Налоговые льготы для органов местного самоуправления

Опубликовано: 16.05.2024

Статья 407. Налоговые льготы

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 3 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога и налога на имущество физических лиц с 1 января 2015 г.

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 4 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 396-ФЗ в подпункт 9 пункта 1 статьи 407 настоящего Кодекса внесены изменения

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

Информация об изменениях:

Пункт 1 дополнен подпунктом 10.1 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 378-ФЗ

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

Информация об изменениях:

Подпункт 14 изменен с 1 января 2018 г. - Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, - в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования;

Информация об изменениях:

Подпункт 15 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 321-ФЗ

15) физические лица - в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

Информация об изменениях:

Подпункт 1 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 1 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

1) квартира, часть квартиры или комната;

Информация об изменениях:

Подпункт 2 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений подпункта 2 пункта 4 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

2) жилой дом или часть жилого дома;

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 3 августа 2018 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ

ГАРАНТ:

Действие положений пункта 5 статьи 407 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога на имущество физических лиц с 1 января 2017 г.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 23 ноября 2020 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

ГАРАНТ:

Лицо, указанное в настоящем пункте, которому по состоянию на 31 декабря 2014 г. была предоставлена налоговая льгота в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I, вправе не представлять в налоговый орган повторно заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу

О рекомендациях по вопросам обработки заявления о предоставлении налоговой льготы по земельному налогу см. письмо ФНС России от 30 ноября 2020 г. N БС-4-21/19653@

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

Абзац утратил силу с 15 апреля 2019 г. - Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ

Информация об изменениях:

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

ГАРАНТ:

См. Рекомендуемый формат представления уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, в электронной форме, утвержденный приказом ФНС от 27 мая 2020 г. N ЕД-7-21/352@

О рекомендациях по вопросам обработки уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, см. письмо ФНС России от 30 ноября 2020 г. N БС-4-21/19653@

Местные налоги и сборы полностью зачисляются в местные бюджеты.

Понятие местных налогов и сборов

Органы местной власти отечественным законодательством также наделены ограниченными полномочиями по установлению на подконтрольной им территории местных налогов и сборов.

Предоставление такого полномочия обусловлено отсутствием возможности в полной мере за счет республиканского и регионального бюджета обеспечить интересы базовых муниципальных округов, ввиду чего местное налогообложение и формирование местного бюджета призвано обеспечить именно местные интересы населения и территориальной единицы в целом, способствовать ее развитию.

Местные налоги и сборы – платежи, обязательные к уплате которые устанавливаются местной властью базовой административно-территориальной единицы в пределах прав и полномочий предоставленных таковой власти федеральным налоговым законодательством и НК РФ.

Как федеральные и региональные, налоги и сборы местного взимания входят в систему налогообложения Российской Федерации.

Характер таких налогов и сборов не отличается от иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты вышестоящих уровней, носят ярко выраженный фискальный характер и призваны обеспечить материально расходы муниципального бюджета.

Система местных налогов и сборов

Система местных налогов и сборов также предусмотрена НК РФ и представлена исчерпывающим перечнем, как самих налогов, так и сборов. Государственная власть в лице местного самоуправления не может выйти за рамки этого перечня и установить дополнительные сборы либо налоги местного взимания.

Местные налоги представлены в виде налогов:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных, введенных в действие органом самоуправления в пределах муниципалитета.

К местным сборам относят сборы:

  • Федерального уровня;
  • местного уровня.

В рамках региона введение сборов не предусмотрено НК РФ, а соответственно недопустимо, ввиду чего система сборов на территории всей страны представлена двумя уровнями.

Виды местных налогов и сборов

К местным налогам можно отнести следующие:

1. Земельный налог. Российская система налогообложения предусмотрела введение этого налога с целью стимулировать рациональное использование земель со всеми вытекающими последствиями, а также в целях развития инфраструктуры на местах. Нормативная база состоит из двух уровней:

  • законы федерального уровня;
  • акты, издаваемые представительными органами на местах.

Для городов федерального значения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург, имеются свои особенности, однако они больше касаются порядка введения в действие указанного налога.

Устанавливая земельный налог, власть, чьим решением он вводится, также определяет:

  • налоговые ставки;
  • порядок уплаты;
  • сроки уплаты.

При необходимости ими же могут быть предусмотрены в этих же законах:

  • льготы по уплате налога;
  • основания предоставления льгот;
  • порядок предоставления льгот;
  • величина суммы, которая не подлежит налогообложению у отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками налога на землю являются:

  • юридические лица – организации;
  • физические лица.

Важным критерием для отнесения их к числу налогоплательщиков является наличие земельного участка, который им принадлежит на оном из следующих прав:

  • собственности;
  • пользования на постоянной основе;
  • пожизненного владения, передаваемого в порядке наследования.

Физические и юридические лица, осуществляющие использование участков земли в соответствии с договором аренды либо по праву безвозмездного срочного пользования, исключаются из числа налогоплательщиков такого налога.

Объектов уплаты налога на землю признается участок земли, который территориально относится к муниципальному образованию, где властями самоуправления введен в действие такой налог. Исключением из этого правила выступают участки земли, которые:

  • по законодательству РФ были изъяты из оборота;
  • по законодательству РФ были ограничены в обороте.

2. Налог на имущество физических лиц.

Субъектами уплаты имущественного налога являются граждане (не только российские), выступающие собственниками имущества, которое в соответствии с федеральным законом облагается налогом. К такому имуществу причисляют:

  • жилой дом, квартира либо комната;
  • дача;
  • гараж;
  • иные строения, сооружения и помещения, а также доли в праве собственности на вышеперечисленное имущество.

Исчисление размера налога зависит от налоговой базы, которая ежегодно по состоянию на 01.01. рассчитывается в соответствии с суммарной инвестиционной стоимостью.

К местным сборам относятся лишь сбор с торговли. Однако действие права установления местным самоуправлением территориально ограничен. Такой сбор может вводиться лишь на территории нескольких административно-территориальных единиц, а именно:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Структура местных налогов и сборов

В структуру местных налогов и сборов в широком смысле входит совокупность обязательных платежей, которые:

  • едины для всей территории РФ;
  • охватывают отдельные регионы;
  • имеют действие в рамках конкретного муниципального округа.

В узком смысле местными налогами и сборами признаются обязательные платежи, которые установлены органами самоуправления и взимаются только на территории муниципалитета в соответствующий бюджет.

Принципы местных налогов и сборов

Местные налоги и сборы существуют и действуют по общим принципам всей налоговой системы страны. К числу таковых относятся следующие принципы:

1. Принцип справедливости. При введении в действие того или иного налога в расчет должно приниматься наличие объективной возможности у целевой группы налогоплательщиков уплачивать налог (сбор);

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Обязанность уплачивать платежи в бюджет при наличии законных оснований лежит на неопределенном круге лиц, которые равны в своих правах и обязанностях. Не допустимо необоснованное освобождение одних плательщиков от уплаты налога (сбора) и одновременном взимании его с других при одинаковых условиях.

3. Принцип экономической обоснованности. Установление налогов не может носить стихийный и произвольный характер, а должен иметь обоснование с экономической точки зрения. Их введение не должно посягать на права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ.

4. Принцип единства экономического пространства РФ. Налоги (сборы), которые каким-либо образом посягают на целостность экономического пространства страны, недопустимы. Обязательные платежи в бюджет не могут прямо либо косвенно влиять на свободу передвижения в пределах страны, как товаров (работ, услуг), так и финансовых средств. Любое препятствие допускаемой законом предпринимательской деятельности путем введения обязательных платежей запрещено.

5. Принцип соблюдения порядка установления налога (сбора). Налоги (сборы) которые не предусмотрены в НК РФ либо введены в действие с нарушением порядка не подлежат уплате.

6. Определенность налоговой обязанности. Нормативно при введении в действие обязанности по уплате в бюджет должны быть закреплены все элементы налогообложения. Формулировка налоговых правовых норм должна быть четкой, чтобы налогоплательщик четко знал за что, сколько, когда требуется уплатить в бюджет соответствующий налог.

7. Презумпция толкования налоговых сомнений в пользу налогоплательщика. При наличии размытых формулировок и сомнений в налоговых нормах их толкование осуществляется в пользу налогоплательщика.

Особенности местных налогов и сборов

Несмотря на схожесть местных налогов и сборов с общей характеристикой всей российской налоговой системы, местные налоги и сборы имеют свои отличительные особенности:

  • средства, поступающие в соответствующий местный бюджет, подлежат расходам исключительно на нужны самого муниципального образования;
  • налоги местного удержания аккумулируются в местном бюджете, вышестоящие бюджеты уровня региона или федерации распределяются в определенных пропорциях между всеми тремя уровнями, в том числе и местном.
  • решение о введении и взимании соответствующих платежей лежит сугубо на местных органах власти;
  • контроль за использование средств местного бюджета также осуществляется на местах органами самоуправления.
  • широкий спектр полномочий по правовому урегулированию местного налогообложения, который заключается в возможности снижать ставки по налогам, устанавливать тем или иным категориям плательщиков налога льготы и привилегии.

Порядок установления местных налогов и сборов

Введение в действие и отмена действия того или иного местного налога (сбора) осуществляется по правилам, предписанным отечественным налоговым кодексом, на основании законодательных решений органов осуществляющие представительские функции на базовом уровне. Такая компетенция органов местной власти закреплена 39 статьей федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно этой норме местная власть вправе установить (отменить):

  • налоги (сборы) местного взимания;
  • льготные условия местного налогообложения отдельными категориями плательщиков.

Кроме того, могут быть предусмотрены разовые внесения средств в местный бюджет гражданами, проживающими на определенной территории в добровольном порядке.

Добровольность заключается в выражении гражданами своей воли на местном референдуме, собрании и т.д.

Взимание земельного и имущественного налога осуществляется также после принятия соответствующего решения на местном уровне. При этом такое решение не должно противоречить налоговому федеральному кодексу.

Плательщики налога на имущество, согласно НК РФ, – организации и граждане, обладающие имущественными правами на объекты налогообложения. От обязанности уплаты налога некоторые из них освобождены. О том, какие организации и граждане могут налог на имущество не платить, рассказываем ниже.

Какие льготы применяются и кто их устанавливает

В НК РФ налогу на имущество посвящены две главы: гл. 30 (для юрлиц) и гл. 32 (для граждан), которые устанавливают в том числе и льготы при уплате налогов. Льгота может выражаться в полном или частичном освобождении от налога (ст. 56 абз. 1 НК РФ).

Освобождение от обложения налогами возможно как на федеральном, так и на региональном уровне:

  • для физлиц — согласно ст. 399, 407 НК РФ и законодательным актам местного самоуправления;
  • для юрлиц — ст. 372, 381 НК РФ и законодательным актам субъектов РФ.

На заметку! Обширная нормативная база по налогу на имущество субъектов РФ, о льготах по нему, содержится на сайте налоговой службы. Сервис называется «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам». В нем возможен поиск по субъектам РФ, муниципальным образованиям, а также по реквизитам нормативного акта, если они известны.

Особый порядок уплаты налога на имущество и освобождения от уплаты установлен для организаций и ИП, применяющих спецрежимы. Здесь играет роль, относится ли имущество к указанному в ст. 378.2 НК РФ.

Льготы для граждан

Перечень лиц, имеющих право не платить налог на имущество, приведен ниже:

  1. Герои Советского Союза и РФ, награжденные Орденом Славы трех степеней.
  2. Инвалиды: 1, 2 групп, детства, дети-инвалиды.
  3. Участвовавшие в ВОВ, Гражд. войне, иных боевых действиях времен СССР, добровольцы ВОВ, служащие органов внутренних дел, госбезопасности, работающие непосредственно на фронте.
  4. «Чернобыльцы» и приравненные к ним категории граждан.
  5. Военнослужащие с 20-летней выслугой, уволенные со службы.
  6. «Ликвидаторы» аварий на ядерных военных установках, испытатели, граждане с лучевой болезнью.
  7. Члены семей умершего военного, для которых он считался кормильцем.
  8. Пенсионеры и приравненные к ним по возрасту граждане, в том числе и получающие прижизненное содержание.
  9. Служащие в Афганистане и в схожих условиях боевых действий.
  10. Члены семьи военных и госслужащих, погибших на службе.
  11. Творческие деятели, использующие помещения, квартиры под мастерские, музеи, библиотеки.
  12. Владельцы сооружений и строений малой площади (не более 50 кв. м.), расположенных на личных земельных наделах.

Эти основания содержатся в федеральных законодательных нормах НК РФ. Местные льготы дополнительно устанавливают власти местного самоуправления. Как получить информацию о льготах по налогу в конкретном регионе, муниципальном образовании, через сайт налоговой, мы уже говорили. Можно также обратиться с запросом в ИФНС.

Льготы для организаций

Перечень федеральных льгот, освобождающий от уплаты, по этому налогу для организаций весьма обширен. Так, указанный налог могут не платить:

  • общественные организации инвалидов и налогоплательщик, составивший уставный капитал из вкладов таких организаций (играет роль численность сотрудников на инвалидности, их должно быть не менее половины в штате); учреждения, собственниками имущества которых являются организации инвалидов;
  • фармацевтические фирмы-производители;
  • протезные, ортопедические предприятия;
  • судостроительные компании в особых экономических зонах;
  • учреждения исправительной системы страны и др.

При необходимости ознакомиться с полным, детальным перечнем случаев, когда закон позволяет не платить налог, нюансами применения льготы можно в ст. 381 НК РФ.

Аналогично налогу на имущество юрлиц, можно запросить сведения и о дополнениях по льготам в отношении налога на имущество организаций.

Дополнительные льготы могут устанавливаться властями регионов. Пример: Закон г. Москвы «О налоге на имущество организаций» устанавливает 100% льготу по налогу для организаций городского пассажирского транспорта общего пользования, кроме такси, «маршруток» и метро, организаций, имеющих многоэтажные гаражи-стоянки.

Налог на имущество и спецрежимы

Юридические лица и предприниматели, использующие спецрежимы (упрощёнку, вменёнку, единый сельхозналог, патент) освобождены от уплаты налога на имущество. Эта льгота есть в ряде статей НК РФ: 346.1-3; 346.11-2,3; 346.26-4; 346.43-10.

Сельхозпроизводители освобождаются от уплаты имущественного налога в части имущества, используемого для нужд сельхозпроизводства и продажи продукции, т.е. в предпринимательских целях. В отношении других налогов действует то же правило. Исключения – нормы ст. 378.2 НК РФ. В ней говорится об административных и торговых имущественных объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. По ним льгота не применяется.

Чтобы работающему на спецрежиме налогоплательщику определиться, имеет ли он право на льготу, нужно учесть два момента:

  1. Принят ли региональными властями законодательный акт о кадастровой оценке имущества, упомянуты ли эти объекты в ст. 378.2-1 НК РФ, утверждены ли правила исчисления налога в связи с оценкой объектов по кадастровой стоимости, проведена ли фактическая оценка кадастровой стоимости на начало периода (года).
  2. Имеются ли у налогоплательщика здания, в которых размещаются офисы, помещения, предназначенные для торговли, оказания услуг.

Письмо Минфина России

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Дата публикации: 09.08.2005

Дата изменения: 09.08.2005

Финансовые органы субъектов
Российской Федерации

В связи с возникающими вопросами о порядке установления и введения в действие местных налогов и в соответствии с пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации считает необходимым сообщить следующее.

1. Согласно части первой статьи 2 Кодекса властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулирует законодательство о налогах и сборах.

Определение местных налогов и общие положения о полномочиях представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению и введению в действие местных налогов предусмотрены пунктом 4 статьи 12 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах”, далее - Федеральный закон № 95-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено указанным пунктом и пунктом 7 статьи 12 Кодекса.

К местным налогам на основании статьи 15 Кодекса (в редакции Федерального закона № 95-ФЗ) относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (пункт 4 статьи 12 Кодекса).

Согласно абзацу третьему данного пункта земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 Кодекса. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Кодекса при установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

До введения в действие глав части второй Кодекса о налогах ссылки в статье 12 Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ (статья 3 Федерального закона № 95-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона № 95-ФЗ предусмотрено, что до приведения законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований в соответствие с данным Федеральным законом указанные законы и нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону.

Исходя из указанных норм Кодекса и статей 3 и 4 Федерального закона № 95-ФЗ следует, что представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 “Земельный налог” Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 “О налоге на имущество физических лиц” (далее – Закон Российской Федерации № 2003-1).

Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц в порядке и пределах, которые предусмотрены статьей 3 Закона Российской Федерации № 2003-1, а также имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Положения абзаца третьего пункта 4 статьи 12 Кодекса согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ со дня их вступления в силу и до 1 января 2006 года применяются исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года).

Вместе с тем согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. № 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 141-ФЗ) на территориях муниципальных образований, вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 84 Федерального закона № 131-ФЗ на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 данного Федерального закона муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 указанного Федерального закона. Глава 12 Федерального закона № 131-ФЗ вступила в силу со дня официального опубликования этого Федерального закона (Федеральный закон 131-ФЗ опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации” - 6 октября 2003 г. № 40, ст. 3822, “Российской газете” – 8 октября 2003 г. № 202).

По имеющейся в Министерстве финансов Российской Федерации информации, формирование представительных органов муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2006 года на всей территории России не завершится. Кроме того, в ряде муниципальных образований вновь сформированные в 2005 году представительные органы муниципальных образований не смогут принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты до 1 декабря 2005 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Таким образом, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о местных налогах, вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие, должны быть приняты и официально опубликованы до 1 декабря 2005 года.

Кодекс не содержит требования об обязательности официального опубликования нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений, муниципальных районов, городских округов в печатных средствах массовой информации, учрежденных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации.

В случае если в муниципальном образовании не учреждено свое печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов или иной официальной информации, полагаем возможным официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов о налогах в печатном средстве массовой информации, учрежденном в соответствующем субъекте Российской Федерации для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти этого субъекта Российской Федерации (иной официальной информации). Полагаем также возможным обеспечить опубликование (обнародование) таких муниципальных нормативных правовых актов о налогах в виде отдельного издания представительного органа муниципального образования.

Нормативные правовые акты о местных налогах принимаются вновь сформированными представительными органами городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, если эти представительные органы успевают принять и официально опубликовать такие акты до 1 декабря 2005 года.

Указанные нормативные правовые акты представительных органов городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов будут применяться в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

В случае если вновь сформированные представительные органы муниципальных районов, городских округов, поселений не успевают принять и официально опубликовать до 1 декабря 2005 года свои нормативные правовые акты о местных налогах, то нормативные правовые акты о местных налогах принимаются представительными органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом на территориях муниципальных районов, в которых до 1 января 2006 года применялись нормативные правовые акты районов о местных налогах и не принимаются нормативные правовые акты представительными органами, осуществляющими полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальных образований, входящих в состав этих муниципальных районов, а также вновь образованными представительными органами, которые не успевают принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты о местных налогах до 1 декабря 2005 года, применяются нормативные правовые акты представительных органов таких районов принятые о земельном налоге в соответствии с главой 31 Кодекса и о налоге на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации № 2003-1.

Нормативные правовые акты о местных налогах представительных органов муниципальных образований, которые приобретают в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ статус городских округов, в 2006 году будут применяться на всей территории соответствующих городских округов.

2. Одновременно сообщаем, что Федеральным законом № 95-ФЗ и Федеральным законом от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ “О внесении изменений в статью 34626 части второй Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), в главу 263 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности” Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 года.

Представительные органы муниципальных районов и городских округов, образованных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга со дня вступления в силу Федерального закона № 95-ФЗ и до 1 января 2006 года вправе определить в порядке и пределах, которые установлены главой 263 Кодекса с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом № 95-ФЗ, порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится данный налог, и значения коэффициента К2, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 года (пункт 3 статьи 7 Федерального закона № 95-ФЗ).

Обращаем внимание, что нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов и городских округов, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вступающие в силу с 1 января 2006 года и вводящие в действие единый налог, должны быть приняты и официально опубликованы в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Кодекса до 1 декабря 2005 г.

Следует также учитывать, что согласно Федеральному закону № 63-ФЗ при введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога.

Указанные нормативные правовые акты, вступившие в силу в установленном порядке, должны применяться на всей территории муниципального района, включая территории поселений, входящие в состав территорий этих муниципальных районов.

3. В случае если на территориях муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не будут приняты и официально опубликованы нормативные правовые акты (законы) о местных налогах, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных районов, городских округов (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 декабря 2005 года, то на этих территориях не будут взиматься соответствующие налоги.

В связи с этим рекомендуем активизировать в 2005 году работу по принятию и официальному опубликованию нормативных правовых актов (законов) о местных налогах (системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), обеспечив введение в действие соответствующих налогов с 1 декабря 2006 года.

Что за льготы

Если у вас есть квартира, дом, участок или машина, за них нужно платить налоги. Они так и называются — налог на имущество, земельный и транспортный, или коротко — имущественные налоги.

На налогах можно сэкономить, если есть право на льготу.

Льготы по налогу на имущество

Кто получает. В налоговом кодексе есть список льготников, которые могут экономить на налоге на имущество в любом регионе, — это федеральные льготы. В этот список входят, например, многодетные, пенсионеры и предпенсионеры.

Льготы в конкретном городе или поселке можно проверить через сервис налоговой.

Льготы по налогу на имущество устанавливает не регион, а конкретный муниципалитет и город федерального значения. В одном и том же регионе могут быть разные категории льготников в зависимости от населенного пункта. Например, в Ярославле дети освобождены от налога на имущество, а в поселке Пречистое Ярославской области местных льгот вообще нет.

Как считают. По налогу на имущество даже на федеральном уровне есть разные виды льгот. Их считают по-разному: у многодетных один порядок, у пенсионеров другой, у владельцев хозпостроек свои условия. Все это знает налоговая, можно не разбираться. От собственника имущества понадобится заявление, что он имеет право на льготу, а считать ее не придется.

Примеры категорий льготников на федеральном уровне

Кому положена льгота На каких условиях
Многодетные семьи Дополнительный вычет на каждого ребенка: по 5 м² из площади квартиры или комнаты, 7 м² — из площади дома. Только на один объект
Владельцы оборудованных творческих мастерских, ателье и студий Не платят налог за один такой объект, если используют его только для творческой деятельности
Владельцы зарегистрированных хозпостроек площадью до 50 м² Не платят налог только за одну хозпостройку
Пенсионеры и предпенсионеры Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
Военнослужащие и уволенные со службы с выслугой не менее 20 лет Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
Родители и супруги погибших при исполнении военнослужащих и госслужащих Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
Участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади
Инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды Не платят налог за одну квартиру, комнату, дом или гараж любой площади

Условия расчета льгот в конкретном регионе нужно проверять отдельно: в налоговом кодексе они не описаны. Например, в Санкт-Петербурге от налога на имущество освобождают детей-сирот, а в Москве есть льготы для владельцев апартаментов.

На какие объекты дают. Многодетным по всей стране дают дополнительный вычет только на жилье. Остальные льготники могут не платить налог на имущество по одному объекту каждого вида — на один дом или одну квартиру.

Есть льготы, которые зависят от вида объекта, а не от статуса собственника. Например, льготы для творческих студий и хозпостроек касаются только одного объекта такого типа, а не всех, что принадлежат налогоплательщику. Любой владелец зарегистрированной бытовки или летней кухни площадью 40 м² сэкономит на налоге 100%. Но если у него две таких постройки, за вторую придется заплатить налог.

Нельзя получить льготу на элитное жилье, кадастровая стоимость которого больше 300 млн рублей.

Вычет по налогу на имущество

Кроме льготы по налогу на имущество есть налоговый вычет, его дают всем и автоматически.

Вычет — не то же самое, что льгота, потому что его не надо заявлять и подтверждать. С ним даже разбираться не нужно: налоговая сама учитывает его по каждому объекту, когда считает налог. При этом вычет дается на все объекты в собственности, хоть на пять квартир.

Вычет по налогу на имущество — это площадь жилья, на которую не начисляют налог. При расчете стоимость этой площади вычитают из налоговой базы и начисляют налог на оставшуюся часть.

На сколько уменьшают общую площадь жилья

Объект Вычет
Квартира или часть дома 20 м²
Комната или часть квартиры 10 м²
Дом 50 м²

Если нет права на льготы, но есть квартира или дом, вам все равно предоставят вычет. Это можно проверить в налоговом уведомлении.

Один и тот же собственник может одновременно получить льготу и вычет. Например, если у пенсионера две квартиры в собственности, ему автоматически дадут вычет по каждой. Но по одной из квартир пенсионер может заявить льготу и вообще не платить налог. Тогда для вычета ничего делать не нужно, а для льготы придется один раз подать заявление.

Льготы по земельному налогу

Кто получает. Есть льготы на федеральном уровне, поэтому они действуют по всей России. Список федеральных льготников — в статье 391 налогового кодекса. Уменьшить или не платить земельный налог могут, например:

  1. многодетные родители;
  2. пенсионеры — те, кто имеет право на пенсию по возрасту, по выслуге лет, потере кормильца или инвалидности;
  3. предпенсионеры — женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет;
  4. инвалиды первой и второй группы, инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  5. ветераны, герои, ликвидаторы и чернобыльцы.

Еще есть муниципальные льготы, их устанавливает местный закон. В одном поселке могут давать льготу инвалидам третьей группы, а в соседнем — нет. Список льгот по регионам есть на сайте налоговой.

Как считают. Федеральным льготникам из перечня в налоговом кодексе налог не начисляют со стоимости шести соток. Считают так: из кадастровой стоимости земли вычитают стоимость шести соток, а уже на разницу начисляют налог. Если у дедушки шесть соток или меньше, то он не платит налог совсем, если семь — платит только за одну.

Собственникам ничего считать не нужно, это делает налоговая. При условии, что она знает о праве на льготу.

На какие объекты дают. Льготу дают на один участок. Собственник может указать налоговой, по какому объекту учесть льготу. Или налоговая выберет участок, по которому насчитает больше всего земельного налога, и учтет льготу по этому объекту. Если у многодетного отца два земельных участка площадью по шесть соток, федеральную льготу можно получить только на один из них, а за второй придется платить налог.

Льготы по транспортному налогу

Федеральных льгот на транспорт нет, есть только региональные. Например, в Москве предусмотрены льготы для инвалидов и многодетных родителей. Проверить льготы можно через сервис налоговой. Имеет значение статус собственника машины и регион, в котором зарегистрирован транспорт.

Как получить льготу по имущественным налогам

Льготы по налогу на имущество, землю и транспорт не дают автоматически. Чтобы сэкономить, надо сообщить налоговой о своем праве на льготу — передать заявление.

Что заполнять. Форма одинаковая для всех имущественных налогов. Документы для подтверждения можно не прикладывать: с 2018 года налоговая сама делает запросы и проверяет.

Проще всего подать заявление через личный кабинет налогоплательщика. Там нет сложных форм — все делается за минуту.

Если отправляете заявление на бумаге, укажите телефон для связи. Вдруг инспектору будет что-то непонятно или не совпадут данные — тогда он перезвонит и вопрос решится быстрее.

Сколько раз отправлять. Заявление подается один раз. Если налоговая раньше учитывала льготу — значит, она знает о ней, в следующем году сообщать не нужно. Пенсионерам, которым три года не начисляют налог на имущество за дом, не надо каждый год отправлять заявление. Очевидно, что льгота им положена всегда и налоговая уже в курсе. А вот многодетным, которые получили право на льготу и дополнительный вычет задним числом с 2018 года, лучше побыстрее подать заявление. Раньше льгот для многодетных не было, и налоговая не знает о статусе семьи.

В какие сроки подавать. У заявления нет сроков подачи, но лучше успеть до 1 апреля следующего года. Если подать заявление позже, льготу все равно учтут, а налог пересчитают даже за прошлые годы. Но к тому времени может прийти налоговое уведомление и появится задолженность. Помогите родителям разобраться с правами на льготу и подать заявление. На это уйдет несколько минут, а экономия составит тысячи рублей.

Как выбрать объект для льготы

Если льгота действует только для одного участка или одной квартиры, нужно определиться, по какому объекту ее предоставят. Есть два варианта:

  1. на усмотрение налоговой. В этом случае кроме подтверждения права на льготу ничего делать не надо. При расчете налоговая выберет объект с максимальным начислением. Сначала посчитают все налоги без льгот, посмотрят, где самая большая сумма, и применят льготу к этому объекту;
  2. по желанию. Чтобы самим выбрать объект, понадобится уведомление. В отличие от заявления о праве на льготу, для него есть жесткие сроки: до 31 декабря того года, за который считается налог. Выбирать объект для 2018 года уже поздно. До конца 2019 года можно выбрать льготный объект, за который не начислят налог в 2020 году.

В личном кабинете уведомление можно заполнить за минуту и без похода в налоговую. На сайте налоговой пока написано, что уведомление нужно подать до 1 ноября, но это не так: срок продлили до 31 декабря, но текст, видимо, еще не изменили.

Как проверить, учтена ли льгота

Если есть право на льготу и налоговая должна ее учесть, это можно проверить в личном кабинете или налоговом уведомлении. Если у бабушки единственная квартира, ей не должны присылать уведомление с суммой налога на имущество, потому что у нее льгота, как у пенсионерки. Если уведомление присылают, значит, налоговая не знает, что бабушка на пенсии, — нужно подать заявление.

Бывает, что еще молодые и работающие родители имеют право не платить налог, но платят, потому что не знают о льготе, а налоговая ее не применяет. Например, женщина работает учителем и с 45 лет находится на пенсии. Она купила квартиру в 51 год и два года платит за нее налог на имущество, хотя не должна. А всё потому, что налоговая не знает, что женщине уже назначили пенсию и у нее льгота.

Если льготу не применили

Пожаловаться через сайт. Для вопросов и жалоб по имущественным налогам и льготам налоговая запустила сервис для обращений граждан. Он подходит, если с налогами что-то не так. Например, кажется, что за дом не надо платить, а налоговая прислала уведомление.

Написать в личном кабинете. Если есть личный кабинет на сайте налоговой, сообщить об ошибке по поводу льгот можно прямо там. Подсказки есть в разделе «Мое имущество» и описании каждого объекта, а все данные о квартире или участке заполняются автоматически. Подтверждающие документы можно не прикладывать.

Чтобы получить доступ в личный кабинет, нужно посетить налоговую инспекцию, там выдадут регистрационную карту. Еще можно авторизоваться через госуслуги, но тогда доступны не все возможности. Один раз все-таки придется сходить в инспекцию с паспортом.

Читайте также: