Налоговые органы рб задачи

Опубликовано: 16.05.2024

4.6.4. Функции и полномочия Министерства по налогам и сборам

Республики Беларусь и его органов в сфере финансового контроля

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а также подчиненные ему налоговые органы, являются органами специальной компетенции, проводящими в пределах своей компетенции государственную политику и осуществляющими регулирование и управление в сфере налогообложения, а также координирующими деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Налоговые органы в Республике Беларусь представляют собой единую централизованную систему, возглавляет которую Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. В структуру Министерства по налогам и сборам входят: департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий; управления, отделы, а также инспекции Министерства по налогам и сборам по областям и г. Минску, районам, городам, районам в городах.

Главной задачей налоговых органов на территории Республики Беларусь является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов и сборов, установленных законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с п. 4 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г.) № 1592[1] Министерство по налогам и сборам выполняет следующие задачи:

1) осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве; декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств; обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

2) осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий;

3) учет исчисленных и уплаченных (взысканных) налогов в бюджет;

4) разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

5) осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;

6) предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

7) подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

8) принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

Министерство по налогам и сборам выполняет следующие функции:

а) контроль за соблюдением налогового законодательства;

б) организация деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам по различным аспектам налоговых отношений;

в) подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

г) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;

д) в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;

е) проводит разъяснительную работу по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательской деятельности; издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции; разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций Министерства по налогам и сборам;

ж) анализирует отчетные данные, результаты проверок правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и на основании их анализа разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам;

з) проводит проверки деятельности инспекций Министерства по налогам и сборам и по их результатам принимает меры по устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам о деятельности налоговых инспекций, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт;

и) осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

В вышеуказанном Положении предусмотрен целый ряд полномочий Министерства по налогам и сборам, основными из которых являются:

  • проведение в установленном законодательством порядке налоговых проверок;
  • проведение в установленном законодательством порядке в организациях и у граждан проверок документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • проведение с соблюдением законодательства личного досмотра нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве, а также досмотра находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, проведение изъятие документов, вещей и товарно-материальных ценностей налогоплательщиков, которые являются объектами нарушения налогового законодательства;
  • в случаях, предусмотренных законодательством, приостановление операций налогоплательщиков по их счетам и вкладам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • внесение в уполномоченные органы представления о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных законодательством, а также предложения о приостановлении выезда за пределы Республики Беларусь лиц до погашения ими задолженности по налогам, недоимкам и финансовым санкциям.

Необходимо отметить, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству таможенным и иным уполномоченным органам, которые действуют в пределах своей компетенции, определенной соответствующими актами законодательства.

[1] НРПА. 2001. № 106. 5/9345; 2003. № 32. 5/12118; 2004. № 142. 5/14786; 2006. № 125. 5/22672; 2006. № 187. 5/24188; 2007. № 55. 5/24780; 2007. № 57. 5/24810; 2007. № 170. 5/25498; 2007. № 278. 5/26147; 2008. № 66. 5/27291; 2008. № 209. 5/28203; 2009. № 6. 5/29076; 2009. № 15. 5/29105; 2009. № 107. 5/29655; 2009. № 199. 5/30335; 2010. № 71. 5/31466; 2011. № 7. 5/33130; 2011. № 11. 5/33160; 2011. № 24. 5/33363; 2011. № 60. 5/33808; 2011. № 88. 5/34243; 2011. № 94. 5/34313; 2011. № 96. 5/34338; 2011. № 122. 5/34676; 2012. № 21. 5/35268; 2012. № 72. 5/35894; 2012. 5/35946; 2012. 5/36107; 2012. 5/36369; 2012. 5/36654; 2013. 5/36695; 2013. 5/36739; 2013. 5/36850; 2013. 5/36976; 2013. 5/37685; 2013. 5/37848; 2013. 5/37873.

date image
2014-02-09 views image
3020

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Налоговые органы

1. Структура и характеристика налоговых органов РБ, их основные функции и задачи

2. Формы взаимодействия налоговых органов с другими государственными органами. Особенности взаимодействия с банками

3. Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы и иные уполномоченные государственные органы.

Функции учета налогоплательщиков, взимания налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в Республике Беларусь выполняет Министерство по налогам и сборам РБ. В настоящее время структура: его четко определена, что позволяет ему функционировать в качестве самостоятельного жизнеспособного института финансовой системы. В состав МНС входят центральный аппарат, выполняющий роль методологического, организационного и координирующего центра, а также инспекции в областях, городах и районах республики, которые являются юридическими лицами и призваны защищать интересы государства, права и законные интересы субъектов налогообложения (юридических лиц, в том числе иностранных, независимо от подчиненности и форм собственности, их филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений, предпринимателей и граждан Республик Беларусь, лиц без гражданства и иностранных граждан).

Структура органов МНС постоянно совершенствуется, В настоящее время центральный аппарат МНС состоит из управлений и отделов. Управление методологии налогообложения юридических лиц осуществляет методическую и методологическую работу по совершенствованию исчисления налогов, которые уплачиваются юридическими лицами. В свою очередь данное управление состоит из отделов, занимающихся методологией исчисления налогов, сгруппированных по признаку объекта налогообложения и метода взимания налогов: косвенных налогов (НДС, акцизы), прямых налогов, уплачиваемых из прибыли предприятий (налог на прибыль и доходы), а также налогов и отчислений во внебюджетные фонды, которые имеют стимулирующую или целевую направленность (экологический, земельный, налог на недвижимость, в целевые бюджетные фонды и др.).

Управление методологии исчисления налогов с физических лиц и прочих доходов занимается, совершенствованием, налогооб­ложения доходов и имущества граждан, а также предпринимате­лей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица.

Важную роль в пополнении бюджета играют не только доходы от внутренних источников страны, но и доходы от внешнеэкономической деятельности. Поэтому в составе МНС особо выделено управление методологии налогообложения прибыли и доходов от внешнеэкономической деятельности. Оно подразделено на отделы, которые занимаются методологией налогообложения иностранных юридических лиц, предприятий с иностранными инвести­циями и валютных операций, а также методологией исчисления таможенных платежей и сборов.

Контрольное управление МНС разрабатывает методологию осуществления налоговых проверок и ревизий, координирует их, анализирует информацию о результатах налогового контроля и на этой основе осуществляет совершенствование его форм и методов. Отделы контрольного управления охватывают все виды деятельности, как наиболее распространенные: производство и торговлю, так и прочие: деятельность банков, страховых организа­ций, а также предприятий с иностранными инвестициями.

В целом налоговые органы имеют вертикальную структуру подчинения и назначения на руководящие должности. Местные органы власти не влияют на кадровую политику налоговых органов, а также не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания.




В состав МНС РБ входит также комитет финансовых расследований Республики Беларусь, который является правоохранительным органом. К его основным задачам относятся предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в сфере применения законодательства о предпринимательстве и налогах, производство дознания и предварительного следствия по делам о данных правонарушениях, обеспечение защиты сотрудников государственных налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей и др.

Основными задачами МНС РБ являются:

контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции;

обеспечение учета налогоплательщиков;

обеспечение правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет;

разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы МНС;

осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

предупреждение, пресечение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в правонарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве;

подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;

издание методических указаний и разъяснений о порядке, исчисления и взимания налогов.

По рассмотренным материалам о нарушении законодательства о налогах и предпринимательстве инспекции МНС РБ выносят следующие постановления, предписания, распоряжения:

о наложении административного взыскания;

о прекращении административного дела с освобождение нарушителя от административной ответственности в предусмотренных законодательством случаях;

об изъятии документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и иных объектов налогообложения;

о наложении ареста на имущество нарушителей законодательства о налогах и предпринимательстве или об изъятии такого имущества;

о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков в банках;

о принудительном взыскании задолженности по платежам в бюджет, финансовых санкций и пени.

3.2 Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Структура налоговых органов представлена на схеме

Министерство финансов РФ (Минфин России)

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

Управления ФНС России по субъектам РФ

Организации в ведении ФНС России

Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции , возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
  • за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

  • для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
  • для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
    • разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
    • производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
    • электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
    • производство и реализация продукции металлургической промышленности;
    • оказание транспортных услуг;
    • оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

      • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
      • обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

      • инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
      • инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

  • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);
  • приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);
  • производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);
  • взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);
  • вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);
  • заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);
  • предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

  • соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);
  • осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);
  • вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;
  • проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);
  • осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);
  • соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы . Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Согласно НК участниками налоговых отношений, регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК плательщиками;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами;

3) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы);

4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы);

5) республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин);

6) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК и другим законодательством.

Налоговые органы РБ – это специальные государственные органы, обладающие правами юридического лица, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. К налоговым органам относятся Министерство по налогам и сборам РБ и его территориальные областные, районные, городские и районные в городах инспекции.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, Комитет государственного контроля и др. государственные органы.

Министерство по налогам и сборам выполняет ряд функций:

- контроль за соблюдением налогового законодательства;

- контроль за производством, оборотом, рекламой алкогольной продукции, табачных изделий;

- лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса;

- организация деятельности инспекций МНС, участие в подборе, расстановке, подготовке и переподготовке кадров;

- участие в разработке налоговой политики и положений законодательства, подготовка предложений по совершенствованию законодательства о налогах и предпринимательстве;

- проведение разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательстве, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МНС, разработка и утверждение форм налоговых деклараций, отчетов и других документов по расчету и уплате налогов и сборов; другие функции.

В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции на местах (областные, районные и районные в городах) имеют право:

- получать от плательщиков необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы и иную информацию относительно деятельности и имущества плательщика;

- вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщика, в отношении которого проводится проверка;

- заявлять ходатайства и подавать иски в суд о ликвидации организаций, об исключении индивидуального предпринимателя (ИП) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о лишении организаций, ИП лицензий на осуществление определенных видов деятельности; и признании их деятельности незаконной, а сделок недействительными в случае нарушения установленного порядка осуществления деятельности; о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика; об экономической несостоятельности плательщика;

- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, организаций и физических лиц;

- при проведении проверки проверять документы, бухгалтерские и статистические и др. отчеты, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и др. имущество; производить личный досмотр вещей, документов и ценностей, находящихся у должностных лиц организаций и физических лиц;

- взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов;

- приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банке;

- проводить осмотр помещений и территории плательщика при проведении проверки;

- проводить контрольную закупку ТМЦ для проверки соблюдения налогового законодательства, правил приема наличных денежных средств;

- назначать инвентаризацию имущества, опечатывать кассы, места хранения документов и имущества плательщика; изымать документы плательщика при проведении выездной проверки.

Налоговые органы, реализуя свои права, обязаны:

- действовать в строгом соответствии с законодательством;

- контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней;

- вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других реестрах;

- информировать плательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (в том числе с помощью радио, телевидения, печатных изданий);

- обеспечивать взыскание неуплаченных налогов, сборов, пеней;

- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, процентов по ним;

- соблюдать налоговую тайну и выполнять другие обязанности по закону.

Соблюдение налогового законодательства контролируется также Комитетом государственного контроля РБ. Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля является самостоятельным правоохранительным органом, осуществляющим предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства (в т.ч. пресечение коррупции в налоговых органах, наложение ареста на имущество уклоняющихся от уплаты налогов лиц, проведение проверок, привлечение к административной и уголовной ответственности).

Государственный таможенный комитет руководит процессом исполнения налоговых обязательств по осуществляемым организациями и физическими лицами экспортно-импортным операциям. Таможенные органы следят за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей, оформлением соответствующих документов. Таможенные службы также имеют право приостанавливать операции плательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налоговых обязательств по таможенным платежам.

Налоговые, таможенные органы и их должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность за неправильные решения, действия или бездействие, причиненный налогоплательщикам ущерб. Вопросами налогового управления также занимаются банки и другие кредитные учреждения.

5 Классификация налогов и сборов

Для целей управления налогообложением в условиях многочисленности и разнообразия налогов (сборов, пошлин) применяют их классификацию по определенным признакам. Классификация позволяет учесть сходства и различия налоговых платежей, особенности их установления и взимания, учета и контроля. Представим один из возможных вариантов классификации налогов.

1. По способу взимания выделяют:

- прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог) – взимаются непосредственно с получателя дохода;

- косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость) путем включения в цену товаров (работ, услуг) перекладываются на потребителя;

- смешанные налоги (экологический налог, земельный налог и др.) – также как косвенные налоги участвуют в формировании цены (в составе себестоимости).

Косвенные налоги в большей мере выполняют фискальную функцию и считаются несправедливыми по отношению к потребителю, так как не учитывают его платежеспособность.

2. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги с организаций (юридических лиц); б) налоги с физических лиц.

3. По объекту обложения: а) налоги на имущество (недвижимость); б) налоги на землю; в) налоги на результат (прибыль, доход); г) налоги с капитала; д) налоги на осуществление действий.

4. По уровням государственного управлениявыделяют: а) республиканские налоги, б) местные налоги.

Согласно статье 7 НК республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся (статья 8 НК): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; налог на недвижимость; земельный налог; таможенные пошлины и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; утилизационный сбор.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся (статья 9 НК): налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

5. По источнику уплаты и отражению в бухгалтерском учете выделяют: а) налоги, уплачиваемые из выручки от реализации, б) налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода), в) налоги, сборы, относимые на себестоимость; г) налоги, удерживаемые из заработной платы.

При рассмотрении системы налогообложения Республики Беларусь будут использованы приведенные классификационные признаки.

6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь

В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, т.е. частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. Целью налогового стимулирования является увеличение средств, направляемых на развитие производства и социальной сферы, благотворительные цели. Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде:

1) освобождения от налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных налоговых вычетов, скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных налоговых ставок;

4) возмещения уплаченных сумм налога;

Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом и Президентом РБ. По налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, налоговые льготы могут предоставляться местными Советами депутатов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три группы: изъятия, скидки и налоговые кредиты. Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из–под налогообложения отдельных объектов налогообложения (например, доходы физических лиц по вкладам в банках подоходным налогом не облагаются).

Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они могут быть лимитированными (например, по налогу на прибыль – прибыль, использованная на благотворительные цели, уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах 10 % валовой прибыли) и не лимитированными (т.е. на всю сумму расходов плательщика уменьшается налоговая база).

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (суммы налога), предоставляемые бесплатно или с уплатой процентов. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат и (или) зачет ранее уплаченного налога (части налога), целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Отсрочка уплаты налога означает перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок (с уплатой процентов или бесплатно). Рассрочка уплаты налога предусматривает деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей (может быть с уплатой процентов или безвозмездно).

Налоговые кредиты могут быть обычные, инвестиционные или инновационные. Налоговый кредит предоставляется налогоплательщику в связи с его деятельностью в какой- либо поощряемой области или в зависимости от его социального и имущественного положения. Так, налоговый кредит (в виде изменения срока уплаты налогов) предоставляется индивидуальным предпринимателям и организациям Республики Беларусь на срок от 1 месяца до 3 лет при наличии следующих оснований: 1) угрозы экономической несостоятельности (банкротства) – (от 1 года до 3 лет); 2) если производство (реализация) товаров, работ, услуг носит сезонный характер (на срок от 1 месяца до 1 года). За пользование налоговым кредитом уплачиваются проценты в размере ½ ставки рефинансирования Национального банка РБ.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, оговоренных в законодательстве, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (чаще по налогу на прибыль и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит является важной формой стимулирования организаций, которые проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, техническое перевооружение производства, создают новые рабочие места для инвалидов, разрабатывают новые или совершенствуют применяемые технологии, новые виды сырья, материалов (т.е. осуществляют инновационную деятельность), выполняют важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляют особо важные услуги населению.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения применяют для стимулирования таких приоритетных направлений как развитие агропромышленного комплекса и обслуживающей его инфраструктуры, жилищного строительства, экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей; производства инновационных и высокотехнологичных товаров, ориентированных на использование интеллектуального потенциала; придорожного сервиса и др. Льготный режим временно распространяется на свободные экономические зоны (СЭЗ), Парк высоких технологий, на сельские и малые населенные пункты РБ.

С 2012 года введены льготы, направленные на стимулирование инновационной активности субъектов хозяйствования. Так, центры трансфера технологий, научно-технологические парки, которые осуществляют инновационную деятельность, освобождены от налога на недвижимость, земельного налога, а по налогу на прибыль установлена пониженная ставка 10 %. Прибыль от реализации инновационной продукции не облагается налогом на прибыль. Ряд льгот направлено на развитие рынка ценных бумаг (например, операции по реализации ценных бумаг не облагаются НДС; прибыль от реализации долей (акций, паев) в уставных фондах облагается по ставке 9 % вместо 18 %).

Налоговые льготы используются также для решения демографической проблемы через установление дополнительных налоговых вычетов по подоходному налогу для семей, имеющих двух и более детей.

Льготное налогообложение как экономическая форма воздействия государства на развитие отдельных отраслей производства существует во всех развитых странах, при этом главная задача – система налоговых льгот должна быть понятной и эффективной.

Тема 3: Характеристика субъектов и объектов налогообложения

Читайте также: