Налоговые инспекции выполняют функции в системе управления общегосударственными финансами

Опубликовано: 16.05.2024

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

1.1. Финансы как экономическая категория

В обыденной жизни понятие «финансы» часто ассоциируется с деньгами, с денежными отношениями. Да и сами денежные отношения очень часто называют финансовыми. Однако «финансовые отношения» и «денежные отношения» – это не тождественные понятия. «Денежные отношения» – более широкое понятие, тогда как финансы – лишь часть денежных отношений.

Как известно, деньги – это всеобщий эквивалент, особый товар, выделившийся из товарного мира для удобства обмена товара на товар. Поэтому возникновение денег связано с появлением товарного производства. В условиях товарного производства деньги выполняют множество функций. Они выражают стоимость товара, служат средством обмена, платежа и накопления. Они могут также использоваться в расчетах между странами.

Денежное выражение стоимости товара есть его цена. В свою очередь, в категории «цена» представлены определенные взаимоотношения между продавцом и покупателем, когда при обмене товара на деньги некоторое количество денег возвращается к собственнику товара.

Деньги не всегда сопровождают движение товаров или услуг. Собственник денежных средств может передавать их другим лицам на условиях платности и возврата по истечении определенного времени. В таком случае возникают кредитные отношения.

Работник, нанимаясь и трудясь на предприятии, получает заработную плату. В таком случае между работником и работодателем также возникают денежные отношения.

Во всех перечисленных случаях имеют место денежные отношения, для которых общей характеристикой является возмездность (эквивалентность). Если ты платишь деньги – получаешь товар; если выполняешь определенную работу – получаешь заработную плату; если берешь деньги в кредит – платишь процент и т. п. Однако такая возмездность характерна не для всех денежных отношений. Выделяется особая группа денежных отношений, для которой характерным является преимущественно неэквивалентное движение денег. Именно эта группа денежных отношений и представляет собой финансовые отношения.

Обособление части денежных отношений в особую категорию «финансы» связано с появлением такого важного субъекта хозяйственной жизни, как государство. Государству для выполнения своих функций всегда были необходимы денежные средства, которые формировались в основном за счет перераспределения созданного продукта, через налоги. Само наличие государства обязывало граждан и хозяйствующих субъектов отдавать часть своих доходов на общие нужды. Так возникли денежные отношения, которые нельзя в полной мере назвать эквивалентными.

Государство изымало через налоги денежные средства. Но в каждом конкретном случае, для каждого налогоплательщика, будь то хозяйствующий субъект или гражданин, установить прямую связь между тем, сколько ты отдал и сколько получил взамен от государства в виде общественных благ, было невозможно. В таком случае возникали неэквивалентные денежные отношения, основу которых составляли уже не столько экономические, сколько меры правового, принудительного характера.

В результате этих отношений формировались централизованные денежные фонды государства. Эти фонды государство использовало на финансирование армии, содержание госаппарата, осуществление экономической и социальной политики. По мере того, как возрастала роль государства, расширялись прежде всего его экономические функции, рос объем централизованных денежных фондов государства. Сегодня в бюджетах большинства развитых стран сосредоточено до половины всего национального ВВП.

В результате перераспределения формировались не только централизованные фонды государства, но и децентрализованные денежные фонды хозяйствующих субъектов и граждан (домашних хозяйств). Фирмы, реализовав продукцию и уплатив налоги, получали денежные средства, которые они уже могли использовать по своему усмотрению. Граждане, работники, получив заработную плату и уплатив налоги, также получали в свое распоряжение денежные средства, которые использовали для удовлетворения своих потребностей.

Так происходило обособление части денежных средств и выделение особой группы денежных отношений, которая функционировала исключительно на стадии распределения и перераспределения совокупного продукта. Именно она и получила название финансов.

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

Такой подход отражен и в самом термине «финансы» (finances – денежные средства). Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В русский язык этот термин перешел в XVIII в. и в течение долгого времени употреблялся как синоним понятию «казна». Русский профессор права Московского университета Семен Ефимович Десницкий в работе «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» так определял финансы: «Финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов»[1].

В изданном в начале XIX в. Академией наук толковом словаре отмечалось: «Финансы, фр. Государственная казна, собираемая с подданых для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр.»[2]

После опубликования в 1889 г. профессором Санкт-Петербургского университета В.А. Лебедевым работы «Финансовое право» под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть[3].

Более широкая трактовка финансам была дана в работах С.Ю. Витте. В Конспекте лекций о Народном и Государственном хозяйстве он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг[4].

В современном понимании финансы представляют собой систему денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

При этом необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

Первое. Уровень и состояние финансов во многом определяются тем, как обстоят дела в реальном секторе производства. Это обусловлено производным характером финансов и тем обстоятельством, что финансы – это лишь часть денежных отношений, возникающих на стадии перераспределения созданного продукта. Поэтому от того, каков объем созданного в обществе продукта, зависит и объем финансовых средств, которым реально могут располагать государство, хозяйствующие субъекты и граждане.

Второе. Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит). Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Третье. Хотя финансы связаны с перераспределением созданного продукта, они оказывают свое влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что финансы как экономическая категория – это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

1) это денежные отношения, связанные с перераспределением созданного общественного продукта;

2) их наличие обусловлено существованием государства как органа управления;

3) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

4) основой их существования и формирования является сфера материального производства;

5) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

1.2. Функции финансов

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП) за вычетом потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия – дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Активно использовать финансы в качестве средства регулирования экономики правительства развитых стран начали со времени Великой депрессии 1929–1933 гг. Главным идеологом и основоположником теории и практики регулирования экономики путем использования государственных финансов в XX столетии является английский экономист Дж. Кейнс, сформулировавший теорию государственных финансов, представляющую собой важнейшую составную часть кейнсианской (неокейнсианской) экономической теории.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих субъектов. Для частных предприятий он связан с контролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной власти, то речь идет прежде всего о проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и платежей между предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирование предпринимательской деятельности, рациональное использование имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может осуществляться как специальными финансовыми подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств.

1.3. Финансовая политика государства и финансовый механизм

Все перечисленные выше функции финансов непосредственно реализуются в финансовой политике и финансовом механизме.

Финансовая политика – это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

1) обеспечение финансовыми ресурсами программ, осуществляемых государством;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных направлениях государственной политики;

4) достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости государства;

5) создание устойчивой материальной основы функционирования хозяйствующих субъектов;

6) формирование уровня доходов, обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

Особенно велика роль финансовой политики в эпоху кардинальных изменений в обществе, как это происходило в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.

Финансовая политика государства включает следующие элементы:

• политика внешних и внутренних заимствований;

• политика в области международных финансов. Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Финансовая политика реализуется посредством финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

• совокупность организационных форм финансовых отношений;

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами и финансовой системой;

Использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличаются понятия «финансовые отношения» и «денежные отношения»?

2. Дайте определение финансов как экономической категории.

3. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?

4. Что такое финансовая политика государства и каковы ее главные задачи?

5. Что включает в себя понятие «финансовый механизм»?

Содержание

  1. Управление финансами предприятия
  2. Этапы управления финансами

Финансы – главный элемент в построении и развитии бизнеса, имеющий свои источники поступления и определенное назначение.

Чтобы денежные потоки грамотно распределялись и приносили бизнесу процветание, необходимо грамотное управление финансами, которое призвано обеспечивать полный контроль, регулирование и учет денежных средств на законодательном уровне, в соответствии с правилами, нормативно-правовыми и учредительными документами. Процесс управления имеющимися финансами затрагивает интересы собственника организации, государства и общественности.

От правильного распоряжения финансами зависит не только эффективность деятельности, но и рентабельность и ликвидность компании. Чтобы понять, что представляет собой управление финансами, следует ознакомиться с объектами и субъектами, принципами и этапами управления.

Управление финансами предприятия

Основополагающей функцией управления финансами является контроль и регулирование денежных отношений внутри организации, со страховыми и кредитными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами.

Управление представляет собой процесс деятельности, нацеленный на развитие финансовой системы предприятия и достижение экономической стабильности.

В управлении финансами взаимодействуют субъекты и объекты управления.

Субъекты – это органы управления финансами, которые контролируют формирование, накопление и использование денежных средств на законодательном и нормативно-правовом уровне.

  1. Законодательные органы, занимающиеся созданием законов о финансовой деятельности, установлением бюджета и лимита на размер государственного долга; созданием или, наоборот, отменой определенных видов налогов;
  2. Исполнительные органы контролируют и регулируют соблюдение законодательства предприятиями. К ним относится Министерство финансов и его структурные подразделения, Государственная налоговая служба;
  3. Финансовые службы предприятия, управляющие собственными экономическими ресурсами. Управляющим субъектом являются руководитель, собственник, финансовый директор и главный бухгалтер. В больших компаниях эта компетенция отводится специальным структурам, где финансовыми потоками управляют отдельные специалисты;
  4. Страховые службы, регулирующие целевое использование средств из страхового резерва.

Комплекс всех управляющих органов именуется финансовым аппаратом.

Объекты – это различные формы денежных отношений, сопряженные с формированием, накоплением и использованием их субъектами управления.

  • Государственные финансы;
  • Внебюджетный фонд;
  • Финансы предприятий;
  • Страховые фонды.

Государственные финансы представляют собой денежные средства, предназначенные для политической сферы деятельности. Государственный бюджет распределяется строго в рамках стратегического плана экономики страны.

Внебюджетный фонд – это средства, накопленные региональной и федеральной властью. Распределяется в строго целевом назначении, в сферах, не обозначенных в государственном бюджете. Внебюджетным фондом управляют самостоятельные организации, занимающиеся решением вопросов по своему усмотрению: социальные нужды населения, отраслевые производства и т.д.

Финансы предприятий – это собственные денежные средства компаний. Формирование, накопление и назначение средств регулируется руководителем, финансовым директором и бухгалтером.

Страховые фонды – это взаимоотношения между компанией и страховыми организациями по поводу возмещения материального ущерба. Целевое использование страховых средств регулируется страховыми организациями.

Субъектами должны соблюдаться следующие принципы в управлении финансами:

  1. Принцип законности гласит о строгом соблюдении управляющих органов с законом, правилами и нормативно-правовыми документами.
  2. Принцип независимости означает владение независимостью органов управления в материальном, функциональном, организационном плане от иных физических и юридических лиц. Принцип должен быть прописан в регулирующем деятельность органов законодательстве.
  3. Принцип гласности состоит в разглашении информации населению и государству о текущем экономическом положении и применении экономических ресурсов.
  4. Принцип объективности объясняется точным и исчерпывающим информированием о текущем экономическом положении и применении денежных ресурсов, и их соответствии с законодательством, правилами и постановлениями управляющих организаций.
  5. Принцип ответственности должен соблюдаться всеми управляющими органами, который гласит о материальной ответственности за формирование и применение экономических ресурсов, и контроль над ними.
  6. Принцип плановости означает системный мониторинг результатов деятельности организации и возможных перспектив последующего финансирования.
  7. Принцип непрерывности состоит в непрерывном мониторинге результатов управления денежными потоками и контроле над выполнением задач в установленные сроки.
  8. Принцип эффективности операций по управлению финансами выражается в оперативности раскрытия отклонений от установленных нормативов и своевременное решение проблемы, и возмещение понесенных убытков.
  9. Принцип сбалансированности означает равное соотношение запланированных расходов к ожидаемым доходам из всех привлеченных источников.
  10. Принцип системности гласит о вовлечении в контроль над финансами всех участников и организаций системы управления.

Этапы управления финансами

Регулирование и контроль денежных потоков – необходимые инструменты для повышения эффективности и работоспособности организации.

Управление финансами происходит поэтапно. Каждый этап является обязательным и требует исполнения.

Этапы работы управляющих органов:

  1. Финансовый анализ деятельности предприятия;
  2. Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия;
  3. Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия;
  4. Оперативное регулирование движения финансов;
  5. Контролирование финансового состояния предприятия;
  6. Учет экономических ресурсов предприятия.

Финансовый анализ деятельности предприятия – это изучение экономического положения компании на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

С помощью финансового анализа определяется оценка, экономические показатели и коэффициенты деятельности предприятия. Анализ требуется руководителю компании, банкам и инвесторам для понимания экономического состояния компании.

Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия показывает перспективу результатов деятельности предприятия, определяет источники получения доходов и величину денежных расходов на прогнозируемый период времени.

Прогнозирование влечет за собой следующий этап управления – планирование.

Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия строится на составлении планов характеристик и объемов денежных потоков, и их источников получения.

На этом этапе составляются и утверждаются бизнес-планы, маркетинговые планы, планы по заработной плате, планы затрат и себестоимости и другие. Планирование ведется с целью оптимизации расходов и определения экономических результатов.

Оперативное регулирование движения финансов состоит в моментальном реагировании на отклонения от заданных параметров и принятии оперативного решения по исправлению ситуации.

Контролирование финансового состояния предприятия призвано передавать информацию управляющим органам о соблюдении законодательных, нормативно-правовых актов, и правил использования денежных средств. Один из методов контроля – аудит.

Учет экономических ресурсов предприятия показывает финансовое состояние предприятия на текущий момент: фактическое наличие денежных средств и резервов.

Для сокращения работ по регулированию финансами предприятия рекомендуется внедрение автоматизации.

Автоматизированная система управления (АСУ) – это комплекс экономических, административных и математических способов вычислительной техники, с помощью которой можно управлять денежными потоками.

АСУ состоит из взаимосвязанных подсистем:

  • организационно-экономическая;
  • информационная;
  • программная;
  • техническая;
  • организационно-правовая;
  • технологическая;
  • кадровая подсистема.

АСУ может проверять отчетности, имеет функцию финансово-кредитного регулирования, характеризует экономическое состояние и движение денежных средств.

date image
2015-05-20 views image
13077

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



• разнообразные виды финансовых отношений

49. Государственные органы управления финансами в Российской Федерации:

• финансовые органы на уровне субъекта Российской Федерации

• Министерство финансов Российской Федерации

• территориальные органы Федерального казначейства Российской Федерации

50. Полномочиям Министерства финансов РФ соответствуют функции:

- составление отчета об исполнении федерального бюджета

• утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

51. Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

- составление проекта федерального бюджета

• рассмотрение и утверждение федерального бюджета

- разработка программ государственных заимствований

- принятие финансового законодательства

- составление отчета об исполнении федерального бюджета

• утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

52. Полномочиям Совета Федерации РФ соответствуют функции:

- рассмотрение и утверждение федерального бюджета

- разработка программ государственных заимствований

- принятие финансового законодательства

• отклонение и принятие законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год

- составление отчета об исполнении федерального бюджета

- утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

53. Правительство РФ реализует задачи в системе управления государственными финансами:

• разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма

• обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики

- осуществляет оперативный финансовый контроль

- рассматривает и утверждает проект федерального бюджета

• представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

54. Налоговые инспекции выполняют функции в системе управления общегосударственными финансами:

• определяют суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет и внебюджетные фонды

- исполняют решения судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного получателям бюджетных средств

• применяют санкции к нарушителям налоговой дисциплины

- проводят расследования налоговых преступлений в особо крупных размерах

- осуществляют валютный контроль

55. Органы управления финансами, принимающие участие в оперативном управлении межбюджетными отношениями в РФ:

• Министерство финансов РФ

• Федеральное казначейство

- Федеральная служба налоговой полиции

66. Перенос сложившихся пропорций формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период осуществляется методом:

• экстраполяции

67. Контроль, осуществляемый исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:

• общегосударственному

68. Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления):

• предварительный контроль

• текущий контроль

• последующий контроль

69. Предварительный финансовый контроль осуществляют:

• законодательные органы власти

- органы налоговой полиции

• органы Федерального казначейства

- Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России

- Контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

70. Функции, выполняемые налоговой полицией:

• расследование налоговых преступлений

- планирование налоговых поступлений

• защита работников налоговых инспекций




• контроль за деятельностью налоговых инспекторов

- обеспечение возврата излишне взысканных сумм налогов

71. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:

• государственные налоговые инспекции

• органы Федерального казначейства РФ

- отделения Пенсионного фонда РФ

- территориальные финансовые органы

- контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

72. Контроль, осуществляемый территориальными органами Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, является:

• последующим

73. Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ:

• контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами

- финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения

- контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней и федеральные внебюджетные фонды

• контроль за исполнением федерального бюджета

• экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства

74. Функции Контрольно-счетной палаты г. Москвы:

- проверяет целевое использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов

• проводит экспертизу проектов законов, решений и иных нормативных документов Правительства г. Москвы по Финансово-бюджетным вопросам

• проверяет целевое использование средств бюджета г. Москвы

• проверяет образование и расходование средств внебюджетных фондов г. Москвы

- осуществляет контроль за своевременным зачислением налоговых платежей на бюджетные счета всех уровней

75. Главное управление Федерального Казначейства реализует функции в области управления государственными финансами:

• осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства

• регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета

• осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

- осуществляет методическое руководство в налоговой сфере

- регламентирует деятельность всей финансовой системы страны

76. Финансовые планы экономических субъектов:

• смета доходов и расходов бюджетного учреждения

• баланс доходов и расходов промышленного предприятия

• финансовый план страховой компании

- бюджет г. Москвы

77. Виды финансовых документов, разрабатываемые как прогноз:

• перспективный финансовый план РФ

• сводный баланс финансовых ресурсов РФ

• консолидированный бюджет РФ

- бюджет Пенсионного фонда РФ

- сметы бюджетных организаций

78. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

• федеральный бюджет России

• бюджет Псковской области

• бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации

- консолидированный бюджет Российской Федерации

- сводный финансовый баланс региона

79. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:

• бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации

• областные и краевые бюджеты

- сводная бюджетная роспись

- смета доходов и расходов бюджетного учреждения

- консолидированный бюджет Российской Федерации

80. Финансовое планирование - это:

• функциональный элемент системы управления финансами

- элемент финансовой системы страны

- элемент финансовой политики

- элемент финансового механизма

81. Этапы финансового планирования:

• балансирование, сведение в одно целое отдельных статей доходов и расходов финансового плана

• расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период

• анализ выполнения плана за предыдущий период

- последующий контроль за выполнением текущего финансового плана

- оперативное управление выполнением плана текущего периода

82. Система финансовых планов характеризуется:

• наличием разнообразных видов и форм финансовых планов

• взаимосвязями разных финансовых планов друг с другом

- разными методами составления финансовых планов

- директивным характером утвержденных финансовых планов

83. Факторы, влияющие на организацию финансов экономических субъектов:

• форма собственности

• организационно-правовая форма экономического субъекта

• отраслевые особенности

- природно-климатические условия хозяйствования

- состав основных средств

84. Организационно-правовая форма экономического субъекта влияет на:

• состав источников формирования уставного капитала

• порядок распределения прибыли

• порядок использования имущества организации при ее ликвидации

- объем финансовой ответственности по хозяйственному договору

- порядок уплаты налога на прибыль

85. Финансы экономических субъектов - денежные отношения, складывающиеся:

• внутри самого субъекта по поводу распределения выручки от реализованной продукции

• между экономическими субъектами в связи с уплатой штрафов за недопоставленную продукцию

• между экономическим субъектом и бюджетной системой страны

- между экономическим субъектом и работниками по поводу выплаты заработной платы

- между экономическими субъектами в связи с оплатой товарной продукции

86. Финансовые отношения между экономическими субъектами возникают по поводу:

• применения штрафных санкций в соответствии с договорами

• формирования уставного капитала совместного предприятия

• реализации долговых ценных бумаг, эмитированных одним предприятием и проданных другому предприятию

- оплаты счетов за поставку оборудования

- уплаты налога на прибыль

87. Отраслевые особенности хозяйственной деятельности экономического субъекта отражаются на организации его финансов, влияя на:

• структуру источников финансирования капитальных вложений

• структуру источников формирования оборотных средств

• потребности в страхования имущества

- выполняемые финансами функции

- возможные источники финансирования капитального ремонта

88. Для финансовых отношений, возникающих между экономическими субъектами и бюджетной системой страны, характерны:

• строгая регламентация

• в основном (кроме некоторых некоммерческих организаций) двустороннее движение финансовых ресурсов

• возвратность средств, предоставленных на кредитной основе

- обязательная смена форм собственности

89. Источниками формирования финансовых ресурсов открытого акционерного общества могут выступать:

• средства, поступающие от выпуска и размещения облигаций ОАО

• выручка от реализации товаров и услуг

- начисленная, но не выплаченная заработная плата

90. Источниками финансовых ресурсов экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах являются:

• выручка от реализации товаров и услуг

• средства, мобилизуемые на финансовом рынке

• внереализационные доходы

-временно-свободные средства населения

91. Финансовыми ресурсами экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах выступают:

• прибыль

• амортизационные отчисления

• устойчивые пассивы

- налог на прибыль

- единый социальный налог

92. Направления использования финансовых ресурсов экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

• уплата налогов

• распределение прибыли среди учредителей

• капитальные вложения

• расходы на НИОКР

- выплата заработной платы работникам

93. Внутренние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

• реинвестируемая прибыль

• амортизационные отчисления

- выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

94. Внешние источники финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

• выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке

• иностранные инвестиции

• бюджетные ссуды

95. Внешние источники финансирования капитальных вложений экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

• средства бюджета

• иностранные инвестиции

- прибыль от основной деятельности

96. Направления использования чистой прибыли экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:

• финансирование капитальных вложений

• покрытие недостатка оборотных средств

- выплата заработной платы

- уплата косвенных налогов

97. Внутренние источники финансирования прироста оборотных средств:

• прибыль

• излишки оборотных средств за предыдущие периоды

• прирост устойчивых пассивов

98. Факторы, оказывающие влияние на финансовую устойчивость экономического субъекта, функционирующего на коммерческих началах:

• инфляционные процессы

• налоговая политика

• амортизационная политика

- членство в отраслевом профсоюзе

- величина временно-свободных денежных средств у работников данного предприятия

99. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, прибыль (предпринимательский доход) которых распределяется между членами данной организации:

• потребительское общество

• потребительский кооператив

Функции Государственной Думы РФ:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Функции Совет Федерации Федерального Собрания:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Функции Президента РФ:

исполнение федерального бюджета

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год

Функции Министерства финансов РФ:

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении бюджета

прогноз федерального бюджета

принятие или отклонение закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год

Государственные органы управления финансами в Российской Федерации:

финансовые органы на уровне субъекта Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации

территориальные органы Федерального казначейства Российской Федерации

муниципальные финансовые органы

Полномочиям Министерства финансов РФ соответствуют функции:

составление проекта федерального бюджета

рассмотрение и утверждение федерального бюджета+

разработка программ государственных заимствований

принятие финансового законодательства

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

Полномочиям Государственной Думы РФ соответствуют функции:

составление проекта федерального бюджета

рассмотрение и утверждение федерального бюджета

разработка программ государственных заимствований

принятие финансового законодательства

составление отчета об исполнении федерального бюджета

утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

Правительство РФ реализует задачи в системе управления государственными финансами:

разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма

обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики

осуществляет оперативный финансовый контроль

рассматривает и утверждает проект федерального бюджета

представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета

Налоговые инспекции выполняют функции в системе управления общегосударственными финансами:

определяют суммы налогов, подлежащих внесению налогоплательщиками в бюджет и внебюджетные фонды

исполняют решения судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного получателям бюджетных средств

применяют санкции к нарушителям налоговой дисциплины

проводят расследования налоговых преступлений в особо крупных размерах

осуществляют валютный контроль

Органы управления финансами, принимающие участие в оперативном управлении межбюджетными отношениями в РФ:

Министерство финансов РФ

Федеральная служба налоговой полиции

Главное управление Федерального Казначейства реализует следующие функции:

осуществляет учет операций и управление движением бюджетных средств на счетах казначейства

регулирует межбюджетные отношения в процессе исполнения федерального бюджета

осуществляет методическое руководство в налоговой сфере

þ осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства получателями бюджетных средств

¨ регламентирует деятельность всей финансовой системы страны

Министерство финансов РФ Исполняет федеральный бюджет, составляет отчет об его исполнении
Налоговые инспекции Осуществляет контроль за своевременностью и полнотой внесения налогов и сборов в бюджет
Счетная палата РФ Проводит экспертизу отчетов об исполнении федерального бюджета
Федеральное Собрание РФ Принимает финансовое законодательство

Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:

государственные налоговые инспекции

органы Федерального казначейства РФ

отделения Пенсионного фонда РФ

территориальные финансовые органы

контрольно-ревизионные управления министерств и ведомств

К ведению Комитета по бюджету Совета Федерации относятся вопросы законодательного обеспечения:

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации

инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

валютного регулирования и валютного контроля, трансграничных финансовых операций

государственного финансового контроля

К ведению Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению относятся вопросы законодательного обеспечения:

системы платежей и расчетов;

государственного фонда формирования, хранения, отпуска и использования драгоценных металлов и драгоценных камней

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации

К ведению комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской относятся вопросы законодательного обеспечения:

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации

государственного финансового контроля

инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

системы платежей и расчетов

Подразделения по финансовым вопросам, которые образует Совет Федерации

Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению

Департамент межбюджетных отношений

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики

Комитет по бюджету

Подразделения по финансовым вопросам, которые образует Министерство финансов РФ

Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению

Департамент межбюджетных отношений

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности

Комитет по бюджету

Тема 6. Финансовый контроль

Перенос сложившихся пропорций формирования и использования финансовых ресурсов на планируемый период осуществляется методом:

Контроль, осуществляемый исполнительными органами власти субъекта РФ, относится к:

Формы финансового контроля (исходя из времени его осуществления):

Основные вопросы финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ:

контроль за внебюджетными средствами, используемыми министерствами и ведомствами

финансовый контроль в процессе составления проекта бюджета и организации его исполнения

контроль за своевременным и полным поступлением налоговых платежей в бюджеты разных уровней и федеральные внебюджетные фонды

контроль за исполнением федерального бюджета

экспертиза проектов бюджетного и финансового законодательства

Контроль, осуществляемый местными органами власти, относится к ___________ контролю

Контроль, осуществляемый на стадии составления финансовых планов – это _______________ контроль

Контроль, проводимый по требованию законодательства или по решению компетентных органов – это _____________ контроль

Государственный финансовый контроль осуществляют…

прокуратура РФ, органы внутренних дел

центральный банк РФ и федеральная служба безопасности

министерство финансов РФ, казначейство, федеральная налоговая служба

финансовые отделы и бухгалтерии предприятий

… … представляет собой совокуп­ность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а так­же оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произве­денных расходов.

… модель предусмат­ривает возможность наделения отдельных контрольных органов некото­рыми судебными функциями в определении виновности лиц в финансовых наруше­ниях и требовании возмещения ущерба

Читайте также: