Налоговые и таможенные льготы гарантии против национализации иностранной собственности

Опубликовано: 14.05.2024

25. Внешняя торговля и методы ее регулирования

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. С одной стороны, важнейшей задачей государства по-прежнему является создание наиболее благоприятных условий для своих предпринимателей на внутреннем и внешнем рынках, что связано с реализацией протекционистских мер и задач защиты национального рынка. С другой стороны, процессы интернационализации и глобализации вызывают необходимость либерализации внешней торговли и движения капитала, валютно-финансовых отношений.

Можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию), валютно-финансовые.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить следующие формы регулирования:

- административные (методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.):

- экономические (воздействие на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т.д.)

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли. Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается.

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность. Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства. Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин. Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Функции пошлины: фискальную - пополнение госбюджета; протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Классификации таможенных пошлин:

- по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные;

- по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

меры прямого ограничения , связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

меры косвенного ограничения , носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

· совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);

б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т.д.)

· финансовые меры, регулирующие импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей

б) множественные валютные курсы

в) ограничения на накопление иностранной валюты

г) импортные депозиты

д) отсрочки импортных платежей

е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

- внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость)

- различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства

- декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений . Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Направления государственного воздействия:

· иностранные инвестиции в национальной экономике :

- налоговые и таможенные льготы;

- гарантии против национализации иностранной собственности;

- возможность репатриации прибыли;

· инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения):

- ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний;

- определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

- применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

- установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

Могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций:

Налоговые , включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").

Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон.

Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу,

Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Объясняется это тем, что расширение международных экономических связей той или иной страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждении национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке.

Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика. Торговая политика государства - система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей.

Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами. Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др.

В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.

Таможенные тарифы содержат списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, и величину последних. Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

В конце 80-х годов уровень ставок таможенных тарифов развитых стран был относительно низок - около 6% от стоимости товара. Тарифные ставки ниже на сырьевые товары, и растут по мере увеличения степени обработки товара с целью защиты национальной промышленности.

В числе административных мер регулирования внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового оборота. Лицензирование применяется в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, для достижения взаимовыгодных договоренностей на торговых переговорах, а также с целью ответных мер на дискриминационные действия иностранных государств.

Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений, в частности торговых, имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли. Широко практикуется субсидирование расходов на ведение НИОКР в экспортном производстве. В промышленно развитых странах за счет бюджета осуществляется до 30% экспортных НИОКР.

Косвенное финансирование экспортного производства происходит путем льготного налогообложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров осуществляется разными методами. Широко распространено, особенно в США, прямое снижение налогов с компаний в зависимости от доли экспорта в их производстве. Во многих странах предусмотрено право компаний производить отчисления в резервные фонды развития экспортного производства от необлагаемой налогом прибыли. Разновидностью льгот является налоговый кредит – отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки.

Кредитование экспорта – одна из распространенных форм стимулирования. Государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 25-30 лет) кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. В промышленно развитых странах размеры такого кредитования в конце 80-х - начале 90-х годов составляли около 8% объемов экспорта. Частным банкам правительства выделяют специальные дотации на снижение кредитных ставок экспортерам.

Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам.

Поддержка экспортеров идет по линии страхования экспорта. Оно двух видов: внутреннее и внешнее. Внутреннее страхование осуществляется правительством, которое за счет бюджетных средств покрывает определенную часть рисков при крупных капиталовложениях в развитие экспортного производства. Например, страхуются капиталовложения в «риско-фирмы», осваивающие перспективные для экспорта разработки. При внешнем страховании государство принимает на себя часть политических и коммерческих рисков, связанных с экспортом.

Национальные системы страхования кредитных рисков созданы в настоящее время во всех промышленно развитых странах и в ряде развивающихся стран. Основную роль в них играют государственные страховые учреждения, частные выполняют вспомогательные функции.

Государственное страхование экспортных кредитов используется как один из инструментов внешнеторговой политики, позволяющей регулировать объемы и географию экспортного кредитования. Вместе с тем кризис внешней задолженности ряда государств повлек за собой значительные убытки страховщиков, вынудив их свернуть операции на наиболее рискованных рынках и продемонстрировать тем самым ограниченность данного инструмента.

Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической политики является регулирование притока и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый государством процесс. Иностранные частные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран.

Регулирование притока иностранных инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата с помощью гарантий от национализации иностранной собственности, репатриации капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и таможенных льгот и т.д. С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение интересов принимающих стран, то есть собственных. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Определяются отрасли экономики, доступные для иностранных инвесторов, и их максимальная доля в производстве отрасли. Устанавливается максимальная доля иностранного капитала в совместных предприятиях оговариваются участие национальных кадров в управлении данными предприятиями, условия в части использования компонентов национального производства. Ограничивается создание филиалов, репатриации капиталов и прибылей и другие. В Мексике, согласно закону об иностранных инвестициях, обязательным условием является участие национального капитала во всех предприятиях, создаваемых иностранными инвесторами.

В других странах существуют запреты на участие иностранного капитала в ряде отраслей и сфер (оборонная промышленность, внешнеторговая деятельность и некоторые другие).

Юридическая консультация по таможенному праву

Похожие темы по таможенному праву

Установленные действующим российским законодательством правила таможенного регулирования предусматривают некоторые исключение, именуемые специалистами как таможенные льготы. Предоставление таможенных льгот — важная составляющая современной таможни и процесса оформления грузов. Кроме того, существуют еще и тарифные льготы, о которых мы поговорим чуть ниже.

Существующие в сфере таможенного регулирования преимущества или исключения, носящие смягчающий характер, классифицируются в зависимости от конкретной области таможенных отношений.

Предоставление таможенных льгот

Льготы по уплате таможенных пошлин в российском праве можно разделить на:

  1. льготы в сфере осуществления платежей на таможне;
  2. льготы по контролю, осуществляемому в таможенном деле;
  3. льготы по оформлению товаров на таможне.

Льготные исключения в сфере осуществления платежей на таможне

Лица, осуществляющие операции во внешнеэкономической сфере, могут использовать таможенные льготы во время проведения некоторых платежей.

Указанные преференции могут быть предоставлены в следующих формах:

  1. освобождения от уплаты пошлин;
  2. применения ставок пошлин, характеризующихся сниженным размером;
  3. возврата таможенных пошлин, уплаченных ранее.

Кроме того, основную классификацию льготных исключений по осуществлению платежей на таможне можно провести, исходя из страны происхождения товара и цели его ввоза. Льготы по уплате таможенных сборов сейчас предоставляются не особо охотно, так что советуем нанять адвоката для отстаивания своих прав.

Освобождаются от уплаты пошлин товары, произведенные в странах СНГ, при условии отправления товара лицом, созданным и зарегистрированным в стране СНГ. При этом подтвердить происхождение товара из страны СНГ можно с помощью сертификата или декларации о происхождении товара.

Также льготы по уплате таможенных пошлин распространяются на товары, ввозимые с целью:

  • оказания помощи гуманитарного характера;
  • оказания технического содействия;
  • производства детского питания;
  • вклада в уставные фонды предприятий, работающих с иностранными инвестициями.

Освобождены от уплаты пошлины товары, ввозимые для целей средств массовой информации и характеризующиеся просветительским, культурным или научным значением. На некоторые товары действуют тарифные льготы.

Льготные исключения в сфере контроля, осуществляемого в области таможенного дела

Льготы по таможенному контролю, осуществляемому в сфере таможенных отношений, характеризуются освобождением от досмотра на таможне товаров определенного вида, а также товаров и предметов, перевозимых определенными законом категориями лиц.

Так, досмотру не подвергается личный багаж:

  1. глав иностранных дипломатических представительств, а также персонала дипломатических иностранных представителей и членов их семей;
  2. членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, а также судей (при пересечении указанными лицами границ с целью осуществления своих служебных обязанностей);
  3. Президента РФ и перемещающихся вместе с ним членов его семьи.

Предоставление таможенных льгот

Досмотру не подлежат военные иностранные корабли, воздушные боевые суда и техника военного назначения, перемещающаяся своим ходом. Применение таможенных исключений к таким транспортным средствам должно быть бесприкословным.

Освобождены от досмотра на таможне международные почтовые отправления (почтовые карточки, письма), а также литература для лиц, лишенных зрения.

Льготные исключения в сфере оформления товаров на таможне

Облегченные процедуры таможенного оформления товаров можно разделить на следующие виды:

  1. осуществление временного хранения товара, находящегося под контролем таможни, на складе заявителя;
  2. осуществление предварительного декларирования товаров (с подачей неполной периодической декларации);
  3. осуществление декларирования товара, находящегося на складе заявителя (с подачей периодической декларации);
  4. осуществление выпуска товаров до подачи необходимой декларации.

Процедуры, упрощающие оформление товаров на таможне, могут быть произведены только в отношении ввозимых в Россию товаров иностранных изготовителей.

Принимая во внимание достаточную сложность действующих таможенных правил и наличие большого количества нормативных правовых документов в данной сфере, лицам, занимающимся внешнеэкономическими операциями, необходимо заручиться грамотным бухгалтерским сопровождением своей деятельности, а также пользоваться услугами высококвалифицированных специалистов в области конкурентного права и законодательства о налогах и сборах. Льготы по уплате таможенных сборов и знание ситуаций, в которых они могут быть вам предосатвлены, поможет сэкономить массу средств. Предоставление таможенных льгот не всегда выгодно самим таможенникам, так что отстаивая свои права, вы избижите взяточничества со стороны тамоэенников и сделаете все честным путем. Таможенные льготы — то, за что должен бороться каждый.


Методы
Базовые дисциплины
Внешнеэкономическая деятельность
Государственное регулирование
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

2. Основные направления, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.


Схема 1.

В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т. д.

Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников внешнеэкономической деятельности посредством использования экономических мер - налогов, таможенных пошлин и сборов, ставки банковского процента, валютного курса и т. д.

Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Выделяют протекционистскую, умеренную и политику открытой экономики, называемую иногда политикой свободной торговли или фритредерства, (что на наш взгляд, не совсем точно, т. к. помимо торговли важна и система взаимоотношений с мировым хозяйством в инвестиционной и валютно-финансовой сферах). Каждое из этих понятий в современных условиях весьма относительно.

Следует заметить, что в чистом виде экстремальных случаев (протекционизм или открытая экономика) не встречается. Хотя в разные периоды развития отдельные государства подходили очень близко либо к полному прекращению внешнеэкономических связей (Северная Корея, Албания), либо к полной либерализации (Исландия, Гонконг).

Наличие административных форм воздействия на участников внешнеэкономических отношений, как правило, связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность.

Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства.

Внешнеэкономическая политика, носящая умеренный характер предполагает сочетание в каких-то пропорциях элементов открытой экономики и протекционизма.

Конкретные методы и инструменты государственного регулирования, связаны с реализацией отдельных направлений внешнеэкономической деятельности.

3. Государственное регулирование внешней торговли. Основной формой внешнеэкономических связей (по динамике и стоимостным показателям) считается внешняя торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).


Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Там пошлина выполняет три основные функции:

    фискальную - пополнение госбюджета; протекционистскую - защита отечественных производителей; регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф). Таможенный тариф РФ систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), базирующейся на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), действующей на основе международной Конвенции с 1988 года.

Таможенный тариф - важный инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин. Наиболее распространенными является по объекту обложения - выделяются импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины.

Нетарифные барьеры - ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин. Существуют различные подходы к классификации нетарифных барьеров. Среди международных организаций выделяются классификации ЮНКТАД и ООН.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы:

меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы; меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

    совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения
    внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому:

а) наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке);
б) введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей; отсутствие возможностей применения национального режима к иностранным фирмам и предпринимателям (различные тарифы при оплате грузовых и пассажирских потоков, разрешение на перемещение грузов иностранцами только через определенные порты и железнодорожные станции и т. д.)

    совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки:

а) специальные правила импортных платежей
б) множественные валютные курсы
в) ограничения на накопление иностранной валюты
г) импортные депозиты
д) отсрочки импортных платежей
е) субсидирование и кредитование экспорта.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры - разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (на определенный процент или на определенную величину на единицу товара) к данной категории торговых барьеров относятся:

внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары (в РФ налог на добавленную стоимость) различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога (в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы), специальные налоги, добавочные пошлины, вводимые в целях улучшения финансового положения государства или защиты национального производства декретированая таможенная оценка - установление таможенной стоимости определенных товаров, применяемой для исчисления таможенных пошлин и сборов, в административном порядке.

Всемирная торговая организация (ВТО) стремится максимально ограничить использование нетарифных барьеров в мировой торговле. В соответствии со ст.111 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) налогообложение импортных товаров должно осуществляться на условиях национального режима. Согласно ст. XIII ГАТТ, правила таможенного оформления не должны затруднять внешнюю торговлю. К 2000 г. страны-члены ВТО планируют отказаться от добровольных экспортных ограничений, к 2005 - прекратить квотирование торговли текстилем.

Сохранившиеся количественные ограничения на торговлю (в первую очередь сельскохозяйственными товарами) подвергнуты тарификации, т. е. пересчету в тарифные эквивалент.

В развитых странах ряд видов квотируемой продукции облагается сравнительно низкими пошлинами, а к продукции ввозимой сверх этих квот, применяются консолидированные тарифы, представляющие собой ставку тарифа плюс тарифицированные нетарифные ограничения.

При необходимости использования нетарифных барьеров ГАТТ/ВТО рекомендуется отдавать предпочтение финансовым мерам.

Тарифные и нетарифные методы регулирования составляют основу протекционистской политики государства.

4. Государственное регулирование движения капитала и валютно - финансовых отношений. Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

иностранные инвестиции в национальной экономике; инвестиции резидентов в экономику других стран (зарубежные капиталовложения).

Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

работающие на привлечения иностранных инвестиций; работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся следующие меры:

    налоговые и таможенные льготы; гарантии против национализации иностранной собственности; возможность репатриации прибыли; предоставление концессий.

    ограничение доли иностранцев в уставном капитале компаний; определение сфер экономической деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий; применение различных оговорок в отношении создания предприятий с иностранными инвестициями; - применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов; установление условий, оговаривающих необходимость использования местных факторов и компонентов производств.

В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

    Налоговые, включающие: налоговые льготы, ускоренную амортизацию, изменение налоговых ставок для некоторых предприятий, таможенные льготы при импорте оборудования, налоговые каникулы (при условии предоставления статуса "пионера"). Финансовые - получение займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые социально - экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ). Нефинансовые - позволяющие в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать более благоприятные условия для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

В целом систему мер государственного регулирования можно представить следующим образом:


Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т. д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.

Таможенные льготы находят свое применение в том случае, если необходимо снизить нагрузку по государственной пошлине, налогам либо же упростить транспортировку товаров или личного имущества, как при экспорте, так и при импорте. Подобные льготы действуют в отношении физических и юридических лиц. Их регулирование происходит Венской Конвенцией, Таможенным Кодексом РФ, ТК ЕАЭС и иными актами и нормативами РФ.

Таможенные льготы
Льготы по уплате таможенных платежей и порядок их предоставления

Разделяют всего несколько видов платежей на таможне:
  • Экспортные;
  • Импортные;
  • Обязательные;
  • Косвенные.
Они в свою очередь включают в себя:
  1. Налог для таможни. Это взнос обязательного вида, который связан с транспортировкой товаров и иных вещей через государственную границу.
  2. Таможенные сборы. Также обязательный платеж, который уплачивается самой таможне, за то, что она выпускает, а иногда и сопровождает товары либо же иные вещи.
  3. НДС. Это плата за товар, который ввозится на землю Российской Федерации. Регулирования такого платежа осуществляется Таможенным Кодексом и Налоговым Кодексом.
  4. Акцизы. Это вид налогов, облагающих товары массового потребления. К примеру, сигареты, алкогольные напитки, машины, бензин и многое другое. Их регулирование происходит Таможенным Кодексом и внутренними законами страны.

Для чего же осуществляются все виды перечисленных плат? Для того чтобы обеспечить защиту внутреннего рынка государства от возможных конкурентов. Вывоз всех товаров регулирует Внешнеэкономическая Деятельность страны. Все уплаченные денежные средства перенаправляются в бюджет федерального уровня, и стоит сказать о том, что за прошедшие несколько лет именно они составляют его самую наибольшую часть. Сумма перечисленных обязательных взносов напрямую зависит от установленных ставок и разновидности товаров.

Ставки делятся на:
  1. Адвалорные. Определяются они в процентах от той суммы, которую установила таможня на товар.
  2. Специфические. Это ставки цена, на которые является фиксированной для той или иной продукции.
  3. Комбинированные. Рассчитываются от цены и количества того или иного товара, ввозимого в страну.

Помимо этого существуют и другие виды пошлин: сезонные и установленные на 6 месяцев, и применяются они для вывоза оперативного вида, к примеру, сельскохозяйственной продукции. Вид особых платежей всегда защищается. К примеру, некоторые из них специально направлены на защиту внутреннего рынка страны от засилья импорта. А такие платежи как антидемпинговые направлены на то, чтобы защитить отечественного производителя от завышенной цены. Есть еще и компенсационные платежи, которые созданы специально для того чтобы защитить отечественного производителя от конкуренции во время импорта.

ВНИМАНИЕ . Что касается НДС и акциз, то их оплата происходит непосредственно при ввозе товаров, которые будут реализовываться как индивидуальными предпринимателями, так и государственными организациями.

Разновидности послаблений

Такой термин как «льгота» подразумевает под собой исключение из уже действующих правил, которое направлено на упрощение той сферы, где оно предоставляется. Льгота имеет сущность цели - механизм реализации, который направлен на экономическую помощь иным странам.

Как гласит Таможенный Кодекс РФ, а именно его статья 74, упрощения используются по таможенным платежам, а именно:
  • Сборам, которые собирают свыше пошлин;
  • Налогам, которые уплачиваются по твердой ставке;
  • Налогам по тарифу;
  • Преференциям, которые предоставляет государство или страны - участники Таможенного Кодекса;

При проезде границы смягчение установленных правил выражается в том, что плата за товар либо полностью отменяется, либо же частично. Также может происходить возраст денег, которые уже были уплачены ранее.

Ситуации, которые гарантируют наличие льготы

Для того чтобы освободиться от уплаты преференции по пошлине, необходимо принимать во внимание следующее:
  1. Государство, в котором был произведен товар. К примеру, если продукт производился в СНГ, а отправитель является законным участником ВЭД, и это можно подтвердить соответствующими бумагами (декларацией), оплата пошлины не требуется. Те государства, которые только начинают развиваться могут частично не платить пошлину. Как правило, им стоит оплатить только 75% от всей суммы. Список стран, которые попадают под льготу, утверждает Российское Правительство.
  2. С какой целью осуществляется ввоз. Не платить можно лишь за ту продукцию, которая причислена к образовательной, научной и имеет отношение к культуре, а также за грузы, гуманитарного назначения, которые применяются для ликвидации аварий техногенного характера и передаются в установочный фонд (для лиц юридических, имеющих иностранные капиталовложения). Существуют и исключения, к которым относится продукция, являющаяся товаром подакцизным и ресурсы первоосновных фондов.
  3. К какому виду относится ввозимый товар. От уплаты таксы освобождается товар, относящийся к российской государственной и иностранной денежной единице, акциям и иным документам ценного вида. Исключением являются экземпляры нумизматического вида.
  4. Цена. В том случае, если вся сумма ввозимого товара не более пяти тысяч рублей, оплата пошлины и налогов не нужна. Главное условие - ввозимый товар предполагается доставить одному человеку.
  1. Какой применяется режим таможни.
Полностью от оплаты пошлины освобождается товар, если он:
  • Перевозится из ТОСЭР (Территории опережающего социально-экономического развития);
  • Перемещается транзитом международного вида;
  • Перемещается исключительно по территории таможни, относящейся к РФ;
  • Перемещается лишь по части пути. Говоря точнее, его путь берет начало в России и прекращается за ее пределами;
  • Относится к торговле беспошлинного вида и продается исключительно в рознице;
  • Имеет отношение к таможенному складу, то есть храниться под таможенным наблюдением до 3 лет, после чего отправляется на реэкспорт;
  • Относится к безвозмездным объектам, передающимся непосредственно государству;
  • Относится к припасам пассажиров и команд международных судов, как морских, так и воздушных, а также поездов;
  • Относится к специальному режиму, являющемуся временной модификацией продукции, реимпорту, а также реэкспорту.
  1. Применяется ли специальная процедура таможни. Оплата пошлины не требуется если:
  • Происходит временный импорт или вывоз транспортных средств, оборудования и запчастей для них;
  • Происходит перемещение частных вещей пассажиров. На тысячу евро должно приходиться не больше 35 кг;
  • Осуществляются международные отправления почтой, которые включают в себя товар на сумму меньше чем 10 000 рублей, и при условии, что перемещение происходит только лишь один раз в 7 дней для 1-го получателя.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Льготные платежи таможне косвенного вида

ВАЖНО . Налогоплательщик имеет право полностью освободиться от уплаты НДС либо же вернуть те деньги, которые он уже ранее заплатил.

В том случае, если товар ввозился на местность страны как денежная поддержка или же, как сырье, которое впоследствии было направлено на изготовление определенных видов медикаментов, член ВЭД освобождается от оплаты пошлины.

Также не оплачивать НДС возможно, если товар предоставляет собой:
  1. Натуральные алмазные камни необработанного вида.
  2. Валюту российской национальности или иностранной.
  3. Средства платежей, относящихся к законным.
  4. Образовательные принадлежности для детей (учебник), а также инструменты для помощи в учебе (презентация, реферат).
  5. Бумаги ценного вида.
  6. Технику или оборудование.
  7. Некоторые виды агрегатов, запчастей, которые будут применяться как взносы в установочный капитал организации.
  8. Продукцию, которая производилась вне пределов РФ, но на российских предприятиях, которые были арендованы.
  9. Морские продукты, которые обрабатывались либо же, вылавливались субъектом РФ.
  10. Издания печатного вида, которые будут направлены в музеи и библиотеки.
  11. Объекты кинематографа.
  12. Ценности художественного происхождения.
  13. Продукцию офтальмологического вида, которая передается России безвозмездно (в дар).
  14. Средства технического происхождения, направленные на реабилитацию либо же изготовления сырья.

Также перечисленные виды товаров не подлежат оплате таможенной пошлины, если они относятся к акцизному виду.

С чего начать оформление льготы

Субъект, в намерения которого входит получить таможенную льготу, должен в первую очередь заняться оформлением декларации, в которой он обязан указать вид товара, для чего он предназначается и в каком количестве он ввозится на землю России. Все обязательно должно быть подтверждено документами. К примеру, если товар представляет собой технику либо же оборудование, которые будут направлены на установочный капитал, то необходимо предоставить бумаги, которые докажут что предприятие куда вносится капитал действительно существует.

ВНИМАНИЕ . Для товаров, которые были куплены за пределами РФ, необходимо предоставить соответствующий чек. Предприятия, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, как правило, сталкиваются с весьма сложным и длительным оформлением декларации.

Объясняется это тем, что с них каждый раз могут требовать новые документы и постоянно меняется нормативная база. Допустить ошибки не позволительно. Это может привести к получению серьезных штрафов, а также к задержке ввоза, и иногда даже к конфискации товара.

ВАЖНО . Если ввоз товара осуществляется физическим лицом, то ему необходимо обязательно ознакомиться с правилами таможни. Это очень важно, так как вполне возможно, что плата пошлины будет завышена. Стоит понимать, что любой вид имущества, который принадлежит физлицу, в том числе и деньги – это товар.

Не вносить таможенные платежи имеют права декларанты в том случае, если:
  • Их имущество не имеет отношения к предпринимательской деятельности;
  • Товары являются багажом физлица, который проходит границу;
  • Цена товара, а также его вес и количество совпадают с нормами, установленными законодательством. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Если вес будет превышать норму, то декларанту придется заплатить 30% от всей суммы.
На одно физическое лицо в 2021 году, возраст которого не превышает 17 лет, допускается ввозить в страну:
  1. Два литра пива, наливки, вермута либо этилового спирта.
  2. 50 штук различных видов сигар.
  3. 100 единиц сигарилл.
  4. 200 штук сигарет.
  5. 250 гр. табака.

Заключение

Оформлением документов занимаются работники таможенного управления и пограничники непосредственно на самой границы. Именно для этого каждый аэропорт, мореходные и жд вокзалы имеют специальные комнаты. Если проезд границы происходит на машине, то необходимо предоставить документы не только на сам автомобиль, но и на человека, находящегося за рулем. В том случае если в страну осуществляется ввоз запрещенных товаров или превышается допустимый лимит, а субъект не имеет возможность оплатить штраф, то все его имущество подлежит задержанию, а за хранение на таможни придется заплатить дополнительную сумму денег.

Читайте также: