следует думать о последствиях риска;

- нельзя рисковать многим ради малого.

На основе данных принципов можно выделить три направления управления налоговыми рисками: избежание, снижение степени (уровня), принятие риска.

Избежать определенный налоговый риск можно только в случае отказа от реализации мероприятия, непосредственно связанного с данным риском.

Снижение уровня налогового риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь, с помощью заранее разработанного соответствующего механизма.

Принятие риска предприятием означает покрытие возможных потерь собственными средствами в случае невозможности избежать или снизить риски.

Рассмотрев источники и классификацию налоговых рисков, определим пути минимизации налоговых рисков. Таким образом, предприятию необходимо:

- осуществлять внутренний контроль;

- постоянное, систематическое изучение различных поправок в налоговом законодательстве для того, чтобы своевременно принимать решения по данным изменениям, в том числе исчисления и уплате налогов;

- организовывать курсы по повышению квалификации персонала, которые непосредственно ведут налоговый учет для снижения вероятности допущения ошибок;

- анализировать расчеты по налогам, а именно их сопоставление и сравнение, что позволит выявить признаки различного уровня риска и в последствие принимать необходимые своевременные решения;

- совершенствовать методы налогового планирования путем анализа совершенных и выявленных ошибок в процессе налоговых выплат и процедур их исправления;

- грамотно разрабатывать и формировать учетную и налоговую политику для целей налогообложения, что является инструментом защиты ведения налогового учета [2] [3].

Заключение

Таким образом, раскрыв понятие налогового риска, рассмотрев источники возникновения и классификацию налоговых рисков, изучив управление и пути минимизации налоговых рисков можно сделать следующие выводы:

- налоговые риски имеют неблагоприятные последствия для налогового агента и для налогоплательщика. Выражаются они в различного рода потерях, которые, в свою очередь, выражаются в ухудшении финансовой хозяйственной ситуации в организации;

- возникают налоговые риски и в процессе исчисления, и в процессах начисления и уплаты;

- налоговые риски часто связаны с недостаточностью необходимой информации;

- появляются в результате действий или бездействий налоговых правоотношений.

Однозначно можно сказать, что налоговые риски возникали, возникают и будут возникать в процессе осуществления предпринимательской деятельности, поскольку данная деятельность по своей сути является рискованной.

Предприятию в лице сотрудников необходимо уметь предвидеть и управлять рисками [2]. Желательно до начала деятельности организации необходимо разработать налоговую политику, поскольку налоговая сфера способна оказать слияние на предприятие.

Своевременное принятие и (или) разработка мер и использование различных способов по снижению или нейтрализации налоговых рисков позволить избежать непредвиденные финансовые потери, что в целом будет способствовать повышению эффективности бизнеса и повышению уровня экономической безопасности предприятия.

В современной экономике налоговые риски занимают важное место в определении угроз в налоговой сфере. Налогообложение во многом определяет основу современной системы перераспределения национального дохода между всеми субъектами экономической безопасности государства, в связи с чем актуальность проблемы налоговых рисков не вызывает сомнения. С позиции контролирующих органов налоговые риски — это вероятность нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, т.е. возникновение экономического ущерба для бюджетов всех звеньев бюджетной системы. Реализация налоговых рисков может привести к увеличению дефицита бюджета и нехватке финансовых ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов, к сокращению инвестиционной привлекательности, а также сокращению общей величины ВВП государства.

In the modern economy, tax risks are far from the last in importance. First of all, this is due to the fact that taxes are the main sources of formation of the country’s budget and thereby create an economic basis for the existence of a state that can perform its functions only if there is adequate funding. The size and condition of the budget, in turn, have a regulatory effect on the economy. Taxation is an integral part of the modern system of redistributing funds between economic entities, and therefore the urgency of the problem of tax risks is beyond doubt. From the point of view of the state (represented by the tax authorities), tax risks are the likelihood of a taxpayer’s non-compliance with tax legislation, i.e. financial losses of budgets of all levels and the state as a whole. In other words, the tax risks of the state consist in the likelihood of receipt of smaller amounts of taxes in comparison with the planned volumes, which can lead to negative consequences, for example, to an unplanned budget deficit. Such consequences can limit the possibility of financing many budget expenditures, which will lead to a slowdown in economic growth as a whole. The purpose of the scientific article was to study the influence of the role of tax risks as an effective threat to ensure the functioning of the state’s economic security system. The theoretical and methodological basis of the study was the work of both Russian and foreign experts in the field of economic security of the state, as well as materials from the periodicals of leading economists. The main research methods used in writing the work were the method of theoretical systemic economic analysis, the monographic (descriptive) method.

Статья поступила 4 августа 2020 г

С позиции контролирующих органов налоговые риски — это вероятность нарушения налогоплательщиком налогового законодательства, т.е. возникновение экономического ущерба для бюджетов всех звеньев бюджетной системы. Реализация налоговых рисков может привести к увеличению дефицита бюджета и нехватке финансовых ресурсов на реализацию приоритетных национальных проектов, к сокращению инвестиционной привлекательности, а также сокращению общей величины ВВП государства.

Цель исследования: изучение влияния роли налоговых рисков как действенной угрозы обеспечения функционирования системы экономической безопасности государства.

Теоретической и методологической основой исследования явились работы как российских, так и зарубежных специалистов в области экономической безопасности государства, а также материалы периодической печати ведущих ученых-экономистов.

Основными методами исследования, использованными при написании работы, явились метод теоретического системного экономического анализа, монографический (описательный) метод.

Сегодня исследователи и специалисты в области экономической безопасности выделяют следующие угрозы безопасности государства в налоговой сфере:

− уклонение от налогообложения в результате умышленного сокрытия доходов. Сокрытие доходов по своему характеру и степени общественной опасности может содержать признаки преступного деяния, за которое предусмотрена уголовная ответственность ст. 199.2 УК РФ. Уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица или организации, неисполнение обязанностей налогового агента влекут ответственность, установленную ст. 198–199.1 УК РФ. Причем следует отличать преступление от правонарушения. Главное их различие — в масштабе противоправных действий. В связи с этим в письме Минфина России от 22.12.2015 № 03-0208/75073 обращается внимание на то, что составы правонарушений и преступлений должны быть четко разграничены нормами налогового и уголовного законодательства;

Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.

Что такое налоговая безопасность предприятия

Суть налоговой безопасности отдельных субъектов предпринимательской деятельности заключается в постоянной работе над снижением налоговых рисков и обеспечением полноты уплаты налоговых обязательств при условии абсолютной защищенности финансового состояния предприятий на законодательном уровне. Такой подход способствует повышению уровня чистой прибыли и является неотъемлемым атрибутом экономической стабильности.

Налоговая безопасность на уровне юридических лиц подразумевает проведение комплекса мероприятий по оптимизации налоговой нагрузки для создания гарантий нормальной работы внутри компании в изменяющейся налоговой среде. Основу безопасности в этом сегменте составляют:

  • правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
  • проведение налогового анализа;
  • повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
  • обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.

Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.

Проблемы налоговой безопасности

Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:

  • кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
  • отсутствие стабильного роста экономики;
  • высокая доля теневого сектора;
  • практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
  • несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.

Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:

  • снижением рентабельности производственной деятельности;
  • ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
  • появлением нехватки собственных ресурсов;
  • увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
  • задержкой выплат персоналу;
  • преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.

В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.

ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.

Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:

  • создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
  • повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
  • организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.

Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.

К внутренним проблемам предприятий относятся:

  • высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
  • низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
  • высокая себестоимость готовых товаров;
  • недобросовестная конкуренция;
  • нехватка узкоспециализированных кадров.

Способы обеспечения налоговой безопасности

Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.

ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.

Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.

ВНИМАНИЕ! Для минимизации риска заключения договоров с недобросовестными контрагентами необходимо предварительно проверять их.

Схема проверки участников договорных отношений может включать такие мероприятия:

  • надо исключить вероятность того, что в роли контрагента выступает фирма-однодневка;
  • при ведении электронного документооборота рекомендуется проверять подлинность ЭЦП (сделать это можно при помощи специальных криптопрограмм или на портале Госуслуг бесплатно);
  • подтвердить реальность существования контрагента, убедиться в наличии записей о нем в государственных реестрах и базе ФНС;
  • удостовериться, что контрагент не находится в стадии банкротства;
  • письменно запросить у второй стороны копии лицензионной документации, приказов о праве подписи, справок о наличии ресурсной базы для выполнения задания.

При заключении договоров необходимо проверять их на соответствие нормам налогового и гражданского права. Выявление неточностей или некорректных формулировок может при проверке ФНС стать основанием для начисления штрафов. Особенное внимание надо уделять документации при требовании контрагента использовать только их шаблоны соглашений.

При комплексном подходе к обеспечению налоговой безопасности можно воспользоваться методикой комплаенса в налогах. Система предполагает ведение постоянной работы по выявлению потенциальных налоговых рисков и предотвращению ситуаций, связанных с ними. В зону возможных рисков попадают такие операции:

На каждом участке работы оценивается уровень риска, выстраивается шкала опасности и в соответствии с ней вырабатываются схемы действий внутри предприятия. Важно организовать систему так, чтобы лицо, ответственное за поиск рисков и путей их минимизации, не принимало окончательного решения о внедрении конкретных мероприятий. Для проведения налогового комплаенса рекомендуется распределять полномочия между несколькими сотрудниками.


 Налоговые риски в системе обеспечения экономической безопасности предприятия

  • Информация
  • Аннотация
  • Текст
  • Литература









1. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации ( кафедра бухгалтерского учета и финансов , профессор, заведующая кафедрой )
сотрудник с 01.01.2012 по настоящее время

российский университет кооперации ( чебоксарский филиал , профессор )
сотрудник

Чебоксары , Чувашская республика , Россия

Аннотация (русский):
В статье рассмотрены налоговые риски организации и функции органов экономической безопасности в области управления налоговыми рисками. Обосновывается понятие налоговых рисков и угрозы, проблемных моментов налоговых отношений, способствующих возникновению налоговых рисков и угроз, зон распределения ответственности за предотвращение налоговых рисков между экономической безопасностью, внутренним контролем и бухгалтерскими службами на основе взаимодействия соответствующих отделов.

Вопросы обеспечения эффективного функционирования и устойчивого развития хозяйствующих субъектов являются важнейшими для коммерческой организации. Одним из условий устойчивого развития является наличие эффективной системы обеспечения экономической безопасности.[1, С.237]

Экономическая безопасность в управлении отечественными организациями за последние несколько десятилетий заняла важное место, став конкурентом внутреннему контролю. Обе службы заняты предотвращением рисков и угроз, направлены на контроль за исполнением регламентов и правил организации в отношении деятельности во внешней среде и различных хозяйственных и экономических процессов. В то же время, безусловно, их функции существенно различаются. К примеру, внутренний контроль не направлен на предотвращение внешних угроз, в то время как службы экономической безопасности в большей степени ориентированы на угрозы и риски, возникающие при взаимодействии с внешними субъектами. Зачастую, самими специалистами экономической безопасности деятельность службы понимается c позиций действий по защите от конкурентов, недружественных агентов и преступных сообществ, что создает не только экономические риски, но и риски физического характера, вплоть до порчи и уничтожения имущества, утечки интеллектуального потенциала и других видов рисков, напрямую не связанных с экономикой и финансами.

Между тем, многие вопросы, возникающие в обычной деятельности организаций, оказывающие влияние на финансовый результат, величину денежного потока и капитала, влияют и на экономическую безопасность, поскольку несут в себе риски денежных потерь и угрозы стабильности и планомерному развитию организации. Такие риски можно отнести к экономическим, а среди экономических – к финансовым.

За последние годы было опубликовано множество исследовательских работ, посвященных изучению сущности риска. В работах отечественных и зарубежных ученых излагаются различные подходы к определению риска и их классификации. Естественно, что до настоящего времени так и не выработаны единые методики процессов идентификации рисков и управления ими.

Существующие терминологические разночтения в трактовке сущности финансового риска, помимо вышеуказанных факторов, приводят к отсутствию единого терминологического аппарата в отечественной специальной литературе. Рассмотрим основные направления в подходах к характеристике и определению риска. В. В. Ветлинский так определяет риск: «Риск – это экономическая категория, которая отражает характерные особенности восприятия объективно существующих неопределенности и конфликтности, которые ограничены гипотетическими угрозами и неиспользованными возможностями».[2. С. 15] Данное определение универсально, поскольку не связано с характеристиками специфических проявлений рисков и может быть использовано для определения любых видов рисков, в том числе неэкономических.

Наиболее часто встречающееся сущностное наполнение категории «экономические риски» можно разделить на группы. Часть исследователей связывает определение риска с деятельностью, процессом. Риск характеризуется как результат взаимодействия экономически самостоятельных субъектов хозяйствования, которые стремятся, по возможности, оптимизировать свою финансово-хозяйственную деятельность за счет других субъектов хозяйствования. Такой точки зрения придерживаются И. А. Бланк, Г. В. Осовская и др. [3 C . 20; 4

Ко второй группе можно отнести, например, В. В. Ветлинского, М. Г. Лапуста, определяющих риск как событие. [2, 5] По их мнению, риск – это неопределенное событие, наступающее в процессе достижения субъектом хозяйствования поставленных целей, которое в случае своего наступления оказывает отрицательное воздействие на его деятельность.

Третью группу формируют ученые, среди которых следует упомянуть И. Т. Балабанова, Н. И. Дыбу. [1, 6] Ими риск рассматривается как вероятность ошибки или успеха того или иного выбора в ситуации с несколькими альтернативами. Исследования в таком контексте наиболее многочисленны и большинство авторов придерживаются мнения, что риск – это вероятность возникновения нежелательных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала при наличии неопределенности и выбора конкретных вариантов управленческих решений при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности. Следует отметить, что авторы, отнесенные нами ко второй группе, по сути, используют такой же подход, только рассматривают уже свершившуюся вероятность, называя ее событием.

Во всех указанных подходах к определению рисков, остается неизменным утверждение, что риск опасен своими негативными последствиям, однако, необходимо подчеркнуть, что при определении риска через вероятность, всегда рассматривается еще и альтернативный вариант – возможности положительного события по итогам риска. В связи с этим, по нашему мнению, говоря о рисках в целях экономической безопасности логичнее было бы сосредоточится на рисках отрицательного воздействия на коммерческую организацию, соответственно, события, которые могут спровоцировать отрицательные последствия являются угрожающими, в связи с чем, такие события характеризуются как угрозы. [1]

Налоговые риски для любой коммерческой организации являются неизбежными, особенно на фоне постоянно изменяющегося отечественного налогового законодательства. События, которые сопровождают появление налоговых рисков не имеют положительного эффекта, и, как правило, могут быть расценены именно как угрозы. Налоговыми рисками занимаются службы бухгалтерского учета, а если есть в организации отдельное подразделение налогового учета, то соответствующий отдел. Именно они обеспечивают комплексную учетно-информационную систему поддержания экономической безопасности организации. [7, С.70] При наличии службы внутреннего контроля или аудита, обязательной функцией последнего является управление рисками, идентифицировать такие риски должны специалисты этой службы. [8] С другой стороны, экономическая безопасность организации представляет собой систему предупреждения экономических угроз, возникающих на пути достижения ее целей и задач. В этом контексте экономическая безопасность выступает характеристикой такого состояния организации, которое позволяет ей стабильно функционировать в рамках намеченных планов. Обеспечение экономической безопасности предприятия можно определить как непрерывный процесс снижения рисков возникновения угроз эффективному функционированию и устойчивому развитию. [ 9, С.144 ] .

Налоговые риски, таким образом, как источник угроз неизбежно попадают в сферу контроля служб экономической безопасности. При этом, конечно, следует понимать, что не все отрицательные события в сфере налоговых отношений, будут угрожающими для безопасности организации. Очевидно, необходимо научиться отделять события, являющиеся отрицательными от отрицательных событий, угрожающего характера, которые и следует воспринимать как угрозы в целях экономической безопасности.

Решение этого вопроса должно лежать в плоскости взаимодействия служб экономической безопасности и внутреннего контроля. При отсутствии службы внутреннего контроля, должно быть регламентировано взаимодействие бухгалтерской службы с соответствующими ответственными работниками. Здесь возможны различные варианты, в зависимости от принятой в организации субординации и должностных обязанностей. Например, при подчиненности главного бухгалтера финансовому директору или профильному заместителю руководителя, очевидно, информация должна поступать от главного бухгалтера к своему непосредственному руководителю, который во взаимодействии с руководителем или ответственным работником службы экономической безопасности должны выработать конкретное решение в отношении имеющейся налоговой угрозы. При подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю организации, возможен вариант, когда должно приниматься решение на уровне руководителей экономической бухгалтерской служб и экономической безопасности. В любом случае, выработанное ими решение должно быть направлено на предотвращение или минимизацию угрозы с просчетом всех вариантов последствий не только от самой угрозы, но и от предполагаемых решений по ее минимизации. Подобное решение должно быть изучено руководителем для принятия управленческого решения.

По мнению А.Е. Суглобова и С.А. Хмелева одним из факторов обеспечения экономической безопасности от налоговых угроз является создание достоверности налогового учета, что обеспечивается должной прозрачностью его данных. Прозрачность налогового учета в свою очередь зависит от следующих обстоятельств: « 1) соответствие учетной политики для целей налогообложения требованиям НК РФ и особенностям хозяйственной деятельности предприятия; 2) достоверность бухгалтерского учета; 3) обязательное определение порядка перехода от данных бухгалтерского финансового учета к данным налогового учета; 4) разработка системы регистров налогового учета, включающих определенные формы отчетных регистров, их взаимосвязь, правила и последовательность заполнения; 5) четкое изложение правил налогового учета имущества и операций в инструкции или стандарте налогового учета». [7, С. 71] Перечисленные обстоятельства, несомненно, снижают налоговые риски в целом, в том числе с точки зрения экономической безопасности, однако, контролировать выполнение подобных условий службам безопасности целесообразнее совместно с контрольными подразделениями во взаимодействии с бухгалтерскими отделами организаций.

В целях экономической безопасности важно выявлять угрозы в связи со следующими обстоятельствами:

- недостатки или запущенность в налоговом учете, о чем свидетельствуют сроки сдачи налоговых деклараций, наличие большого количества уточненных деклараций. Эти обстоятельства должны контролироваться специалистами службы экономической безопасности и при выявлении фактов, должны оцениваться угрозы. Подобный контроль поможет бухгалтерским и налоговым службам в отсутствие подразделений внутреннего контроля, стать более собранными, дисциплинированными и профессиональными;

- наличие сложных хозяйственных операций, требующих применения специальных знаний, смежных с бухгалтерскими и налоговыми, например, операции экспорта-импорта, требующие знания таможенного, валютного и налогового законодательства в части специальных статей. При осуществлении подобных операций специалисты службы экономической безопасности должны оценить угрозы непреднамеренного нарушения налогового законодательства и его последствий;

- наличие операций, подпадающих под действие главы Налогового кодекса о контролируемых сделках. Угрозы в связи с подобными обстоятельствами должны отслеживаться в режиме мониторинга службами экономической безопасности не только в связи с размерами санкционных последствий, но и в связи с вероятностью злоупотреблений менеджмента при исполнении подобных операций. Данные вопросы в большей степени, нежели какому-либо другому подразделению, присущи экономической безопасности, поскольку здесь используются внешние, по отношению к собственной организации информационные потоки, в том числе и финансовые. Информация о таких потоках, как правило, конфиденциальна для менеджмента уровня организации, а служба экономической безопасности, как правило, выходит на более высокий коммуникационный уровень;

- наличие операций, подпадающих под действие статьи 54.1 НК, регулирующей пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы или суммы налога. Этой статьей определяются случаи, когда операции с контрагентами могут быть признаны для налогового учета необоснованными и недостоверными с исключением их данных из налоговых расходов и из налоговых вычетов. Подобные риски и несут наибольшие угрозы для бизнеса. К их наличию следует относиться очень серьезно еще и потому, что, как правило, они имеют не явно выраженный характер. Поэтому их следует рассматривать на уровне каждого контрагента. Следует отметить, что именно с такими рисками наиболее логично работать службам экономической безопасности, поскольку такого рода риски порождают внешние угрозы, входящие в их зону ответственности. А кроме того, только службы экономической безопасности могут обеспечить потребности менеджмента в информации о деятельности другого субъекта бизнеса, это именно их сфера деятельности. Для снижения подобных угроз многие организации осуществляют проверки потенциальных контрагентов на отсутствие у них признаков фирм-однодневок и других признаков недостоверности, которые могут в итоге привести к налоговым последствиям для организации;

- коллизионные аспекты, новые трактовки привычных норм и вновь вводимые положения налогового законодательства. Эти обстоятельства, несомненно, влекут риски и угрозы экономической безопасности, поскольку действия налогоплательщика, которые им совершались на протяжении многих лет без каких-то последствий, могут быть с определенного момента истолкованы как ошибочные и влекущие потери из-за дополнительного налогообложения, пеней и штрафов. Подобные риски следует предотвращать совместными усилиями с бухгалтерской службой. При должной организации и соответствующих должностных обязанностях службой экономической безопасности может быть обеспечена функция мониторинга изменений практики налоговых споров.

Таким образом, только две предпоследние задачи (контролируемые сделки и статья 54.1 НК) в чистом виде могут быть решены с обязательным использованием службы экономической безопасности, в отношении других – есть возможность заменить их на контрольные органы.

Краеугольный камень системы управления рисками – это идентификация риска в качестве угрозы. Под угрозой нами понимается такая величина потери вследствие риска, которая приведет организацию к существенному ухудшению финансового положения и финансовых результатов, к существенному уменьшению собственного капитала. Вопросы существенности риска должны решаться каждой организацией самостоятельно, особенно ввиду отсутствия единых отраслевых подходов. Угрозы от налоговых рисков могут быть настолько существенными, что при их реализации организации могут прекратить свое существование в принципе. Учитывая, что специалисты экономической безопасности во внутренних делах организации должны работать во взаимодействии с бухгалтерской службой, необходимы критерии отбора угроз, в том числе налоговых. Кроме того, следует регламентировать иерархические уровни ответственных работников организации, на которых следует рассматривать угрозы налоговых рисков и способы их минимизации.

Финансовая деятельность субъектов хозяйствования связана со многими рисками, которые существенно увеличились в рыночной экономике. Риски, как элементы экономических отношений, играют значительную роль и оказывают серьезное влияние на экономическую безопасность, поскольку их наличие ставит под угрозу дальнейшую успешную деятельность субъектов хозяйствования. Службы экономической безопасности в пределах своей компетенции должны своевременно идентифицировать и правильно оценивать величину риска в целях разработки адекватных подходов к их нивелированию, таким образом помогая эффективно управлять ими с целью ограничения негативного влияния и минимизации финансовых потерь.

Вопросы для устного опроса

1. Понятие налоговых рисков и их классификация.

2. Налоговые риски государства.

3. Налоговые риски хозяйствующих субъектов.

4. Уклонение от уплаты налогов.

5. Ответственность хозяйствующих субъектов за налоговые правонарушения.

Темы рефератов

1. Соотношение понятий «налоговые риски», «налоговая выгоды», «оптимизация налогообложения».

2. Налоговое планирование при совместной международной деятельности

3. Приостановление операций по расчетным счетам налогоплательщика

4. Гарантии прав налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля

5. Налоговые проверки: критерии отбора плательщиков для проведения выездных налоговых проверок

3) Разноуровневые задачи и задания

Инспектор ИФНС дал письменную консультацию обратившемуся к нему гражданину по уплате налога на доходы физических лиц. В соответствии с консультацией заполнил налоговую декларацию и уплатил налог. Впоследствии проверкой было установлено, что декларация заполнена неправильно и налог занижен. Налоговая инспекция потребовала оплатить штраф и пеню, несмотря на то, что все было сделано в соответствии с консультацией.

Кто должен в этом случае нести ответственность? Правомочно ли обращение гражданина в суд по этому поводу?

Организация должна была подать декларацию по на­логу на добавленную стоимость за январь 2011 г. до 20 февраля 2011 г., однако исполнила эту обязанность только 5 марта 2011 г.

Подлежит ли организация налоговой ответственности в данном случае?

Банк «Уралсиб» закрыт расчетный счет ЗАО «Тандер» в связи с тем, что организация не проводила по счету операции больше года 1 июля 2012 г. Однако, ЗАО не было надлежащим образом извещено о закрытии счета. Может ли быть в данном случае ЗАО привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах? Изменится ли ответ, если счет закрыт в 2015 году?

Организация в последний день срока подачи декларации за I квартал 2014 г. направила декларацию по НДС через оператора электронного документооборота. Однако связь, ввиду аварии, была нарушена, и организация направила декларацию повторно на следующий день. Вправе ли налоговый орган привлечь организацию к ответственности за несвоевременную подачу декларации, если она представила документальное подтверждение факта отсутствия связи?

5. Проведите анализ Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». По каждому обстоятельству, которое может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды (п. 5), и по каждому обстоятельству, которое само по себе не может свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды (п. 6), приведите примеры судебной практики.

6. Организация А (применяющая ОСН) планирует приобрести большую партию товара у организации Б для последующей перепродажи.

Для целей проявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента организация А провела проверку организации Б по доступным федеральным информационным ресурсам (в частности, сервисам портала http://nalog.ru/).

Вправе ли налоговая инспекция отказать налогоплательщику (организации А) в предоставлении такой информации?

4) Творческое задание

Группа разбивается на подгруппы по 3-4 человека. Каждая из подгрупп разрабатывает проект, связанный с налогообложением определенного вида деятельности или хозяйствующего субъекта. Подгруппа должна определить, какие налоги должен платить выбранный субъект.

Варианты: банк; страховая организация; парикмахер в статусе индивидуального предпринимателя; владедец маршрутного такси, владелец торговой точки по розничной продаже канцтоваров; консалтинговая организация; организация, производящяя бытовую технику; индивидуальный предприниматель, оказывающий ремотные услуги.

Определить налоговые риски по каждому субъекту.

7. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины (модуля)

7.1 Рекомендации по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины (модуля)

Изучение курса предполагает, что студенты уже ознакомлены с основными понятиями и категориями экономической науки в процессе изучения основ экономической теории, владеют основными методами статистики, финансового права. Полученные знания при изучении дисциплины в последующем используются в курсах Налоги и налогообложение, Финансовое право, Финансовый контроль бюджетной сферы, Актуальные проблемы управления государственными и муниципальными финансами, Бюджетное планирование и прогнозирование в контексте экономической безопасности государства. Для более углубленного изучения дисциплины, самостоятельной разработке докладов, сообщений в т.ч. с использованием мультимедийных средств, либо выполнении практической работы студентам необходимо пользоваться рекомендованной в рабочей программе литературой. При самостоятельном изучении курса рекомендуется пользоваться источниками, указанных в списке основной литературы.

Структура времени, необходимого на изучение дисциплины

Форма изучения дисциплины Время, затрачиваемое на изучение дисциплины, %
Изучение литературы, рекомендованной в учебной программе
Решение задач, практических упражнений и ситуационных примеров
Изучение тем, выносимых на самостоятельное рассмотрение
Итого

7.2 Рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Практическое (семинарское) занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических и практических вопросов, решение практических задач под руководством преподавателя. Основной целью практического (семинарского) занятия является проверка глубины понимания студентом изучаемой темы, учебного материала и умения изложить его содержание ясным и четким языком, развитие самостоятельного мышления и творческой активности у студента. На практических (семинарских) занятиях предполагается рассматривать наиболее важные, существенные, сложные вопросы которые, наиболее трудно усваиваются студентами. При этом готовиться к практическому (семинарскому) занятию всегда нужно заранее. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию включает в себя следующее:

- обязательное ознакомление с планом занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение;

- изучение конспектов лекций, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, содержания рекомендованных нормативных правовых актов;

- работа с основными терминами (рекомендуется их выучить);

- изучение дополнительной литературы по теме занятия, делая при этом необходимые выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- формулирование своего мнения по каждому вопросу и аргументированное его обоснование;

- запись возникших во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературы вопросов, чтобы затем на семинаре получить на них ответы;

- обращение за консультацией к преподавателю.

Практические (семинарские) занятия включают в себя и специально подготовленные рефераты, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме, решение задач. На практическом (семинарском) занятии студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя, получает навыки устной речи и культуры дискуссии, навыки практического решения задач.

7.3 Методические рекомендации по написанию рефератов

Реферат является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента. Тему реферата студент выбирает из перечня тем, рекомендуемых преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы: Титульный лист Содержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Приложения (при необходимости).

Рекомендации по изучению методических материалов

Методические материалы по дисциплине позволяют студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. Методические материалы по дисциплине призваны помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. В первую очередь студент должен осознать предназначение методических материалов: структуру, цели и задачи. Для этого он знакомится с преамбулой, оглавлением методических материалов, говоря иначе, осуществляет первичное знакомство с ним. В разделе, посвященном методическим рекомендациям по изучению дисциплины, приводятся советы по планированию и организации необходимого для изучения дисциплины времени, описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»), рекомендации по работе с литературой, советы по подготовке к экзамену и разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и над домашними заданиями. В целом данные методические рекомендации способны облегчить изучение студентами дисциплины и помочь успешно сдать экзамен. В разделе, содержащем учебно-методические материалы дисциплины, содержание практических занятий по дисциплине.

Рекомендации по работе с литературой

При работе с литературой необходимо обратить внимание на следующие вопросы. Основная часть материала изложена в учебниках, включенных в основной список литературы рабочей программы дисциплины. Основная и дополнительная литература предназначена для повышения качества знаний студента, расширения его кругозора. При работе с литературой приоритет отдается первоисточникам (нормативным материалам, законам, кодексам и пр.).

При изучении дисциплины студентам следует обратить особое внимание на такие источники, как нормативно-правовые акты (включая региональное и местное), а также на материалы, размещаемые на официальных сайтах финансовых органов (Федеральное Казначейство, Министерство финансов и т.д.).

7.6 Рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации

К сдаче экзамена по дисциплине допускаются студенты, получившие не меньше 60 баллов при текущей аттестации. При подготовке к экзамену студент внимательно просматривает вопросы, предусмотренные в рабочей программе, и продолжает знакомиться с рекомендованной литературой. Основой для сдачи экзамена студентом является изучение конспектов обзорных лекций, прослушанных в течение семестра, информации полученной в результате самостоятельной работы и получение практических навыков при решении задач в течение семестра.

8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю)

Промежуточная аттестация по дисциплине «Правовое обеспечение экономической безопасности» проводится в соответствии с Учебным планом: в 3 семестре – в виде экзамена (очная форма обучения), в 6 семестре в виде зачета (заочная форма обучения).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: