Налоговые льготы бюджетным организациям

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 июня 2020 г. № БС-4-21/9576@ “О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)”

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что указанные в статье 2 Закона организации освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам:

- по транспортному и земельному налогам - в части налогов и авансовых платежей по этим налогам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

В целях исполнения положений статей 55, 80, 363.1, 386, 398 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости представления организациями налоговых деклараций в течение налогового периода 2020 года при ликвидации (реорганизации) организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона за соответствующий период владения объектами налогообложения (далее - организация), полагаем возможным рекомендовать учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций[1].

1) По транспортному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации[2] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10201, 10202, 10203, 10204), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации также установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10205, 10206, 10207, 10208), во второй части показателя последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

2) По земельному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации[3] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021501, 3021502, 3021503, 3021504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021505, 3021506, 3021507, 3021508), во второй части показателя последовательно указываются реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

3) По налогу на имущество организаций

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации[4] указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года);

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 120 раздела 3 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Информацию доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков-организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона (преимущественно по ТКС).

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л. Бондарчук

[1] Вплоть до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

[2] Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@ (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2016, регистрационный 44966) с последующими изменениями.

[3] Форма налоговой декларации по земельному налогу утверждена приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@ (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2017, регистрационный № 46926) с последующими изменениями.

[4] Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ (зарегистрирован Минюстом России 30.09.2019, регистрационный № 56085).

Приложение
к письму ФНС России
от 10 июня 2020 г.
№ БС-4-21/9576@

Коды налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Транспортный налог Земельный налог Налог на имущество организаций Категории налогоплательщиков
10201 3021501 2010501 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
10202 3021502 2010502 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
10203 3021503 2010503 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
10204 3021504 2010504 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций.
10205 3021505 2010505 Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10206 3021506 2010506 Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10207 3021507 2010507 Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
10208 3021508 2010508 Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, - в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Обзор документа

Организации освобождены от транспортного, земельного налога и авансовых платежей за период владения используемыми для бизнеса и (или) уставной деятельности объектами с 1 апреля по 30 июня 2020 г. Также применяется льгота по налогу на имущество за этот же период.

ФНС указала коды введенных налоговых льгот и разъяснила порядок заполнения деклараций.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль


Кому повезло?

В летнюю сессию законодатели приняли целый перечень законов, в том числе Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ, которым внесены изменения в гл. 25 НК РФ.

Некоторые изменения касаются автономных учреждений:

  • сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0 % для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан;
  • предусматривается ставка 0 % по налогу на прибыль для музеев, театров и библиотек.
Указанные изменения вступают в силу 01.01.2020.

Учреждения, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять ставку 0 % и после 01.01.2020

Согласно п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 № 395 ФЗ указанные нормы должны были действовать с 01.01.2011 по 01.01.2020. Статьей 2 Федерального закона № 210 ФЗ из этого правила исключены слова «по 01.01.2020».

Таким образом, образовательным и медицинским учреждениям предоставлено право применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (при выполнении условий, перечисленных в ст. 284.1 НК РФ).

Если учреждение ранее не применяло нулевую ставку и (при наличии оснований) планирует это сделать с 01.01.2020, то не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, а затем перешли на общую (20 %), вправе снова вернуться к нулевой ставке не ранее чем через пять лет начиная с налогового периода, в котором был переход на общую ставку. Например, с 2020 года могут использовать ставку 0 % только те учреждения, которые перешли на применение ставки 20 % с 2015 года и ранее.

Бессрочное применение нулевой ставки для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 464 ФЗ указанные нормы должны действовать с 01.01.2015 по 01.01.2020. Теперь это правило исключается благодаря ст. 3 Федерального закона № 210 ФЗ, и учреждения, осуществляющие социальное обслуживание граждан, могут применять ставку 0 % бессрочно.

Если учреждение не применяло ставку 0 % и хочет сделать это с 01.01.2020, не позднее чем за один месяц до начала 2020 года ему, согласно п. 5 ст. 284.5 НК РФ, следует подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, а также сведения, подтверждающие выполнение условий для применения льготы, прописанных в п. 3 этой статьи. (Учреждениям, которые облагали прибыль по ставке 0 % в 2019 году, для продолжения применения этой ставки в 2020 году представлять заявление в налоговый орган не нужно.)

Обращаем ваше внимание, что если учреждение ранее применяло ставку 0 %, а затем перешло на общую ставку, то оно, согласно п. 9 ст. 284.5 НК РФ, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки.

Музеям, театрам и библиотекам — нулевая ставка по налогу на прибыль с 01.01.2020

При этом ставка 0 % применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия:

Указанная льгота носит заявительный характер, получать разрешение на ее применение не нужно. Необходимо лишь подтвердить право на нее.

Так, согласно п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования ставки 0 % вышеназванные налогоплательщики в сроки, установленные для представления налоговой декларации за налоговый период, подают в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 данной статьи. Форма для представления сведений будет утверждена ФНС.

Имейте в виду: указанные учреждения, применяющие ставку 0 %, не освобождаются от обязанности ведения налогового учета и представления налоговой декларации.

Нет времени читать?

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

«Нулевая» ставка для медицинских и образовательных учреждений

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

  1. Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.
  2. Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.
  3. В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.
  4. Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.
  5. В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2010 №395-ФЗ льготная ставка могла применятся при соблюдении описанных выше условий с 01.01.2011 по 01.01.2020. Федеральным законом № 210-ФЗ (ст. 2) из этого правила исключены слова «по 01.01.2020», а это значит, что вышеназванные учреждения вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль бессрочно (с учетом условий, изложенных ранее).

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.

Формула

На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Амина Русак,
старший бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Налоговые льготы для образовательных организаций предусмотрены по всем видам налогов: федеральным, региональным, местным.

Обратимся к федеральным налогам. В соответствии со ст. 143 НК РФ образовательные организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость и имеют льготный режим налогообложения. Льготы «привязаны» к определенным видам деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением операций, а также к источнику их финансового обеспечения. Так, в пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ сказано, что не признается объектом налогообложения «выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации». Не подлежат налогообложению и операции, перечисленные в пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ: услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, дополнительные образовательные услуги, которые соответствуют уровню и направленности образовательных программ. Освобождаются от налогообложения операции, связанные с выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, некоторых фондов, а также выполнение этих работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (пп. 16 п. 3 ст. 149). К некоторым фондам относятся Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития и созданные специально внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций.

Тем не менее, являются исключением и подлежат налогообложению консультационные услуги, услуги по сдаче в аренду помещений, операции по реализации некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне. Причем, режим налогообложения не зависит от направленности этого дохода, который может быть направлен в данную образовательную организацию или идти на нужды, обеспечение развития и совершенствования образовательного процесса (абз. 2 пп. 14 п. 2 ст. 149). В случаях, если образовательная организация осуществляет несколько видов деятельности, которые облагаются налогом и (или) освобождаются от него, то ей необходимо вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Образовательные организации являются плательщиками другого федерального налога - налога на прибыль и имеют по нему существенные налоговые льготы. Объектом налогообложения признается полученная организацией прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов). Законодатель определяет два вида доходов. К первому виду относятся доходы от реализации (выручка от реализации собственных и (или) приобретенных товаров (работ, услуг) и имущественных прав). Ко второму виду - внереализационные доходы, которые включают доходы от долевого участия в деятельности других организаций; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского вклада, банковского счета, по ценным бумагам и долговым обязательствам; доходы, в виде использованных не по назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, а также другие доходы.

Налоговые льготы по данному налогу касаются определенных видов доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы. Так, не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком, в виде в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251); имущества в рамках целевого финансирования (пп.14 п. 1 ст. 251); имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (пп. 22 п. 1 ст. 251) и целевые поступления (п. 2 ст. 251). К доходам в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям; гранты; инвестиции; средства, полученные из фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие (п. 1 ст. 251 НК).

Целевые поступления, которые также не учитываются при определении налоговой базы, перечислены в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся взносы учредителей; пожертвования; имущество по завещанию в порядке наследования; средства из бюджетов бюджетной системы на осуществление уставной деятельности; использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям; имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности и др. Все остальные доходы, полученные образовательной организацией, за исключением, указанным в ст. 251 НК РФ, учитываются образовательными организациями для целей налогообложения прибыли.

Более того, по данному виду налога для образовательных организаций предусмотрены дополнительные льготы: налоговая ставка 0 процентов, особенности применения которой определены в ст. 284.1. НК РФ. Так, образовательная организация вправе применять налоговую ставку 0 процентов в следующих случаях: если она имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности; если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности и выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов в общей сумме доходов, либо если организация за налоговый период не имеет доходов; если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников; если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок (п.3 ст. 284.1). При несоблюдении хотя бы одного из перечисленных условий применяется налоговая ставка 20%.

Организации, применяющие налоговую ставку 0%, по окончании налогового периода обязаны предоставлять в налоговый орган декларацию с указанием доли доходов и численности работников в штате организации. Расчет налоговой базы осуществляется налогоплательщиком – образовательной организацией – самостоятельно. Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Образовательные организации на общих основаниях являются плательщиками региональных налогов, к которым относятся налог на имущество организаций (Гл. 30) и транспортный налог (Гл. 28). Объектом налогообложения по первому налогу признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 374 НК РФ). Также объектом налогообложения признается имущество, которое передано во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению. Образовательные организации являются плательщиками транспортного налога. В законах субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, в том числе и образовательными организациями (п. 2 ст. 372 НК РФ).

Что касается местных налогов, то образовательная организация будет являться плательщиком только земельного налога и только в том случае, если обладает земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи в налоговый орган:

· уточненной налоговой декларации;

· заявления - в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проверки и проверяемому налоговому периоду);

· заявления - при уплате налога на основании налогового уведомления.

Контактная информация
© 2021 ФГБНУ «Федеральный центр образовательного законодательства»

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Читайте также: