Налоговые преференции в республике казахстан для предприятий малого и среднего бизнеса

Опубликовано: 16.05.2024

Налоговые льготы – важный инструмент в налоговом регулировании и администрировании, который призван осуществлять стимулирующую и социальную функции. Налоговые льготы создают определенные преимущества для отдельных категорий населения, предпринимателей. В данной статье речь пойдет о налоговых преференциях для предпринимателей.

Льготы в налогообложении предоставляются обоснованно и установлены законом, соответствуют конкретному налогу, имеют определенные черты, признаки и формы, отличающие их от других инструментов налогового регулирования. Не являются налоговыми льготами налоговые вычеты в случаях, когда способ исчисления налоговой базы предусматривает вычитание произведенных налогоплательщиком расходов и (или) уплаченных им налогов.

Результатом применения налоговых льгот может быть как уменьшение суммы налоговых обязательств или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога, так и улучшение финансовых показателей его деятельности без изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Основными отличительными чертами налоговых льгот являются:

– ограниченная сфера применения;

Таким образом, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Каждая налоговая льгота жестко привязана к соответствующему налогу, при этом сфера ее применения ограничивается исключительно тем налогом, в механизм которого она встроена.

Законность становления налоговых льгот определяется налоговым законодательством Республики Казахстан. Добровольность применения налоговых льгот определяется возможностью свободного выбора налогоплательщика применять или не применять налоговую льготу. Например, налогоплательщик имеет право применять или не применять упрощенный порядок налогообложения – специальные налоговые режимы.

В соответствии со статьями с 4 по 10 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на определенных принципах налогообложения. Это принципы:

– единства налоговой системы;

– гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Рассмотрим виды налоговых льгот, предоставляемых в Республике Казахстан:

  • Специальные экономические зоны
  • Специальные налоговые режимы
  • Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • Инвестиционные налоговые преференции.

    1. Специальные экономические зоны

    Специальный правовой и налоговый режим действует для участников специальной экономической зоны,

    Специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) – часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой для осуществления приоритетных видов деятельности действует специальный правовой режим, установленный Законом РК «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.

    На территории Казахстана созданы следующие СЭЗ:

    1. «Астана – новый город».

    2. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

    3. «Морпорт Актау».

    4. «Парк инновационных технологий».

    8. «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”». «Хоргос – Восточные ворота»

    10. «Химический парк Тараз».

    Для целей соблюдения Налогового кодекса и получения преференций организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, необходимо юридическое лицо, которое соответствуете одновременно нескольким условиям:

    1) является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;

    2) зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;

    3) при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юридическое лицо не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;

    4) осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.

    Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, а также Правил включения приоритетных видов деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания СЭЗ, утвержден приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142.

    При этом определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

    Указанные положения не распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”», для которых утвержден .



    • Информация о регионе
    • Экономика
    • Рынки
    • Инфраструктура
    • Человеческие ресурсы
    • Пребывание в Казахстане
    • Истории успеха
    • Прибытие в Казахстан
    • Открытие бизнеса
    • Развитие бизнеса
    • Закрытие бизнеса
    • Меры государственной поддержки
    • Взаимодействие с инвесторами
    • Список отечественных производителей товаров, поставщиков работ/услуг
    • Проживание в Казахстане
    • Акимат
    • Региональное представительство
    • Управление предпринимательства
    • Социально-предпринимательская корпорация
    • Как мы помогаем
    • Пресс-релизы
    • Мероприятия
    • Видеосюжеты
    • Публикации и презентации

    Налоговые преференции

    В соответствии со статьей 290 Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан преференции по налогам предоставляются юридическим лицам Республики Казахстан в порядке и на условиях, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

    Виды преференций по налогам:

    1) для инвестиционных приоритетных проектов:

    • уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 100 процентов;
    • применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
    • исчисление налога на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе;

    2) для инвестиционных проектов, за исключением инвестиционных приоритетных проектов, - освобождение от налога на добавленную стоимость импорта сырья и (или) материалов в рамках инвестиционного контракта;

    3) для специальных инвестиционных проектов - освобождение импорта сырья и (или) материалов в рамках специального инвестиционного контракта от налога на добавленную стоимость в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

    3. Инвестиционным контрактом устанавливается срок действия каждого вида преференций по налогам, но не более предельного срока их применения, определенного в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

    4. Применение преференций по налогам аннулируется в случае досрочного прекращения действия инвестиционного контракта в порядке, установленном настоящим Кодексом.

    ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ

    Согласно статье 712 Налогового Кодекса Республики Казахстан организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств и (или) по расширению, обновлению действующих производств:

    1) уменьшает корпоративный подоходный налог, исчисленный в соответствии со статьей 302 Налогового Кодекса, по доходам, полученным от осуществления приоритетных видов деятельности, указанных в инвестиционном контракте на 100 процентов.

    Доходы организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом в общеустановленном порядке.

    Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект, ведет раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по приоритетному виду деятельности в рамках инвестиционного контракта.

    В случае если положениями инвестиционного контракта на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по расширению и (или) обновлению действующих производств предусматривается поэтапный ввод фиксированных активов, выпускающих продукцию, то раздельный налоговый учет ведется по каждому фиксированному активу, выпускающему продукцию, согласно налоговой учетной политике.

    Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект, не вправе применять по такому проекту другие положения настоящего Кодекса, предусматривающие уменьшение корпоративного подоходного налога на 100 процентов;

    2) определяет амортизационные отчисления по стоимостным балансам групп (подгрупп) фиксированных активов, введенных в эксплуатацию в рамках инвестиционного приоритетного проекта, путем применения норм амортизации, установленных пунктом 2 статьи 271 Налогового кодекса, к таким стоимостным балансам групп (подгрупп) на конец налогового периода.

    2. Предельный срок применения пункта 1 настоящей статьи по инвестиционным контрактам на реализацию инвестиционного приоритетного проекта:

    1) по созданию новых производств:

    • начинается с 1 января года, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
    • заканчивается не позднее десяти последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;

    2) по расширению и (или) обновлению действующих производств, кроме случаев, указанных в подпункте 3) настоящего пункта:

    • начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод в эксплуатацию последнего фиксированного актива, выпускающего продукцию, в рамках инвестиционного контракта на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;
    • заканчивается не позднее трех последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод последнего фиксированного актива, выпускающего продукцию, в рамках инвестиционного контракта на реализацию инвестиционного приоритетного проекта;

    3) по расширению и (или) обновлению действующих производств при поэтапном вводе фиксированных активов, выпускающих продукцию, предусмотренном инвестиционным контрактом на реализацию инвестиционного приоритетного проекта:

    • начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод в эксплуатацию фиксированного актива, выпускающего продукцию, в рамках инвестиционного контракта;
    • заканчивается не позднее трех последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором произведен ввод фиксированного актива, выпускающего продукцию, введенного в эксплуатацию в рамках инвестиционного контракта.

    Предельный срок применяется в отношении каждого фиксированного актива, выпускающего продукцию и предусмотренного в инвестиционном контракте на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по расширению и (или) обновлению действующих производств.

    3. Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств, при исчислении земельного налога по земельным участкам, используемым для реализации инвестиционного приоритетного проекта, к соответствующим ставкам земельного налога применяет коэффициент 0.

    Предельный срок применения части первой настоящего пункта:

    1) начинается с 1 числа месяца, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по созданию новых производств;

    2) заканчивается не позднее десяти последовательных лет, которые исчисляются начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором заключен инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по созданию новых производств.

    Положения части первой настоящего пункта не применяются в случаях сдачи в имущественный наем (аренду), в пользование на иных основаниях земельного участка, используемого для реализации инвестиционного приоритетного проекта, или его части (вместе с находящимися на нем зданиями, строениями, сооружениями либо без них).

    4. Организация, реализующая инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств, по объектам, впервые введенным в эксплуатацию на территории Республики Казахстан, исчисляет налог на имущество по ставке 0 процента к налоговой базе.

    Положения части первой настоящего пункта действуют в отношении активов, учитываемых в составе основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и предусмотренных в рабочей программе, являющейся приложением к инвестиционному контракту, заключенному в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере предпринимательства.

    Предельный срок применения части первой настоящего пункта:

    1) начинается с 1 числа месяца, в котором первый актив учтен в составе основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

    2) заканчивается не позднее восьми последовательных лет, которые исчисляются, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором первый актив учтен в составе основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

    Положения части первой настоящего пункта не применяются в случаях передачи объектов налогообложения в пользование, доверительное управление или аренду.

    5. Положения настоящей статьи применяются в случае, если инвестиционным контрактом на реализацию инвестиционного приоритетного проекта по созданию новых производств предусмотрено применение:

    • уменьшения корпоративного подоходного налога, исчисленного в соответствии со статьей 302 Налогового кодекса, на 100 процентов;
    • коэффициента 0 к ставкам земельного налога;
    • ставки 0 процента к налоговой базе при исчислении налога на имущество.

    С 1 января 2020 года сроком на 3 года вступил в силу мораторий на проверки субъектов предпринимательства, также на данный период отдельные категории налогоплательщиков освобождаются от уплаты налогов. В данном материале расскажем, на какие виды проверок не распространяется мораторий, а также кто попадает под освобождение от уплаты и по каким видам налогов.

    Категории субъектов, подпадающие под мораторий на проверки

    Под действие моратория попадают субъекты, относящиеся к категориям малого и микропредпринимательства. К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

    Вместе с тем, не признаются субъектами малого предпринимательства и микропредпринимательства налогоплательщики, осуществляющие:

    1. деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
    2. производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
    3. деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
    4. проведение лотереи;
    5. деятельность в сфере игорного бизнеса;
    6. деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;
    7. банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
    8. аудиторскую деятельность;
    9. профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
    10. деятельность кредитных бюро;
    11. охранную деятельность;
    12. деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

    Проверки, на которые не распространяется мораторий

    Мораторий не распространяется на:

    1. Проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом РК «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».
    2. Проверки в соответствии с подпунктом 1) данного пункта в случаях, когда для выявления причин возникновения фактов нарушения требований, установленных законодательством РК, недостаточно проведения одной внеплановой проверки по конкретному факту в отношении конкретного субъекта (объекта) контроля и надзора и требуются контроль и надзор в отношении иных субъектов, связанных с данным конкретным фактом.
    3. Проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, в том числе по заявлению на получение разрешения в соответствии с Законом РК «О разрешениях и уведомлениях».
    4. Проверки по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК.
    5. Проверки органов прокуратуры по поручению Президента РК и Генерального Прокурора РК.
    6. Таможенные проверки.
    7. Встречные налоговые проверки.
    8. Тематические налоговые по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом.
    9. Профилактический надзор с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    10. Проверки и профилактический контроль с посещением за соблюдением законодательства РК об аккредитации в области оценки соответствия.
    11. Проверки недропользователей.

    Проверки, предусмотренные в подпунктах 1) и 2) проводятся на основании решения первого руководителя центрального государственного или местного исполнительного органа.

    Категории субъектов, освобождаемые от уплаты налогов, и виды налогов

    Освобождаются от уплаты налогов с доходов, полученных за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, субъекты микропредпринимательства или малого предпринимательства, применяющие специальные налоговые режимы (СНР). К субъектам микропредпринимательства относят субъекты со среднегодовой численностью работников не более 15 человек или среднегодовым доходом не свыше 30-ти тысячекратного МРП. Субъектами малого предпринимательства являются ИП, юридические лица со среднегодовой численностью работников не более 100 человек и среднегодовым доходом не свыше 300-тысячекратного МРП.

    К субъектам, применяющим СНР, относят налогоплательщиков:

    • на основе патента,
    • упрощенной декларации,
    • с использованием фиксированного вычета,
    • производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов,
    • крестьянские или фермерские хозяйства.

    Уменьшению на 100 процентов подлежат суммы:

    1. Корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 687, 695, 700 Налогового кодекса.
    2. Социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса.
    3. Единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.

    Освобождение действует только на налоговые обязательства по уплате налогов, возникающих в указанный 3-х летний период. При представлении деклараций необходимо указывать данные о полученных доходах с указанием 0 в графе налог к уплате.

    Налогоплательщики, на которых не распространяется освобождение от налогов

    Освобождение от налогов не распространяется на лиц, осуществляющих следующие виды деятельности:

    1. Деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
    2. Производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции.
    3. Деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах.
    4. Проведение лотереи.
    5. Деятельность в сфере игорного бизнеса.
    6. Деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов.
    7. Банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента).
    8. Аудиторскую деятельность.
    9. Профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
    10. Деятельность кредитных бюро.
    11. Охранную деятельность.
    12. Деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
    13. Деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей.
    14. Реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти.
    15. Розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута.
    16. Внешнеэкономическую деятельность.

    Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Настоящая работа во многом обусловлена потенциалом малого и среднего предпринимательства как движущей силы становления и развития рынка.

    В настоящее время в Республике Казахстан в сфере предприятия малого и среднего бизнеса занято около 1 млн. человек. Предприятия малого и среднего предпринимательства формируют 11 % бюджета страны, их доля в ВВП составляет 17%, устойчиво и увеличивается объем инвестированных в них средств. По доле в ВВП малое и среднее предпринимательство занимает II место, после нефтяного сектора. Достигнутый уровень формирования малого и среднего предпринимательства по-прежнему требует изучения проблем его становления и роста: разработки эффективных и гибких методов оценки, анализа, управления и прогнозирования перспектив развития.

    В программе форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. рассматривается государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и выстраивается новая идеология взаимоотношений государства и предпринимательства, основной целью, которой является повышение конкурентоспособности страны.

    В данной программе говориться, что государство поддержит инициативы казахстанского среднего и малого бизнеса, направленные на трансферт передовых технологий, привлечение иностранных инвесторов для создания современных импортозамещающих производств, с перспективой экспортной ориентированности, а также системно выстроит свое взаимодействие с бизнесом на основе формирования эффективных институтов сотрудничества, как на республиканском, так и региональном уровнях.

    Концентрация ресурсов государства и бизнеса на развитии приоритетных секторов экономики будет сопровождаться интерактивным процессом согласования решений государства и бизнеса, использования современных информационных систем мониторинга и конкретных инструментов реализации.

    В своём Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе» от 28 января 2011 г. Президент, как основным направлением выделил ускоренную экономическую модернизацию – продолжение Программы форсированной инновационной индустриализации, которая охватывает непосредственно поддержку малого среднего бизнеса.

    Таким образом, о правильной направленности вектора государственной поддержки предпринимательства в Республике косвенно свидетельствует политика развитых стран.

    Задачи, которые ставит Президент Казахстана, и методы их реализации уже сейчас подтверждены практикой ведущих экономик мира. [1, с. 117]


    Как видно из рисунков 1 и 2, большинство предпринимателей высоко оценивают важность тестируемых направлений государственной поддержки. Наиболее важными являются финансово-кредитная поддержка и поддержка в виде налоговых льгот для начинающих предпринимателей. Примерно одинаковое число предпринимателей РК (около 70%) относят имущественную поддержку, информационную, консалтинговую поддержку и защиту предпринимателей от бюрократического произвола в разряд наиболее важных.

    63% бизнесменов Казахстана полагают, что важно формировать благоприятное общественное мнение среди населения о предпринимателях.

    В целом, важность различных направлений государственной поддержки в большей степени отмечали те предприниматели, опыт предпринимательской деятельности которых составляет более 6 лет. Статистически значимых отличий в восприятии важности различных направлений государственной поддержки в разрезе областей Казахстана не зафиксировано.

    Обобщая информацию, можно выделить следующие основные проблемы и ограничения, являющиеся наиболее актуальными для малого и среднего бизнеса:

    1) Проверки контролирующими и налоговыми органами;

    2) Снижение покупательской способности и сложности в поиске рынков сбыта;

    3) Высокий размер арендной платы;

    4) Недостатки системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;

    5) Высокая конкуренция;

    6) Проблема финансирования бизнеса;

    7) Проблема поиска и подбора кадров;

    8) Отсутствие необходимой техники и оборудования.

    Малый бизнес – дело трудное и сопряженное с многочисленными рисками и опасностями. “Плюсы” и “минусы” этой формы экономической деятельности можно проиллюстрировать с помощью СВОТ-анализа (SWOT).

    Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.

    При этом основными компонентами данной стратегии можно предложить:

    — совершенствование действующего нормативно-правого обеспечения;

    — содействие в расширении путей взаимодействия малых предприятий с крупными;

    — совершенствование системы налогообложения;

    — совершенствование финансово-кредитных механизмов;

    — устранение административных барьеров;

    — развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям малого бизнеса (Business Development Service);

    — поддержка развития общественного движения предпринимателей.

    Комплексная реализация указанных компонентов позволит в среднесрочной перспективе сформировать благоприятные условия для развития сектора малого бизнеса в Казахстане.

    Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» был создан в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 № 669 «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук». [4]

    Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создан для повышения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможного негативного влияния изменений на мировых рынках на экономический рост в стране.

    Основной целью деятельности Фонда является управление принадлежащими ему на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

    Основными направлениями деятельности Фонда являются:

    • содействие в модернизации и диверсификации национальной экономики;
    • содействие в стабилизации экономики страны;
    • повышение эффективности деятельности компаний.

    Фонд призван оказывать максимальное содействие Правительству Республики Казахстан, быстро и оперативно решая вопросы по привлечению инвестиций в реальный сектор экономики, активизации работы в регионах, укреплению межотраслевых и межрегиональных связей и максимально используя имеющиеся преимущества и возможности.

    Эффективная диверсификация и модернизация национальной экономики осуществляется путем реализации активной инвестиционной деятельности, особенно в приоритетных секторах экономики, таких как:

    • нефтегазовый сектор;
    • электроэнергетика;
    • металлургия;
    • химия, нефтехимия;
    • инфраструктура.

    Эти программы, по большей части, направлены на повышение доли сектора обрабатывающих производств в общем объеме продукции МСП. Проекты, которые предприниматели представляют в Фонд, проходят жесткий конкурсный отбор. Так, по состоянию на 1 марта 2010 из 143 проектов, представленных на рассмотрение в рамках программы прямого финансирования, отбор прошли лишь 10.

    Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.

    Деятельность в рамках Программы ведется по 3 основным направлениям:

    — поддержка бизнес-инициатив (субсидирование процентной ставки и обеспечение госгарантий по кредитам для МСП);

    — оздоровление предпринимательского сектора (выплата Фондом части ставки вознаграждения по кредиту);

    — поддержка экспортоориентированных производств (субсидирование процентной ставки для экспортеров несырьевого сектора). [5]

    Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства — введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

    Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.

    Использованная литература


    В период чрезвычайного положения в стране Президент РК К. Токаев поручил оказать беспрецедентную поддержку малому и среднему бизнесу. Казахстанские предприниматели нуждаются в дополнительной поддержке в части снижения налогового бремени. Это в особенности важно с точки зрения сохранения занятости и выплаты зарплат. Поэтому для субъектов МСБ в наиболее пострадавших секторах экономики на 6 месяцев отменяется начисление и уплата налогов и других платежей с фонда оплаты труда. Подробнее о принимаемых мерах по поддержке отечественного бизнеса в обзорном материале РrimeMinister.kz.

    В текущих условиях Правительством РК по поручению Главы государства принимаются срочные меры для поддержки МСБ. Новые инициативы предусматривают повышение доступности бизнеса к финансированию, реализацию дополнительных налоговых стимулов, ограничение бизнеса от проверок.

    В соответствии с Указом Главы государства «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» приняты налоговые стимулы для поддержки бизнеса. Они охватывают различные сектора экономики от торговли до туристического бизнеса.

    Преференции для предпринимателей или налоговые каникулы на период ЧП

    До 1 июня т.г. предоставлена отсрочка по уплате всех видов налогов и других обязательных платежей, социальных платежей для субъектов микро, малого или среднего предпринимательства.

    Также до 1 июня т.г. приостановлено принятие мер по начислению пени, приостановлению расходных операций, ограничению распоряжения имуществом и меры принудительного взыскания налоговой и таможенной задолженности, задолженности по социальным платежам (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска).

    Установлено освобождение по налогу на имущество до конца года по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и спортивным объектам, также по налогоплательщикам, работающим в сферах общественного питания, гостиничной и туристической деятельности.

    Налогоплательщик имеет право представить дополнительный расчет сумм текущих платежей по налогу на имущество и земельному налогу на предстоящие 3 срока (1 срок уплаты текущих платежей прошел в феврале) из расчета, что за 3 месяца (январь, февраль, март) действует ставка согласно Налоговому кодексу, а на последующие 9 месяцев НП имеет право обнулить свои текущие платежи. По итогам года декларация будет представляться исходя из такого алгоритма расчета налога.

    Индивидуальные предприниматели, работающие в общеустановленном порядке налогообложения, также до конца года освобождены от индивидуального подоходного налога. В целях поддержки агропромышленного комплекса импорт биологических активов АПК, включающих крупный рогатый скот и племенных цыплят, не будет облагаться НДС.

    Вместе с этим, производители сельскохозяйственной продукции не будут платить земельный налог по землям сельскохозяйственного назначения.

    В тоже время, для нивелирования роста цен, снижена ставка НДС с 12% до 8% для социально значимых продовольственных товаров до 1 октября 2020 года.

    Данная норма распространяется только на социально значимые товары.

    Справочно: Это мука пшеничная первого сорта, хлеб пшеничный из муки первого сорта (формовой), рожки (весовые), крупа гречневая (ядрица, весовая), рис шлифованный (круглозерный, весовой), картофель, морковь столовая, лук репчатый, капуста белокочанная, сахар белый – сахар-песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), молоко пастеризованное 2,5% жирности в мягкой упаковке, кефир 2,5% жирности в мягкой упаковке, масло сливочное (несоленое, не менее 72,5 % жирности, без наполнителей и растительных жиров), яйцо куриное (I категория), соль поваренная пищевая (кроме «Экстра»), творог: 5-9 % жирности).

    В части налогового администрирования до 1 июня 2020 года для субъектов МСБ введена отсрочка на уплату всех налогов и обязательных платежей бюджет и социальных взносов (ИПН, социальный налог, социальное и медицинской страхование за работника), а также работа по принудительному взысканию задолженности по налоговым, таможенным и социальным платежам.

    В целях снижения фискального давления на бизнес на период действия чрезвычайного положения приостановлены налоговые проверки.

    Вместе с тем, Глава государства поручил освободить от уплаты налогов и обязательных платежей с фонда оплаты труда МСБ на срок с 1 апреля до 1 октября т.г. по наиболее пострадавшим секторам экономики, включая торговые объекты, объекты общепита, гостиничного бизнеса, транспортных и консультационных услуг и сферу IT.

    Для вышеуказанных категорий налогоплательщиков до 15 августа 2020 года приостановлено по всем видам налогам начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам и перенесен срок налоговой отчетности на III квартал.

    Принцип уплаты НДС (налог на добавленную стоимость) на импорт методом зачета заключается в том, что импортер-плательщик НДС имеет право не платить НДС при оформлении таможенной декларации. Но есть ряд условий. Импортер должен быть плательщиком НДС, товар не предназначен для дальнейшей реализации. Импортер в очередной налоговой декларации отражает по НДС как в зачете, так и в реализации. В случае дальнейшей реализации до истечения пяти лет, НДС на импорт подлежит уплате с даты импорта с начислением пени.

    Также продлены сроки исполнения уведомлений по результатам камерального контроля, направленных в период с 15 марта по 15 апреля т.г. (за исключением налогоплательщиков с высокой степенью риска).

    Освобождение от акцизов

    Так, освобождены от уплаты акциза производители бензина (за исключением авиационного), дизельного топлива при реализации на экспорт.

    До конца года освобождены от акцизов НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) по реализуемому на экспорт бензину (за исключением авиационного) и дизельному топливу (500 тыс. тонн бензина на 12 млрд тг).

    Согласно действующему законодательству плательщиком акциза является производитель нефтепродуктов, вне зависимости от дальнейшей реализации внутри РК или на экспорт, хотя владельцем нефти и полученных нефтепродуктов НПХ не является (владелец – давалец). При этом экспорт подакцизных товаров освобождается от акциза.

    Ставка акциза при производстве бензина составляет 24 395 тг за 1 тонну, при производстве дизтоплива 9300 (июль-ноябрь), 540 тг (с декабря по июнь для сезона посевных работ) за 1 тонну.

    Таким образом, экспортируемая продукция должна подешеветь на сумму акциза.

    Для администрирования объема переработки и экспорта нефтепродуктов разрабатывается временный порядок по предоставлению информации налоговым органом от производителя и давальца. Также будут использоваться данные акцизных и таможенных постов.

    Декларации и уведомления

    Продлены сроки представления деклараций до 30 апреля 2020 года (с 31 марта). Принято решение о продлении срока представления деклараций по итогам 2019 года.

    При возникновении задолженности не выставляется уведомление о погашении задолженности и не принимаются меры принудительного взыскания, не закрываются расчетные счета и не описывается имущество.

    Продлены сроки исполнения уведомления по камеральному контролю, наступающие в период чрезвычайного положения (за исключением НП с высокой степенью риска). Уведомления по камеральному контролю, у которых требует исполнения в срок с 15 марта по 15 апреля, срок исполнения перенесен на 1 июня.

    Для того, чтобы минимизировать контакт между НП и налоговыми органами принято решение о переносе сроков исполнения уведомления.

    Таким образом, у НП, у которых наступает срок исполнения уведомления в срок ЧП, могут не предоставлять ответ до 1 июня, за исключением НП с высокой степенью риска. При этом не будет применяться ограничение в виде приостановления расходных операций по расчетным счетам.

    Проверки и штрафы

    Приостановлены сроки проведения проверок, осуществляемых органами госдоходов на период чрезвычайного положения (1406 проверок). Проверки, которые уже начаты, будут приостановлены в период чрезвычайного положения, после завершения ЧП проверки будут возобновлены.

    Микрофинансовые организации Казахстана ввиду объявленной ситуации ЧС вводят аналогичные с банками послабления для заемщиков. Главное условие — отсутствие просроченной задолженности у заемщика до 17 марта т. г. Отдельные условия будут определяться каждой МФО индивидуально. МФО готовы оказать следующую поддержку заемщикам:

    1. В период ЧС в Казахстане не будут начисляться штрафы и пени по просрочке платежей, возникшей у заемщиков в результате ухудшения финансового положения, связанного с чрезвычайным положением в Казахстане. Распространяется на заемщиков МФО, вышедших на просрочку позднее 17 марта т. г.
    2. После принятия и вступления в силу соответствующих поправок в законодательство РК на период чрезвычайного положения в РК прекратить начисление процентного вознаграждения по беззалоговым потребительским займам физических лиц, по которым просрочка платежа составляет свыше 90 дней.
    3. Для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого и среднего бизнеса, финансовое состояние которых ухудшилось в результате введения ограничений, связанных с чрезвычайным положением в Казахстане, в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств и иных индивидуальных мер по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности. Готовность к поддержке антикризисных мер выразили исключительно члены АМФОК, доля которых на рынке микрофинансовых услуг составляет 90%.

    Арендные платежи

    С 26 марта Минфином и МИО в одностороннем порядке прекращено начисление арендных платежей до 20 июня по 7 701 договорам аренды госимущества. За этот период в республиканский и местные бюджеты не поступит примерно 1,2 млрд тг.

    В эту категорию входят: школьные столовые, аптеки в больницах, поликлиниках и т.д.

    Аналогичная работа завершается по имуществу, передаваемому субъектами квазигосударственного сектора в аренду, самостоятельно в рамках корпоративных процедур.

    Наряду с этим, на портале Госреестр (www.gosreestr.kz), размещена электронная услуга по освобождению от уплаты аренды. О данной услуге арендаторы оповещены, им достаточно подать заявку через портал.

    Справочно: на сегодня в республике зарегистрировано 8 154 договоров аренды, общая оплата по которым составляет порядка 432 млн тг ежемесячно. За три месяца бизнес сэкономит примерно 1,3 млрд тг.

    Программа льготного кредитования субъектов МСБ

    Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка в реализацию поручений Президента Казахстана, приняло ряд мер по поддержке населения и предпринимательства в период введения чрезвычайного положения.

    По поручению Президента РК Национальным Банком совместно с Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка разработана Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Для реализации данной Программы выделяется 600 млрд тг субъектам малого, среднего предпринимательства и индивидуальным предпринимателям через размещение обусловленных вкладов в банках второго уровня.

    Механизм поддержки бизнеса реализуется путем предоставления банками второго уровня льготных кредитов на пополнение оборотного капитала субъектам малого и среднего предпринимательства, индивидуальным предпринимателям, пострадавшим в результате введения чрезвычайного положения, сроком до 12 месяцев по ставке не более 8% годовых.

    Срок освоения средств банками второго уровня составляет 3 месяца. Ограничения для субъектов малого предпринимательства до 3 млрд тг, для индивидуальных предпринимателей — до 50 млн тг.

    Оставайтесь в курсе событий Премьер-Министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-бот

    Читайте также: