Налоговые проверки рб 2020

Опубликовано: 15.05.2024

Все, что нужно знать о налоговых проверках - способах и методах их проведения в 2020 году, Вы узнаете из материала.

План проверок на первое полугодие 2020 года

Комитетом госконтроля сформированы планы выборочных проверок в областях и г. Минске на первое полугодие 2020 года. В планы выборочных проверок включен 2801 субъект, в том числе налоговых проверок запланировано в количестве 200 (6%).

Налоговые проверки: методы и способы

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (абз.3 ч.1 п.1 ст.71 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

При проведении проверок налоговые органы используют следующие методы (ч.1, ч. 6 п. 1 постановления МНС РБ от 31.12.2009 №88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами»):

- документальной и фактической проверки;

- сплошной и (или) выборочной проверки.

Проведение встречных проверок, личного досмотра, контрольная закупка ТМЦ и пр. являются способами осуществления налоговых проверок (ч. 5 п.1 Постановления №88).

Налоговая проверка может быть камеральной или выездной, в том числе дополнительной (п.2 ст. 72 НК).

Особенности проведения камеральной проверки

Камеральная проверка проводится без предписания, а также по месту нахождения налогового органа. В основе проведения такой проверки лежит изучение налоговых деклараций плательщика, а также иных данных, имеющихся в налоговом органе (п.1 ст. 73 НК).

Важно! Цель камеральной проверки – предоставить плательщику право самостоятельно устранить нарушение, а также доплатить налог или сбор (п. 3 ст. 73 НК).

Проведение камеральной проверки складывается из предварительного и (или) последующего этапов.

На первом этапе налоговый орган получает от плательщика пояснения, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), а также порядка заполнения деклараций (абз.2 ч. 1 п. 4 ст. 73 НК).

В процессе последующего этапа изучаются предоставленные первичные учетные документы, которые подтверждают право на льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при расчете налога на прибыль затрат и внеррасходов, а также экономическое обоснование цены в целях контроля над трансфертным ценообразованием (абз. 3 ч. 1 п. 4 ст.73 НК).

Важно! Если на этапе последующего этапа проведения камеральной проверки у представителей налогового органа возникли сомнения относительно полноты сведений, достоверности информации и иных данных, то в адрес плательщика направляется уведомление в электронном или письменном виде. В уведомлении предлагается в течение 10 рабочих дней представить в налоговый орган дополнительные документы, информацию, пояснения, либо представить уточненные декларации (ч. 1 п. 8 ст. 73 НК).

В случае установления налоговым органом факта совершения правонарушения и/или не подачи плательщиком налоговых деклараций, а также не внесения изменений в ранее поданные декларации, составляется акт камеральной проверки (ч. 4 п. 8 ст. 73 НК).

Справочно. Форма акта камеральной проверки установлена Приложением 6 к Постановлению МНС РБ от 31.12.2010 №95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства»

На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся камеральных проверок является камеральный контроль НДС, в ходе которого данные налоговых деклараций по НДС сопоставляются с данными ЭСЧФ при помощи размещенного на Портале ЭСЧФ (www.vat.gov.by) специального электронного сервиса «Предварительный контроль».

Выездные проверки

Выездная налоговая проверка может быть выборочной или внеплановой. Это зависит от включения или не включения такой проверки в план выборочных проверок.

Важно! Выездные проверки, назначаемые при ликвидации плательщиков, не подлежат планированию (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).

Проведение выездных проверок назначается руководителем налогового органа, а в случае его отсутствия – заместителем. Название такой проверки говорит само за себя: проводят ее представители налогового органа с выездом по месту постановки на учет плательщика (п.1, 2 ст. 74 НК).

В части соблюдения налогового законодательства проверяемый период при выездной проверке не должен быть более пяти предшествующих лет до даты назначения проверки. При этом истекший период текущего календарного года также проверяется. Однако в части иных вопросов, подлежащих проверке налоговыми органами, проверяемый период ограничен тремя предшествующими годами и истекшим периодом текущего года (п. 4 ст. 74 НК).

Выездная проверка должна быть проведена в определенный срок и не может превышать (п.8 ст. 74 НК):

- 15 рабочих дней, если проверяемый субъект является ИП, нотариусом, адвокатом, ремесленником, временным (антикризисным) управляющим или занимается агроэкотуризмом;

- 30 рабочих дней при проверке иных категорий плательщиков.

Важно! При большом объеме документов, подлежащих проверке, срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней (ч.3 п. 9 ст. 74 НК).

Результаты выездной проверки оформляются актом (справкой) проверки. Справка составляется в том случае, если в ходе проверки не обнаружены никакие нарушения законодательства (п. 1 ст. 81 НК).

Мониторинг

В профилактических целях, направленных на предотвращение правонарушений при ведении предпринимательской деятельности, кроме проверок налоговыми органами применяются профилактические меры контроля, направленные на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Среди них можно выделить мониторинг.

Мониторинг – форма контроля, которая представляет собой наблюдение, анализ, оценку, установление причинно-следственных связей.

Мониторинг позволяет оперативно оценить деятельность организации и определить соответствует ли она требованиям законодательства, выявить и предотвратить причины, которые способствуют нарушениям.

Важно! Мониторинг проводится без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

Исходя из результатов мониторинга, контролирующими органами принимаются различные меры, которые зависят от выявленных нарушений.

Фото с сайта infocopter.ru
Фото с сайта infocopter.ru

В 2019 году в Налоговом кодексе Беларуси было множество изменений. О том, какие риски для бизнеса связаны с уже применяемыми нововведениями и каких изменений в НК стоит ожидать в 2020, рассказала директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

— С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция НК. Многие статьи переписаны, утверждено много новых норм, особенно в части администрирования. Появился ряд новых норм налогового законодательства, которые формируют совершенно иной подход к налоговому планированию и налоговой оптимизации.

Елена Жугер
Директор и учредитель компании «БелАудитАльянс»

Рассмотрим налоговые нормы, принятые в 2019, которые несут основные риски и могут повлечь негативные последствия для вашего бизнеса — в первую очередь финансовые.

Понятия «налоговая выгода» и «деловая цель»

Новая норма НК-2019 — п. 4 ст. 33 НК вводит понятия «налоговая выгода» и «деловая цель». Согласно этой норме каждая совершенная плательщиком сделка или операция должна иметь «деловую цель», а не преследовать «налоговую выгоду». В противном случае налоговая база может быть скорректирована и доначислены налоги. То есть сделка не признается не имеющей юридической силы (как это было по п. 1.10 Указа № 488), а корректируется налоговая база.

НК не содержит определений «деловая цель» и «налоговая выгода». Верховным Судом Беларуси в разъяснении от 25.04.2019 № 14−22/2839 «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь» применено определение — незаконное уменьшение плательщиком налоговых обязательств.

Это разъяснение — пока единственный документ, который поясняет правила применения 33 статьи. Однако акцентирован он в основном на формирование судебной практики и не является нормативным документом, регулирующим контрольную практику. Таким образом, и у плательщика, и у контрольных органов нет четко сформулированного понятия, что такое «налоговая выгода» и «деловая цель». Это формирует субъективный подход у обеих сторон. Как следствие — плательщику придется идти в суд, чтобы аргументировать свою позицию.

Фото с сайта tony.ru

Фото с сайта tony.ru

Министерство по налогам и сборам Беларуси отказывается формировать критерии для оценки «налоговой выгоды». Но под напором бизнес-сообщества на сайте МНС были приведены некоторые типичные примеры из практики применения п. 4 ст. 33 НК. Очевидно, что под прицелом наиболее простые случаи незаконной оптимизации, применяемые белорусским бизнесом:

  • Сделки с посредниками
  • Сделки с ИП-агентами — взаимозависимыми лицами
  • Сделки с ИП, которые фактически являются штатными работниками (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми).

Однако есть практика применения п. 4 ст. 33 НК еще одним контролирующим органом — ДФР КГК РБ, о которой практически ничего не известно. Я такую информацию получаю от плательщиков непосредственно, когда речь идет о подготовке возражений по актам проверки.

Например. Строительная организация (применяет общую систему налогообложения) в рамках выполнения заказа часть работ передала на выполнение другой организации, которая является взаимозависимым лицом и применяет упрощенную систему налогообложения. Таким образом, через дробление бизнеса достигается снижение налогов. Проверяющими ДФР направлено в адрес строительной организации заключение с предложением провести корректировку налоговой базы в рамках п. 4 ст. 33 НК и доплатить в бюджет налог на прибыль.

Очевидно, что введенная новая норма п. 4 ст. 33 НК фактически является основным источником рисков в ближайшие годы, поскольку применяется при проверках за прошлые периоды уже сейчас.

Ведь ранее (до 2019 года) в НК отсутствовала норма, которая напрямую запрещала бы плательщикам оптимизировать налоги.

Понятие «нормируемые затраты»

Новацией НК-2019 стало введение в налоговое законодательство понятия «нормируемые затраты». Фактически ничего нового в этом термине нет — нормируемые затраты и раньше были в составе расходов, участвующих в налогообложении. Но на практике в 2019 году по таким расходам возникло много вопросов. МНС РБ разъясняло их многократно, при этом так и не выработав до настоящего момента четкого однозначного подхода.

Например, наиболее проблемным в 2019 был вопрос отнесения на затраты, участвующие в налогообложении, расходов на топливо. Суть проблемы в следующем: приобретая новый автомобиль, организация обязана разработать на него нормы расходов топлива (величину, в пределах расхода которой топливо относится на затраты) путем обращения в БелНИИТ «Транстехника». Что многие добросовестно и делали.

Но, как оказалось на практике, нормы, разработанные в БелНИИТ «Транстехника», НЕ являются нормами, установленными законодательством.

Как следствие, относить их на затраты, участвующие в налогообложении, — нельзя. Это очевидный «ляп» со стороны как Минтранса РБ, который с 2016 года не утверждал своим постановлением разработанные БелНИИТ «Транстехника» нормы, так и со стороны МНС РБ, который при утверждении нормы в НК-2019 не проработал ее досконально.

К концу года ведомства практически урегулировали ситуацию — утвердив нормы задним числом (!). Но это не значит, что у плательщиков были решены все вопросы. В некоторых случаях нормы, разработанные институтом и утвержденные, — не идентичны, на ряд транспортных средств нормы так и не были утверждены, а на некоторые они в принципе не могут быть утверждены в силу их уникальности. Эти обстоятельства повлекли перерасчет налогов и представление в налоговую уточненных деклараций. Думаю, вы догадались, кто в этой ситуации — крайний.

В 2020 году МНС обещает изменить данную норму. Что ж, будем ждать.

Фото с сайта livemaster.ru
Фото с сайта livemaster.ru

Камеральный контроль

Камеральные проверки были и раньше, но описание камерального контроля как основного вида контроля с описанием правил и процедур появилось только в НК-2019. В его основе лежит риск-ориентированный подход исходя из принципа добросовестности плательщика в части исполнения налоговых обязательств.

И основная задача камерального контроля — предотвратить нарушение на стадии совершения без применения мер ответственности к плательщику.

Таким образом, теперь камеральный контроль — это не просто дистанционная проверка, в ходе которой проверяются выставленные на портал ЭСЧФ, это более широкий процесс, который охватывает деятельность плательщика комплексно, все участки, которые ранее подвергались контролю только в рамках выездной проверки.

Приведу пример одного из направлений контроля — контроль за выплатой зарплаты в конвертах. С 2019 года налоговым законодательством предусмотрен обмен информацией между ФСЗН и МНС Беларуси о размерах выплат в адрес работников. Получение такой информации МНС позволяет оперативно проводить проверки по вопросам начисления зарплаты и обоснованности налоговых платежей.

В 2019 году налоговые органы в ходе камерального контроля были вправе потребовать у плательщика представить для изучения первичные документы (договоры, накладные, акты, экономические обоснования цены для проверки трансфертного ценообразования, прочую информацию).

Очевидно, что в 2020 году камеральный контроль будет развиваться и усиливаться. Такую тенденцию транслируют не только показатели камеральных проверок, но и принятый на I полугодие 2020 года план выборочных проверок КГК РБ, в котором количество выездных налоговых проверок снижено многократно в сравнении с прошлыми годами.

Новые правила администрирования в части камерального контроля заставляют плательщиков быть предельно дисциплинированными при исполнении налоговых обязательств.

Фото с сайта sporter.md

Фото с сайта sporter.md

Налоговые ожидания на 2020 год

2020 год не принесет существенных изменений в налоговом законодательстве. Вот те из них, на которые следует обратить внимание:

  • Традиционно будут проиндексированы​ размеры налоговых вычетов и иные оценочные критерии, применяемые при расчете подоходного налога.
  • Ставки акцизов в 2020 году вырастут за счет повышения и индексации (на крепкий алкоголь — плюс 6% и табачные изделия — плюс 15%). На иные виды подакцизной продукции (за исключением автомобильного топлива) предусмотрена индексация ставок в пределах прогнозируемого параметра инфляции.
  • С 2020 года прибыль, полученная форекс-компаниями, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс, планируется облагать по ставке 25%.
  • Организации, использующие труд инвалидов, для освобождения от налогообложения налогом на прибыль будут применять критерий не менее 30% численности работников вместо 50%.
  • С 2020 года будет урегулирован вопрос нормирования расходов на топливо при списании на затраты для расчета налога на прибыль в рамках подпункта 1.2 ст. 171 НК. Так, в будущем году затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования планируется включать в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в пределах норм, установленных руководителем организации.
  • Проиндексирован критерий для оценки размера выручки, при превышении которого ИП становится плательщиком налога на добавленную стоимость. Он увеличен и составит 441 000 руб. (около $ 220 тыс.).
  • В 2020 году не будет отсрочки вычета «таможенного» НДС.
  • Для налога по УСН традиционно на 2020 год будут увеличены стоимостные критерии УСН на прогнозный уровень инфляции. ​Аналогично предполагается увеличение критерия выручки и доходов ИП на общем порядке налогообложения для целей признания их в 2020 году плательщиками НДС.
  • В 2020 году планируется увеличение размера кадастровой стоимости земельных участков по всем видам оценочных зон и увеличение ставок налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь. Размер увеличения при этом не составит более 5% — на прогнозный уровень инфляции на 2020 год.
  • Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, за сбросы сточных вод, а также за захоронение, хранение отходов производства будет производиться по новым ставкам, проиндексированным на прогнозный уровень инфляции.

Как видим, потрясений в налоговых вопросах ожидать не следует.

Завтра к вам приходит налоговая проверка. У девяти из десяти предпринимателей эта фраза щекочет нервы. Даже если положенные отчисления делаются вовремя и все отчеты отправлены, куда нужно. Психологи говорят, что чаще всего страх возникает от неуверенности и незнания. Поэтому мы хотим уберечь вас от необоснованных переживаний и рассказать, как вести себя при налоговой проверке.

Виды налоговых проверок в РБ

Налоговая проверка – это мероприятие в рамках государственного надзора, которое проводит Налоговая инспекция под патронажем Министерства по налогам и сборам РБ. Проведение надзорных мероприятий регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 510 от 16 октября 2009 года.

До 2018 года существовал график проведения плановых налоговых проверок. В настоящий момент регулярное формирование плана мероприятий надзорной деятельности отменено Указом Президента Республики Беларусь № 376 "О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности".

Проверки налоговой инспекции разделяются на виды по основанию и характеру проведения.

По основанию выделяют:

  • Плановые
  • Внеплановые налоговые проверки.

Необходимость проведения проверок определяется Порядком и решениями Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.

По характеру проведения налоговые проверки бывают:

  • Выездные - проводятся по месту расположения налогоплательщиков;
  • Камеральные - проводятся налоговыми органами дистанционно на основании информации, которой они располагают.

Немного подробнее остановимся на камеральных проверках. Их главная цель - дать налогоплательщику самому скорректировать нарушения, подать уточненные налоговые декларации и доплатить налоги и сборы в бюджет. Камеральные проверки проводятся без предписания.

Сначала налоговый орган проверяет отчетные налоговые документы плательщика. Если выявляются спорные моменты, то ему приходит уведомление из налоговой, с предложением в десятидневный срок разъяснить возникшие вопросы либо подать уточненную декларацию.

Если налогоплательщик не смог дать пояснения, либо не отреагировал на уведомление, то по результатам проверки составляется акт. На его основании может быть назначена дополнительная выездная проверка.

По объему проверяемых вопросов выездные налоговые проверки делятся на комплексные, тематические, встречные и рейдовые.

Комплексная проверка

Тематическая проверка

Рейдовая проверка

Встречная проверка

Проверяют

Все налоговые выплаты налогоплательщика

Отдельные виды налоговых платежей и сборов

Законность деятельности налогоплательщика в местах ее осуществления

Хозяйственные операции, проведенные с другим налогоплательщиком, по которому проводится основная проверка

Для выявления нарушений налогового законодательства – пять лет, в остальных случаях – три года*

Заявление сторонних лиц или подозрение налогоплательщика в нарушениях закона о предпринимательстве и налогах

Согласно новой редакции Налогового Кодекса РБ, проверка может охватывать налоговые документы более чем за 5 лет.

Это возможно в случае подачи налогоплательщиком уточняющих деклараций за период свыше 5 лет:

  • По налогу на прибыль, если в новой декларации возникают, либо увеличиваются убытки;
  • По НДС, если в новой декларации сумма налогового вычета увеличивается.

Как проводятся налоговые проверки в РБ

Когда к вам приходит налоговая проверка, важно знать свои права и обязанности. О них и о том, что вас ждет с приходом налоговой инспекции, мы расскажем дальше.

Период налоговой проверки

Чаще всего налоговая проверка ИП и юридических лиц длится месяц. Дата начала и окончания всегда прописана в предписании, с которым к вам приходят сотрудники налоговой службы. Иногда сроки проведения проверки смещаются до пятнадцати дней.

Основанием для того может быть необходимость инвентаризации или встречной проверки.

Есть понятие "приостановка налоговой проверки". Пауза бывает, если проверяемому нужно восстанавливать бухгалтерские документы. Максимальная длительность перерыва – три месяца. Исключение делается, если налоговым органам нужно запрашивать документы из-за границы. В этом случае проверка может быть возобновлена и через полгода.

Как вести себя при налоговой проверке

Любая выездная проверка предполагает присутствие представителя надзорного органа в компании. Для этого он обязан предъявить предписание на проведение проверки и служебное удостоверение. Потом проверяющий заполняет книгу учета проверок - и только тогда получает доступ к документам компании.

Руководитель проверяемого предприятия имеет право:

  • Поинтересоваться причиной прихода сотрудника налоговой;
  • Попросить к предъявлению служебное удостоверение и предписание. Если проверяющий отказывается, вы имеете право не пускать его на территорию предприятия;
  • Не давать доступ к документам, если не заполнена книга учета проверок и ревизий и не поставлена подпись представителя налоговой;
  • Не удовлетворять требования проверяющего, если они прямо не касаются проверки;
  • Сопровождать проверку на всех этапах и давать разъяснения на возникающие у проверяющего вопросы.

Подготовить к налоговой проверке Вас может компания ОДО "Консалт"

Оставь заявку на обратный звонок!

Ответственность проверяющего за нарушение процедуры проверки

За грубые нарушения правил проведения налоговой проверки проверяющий может быть наказан штрафом от 2 до 30 базовых величин.

Необоснованное назначение проверки, а также незаполнение книги учета проверок влечет наложение штрафа от 20 до 100 базовых величин.

Если в результате нарушений государственным служащим правил проведения налоговых проверок возникает ущерб государству или обществу, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Результаты проверки налоговыми органами

По окончании проверочных мероприятий вы получаете:

  1. Справку - если нарушений нет;
  2. Акт - если есть ошибки в налоговом учете.

Случается, что руководитель компании не согласен с решением проверяющего. Тогда он имеет право подать заявление с возражениями в налоговый орган в течение 15 рабочих дней. Налоговая проверяет все ваши аргументы и присылает заключение в письменной форме в течение 15 дней с момента подачи заявления.

Если в ходе проверки выявляются грубые нарушения налогового законодательства, то налоговый орган имеет право обратиться в экономический суд с требованием ликвидировать компанию. Если бизнес ликвидируется по суду, то учредители в течение года не имеют права на регистрацию новых субъектов хозяйствования.

Резюме

Мы постарались осветить основные вопросы проведения налоговых проверок в Республике Беларусь. Многих бизнесменов волнует вопрос, как избежать налоговых проверок. На самом деле здесь есть только одно средство - тщательный налоговый учет.

Если вы сомневаетесь, правильно ли ваш бухгалтер подает налоговые декларации - обращайтесь за консультацией к компетентным специалистам. Бухгалтеры компании "Консалт" проведут аудит вашего налогового учета и при необходимости помогут подать уточняющие декларации в налоговую. Ведите бизнес грамотно - и вам будет не страшна любая проверка.

Фото с сайта infocopter.ru
Фото с сайта infocopter.ru

В 2019 году в Налоговом кодексе Беларуси было множество изменений. О том, какие риски для бизнеса связаны с уже применяемыми нововведениями и каких изменений в НК стоит ожидать в 2020, рассказала директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

— С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция НК. Многие статьи переписаны, утверждено много новых норм, особенно в части администрирования. Появился ряд новых норм налогового законодательства, которые формируют совершенно иной подход к налоговому планированию и налоговой оптимизации.

Елена Жугер
Директор и учредитель компании «БелАудитАльянс»

Рассмотрим налоговые нормы, принятые в 2019, которые несут основные риски и могут повлечь негативные последствия для вашего бизнеса — в первую очередь финансовые.

Понятия «налоговая выгода» и «деловая цель»

Новая норма НК-2019 — п. 4 ст. 33 НК вводит понятия «налоговая выгода» и «деловая цель». Согласно этой норме каждая совершенная плательщиком сделка или операция должна иметь «деловую цель», а не преследовать «налоговую выгоду». В противном случае налоговая база может быть скорректирована и доначислены налоги. То есть сделка не признается не имеющей юридической силы (как это было по п. 1.10 Указа № 488), а корректируется налоговая база.

НК не содержит определений «деловая цель» и «налоговая выгода». Верховным Судом Беларуси в разъяснении от 25.04.2019 № 14−22/2839 «Об отдельных вопросах применения пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь» применено определение — незаконное уменьшение плательщиком налоговых обязательств.

Это разъяснение — пока единственный документ, который поясняет правила применения 33 статьи. Однако акцентирован он в основном на формирование судебной практики и не является нормативным документом, регулирующим контрольную практику. Таким образом, и у плательщика, и у контрольных органов нет четко сформулированного понятия, что такое «налоговая выгода» и «деловая цель». Это формирует субъективный подход у обеих сторон. Как следствие — плательщику придется идти в суд, чтобы аргументировать свою позицию.

Фото с сайта tony.ru

Фото с сайта tony.ru

Министерство по налогам и сборам Беларуси отказывается формировать критерии для оценки «налоговой выгоды». Но под напором бизнес-сообщества на сайте МНС были приведены некоторые типичные примеры из практики применения п. 4 ст. 33 НК. Очевидно, что под прицелом наиболее простые случаи незаконной оптимизации, применяемые белорусским бизнесом:

  • Сделки с посредниками
  • Сделки с ИП-агентами — взаимозависимыми лицами
  • Сделки с ИП, которые фактически являются штатными работниками (подмена трудовых отношений гражданско-правовыми).

Однако есть практика применения п. 4 ст. 33 НК еще одним контролирующим органом — ДФР КГК РБ, о которой практически ничего не известно. Я такую информацию получаю от плательщиков непосредственно, когда речь идет о подготовке возражений по актам проверки.

Например. Строительная организация (применяет общую систему налогообложения) в рамках выполнения заказа часть работ передала на выполнение другой организации, которая является взаимозависимым лицом и применяет упрощенную систему налогообложения. Таким образом, через дробление бизнеса достигается снижение налогов. Проверяющими ДФР направлено в адрес строительной организации заключение с предложением провести корректировку налоговой базы в рамках п. 4 ст. 33 НК и доплатить в бюджет налог на прибыль.

Очевидно, что введенная новая норма п. 4 ст. 33 НК фактически является основным источником рисков в ближайшие годы, поскольку применяется при проверках за прошлые периоды уже сейчас.

Ведь ранее (до 2019 года) в НК отсутствовала норма, которая напрямую запрещала бы плательщикам оптимизировать налоги.

Понятие «нормируемые затраты»

Новацией НК-2019 стало введение в налоговое законодательство понятия «нормируемые затраты». Фактически ничего нового в этом термине нет — нормируемые затраты и раньше были в составе расходов, участвующих в налогообложении. Но на практике в 2019 году по таким расходам возникло много вопросов. МНС РБ разъясняло их многократно, при этом так и не выработав до настоящего момента четкого однозначного подхода.

Например, наиболее проблемным в 2019 был вопрос отнесения на затраты, участвующие в налогообложении, расходов на топливо. Суть проблемы в следующем: приобретая новый автомобиль, организация обязана разработать на него нормы расходов топлива (величину, в пределах расхода которой топливо относится на затраты) путем обращения в БелНИИТ «Транстехника». Что многие добросовестно и делали.

Но, как оказалось на практике, нормы, разработанные в БелНИИТ «Транстехника», НЕ являются нормами, установленными законодательством.

Как следствие, относить их на затраты, участвующие в налогообложении, — нельзя. Это очевидный «ляп» со стороны как Минтранса РБ, который с 2016 года не утверждал своим постановлением разработанные БелНИИТ «Транстехника» нормы, так и со стороны МНС РБ, который при утверждении нормы в НК-2019 не проработал ее досконально.

К концу года ведомства практически урегулировали ситуацию — утвердив нормы задним числом (!). Но это не значит, что у плательщиков были решены все вопросы. В некоторых случаях нормы, разработанные институтом и утвержденные, — не идентичны, на ряд транспортных средств нормы так и не были утверждены, а на некоторые они в принципе не могут быть утверждены в силу их уникальности. Эти обстоятельства повлекли перерасчет налогов и представление в налоговую уточненных деклараций. Думаю, вы догадались, кто в этой ситуации — крайний.

В 2020 году МНС обещает изменить данную норму. Что ж, будем ждать.

Фото с сайта livemaster.ru
Фото с сайта livemaster.ru

Камеральный контроль

Камеральные проверки были и раньше, но описание камерального контроля как основного вида контроля с описанием правил и процедур появилось только в НК-2019. В его основе лежит риск-ориентированный подход исходя из принципа добросовестности плательщика в части исполнения налоговых обязательств.

И основная задача камерального контроля — предотвратить нарушение на стадии совершения без применения мер ответственности к плательщику.

Таким образом, теперь камеральный контроль — это не просто дистанционная проверка, в ходе которой проверяются выставленные на портал ЭСЧФ, это более широкий процесс, который охватывает деятельность плательщика комплексно, все участки, которые ранее подвергались контролю только в рамках выездной проверки.

Приведу пример одного из направлений контроля — контроль за выплатой зарплаты в конвертах. С 2019 года налоговым законодательством предусмотрен обмен информацией между ФСЗН и МНС Беларуси о размерах выплат в адрес работников. Получение такой информации МНС позволяет оперативно проводить проверки по вопросам начисления зарплаты и обоснованности налоговых платежей.

В 2019 году налоговые органы в ходе камерального контроля были вправе потребовать у плательщика представить для изучения первичные документы (договоры, накладные, акты, экономические обоснования цены для проверки трансфертного ценообразования, прочую информацию).

Очевидно, что в 2020 году камеральный контроль будет развиваться и усиливаться. Такую тенденцию транслируют не только показатели камеральных проверок, но и принятый на I полугодие 2020 года план выборочных проверок КГК РБ, в котором количество выездных налоговых проверок снижено многократно в сравнении с прошлыми годами.

Новые правила администрирования в части камерального контроля заставляют плательщиков быть предельно дисциплинированными при исполнении налоговых обязательств.

Фото с сайта sporter.md

Фото с сайта sporter.md

Налоговые ожидания на 2020 год

2020 год не принесет существенных изменений в налоговом законодательстве. Вот те из них, на которые следует обратить внимание:

  • Традиционно будут проиндексированы​ размеры налоговых вычетов и иные оценочные критерии, применяемые при расчете подоходного налога.
  • Ставки акцизов в 2020 году вырастут за счет повышения и индексации (на крепкий алкоголь — плюс 6% и табачные изделия — плюс 15%). На иные виды подакцизной продукции (за исключением автомобильного топлива) предусмотрена индексация ставок в пределах прогнозируемого параметра инфляции.
  • С 2020 года прибыль, полученная форекс-компаниями, Национальным форекс-центром от деятельности на внебиржевом рынке Форекс, планируется облагать по ставке 25%.
  • Организации, использующие труд инвалидов, для освобождения от налогообложения налогом на прибыль будут применять критерий не менее 30% численности работников вместо 50%.
  • С 2020 года будет урегулирован вопрос нормирования расходов на топливо при списании на затраты для расчета налога на прибыль в рамках подпункта 1.2 ст. 171 НК. Так, в будущем году затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования планируется включать в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, в пределах норм, установленных руководителем организации.
  • Проиндексирован критерий для оценки размера выручки, при превышении которого ИП становится плательщиком налога на добавленную стоимость. Он увеличен и составит 441 000 руб. (около $ 220 тыс.).
  • В 2020 году не будет отсрочки вычета «таможенного» НДС.
  • Для налога по УСН традиционно на 2020 год будут увеличены стоимостные критерии УСН на прогнозный уровень инфляции. ​Аналогично предполагается увеличение критерия выручки и доходов ИП на общем порядке налогообложения для целей признания их в 2020 году плательщиками НДС.
  • В 2020 году планируется увеличение размера кадастровой стоимости земельных участков по всем видам оценочных зон и увеличение ставок налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы применяется их площадь. Размер увеличения при этом не составит более 5% — на прогнозный уровень инфляции на 2020 год.
  • Экологический налог за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, за сбросы сточных вод, а также за захоронение, хранение отходов производства будет производиться по новым ставкам, проиндексированным на прогнозный уровень инфляции.

Как видим, потрясений в налоговых вопросах ожидать не следует.


Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо знакомым налоговым правилам и ограничениям, закрепленным в Налоговом кодексе.

Разумность налоговой оптимизации

Стабильность налогового законодательства в совокупности с наметившейся в последние годы тенденцией по сокращению количества выборочных проверок изменяет подходы к налоговой оптимизации 2020 года. Основой целью налоговой оптимизации 2020 года можно назвать не столько попытку изобретения новых схем и способов минимизации сумм налоговых обязательств, сколько разумное и экономически обоснованное использование уже существующих и хорошо знакомых способов налогового планирования.

При этом разумность и экономическая обоснованность налоговой оптимизации заключается не столько в суммах налоговой экономии, так как налоги платить все равно нужно, сколько в организации такой работы бизнеса, при которой деятельность конкретного белорусского субъекта предпринимательства не привлекает внимание контролирующих органов. Последнее проявляется в частности в том, что данное конкретное предприятие или индивидуальный предприниматель не включаются в план выборочных проверок на очередное полугодие.

Как известно, любая выборочная проверка в белорусской действительности всегда приводит к выявлению нарушений и дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. По своей экономической сути любая проверка в Беларуси уже давно является дополнительным налогом на бизнес. В этой связи невключение в план выборочной проверки позволяет избежать этого дополнительного налога, то есть налоговая оптимизация становиться действительно эффективной и разумной.

Законодательством установлен максимальный 5- летний период налоговой проверки. При этом на практике, как правило, проверяется не более 3-х последних календарных лет. В этой связи, чем реже проверяется предприятие, тем больший период выпадает из-под контроля налоговых органов, а значит, тем больше налогов сможет сэкономить предприятия при разумной организации процесса налоговой оптимизации.

Критерии выборочной проверки

Для того, чтобы минимизировать вероятность включения предприятия или индивидуального предпринимателя в план выборочных проверок, необходимо знать критерии оценки степени риска, разработанные государственными контролирующими органами. Так, например, приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 (с учетом изменений и дополнений), утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Знание и применение данных критериев существенно минимизирует вероятность включения предприятия в план выборочных проверок налоговых органов.

Среди наиболее существенных критериев следует выделить следующие:

— отсутствие начисления налогов при наличии сведений о приобретении и реализации организацией товаров, работ, услуг;

— непредставление налоговых деклараций;

— несоответствие заявленной в налоговой декларации выручки фактически имеющимся в налоговых органах сведениям о движении денежных средств по счетам предприятия;

— наличие задолженности по платежам в бюджет;

— учредитель, руководитель или главный бухгалтер являлись учредителем, руководителем или главным бухгалтером организации, которая ранее была признана лжепредпринимательской;

— выручка организации более 80 000 тысяч базовых величин и количество работающих 3 или менее человек;

— наличие существенных сумм возврата НДС;

— использование налоговых льгот;

— сумма расходов предприятия составляет более 95% от суммы доходов предприятия.

Помимо «отягощающих» критериев существуют и критерии риска, которые снижают вероятность включения предприятия в план выборочных проверок. К таковым критериям относятся:

— отсутствие задолженности по налогам и сборам;

— реализация инвестиционного проекта;

— использование социальных налоговых льгот.

Разумное использование критериев

Столь подробный анализ критериев риска необходим для того, чтобы определить основные рекомендации по налоговой оптимизации в 2020 году.

Во-первых, целесообразно своевременно подавать налоговые декларации, а также своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. Последнее не только является показателем финансовой и платежной дисциплины на предприятии, но и существенно минимизирует риск назначения выборочной налоговой проверки.

Во-вторых, при использовании налоговых льгот целесообразно использовать социальные льготы. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам социальными льгота являются льготы, которые направлены, например, на удешевление социально значимых товаров. Необходимо помнить, что любая налоговая льгота является фактором дополнительного налогового контроля, а значит, применение любых налоговых льгот на предприятии, за исключением социальных, должно быть экономически обоснованным.

В-третьих, не стоит заниматься серой налоговой оптимизацией, а именно сокрытием объектов налогообложения при реализации товаров, работ, услуг или не отражать в налоговых декларациях всю сумму полученной выручки. В условиях усиления государственного электронного контроля за движением наличных и безналичных денежных средств, а также товаров, такие серые схемы налоговой оптимизации являются неэффективными и легко раскрываемыми. При этом экономические последствия такой серой налоговой оптимизации для бизнеса всегда будут отрицательными и превысят возможные выгоды.

В-четвертых, любые мероприятия налоговой оптимизации должны учитывать особенности и масштабы бизнеса. Каждая схема налоговой оптимизации имеет свои плюсы и минусы, а также степень уместности в использовании в зависимости от особенностей работы предприятия или индивидуального предпринимателя. Попытка любыми способами минимизировать сумму начисленного налога на практике приводит к дополнительному вниманию со стороны контролирующих органов, которое, как правило, выражается в назначении выборочной проверки, а значит и начислению дополнительных налогов и штрафов для бизнеса.

В-пятых, любое налоговое планирования только тогда является эффективным, когда не имеет долгосрочных или отложенных отрицательных последствий для его учредителей, руководителей или сотрудников. В этой связи важным является правильное завершение любого бизнес-проекта, а именно ликвидация предприятия или индивидуального предпринимателя в рамках действующего законодательства. Только в этом случае учредители, руководители или сотрудники предприятия избегают возможных дальнейших претензий и экономических штрафов и санкций со стороны контролирующих органов. В противном случае предприятие рискует попасть в перечень лжепредпринимательских структур со всеми отрицательными долгосрочными последствиями для его учредителей и руководства.

Читайте также: