Налоговые льготы при благотворительности в рб

Опубликовано: 11.05.2024

Во всем мире для людей и организаций, часть своей прибыли отдающих на помощь ближним своим, поддержку нуждающихся. Большинство стран имеет разработанное законодательство, регулирующее эту сферу жизни, в том числе включающее определенные налоговые льготы, послабления, особые возможности для людей, решивших отдать часть своей прибыли на благое дело.

В России до сих пор идет постепенное формирование этой части правовых взаимоотношений между людьми и государством. Благотворители имеют небольшие послабления, но крупных выгодных дополнительных программ, как в некоторых европейских странах, пока нет. Однако в будущем году готовится пересмотр законопроектов о благотворительной деятельности. Один из вопросов, который надеются решить законодатели – улучшение положения меценатов, благотворителей в России.

Благотворительный фонд помощи детям имени Примакова Е. М. поддерживает участников своих программ и проектов, поэтому наши юристы разъясняют дарителям все нюансы процедуры и рассказывают о возможностях уменьшить сумму, облагаемую налогом, или оформить возврат вычета взносов НДФЛ, снизить НДС, влиять на финансы.

На какие цели направлена благотворительная деятельность

  1. Оказание материальной поддержки.
  2. Социальная реабилитация граждан, которые не в состоянии своими силами отстоять права в силу сложившейся трудной ситуации.
  3. Помощь после стихийных бедствий и других подобных катастроф.
  4. Оказание помощи пострадавшим после военных действий, национальных конфликтов или репрессий.
  5. Мероприятия, связанные с укреплением связи народов разных стран или людей внутри одного государства.
  6. Формирование устоев роли семьи и семейных ценностей.
  7. Помощь детям-сиротам.
  8. Помощь различным организациям в культурном, научном или связанным с искусством просвещении общества.
  9. Действия по развитию популярности спортивного образа жизни.
  10. Оказание материальной помощи различным детским организациям.
  11. Распространение рекламы, направленной на социальные интересы граждан.
  12. Обеспечение правового образования молодых людей и любых слоев населения.
  13. Поддержание состояние природных значимых объектов.
  14. Охрана животных и природы.
  15. Спонсорство в спорте (налоговые льготы получают и при этом виде поддержки).

Благотворительностью не считается

Благотворительность необходимо отличать от других форм безвозмездной передачи имущества, выполнения работ и оказания услуг.

Во-первых, следует сказать о договоре дарения. Он заключается по правилам, установленным в главе 32 «Дарение» Гражданского кодекса. По этому соглашению одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность (п. 1 ст. 572 ГК РФ). Главным признаком договора дарения, отличающим его от возмездных договоров, служит отсутствие встречного предоставления (постановление Президиума ВАС РФ от 19.12.2006 № 11659/06 по делу № А42-422/2005).

Дарением также считается:

  • безвозмездная передача имущественного права (требования) к себе или к третьему лицу;
  • безвозмездное освобождение от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Как видно, объектом дарения выступают либо вещи, либо имущественные права. А вот о деньгах в главе 32 Гражданского кодекса не сказано ни слова. Однако это вовсе не означает, что деньги дарить нельзя. В силу статьи 128 Гражданского кодекса они являются такими же вещами, как, скажем, стол или стул. Выходит, что дарение денег с юридической точки зрения принципиально ничем не отличается от дарения любого другого имущества.

В то же время безвозмездное выполнение работ или оказание услуг дарением не признается. Более того, подобные соглашения вообще не регламентированы Гражданским кодексом. Благотворительностью же считается не только дарение, но и передача вещи на льготных условиях, а также выполнение работ и оказание услуг. Впрочем, по мнению судей, при передаче денег или имущества в рамках благотворительности следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса о дарении (постановление ФАС Московского округа от 06.12.2012 по делу № А40-42066/12-11-389).

Во-вторых, необходимо упомянуть о пожертвовании. Оно является особыми видом дарения и предполагает безвозмездную передачу только вещей и только в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).

Пожертвования могут делаться, в частности:

  • гражданам;
  • лечебным и воспитательным учреждениям;
  • учреждениям социальной защиты;
  • благотворительным, научным и образовательным организациям;
  • учреждениям культуры (фондам, музеям и др.);
  • прочим некоммерческим организациям;
  • государству и иным субъектам гражданского права.

Жертвователь может поставить условие об использовании имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ). В этом случае лицо, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет операций по использованию пожертвованного имущества.

В-третьих, отдельно нужно остановиться на спонсорской поддержке. В силу пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» спонсор – это лицо, предоставившее средства для:

  • организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия;
  • создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи;
  • создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорство отличается от благотворительности тем, что спонсор получает встречное предоставление. На мероприятии или в передаче размещается реклама спонсора. Таким образом, спонсорский договор является возмездным.

Юлия Юрьева,

для журнала«Практическая Бухгалтерия»

Неудобно читать с монитора?

Обо всем полезном для работы бухгалтера читайте в профессиональной бухгалтерской прессе! Выбрать журнал >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Налог на прибыль

До наступления 2005 года, организации занимающиеся благотворительностью, также получали от этого и прибыль, поскольку перечисленные суммы не облагались налогами. Компании отдавали 5% своего ежегодного дохода. Все средства, поступающие на благотворительность, учитывались как расходы компании, а потому снижалась сумма налога на прибыль. Таким образом, многие организации старались уйти от налогов.

Имеются определённые нюансы, касаемые налоговых льгот при благотворительности для юридических лиц. На данный момент юридические лица выделяют средства на благотворительность исключительно из чистой прибыли и с этих денег вычетов в бюджет не будет производиться.

Вычет НДФЛ

Каждый сотрудник компании может самостоятельно заниматься благотворительностью. В таком случае гражданин может потребовать налоговый вычет, и вернуть какую-то часть своих денежных средств. Но имеются ограничения размеров:

  1. Возвращается сумма не превышающая 13% от тех денег, которые были потрачены лично.
  2. Возвратить можно только ту сумму, которая в год не превышает 13% от уплаченного НДФЛ.

Чтобы рассчитать вычет, необходимо использовать сумму пожертвования, которая равняется примерно 25% от дохода гражданина в город.

Благотворительность и льготы: изменения, которые были приняты в Налоговый кодекс РФ в 2021 году

08.06.2020 года был принят Федеральный закон РФ №172-ФЗ, который предусматривает факт внесения изменений в действующий Налоговый кодекс РФ.

Кроме налоговых льгот в сфере благотворительности, которые существовали до этого, правительство установило ряд преференций по нескольким видам налогов, в том числе для физических и юридических лиц, которые пострадали от эпидемии COVID-19. Был создан отдельный реестр, в который вошли 24 тыс. некоммерческие организации – им предполагается выделение ряда дополнительных мер по поддержке своего состояния.

Благотворительность: изменения в Налоговом кодексе РФ

Согласно новым изменениям не реализационным расходом принято считать факт бесплатной передачи движимого/недвижимого имущества в пользу некоммерческим организациям. В связи с этим лица, которые оплачивают налог на прибыли, имеют право уменьшить налоговую базу на сумму пожертвований. Максимальный размер ограничений – не более 1% от дохода, который был получен в процессе деятельности.

Обратите внимание!
Причина таких изменений имеет политический подтекст.
Государство заинтересовано в том, чтобы привлечь дополнительные ресурсы, а также стимулировать работу благотворительных фондов во время эпидемии COVID-19.

Такой порядок определения налоговой базы является не закономерным и экономически неоправданным – ранее затраты, связанные с благотворительностью, были отнесены к налоговым льготам и не рассчитывались при определении нагрузки. Также они не были связаны с получением дохода от предпринимательской деятельности.

Однако власти основывались на том факте, что данная группа расходов не имеет экономического обоснования, поэтому может не использоваться при расчете вычета.

Налоговые льготы в 2021 году

В 2021 году физические и юридические лица, которые занимаются благотворительностью, могут рассчитывать на получения следующих налоговых льгот:

  1. Налог на прибыль. До 2005 года в 90% случаев благотворители могли не оплачивать налог на прибыль, сегодня же они имеют право выделять финансовую помощь исключительно из той части денег, которая относится к чистому доходу.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Сумма НДС не учитывается при оказании помощи материального характера. Все зависит от частных случаев – например, при осуществлении закупок для предпринимательской деятельности НДС не снимается, а выплачивается юридическим лицом в полном объеме, предусмотренным законом.
  3. НДФЛ. Данный вид вычета доступен для всех физических лиц, которые занимаются благотворительностью в России. По окончанию налогового периода органы налоговой службы принимают пакет документов, на основании которого государство возвращает 13% от тех денег, которые были перечислены в пользу нуждающихся лиц.

Важно!
Отдельно стоит сказать о таком процессе, как спонсорство. Данная форма сотрудничества носит возмездный характер, поэтому размер налоговых льгот здесь предусмотрен минимальный. Спонсор не имеет права рассчитывать на вычет по НДС, а также списывать благотворительные деньги, как расходы юридического лица.
Как получить налоговую льготу

Участниками благотворительности считаются три категории лиц.

Благотворители

– физические/юридические лица, которые бесплатно и на добровольных началах передают денежные средства в пользу поддержки социальных групп, финансирования благотворительных акций, программ и т.д.

– добровольцы, которые выполняют ряд работ (услуг) в сфере благотворительности в свободное время и на бесплатной основе.

Благополучатели

– люди, получающие помощь от благотворителей и волонтеров.

Список документов, который необходимо подать в орган налоговой службы, меняется в зависимости от ситуации, а также от субъекта, который эти документы подает.

В обязательном порядке он должен включать декларацию за налоговый период (например, год), справку о полученных доходах по форме 2-НДФЛ, а также документы, которые подтверждают факт благотворительности (договора по оказанию услуг, справки, чеки, выписки из банков). Главная цель здесь – доказать, что деньги (товары, услуги, работы) были переданы/совершены на добровольной и безвозмездной основе. Налоговый вычет можно оформить за три года, которые предшествовали отчетному году.

Важно!
Перечисление денежных средств на благотворительность может происходить в нескольких вариантах: через бухгалтерию (по месту работы лица), путем списания денег со счета в банке (или наличными через кассу).
Через компанию

Работодатель может списывать деньги на благотворительность с общей суммы доходов работника только после подписания его соглашения в письменном виде. Форма соглашения законодательно не установлено, оно составляется в свободной форме.

В заявлении следует указать сумму и форму пожертвования, периодичность производимых выплат, реквизиты благотворительного фонда и т.д. В качестве подтверждающих документов выступают платежные поручения от банка.

При перечислении денег на благотворительность через банковский счет, факт операции должен быть подтвержден путем предъявления выписки о перечислении таких средств. Вместо выписки можно предъявить квитанцию к приходному ордеру. При заполнении документа ПД-4 необходимо указать назначение платежа.

Опыт зарубежных стран

Несколько слов стоит сказать и об опыте развитых зарубежных стран в сфере благотворительности. К примеру, в Европе (Германия, Великобритания, Франция) пожертвования в пользу благотворительных фондов, принимают к вычету при определении сумм налога на прибыль. Обычно такой вычет составляет от 10% до 25%.

Популярной формой льгот является налоговый кредит, но он используется намного реже, чем налоговый вычет. Например, на территории Франции законодательно установлено снижение налога на доход донора на 50% от сумм, потраченных на благотворительность. В Испании сумма пожертвования может достигать 10%, не более. В Великобритании взносы могут быть применены к вычету без ограничений.

Налоговые льготы для благотворителей: необходимые документы

Чтобы получить налоговые льготы для предприятий, занимающихся благотворительностью, нужно верно составить официальные бумаги.

Организациям необходимо оформить следующие документы:

  1. Договор между участниками. Там должно быть указано, что помощь оказывается в целях благотворительности.
  2. Документы, где получатель соглашается на получение даров.
  3. Получатель подтверждает применение дара по назначению (после получения).

  1. Все реквизиты – от кого исходят деньги и кому идут.
  2. Справка о отчислениях с дохода.
  3. Выписка из банка.
  4. Квитанция, свидетельствующая о том, что благотворительная организация получила средства.

Благотворительный фонд: юридические аспекты

Благотворительная организация — общее понятие для специально созданных объединений, занимающихся благотворительностью. Согласно закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 № 135-ФЗ благотворительные организации должны быть обязательно некоммерческими, без участия государства или его субъектов. Они могут быть созданы в форме:

  • общественных организаций (объединений) — ст. 6 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ;
  • фондов — ст. 7 закона № 7-ФЗ;
  • учреждений (если учредитель — благотворительная организация) — ст. 9 закона № 7-ФЗ и пр.

Благотворительные организации должны вести бухучет и отчетность согласно п. 1 ст. 19 закона № 135-ФЗ. Годовой отчет должен находиться в открытом доступе; также он представляется в орган, принявший решение о госрегистрации такой организации, и в налоговый орган (пп. 2–3 ст. 19 закона № 135-ФЗ).

Что такое благотворительный фонд (далее — БФ)? Это некоммерческая организация (НКО), которая может быть учреждена гражданами или юрлицами за счет добровольных взносов в благотворительных целях (ст. 7 закона № 7-ФЗ). БФ является собственником имущества, которое передано ему в качестве вкладов учредителями. Цели БФ должны быть прописаны в уставе. Попечительский совет — главный орган БФ.

Бухгалтерский учёт и отчётность

Налоговые льготы для фондов и предприятий выдаются только при соблюдении правильного бухгалтерского учета. Если фирма ведет благотворительную деятельность, то нужно вести бухгалтерский учёт, фиксировать все документально. Поскольку суммы являются даром, то необходимо составить договор по благотворительности. Документ составляется в письменной форме. Расходы на подобный вид деятельности в бухгалтерском учёте прописываются как прочие расходы, и используются по дебету счету 91. Финансовая помощь идёт под номером счёта 76.

Штраф за неуплату транспортного налога

Налоговые льготы коммерческим организациям выдаются при соблюдении этих же правил.

Участники благотворительности

В благотворительной деятельности участвуют благотворители, благополучатели и добровольцы (ст. 5 Закона № 135-ФЗ).

Благотворителями считаются организации и граждане, которые непосредственно передают имущество, выполняют работы или оказывают услуги. Им разрешено заниматься благотворительностью индивидуально или совместно, с образованием или без образования специальной благотворительной организации (п. 2 ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Добровольцы – это граждане, которые безвозмездно выполняют работы или оказывают услуги. По сути, они являются посредниками между благотворителями и благополучателями, оказывая помощь, например, в доставке и раздаче благотворительного имущества.

Благополучателями являются лица, получающие пожертвования от благотворителей и помощь от добровольцев.

Фото: БРО «Единой России»

Дополнительные преференции получили от государства компании, которые оказывают благотворительную помощь пострадавшим от пандемии коронавируса. Так, с июня 2020 года федеральный закон освободил предприятия от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) по операциям, связанным с безвозмездной передачей имущества, предназначенного для борьбы с COVID-19, медучреждениям, социально ориентированным некоммерческим организациям, госорганам, рассказал юрист Торгово-промышленной палаты Башкирии Александр Кулешов.

«Сумму налога, предъявленную при приобретении имущества на территории России или ввезенного из-за границы, компания может вычесть при исчислении налоговой базы по НДС», — отметил собеседник РБК Уфа.

ТПП РБ с самого начала пандемии формирует и развозит продуктовые наборы малоимущим семьям во все города республики.

Еще одна мера поддержки исключает из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходы на приобретение имущества или передачу денежных средств, направленных на борьбу с COVID-19. Налоговый вычет предусмотрен за безвозмездную помощь медицинским и социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО), включенным в официальный реестр Минэкономразвития РФ. Закон имеет ретроактивное действие и актуален для операций, совершенных с 1 января 2020 года, отметил Александр Кулешов. При этом поправки продолжат действовать и после периода пандемии.

«Ранее при передаче товаров на благотворительность мы уплачивали налог на прибыль по ставке 20%, сейчас без налогообложения можно оказать поддержку в пределах 1% годовой выручки», — рассказал руководитель профсоюза компании «Башторгсервис» Алексей Прокофьев.

Работники предприятия тоже переквалифицировались в «автоволонтеров» — развозили купленные на личные средства продуктовые наборы социально незащищенным категориям граждан.

По наблюдениям экспертов, в Башкирии нынешний кризис не вызвал сокращения расходов компаний на благотворительность и отличается от предыдущих бОльшим объемом пожертвований и активным участием бизнеса в волонтерском движении.

Так, компания-автодилер «Башавтоком» во время строгой самоизоляции взаимодействовала с администрациями Уфы и Стерлитамака, где получала адреса нуждающихся в помощи людей, продуктовые наборы и заявки на покупку продуктов и медикаментов.

«Наши сотрудники на тестовых автомобилях компании развозили необходимое людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, — рассказала заместитель гендиректора по маркетингу и PR Алина Байкова. — Практически каждый день было задействовано около пяти автомобилей в Уфе и два в Стерлитамаке».

Когда стало понятно, что свадебного сезона, «Последнего звонка» и выпускных балов в этом году не будет, владелица уфимского ателье «Anastasiya Wedding» Анастасия Гиниатуллина переориентировалась на пошив масок.

«Мы шили маски и для волонтеров, и для тех, кому они развозили продукты и лекарства. А когда узнали, что даже врачам порой не хватает средств индивидуальной защиты, начали и для них шить марлевые маски и противочумные бахилы», — рассказала собеседница РБК Уфа.

На помощи медицинским учреждениям и волонтерам-медикам сконцентрировали внимание в Росбанке.

«В рамках сотрудничества с Русфондом банк выделил финансирование для приобретения медоборудования и средств защиты для больниц и поликлиник — в Уфе это городские клинические больницы №№13 и 18», — рассказала руководитель отдела кредитной организации Екатерина Плужник.

Еще один новый проект банка «Вместе поддержим бизнес» ориентирован на помощь малому бизнесу из сферы услуг и социальным предпринимателям. Созданный на краудфандинговой платформе Planeta.ru инструмент позволяет расширить потенциальную аудиторию и увеличить продажи.

Юрист Мария Ватолина поддерживает введение дополнительных льгот таким организациям.

«Тем более, что многие из них сами попали в сложную ситуацию. При этом предприятия должны сами представить свои предложения – будь то кредитование, освобождение от налогов и так далее», — отметила Мария Ватолина.

В частности, сейчас на федеральном уровне обсуждается возможность выделить дополнительно 3 млрд рублей на гранты социально ориентированным и благотворительным организациям, активно участвующим в борьбе с коронавирусом, отметила собеседница РБК Уфа.

Налог на благотворительность: как помогать людям, чтобы законодательство не мешало

В Интернете в последние дни бурно обсуждалась история о налогообложении помощи, оказываемой благотворительной организацией «Хэсэд Рахамим» и его региональными под­разделениями пожилым евреям. В интерпретации некоторых СМИ белорусские власти собрались «обложить налогом стариков, переживших холокост». Эта история быстро об­росла самыми невероятными предположениями и негативными эмоциями.

Шум подняла газета «Еврейский мир», сообщившая, что пожилым евреям, пережившим холокост, предлагают уплатить подоходный налог с полученной ими благотворительной помощи. Речь шла о помощи, оказываемой «Хэсэдом» за счет средств, получаемых от американской еврейской благотворительной организации «Джойнт». В качестве доказательства приводилось фото уведомления, полученного от «Хэсэда» одним из его подопечных, где сообщалось, что тому следует перечислить на счет фонда деньги для уплаты подоходного налога со стоимости полученной помощи – услуг патронажа. Перепуганные таким известием старики даже сокращали время работы патронажных работников, чтобы не платить непосильный для них налог. История получила шумный резонанс, быстро получивший политическую окраску, порой антисемитского толка.

Блуждание по декрету

Порядок налогообложения и льготирования благотворительной помощи в Беларуси действительно далек от совершенства. Такая помощь признается доходом, полученным в натуральной форме. Однако в соответствии с подп. 1.42 п. 1 ст. 163 НК от подоходного налога освобождаются доходы, получаемые физическими лицами из средств иностранной безвозмездной помощи (далее – ИБП) в порядке и на условиях, установленных Президентом. Эти правила определены Декретом Президента от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» и утвержденным им Положением о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ (далее – Декрет № 5).

Декрет № 5 регламентирует только вопросы освобождения от уплаты налогов и таможенных пошлин иностранной помощи, полученной в виде товаров и денежных средств юрлицами при со­блюдении ряда условий. Помощь нужно зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности, подать ходатайство с приложением плана и копии договора, дарственного письма или иного документа, содержащих сведения об условиях и целях использования помощи, получить заключение. Дело это настолько хлопотное, что иные благотворители вообще отказываются с ним связываться, а другие существенно сократили объемы помощи.

В дальнейшем освобождение помощи от налогообложения товаров (работ, услуг), приобретенных за счет средств ИБП и получаемых гражданами, регулируется другими нормативными актами.

Доброта без налогов

Благотворительность имеет в Беларуси строго определенные налоговые рамки. Например, освобождаются от подоходного налога не являющиеся воз­награждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей полученные не по месту основной работы доходы в размере, не превышающем 111 BYN, от каждого источника в течение налогового периода (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК). Эта сумма ежегодно индексируется. В ст. 163 НК есть и другие льготы для безвозмездной (спонсорской) помощи, в т.ч. для лиц, нуждающихся в получении медицинской помощи, инвалидов и сирот, но сейчас речь не о них.

Получается, что благотворительная помощь пожилым людям в денежной и натуральной форме чаще всего может освобождаться от подоходного налога только в пределах, установленных подп. 1.19 п. 1 ст. 163 НК. В частности, любая безвозмездная помощь подлежит строгому учету в соответствии с п. 5 Указа Президента от 1.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». При этом благотворительные организации руководствуются общими правилами оформления первичных учетных документов. Но оказание патронажных слуг в республике вообще не регламентируется. Поэтому здесь пытаются применить по аналогии глав 37 и 39 ГК (которые безвозмездное оказание услуг не регулируют) и главу 32 ГК (не регулирующую вопросы оказания услуг вообще). Так, благотворительная организация вынуждена заключать со своими подопечными договоры и подписывать акты оказания услуг, чтобы иметь возможность отчитаться о целевом использовании источников финансирования в соответствии с Указом № 300.

Соблюдать именно эти правила пытался «Хэсэд», рассылая своим подопечным уведомления, так возмутившие публику. Кстати, предварительно фонд неоднократно обращался за разъяснениями в районные инспекции МНС, но всякий раз получал противоречивые ответы. Разумеется, речь не шла о каком-то поборе со «стариков, переживших холокост». Налоговый кодекс никого не дискриминирует по национальному, религиозному или воз­растному признаку. Если бы у нас существовал абсолютно интернациональный, истинно арийский или удэгейский благотворительный фонд, он столкнулся бы с такими же требованиями и проблемами. Но, по-видимому, «Хэсэд» – единственная негосударственная структура в Беларуси, оказывающая патронажные ус­луги за счет иностранных источников (у бюджетных и религиозных организаций иные ресурсы финансирования и налоговые правила).

Пункт 4 ст. 43 НК дает право местным Советам депутатов или по их поручению местным исполкомам освобождать от подоходного налога физических лиц по объектам налогообложения, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, исходя из их имущественного положения. Но обращаться с соответствующим заявлением в исполком должны сами граждане. Для стариков и инвалидов это порой непосильная задача, а благотворительные организации от своего имени решать ее не вправе. Вероятно, они могли бы по доверенности принять на себя обязанности уполномоченного налогового пред­ставителя (ст.ст. 24, 27 НК), но обычно такие функции не предусмотрены их уставами.

Исход

Сейчас МНС нашло довольно логичный выход для случаев, когда благотворительные организации оказывают без­возмездно помощь гражданам (инвалидам, пенсионерам) в виде уборки их жилых помещений, совершения покупок за их счет. Такие услуги обычно оказывают работники благотворительных организаций, получающие зарплату из средств ИБП. В разъяснении от 20 июня, размещенном на сайте министерства, указано, что поскольку указанная помощь оказывается гражданам на безвозмездной основе, без привлечения сторонних организаций и физических лиц, то дохода, подлежащего обложению подоходным налогом, у граждан в подобных ситуациях не возникает.

Иными словами, если фонд решил отремонтировать крыльцо у своего подопечного, то стоимость приобретенных материалов и работ, выполненных сторонней организацией, за счет ино­странной помощи будет объектом обложения (с суммы превышения 111 руб­лей). А если патронажная сестра данное крыльцо вымыла, то это услуги самого фонда и объекта налогообложения не возникает. Логика специфическая, для небухгалтерской публики трудноуловимая. Но это уже прорыв. Если бы разъяснение появилось хотя бы 3 месяца назад (а лучше сразу после принятия Декрета № 5), то фонд и его подопечные избежали бы лишних волнений, а страна – репутационных издержек.

Полагаем, что этим не исчерпываются проблемы белорусской благотворительности. Чтобы она развивалась, необходимы существенные изменения законодательства, в т.ч. Декрета № 5 и Указа № 300. Необходимо определить само понятие благотворительности, расширить лимиты необлагаемой налогом помощи и круг лиц, имеющих право ее получать без уплаты налогов, определить правовой статус волонтеров и патронажного ухода, упростить правила сбора и распределения благотворительной помощи в денежной и натуральной форме. Не менее важно, чтобы льготы по налогам предоставлялись законом тем, кто в них нуждается, при наличии конкретных условий, а не раздавались в индивидуальном порядке по усмотрению чиновников. Это позволило бы гораздо лучше использовать потенциал благотворительности для помощи людям, которым не хватает государственной социальной защиты.

Комментарий МНС

В соответствии с разъяснением, опубликованным 20 июня т.г. на сайте министерства, малообеспеченные граждане, инвалиды, пенсионеры, дети, а также граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, плательщиками подоходного налога не являются:

– при получении ими от Общественной благотворительной еврейской организации «Хэсэд-Рахамим» денежных средств и товаров (имущества), поступивших из-за границы в качестве иностранной безвозмездной помощи;

– при оказании им благотворительной помощи ОБЕО «Хэсэд-Рахамим» силами своих работников (например, в уходе за малоподвижными и лежачими подопечными на дому, в уборке жилых помещений, совершении покупок за счет личных средств граждан).

Оказывая благотворительную помощь человеку, не забудьте про налоговые льготы

Хорошо, когда у организации есть возможность оказания помощи нуждающимся в лечении людям. Со стороны государства предусмотрены налоговые преференции для оказывающих такую помощь. На примере приведенной ситуации рассмотрим, что должно быть предусмотрено в договоре на предоставление безвозмездной помощи, в каких случаях такое пожертвование не облагается налогами.

Из письма в редакцию:

"Собственники нашей организации приняли решение оказать помощь ребенку-инвалиду путем передачи лекарственных средств и перечисления денежных средств на благотворительный счет.

Имеет ли право организация оказывать такую помощь?

Следует ли производить отчисления в ФСЗН и Белгосстрах, а также удерживать подоходный налог с этой помощи?

Как правильно отразить данные операции в бухгалтерском и налоговом учете?

Светлана Михайловна, бухгалтер"

Заключая договор на оказание безвозмездной помощи, учтите необходимые требования

Субъекты хозяйствования могут предоставлять материальную помощь не только сотрудникам, с которыми заключен трудовой договор (контракт), но и иным физическим лицам. Материальная помощь таким лицам может оказываться как в денежной, так и неденежной форме.

При оказании материальной помощи физическим лицам, которые не являлись или не являются сотрудниками организации, следует учитывать требования Указа Президента РБ от 01.07.2005 № 300 "О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи" (далее – Указ № 300).

Так, юридические лица вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300.

Безвозмездную (спонсорскую) помощь юридические лица предоставляют физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, в рамках целей, определенных частью первой п. 2 Указа № 300.

Основными условиями предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи являются: установление целей оказания данной помощи; добровольность; безвозмездность; заключение договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

Договор должен содержать сведения, предусмотренные п. 5 Указа № 300, к которым относятся:

– организация, предоставляющая безвозмездную (спонсорскую) помощь, получатель такой помощи;

– размер (сумма, расчет стоимости) оказываемой безвозмездной (спонсорской) помощи;

– цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

– виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;

– сведения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных пределах – для органов, организаций, перечисленных в п. 9 Указа № 300;

– иные условия, определенные соглашением сторон с соблюдением требований Указа № 300 и других актов законодательства.

Таким образом, организация вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь непосредственно физическому лицу, при этом в договоре среди прочего необходимо обязательно отражать фактическую цель предоставления помощи.

Важно! Физические лица (в отличие от организаций) не обязаны представлять отчет о целевом использовании такой помощи.

Отмечу, что к составлению договора нужно подойти со всей ответственностью, так как предоставление должностным лицом юридического лица безвозмездной (спонсорской) помощи с нарушением требований законодательных актов влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин (п. 1 ст. 23.84 Кодекса РБ об административных правонарушениях).

Отчисления в ФСЗН и Белгосстрах не начисляют

Напомню, что объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам.

При этом следует учесть, что в объект не включают выплаты:

1) предусмотренные перечнем видов выплат, на которые не начисляются обязательные страховые взносы в ФСЗН, утверждаемым Советом Министров;

2) выше 4-кратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы (ст. 2 Закона РБ от 29.02.1996 № 138-XIII "Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь").

Объектом для начисления страховых взносов являются выплаты всех видов, начисленные в пользу лиц, подлежащих обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по всем основаниям независимо от источников финансирования.

При этом исключение составляют выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" (далее – Перечень) (п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.10.2003 № 1297).

Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит жизнь или здоровье граждан:

– выполняющих работу на основании трудового договора (контракта);

– работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя;

– выполняющих работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм;

– являющихся учащимися, студентами учреждений образования всех видов, клиническими ординаторами, аспирантами, докторантами и привлекаемых к работам в период прохождения производственной практики (стажировки);

– содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых к выполнению оплачиваемых работ (п. 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530).

Таким образом, обязательные страховые взносы в ФСЗН и взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на суммы материальной помощи, выплачиваемой физическим лицам, не состоящим в штате, не начисляют, так как они в соответствии с вышеуказанными документами не подлежат обязательному страхованию.

Воспользуйтесь льготами по подоходному налогу

Доходы, полученные физическими лицами, которые признаются налоговыми резидентами РБ, от источников в Республике Беларусь и (или) от источников за пределами Республики Беларусь, являются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц.

К доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в т.ч. относят:

– оплату (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг), иного имущества или имущественных прав в интересах плательщика;

– полученные им товары, выполненные в его интересах работы (оказанные услуги) на безвозмездной основе.

Однако не все доходы, полученные физическими лицами, подлежат обложению подоходным налогом. Так, освобождают от подоходного налога безвозмездную (спонсорскую) помощь в денежной и натуральной формах, получаемую от белорусских организаций:

– инвалидами, несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, – в размере, не превышающем 75 610 000 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода;

– плательщиками, нуждающимися в получении медицинской помощи, в т.ч. проведении операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Минздравом (подп. 1.21 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РБ; далее – НК).

Справочно: подтверждением нуждаемости гражданина в получении медицинской помощи, в т.ч. проведении операции, для целей освобождения от подоходного налога безвозмездной (спонсорской) помощи в денежной и натуральной формах, получаемой от белорусских организаций, предоставляемой этому гражданину для оказания медицинской помощи, является медицинская справка о состоянии здоровья. Ее выдают в порядке, установленном п. 7.6 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от26.04.2010 № 200 (п. 1 постановления Минздрава РБ от 07.03.2012 № 14 "О порядке выдачи подтверждения нуждаемости в получении медицинской помощи").

Обложение НДС и налогом на прибыль

Сразу скажу, что при предоставлении физическому лицу помощи на лечение в денежной форме объект обложения НДС отсутствует (п. 3 ст. 93 НК).

В отношении помощи товарами следует учитывать, что безвозмездная передача на территории Беларуси лекарственных средств, медицинской техники, приборов, оборудования, изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Президентом РБ от 06.03.2005 № 118, освобождается от НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 94 НК).

Безвозмездную передачу товаров медицинского назначения, не включенных в вышеуказанный перечень, облагают НДС, а налоговую базу определяют исходя из цены их приобретения (п. 3 ст. 97 НК).

Помощь на лечение иным физическим лицам, которую выплачивают за счет собственных средств организации, не участвует в определении налогооблагаемой прибыли, поскольку такие расходы не связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 1.26 п. 1 ст. 131 НК).

Важно! Не забудьте в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль отразить выручку и затраты при безвозмездной передаче товаров.

При безвозмездной передаче товаров выручку от их реализации отражают в размере не менее суммы затрат на их приобретение и затрат на безвозмездную передачу. Выручку от реализации, затраты на приобретение и на безвозмездную передачу отражают в том налоговом периоде, в котором фактически переданы товары (п. 5 ст. 127 НК).

Бухгалтерский учет

Для целей бухгалтерского учета в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации понесенные расходы делят на расходы по текущей, инвестиционной, финансовой деятельности и иные расходы.

При этом текущей является основная приносящая доход деятельность организации, а также прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной. В состав прочих расходов по текущей деятельности включают в т.ч. расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (кроме готовой продукции и товаров) и денежных средств.

Таким образом, оказание помощи физическим лицам в денежной или натуральной форме относится к текущей деятельности организации и учитывается на счете 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90-10 "Прочие расходы по текущей деятельности") (п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.09.2011 № 102).

Составим бухгалтерские проводки:

Д-т 90-10 – К-т 76

– отражается материальная помощь, оказываемая денежными средствами;

Д-т 76 – К-т 51

– перечислена материальная помощь на специальный благотворительный счет;

Д-т 90-10 – К-т 41

– списываются лекарственные средства, переданные в качестве помощи;

Д-т 90-10 – К-т 68-2

– начислен НДС по безвозмездной передаче лекарственных средств (в случае если они не указаны в перечне, утвержденном Президентом).

Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала

Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 2 440 статей без ограничений через минуту!

Теребей Алеся Петровна


адвокат Теребей Алеся Петровна,
04 сентября 2019

Налог на добавленную стоимость (далее – НДС).

Согласно подп. 1.1.3 п. 115 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с подп. 2.5 п. 2 ст. 115 НК объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость не признается безвозмездная передача:

  • имущества (работ, услуг) белорусским организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства (подп. 2.5.1 п. 2 ст. 115 НК);
  • организациям культуры:

товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав для осуществления культурной деятельности (подп. 2.5.3 п. 2 ст. 115 НК).

К культурной деятельности относятся виды деятельности, определенные Перечнем услуг в сфере культуры, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2011 № 145 «О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации» (далее – Указ № 145);

  • товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта (подп. 2.5.5 п. 2 ст. 115 НК).

Налог на прибыль.

Согласно п. 1 ст. 181 НК от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль (в размере не более 10 процентов валовой прибыли, определенной за налоговый период, в котором передается прибыль),

1) переданная:

- зарегистрированным на территории Республики Беларусь организациям для строительства объектов физкультурно-спортивного назначения;

- бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

- религиозным организациям, учреждениям социального обслуживания;

- общественным объединениям «Белорусское общество инвалидов», «Белорусское общество глухих», «Белорусское товарищество инвалидов по зрению», «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников», «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», Белорусскому детскому фонду, Белорусскому детскому хоспису, Белорусскому общественному объединению ветеранов, Белорусскому общественному объединению стомированных, Международному благотворительному фонду помощи детям «Шанс», Международному общественному объединению «Понимание», Белорусскому республиканскому общественному объединению инвалидов «Реабилитация», Международной общественной организации «SOS-Детские деревни», Белорусскому Обществу Красного Креста, общественному объединению «Белорусская ассоциация многодетных родителей», Международному общественному объединению «Взаимопонимание»;

- унитарным предприятиям, собственниками имущества которых являются эти объединения;

2) использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

В соответствии с подп. 2.4 п. 2 Указа № 145 от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций в размере не более 10 процентов валовой прибыли, безвозмездно переданная в установленном законодательством порядке зарегистрированным на территории Республики Беларусь:

- организациям культуры или использованная на оплату счетов за приобретенные и переданные указанным организациям товары (работы, услуги), имущественные права на объекты авторского права и смежных прав;

- организациям для выполнения работ по производству фильмов;

- государственным юридическим лицам и хозяйственным обществам, в отношении которых Республика Беларусь, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, для выполнения работ по производству телерадиопередач;

- организациям для проведения ремонтно-реставрационных работ на материальных историко-культурных ценностях, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь;

- организациям для осуществления социально значимых проектов в глобальной компьютерной сети Интернет, при этом, основанием для освобождения от налогообложения налогом на прибыль является заключение Министерства информации об отнесении проектов, осуществляемых в глобальной компьютерной сети Интернет, к социально значимым.

Согласно подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 г. № 191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» (далее – Указ № 191) суммы расходов по оказанию безвозмездной (спонсорской) помощи в виде безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям денежных средств (в том числе путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в том числе имущественных прав, включаются в состав внереализационных расходов для целей налогообложения.

К указанным спортивным организациям относятся организации, указанные в перечне спортивных организаций, которым оказывается поддержка, утвержденном Указом № 191. Действие указанного подпункта не распространяется на клубы по виду (видам) спорта и иные организации физической культуры и спорта, команды которых не участвуют в высшей лиге (в хоккее с шайбой – в экстра-лиге) чемпионата Республики Беларусь и (или) чемпионатах, розыгрышах кубков других государств.

Таким образом, при оказании спонсорской помощи возможны следующие уменьшения сумм налоговых отчислений:

1) освобождение от НДС по безвозмездной передаче имущества (работ, услуг) белорусским организациям, осуществляющим хозяйственную деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, при условии использования полученного имущества (работ, услуг) для осуществления хозяйственной деятельности по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства; безвозмездной передачи культурных ценностей, товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав для осуществления культурной деятельности организациям культуры; товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права бюджетным организациям здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта.

2) освобождение от налога на прибыль до 10 % валовой прибыли, определенной за налоговый период, в котором передается прибыль, в случаях ее передачи или использования на оплату счетов за приобретенные и переданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права субъектам, перечисленным в п. 1 ст. 181 НК, а так же организациям и в целях, предусмотренных подп. 2 п. 2 Указа № 145.

3) в состав внереализационных расходов включаются для целей налогообложения суммы расходов по оказанию безвозмездной (спонсорской) помощи в виде безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями спортивным организациям денежных средств (в том числе путем направления на оплату товаров (работ, услуг) для спортивных организаций по договорам о переводе долга), безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) и (или) безвозмездной передачи имущества, в том числе имущественных прав.

Читайте также: