Налоговые инициативы как инструмент государственной поддержки бизнеса в условиях пандемии

Опубликовано: 18.09.2024

Поддержка бизнеса в условиях пандемии: предложения бизнес-сообщества
Melpomene / Depositphotos.com

Распространение новой коронавирусной инфекции несет за собой не только угрозу здоровью нации, но и создает значительные экономические препятствия для развития бизнеса. В условиях объявления нерабочих дней, введения режима повышенной готовности и самоизоляции в ряде регионов, обусловивших существенное снижение потребительского спроса, отсутствие условий для нормальной деятельности, уменьшение доходов организаций, представители бизнеса испытывают значительные трудности. В связи с этим на федеральном уровне уже принимаются отдельные меры поддержки субъектов МСБ – преимущественно в части отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.

Однако Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает эти меры недостаточными и предлагает к принятию ряд дополнительных антикризисных мер, разработанных вместе с бизнес-сообществом. Так, в ходе состоявшейся 8 апреля пресс-конференции, омбудсмен выделил три ключевые группы мер, направленных на поддержание бизнеса в условиях пандемии:

  • меры по сохранению рабочих мест (предоставление работодателям права сокращать зарплаты до минимума – одного МРОТ и установление возможности отправлять сотрудников в отпуск с выплатой пособия в один МРОТ);
  • меры налоговой поддержки (изменение порядка уплаты НДС, отмена налогов для малого бизнеса);
  • меры по условиям кредитования (запрет на требования досрочного погашения кредитов и отсрочка выплаты кредитов на год).

Рассмотрим каждое из указанных направлений.

Меры по сохранению рабочих мест

Такие меры бизнес-омбудсмен считает первоочередными в сложившихся экономических условиях. "Это важнейшая задача – и социальная, и предпринимательская, экономическая. Если предприятия сохраняют рабочие места, значит, они живы, они работают. И тот, кто сохраняет рабочие места, должен быть главным реципиентом всякой экономической помощи, которая оказывается сегодня государством", – подчеркнул омбудсмен.

Борис Титов озвучил статистику, сформированную Центром стратегических разработок, согласно которой почти половина предприятий (49%) сообщила о переводе своих работников на неполный рабочий день с сокращением зарплаты, более 20% компаний уменьшили зарплату сотрудникам при сохранении норм рабочего времени. 16% организаций начали увольнять сотрудников, 30% компаний уже подумывают над увольнением, а еще 30% работодателей заставили своих работников взять отпуск без сохранения зарплаты. Проблема усугубляется тем, что денег у многих работодателей на выплату зарплаты нет, а ответственность за задержку ее выплаты есть – в виде штрафа в размере 20-30 тыс. руб. по ст. 5.27 КоАП и в виде уголовной ответственности по ст. 145.1 Уголовного кодекса вплоть до лишения свободы на срок до трех лет при повторном нарушении.

Как отметила в ходе пресс-конференции Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае Виктория Бессонова, в период с 30 марта по 30 апреля у работодателей, по сути, нет возможности минимизировать затраты на оплату труда законными способами, предусмотренными Трудовым кодексом (оформление простоя, предоставление отпуска без сохранения зарплаты с согласия работника). Поскольку такие механизмы могут применяться только в случае осуществления предпринимательской деятельности, то те компании, которые не имеют права осуществлять эту деятельность в связи с продлением Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 нерабочих дней и принятием других ограничений на уровне регионов, поставлены в неравные условия с теми предпринимателями, которые могут продолжать работать. Хотя и последние в связи с введением режима самоизоляции терпят существенные убытки в связи с падением спроса, что заставляет их снижать зарплату сотрудникам и принимать другие меры.

Бизнес-сообщество полагает, что решить указанные проблемы поможет предоставление работодателям возможности сокращать размеры зарплаты до уровня МРОТ или отправлять сотрудников в бессрочный отпуск с выплатой пособия в размере не менее МРОТ в месяц. "Если требовать зарплаты полностью, то ее может вообще не оказаться, потому что предприятия уйдут в банкротства", – пояснил свою позицию правозащитник.

Меры налоговой поддержки

По словам директора Центра налоговой политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилла Никитина, бизнес-сообщество выступает не просто за отсрочку уплаты отдельных налогов, а за более радикальные решения по снижению налогового бремени. В частности, речь идет об уменьшении нагрузки на фонд оплаты труда, а также о возможности установления отрицательных ставок взносов, например, на первые пять МРОТ (по сути, о субсидировании зарплат для организаций, сохранивших рабочие места). Кроме того, обсуждаются идеи снижения налоговой нагрузки на арендодателей при условии, что выгода от такого снижения будет передаваться арендатору.

Борис Титов пояснил, что, в первую очередь, предлагается снизить фискальную нагрузку на фонд оплаты труда путем сокращения для всех представителей бизнеса объема страховых платежей в социальные фонды – "хотя бы до конца 2021 года, но лучше навсегда". Также рассматривается идея установления для предприятий, пострадавших от коронавирусной инфекции, платежа в бюджет по всем видам налогов, включая НДС, единоразово по истечении налогового периода 2020 года – то есть в первом квартале 2021 года (с возможной реструктуризацией). "Такая мера – это всего лишь кредитование, отсрочка выплаты, для бюджета это по-прежнему актив", – отметил уполномоченный.

Помимо этого, предлагается вернуться к ранее действовавшему принципу уплаты НДС – по факту оплаты товара, а не по факту его отгрузки. Напомним, до 2006 года ст. 167 Налогового кодекса позволяла налогоплательщикам выбрать удобный для них порядок уплаты НДС – "по оплате" или "по отгрузке". Затем для упрощения администрирования этого налога вариативность была исключена, и все налогоплательщики перешли на метод уплаты "по отгрузке". Борис Титов считает, что в текущих условиях такой механизм уплаты может привести к формированию необоснованных обязательств налогоплательщиков, что усугубит кризис "неплатежей" за полученные товары, выполненные работы и оказанные услуги. "Уплата НДС "по оплате" выгодна тем, что если покупатели систематически задерживают оплату или же им предоставляется большая отсрочка, то обязанность по уплате НДС наступает после оплаты товара", – пояснил правозащитник. Принцип "нет оплаты, нет налога" он считает более справедливым в условиях нестабильной ситуации на рынке. Но, чтобы учет средств совпадал, правила уплаты НДС "по оплате" должны быть едиными для продавца и покупателя.

Среди радикальных решений по части налогов, озвученных уполномоченным, – и предложение "забыть про налоги для малого бизнеса, забыть, что малый бизнес является фискальным источником бюджета". Отметим, ранее упоминалось о полном освобождении от налогов для предприятий МСП на специальных режимах налогообложения как минимум на три года.

Что касается условий кредитования бизнеса, то видится целесообразным введение запрета банкам ухудшать кредитную историю заемщиков при реструктуризации кредитов субъектам предпринимательства в период борьбы с пандемией коронавируса. В частности, предлагается ввести мораторий на требования досрочного погашения кредитов или реализации залогов в случае несоблюдения заемщиками условий кредитования в связи с коронавирусной инфекцией. Это позволит сохранить стабильную ситуацию по уже выданным кредитам, считает уполномоченный.

Среди антикризисных мер – и предоставление коммерческими банками льготного периода на год по выданным коммерческим кредитам, то есть отсрочка выплаты кредитов на 12 месяцев. Причем, по мнению правозащитника, за пролонгацию банками кредитов можно предоставлять банкам некоторые преимущества – например, Банк России мог бы аннулировать резервы, которые банки формировали для этих кредитов, и полностью отдать им эти средства. По подсчетам, в настоящее время на корреспондентских счетах в Банке России находятся порядка 2,6 трлн руб., принадлежащих коммерческим банкам.

В числе дополнительных мер, которые были озвучены ранее, следует отметить такие, как:

  • необходимость расширения списка отраслей, признанных пострадавшими от распространения коронавирусной инфекции (предложено рассмотреть возможность включения в него розничной и оптовой торговли непродовольственными товарами, пассажирских перевозок автомобильным транспортом, ЖКХ, частных стоматологических услуг, центров техобслуживания автомобилей, услуг по ремонту электротехники);
  • пересмотр бюджетных соглашений Минфина России с регионами для наделения последних большими полномочиями в отношении налоговых льгот и привлечения допфинансирования;
  • выпуск четких разъяснений относительно того, каким предприятиям разрешена работа в условиях карантина (например, конкретизация понятий "непрерывно действующая организация", "обслуживание на вынос", установление правил торговли товарами первой необходимости в условиях эпидемии);
  • расширение практики авансирования оплаты товаров и работ по госконтрактам (до уровня 30% по контрактам с МСП);
  • упрощение процедуры участия МСП и самозанятых в исполнении госконтрактов путем снижения требований к ним;
  • введение запрета на внесение в реестр недобросовестных поставщиков организаций, не выполнивших обязательства по госконтрактам в связи с последствиями коронавирусной инфекции, а также закрепление в законодательстве понятия обстоятельств непреодолимой силы, вызванных такими последствиями;
  • приостановление введения маркировки товаров;
  • отсрочка взимания платы за проезд большегрузов по дорогам федерального значения;
  • приостановление демонтажа нестационарных торговых объектов во всех субъектах РФ.

По сообщению на официальном сайте бизнес-омбудсмена, комплекс экстраординарных мер, предложенных региональным бизнесом, уже направлен Президенту РФ Владимиру Путину. Эти меры, сформированные по итогам массового опроса бизнеса в регионах страны, нацелены на изменение регулирования экономики в кризисных условиях. Они могут стать достойным подспорьем при подготовке очередных федеральных мер поддержки бизнеса.

Правительство и различные ведомства разрабатывают и начинают реализовывать программы поддержки компаний в условиях пандемии. Расскаем о тех мерах поддержки, которые наиболее востребованы сегодня у предпринимателей.

Инструментов помощи компаниям в условиях распространения новой коронавирусной инфекции довольно много. Подробно о том, как применять некоторые меры из приведенного в статье списка, расскажем далее.

1-й инструмент — ограничение проверок

Одной из первых мер государственной поддержки стало ослабление контроля над бизнесом.

Предприятия, входящие в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и некоммерческие организации с количеством сотрудников до 200 человек до конца 2020 года будут инспектироваться ревизорами только во внеплановом порядке по списку проверок, утвержденному в отдельном перечне. Этот список определяет, что плановое контрольное мероприятие проводится только в случаях наличия угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также при возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера. Для всех иных случаев плановые проверки будут проводиться, только если производственные объекты компаний и индивидуальные предприниматели отнесены к категории высокого или чрезвычайно высокого риска.

Одним из ключевых моментов этой меры является тот факт, что указанные компании и ИП в 2020 году будут проверяться при помощи дистанционных инструментов контроля, в числе которых видео- и аудиосвязь.

2-й инструмент — отсрочки и рассрочки по уплате налогов и взносов

Компании из наиболее пострадавших отраслей, а также входящие в список стратегических, системообразующих и градообразующих организаций, могут рассчитывать на отсрочку или рассрочку по налогам и взносам в 2020 году. Ознакомиться с перечнем наиболее пострадавших отраслей экономики можно в Постановлении Правительства № 434 от 3 апреля 2020 года. Обратите внимание, данная льгота не распространяется на налог на доходы физических лиц и НДС. А отсрочка по взносам на травматизм будет предоставляться автоматически, если инспекция предоставит отсрочку по другим взносам.

Процедура получения льготы довольно проста: вам нужно подать заявление по форме, рекомендованной ФНС России, до 1 декабря 2020 года и приложить к нему обязательство о соблюдении условий отсрочки, расчеты или декларации по налогам и взносам, по которым будет предоставлена льгота, и график погашения задолженности. Если компания планирует получить отсрочку на срок свыше шести месяцев, к пакету документов необходимо приложить обеспечение (банковская гарантия или залог недвижимости).

Для того чтобы понять, на какую величину отсрочки может рассчитывать ваша компания, проверьте соответствие определяющих условий в Таблице 1.

Таблица 1. Условия предоставления отсрочки/рассрочки по налогам и сборам
Тип организации Срок рассрочки/отсрочки Условия получения
Рассрочка
Системообразующие и крупнейшие налогоплательщики, стратегические, градообразующие На пять лет уменьшение дохода более чем на 50 %
На три года уменьшение дохода более чем на 30 %
Отсрочка
Системообразующие, крупнейшие налогоплательщики и организации, продающие социально значимые товары, стратегические, градообразующие один год уменьшение дохода более чем на 50 %
девять месяцев уменьшение дохода более чем на 20 %
шесть месяцев уменьшение дохода более чем на 10 %
три месяца в остальных случаях
Все остальные ИП и организации один год уменьшение дохода более чем на 50 % или доход уменьшился более чем на 30 % и одновременно получен убыток
девять месяцев уменьшение дохода более чем на 30 % или доход уменьшился более чем на 20 % и одновременно получен убыток
шесть месяцев уменьшение дохода более чем на 20 %
три месяца в остальных случаях

Мера позволяет компаниям получить значительное снижение налоговой нагрузки, но стоит отметить, что ваш код основного вида деятельности (ОКВЭД) должен точно соответствовать коду пострадавшей отрасли, который приведен в постановлении правительства.

В нашей практике мы уже столкнулись со случаями отказа в предоставлении преференции, когда несмотря на то, что формально компания ведет свою деятельность в рамках пострадавшей отрасли и даже всю выручку получает только по ней, из-за основного ОКВЭД предприятие отсутствует в соответствующем списке.

3-й инструмент — пониженные тарифы взносов

С 1 апреля 2020 года предприятия, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, включенные в реестр МСП, для выплат, превышающих величину федерального МРОТ (12 130 рублей в 2020 году), платят страховые взносы по пониженным тарифам:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС) – 10 %;
  • на обязательное медицинское страхование (ОМС) – 5 %;
  • взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) – 0 %.

Важно понимать, что пониженные ставки применяются только после превышения заработной платой величины МРОТ, а применять их можно до конца года. При этом действие пониженной ставки не имеет обратной силы и суммы взносов с заработной платы, начисленной до 1 апреля, пересчету не подлежат.

Как только сумма дохода сотрудника превысит МРОТ, заработная плата будет состоять из двух частей: облагаемой по общим правилам и, с суммы превышения, по пониженным ставкам. Для выплат в пределах МРОТ правила уплаты и тарифы остаются неизменными:

  • ОПС – 22 %,
  • ОМС – 5,1 %,
  • ВНиМ – 2,9 %.

Этот инструмент поддержки бизнеса в первую очередь направлен на поддержание занятости и сохранение уровня заработных плат. Так как карантинные меры должны привести к сокращению уровня потребления, а соответственно – и выручки, снижение издержек на фонде оплаты труда позволит компаниям сохранить сотрудников до полноценного восстановления деятельности.

Пример расчета страховых взносов

Чтобы понять, как нужно считать страховые взносы по новым правилам, рассмотрим пример расчета по пониженным ставкам взносов и сравним его с результатами расчетов по ранее действующим ставкам, при условии, что предельная база для начисления взносов в текущем году не была превышена.

Сразу стоит обратить внимание, что страхователь в приведенном примере экономит 3 430,5 руб. в результате применения пониженных ставок страховых взносов.

Таблица 2
Вид страховых взносов С выплаты, не превышающей МРОТ, руб. С выплаты, превышающей МРОТ, руб. Сумма взносов согласно прежнему прядку расчета Экономия, руб.
ОПС 2 668,60 2 287,00 7 700,00 2 744,40
ОМС 618,63 1 143,50 1 785,00 22,87

4-й инструмент — мораторий на банкротство

Постановлением Правительства № 428 от 3 апреля 2020 года запрещено возбуждение дел о банкротстве по заявлению должника. Ввод в действие моратория не просто позволит отложить начало процесса банкротства, но поможет сохранить заложенное имущество должника и приостановит исполнительное производство.

Воспользоваться этим инструментом могут:

  • организации и индивидуальные предприниматели из отраслей, представленных в списке наиболее пострадавших;
  • системообразующие предприятия;
  • стратеги ческие организации, обеспечивающие реализацию единой государственной политики;
  • стратегические предприятия и стратегические АО по списку, утвержденному Указом Президента РФ № 1009 от 4 августа 2020 года.

Срок действия моратория составляет шесть месяцев начиная с 3 апреля 2020 года.

5-й инструмент — безвозмездная финансовая помощь

Помимо снижения ставок по страховым взносам, еще одним инструментом поддержания занятости в экономике и сохранения персонала компании стали прямые безвозмездные выплаты из бюджета, за которыми можно обратиться в ФНС уже с 1 мая текущего года. Чтобы получить эту выплату, компания должна числиться в реестре МСП по состоянию на 1 марта 2020 года и входить в перечень наиболее пострадавших отраслей, который мы упоминали ранее. При этом организация не должна находиться в процессе ликвидации или банкротства и должна сохранить 90 % персонала по сравнению мартом этого года, что будет определено на основе отчета СЗВ-М. Однако если у компании есть недоимки по налогам и страховым взносам свыше 3 000 рублей, то субсидию она не получит.

В отличие от остальных мер под держки сроки получения безвозмезд ной финансовой помощи существенно ограничены. Заявление на получение субсидий необходимо подать по ТКС в следующие сроки:

  • для получения субсидий за апрель – с 1 мая по 1 июня;
  • для получения субсидий за май – с 1 июня по 1 июля.

Сумма субсидий составит 12 130 рублей на каждого работника организации. Для ИП с сотрудниками, чтобы определить размер субсидии, необходимо эту сумму умножить на количество работников, увеличенное на единицу.

Резюмируя, можно сделать вывод, что единственная мера поддержки, на которую может рассчитывать каждая российская компания – ограничение проверок бизнеса.

Остальные инструменты действуют далеко не для всех предприятий и отраслей экономики.

Данной меры может оказаться не достаточно, так как многие компании практически полностью потеряли выручку и могут совсем не открыться после окончания карантина. Кроме того, многие инструменты, как было отмечено ранее, направлены скорее на поддержание занятости, чем на помощь в сохранении бизнеса на плаву. В правительстве это осознают, и уже сейчас главой государства анонсирована подготовка нового пакета мер поддержки бизнеса, в числе которых расширение списка пострадавших отраслей, полное списание налогов за II квартал и льготные кредиты для бизнеса (см. стр. 34).

Нуршат Калимуллин, бухгалтер компании Acsour

Вспомним об этих решениях. Для малого и среднего бизнеса были снижены страховые взносы, для IT-сферы - ставка по налогу на прибыль, с 20 до 3%. Компании получили право уменьшать налог на прибыль на сумму, потраченную на приобретение и модернизацию оборудования.

"Комплекс мер, которые мы проводили во время борьбы с коронавирусом и экономическим кризисом, себя оправдал. Теперь мы должны перейти к решению новых задач, и во главу угла по-прежнему ставится безусловное выполнение всех социальных обязательств государства перед людьми", - заявил Михаил Мишустин.

Однако за счет снижения страховых взносов, отсрочки и списания налогов страна потеряла до 1 трлн рублей, а дефицит бюджета может составить 4,4% ВВП.

"Бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями. В целях поддержки граждан, бизнеса реализуются пакеты мер, в стоимостном выражении составляющие порядка 5% ВВП", - констатирует глава Минфина Антон Силуанов.

Как это восполнять? Кабмин нарастит заимствования: в 2020 году они составят 4-4,5 трлн рублей, в 2021-м возрастут на 875 млрд. На покрытие дефицита из Фонда национального благосостояния выделят 350 млрд. Отменяется индексация зарплат госслужащих, на 10% урезаны бюджетные траты, не связанные с соцобязательствами, на 5% - программа вооружений. В итоге в 2021-м бюджет получит дополнительно более 900 млрд рублей.

В Госдуму внесен законопроект о повышении с 1 января налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 3,5 раза, что в 2021-м принесет бюджету 56 млрд рублей. Во всем мире компании, добывающие полезные ископаемые, уплачивают государству роялти от цен на ресурсы. В России рента платится от себестоимости затрат на добычу, что в разы меньше рыночной цены на ресурсы. Ставка НДПИ по нефти составляет 40-50% от выручки, газу - 15%, драгкамням - 8%, драгметаллам - 6%, твердым полезным ископаемым - 0,5-0,6%. В ряде государств последний показатель составляет 2-6%.

"Правительство повышает налоговую нагрузку там, где есть возможность, - отмечает директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. - Значительная часть налогов, которые будут поступать от минудобрений, металлургии и нефтяников, пойдет обратно людям. Средства будут направлены на соцпрограммы".

С 2021-го планируется отмена льготы по НДПИ для выработанных месторождений, что принесет еще 260 млрд рублей. Система налогообложения нефтяной отрасли наполовину состоит из льгот. Минфин пытается перевести ее на налог на добавленный доход (НДД), так как ряд льгот морально устарел.

Например, коэффициент выработанности ввели в 2007-м для старых месторождений, так как добыча там более затратна, и параметры его расчета не обновлялись. Сейчас это приводит не к стимулированию добычи, а к сверхприбыли нефтяников.

НДД вводился в виде эксперимента для пилотных месторождений. Но Минфин выявил перекос в пользу нефтяников - бюджет недополучил 200 млрд рублей в 2019 и 2020 годах. Теперь параметры налога скорректируют, что даст бюджету 97,3 млрд рублей в 2021-м.

"Рентабельные или высокорентабельные месторождения и предприятия будут облагаться налогом, чтобы он поступал в бюджет, а дальше путь денег - на образование, здравоохранение, соцпомощь, строительство", - объяснил Остапкович.

Предлагается повысить акцизы на табачную продукцию на 20%, что даст еще 70 млрд рублей. Антон Силуанов считает, что "это будет стоить около 20 рублей к пачке, если смотреть на стоимость сигарет в размере примерно около 120 рублей".

Доход принесет и пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Выплаты процентов и дивидендов, уходящие в офшоры, должны облагаться адекватным налогом. Сейчас 2/3 средств облагаются ставкой 2%. В случае отказа государств принять новые условия РФ будет в одностороннем порядке выходить из договоров.

Как пояснил главный аналитик "ТелеТрейд" Марк Гойхман, соглашения должны были стать стимулом для привлечения иностранных инвестиций в РФ. Но "компании открывают или покупают фирму на Кипре, которая становится формальным акционером или заимодателем юрлица в России. Оно платит дивиденды или проценты по займам на Кипр. Дивиденды облагаются налогом 5-10%, а проценты по займам - 0%".

По оценке Минфина, в 2018-м на Кипр было выведено 1,4 трлн рублей, в 2019-м - свыше 1,9 трлн. Поэтому и предложено поднять ставки до 15%. Россия и Кипр уже подписали протокол об изменении соглашения. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, дополнительные поступления в бюджет будут составлять 130-150 млрд рублей ежегодно. На очереди - Мальта. Выравнивание налогов подтолкнет бизнес перерегистрироваться в спецрайоны с льготным налогообложением на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области.

В Госдуму внесен и проект о повышении НДФЛ с 13 до 15% для граждан с годовым доходом более 5 млн рублей. Благодаря этому в 2021-2023-м бюджет дополнительно получит 190 млрд рублей, которые пойдут на лечение детей с тяжелыми заболеваниями.

"Инициатива позволит снизить ставки налогов для малообеспеченных граждан, - считает вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Павел Сигал. - Такой подход во всем мире считается более справедливым в распределении доходов, чем плоская шкала налогообложения".


Что необходимо знать каждому предпринимателю

Вспышка COVID-19 в России негативно отражается на всех отраслях экономики, в особенности на малом и среднем бизнесе. Государство идет на помощь бизнесу - правительство разработало меры поддержки. Как они работают и что необходимо знать:

Как узнать, какие меры поддержки подойдут под конкретный бизнес?

- Для начала следует удостовериться, по какому виду экономической деятельности работает бизнес. Это можно проверить в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП. Получить информацию можно на сайте ФНС;

- Узнать, включен ли бизнес в реестр МСП по состоянию на 1 марта 2020 года, и к какой категории он относится: микро-, малое или среднее предприятие. При этом, предприниматель должен знать, относится ли его бизнес к отрасли, наиболее пострадавшей от кризисной ситуации;

- После получения информации нужно воспользоваться специальным сервисом на сайте ФНС и ответить на несколько вопросов, после которых программа автоматически составит список мер поддержки, которые может получить предприятие.

О моратории на проверки бизнеса. Какие проверки отменят и для кого?

На предварительный период до 1 июня 2020 года подлежат отмене:

- Ранее начатые выездные проверки;

- Выездные налоговые проверки;

- Контрольные соблюдения требований законодательства.

Означает ли мораторий на проверки бизнеса, что на его период будут отменены все проверки?

Нет. Если контролирующий орган сочтет деятельность предприятия как причиняющую вред жизни и здоровью граждан, угрожающую возникновением ЧС природного и техногенного характера, это станет основанием для внеплановой проверки.

Как поможет предприятиям-должникам мораторий о банкротстве?

- Если у предприятия появились долги, исполнительное производство по имущественным взысканиям за просрочку платежей не производится. К тому же, должнику не начисляется неустойка;

- В период действия моратория государство не может взыскать арестованное имущество в пользу кредиторов. Таким образом, предприниматель может пользоваться имуществом, однако запрет на его арест не снимается;

Действие моратория распространяется только на предприятия из наиболее пострадавших отраслей экономики, а также на системообразующие и стратегические предприятия. При этом, закон не исключает право должника самостоятельно подавать на банкротство. В таких случаях, кредиторы могут не следовать действию моратория и банкротить должников.

Какие послабления для предпринимателей вводятся на период кредитных каникул?

Предприниматели, воспользовавшиеся отсрочкой по кредиту, освобождаются от:

- Начисления штрафов и пенни по неустойке;

- Предъявления требований о досрочном исполнении обязательств;

- Взыскания со стороны кредиторов предмета залога или ипотеки;

- Требовать выплат от поручителей;

- Требований банка досрочно закрыть кредит, если основной долг полностью выплачивается в соответствии с новым графиком выплат.

Есть ли ограничения по предоставлению кредитных каникул?

Отсрочкой по кредитам сроком по 1 октября 2020 года могут воспользоваться бизнесмены, чье предприятие относится к наиболее пострадавшим от кризиса сферам, при этом не находится в стадии осуществления процедуры банкротства и не утратила статус ИП. При этом ИП может получить отсрочку по кредитам на правах физлица, если его доходы в период кризиса упали на 30 и более процентов и с ограничением на потребительский кредит - до 250 тыс. рублей, на автокредит - до 600 тыс. рублей, на ипотеку - до 1,5 млн. рублей.

Какие условия для получения предприятием кредита на зарплату сотрудникам под 0% годовых?

- Относится к перечню предприятий из наиболее пострадавших отраслей экономики;

- Предприятие должно присутствовать в реестре субъектов МСП;

- Обязано вести деятельность от 1 года;

- Не находится под процедурой банкротства и хотя бы 1 раз уплачивала налоги;

- Не имеет право на протяжении действия спецусловий сокращать персонал более чем на 10% от численности сотрудников;

- Запрос кредита предприятием не превышает сумму по формуле: кол-во сотрудников x МРОТ x 6 месяцев, и выдается на срок до 1 года.

Как можно получить отсрочку по налогам и выплачивать задолженность?

Для получения отсрочки обратиться в территориальный налоговый орган в срок до 1 декабря 2020 года. На сайте ФНС по ИНН или ОГРН можно проверить, какие правила отсрочки распространяются на конкретный бизнес. Оплачивать задолженность можно равными долями в течение года, т.е. максимальный срок погашения отсрочки может длится до 1 декабря 2021 года.

Какие гарантии получат бизнесмены, получившие отсрочку по уплате арендных платежей?

- Предприниматели могут разбить сумму задолженности перед арендодателем на 24 ежемесячных платежа, с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года, при этом могут погасить досрочно, но не имеют права вносить платежи чаще раза в месяц.

- Арендатору не будут выставлены дополнительные финансовые обременения и штрафы на весь период отсрочки (до 1 октября 2020 года);

- При невыполнении обязательных требований со стороны арендодателя, арендатор может отстоять свое право в суде, в случае, если он занят в сфере, наиболее пострадавшей от коронавирусной инфекции.

Полный текст:

  • Аннотация
  • Об авторах
  • Список литературы
  • Cited By

Аннотация

Модернизация России предполагает качественный рывок в секторе малого и среднего бизнеса, используя новые технологии и развивая инновационную сферу. Создание развитого малого и среднего предпринимательства способно решить множество современных российских проблем, поэтому государство должно развивать малые и средние предприятия и при необходимости осуществлять их поддержку. Вопросы необходимости поддержки малых и средних предприятий встали особенно остро в период пандемии коронавируса и продолжают быть актуальными как за рубежом, так и в России. Исследование отечественного и зарубежного опыта оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства позволило выделить общие и частные формы оказания помощи.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 02.12.2020).

2. Государственные программы Российской Федерации // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/fb571f395adb69528f7912a329b0fb7c/316_150414 (дата обращения: 02.12.2020).

3. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/ (дата обращения: 02.12.2020).

4. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/(дата обращения: 02.12.2020).

5. Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 (ред. от 31.01.2020) «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_137798/ (дата обращения: 02.12.2020).

6. Балынин, И. В. Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в 2010– 2014 гг. // Аудит и финансовый анализ. – 2015. – № 6. – С. 197-203.

7. Балынин, И. В. Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации в 2011–2013 гг. // Theoretical & Applied Science. – 2015. – № 1 (21). – С. 184-189.

8. Бухвальд, Е. М. Переживет ли малый бизнес России шок 2020 года? // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – С. 1319-1336. DOI: 10.18334/epp.10.5.110134.

9. Заболоцкая, В. В., Богданцова, О.В. Динамика развития малого и среднего предпринимательства в России // Экономика: теория и практика. – 2019. – № 3 (55). – С. 78-86.

10. Земцов, С. П., Царева, Ю. В. Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса // Экономическое развитие России. – 2020. – № 5. – С. 71-82.

11. Исаева, И. А. Антикризисные меры государственной финансовой поддержки субъектов предпринимательства // Научнопрактические исследования. – 2020. – № 5-4 (28). – С. 37-42.

12. Малофеев, С. Н. Современные технологии формирования финансовых ресурсов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 5 (118). – С. 695-699.

13. Мусинова, Н. Н., Сираждинов, Р. Ж. Особенности реализации политики государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. // Вестник университета. – 2019. – № 9. – С. 20-25.

14. Сергиенко, Н. С. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса: опыт развитых стран // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 5. – (118). – С. 752-755.

Читайте также: