Налоговые эксперименты в россии

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июля 2019 г. № ЕД-4-15/13072@ “О направлении положений эксперимента по прослеживаемости товаров”

Федеральная налоговая служба в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления», до утверждения порядка в соответствии с пунктом 5 Положения о проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, направляет рекомендации по проведению указанного эксперимента (прилагаются).

Настоящее письмо необходимо довести до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.В. Егоров

Рекомендации по проведению эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

I. Условия участия заинтересованных лиц в эксперименте

В эксперименте могут участвовать заинтересованные лица, совершающие операции с товарами, указанными в приложении к положению постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (далее - товары, подлежащие прослеживаемости), отвечающие следующим требованиям.

1. Заинтересованные лица должны осуществлять с товарами, подлежащими прослеживаемости, операции минимум одного из следующих видов:

Заинтересованное лицо должно являться лицом, ответственным за финансовое урегулирование, в соответствии с декларацией на товары, в соответствии с которой товары выпущены на территории Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления (далее - ДТ);

2) операции купли-продажи товаров на внутреннем рынке Российской Федерации;

3) операции по оптовой продаже товаров налогоплательщикам государств-членов Евразийского экономического союза.

2. Операции купли-продажи на внутреннем рынке Российской Федерации должны оформляться счетами-фактурами и(или) универсальными передаточными документами (далее - УПД) с указанием регистрационного номера ДТ, а также при наличии технической возможности № товарной позиции по ДТ.

3. Товары, подлежащие прослеживаемости, должны быть выпущены на территории Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления после 01.07.2017 года.

II. Правила подачи заинтересованными лицами, желающими участвовать в эксперименте, заявок, типовая форма заявки, а также перечень прилагаемых к заявке документов

1. Заявка на участие в эксперименте оформляется в соответствии с типовой формой заявки согласно приложению, к настоящим рекомендациям.

2. В заявке обязательно указывается информация о заинтересованном лице, желающем участвовать в эксперименте, о представителе этого лица, а также информация о товарах, подлежащих прослеживаемости.

3. Заявки направляются сопроводительным письмом за подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя, или руководителя уполномоченной организации, или физического лица - представителя заинтересованного лица, желающего участвовать в эксперименте.

4. Сопроводительное письмо направляется в Управление камерального контроля ФНС России (далее - Управление) одним из следующих способов:

1) посредством интернет-обращения на сайте ФНС России;

2) по почте на адрес: 127381, г. Москва, улица Неглинная, д. 23.

5. Подача заявок лицами, желающими участвовать в эксперименте осуществляется с 1 июля по 30 сентября 2019 года.

6. В случае направления заявки на участие в эксперименте руководителем уполномоченной организации, или физическим лицом - представителем заинтересованного лица, желающими участвовать в эксперименте, к заявке прилагается копия доверенности.

Приложение иных документов к заявке не требуется.

III. Порядок регистрации заявок от заинтересованных лиц, желающих участвовать в эксперименте

1. При получении заявки Управление осуществляет проверку:

- соблюдения правил подачи заявки заинтересованным лицом, желающим участвовать в эксперименте;

- соответствия заявки прилагаемой форме;

- указанных в заявке сведений;

- прилагаемых к заявке документов.

2. Управление информирует заинтересованное лицо, желающее участвовать в эксперименте, о результатах рассмотрения заявки в течение 10 рабочих дней со дня регистрации сопроводительного письма, а также направляет информацию о контактном лице от Управления (далее - Контактное лицо).

IV. Правила предоставления заинтересованными лицами, участвующими в эксперименте, документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, Федеральной налоговой службе.

Заинтересованные лица, участвующие в эксперименте, представляют в ФНС России документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости.

1. Заинтересованные лица, участвующие в эксперименте, предоставляют документы не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем регистрации заявки в соответствии с пунктом 2 Порядка регистрации заявок от заинтересованных лиц, желающих участвовать в эксперименте (раздел III настоящих рекомендаций) в отношении операций с такими товарами, совершенных с даты начала эксперимента по последнее число месяца предшествующего регистрации заявки.

Допускается предоставление документов в отношении операций с товарами, совершенных с 01.01.2019.

2. В дальнейшем участники эксперимента предоставляют документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем совершения операции с такими товарами.

3. Предоставление документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости осуществляется путем передачи участниками эксперимента документов (сведений) с помощью операторов электронного документооборота, электронной почты или посредством предоставления удаленного доступа.

3.1 Порядок взаимодействия через операторов электронного документооборота.

Документы или сведения из документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, подлежащих прослеживаемости направляются через оператора электронного документооборота направляются посредством Формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержденного приказом ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ (далее - Формат) в адрес Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7.

В значении элемента «Код налогового органа» таблицы 4.12 Формата указывается значение «9977».

Для документов, представляемых в виде электронных образцов документов, полученных путем сканирования в значении элемента «Наименование, реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа» таблицы 4.10 Формата указывается «Прослеживаемость эксперимент [ИНН участника]».

Для документов, представляемых в xml формате в значении элемента «Наименование, реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документа-основания (основного документа)» таблицы 4.9 Формата указывается «Прослеживаемость эксперимент [ИНН участника]».

МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 в течение одного рабочего дня направляет полученные документы посредством ведомственной системы электронного документооборота в Управление камерального контроля ФНС России.

О получении документов участников эксперимента информирует Контактное лицо посредством электронной почты в течение 2-х рабочих дней.

3.2 Порядок взаимодействия посредством электронной почты.

Документы, содержащие реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости, направляются участниками эксперимента на электронную почту Контактного лица с темой сообщения «Прослеживаемость эксперимент [ИНН участника]».

Контактное лицо информирует участника эксперимента об успешном получении документов посредством электронной почты в течение 2-х рабочих дней.

3.3 Предоставление участниками эксперимента Контактному лицу удаленного доступа по логину и паролю к своему специальному виртуальному серверу, созданному исключительно в целях прослеживаемости.

На указанный сервер должна происходить загрузка документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости с периодичностью не реже установленных сроков предоставления.

Выгрузка документов, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости осуществляется Контактным лицом.

Контактное лицо информирует участника эксперимента об успешном получении документов по средствам электронной почты в течение 2-х рабочих дней.

V. Структура регистрационного номера партии товаров и правила его указания в документах, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости

I. Структура регистрационного номера партии товаров, подлежащих прослеживаемости.

Регистрационный номер партии товаров (далее - РНПТ) формируется на основании регистрационного номера декларации на товары (далее - ДТ) и показателя графы 32 декларации на товары, между которыми стоит знак «/», ХХХХХХХХ/ХХХХХХ/ХХХХХХХ/ХХХ, где:

элемент 1 - код таможенного органа, зарегистрировавшего ДТ;

элемент 2 - дата регистрации ДТ (день, месяц, две последние цифры года);

элемент 3 - порядковый номер ДТ, присваиваемый по журналу регистрации ДТ таможенным органом, зарегистрировавшим;

элемент 4 - порядковый номер декларируемого товара.

II. Правила указания РНПТ в документах, содержащих реквизиты товаров, подлежащих прослеживаемости.

1. При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента, участники эксперимента, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость:

а) включают РНПТ в графу № 11 счета-фактуры при его выставлении в электронной форме.

Кроме РНПТ обязательно указание в счете-фактуре количества товара и единицы измерения, согласно приложению, к положению постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807 «О проведении эксперимента на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления».

б) заполняют показатели таблицы 5.17 «Сведения о товаре, подлежащем прослеживаемости (СведПрослеж)» документа об отгрузке товаров (со статусом документа «1» ) при его выставлении в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг),включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме».

2. При реализации товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента, участники эксперимента, применяющие специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН), плательщики налога на добавленную стоимость, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, заполняют показатели таблицы 5.17 «Сведения о товаре, подлежащем прослеживаемости (СведПрослеж)» документа об отгрузке товаров при его выставлении в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@ «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг),включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме».

Форма заявки на участие в эксперименте по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления

1. Сведения о заинтересованном лице:

Наименование налогоплательщика
ИНН/КПП налогоплательщика
ФИО контактного лица
Адрес электронной почты контактного лица

2. Сведения о товарах, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента:

№ пп Наименование товара Код товара по ТН ВЭД Примеры регистрационных номеров деклараций на товары*(1) Продавцы товаров, подлежащих прослеживаемости*(2) Покупатели товаров, подлежащих прослеживаемости*(3)
Наименование1,ИНН1,КПП1; Наименование2,ИНН2,КПП2; … Наименование3,ИНН3,КПП3; Наименование4,ИНН4,КПП4; …

*(1) указывается значение графы 11 счетов-фактур

Обзор документа

С 1 июля по 31 декабря 2019 г. проводится эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных в России для внутреннего потребления ФНС разработала рекомендации, которые содержат:

- условия участия в эксперименте;

- правила подачи и регистрации заявок;

- порядок предоставления документов с указанием данных о прослеживаемых товарах;


Что означает введение с 1 июля 2020 года на всю Россию режима «Налог на профессиональный доход»?

1 апреля, т.е чуть больше месяца назад, Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предоставляется право ввести на своей территории данный налоговый режим.

История вопроса. Интересно в этой связи отметить, что идея о распространении экспериментального налогового режима для самозанятых широко обсуждалась еще в прошлом году.

Так, в конце 2019 года, газета «КоммерсантЪ» писала о том, что в Совете Федерации заявили: в случае успешного хода эксперимента по введению налога для самозанятых, этот опыт будет распространен на всю страну с 1 июля 2020 года (более подробно см. здесь).Однако с 2020 года новостей о дальнейшем расширении «эксперимента» уже почему-то не было. Можно предположить, что другие проблемы забрали на себя всё внимание властей. А может быть власти ждали результатов эксперимента по тем 19 регионам, в которых новый налоговый режим стал применяться с 1 января 2020 года (ведь именно на эту дату под экспериментом стали вместо 4, находиться уже 23 региона России, а число вставших на учет самозанятых на конец марта составило уже более 560 тысячи человек).

Всё шло, вроде бы нормально, но «грянул коронавирус»…30 марта депутатом А.М. Макаровым и сенатором Н.А.Журавлевым в ГосДуму вносится законопроект № 933027-7 «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". В соответствии с законопроектом, субъекты РФ должны получить право вводить этот налоговый режим для самозанятых на своей территории с 1 июля 2020 г. 31 марта ГосДума сразу в 3х чтениях этот закон принимает, в тот же день Совет Федерации всё одобрил. А на следующий день, 1 апреля, закон подписывает Президент.
Почему всё произошло так быстро? Так и остается непонятным, почему столь масштабный и последовательный эксперимент, рассчитанный аж на 10 лет, т.е. до 2028 года (включительно), был так лихорадочно скомкан и столь торопливо прекращен.Было ли это запланировано изначально, т.е. еще в 2018 году, когда ГосДумой рассматривался законопроект № 551845-7, поступивший в ГосДуму 21 сентября, или «так получилось», уже, увы, особого значения не имеет.Кстати, каких-то «великих» причин по спешке принятия этого закона в пояснительной записке (которая отличалась своей лаконичностью) так и не было приведено. Просто депутат и сенатор указывали коллегам по ГосДуме о том, что режим этот «очень хороший», а кроме того, предлагаемое ими «с 1 июля 2020 года расширение территории действия эксперимента по установлению специального налогового режима не имеет своей целью получение дополнительных доходов». Как-то так…Ни ссылок на итоги эксперимента, ни на какие-то предварительные итоги, ни о «политике», ни о «коронавирусе» в пояснительной записке к проекту не было. Иными словами, «надо принять» и «пусть регионы сами думают».А я вот считаю, что экономический кризис, вызванный ограничительными мерами в целях предотвращения коронавируса, предполагает возможность появление определенного количества безработных, что и сподвигнуло депутатов представить для таких лиц действительно комфортный и необременительный налоговый (да и не только налоговый) режим, чтобы хоть как-то сгладить негативные последствия каких-то неблагоприятных последствий с занятостью.
Что означает «окончание эксперимента»?
Кто-то мне сейчас скажет, что «эксперимент не закончен, а продолжается в масштабах всей страны».Но я думаю, это чистое лукавство.Эксперимент, он на то и эксперимент, чтобы под него попадали не все, а некоторые. Однако в данном случае «налог на профессиональный доход» фактически стал полноценным шестым по счету специальным налоговым режимом (см. подп.6 ст.18 НК РФ).И, кроме того, зачем общероссийскому режиму статус «в порядке эксперимента». Неужели кто-то думает, что «в случае чего», эксперимент будет отменен?
Поэтому с полной уверенностью можно констатировать, что:1) "Эксперимент окончен: и "всем спасибо";2) Режим "Налог на профессиональный доход" пришёл всерьёз и надолго, поэтому. 3) . ждём скорые поправки в НК РФ о введении этого режима новой главой за номером, например - 26.6 "Налог на профессиональный доход" раздела VIII.1 части II НК РФ;4) Очевидно, что Федеральный закон от 27 ноября № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» подлежит скорейшей отмене.
А вот дальше начинаются ещё вопросы…
Главный вопрос.
И самый главный и первый: «Что будет с обещаниями властей не пересматривать условия налогообложения самозанятых до 2029 года», т.е. так, как это и предусмотрено до сих пор, пока еще в ст.1 пока еще не отмененного Федерального закона № 442-ФЗ.С одной стороны, чисто юридически, когда отменён будет весь закон, автоматически «отменится» и ст.1, а по сему и всяческие гарантии о том, что в течение 10 лет условия налогообложения самозанятых сохранятся, «испарятся» сами собой.Конечно, по-хорошему, власти должны бы сохранить это обещание и не трогать «Налог на профессиональный доход» до 2027 года. Однако, однако…Читаем внимательно п.3 ст. 1 Федерального закона № 442-ФЗ:«В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного п.8 ч. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона».Понимаете?Гарантии распространяются только на размер налога и на предел дохода, который сохраняет право на «Налог на профессиональный доход».Но в этом пункте нигде не сказано о том, что «государство клянется, и зуб даёт, что других налогов (сборов) для самозанятых больше не будет». Или можно например взять и увеличить список ограничений по видам деятельности. Да много чего еще можно…Вот, например, почему бы не ввести в скором времени для самозанятых те же условия по исчислению и уплате страховых взносов, что и для ИП без наёмного персонала, с его фиксированной составляющей и т.д. Ведь формально и ставки и размер дохода для самозанятых останется прежним, а вот то, что еще новые поборы появятся, ну так то, что ж поделать?Ведь не зря же Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ налоговиков обязали передавать данные по учету самозанятым в органы Пенсионного фонда РФ.Поэтому вопрос по будущему налоговому бремени самозанятых остается открытым.Лично для меня сомнений никаких нет – налоговое бремя самозанятым будет повышаться, весь вопрос только «когда» и «на сколько». Даже «способ» этого «повышения» особого значения не имеет, т.к. любое государство, когда речь касается способов усиления налогового пресса, всегда проявляет чудеса креативности.В качестве некоего успокоения изложу свою позицию.Федеральный законодатель, пообещав самозанятым не пересматривать их режим до 2028 года, связал себя этим обещанием. В противном случае, государство рискует нарушить собственную Конституцию РФ. Ведь почти 20 лет назад Конституционный Суд РФ указал: не гоже государству нарушать собственные обещания «о сроках», закрепленные к тому же в Федеральном законе.Помните это знаменитое постановление Конституционного Суда РФ? Если кто забыл, то завтра я его специально выложу.
Еще вопрос: «Как будут проверять?»
В настоящее время мы наблюдаем чудеса «доброты и ласки» со стороны государства. Мы видим, что государство даже налоговые проверки обязуется не проводить для самозанятых, а всё, что принимается по этому поводу сплошь «льготы и послабления».Однако я уверен – так будет не всегда. И это, к сожалению, объективная реальность.К сожалению, государство, без «принуждения» обойтись не может и не сможет.Поэтому рано или поздно, государственные органы начнут «выявлять» и «привлекать». Думаю, что после этого процесса, когда он «грянет», количество самозанятых резко возрастёт, ибо так случается всегда, тут ничего нового.Но другой вопрос, каким образом государство начнет всё это выявлять?Думаю, что здесь не обойтись без «контрольных закупок», всяческих «рейдов» (тем более, что они уже проводились в некоторых регионах (см. здесь)), и прочего прочего.Иными словами, уверен, что в НК РФ у нас в скором времени начнут появляться новые нормы (а может даже и целые статьи) об особых контрольно-налоговых мероприятиях в отношении самозанятых. Ведь для всех налоговедов представляется очевидным, что имеющиеся «формы налогового контроля» из гл.14 НК РФ, в первую очередь предназначены для организаций и ИП, а вот для многомиллионной армии самозанятых придется придумывать «свои методы»..Иными словами, если кто-то подумал, что «эксперимент закончен», немного ошибается. Эксперимент может быть и окончен, но вот новая история, новая страница в отечественном налогообложении только начинается.И не хочу оказаться пророком, но новые условия налогообложения затронут практически всех нас, хотя многие еще недооценили, или вернее, еще не до конца прониклись масштабностью будущих изменений современной налоговой системы в связи с введением налогов для самозанятых для всей нашей страны. И убедиться в этом нам придётся очень скоро.


25 октября в Госдуме прошел первое чтение пакет поправок, состоящих из трех законопроектов, которые направлены на введение нового налогового спецрежима «Налог на профессиональный доход». Поправки определяют порядок проведения соответствующего налогового эксперимента в ряде субъектов РФ, а также закрепляют указанный правовой институт в Налоговом кодексе.

Как следует из пояснительных записок, законопроекты разработаны во исполнение Указа Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г. от 7 мая 2018 г. № 204. В целях создания благоприятных условий для самозанятых граждан вводится новый режим налогообложения, предусматривающий автоматическую передачу информации о продажах в налоговые органы РФ, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

Первый законопроект дополняет содержащийся в НК РФ перечень специальных налоговых режимов системой налогообложения в виде налога на профессиональный доход. В рамках спецрежима физлицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность не только без регистрации в качестве ИП, но и без применения контрольно-кассовой техники. Поправки также устанавливают особенности регистрации физлица в качестве ИП при утрате им права на применение указанного спецрежима. За нарушение порядка формирования и сроков передачи чека при применении данного спецрежима установлена налоговая ответственность.

В законодательство об ОМС РФ вводятся новые субъекты: страхователи и застрахованные лица – плательщики специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Указанная категория налогоплательщиков для получения страховой пенсии вправе добровольно уплачивать взносы на ОПС в любом размере с ограничением максимального размера таких взносов.

Также законопроект закрепляет в НК РФ институт налогового эксперимента, в рамках которого на территории одного или нескольких субъектов РФ, муниципальных образований в течение определенного срока устанавливаются отдельные налоги, сборы, специальные налоговые режимы. За 6 месяцев до окончания эксперимента Правительство РФ обязано представлять в Госдуму РФ отчет об эффективности (неэффективности) указанного мероприятия с предложениями о его продлении или прекращении либо установлении соответствующего налога, сбора, специального налогового режима.

Второй законопроект посвящен проведению соответствующего эксперимента по внедрению налога на профессиональный доход в нескольких субъектах РФ (г. Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), который продлится до 31 декабря 2028 г.

Согласно документу плательщиками налога на профессиональный доход являются физлица, в том числе ИП, перешедшие на указанный спецрежим. Профессиональным доходом признается доход физлиц от деятельности, при которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, за исключением некоторых видов доходов. Обязанность по сдаче налоговой декларации в таком случае отсутствует.

Объект налогообложения составляют доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) с учетом установленных особенностей; денежное выражение дохода, полученного от такой реализации, является налоговой базой. Законопроект также устанавливает особый порядок учета чеков, выдаваемых при реализации товаров, работ и услуг. Закрепляется, что при таком режиме налоговый период равен календарному месяцу. Также установлен налоговый вычет, максимальный размер которого составляет 10 тыс. руб. Налоговая ставка составляет 4% при реализации товаров физлицам и 6% – при реализации ИП и юрлицам.

Третий законопроект вносит поправки в ст. 56 и 146 БК РФ, которыми устанавливаются правила и нормативы распределения бюджетных поступлений от налога на самозанятых граждан.

Адвокат, партнер юридической фирмы «Тиллинг Петерс» Екатерина Болдинова отметила, что Госдума рассматривает сейчас два основных законопроекта, которые призваны зафиксировать статус самозанятых граждан и предложить им адекватное налоговое бремя, стремясь вывести из тени тех, кто фактически работает «на себя», без статуса ИП.

«В настоящее время большинство репетиторов, кондитеров, профессиональных клинеров (горничных) и нянь работают, что называется, “в серую”: доход получают наличными или на карточку, никакие налоги в бюджет не уплачивают и могут даже официально числиться безработными. В условиях бюджетного дефицита такая ситуация не может устраивать государство, и поэтому оно регулярно делает попытки заставить таких самозанятых отчитываться о своих доходах», – пояснила эксперт.

Комментируя второй законопроект, адвокат отметила незначительное количество регионов, участвующих в налоговом эксперименте: «Почему в список городов для проведения эксперимента не попал Санкт-Петербург или иные города? Ведь даже при желании посмотреть, как будет работать налогообложение граждан налогом на профессиональный доход, выборка субъектов РФ получается слишком маленькой».

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, поправки являются попыткой улучшить собираемость налогов в период тяжелой экономической ситуации за счет такого огромного теневого сектора в российской экономике, как самозанятые граждане. «Легализацию самозанятых лиц логично проводить на фоне роста экономики и реальных доходов граждан, – отметил эксперт. – В этом случае у государства больше возможностей включения указанной группы в режим налогообложения. А сейчас работающие на себя не заинтересованы отдавать часть своих доходов государству».

По словам адвоката, серьезные опасения вызывает не сам факт введения налога на профессиональный доход для налогоплательщиков, а непонимание со стороны налоговых органов порядка осуществления контроля за правильностью исчисления и уплаты данного налога. В силу того что проект поправок не предусматривает каких-либо особенностей относительно проведения налоговых проверок, эксперт высказал предположение о том, что они будут проводиться в соответствии с общими нормами.

«Однако камеральные налоговые проверки проводятся налоговыми органами на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиками. В случае самозанятых граждан декларации в налоговый орган не представляются и, таким образом, остается неизвестным, как налоговые органы будут контролировать правильность исчисления налога», – пояснил он.

Также Василий Ваюкин отметил, что выездные налоговые проверки проводятся по месту жительства физического лица: «При этом нельзя забывать о конституционном праве граждан на неприкосновенность жилища. Таким образом, неясно, где конкретно налоговый орган будет проводить проверки, поэтому остается предположить, что они будут осуществляться на территории налогового органа».

Эксперт полагает, что если налогоплательщик не сможет обосновать факт получения денежных сумм, перечисленных на его расчетный счет, не относящихся к объекту налогообложения налогом на профессиональный доход, то с большей долей вероятности такие суммы будут отнесены к доходам налогоплательщика в рамках НДФЛ. Также он высказался против дифференциации налоговых ставок в зависимости от того, кому реализован товар или оказаны услуги.

Первый заместитель председателя МКА «МАГНЕТАР», адвокат, налоговый консультант Михаил Бегунов согласился с тем, что поправки направлены на легализацию «теневого» малого сектора экономики, а также на увеличение поступлений в бюджет субъектов РФ посредством установления льготного порядка налогообложения деятельности физлиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

«Льготный характер данного режима налогообложения обусловлен тем, что у физических лиц отсутствует обязанность по регистрации в налоговом органе в качестве ИП и сдаче налоговой отчетности, а процентная ставка по новому налогу существенно ниже ставки по НДФЛ. Однако, несмотря на упрощенный порядок применения нового режима налогообложения, данные факторы навряд ли смогут повлиять на недобросовестных налогоплательщиков, не удерживающих налог с полученных доходов, поскольку на текущий момент не существует эффективного инструмента для выявления данной категории налогоплательщиков», – отметил Михаил Бегунов.

Субъекты Северо-Западного федерального округа один за другим вводят на своей территории специальный налоговый режим для самозанятых граждан. Вначале такое решение приняли парламентарии Калининградской области, следом за ними - псковские депутаты, на очереди - Заполярье. Предприниматели поддерживают законодательные инициативы. В пилотных регионах спецрежим успел зарекомендовать себя как простой и удобный инструмент взаимодействия некрупного бизнеса и государства. Недавнее решение о возврате самозанятым налогов, уплаченных в 2019 году, только усилило степень доверия к нововведению.


Речь идет о налоге на профессиональный доход (НПД), который взимается с помощью специального приложения ФНС России "Мой налог". Жители четырех пилотных регионов - Москвы, Республики Татарстан, Московской и Калужской областей - получили к нему доступ в начале прошлого года. В начале текущего года спецрежим начал действовать еще в 19 субъектах РФ, в том числе в трех регионах СЗФО - Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Ненецком автономном округе. По информации Федеральной налоговой службы, по состоянию на февраль к эксперименту по уплате налога на профессиональный доход в России подключились более 465 тысяч человек.

С 1 июля 2020-го Госдума разрешила вводить НПД всем субъектам РФ (соответствующий закон был опубликован в начале апреля). Этой возможностью оперативно воспользовалась Калининградская область, которая заявляла о своей готовности присоединиться к эксперименту еще в прошлом году.

- В малых и микрокомпаниях трудится почти четверть трудоспособных калининградцев. Тем не менее, по нашим оценкам, достаточно большое количество граждан осуществляет свою трудовую деятельность в тени.

Поэтому мы заинтересованы в распространении налогового режима на профессиональный доход на территорию Калининградской области, - заявил министр экономического развития, промышленности и торговли региона Дмитрий Кусков.

Как пояснил глава областного минфина Виктор Порембский, НПД - это не дополнительный налог, а новый режим, перейти на который можно добровольно. Пользоваться им вправе физические лица и предприниматели, которые продают товары собственного производства, сдают в аренду недвижимость, оказывают услуги физическим лицам или бизнесу. Самозанятые не должны привлекать наемных работников, а объем годового дохода не должен превышать 2,4 миллиона рублей.

- Новый режим позволит облегчить ведение предпринимательской деятельности гражданам, уже сейчас использующим другие налоговые режимы, - отметил Виктор Порембский. - А также стимулировать предпринимателей легально вести бизнес и получать доход от подработок - без рисков быть оштрафованными за незаконное предпринимательство.

Ставки НПД невелики - четыре процента от заработка, если клиентами являются физические лица, и шесть процентов - при работе с бизнесом. При этом плательщики не обязаны сдавать банковскую отчетность и перечислять взносы в государственные страховые фонды. Точнее, в сбор уже включены отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования.

Ожидать от спецрежима серьезных дополнительных поступлений в бюджет, по мнению экспертов, не следует. Не исключено, что чаще новый налог будут применять не граждане, которые ранее работали в тени, а действующие предприниматели, решившие провести на законных основаниях налоговую оптимизацию.

Так, в Псковской области решение о вводе НПД приняли в конце апреля. Корреспондент "РГ" поговорила с тремя псковичами (двое сдают квартиры в аренду, один работает репетитором). Все признались, что в текущей неопределенной экономической ситуации предпочтут оставить весь заработок себе.

В то же время НПД весьма заинтересовал предпринимателей, применяющих другие льготные налоговые режимы, в частности плательщиков единого налога на вмененный доход, который перестанет действовать в следующем году.

- Специальный налоговый режим для самозанятых действительно будет удобен парикмахерам, специалистам по ремонту обуви и другим представителям сферы услуг, работающим без наемных сотрудников, - комментирует ситуацию псковский бизнес-омбудсмен Аркадий Мурылев. - Предприниматели, которые трудятся не в одиночку, применять спецрежим для самозанятых не вправе.

Александр Кайсаров, замруководителя департамента менеджмента Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:

- Несмотря на то что налог на профессиональный доход вряд ли станет крупным источником доходов для региональных бюджетов, игнорировать его не следует. Его главная задача - наладить первые связи между самозанятыми гражданами и государством.

Бухгалтер может не только учитывать факты хозяйственной жизни компании, но и помогать директору планировать работу. Кому как не бухгалтеру знать, с какими налоговыми рисками может столкнуться бизнес и где подстелить соломки? В помощь вам — мнение экономистов и налоговых юристов о том, как налоговое администрирование может измениться в ближайшие годы.

Эксперты:

Виктор Иваницкий, партнёр ООО «Аудиторская группа «Капитал», кандидат экономических наук, магистр права, аттестованный аудитор

Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ

Дмитрий Желнин, управляющий партнёр Mitsan Consulting

Михаил Кобрин, экономист, эксперт в области экономической безопасности

Марина Удалова, юрист налоговой практики юридической фирмы «Клифф»

Налоговые ставки

Главный тренд — «обеление» экономики

Эксперты в один голос утверждают, что ставки налогов в ближайшее время, скорее всего, не вырастут. Как отмечает Михаил Кобрин, у государства несколько путей пополнения бюджета. Можно повышать существующие налоги и вводить новые, а можно выводить на свет теневые доходы. «Последние нововведения — ввод онлайн-касс, маркировки, расчёт части налогов на стороне ФНС — говорят о том, что государство выбрало второй вариант», — заключил эксперт.

Рост налоговых поступлений подкрепляет эту гипотезу. По данным ФНС, за 9 месяцев 2019 года в среднем по России за выездную проверку инспекторы доначисляют 36 млн рублей — против 22 млн за аналогичный период 2018 года. Параллельно, как отмечается в Проекте итогового доклада ФНС за 2019 год, растут поступления по результатам аналитической работы, без выездных проверок: в 2019 году бюджет получил таким образом в 1,7 раза больше, чем в 2018 году.


Соотносится это и со стратегией развития ФНС, где говорится про «совершенствование аналитических инструментов налогового контроля», что позволит налоговым органам выявлять «сокрытую налоговую базу». Объявленный Даниилом Егоровым, новым главой ФНС, тренд на «обеление экономики» — вода на ту же мельницу.

По отдельным налогам, впрочем, все не так однозначно.

НДС: ставка не вырастет, но льготы могут отменить

Ставка НДС увеличилась до 20 % в прошлом году и в ближайшее время вряд ли вырастет ещё. Как отмечает Марина Удалова, такая мера обеспечила значительное пополнение бюджета и помогла достичь поставленных целей, в том числе финансирования нацпроектов.

Дополнительно налог вряд ли поднимут, а вот отмена льгот вероятна: «В рамках реформации ЕСН уже лишены льгот по НДС сельхозпроизводители, а в ближайшее время мы будем наблюдать “сворачивание” ЕНВД», — заключил эксперт.

В дальнейшем нельзя исключать, что НДС частично заменят другим налогом, который будет проще администрировать, считает Михаил Кобрин. Сторонники этого сценария предлагают вернуть налог с продаж, который действовал в России в 1991 и 2002–2004 годах.

НДФЛ: прогрессивную шкалу пока не введут

Об этом говорит Минфин в письме от 30.12.2019 № 03-04-05/103357. В 1992–2000 годах прогрессивная шкала применялась и показала свою неэффективность: компании и работники стремились скрыть свои реальные доходы, чтобы снизить налоговую нагрузку, и администрировать такую систему было крайне сложно. Единая ставка налога учитывает интересы и бюджета, и бизнеса, и в 2021–2022 годах этот подход сохранится (см. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»).

«Для повышения налогового давления на население уже использован налог на имущество физлиц, ужесточается контроль за денежными переводами населения. Пока государство будет использовать этот ресурс для пополнения бюджета», — заключает Максим Марамыгин, доктор экономических наук, профессор, директор Института финансов и права УрГЭУ.

Земельный налог: пока ставка не увеличится

Как полагает Дмитрий Желнин, тому есть две причины. Во-первых, пока власти заняты не изменением ставок, а инвентаризацией всего недвижимого имущества страны. Это должно увеличить налогооблагаемую базу за счёт неучтённых пока зданий, сооружений и земельных участков. Во-вторых, пока не завершён переход с уплаты имущественных налогов по балансовой стоимости на уплату по кадастровой стоимости, ставки, скорее всего, не повысят, — объяснил эксперт.

Страховые взносы могут снизить

В правительстве обсуждают возможность снизить страховые взносы с 30 до 23–25 %. Об этом писали «Ведомости» в публикации от 10 февраля 2020 года. Но, как считает Виктор Иваницкий, радоваться преждевременно.

«Это очень маленькое снижение. Давайте посчитаем (дальше цифры с учётом округления). Чтобы выдать 100 рублей зарплаты, надо начислить 115 рублей (с учётом того, что придётся удержать НДФЛ 13 %). Если ставка страховых взносов 30 %, затраты на начисление зарплаты и уплату страховых взносов составят 149 рублей. Так как перед тем, как понести эти расходы, придется заплатить НДС 20 %, то для выдачи на руки 100 рублей нужна добавленная стоимость 179 рублей. Если все те же расчёты провести со ставкой страховых взносов 23 %, мы получим цифру 170 рублей. Итого затраты бизнеса на выплату на руки 100 рублей зарплаты сократятся на 5,4 %. Это слишком мало для вывода неофициальных доходов из тени. А если вспомнить, что до 2011 года ставка страховых взносов для “спецрежимников” была 14 %, то поводов для радости не остаётся вовсе», — заключил Виктор Иваницкий.


Направления налогового администрирования

Итак, эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы ФНС займётся не повышением налогов, а на взысканием существующих. Каким образом это будет сделано и кто рискует в первую очередь?

Виктор Иваницкий проанализировал арбитражную практику и определил, что становилось поводом для судебных разбирательств в последнее время. Не исключено, что в 2020–2022 годах эти векторы сохранятся.

До августа 2017 года ФНС делала упор на «проблемных контрагентов». В августе 2017 года выходит письмо ФНС России от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ с обзором арбитражной практики по дроблению бизнеса. Понятно, что такого рода споры были и раньше, а общие подходы к их разрешению были сформулированы еще в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53.

Трендом 2018–2019 гг. стали споры по налогу на имущество. Значимый судебный акт — Определение ВС РФ от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241.

Пристальное внимание налоговая уделяет и взаимодействию с иностранными компаниями (концепция «фактического права на доход», ненужные посредники, контроль за ценой сделок для целей налогообложения).

Наконец, самый большой блок арбитражных дел касается взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками. Бизнесу приходится доказывать три обстоятельства:

  1. «Физическую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, а услуги оказаны (п. 1. ст. 54.1 НК РФ);
  2. «Исполнительскую» реальность сделки — факт того, что товары поставлены, работы выполнены, услуги оказаны именно контрагентом, который назван в первичных документах (пп.2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ);
  3. Должную осмотрительность при выборе контрагента (п. 10 Постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53, который коррелирует с пп. 2. п. 2. ст. 54.1 НК РФ).

По второму пункту — «исполнительской» реальности сделки — судебная практика неоднозначна. Формально, если доказана «физическая» реальность сделки, но не доказано, что она была исполнена именно стороной сделки, в вычетах по НДС и возможности признать расходы по налогу на прибыль могут отказать (письмо Минфина РФ от 13.12.2019 № 01-03-11/97904, письма ФНС от 11.10. 2019 № ЕД-4-1/20922@, от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Но иногда в такой ситуации суды позволяют учесть расходы по налогу на прибыль расчётным путём (Решение АС КО от 25.09.2019 по делу № А27-17275/2019, от 21.10.2019 по делу № А27-18448/2019, Постановление АС УО от 23.01.2020 по делу № А50-17644/2019).


Что ещё возьмут под контроль

Всё больше процессов оказывается в фокусе внимания госорганов. Маркировка позволяет прослеживать весь путь товара от производителя до потребителя, благодаря онлайн-кассам как на ладони все продажи. Продукцию животного происхождения контролируют через «Меркурий» и — в порядке эксперимента — через тот же Честный ЗНАК. Мы спросили экспертов, что ещё может оказаться под контролем.

Звонки и переписка

Не исключено, что скоро ФНС сможет запрашивать у сотовых операторов детализацию по счетам абонентов. Показательное разбирательство идёт сейчас, в начале 2020 года.

Напомним: Межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам № 7 потребовала, чтобы операторы сообщили налоговым органам информацию о звонках их абонентов. Операторы — а дело коснулось «большой тройки»: «Вымпелкома», МТС и «МегаФона» — отказались предоставить данные. Налоговая выставила штраф. Операторы не согласились с таким решением и пошли в суд. В суде первой инстанции они проиграли (ПАО МТС — дело А40-272873/19-75-4881, ПАО «Вымпелком — Коммуникации» — дело № А40-272737/2019, ПАО «Мегафон» — дело А40-272978/19).

Как напоминает Виктор Иваницкий, по Конституции каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (в ч. 2. ст. 23 Конституции РФ). Ограничивать это право можно только по решению суда. При этом тайной телефонных переговоров считаются любые сведения, которые передаются и хранятся с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих звонках (Определения Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 № 345-О и от 21.10.2008 № 528-О-О).

Скорее всего, полагает эксперт, сотовые операторы будут обжаловать решения суда первой инстанции. Войдёт ли истребование таких данных в практику, покажет время. Если это случится, ФНС сможет использовать эти данные, чтобы доказывать связь компании с проблемными контрагентами и подконтрольность лиц, которые формально не взаимозависимы, отмечает Виктор Иваницкий. Также эта информация поможет налоговым органам доказать, что физлицо занимается предпринимательской деятельностью и не платит налоги или что компания умышленно уходит от уплаты налогов, заключая сделки, не имеющие экономического смысла, добавляет Максим Марамыгин. Наконец, эти данные могут послужить доказательством сокрытия трудовых отношений, считает Михаил Кобрин.

Земельные участки

Дмитрий Желнин напомнил, что с 2020 года Росреестр обязан информировать ФНС о нарушениях в использовании земельных участков. Это напрямую связано с налогообложением.

Например, земли сельхозназначения облагаются налогом по ставке не более 0,3 % от стоимости. Если земельный надзор Росреестра выявит, что участок не используется или используется не по назначению, он сообщит об этом в налоговую, а она начислит налог по максимальной ставке — 1,5 %.

Такая же ситуация и с участками для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). По НК РФ, они облагаются по льготной ставке. И если собственник участка ИЖС использует его в коммерческих целях, то есть построил на нём магазин, СТО или шиномонтаж, ФНС может пересчитать налог по максимальной ставке.

Не исключено, что в будущем ФНС и Росреестр объединятся, полагает Дмитрий Желнин. В пользу такого сценария, по мнению эксперта, говорят два факта. Во-первых, система кадастрового учёта и система работы фискальных органов строились при непосредственном участии нынешнего премьер-министра России Михаила Мишустина. Во-вторых, Росреестр выведен из-под ведения Министерства экономического развития и подчинен напрямую Правительству.

В этом случае, объясняет Дмитрий Желнин, налоговые органы смогут не только начислять земельный и имущественный налог, но и регистрировать права на недвижимое имущество. А это упростит инвентаризацию объектов недвижимости и сделает прозрачнее администрирование налогов.

Что ждёт «физиков»: НПД и контроль доходов

У физлиц будет все меньше возможностей зарабатывать, не платя налоги. С одной стороны, расширяется эксперимент с самозанятыми. С другой стороны, ФНС всё жестче контролирует тех, кто получает регулярный доход, но не регистрируется как ИП или плательщик налога на профессиональный доход.

Виктор Иваницкий отмечает, что тренд на переквалификацию доходов физлиц в доходы от предпринимательской деятельности обозначился ещё в конце 2017 года. (обобщение судебной практики см. в письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614).

Но теперь подходы ФНС могут измениться: Даниил Егоров, новый глава ФНС, считает одной из своих задач на ближайшее время создание реестра домохозяйств (см. «Ведомости» от 19 января 2020 года). Означает ли это, что ФНС станет отслеживать источники доходов семей и как именно, покажет время.

Контролировать доходы граждан налоговые органы теоретически могут через банки. Уже сейчас банки отслеживают операции физлиц, но в категорию сомнительных попадают только крупные и регулярные переводы (ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Также банк может заблокировать счёт или расторгнуть договор, если посчитает, что человек использует личный счёт в бизнес-целях: это считается нарушением режима счёта (п. 2.2 Инструкции ЦБ РФ от 30.05.2014 № 153-И). Однако пока это чревато только сложностями с банком, а не с ФНС. Как ситуация будет развиваться дальше?

Обрабатывать подобные сигналы от банков вручную налоговые органы вряд ли будут, полагает Михаил Кобрин. Вероятнее, что появится автоматизированная система, которая позволит банкам и ФНС отслеживать операции, выдающие в обычном физлице предпринимателя — по аналогии с алгоритмами, которые сейчас используют банки для выполнения требований 115-ФЗ.

Вероятным такой сценарий считает и Максим Марамыгин. «Контроль за денежными переводами физлиц будет ужесточаться, так как именно в этом власть видит способ пополнения госбюджета. Население — единственный реальный источник роста налоговых сборов», — отметил эксперт.

В то же время ФНС даёт возможность легализоваться тем, кто получает регулярный доход не в найме, но не хочет регистрировать ИП из-за высоких налогов и отчётности. Это самозанятость, или налог на профессиональный доход.

Эксперимент запустили в 2019 году в 4 регионах России, с 1 января к ним присоединились ещё 19 регионов. А с 1 июля 2020 года эксперимент могут распространить на всю территорию страны: об этом говорится на сайте Минфина и в проекте итогового доклада ФНС за 2019 год.

Максим Марамыгин считает, что постепенно для тех, кто ведёт бизнес без привлечения наёмных работников, преимущества НПД станут очевидны, и они начнут выходить из тени. Пока по сравнению с другими налоговыми режимами самозанятость выгодно выделяется.

Читайте также: