Налоговые инвестиционные преференции в рк

Опубликовано: 13.05.2024


В условиях возрастания интереса к финансовым ресурсам на международном рынке капитала резко усилилась борьба за прямые иностранные инвестиции.

Республика Казахстан, наряду с этим, стремится как можно быстрее установить контакты с ведущими индустриально развитыми странами мира. Для этого необходимо в большей части раскрывать интерес казахстанской стороны не в чисто торговых поставках, а в получении технологий, инвестиций в развитие национальной промышленности.

В связи с этим встает вопрос о сохранении, а в случае поддержки, и расширении инвестиционных преференций, предоставляемых в соответствии Законом «Об инвестициях», который был принят 8 января 2003 года в Республике Казахстан и Перечня приоритетных видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года. За это время в Закон и данный Перечень вносилось ряд изменений и дополнений, и по состоянию на 2011 год, основными направлениями и задачами данного Закона являются регулирование отношений, связанных с инвестициями в Республике Казахстан, определении правовых и экономических основ стимулирования инвестиций, гарантировании защиты прав инвесторов при осуществлении инвестиций в Республике Казахстан, определении мер государственной поддержки инвестиций, порядка разрешения споров с участием инвесторов.

Также были внесены изменения в порядок предоставления преференций инвесторам, осуществляющим инвестиции в приоритетных секторах экономики Республики Казахстан.

Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирования инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

Таким образом, государственная поддержка инвестиций в Республике Казахстан выражается в предоставлении инвестиционных преференций. Инвестиционные преференции предоставляются посредством заключения контракта между юридическим лицом Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта и уполномоченным органом, в данном случае это Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В результате заключения такого контракта предоставляются следующие виды преференции:

- освобождение от обложения таможенными пошлинами;

- государственные натурные гранты.

Основным условием предоставления инвестиционных преференции является осуществление инвестиций в приоритетные виды деятельности. Перечень приоритетных видов деятельности на уровне классификатора подвидов деятельности, по которым предоставляются инвестиционные преференции, утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 мая 2003 года № 436 и состоит из 245 видов деятельности, в том числе, сельское хозяйство, обрабатывающая промышленность (производство пищевых продуктов, текстильная промышленность, обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, химическая промышленность, производство пластмассовых и резиновых изделий, производство неметаллических минеральных продуктов, производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования), транспорт, туризм, аренда жилья.

Также для реализации данного Закона была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы. Ключевым механизмом реализации Государственной программы является Карта индустриализации Казахстана. Она позволит государству совместно с бизнесом выработать правильные инвестиционные решения и обеспечить взаимосвязь реализации проектов частного сектора с развитием инфраструктуры и ресурсным потенциалом страны. В настоящее время завершена работа по наполнению инвестиционными проектами Карты индустриализации Казахстана. В целом, отобрано для включения в Карту 237 проектов на общую сумму 7,3 трлн. тенге, с созданием более двухсот тысяч рабочих мест.

В отраслевом разрезе больше всего проектов планируется реализовать в агропромышленном комплексе это 54 проекта, 37 проектов в металлургии, 34 - в стройиндустрии, 27 – в химии и фармацевтике, 21 – в энергетике, 19 – в машиностроении, 14 инфраструктурных проектов, 18 – в нефтепереработке.

Данная Государственная программа направлена в помощь:

- казахстанским инициаторам инвестиционных проектов;

- покупателям казахстанской продукции;

- действующим и потенциальным экспортерам.

Для предоставления инвестиционных преференций выдвигаются следующие необходимые условия:

1) соответствия предусматриваемой инвестиционной деятельности перечню приоритетных видов деятельности;

2) представления необходимых документов, подтверждающих наличие финансовых, технических и организационных возможностей юридического лица Республики Казахстан, подавшего заявку для реализации инвестиционного проекта.

Каждый из видов инвестиционных преференций имеет свои особенности. Так, например, освобождение от обложения таможенными пошлинами:

Данный вид преференций предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, предназначенных для реализации инвестиционного проекта, в соответствии с Инвестиционным контрактом.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется при импорте оборудования и комплектующих к нему, ввозимых для реализации инвестиционного проекта.

Освобождение от обложения таможенными пошлинами предоставляется на срок действия контракта, но не более 5 лет с момента регистрации контракта.

После этого Комитет таможенного контроля Республики Казахстан направит данные сведения таможенным органам, которые будут проводить таможенное оформление и контроль ввозимого оборудования.

Следующий вид инвестиционных преференций – это предоставление государственных натурных грантов. В качестве государственных натурных грантов могут передаваться: земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь.

Законодательством установлены ограничения в предоставлении государственных натурных грантов. Максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более 30% от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан. Оценка размера государственного натурного гранта производится по его рыночной стоимости. В случае, если оценочная стоимость запрашиваемого государственного натурного гранта превышает указанный максимальный размер, юридическое лицо Республики Казахстан имеет право получить запрашиваемое имущество с оплатой разницы между его оценочной стоимостью и максимальным размером государственного натурного гранта.

Сроки и условия получения преференций:

Для получения инвестиционных преференций юридическому лицу необходимо подать заявку на предоставление инвестиционных преференций, которая подается для рассмотрения в Комитет по инвестициям, который принимает решение о предоставлении инвестиционных преференций и направляет заявителю ответ в письменной форме в течение 20 рабочих дней с момента регистрации заявки.

Затем Комитет по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций подготавливает для подписания контракт с учетом положений модельного контракта. Затем контракт регистрируется Министерством в течение пяти рабочих дней со дня подписания и вступает в силу со дня его регистрации.

Срок действия контракта определяется сроком действия инвестиционных преференций. Срок окончания работ по рабочей программе должен заканчиваться не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия контракта.

После заключения контракта юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, представляет в уполномоченный орган:

1) в течение действия рабочей программы:

промежуточный отчет о выполнении рабочей программы не позднее двадцать пятого июня;

годовой отчет о выполнении рабочей программы не позднее двадцать пятого января с расшифровкой по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой;

2) в течение одного месяца после ввода в эксплуатацию фиксированных активов документ, подтверждающий ввод в эксплуатацию фиксированных активов;

3) в течение одного месяца после истечения срока окончания работ по рабочей программе подтвержденные аудиторским отчетом:

отчет о выполнении рабочей программы;

отчет о доходах и расходах по результатам инвестиционной деятельности;

расшифровку по фиксированным активам, приобретенным в соответствии с рабочей программой. Аудиторский отчет должен содержать анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности за весь период действия рабочей программы.

Кроме всего прочего, юридическое лицо Республики Казахстан, заключившее контракт, в течение действия контракта не имеет права:

1) изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;

2) отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.

Прекращение инвестиционных преференций:

Действие инвестиционных преференций прекращается по истечении срока действия контракта либо может быть досрочно прекращено либо по соглашению сторон, либо в одностороннем порядке.

В одностороннем порядке контракт расторгается Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и новых технологий РК по истечении трех месяцев с момента письменного уведомления юридического лица Республики Казахстан, заключившего контракт в случаях:

- выявления искажения или сокрытия сведений, представленных заявителем и повлиявших на решение по предоставлению инвестиционных преференций;

- неисполнения юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт, своих обязательств по контракту.

- выявления искажения или сокрытия сведений в отчетности, представляемой юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим контракт.

В этих случаях указанное юридическое лицо уплачивает суммы налогов и таможенных пошлин, не уплаченных вследствие предоставленных по контракту инвестиционных преференций, с применением штрафных санкций, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Таким образом, инвестиционная деятельность по предоставлению инвестиционных преференций в приоритетных видах деятельности в Республике Казахстан в данное время находится на стадии становления и развития. Но многие казахстанские компании уже получили инвестиционные преференции в разных отраслевых секторах экономики и сейчас встает вопрос о предоставлении преференций не только крупным казахстанским компаниям, но и участие в предоставлении инвестиционных преференций субъектов малого и среднего бизнеса.

«ZAN» Юридической Компании Бейсеновой Юлией.

Налоговые льготы – важный инструмент в налоговом регулировании и администрировании, который призван осуществлять стимулирующую и социальную функции. Налоговые льготы создают определенные преимущества для отдельных категорий населения, предпринимателей. В данной статье речь пойдет о налоговых преференциях для предпринимателей.

Льготы в налогообложении предоставляются обоснованно и установлены законом, соответствуют конкретному налогу, имеют определенные черты, признаки и формы, отличающие их от других инструментов налогового регулирования. Не являются налоговыми льготами налоговые вычеты в случаях, когда способ исчисления налоговой базы предусматривает вычитание произведенных налогоплательщиком расходов и (или) уплаченных им налогов.

Результатом применения налоговых льгот может быть как уменьшение суммы налоговых обязательств или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога, так и улучшение финансовых показателей его деятельности без изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Основными отличительными чертами налоговых льгот являются:

– ограниченная сфера применения;

Таким образом, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.

Каждая налоговая льгота жестко привязана к соответствующему налогу, при этом сфера ее применения ограничивается исключительно тем налогом, в механизм которого она встроена.

Законность становления налоговых льгот определяется налоговым законодательством Республики Казахстан. Добровольность применения налоговых льгот определяется возможностью свободного выбора налогоплательщика применять или не применять налоговую льготу. Например, налогоплательщик имеет право применять или не применять упрощенный порядок налогообложения – специальные налоговые режимы.

В соответствии со статьями с 4 по 10 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на определенных принципах налогообложения. Это принципы:

– единства налоговой системы;

– гласности налогового законодательства Республики Казахстан.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию.

Рассмотрим виды налоговых льгот, предоставляемых в Республике Казахстан:

  • Специальные экономические зоны
  • Специальные налоговые режимы
  • Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  • Инвестиционные налоговые преференции.

    1. Специальные экономические зоны

    Специальный правовой и налоговый режим действует для участников специальной экономической зоны,

    Специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) – часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой для осуществления приоритетных видов деятельности действует специальный правовой режим, установленный Законом РК «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.

    На территории Казахстана созданы следующие СЭЗ:

    1. «Астана – новый город».

    2. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».

    3. «Морпорт Актау».

    4. «Парк инновационных технологий».

    8. «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”». «Хоргос – Восточные ворота»

    10. «Химический парк Тараз».

    Для целей соблюдения Налогового кодекса и получения преференций организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, необходимо юридическое лицо, которое соответствуете одновременно нескольким условиям:

    1) является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;

    2) зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;

    3) при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юридическое лицо не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;

    4) осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.

    Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, а также Правил включения приоритетных видов деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания СЭЗ, утвержден приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142.

    При этом определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области технического регулирования.

    Указанные положения не распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории СЭЗ «Парк инновационных технологий» и СЭЗ «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”», для которых утвержден .



    • Кратко о Казахстане
    • Преимущества Казахстана
    • Истории успеха
    • Пребывание в Казахстане
    • Информация о COVID-19
    • Прибытие в Казахстан
    • Открытие бизнеса
    • Развитие бизнеса
    • Меры государственной поддержки
    • Закрытие бизнеса
    • Взаимодействие с инвесторами
    • Проживание в Казахстане
    • Инвестиционные предложения
    • Отрасли
    • Выбор региона
    • Инвестиционные площадки
    • Государственная поддержка
    • Возможности финансирования бизнеса
    • Государственно-частное партнерство
    • Перечень отечественных компаний, потенциальных партнеров для инвесторов
    • Нормативные правовые акты
    • О KAZAKH INVEST
    • Совет директоров
    • Правление
    • Наша команда
    • Как мы помогаем
    • Партнеры
    • Корпоративное управление
    • Закупки
    • Карьера в компании
    • Контакты
    • FAQ
    • Пресс-релизы
    • Мероприятия
    • Видеосюжеты
    • Публикации и презентации
    • Вебинары
    • СМИ о нас
    • Инфографики
    • Бизнес, экономика, финансы

    Инвестиционные преференции

    Целью государственной поддержки инвестиций являются создание благоприятного инвестиционного климата для развития экономики и стимулирование инвестиций в создание новых, расширение и обновление действующих производств с применением современных технологий, повышение квалификации казахстанских кадров, а также охрана окружающей среды.

    Государственная поддержка инвестиций заключается в предоставлении инвестиционных преференций.

    Государственная поддержка инвестиций осуществляется уполномоченным органом по инвестициям, определяемым Правительством Республики Казахстан, по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением.

    В соответствии с законодательством Республики Казахстан, предусмотрен порядок предоставления инвестиционных преференций для инвестиционного, инвестиционного приоритетного и специального инвестиционного проектов.

    Инвестиционными преференциями являются преимущества адресного характера, предоставляемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

    1. юридическим лицам Республики Казахстан, осуществляющим реализацию инвестиционного проекта;
    2. лизинговым компаниям, импортирующим в рамках реализации инвестиционного проекта технологическое оборудование на основании договора финансового лизинга для юридического лица Республики Казахстан, реализующего инвестиционный проект.

    Юридическое лицо Республики Казахстан - юридическое лицо, в том числе юридическое лицо с иностранным участием, созданное в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    По инвестиционному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

    1. освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость на импорт;
    2. государственные натурные гранты - максимальный размер государственного натурного гранта составляет не более тридцати процентов от объема инвестиций в фиксированные активы юридического лица Республики Казахстан (земельные участки, здания, сооружения, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные и регулирующие приборы и устройства, транспортные средства (за исключением легкового автотранспорта), производственный и хозяйственный инвентарь).

    По инвестиционному приоритетному проекту предоставляются следующие виды инвестиционных преференций:

    1. преференции по налогам:
      • корпоративный подоходный налог;
      • земельный налог;
      • налог на имущество;
    2. инвестиционная субсидия;
    3. освобождение от обложения таможенными пошлинами;
    4. государственные натурные гранты.

    По специальному инвестиционному проекту в виде инвестиционных преференций (далее - инвестиционные преференции для специального инвестиционного проекта) предоставляется освобождение от обложения:

    • ввозными таможенными пошлинами;
    • налогами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

    ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

    Инвестиционный проект представляет собой комплекс мероприятий, предусматривающих инвестиции в создание новых, расширение и (или) обновление действующих производств, включая производства, созданные, расширенные и (или) обновленные в ходе реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.

    Под инвестиционным приоритетным проектом понимается инвестиционный проект:

    • по созданию новых производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в строительство новых производственных объектов (фабрика, завод, цех), в размере не менее двухмиллионнократного размера месячного расчетного показателя (2405 тенге), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;
    • по расширению и (или) обновлению действующих производств, предусматривающий осуществление юридическим лицом инвестиций в размере не менее пятимиллионнократного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций в изменение основных средств, в том числе обновление (реновация, реконструкция, модернизация) действующих производственных мощностей, выпускающих продукцию.

    Инвестиционный приоритетный проект по созданию новых производств или расширению и (или) обновлению действующих производств осуществляется юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.

    Под специальным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, реализованный и (или) реализуемый юридическим лицом Республики Казахстан, зарегистрированным в качестве участника специальной экономической зоны или владельца свободного склада в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан, либо проект, реализованный юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

    УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

    Инвестиционные преференции предоставляются только казахстанским юридическим лицам, которые планируют реализацию инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности согласно списку приоритетных видов деятельности, установленному Правительством Республики Казахстан. Список приоритетных видов деятельности состоит из двух частей: часть 1 – список видов деятельности для инвестиционных проектов; часть 2 – список видов деятельности для инвестиционных приоритетных проектов. Обширные условия предоставления преференций предусмотрены только инвестиционных приоритетных проектов, в то время как для инвестиционных проектов основным и единственным условием является статус юридического лица Республики Казахстан у получателя, а в специальном инвестиционном проекте получателями могут быть только участники специальных экономических зон, владельцы свободных складов и юридические лица, заключившие соглашение о промышленной сборке моторных транспортных средств.

    Инвестиционные преференции для инвестиционного приоритетного проекта предоставляются при соблюдении следующих условий:

    1) получателем является юридическое лицо Республики Казахстан;

    2) юридическое лицо осуществляет инвестиции в размере не менее двухмиллионнократного (по созданию новых производств) или пятимиллионнократного (по расширению и (или) обновлению действующих производств) размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций;

    3) юридическое лицо осуществляет виды деятельности, включенные в перечень приоритетных видов деятельности, определенных для реализации инвестиционных приоритетных проектов;

    4) юридическое лицо не является:

    автономной организацией образования в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан об образовании;

    организацией, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан и законодательством Республики Казахстан о специальных экономических зонах;

    5) доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора - юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан не превышает двадцать шесть процентов.

    Участие государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора - юридического лица Республики Казахстан в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет не более пяти лет с даты регистрации инвестиционного контракта. В течение пяти лет государство и (или) субъект квазигосударственного сектора обязаны выйти из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан. В случае невыполнения данного условия применение инвестиционных преференций приостанавливается до его (их) полного выхода из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан, но не более одного года.

    Невыполнение условия о выходе из состава учредителей и (или) участников (акционеров) юридического лица Республики Казахстан в течение периода приостановления влечет досрочное прекращение инвестиционного контракта и возврат ранее предоставленных инвестиционных преференций.

    Положения настоящего подпункта не применяются в случае, когда субъект квазигосударственного сектора, в котором доля государства и (или) субъекта квазигосударственного сектора в качестве учредителя и (или) участника (акционера) юридического лица Республики Казахстан составляет менее пятидесяти процентов, осуществляет свою деятельность в рамках реализации инвестиционного приоритетного проекта по добыче метана угольных пластов;

    6) для реализации инвестиционного приоритетного проекта в качестве источников либо гарантий финансирования не привлекаются бюджетные средства, за исключением денег, выделяемых на условиях возвратности, срочности и платности, включая лизинговое финансирование и кредитование;

    7) инвестиционная деятельность осуществляется не в рамках договора государственно-частного партнерства, в том числе договора концессии.

    Преференции

    Инвестиционный проект

    Инвестиционный приоритетный проект

    Специальный инвестиционный проект

    СОЗДАНИЕ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

    (ФАБРИКА, ЗАВОД, ЦЕХ)

    РАСШИРЕНИЕ ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

    (РЕНОВАЦИЯ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, МОДЕРНИЗАЦИЯ)

    Освобождение об обложения таможенными пошлинами

    Государственные натурные гранты

    Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

    Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

    Максимальный размер: 30% от объема инвестиций

    С 1 января 2009г. налоговые преференции применяются налогоплательщиками самостоятельно

    Инвестиционные налоговые преференции это льгота по предоставлению освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, заключающееся в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

    Применение налоговых преференций по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года.

    Согласно статье 26 Закона РК о введении в действие Налогового кодекса инвестиционные налоговые преференции сохраняются до истечения срока их действия, определенного в соответствии с законодательством РК, действовавшим до 1 января 2009 года по контрактам, заключенным с уполномоченными органами по инвестициям до 1 января 2009 года.

    Применение налоговых преференции с 1 января 2009 года

    С 1 января 2009 года упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций. Если раньше для получения налоговой преференций необходимо было заключение контракта с Комитетом по инвестициям, то теперь налогоплательщик может самостоятельно применить льготную норму по применению преференции без получения соответствующего разрешения.

    При этом, право на применение преференций имеют юридические лица РК, за исключением нижеследующих:

    • налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон.
    • налогоплательщиков, осуществляющих производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а именно всех видов спирта, алкогольной продукций, пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 % и табачных изделий.
    • налогоплательщиков применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц производителей сельскохозяйственной продукций и сельских потребительских кооперативов.

    Инвестиционные налоговые преференций применяются по выбору налогоплательщика в соответствии требованиями статей 123-125 Налогового Кодекса и ст. 15 Закона РК о введении в действие Налогового кодекса, применение которых заключается в отнесении на вычеты по корпоративному подоходному налогу (КПН) стоимости объектов преференций и последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

    С 1 января 2010 года редакция статьей 15 Закона о введении Налогового Кодекса и статьи 123 Налогового Кодекса РК, которые приостановлены до 2012 года, одинаковы. Поэтому нормы указанных статей действую равнозначно.

    С 1 января 2009 года инвестиционные налоговые преференции не предоставляются по земельному налогу и налогу на имущество.

    Предусмотрен выбор налогоплательщику по начислению амортизации или применению налоговых преференций

    Следует отметить, с 1 января 2009 года согласно п. 6 ст. 120 Налогового Кодекса РК по впервые введенным в эксплуатацию на территории РК фиксированным активам (ФА) двойную норму амортизации при использовании актива в целях получения совокупного годового применяют лишь недропользователи, при соответствии следующим условиям:

    1) ФА являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

    2) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью.

    Остальные налогоплательщики согласно п. 5 ст. 120 Налогового Кодекса РК имеют право:

    начислять амортизацию, как согласно положениям статей 116-122 Налогового Кодекса РК без применения двойной нормы;

    или применить согласно п. 2 ст. 123 Налогового Кодекса РК налоговые преференции по впервые вводимым в эксплуатацию на территории РК зданиям и сооружениям производственного назначения, машинам и оборудованиям, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям:

    1) являются основными средствами или активами сроком службы более одного года, произведенные и (или) полученные концессионером, в рамках договора концессии;

    2) используются налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода;

    3) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование, если иное не установлено пунктом 7 статьи 123 Налогового Кодекса РК;

    4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью, если иное не установлено пунктом 7 статьи 123 Налогового Кодекса РК;

    5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях.

    Случаи применения преференций недропользователями

    Согласно п. 7 ст. 123 Налогового Кодекса РК недропользователи вправе применить преференции лишь с разрешения Правительства РК по:

    1) объектам преференций, предназначенным для использования (используемым) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, по которым добыча после коммерческого обнаружения полезных ископаемых начата в этот же период;

    2) последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, предназначенных для использования (используемых) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года.

    При этом, недропользователи, которым разрешено применение преференций, не имеют права на исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам согласно пункта 6 статьи 120 Налогового Кодекса.

    Виды методов вычета после или до ввода объектов преференций в эксплуатацию

    Согласно ст. 124 Налогового Кодекса РК применения налоговых преференции заключается в отнесении на вычеты стоимости объектов преференции и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию по одному из следующих методов:

    1) методу вычета после ввода объекта в эксплуатацию, которая заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференции равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации;

    2) методу вычета до ввода объекта в эксплуатацию, которая заключается в отнесении на вычеты затрат на приобретение монтаж, установку объектов преференции, а также последующих расходов до ввода их в эксплуатацию в налогом периоде, в котором они фактически произведены.

    Применение метода вычета после ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты первоначальной стоимости объектов преференций, определенной в соответствии с п.2 и п.3 ст.125 Налогового кодекса, равными долями в течение первых трех налоговых периодов эксплуатации или единовременно в налоговом периоде, в котором осуществлен ввод в эксплуатацию.

    Применение метода вычета до ввода объекта в эксплуатацию заключается в отнесении на вычеты затрат на строительство, производство, приобретение, монтаж и установку объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования до ввода их в эксплуатацию в налоговом периоде, в котором фактически произведены такие затраты.

    Объекты преференции

    Согласно п. 4 ст. 123 Налогового Кодекса РК для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей.

    Налоговые преференции также не применяются относительно к следующим нежилым зданиям:

    • торговых зданий (части таких зданий);
    • зданий культурно-развлекательного назначения (части таких зданий);
    • зданий гостиниц, ресторанов и других зданий для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий);
    • офисных зданий (части таких зданий);
    • гаражей для автомобилей (части таких зданий);
    • автостоянок (части таких зданий).

    Для целей применения преференций первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории Республики Казахстан здания (части здания) является:

    • при строительстве путем заключения договора строительного подряда - передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания);
    • в остальных случаях - подписание государственной приемочной комиссией акта ввода в эксплуатацию здания (части здания).

    Согласно п. 3 ст. 123 Налогового Кодекса РК последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены.

    При этом, такие здания и сооружения, машины и оборудования должны соответствовать одновременно следующим условиям:

    1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с требованиями МСФО или НСФО;

    2) предназначены для получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации;

    3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации;

    4) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование и не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью.

    Для целей применения преференций реконструкция, модернизация основного средства это вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются:

    • изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства;
    • увеличение срока службы основного средства более чем на три года;
    • улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации.

    Налоговый учет объектов преференций

    В соответствии с п. 1 ст. 125 Налогового кодекса одной из особенности налогового учета объектов преференции является то, что налогоплательщик осуществляет учет объектов преференций, а также последующих расходов на реконструкцию модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, по которым применены преференции.

    Кроме того, объекты преференции и последующие расходы на реконструкцию модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования учитываются в разрезе каждого объекта, по которому применена преференция, отдельно от фиксированных активов в течение трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования.

    А также на основании ст.77 Налогового кодекса, в формах налоговых регистров по применению инвестиционных налоговых преференций, определяет стоимость объектов преференции, подлежащих отнесению на вычеты. Форма налогового регистра составляется одновременно с декларацией по корпоративному подоходному налогу.

    Отражение инвестиционных налоговых преференций в декларации по КПН

    Налогоплательщик, согласно ст.65 Налогового кодекса, при составлении декларации по корпоративному подоходному налогу за 2010 г. формы 100.00 в приложении 100.008 к декларации детально отражает информацию по инвестиционным налоговым преференциям.

    В строке 100.00.54 I Декларации по КПН формы 100.00 справочно указываются вычеты по фиксированным активам, введенным в эксплуатацию до и (или) после 1 января 2009г. в рамках инвестиционного проекта с предоставлением освобождения от уплаты КПН, по контрактам, заключенным до 1 января 2009г.в соответствии с законодательством РК об инвестициях, налоговый учет которых осуществляется согласно п. 10 ст. 117 и п. 2-1 ст. 120 Налогового Кодекса РК.

    При этом регламентировано:

    • пунктом 10 статьи 117 Налогового Кодекса РК, что налогоплательщик обязан формировать отдельные стоимостные балансы групп (подгрупп) в части стоимости, не отнесенной на вычеты до 1 января 2009 года, по фиксированным активам, введенным в эксплуатацию до и (или) после 1 января 2009 года в рамках инвестиционного проекта по контрактам с предоставлением освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях;
    • пунктом 2-1 статьи 120 Налогового Кодекса РК, что амортизационные отчисления по стоимостным балансам групп (подгрупп), указанным в пункте 10 статьи 117 Налогового Кодекса, определяются путем применения предельных норм амортизации, установленных данной статьей, к таким стоимостным балансам групп (подгрупп) на конец налогового периода.

    В строке 100.00.055 указываются вычеты по по инвестиционным налоговым преференциям в соответствии со статьями 123-125 Налогового Кодекса РК , а также статьей 15 Закона о введении. В данную строку переносятся итоговое значение графы G формы 100.08. Если налогоплательщик применяет преференции по контрактам заключенным до 1 января 2009года , то в данную строку также переносятся значение строки 100.08.002

    Следует отметить, в соответствии ст. 110 Налогового Кодекса РК расходы работодателя по доходам работника, подлежащие налогообложению согласно пункту 2 ст. 163 Налогового Кодекса РК по объектам преференций не подлежат вычету по КПН, а включаются в первоначальную стоимость фиксированных активов.

    Преференции аннулируются, если допущены нарушения

    Согласно п.4 ст. 124 Налогового Кодекса РК преференции аннулируются, при допущении ниже перечисленных нарушении с момента их применения и налогоплательщик обязан уменьшить вычеты на сумму преференций за каждый налоговый период, в котором они были применены.

    то есть в случае, если налогоплательщиком допущено:

    1) нарушение положений пунктов 2 - 4 статьи 123 Налогового Кодекса;

    2) наступил случай, когда налогоплательщик, применивший преференции, или его правопреемник, в случае реорганизации такого налогоплательщика, соответствует любому из положений пункта 6 статьи 123 Налогового Кодекса

    Налоговый департамент Северо-Казахстанской области

    1. Инвестиционные налоговые преференции (далее в настоящем параграфе – преференции) применяются по выбору налогоплательщика в соответствии с настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса и заключаются в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

    Право на применение преференций имеют юридические лица Республики Казахстан, за исключением указанных в пункте 6 настоящей статьи.

    2. К объектам преференций относятся впервые вводимые в эксплуатацию на территории Республики Казахстан здания и сооружения производственного назначения, машины и оборудование, которые в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию, соответствуют одновременно следующим условиям:

    1) являются активами сроком службы более одного года, переданными концедентом во владение и пользование концессионеру (правопреемнику или юридическому лицу, специально созданному исключительно концессионером для реализации договора концессии) в рамках договора концессии, или основными средствами;

    2) используются налогоплательщиком, применившим преференции, в деятельности, направленной на получение дохода;

    3) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

    4) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью;

    5) не являются активами, вводимыми в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере предпринимательства;

    6) не являются активами, введенными в эксплуатацию в рамках инвестиционного приоритетного проекта по инвестиционному контракту, заключенному после 31 декабря 2014 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере предпринимательства.

    В целях настоящего пункта контрактом на недропользование не признается контракт на добычу подземных вод при условии, что недропользователь, осуществляющий добычу подземных вод, является недропользователем исключительно из-за обладания такого права на добычу подземных вод и использует добытую подземную воду для производства безалкогольных напитков.

    3. Последующие расходы на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования подлежат отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, при соответствии таких зданий и сооружений, машин и оборудования одновременно следующим условиям:

    1) учитываются в бухгалтерском учете налогоплательщика в качестве основных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

    2) предназначены для использования в деятельности, направленной на получение дохода, в течение не менее трех налоговых периодов, следующих за налоговым периодом ввода в эксплуатацию после осуществления реконструкции, модернизации;

    3) временно выведены из эксплуатации на период осуществления реконструкции, модернизации;

    4) не являются активами, которые в силу специфики их использования имеют прямую причинно-следственную связь с осуществлением деятельности по контракту (контрактам) на недропользование;

    5) в налоговом учете последующие расходы, понесенные недропользователем по данным активам, не подлежат распределению между деятельностью по контракту (контрактам) на недропользование и внеконтрактной деятельностью.

    Для целей применения преференций реконструкция, модернизация основного средства – вид последующих расходов, результатами которых одновременно являются:

    изменение, в том числе обновление, конструкции основного средства;

    увеличение срока службы основного средства более чем на три года;

    улучшение технических характеристик основного средства по сравнению с его техническими характеристиками на начало календарного месяца, в котором данное основное средство временно выведено из эксплуатации для осуществления реконструкции, модернизации.

    4. Для целей применения преференций к зданиям производственного назначения относятся нежилые здания (части нежилых зданий), кроме:

    торговых зданий (части таких зданий);

    зданий культурно-развлекательного назначения (части таких зданий);

    зданий гостиниц, ресторанов и других зданий для краткосрочного проживания, общественного питания (части таких зданий);

    офисных зданий (части таких зданий);

    гаражей для автомобилей (части таких зданий);

    автостоянок (части таких зданий).

    Для целей применения преференций к сооружениям производственного назначения относятся сооружения, кроме сооружений для спорта и мест отдыха, сооружений культурно-развлекательного, гостиничного, ресторанного назначения, для административных целей, для стоянки или парковки автомобилей.

    5. Для целей применения преференций первым вводом в эксплуатацию вновь возведенного на территории Республики Казахстан здания (части здания) являются:

    1) при строительстве путем заключения договора строительного подряда – передача объекта строительства застройщиком заказчику после подписания акта ввода в эксплуатацию здания (части здания) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

    2) в остальных случаях – подписание акта ввода в эксплуатацию здания (части здания) в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

    6. Не имеют права на применение преференций налогоплательщики, соответствующие одному или более чем одному из следующих условий:

    1) налогообложение налогоплательщика осуществляется в соответствии с разделом 21 настоящего Кодекса;

    2) налогоплательщик осуществляет производство и (или) реализацию всех видов спирта, алкогольной продукции, табачных изделий;

    3) налогоплательщик применяет специальный налоговый режим, предусмотренный главой 78 настоящего Кодекса.

    Сноска. Статья 274 с изменениями, внесенными Законом РК от 10.12.2020 № 382-VI (порядок введения в действие см. ст. 2).

    Читайте также: