Налоговые органы в германии

Опубликовано: 03.05.2024

Специального налогового ведомства в Германии не существует. Налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура построения которой здесь довольно своеобразна. Она отражает федеративное построение государства, относительную самостоятельность земель: существует Федеральное министерство финансов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция (Глав­ное финансовое управление), подчиненная одновременно и Федеральному, и Земельному министерствам финансов (является и федеральным, и земельным органам). Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные органы.

В Федеральном министерстве финансов наряду с выше перечисленными имеются и другие управления: пошлин и акцизов, имущества и налогов со сделок, финансовых взаимоотношений между Федерацией и землями. Они занимаются и земельными налогами, но указаний землям давать не могут. В земельном Министерстве финансов существует налоговый отдел с подразделениями по отдельным налогам.

В Верховной финансовой дирекции, являющейся по существу посредническим органом, также есть отдел пошлин и налогов на предметы потребления, относящийся к федеральной части дирекции, и отдел налогов на имущество, относящийся к зе­мельной части. Наряду с федеральными и земельными государ­ственными чиновниками в Германии имеются консультанты по на­логам. Это не работники Министерства финансов, но последнее выдает им лицензию на право деятельности. Они дают платные консультации. Профессия весьма необходимая, так как налоговое законодательство Германии довольно сложно.

В налоговых инспекциях трудятся от 100 до 300 человек. Например, всего в 20 налоговых инспекциях земли Шлезвиг-Гольштейн насчитывается 3450 сотрудников (примерная численность опре­деляется из расчета один сотрудник на 600 жителей района). Инспекцию возглавляет начальник, как правило, юрист. Юристы возглавляют и отделы, которые, в свою очередь, разделены на подотделы: правовой, по налогу с зарплаты, по автотранспорту, по налогу с оборота предприятий, по налогу с приобретения земельных участков. Имеется оценочный отдел — по оценке иму­щества, земельных участков, сельскохозяйственных предприятий и угодий, что необходимо при расчете налога с наследства. Кроме того, есть подотделы рассрочки платежей, регистрации НДС, проверки предприятий (крупные предприятия проверяются специальным отделом Верховной финансовой дирекции), автоматизации про­цессов работы. В налоговой инспекции есть финансовая касса со штатом конфискаторов.

В больших инспекциях существуют отделы налога с юридических лиц, следственные и розыскные отделы (заметим, что в Германии нет специальной налоговой полиции и в случае сопротивления привлекается обычная). В одной из инспекций города Киля действует единственный на всю землю Шлезвиг-Гольштейн отдел наследства и подарков. Земли в Германии делятся на общины, и везде в них имеется налоговый отдел.

Кадровые ресурсы налоговой инспекции земли Бранденбург: общая численность специалистов − 2800 человек, из них рабочие и младший обслуживающий персонал − 122 человека (4,35%); работники среднего уровня службы с административно-хозяйст­венными функциями − 1807 (64,55%); повышенного уровня службы, инспекторы и другие специалисты − 838 (29,93%); высшего уровня службы (руководители) − 33 человека (1,17%).

Органы финансового сыска Германии работают в тесном взаимодействии с уголовной полицией и прокуратурой. Они могут проводить расследование как по запросам последних, так и по собственной инициативе. Сотрудники финансового сыска при­нимают также участие в следственных мероприятиях по уголовным делам, если они касаются наряду с другими обстоятельствами правонарушений в сфере налогообложения.

Всеобъемлющий финансовый контроль за денежными операциями населения со стороны налоговых служб, а через них и со стороны правоохранительных органов и спецслужб в странах с развитой рыночной экономикой стал возможен на основе бурного развития систем безналичных расчетов с широким использованием компьютерных систем. Наделение налоговых служб этих стран правами и функциями правоохранительных органов, в частности, создание в их рамках подразделений финансового сыска, которые используют специфические методы работ, характерные для спецслужб, позволило существенно повысить эффективность финансового контроля в области налогообложения. Наряду с этим тесное взаимодействие налоговых служб с правоохранительными органами, прежде всего в части обмена информацией, способ­ствовало заметной активизации борьбы с определенными видами преступлений.

Специальным органом Министерства финансов Германии, в компетенцию которою входят вопросы практической реали­зации налоговой политики страны, является налоговая полиция − «штойфа» («steufa»).

Налоговая проверенная полиция начала функционировать в 1922 году. В настоящее вре­мя не существует единой организации налогового сы­ска. Земли Германии, каждая в соответствии со своим зако­нодательством, создали собственные структуры.

В большинстве земель «ШТОЙФА» является составной частью министерства финансов. Исключение составляют город Бремен и земля Северный Рейн-Вестфалия, где налоговый розыск входит в Главную финансовую дирекцию. Налоговый розыск наделен такими же правами, что и криминальная полиция: сотрудники «ШТОЙФЫ» имеют право на проведение обысков, личный осмотр, на доступ к любым интересующим их документам и, при необходимости на безусловное их изъятие в интересах проводимого расследования, на задержание подозреваемых лиц. Правда, сотрудники налогового розыска не имеют права носить оружие.

Оперативно-розыскные подразделения и следственный аппарат «ШТОЙФЫ» занимаются расследованием правонаруше­нии, связанных с сокрытием доходов и уклонением от уплаты налогов, а также под прокурорским надзором осуществляют специальные оперативные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению различных видов преступлений в экономической сфере.




Необходимо отметить, что Уголовный кодекс Германии содержит лишь три параграфа, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере налогообложения:

1. § 353 предусматривает ответственность за незаконное взимание непредусмотренных сборов и уменьшение платежа.

2. §355 УК Германии уста­навливает ответственность за нарушение налоговой тайны в виде лишения свободы на срок до двух лет или денежного штрафа.

3. § 283b предусматривает ответственность за нарушение обязанности ведения бух­галтерских книг в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Права и обязанности сотрудников «ШТОЙФА», а также некоторые виды ответственности за совершение налоговых правонарушений и преступлений устанавливает Налоговый кодекс Германии.

В соответствии со статьёй 208 Налогового кодекса руководство «ШТОЙФЫ» имеет право назначать специальное расследование по любому факту нарушения налогового законодательства. При этом налоговая полиция наделена исключительным правом изъятия до­кументов и получения необхо­димых ей сведений практически из всех государственных и частных учреждений страны, за исключением некоторых специальных служб. «ШТОЙФА» имеет право контроля за деятельностью всех кредитно-финансовых институ­тов, что в ряде других стран рассматривается как нарушение банковской тайны.

По оценкам экспертов, государственная казна Германии за счёт финансовых махинаций и налоговых правонарушений ежегодно недополучает свыше 10 млрд. марок. В связи с этим правительство страны в начале 1992 года обязало германские банки отслеживать и предоставлять «ШТОЙФЕ» информацию обо всех финансовых операци­ях населения, превышающих 30 тысяч марок.

Немецкие эксперты отмеча­ют, что действующие статьи налогового и уголовного законодательств, а также традиционные криминалистические методы часто не являются эффективными в отношении юридически подготовленных профессионалов налоговой пре­ступности, давно уже выработавших приемы и способы противодействия обычным мерам налоговых расследований.

Список литературы

1. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник и практикум для академического бакалавриата/А.С.Алисенов. – 2 –е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт. 2018. – 404 с. – (Серия: Бакалавр. Академический курс)

2. Международные стандарты финансовой отчетности. Под ред. В.Г. Гетьман. ИНФРА-М, 2013

3. ИТБ УЛУПС (Абонемент ЮИ); ИТБ УЛУПС (ЧЗ1 ЮИ)

4. Международные стандарты финансовой отчетности Под ред. Н.Г. Сапожникова. КНОРУС, 2012

5. ИТБ УЛУПС (Абонемент ЮИ); ИТБ УЛУПС (ЧЗ1 ЮИ)

6. Международные стандарты финансовой отчетности В.С. Карагод, Л.Б. Торфимова. Юрайт, 2012

7. ИТБ УЛУПС (Абонемент ЮИ); ИТБ УЛУПС (ЧЗ1 ЮИ)

В гостях у немецкой налоговой службы

Германия

Знакомьтесь — господин Мюллер

«У меня к вам огромная просьба, — сказал он, удобно усаживаясь на парту и ставя ноги в ботинках на соседний стул, я очень прошу вас, будущих налоговых консультантов, не пишите нам писем! Сэкономьте нам время на чашечку кофе и сигарету. Звоните!» Так начал наше первое занятие преподаватель по налоговому праву, сотрудник немецкой налоговой службы (назовем его, скажем, господин Мюллер). И именно с этой минуты стали рушиться все мои стереотипы о немецких государственных структурах и немецких государственных служащих.

Чуть за 50, потертые джинсы, взъерошенные по последней моде волосы, сережка в ухе — встретив господина Мюллера на улице, я бы никогда не заподозрила в нем чиновника. Он беспрестанно улыбается и шутит. Он вежливый, корректный, спокойный и очень доброжелательный. Как впоследствии оказалось, все эти качества в той или иной мере присущи практически всем сотрудникам немецких налоговых инспекций.

В тот день вопросы сыпались градом: когда и какие проблемы можно решить по телефону, а когда необходимы письменные возражения, запросы и сообщения? И вообще, где гарантии? Гарантии того, что все будет сделано так, как договорились по телефону? «Гарантии? Мы с вами не на турецком базаре! Мы — государственная служба! Какие вам еще нужны гарантии?! — удивлению господина Мюллера не было предела. — И вообще, давайте раз и навсегда расставим все точки над i».

Точки над i

Немецкая налоговая служба в Германии существует не против, а для людей. И это не пустые высокопарные слова, а действительность. Вас встретят как долгожданного гостя, выслушают и проконсультируют — в каждой немецкой налоговой инспекции есть информационная стойка, где можно записаться на прием, сдать документы, получить ответы на «технические» вопросы, бумажные формы налоговых деклараций или бесплатную компьютерную программу для их составления. Впрочем, версию этой программы можно бесплатно скачать в Интернете.

Здесь исключено хамство, а вежливость возведена в абсолют. Здесь нет очередей, грязных коридоров и типичной для России неразберихи. Здесь вкусно пахнет свежесваренным кофе и нет хмурых чиновников, чье слово — закон и окончательный приговор, здесь все на равных и все подчиняются единым правилам игры, установленным в законе. И если вам по телефону что-то пообещали, будьте уверены, здесь можно верить на слово.

Причина status quo

Я не раз задавалась вопросом, в чем причина столь явного различия в поведении и отношении к клиентам российских и немецких чиновников. Общий уровень жизни, воспитание, образование, зарплата? Наверное, все эти факторы, вместе взятые, и что-то еще, пока недоступное моему пониманию. В любом случае быть государственным служащим в Германии престижно — работа стабильная и «непыльная», зарплата выше средней по стране, а пенсия размером с зарплату. Неудивительно, что проблемы взяток в немецких налоговых инспекциях фактически не существует, равно как и проблемы грубого обращения или некомпетентности.

Для того чтобы стать самым обычным налоговым служащим, надо окончить специальную школу с экономическим уклоном и пройти собеседование в одной из налоговых инспекций. Желающих, как правило, очень много, а мест несравнимо меньше, поэтому ваши итоговые школьные оценки должны быть выше средних. Если вы и ваши оценки понравятся, вас возьмут на обучение — восемь месяцев специальной школы и 16 — практики. Если вы планируете карьерный рост, придется получить специальное высшее образование (на это уйдет еще 21 месяц) и потратить 15 месяцев на практику во всех существующих в инспекции отделах. И в первом, и во втором случае в течение всего времени обучения вы будете получать зарплату — около 700 евро на руки.

Теория, практика и очень сложные итоговые экзамены — с первого же дня обучения будущего инспектора будут натаскивать, как породистую охотничью собаку, с тем чтобы в будущем он дал фору лучшему налоговому консультанту в округе.

Налоговые проверки

Личный контакт граждан и налоговых инспекторов в Германии сведен к минимуму. Налоговые консультанты и образованные ими консультационные фирмы — это то связующее звено, которое стоит между налоговой инспекцией и предприятием, предпринимателем или частным лицом. И именно налоговые консультанты оказываются центральными действующими фигурами во время любых налоговых проверок.

Камеральные налоговые проверки, как правило, проходят для фирмы незаметно — налоговая служба затребует у налогового консультанта все входящие счета проверяемой компании за последний месяц, чтобы подтвердить правомерность зачета «входного» НДС. С выездными проверками дело обстоит несколько сложнее. У крупных предприятий они проходят в среднем каждые 4,3 года, у средних — каждые 13 лет, у мелких предприятий и предпринимателей — каждые 65 лет или еще реже. Правда, существуют предприятия и фирмы, которые проверяют ежегодно. О выездных проверках немецкая налоговая служба сообщает за четыре недели и исключительно в письменной форме, указывая виды проверяемых налогов, период и объем необходимых для проверки документов, а также дату начала проверки.

Если сроки проверки фирме или налоговому консультанту по каким-то причинам неудобны, их можно изменить одним телефонным звонком — в таких мелочах немецкая налоговая служба всегда пойдет вам навстречу. Персонально, как правило, оговаривается и место проверки — она редко проходит непосредственно у проверяемого лица: гораздо чаще у его налогового консультанта или же непосредственно в самой налоговой службе. Что интересно, документы, которые вы принесете в инспекцию, а потом, после проверки, получите назад, не будут зарегистрированвы: у «джентльменов» принято верить на слово.

Если проверка проходит на территории фирмы или в офисе налогового консультанта, инспектор придет ровно в оговоренный день и час, ни минутой позже или раньше, и не принесет никаких сюрпризов и неожиданностей. Он официально представится, попросит необходимые ему бумаги, допуск в вашу бухгалтерскую программу и, возможно, чашечку кофе. И больше никаких хлопот вплоть до конца проверки — немецких налоговых инспекторов не принято ни кормить, ни развлекать, ни тем более как-либо одаривать.

Рабочий процесс

Все выездные налоговые проверки делятся на три вида — проверка НДС, проверка подоходного налога и комплексная выездная проверка. Проверка НДС — это совершенно особый вид выездной проверки, во время которой проверяющих интересуют вопросы исключительно с точки зрения НДС, все остальное, даже заведомо ошибочное, просто-напросто игнорируется. Цель таких проверок — выявить завышенный «входной» налог или заниженные обороты, для чего запрашиваются все входящие счета, также могут предприниматься встречные проверки или производиться оценка соотношения «закупка — продажа — остатки».

Комплексные проверки проводят сразу за несколько лет и по всем возможным налогам — НДС, подоходному, налогу на корпорации, налогу на предприятие. Для проверки необходимы все первичные документы — счета, чеки, договоры, банковские выписки. Если налоговая служба сочтет это важным, она вправе запросить и выписки с частных банковских счетов.

Проверяемый обязан всячески своей проверке помогать — представлять необходимые документы и пояснять все возникающие вопросы. Если этого не происходит, проверяющие вправе наложить специальные штрафы и посчитать налоги оценочным путем, что впоследствии очень сложно оспорить. Неудивительно, что все «команды» налоговой выполняются практически молниеносно.

Когда проверка заканчивается, проходит ее окончательное обсуждение с участием налогового консультанта. Во время этого разговора инспектор «открывает свои карты» и рассказывает обо всех выявленных нарушениях и их последствиях. Налоговый консультант выполняет в этом обсуждении роль адвоката — он старается «выторговать» компромисс. Как правило, по результатам переговоров стороны приходят к взаимовыгодному соглашению и все обходится без судебных разбирательств. В любом случае результаты проверки будут описаны в специальном акте, который можно оспорить в отведенный на это месячный срок.

Рулетка

Выездные налоговые проверки в Германии, как и в России, аттракцион, мягко говоря, не из любимых. Кто же становится его участниками? Прежде всего это крупные предприятия. Затем в игру вступает случайный выбор, который тем не менее учитывает множество всевозможных критериев и данных. Кроме обычных выездных проверок проводятся проверки встречные, в ходе которых сверяются данные двух или более проверяемых фирм.

Для проверок немецкие налоговики прежде всего выбирают фирмы:

  • с постоянно и сильно колеблющимся оборотом;
  • сильно колеблющимися прибылью или убытками;
  • большими и постоянными убытками;
  • значительными частными вкладами, происхождение которых не объяснено;
  • явным несоответствием между объемами закупаемой и реализуемой продукции и ее остатками на складе.

Где ищут ошибки

Прежде всего ошибки ищут в кассе. Любая немецкая касса, словно жена Цезаря, должна быть безупречна — вестись ежедневно, чисто и без ошибок, без минусов и посторонних исправлений. Если же касса не отвечает требованиям налоговой службы, инспектор, уже как Станиславский, просто говорит: «Я не верю» и пересчитывает ее на основе среднестатистических данных по аналогичной отрасли. И никому даже в голову не придет спорить с ним.

На втором месте по популярности — автомобили, оформленные на фирму, так как все частные поездки, совершенные на них, облагаются НДС. Для его расчета существует несколько специальных методик, которые часто нарушаются.

На третьем — договоры с близкими родственниками — супругами, детьми, родителями, а также подарки деловым партнерам и расходы на деловые встречи, проводимые в ресторанах. Не остаются без внимания и данные инвентаризаций и распределение прибыли между участниками предприятий.

Несмотря на кажущуюся четкость и ясность, немецкая налоговая система не проще российской, она тоже постоянно в движении — меняется из стороны в сторону и разъясняется огромным числом официальных писем, инструкций и комментариев. Тем не менее здесь не принято ругаться и чуть что обращаться в суд. Наоборот, переговоры и компромисс с налоговой службой — обычный рабочий процесс. И в конце любого телефонного разговора налоговый инспектор, непременно, пожелает вам хорошего дня, а все письма закончит удивительно по-дружески — подписью «ваша налоговая инспекция».

Ю. С. САВИЦКАЯ, бывший российский налоговый инспектор, сейчас немецкий налоговый консультант

5.3. Налоговые органы ФРГ.

Специального налогового ведомства в ФРГ не существует.

Налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура построения которой, довольно своеобразна. Она отражает федеративное построение государства, относительную самостоя­тельность земель: существует Федеральное министерство финан­сов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция (Глав­ное финансовое управление), подчиненная одновременно и Федеральному, и земельному министерствам финансов (является и федеральным, и земельным органом). Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные ор­ганы.

Общая численность работников Министерства финансов зем­ли Шлезвиг-Гольштейн, Верховной финансовой дирекции и на­логовых инспекций - 4 тыс. человек (в Минфине - 200 сотруд­ников, а в Верховной финансовой дирекции - 400).

В Федеральном министерстве финансов наряду с другими имеются управления:

пошлин и акцизов;

имущества и налогов со сделок;

финансовых взаимоотношений между Федерацией и землями.

Они занимаются и земельными налогами, но указаний землям давать не могут. В земельном Министерстве финансов существует налоговый отдел с подразделениями по отдельным налогам.

В Верховной финансовой дирекции, являющейся по существу посредническим органом, также есть отдел пошлин и налогов на предметы потребления, относящийся к федеральной части дирекции, и отдел налогов на имущество, относящийся к зе­мельной части.

Наряду с федеральными и земельными государ­ственными чиновниками в ФРГ имеются консультанты по на­логам. Это не работники Министерства финансов, но последний выдает им лицензию на право деятельности. Они дают платные консультации. Профессия весьма необходимая, так как налоговое законодательство ФРГ довольно сложно.

В налоговых инспекциях трудятся от 100 до 300 человек, а всего в 20 налоговых инспекциях земли Шлезвиг-Гольштейн насчитывается 3450 сотрудников (примерная численность опре­деляется из расчета один сотрудник на 600 жителей района).

Инспекцию возглавляет начальник, как правило юрист. Юристы, возглавляют и отделы, которые, в свою очередь, разделены на подотделы:

– по налогу с зарплаты;

– по налогу с оборота предприятий;

– по налогу с приобретения земельных участков.

Имеется оценочный отдел по оценке: иму­щества, земельных участков, сельскохозяйственных предприятий и угодий, что необходимо при расчете налога с наследства. Кроме того, есть подотделы рассрочки платежей, регистрации НДС, проверки предприятий (крупные предприятия проверяются специальным отделом Верховной финансовой дирекции), автоматизации про­цессов работы. В налоговой инспекции есть финансовая касса со штатом конфискаторов.

В больших инспекциях, существуют отделы налога с юриди­ческих лиц, следственные и розыскные отделы. Стоит заметить, что в ФРГ нет специальной налоговой полиции, и в случае сопротив­ления привлекается обычная. В одной из инспекций г.Киля действует единственный на всю землю Шлезвиг-Гольштейн отдел наследства и подарков.

Земли в ФРГ делятся на общины, и везде в них имеется налоговый отдел. Здесь существует четыре уровня государственной службы, каждому из них соответствует определенная степень образования и номенклатура должностей. От их категории зависит и размер заработной платы. К низшему (А1 - А5) уровню службы относятся завхоз, курьер и т. п. Средний уровень (А5 - А9) предполагает наличие аттестата зрелости и двухгодичного обучения в финан­совой школе (должности ассистента, секретаря, инспектора служ­бы). Категория А9 - начальная для повышенного уровня службы (А9 - А13), здесь необходимо специальное трехлетнее образова­ние. Эта категория является начальной для налоговых инспек­торов, их месячный оклад составляет 2147 марок. После категории А13 - высший уровень службы (А13 - А16), к ней относится ру­ководство инспекций. Оклад каждого работника (на той же долж­ности) автоматически повышается каждые два года. Например, начальный оклад сотрудника среднего уровня службы (категория А5) с 1716 марок возрастает через два года до 1779 марок. После 18 лет службы максимальный оклад в этой должности составит - 2259 марок.

Кадровые ресурсы налоговой инспекции земли Бранденбург: общая численность специалистов - 2800 человек, из них рабочие и младший обслуживающий персонал - 122 человека (4,35%); работники среднего уровня службы с административно-хозяйственными функциями -1807 (64,55%); повышенного уровня служ­бы, инспекторы и другие специалисты - 838 (29,93%); высшего уровня службы (руководители) - 33 человека (1,17%).

Органы финансового сыска ФРГ работают в тесном взаимо­действии с уголовной полицией и прокуратурой. Они могут проводить расследование как по запросам последних, так и по собственной инициативе. Сотрудники финансового сыска при­нимают также участие в следственных мероприятиях по уголов­ным делам, если они касаются наряду с другими обстоятельствами правонарушений в сфере налогообложения.

Всеобъемлющий финансовый контроль, за денежными опе­рациями населения со стороны налоговых служб, а через них и со стороны правоохранительных органов и спецслужб, в странах с развитой рыночной экономикой, стал возможен на основе бурного развития систем безналичных расчетов с широким исполь­зованием компьютерных систем.

Наделение налоговых служб этих стран, правами и функциями правоохранительных органов, в частности создание в их рамках подразделений финансового сыска - которые используют специфические методы работ, харак­терные для спецслужб, позволило существенно повысить эффек­тивность финансового контроля в области налогообложения. А тесное взаимодействие налоговых служб, с правоохранительными органами, прежде всего в части обмена информацией, способствовало заметной активизации борьбы с определенными видами преступлений.

Принципы налогообложения зависят от экономической си­туации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения.

Налоговая политика любого государства базируется не только на конкретных принципах, но и учитывает социально-экономи­ческие потребности страны, стратегические и текущие задачи экономики.

Негативным последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе, следовательно, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и совер­шенствования продукции, сокращение дохода от про­изводства. При высоких налогах исчезает материальное стиму­лирование, в результате останавливается экономический и со­циальный прогресс.

Недостатки налоговой системы России 90-х гг. заключаются прежде всего в ее громоздкости, нестабильности и откровенно фискальном характере, практически сводящем на нет принцип справедливости и не стимулирующем развитие предприниматель­ства, особенно в сфере производства.

В этой связи изучение и обобщение опыта построения на­логовых систем стран с развитой рыночной экономикой имеет большое практическое значение, поскольку как их достоинства, так и недостатки могут служить предпосылками для выбора направлений совершенствования налоговой политики и налого­вой системы России.

И последнее чтобы мне хотелось сказать в отношении налоговой системы нашей страны, что в обязанность правительства входит создание таких условий, когда людям трудно было бы совершать дурное и легко поступать правильно.

Жизнь показала, что в стране, которой хорошо правят стыдятся бедности, а в стране, которой правят плохо стыдятся богатства.

1. Введение в рыночную экономику /Под редакцией А.Я.Лившица./ Москва 1995 г. Высшая школа.

2. Налоги /Под редакцией Д.Г.Черника./Москва, Финансы и статистика 1996г

3. Инструкция Госналогслужбы РФ от 17.07.95 г. №36 (ред. от 09.11.95 г.) «О порядке исчисления и уплаты акцизов»

4. Часть первая Налогового Кодекса РФ, принят Госдумой 16.07.98 г.

5. Налоги. Теория и практика И.В. Дольде, В.В. Глухов, Санкт-Петрб. Спец.Лит. 1996г.

6. Инструкция №33 Госналогслужбы РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций от 10.08.95 г.

7. Закон РФ от 07.12.91 № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (редакция от 04.08.95г.)

8. Закон РФ от 09.12.91 №2003-1(редакция 27.01.95г.) «О налогах на имущество физических лиц».

9. Налоговый вестник. Журнал № 10. 1998 г.

10. Инструкция Госналогслужбы РФ от 30.05.95г. №31 «О порядке исчисления и уплаты налогов на имущество физических лиц».

11. Толковый экономический и финансовый словарь И.В. Бернар и Жан-Клод Колли. /Под редакцией Л.В.Степанова./Москва 1994 г. Международные отношения

12. Финансы граждан И.Т.Балабанов.Москва. Финансы и статистика 1995г.

13. Закон РФ от 06.12.91, №1992-1 (ред. от 01.04.96 г.) «О налоге на добавленную стоимость» и изменения к нему.

В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система.

Основной принцип немецкого налогообложения звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг оказываемых государством».


В Германии принята сложная и разветвленная налоговая система. Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане и не граждане Германии Вам будут сообщать каждый месяц: на почту приходят письменные извещения налоговых органов. Помощь специалистов при оплате налогов — обычное дело в Германии. Новым предпринимателям и иностранным предпринимателям, а также тем, кто получает дополнительные доходы, всегда рекомендуется обратиться к экспертам при заполнении первых налоговых деклараций (например, налоговым консультантам, адвокатам, присяжным ревизорам, аудиторам и финансовым инспекторам).

Сводный, бюджет Германии разделяется на три уровня:

— Центральный (государственный) бюджет (доходы и расходы всей страны) — 48% всех налоговых поступлений.

— Бюджеты 16-ти федеральных земель. Бюджеты разных земель неодинаковы, зависят от экономических факторов регионов — 34% всех налоговых поступлений

— Бюджеты городских и сельских громад — 13% всех налоговых поступлений.

Дополнительно в госбюджет входят доходы немецкого Центробанка и госпредприятий. Бюджеты земель, изначально неравномерные, распределяются вертикально и горизонтально для финансовой «равности» — от высокодоходных регионов (авария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) в пользу «менее развитых экономически (Саксония, Шлезвиг-Голштейн) проходит перераспределение налоговых сборов, дополнительно финансово «слабые» земли получают государственные дотации. Общие правила налогообложения в Германии регулируются Законом «Порядок взимания налогов» — Abgabenordnung. Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов. Именно поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики. Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг оказываемых государством». Всего в Германии 45 видов налога,включая такие как налог для владельцев собак, налог на уксусную кислоту, церковный налог, налог на игристые вина, энергию, увеселительные мероприятия, кофе, пиво, охоту, второй дом или квартиру, спирт и многие другие. В общем же, все налоги Германии можно разделить на три основные группы:

  • налоги на доходы
  • налоги на имущество
  • налоги на сделки и потребление
Основные виды налога на доходы:
  • подоходный налог с физических лиц — Einkommensteuer
  • налог на прибыль предприятий — K?rperschaftsteuer
  • налог на хозяйственную деятельность — Gewerbesteuer
Основные налоги на имущество:
  • налог на землю — Grundsteuer
  • налоги на дарение и наследство
Основные налоги на сделки и потребление:
  • налог на приобретение имущества
  • НДС
Если рассмотреть некоторые налоги подробнее:
  1. Подоходный налог с физических лиц. Основной источник государственных доходов — он дает около 40% всех налоговых поступлений . Налогом облагается доход физических лиц из разных источников (в том числе с с доходов, полученных и в других странах, если они ещё не были обложены налогом). В подоходный налог входит:
  • налог на заработную плату
  • налог на доходы с капитала

Подоходным налогом также облагаются все доходы промышленной и сельскохозяйственной деятельности, самостоятельного и несамостоятельного труда, владения капиталом, сдачи жилья, сдачи в аренду какой-либо собственности и т. д., вплоть до доходов со спекулятивных соглашений.

Это прогрессивный налог. Его минимальная ставка — 19%, максимальная — 53%.

Необлагаемый налогом минимум составляет в год 5616 евро (для одиноких) и 11232 евро (для семейных пар)

Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 евро и 16307 евро для семейных пар действует пропорциональное налогообложение со ставкой 22,9%. Далее налог взимается по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 евро (для одиноких) и 240083 евро (для семейных пар). Все доходы выше облагаются по максимальной ставке 51%.

Действуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай) и другие.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС).

Налогом на добавленную стоимость, в принципе облагается любая услуга, которую предприниматель осуществляет за плату в процессе своей предпринимательской деятельности. Объектом налогообложения является любая услуга, не предназначенная для личного потребления, а также ввоз предметов из стран, не являющихся членами ЕС.

Согласно Закону о НДС в Германии действуют две налоговые ставки:
общая налоговая ставка, составляющая 19% и пониженная — 7%.

Пониженная налоговая ставка применяется главным образом при поставках, личном пользовании и ввозе большинства продуктовых товаров (за исключением напитков) и в сфере деятельности заведений общественного питания. Определенные льготы предусмотрены и для мелких предприятий. НДС не взимается, например, с экспортных поставок и давальческой обработки предметов, предназначенных для экспорта, с поставок в рамках ЕС, с предоставления кредита, передачи в аренду и аренды земель, с оборотов в медицинской и социальной сферах.

3 . Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является их прибыль в течение календарного года. Если у корпорации несколько собственников, то ставка налога составляет 30%. Если владелец у корпорации один, ставка — 45% прибыли.

В Германии существуют следующие основные виды налогов:

- налог на доходы физических лиц (Einkommensteuer),

- налог на корпоративный доход (Körperschaftsteuer),

- налог на коммерческую деятельность (Gewerbesteuer),

- сбор солидарности (Solidaritätszuschlag),

- церковный налог (Kirchensteuer).

- налог на добавленную стоимость (Umsatzsteuer),

- налог на переход права собственности на недвижимость (Grunderwerbsteuer),

- налог на наследование и дарение ( Erbschaft - und Schenkungsteuer ) .

А. Прямые налоги

  1. Налог на доходы физических лиц

В Германии по поступлениям в казну НДФЛ является абсолютным лидером среди прямых налогов и приносит в казну более чем в 10 раз больше дохода, чем корпоративный налог [1] . Во многих других странах эти два показателя различаются значительно меньше (например, соотносятся 2:1 во Франции [2] ) либо, как в России [3] , практически совпадают.

Такой огромный перевес корпоративного налога над НДФЛ в Германии обусловлен несколькими факторами. Во-первых, ставка корпоративного налога в ФРГ является относительно низкой – всего 15% (во Франции 33,33%, в России 20%). Впрочем, низкая ставка в данном случае обманчива: к корпоративному налогу необходимо добавлять налог на коммерческую деятельность и сбор солидарности (о которых поговорим ниже), что суммарно выводит налоговую нагрузку на корпоративный доход в Германии на вполне европейские 25-30%.

Во-вторых, большой объем бюджетных поступлений от НДФЛ обусловливается крайне скромным количеством социальных налоговых льгот, в частности связанных с семейным статусом налогоплательщиков. Отсутствие таких льгот положительно сказывается на состоянии казны, но отрицательно влияет на демографический состав населения [4] .

Налогообложение НДФЛ регулируется законом «О подоходном налоге» (Einkommensteuergesetz, или EStG).

Физические лица уплачивают подоходный налог либо со всего общемирового дохода (неограниченная налоговая обязанность - unbeschränkte Steuerpflicht [5] ), либо только с дохода от источника в Германии (ограниченная налоговая обязанность - beschränkte Steuerpflicht [6] ).

Определение лиц, подпадающих под неограниченную налоговую обязанность, примерно соответствует знакомому нам понятию резидента. Это лица, имеющие в Германии место жительства или постоянного пребывания. Постоянным пребыванием считается более чем шестимесячное нахождение в стране непрерывно или с краткосрочными перерывами [7] .

Подоходный налог рассчитывается чрезвычайно замысловатым образом. В зависимости от суммы налогооблагаемого дохода выделяется пять «зон», для каждой зоны предусмотрен свой способ расчета налога [8] .

Зона 1: доход от 0 до 8 820 евро – освобождается от налога.

Зона 2: доход от 8 821 до 13 769 евро. Налог рассчитывается по следующей формуле:

(1 007,27 · y + 1 400) · y,

где за «y» принимается одна десятитысячная от суммы налогооблагаемого дохода, превышающей 8 820 евро.

Зона 3: доход от 13 770 до 54 057 евро. Налог рассчитывается по следующей формуле:

(223,76 · z + 2 397) · z + 939,57,

где за «z» принимается одна десятитысячная от суммы налогооблагаемого дохода, превышающей 13 769 евро.

Зона 4: доход от 54 058 до 256 303 евро. Налог рассчитывается следующим образом:

0,42 · x – 8 475,44;

где за «х» принимается сумма налогооблагаемого дохода.

Зона 5: доход свыше 256 304 евро. Налог рассчитывается по следующей формуле:

0,45 · x – 16 164,53.

За «х» принимается сумма налогооблагаемого дохода.

По существу, это означает, что маржинальная ставка налога с ростом дохода постепенно увеличивается: с 14% при доходе 8 821 евро до 45% при доходе от 256 304 евро.

Налоговая база рассчитывается следующим образом: из доходов налогоплательщика вычитаются расходы, подпадающие под категорию профессиональных, т.е. связанных с получением дохода (Werbungskosten [9] ), «необходимых или неизбежных» (Außergewöhnliche Belastungen [10] ) либо «прочих расходов» (Sonderausgaben [11] ).

Бытовые расходы (Aufwendungen für die private Lebensführung [12] ) для уменьшения налоговой базы не учитываются.

В качестве альтернативы вычету реальных расходов существует фиксированный вычет в 1000 евро в год. Налогоплательщик, применяющий фиксированный вычет, не вправе вычитать из базы реальные расходы.

Учитывая высокие налоговые ставки и весьма скромный размер фиксированного вычета, большинство немцев предпочитает применять систему реальных вычетов, что требует немалых усилий. Необходимо не только скрупулезно собирать документальные подтверждения всех понесенных расходов, но и доказывать их относимость к профессиональным, необходимым/неизбежным либо «прочим».

Это последнее требование нередко порождает довольно оригинальные споры. Так, один рачительный немец довел до Федерального финансового суда [13] спор о вычете расходов на поездки на встречи анонимных алкоголиков [14] и выиграл дело, к радости всех алкоголиков Федеральной Республики.

В другом деле некий профессор отнес к профессиональным расходам затраты на покупку очков для работы на компьютере. Налоговая служба оспорила возможность вычета, дело дошло до суда. Тяжба длилась почти 10 лет. Точку в споре в итоге поставил Федеральный финансовый суд [15] , постановивший, что расходы на очки принимаются к вычету, только если они необходимы для коррекции физических недостатков налогоплательщика (например, близорукости). В противном случае покупка данного аксессуара остается для налогового бремени нейтральной.

  1. 1. НДФЛ с некоторых категорий дохода
  • Заработная плата [16]

В Германии, как и в России, налог с зарплаты удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. При расчете налоговой базы налогоплательщик вправе либо применить фиксированный налоговый вычет (1000 евро в год), либо принять к вычету фактические расходы, связанные с получением дохода: затраты на покупку рабочего оборудования; расходы, связанные с перемещением к месту работы; банковская комиссия за поддержание зарплатного счета и т.д.

  • Доходы от капитальных вложений [17]

К доходам от капитальных вложения относятся дивиденды, проценты и доходы от отчуждения акций.

Для определения налоговой базы из дохода могут вычитаться расходы, связанные с его получением этого (например, нотариальные услуги при оформлении сделки). В качестве альтернативы возможно применение фиксированного вычета в размере 801 евро (для семейных пар 1602 евро).

Доходы от отчуждения акций представляют собой положительную разницу между ценой покупки и ценой продажи. Если разница отрицательная, убытки могут учитываться лишь в счет последующих доходов той же категории (т.е. от отчуждения акций) – прочие виды доходов такие убытки нейтрализовать не могут. При этом убытки могут переноситься на будущие периоды сколь угодно долго.

К доходам от капитальных вложений применяется фиксированная налоговая ставка 25% [18] (плюс сбор солидарности, о котором ниже).

  • Доходы от эксплуатации недвижимости[19]

Под эту категорию подпадают все доходы, связанные с эксплуатацией недвижимого имущества – наем жилья, аренда офиса, аренда стоянки в гараже и т.д.

Принимаемые к вычету расходы включают все затраты, связанные с покупкой недвижимости и поддержанием ее в надлежащем состоянии: проценты по займу, полученному для приобретения недвижимости, амортизационные отчисления, расходы на ремонт, страховые премии, а также налог на переход права собственности на недвижимость, уплаченный покупателем при приобретении недвижимости (об этом ниже).

  • Доходы от отчуждения недвижимости[20]

При отчуждении недвижимости, являющейся для налогоплательщика основным жильем, закон предусматривает освобождение от налога. Аналогичным образом освобождается от налогообложения доход от продажи недвижимости, находившейся в собственности продавца более 10 лет.

При исчислении налога принимаются к вычету затраты на покупку недвижимости (за вычетом амортизационных отчислений, если они проводились) и расходы, связанные с заключением сделки - услуги риелтора, нотариуса и т.д.).

  1. Церковный налог(Kirchensteuer)

Церковный налог – пожалуй, самый экзотичный налог в Германии. Взимается он только с физических лиц. Технически он обязательным не является: налогоплательщик сам выбирает, в пользу какой церкви он будет платить налог (исключение составляют мусульмане – они церковным налогом не облагаются, хотя некоторые политики выступают за обложение им и мусульман тоже). Налогоплательщик при желании может и совсем не платить церковный налог, если, к примеру, грешен скупостью либо просто атеист. На практике, однако, неуплата этого налога может обернуться вполне земными неудобствами: некоторые из публичных учреждений (например, детские сады) финансируются церковью, и те, кто не платит налог, не могут их посещать.

Церковный налог взимается на уровне земель и регулируется законами земель. Ставки устанавливаются землями самостоятельно и варьируются от 8 до 9 процентов. За налоговую базу принимается сумма налога на доход, уплачиваемая налогоплательщиком в соответствующем периоде.

  1. Сбор солидарности (Solidaritätszuschlag)

Введен в 1991 году для восстановления экономики восточной части Германии после воссоединения ФРГ и ГДР. За 26 лет восточную часть восстановили, а вот сбор, как водится, отменить забыли.

Сбор солидарности взимается по ставке 5,5% от суммы подоходного или корпоративного налога, подлежащей уплате налогоплательщиком [21] . (Обратите внимание, что именно от суммы налога, а не суммы дохода!) Сбор уплачивает любое лицо, платящее подоходный либо корпоративный налог в Германии, независимо от резидентства и национальности.

  1. Налог на корпоративный доход (Körperschaftsteuer)

Коммерческие организации уплачивают германский корпоративный налог либо со всего общемирового дохода (неограниченная налоговая обязанность - unbeschränkte Steuerpflicht [22] ), либо только с дохода от источника в Германии (ограниченная налоговая обязанность - beschränkte Steuerpflicht [23] ).

Неограниченно налоговообязанными являются организации, имеющие в Германии центр эффективного управления либо зарегистрированный офис. Центр эффективного управления как критерий определения налоговой обязанности выведен в законе на первое место – его значение не стоит недооценивать. Так, если компания зарегистрирована за рубежом, но большинство членов совета директоров постоянно проживают в Германии, немецкие налоговики с большой вероятностью признают компанию неограниченно налоговообязанной в Германии.

Ограниченная налоговая обязанность возникает у иностранных (по отношению к ФРГ) организаций, не имеющих там ни зарегистрированного офиса, ни центра эффективного управления. Такие компании уплачивают германский налог с доходов от деятельности в Германии (в типичном случае ведение деятельности через постоянное представительство или получение «пассивных» доходов – дивидендов, процентов, роялти) [24] . Удерживаемый в Германии налог может быть уменьшен соглашением об избежании двойного налогообложения между ФРГ и страной получателя доходов (если такое соглашение есть).

Оценка финансовых показателей немецких компаний производится на основе балансового метода (сравнивается балансовая стоимость чистых активов на конец и на начало налогового периода). За налоговую базу принимается прирост чистых активов за соответствующий налоговый период, с некоторыми корректировками [25] . Таким образом, в отличие от многих других стран, в Германии облагаетсяч налогом даже нереализованная прибыль (рост стоимости актива, находящегося в собственности налогоплательщика).

Налоговый период равен календарному году [26] .

Налоговая ставка составляет 15 процентов [27] . К корпоративному налогу добавляется еще 5,5%-ный сбор солидарности, взимаемый с суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком, а также налог на коммерческую деятельность, о котором пойдет речь ниже.

  1. Налог на коммерческую деятельность (Gewerbesteuer)

Уплачивается всеми участниками коммерческой деятельности, в частности предпринимателями и коммерческими организациями. Платят его и иностранные компании, если они ведут в Германии деятельность, образующую постоянное представительство.

Ставки налога устанавливаются коммунами и варьируются от 200 до 420 процентов. Эти страшные на первый взгляд цифры выглядят гораздо скромнее, если принимать во внимание налоговую базу. Она рассчитывается довольно сложным образом, но в сильно упрощенном виде составляет 3,5% от дохода от коммерческой деятельности [28] . То есть эффективная ставка этого налога получается примерно от 7% до 15%.

Для индивидуальных предпринимателей и товариществ предусмотрен налоговый вычет в размере 24 500 евро, для ассоциаций – 5000 евро. Для коммерческих организаций вычет не предусмотрен.

Итак, если суммировать 15%-ный корпоративный налог, сбор солидарности и налог на коммерческую деятельность, то суммарная сумма налогов, взимаемых с корпоративного дохода среднестатистической коммерческой организации в Германии составляет 25-30%.

  1. Социальные сборы

Социальные сборы уплачиваются с выплачиваемых работникам зарплат частично работниками, частично работодателями. Суммарно каждый из них платит примерно по 20%, из которых основная часть перечисляется в фонд здравоохранения (7.3 – 8.5%) и в пенсионный фонд (9.35%). Сумма зарплаты, составляющая базу для исчисления сборов, ограничивается 76 200 евро в год для резидентов западной части ФРГ и 68 400 для резидентов восточной части.

Б. Косвенные налоги

  1. Налог на наследование и дарение

Германский налог на наследование и дарение коварен. Область его применения настолько широка, что многие подпадают под него, сами об этом не догадываясь.

Налог на наследование и дарение применяется в случаях безвозмездной передачи имущества по наследству или в дар.

Как для многих других налогов в Германии, в отношении этого налога установлена ограниченная либо неограниченная налоговая обязанность.

  • Ограниченная налоговая обязанность предусмотрена для ситуаций, когда ни наследодатель (даритель), ни наследник (одаряемый) резидентами Германии не являются, но передаваемое имущество расположено в Германии.
  • Неограниченная налоговая обязанность возникает, когда наследодатель (даритель) либо наследник (одаряемый) являются «резидентами» (Inländer) [29] . Под резидентами, в частности, понимаются: лица, имеющие в Германии место жительства или постоянного пребывания; граждане Германии, переехавшие за границу менее пяти лет назад; немецкие госслужащие, независимо от места проживания.

При неограниченной налоговой обязанности германским налогом облагается все(!) передаваемое имущество, в какой бы стране оно ни находилось. (Таким образом, необходимо принимать во внимание риски двойного налогообложения в отношении имущества, находящегося за пределами Германии. Соглашений об избежании двойного налогообложения в отношении налога на наследование у Германии всего четыре; с Россией такого соглашения нет).

За налоговую базу в общем случае принимается стоимость передаваемого имущества.

Налоговая ставка является прогрессивной и варьируется от 7 до 50 процентов в зависимости от степени родства сторон и стоимости передаваемого имущества [30] . Для отдельных случаев (например, передача по наследству семейного дома) предусмотрено освобождение от налога.

  1. Налог на переход права собственности на недвижимость (Grunderwerbsteuer)

Это налог, уплачиваемый при переходе права собственности на недвижимость. Взимается по ставкам, определяемым на уровне земель (ставки варьируются от 3,5% до 6,5%), за налоговую базу принимается стоимость передаваемой недвижимости. Налог уплачивается приобретателем недвижимости. Впоследствии уплаченная таким образом сумма налога может быть учтена приобретателем недвижимости в качестве расходов при исчислении подоходного налога.

  1. Налог на добавленную стоимость

НДС в Германии взимается по классической схеме: поставщик выставляет покупателю к уплате НДС, включенный в стоимость поставленного им товара или услуги (исходящий НДС), и сам уплачивает налог, выставленный ему при приобретении им товаров или услуг (входящий НДС). Разница между исходящим и входящим НДС перечисляется в бюджет.

Основные принципы взимания НДС в Германии, как и в остальных странах ЕС, регулируется директивой от 2006 года [31] , с последующими поправками. Положения директивы имплементированы в местное законодательство .

По общему правилу, реализация услуг облагается НДС по следующему принципу:

- между коммерческими организациями (В2В) - по месту нахождения заказчика;

- между коммерческой организацией и потребителем, не являющимся плательщиком НДС (В2С) – по месту нахождения исполнителя.

Реализация товаров в общем случае облагается следующим образом.

Экспорт товаров из Германии за пределы ЕС не облагается германским НДС , импорт в Германию из страны, не входящей в ЕС - облагается .

Внутри ЕС налогообложение НДС при реализации товаров происходит по тому же принципу, что и при оказании услуг:

- В2С – по месту нахождения продавца,

- В2В – по месту нахождения покупателя. При этом чаще всего отчитывается по НДС сам покупатель, применяя технику «обратного обложения» (reverse-charge-Verfahren). При обратном обложении покупатель оформляет отчетность таким образом, как если бы он был и продавцом, и покупателем одновременно. То есть НДС по данной поставке включается как в налог, подлежащий уплате (с суммы продаж), так и в налог, предъявляемый к зачету (с суммы покупок). В результате эти суммы компенсируются и фактически платежа делать не нужно, НДС остается лишь в виде бухгалтерской проводки.

Стандартная ставка НДС в Германии составляет 19% , пониженная – 7% [32] . По пониженной ставке облагается реализация продуктов питания, печатных изданий, билетов в театры, кино, музеи и т.д.

Выводы

В Германии существует несколько разновидностей прямых налогов, взимаемых с доходов налогоплательщика, а также ряд косвенных налогов, взимаемых при совершении коммерческих операций.

НДФЛ взимается по прогрессивной ставке от 0 до 45 процентов, налог на корпоративный доход – по фиксированной 15%-ной ставке. В дополнение уплачивается сбор солидарности в размере 5,5% от суммы подлежащего уплате налога. Отдельные лица уплачивают также церковный налог.

Предприниматели с дохода от ведения бизнеса уплачивают налог на коммерческую деятельность в дополнение к подоходному налогу и сбору солидарности.

Коммерческие организации также уплачивают этот налог, в дополнение к налогу на корпоративный доход и сбору солидарности.

При совершении некоторых сделок подлежат уплате налог на переход права собственности на недвижимость, налог на наследование и дарение и НДС.

Читайте также: