Налоговые доходы рсо алания

Опубликовано: 30.04.2024

Создание зоны экономического развития должно вывести горные районы на новый уровень. Фото: Владимир Аносов/РГ

Парламент Северной Осетии принял сразу несколько законов, регламентирующих создание в республике зоны приоритетного экономического развития (ЗПЭР). Документы разработаны минэкономразвития РСО - Алания по инициативе главы региона.

Речь идет о создании в Осетии особой экономической зоны со значительными налоговыми льготами для предпринимателей. Однако пока в документах много белых пятен.

При разработке юридической базы для экономической зоны за основу взяли действующий в республике с 2008 года региональный закон "О зонах приоритетного экономического развития". В нем довольно много размытых и неточных формулировок. Фактически это сводило на нет его применение в реальном экономическом секторе. Новые дополнения кардинально изменили ситуацию.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в минэкономразвития Северной Осетии, территория ЗПЭР расположится в двух районах республики - Ирафском и Алагирском. Предприниматели, которые решат открыть здесь новые производства, получат льготы на региональные акцизы и обязательные взносы. В частности, бизнесмены освобождаются от уплаты единого сельскохозяйственного налога (сейчас его размер составляет в РСО -Алания шесть процентов). Налог на имущество организации снизят в зависимости от его кадастровой стоимости на 1,6-2,2 процента. Предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения, будут платить один процент вместо шести или пять вместо 15 (если работают по схеме "доходы минус расходы"). Преференции даются также и по транспортному налогу, который будет рассчитываться с учетом марки, модели автомобиля и мощности двигателя. В итоге, согласно оценкам самих бизнесменов, резиденты экономической зоны могут сэкономить до 20-25 процентов прибыли.

- Цель приоритетных зон - привлечь индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к созданию новых производств, - рассказывает министр экономического развития РСО - Алания Казбек Томаев. - У нас уже сформирован предварительный перечень, в который вошли пять потенциальных резидентов. Проекты, которые они готовы реализовать, - это швейное производство в Мизуре, переработка молока в Унале и обработка камня в Ирафском районе. Первыми кандидатами в получатели налоговых льгот являются предприятия промышленности, сельского хозяйства и туризма. И во всех случаях речь идет именно о создании новых производств.

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Фото: Дмитрий Астахов/ТАСС

Но пока в правительстве республики не могут ответить на вопрос, очень интересующий предпринимателей: "Что подразумевается под формулировкой "новые проекты"? Это только-только образовавшееся ИП и юрлица или же бизнес, организованный не позднее чем год назад? Это принципиальный момент, так как он определяет, кто может попасть в число резидентов. Поэтому, по всей видимости, минэкономразвития региона предстоит подготовить еще ряд разъясняющих нормативных актов.

Бизнесмены, которые создают предприятия в Алагирском и Ирафском районах и могут претендовать на налоговые льготы, оценивают инициативу положительно, если только воплощать в жизнь ее будут так, как анонсируется. Ведь она может дать мощный экономический эффект.

- К строительству в горной местности завода по переработке молока мы приступили в начале этого года, - рассказывает директор предприятия, расположенного в селении Нижний Унал Алагирского района, Руслан Цагараев. - Столкнулись с рядом сложностей, которые были связаны в основном с пандемией коронавируса и карантинными ограничениями. Мощность завода составит пять тонн молока в сутки. Будем выпускать весь перечень кисломолочной продукции, в том числе сыры. Есть договоры на поставку в крупные сетевые магазины, такие так "Магнит", "Метро", "Дикси". Но на данный момент для нас главной проблемой является отсутствие очистных сооружений и газификации села, где находится завод. Инженерные коммуникации обещают провести до конца этого года, и тогда мы сможем начать работу. Все остальное уже готово. Налоговые льготы, которые планируется ввести в этой экономической зоне, для нас очень важны. По подсчетам, мы сможем сэкономить несколько миллионов рублей на старте. Но остается много неясных моментов. Например, непонятно, на какой срок предприятия получат преференции: по одним данным, на три года, по другим - на пять лет.

Проблемой, по словам Руслана Цагараева, стал нерешенный вопрос с уплатой региональной части НДС. Его положительное решение позволит бизнесу экономить 25 процентов валовой прибыли.

- Проект организации переработки диорита мы начали в этом году, - рассказывает учредитель предприятия, расположенного в Ирафском районе, Виктор Ваниев. - Диорит - это декоративный облицовочный камень, который в обиходе люди иногда называют гранитом, путая его с известным минералом. На практике диорит еще более износостойкий. Инвестиции в завод составят около 150 миллионов рублей. Предприятие уже включили в число резидентов зоны приоритетного экономического развития, но, если честно, для себя я пока не решил, насколько помощь окажется полезной. Не знаю, сколько смогу выиграть, участвуя в ЗПЭР. Но работать будем в любом случае - с налоговыми льготами или нет. Могу с уверенностью сказать, что сейчас власти очень лояльны к предпринимателям. Еще пять лет назад такого не было. Вряд ли я бы смог заниматься этим бизнесом тогда.

Кстати

Помимо предприятий сельского хозяйства, туризма и промышленности, льготы в ЗПЭР могут получить производители продуктов, напитков, одежды, а также компании, занимающиеся наукой. Востребовано и предоставление бытовых услуг. Всего 36 сфер бизнеса.

Фото: пресс-служба правительства Северной Осетии

Глава Северной Осетии

Глава Северной Осетии Вячеслав Битаров в 2019 году задекларировал 39,6 млн рублей, что на 17,4% больше, чем в 2018 году (33,7 млн рублей). Супруга руководителя региона вновь указала нулевой доход.

Недвижимости и транспортных средства чета Битаровых в собственности не имеет. В пользовании семьи главы республики, как и год назад, находится жилой дом (489 кв. м). По итогам 2018 года у Вячеслав Битарова также числился автомобиль Lexus LS 460 (2016 г.в.), однако в нынешней декларации он не указан.

Заместители богаче руководителя

Самым состоятельным членом правительства Северной Осетии по итогам 2019 года стал вице-премьер, полпред республики при президенте РФ Борис Джанаев. В 2019 году он задекларировал 7,4 млн рублей, почти столько же, сколько и годом ранее (7,2 млн рублей в 2018 году).

В индивидуальной собственности Джанаева находятся четыре земельных участка (площадью от 623 до 7288 кв. м), два жилых дома (178 и 227 кв. м), три квартиры (47, 51 и 86 кв. м) и семь нежилых зданий (площадью от 17,3 кв. м до 4510 кв. м). Кроме того, в долевой собственности у него указана еще одна квартира (2142 кв.м, 26/1000 доли) и еще один земельный участок (693 кв.м, 26/1000 доли). Из транспортных средств у него числится Range Rover Sport (2006 г.в.).

На втором месте по размеру доходов находится министр строительства и архитектуры республики Артур Тотиков, который заработал 4,2 млн рублей в 2019 году.

Министру принадлежат земельный участок (4400 кв. м), нежилое здание (2664 кв. м). Кроме того, Тотиков владеет двумя долями еще в одном земельном участке (4031 кв.м, 4/1000 и 10/1000 доли). В пользовании у министра находится квартира (90 кв. м). Также у него указан автомобиль Nissan X-Trail (2018г.).

Супруга Тотикова задекларировала 2,9 млн рублей. В индивидуальной собственности у нее находится две квартиры (90 и 171 кв. м), гараж (18 кв. м), машиноместо (18 кв. м) и нежилое помещение (587 кв. м). Еще две квартиры (55 и 67 кв. м) указаны в пользовании.

Со значительным отставанием от двух своих заместителей, на третьем месте по размеру доходов за 2019 год расположился председатель правительства РСО-Алания Таймураз Тускаев. Он указал доход в 1,7 млн рублей, что на 21,9% выше, чем по итогам 2018 года (1,4 млн рублей). У него в пользовании имеются квартира (61 кв. м) и жилой дом (100 кв. м).

Супруга чиновника за прошлый год указала доход в 2,9 млн рублей, что в пять раз больше, чем годом ранее (в 2018г. — 568,4 тыс. рублей). В долевой собственности значатся 1/2 долей в двух участках (площадью 104 и 944 кв. м соответственно), половина жилого дома (120 кв. м) и половина строения (190 кв. м). В пользовании указана квартира площадью 61 кв. м.

Четвертое место у заместителя председателя правительства республики Ахсарбека Фадзаева, который в 2019 году задекларировал 1,6 млн рублей, что на 68,6% больше, чем годом ранее (в 2018г. — 952,4 тыс. рублей).

Вице-премьеру принадлежит гараж площадью 42 кв. м, а в пользовании значатся два жилых дома (210 и 508 кв. м) и земельный участок (661 кв. м). Также он владеет автомобилем «Волга» ГАЗ 24 (1982 г.в.). В свою очередь, из декларации исчез автомобиль Mercedes С 180 (1995 г.), который был указан годом ранее.

Супруга Фадзаева в прошлом году заработала 50 тыс. рублей (в 2018г. — 3,1 тыс. рублей). В пользовании у нее находятся два жилых дома (87 и 508 кв. м) и земельный участок (661 кв. м).

Кроме того, в индивидуальной собственности одного из несовершеннолетних детей Фадзаевых имеются земельный участок (9500 кв. м) и два нежилых здания (156 и 1089 кв. м).

Замыкает топ-5 самых состоятельных членов правительства Северной Осетии министр ЖКХ, топлива и энергетики Майран Тамаев. В прошлом году он указал доход в 1,58 млн рублей, что на 45,3% больше, чем годом ранее, когда он отчитался о получении 1 млн рублей.

Чиновник владеет земельным участком (24 кв. м) и гаражом (24 кв. м), в пользовании находятся две квартиры (98 и 108 кв. м). В декларации за 2019 год не указан автомобиль Lada Granta (2017 г..в.), который был в 2018 году.

Супруга Тамаева в прошлом году задекларировала 223,2 тыс. рублей (в 2018г. — 81,8 тыс. руб.). В собственности у нее находятся две квартиры (32 и 108 кв. м), а также нежилое помещение (56 кв. м).

Природные ресурсы не принесли доходов

Меньше всего в прошлом году заработал министр природных ресурсов и экологии республики Чермен Мамиев — 865,9 тыс. рублей. Это на 30,6% меньше, чем в 2018 году (1,1 млн рублей). В собственности министра нет недвижимости, в пользовании значатся две квартиры (34 и 59 кв. м).

Супруга чиновника задекларировала 2,4 млн рублей (годом ранее — 136 тыс. рублей). Ей принадлежит квартира площадью 59 кв. м. В 2018 году у нее в декларации был указан автомобиль Toyota Camry (2016 г.), которого не стало по итогам 2019 года.

Немного выше доход в прошлом году указала министр образования и науки Северной Осетии Людмила Башарина — 1,11 млн рублей, что на 80,2% больше, чем годом ранее. Тогда она отчиталась о получении 615,8 тыс. рублей.

Чиновница владеет земельным участком (800 кв. м) и жилым домом (37 кв. м), в пользовании находится квартира площадью 71 кв. м.

Чуть больше Башариной заработал министр культуры РСО-Алания Эльбрус Кубалов — 1,14 млн рублей, что на 34,3% выше, чем в 2018 году (852,7 тыс. рублей).

В общей долевой собственности значится ¼ доли в квартире площадью 40 кв. м. Кроме того, он владеет машиной Mercedes-Benz S350 4 MATIC (2013г.).

Следом идет врио министра финансов республики Касполат Бутаев, указавший по итогам прошлого года доход в 1,189 млн рублей, что в 8,2 раза больше, чем в 2018 году (143,9 тыс. рублей).

Бутаеву принадлежат земельный участок (375 кв. м) и жилой дом (44 кв. м), а также два автомобиля — Mercedes W 124, E32 (1993 г.) и Toyota Land Cruiser 100 (2001 г.). В общей долевой собственности с супругой — 1/5 доли участка площадью 398 кв. м и 1/5 жилого дома (102 кв. м).

Супруга министра в прошлом году заработала 57,6 тыс. рублей (в 2018г. — 25,6 тыс. рублей). В индивидуальной собственности у нее значатся земельный участок (476 кв. м) и помещение (35 кв. м).

На 3 тыс. рублей меньше указал доход министр государственного имущества и земельных отношений республики Руслан Тедеев — 1,186 млн рублей, что на 37% больше, чем у него числилось годом ранее (865,7 тыс. рублей). Чиновнику принадлежит автомобиль Toyota Camry (2014 г.). В пользовании министра находятся жилой дом (280 кв. м) и два земельных участка (1000 и 2314 кв. м).

Супруга Тедеева указала доход в 1 млн рублей (в 2018г. — 907,9 тыс. рублей). Она владеет земельным участком (2314 кв. м) и жилым домом (280 кв. м). Из декларации прошлого года исчез автомобиль Toyota Land Cruiser Prado 150 (2010 г.), указанный в 2018 году.

date image
2015-05-27 views image
2194

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Глава 2. Анализ доходной базы местного бюджета субъекта Республики Северная Осетия-Алания

Состав и структура доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания.

Респу́блика Се́верная Осе́тия-Ала́ния — республика в составе Российской Федерации субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Столица — город Владикавказ.

Численность населения республики по данным Госкомстата России составляет 705 270 чел. (2015). Плотность населения — 88,3 чел./км 2 (2015). Городское население — 64,08 % (2015).

Северная Осетия является одним из самых густонаселённых субъектов РФ и занимает по этому показателю 5 место (после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ингушетии). Реальная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./км². Половина населения республики (56 %) проживает во Владикавказе.

В административном отношении республика разделена на 1 город республиканского подчинения (Владикавказ) и 8 районов:

1. Алагирский (Алагир);

2. Ардонский (Ардон);

3. Дигорский (Дигора);

4. Ирафский (Чикола);

5. Кировский (Эльхотово);

6. Моздокский (Моздок);

7. Правобережный (Беслан);

8. Пригородный (Октябрьское).

Северная Осетия является регионом, бюджет которого дотируется из федерального бюджета России. Одной из статей экспорта дотационного региона Осетия является изготовление и экспорт спирта. Большинство заводов по производству спирта находятся во Владикавказе и Беслане. Всего в Северной Осетии насчитывается 23 предприятия по производству спирта .

Согласно нормативам распределения доходов установленных Законом РСО-Алания «О республиканском бюджете РСО-Алания на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» № 59-РЗ от 27.12.2013г. в бюджет республики подлежат зачислению налоговые доходы от налога на имущество организаций в размере 70% в республиканский бюджет и 30% в бюджеты муниципальных районов (бюджет городского округа).

На территории республики Северная Осетия –Алания находится 8 муниципальных районов и 1 городской округ: Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский, Кировский, Моздокский, Правобережный, Пригородный, город Владикавказ.

Администрированием налогов и сборов на территории республики Северная Осетия-Алания занимаются: Межрайонная Инспекция ФНС России по г. Владикавказу, Межрайонная Инспекция ФНС России № 3 по РСО-Алания, Межрайонная Инспекция ФНС России № 4 по РСО-Алания, Инспекция ФНС России по Пригородному району РСО-Алания, Инспекция ФНС России по Моздокскому району РСО-Алания.

Алагирский, Ардонский, Дигорский, Ирафский муниципальные районы курирует - Межрайонная Инспекция ФНС России № 4 по РСО-Алания (код налогового органа 1514 - г. Ардон).

Кировский, Правобережный муниципальные районы курирует - Межрайонная Инспекция ФНС России № 3 по РСО-Алания (код налогового органа 1511- г. Беслан). Моздокский муниципальный район курирует - Инспекция ФНС России по Моздокскому району РСО-Алания (код налогового органа 1510- г. Моздок).

Пригородный муниципальный район курирует - Инспекция ФНС России по Пригородному району РСО-Алания (код налогового органа 1512- с. Октябрьское). Городской округ г. Владикавказ курирует - Межрайонная Инспекция ФНС России по г. Владикавказу (код налогового органа 1513- г. Владикавказ).

Таблица. Основные доходы и расходы бюджета РСО-Алания.

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год (прогноз) Отклонение Рост в %
Доходы
Всего 19 124 640,9 18 758 439,9 19 925 126,2 -366 201,0
"Безвозмездные поступления" 10 813 314,1 9 276 507,6 9 484 691,2 -1 536 906,5 85,7
в т.ч., трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных районов и городского округа г. Владикавказ, 4 791 224,9 4 934 770,5 4 921 341,7 143 545,6 103,0
Расходы
Всего: 20 539 591,0 19 666 271,8 20 535 800,7 -873 319,2 95,7
Дорожного фонд: 1 274 683,6 1 621 034,8 1 874 461,7 346 351,2 127,1
в том числе на финансовое обеспечение дорожной деятельности 1 015 333,6 1 528 559,8 1 874 461,7 -513 226,2 150,5
погашение задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета 250 000,0 90 000,0 -160 000,0
обслуживание долговых обязательств, связанных с использованием указанных кредитов, 9 350,0 2 475,0 -6875,0 26,5
Дефицит республиканского бюджета 1 414 950,1 907 831,9 610 674,5 -507 118,2 64,1

Вывод: в 2014 году дефицит республиканского бюджета составлял 1 414 950,1 тыс.руб, а на 2015 год 907 831,9 тыс.руб., т.е., в 2015 г. дефицит бюджета РСО-Алания уменьшился на 507 118,2 тыс. рублей. На прогнозируемый 2016 год дефицит республиканского бюджета по сравнению с 2015 годом снизился еще на 297 157,4 тыс.руб., а по сравнению с 2014 годом – на 804 275,6 тыс.руб.




Исходя из того, что дефицит уменьшается, можно сделать выводы о повышении доходов республиканского бюджета.

Хотя доходность бюджета в 2015 году уменьшилась сравнительно с 2014 годом на 366 201,0 тыс.руб., в 2016 году, можно наблюдать его повышение на 1 166 686,3 тыс.руб.

Дата: 26 Февраля 2015 г. 13:28

Название: Налог на доходы физических лиц и его проблематика

Налог на доходы физических лиц формируется под влиянием различных экономических и социальных факторов, что необходимо в полной мере учитывать. Заработная плата, ее уровень и динамика роста, разумеется, являются наиболее значимыми факторами, на которые изначально сориентирована нормативная база налога (ставка налога). Однако доходы физических лиц не сводятся только к заработной плате. Облагаемые налогом доходы физических лиц (граждан) формируются в более широком диапазоне. Все полученные физическим лицом доходы не в форме заработной платы учитываются, но не все они облагаются налогом. Такие доходы, подчеркиваем еще раз, должны быть известны, но дифференцируются с позиции обязательности налогообложения.

Налоговый кодекс РФ учитывает (ст. 217), что пенсии и различные государственные пособия, выплаты и в соответствии с действующим законодательством выплаты и компенсации, являющиеся доходными источниками физических лиц, не облагаются налогом. В такой практике учитывается социальная специфика получаемых физическими лицами доходов и их непосредственное определяющее влияние на возможности дифференцированного удовлетворения повседневных жизненных потребностей указанной категории физических лиц. Всего предусмотрено 13 направлений, по которым доходы физических лиц не облагаются налогом, хотя средства эти включаются в фонд оплаты труда, а также пенсионный и страховые фонды.

Из отмеченного выше можно сделать ряд выводов, которые отражает не только характер формирования налога на доходы физических лиц, но и несогласованность часто планируемых показателей под бюджетные цели. Во-первых, решая проблемы налогообложения доходов физических лиц не следует преувеличивать его (налога) значение в качестве стабильного источника пополнения бюджетных доходов. В этом качестве, как мне представляется, разумнее и грамотнее оценивать источниковую основу налога с позиции относительности его величины в рамках уровня и динамики денежных доходов населения. Важно также выделить, что денежные доходы населения, с одной стороны, включают оплату по труду всех категорий населения, пенсии, различные пособия, стипендии, социальные трансферты (бюджетные средства), поступления от продажи разного рода продуктов (в том числе, производимых в личных подсобных хозяйствах), доходы от собственности (аренда), доходы по вкладам, ценным бумагам, дивидендам, доходы от индивидуальной предпринимательской деятельности, страховые возмещения, ссуды; доходы от продажи иностранной валюты (фиксируемые по обменному курсу, другие доходы).

Во-вторых, степень фиксирования и исчисления налога на практике привязан к налоговой базе в качестве процентной ее доле. В соответствии с статьей 225 Налогового кодекса РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, но надо иметь ввиду, что для определенной части доходов предусмотрены дифференцированные налоговые ставки, а сама налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов (денежных), подлежащих налогообложению (ст.210 НК РФ, п.4). Соблюдение таких норм Налогового кодекса, безусловно, необходимое законодательное требование, но они и сложны на практике и различные просчеты, упущения и ошибки могут приводить к различным результатам, как планирования налога, так и его собираемости.

В-третьих, весьма важное значение имеет то, что по налогу на доходы физических лиц возникает не только проблема денежной инфляции и индексации денежных доходов (их учитываемость при планировании налога и его изъятии в бюджет), но и большего количества разнообразных вычетов, которые осуществляются на разных этапах налогового периода, с разной достоверностью и полнотой исполнения. Сюда же следует добавить отклонения в фактической динамике выплат зарплат, неравномерность и несвоевременность ее начисления и выплаты, теневая практика (различные махинации на заработной плате), ограничения предельного объема выплат зарплаты и т.д.

В-четвертых, неменяющаяся ставка налога на доходы физических лиц (дифференцированная на трех уровнях, но строго фиксированная по доли ставки в налоговой базе) не используется как определенный инструмент стимулирования налогоплательщиков для участия в инвестиционных проектах и инвестиционной деятельности. На наш взгляд, необходимо осваивать процесс, когда выгодно еще в большей степени дифференцировать налогообложение доходов физических лиц, с одновременным введением и льготных снижений ставки, в целях стимулирования их участия в инвестициях и инвестиционной деятельности, а значит расширении самой налоговой базы этого налога.

Изменения в практике планирования, исчисления и изъятия налога на доходы физических лиц, естественно, затрагивают интересы всех участников налоговых и бюджетных отношений. Однако каждый раз существует и экономический смысл интереса, воплощаемая в этом налоге. Экономика не диктует фискального смысла этого налога, а скорее всего, обуславливает установление правильных его норм на каждом уровне ее доходности (экономики) и регулирования дифференциации его же базовых оценок. Атрибуты налога, его фискально-бюджетные функции, задаются с учетом принятой системы налогообложения, принципов, реализуемых бюджетами, возможностями и целесообразностью применения различных инструментов. Последние могут быть как финансово-бюджетными, так и правовыми, но выступают в единой связке как определенные средства формирования бюджетных доходов для целей удовлетворения бюджетных потребностей бюджетополучателей.

Налог на доходы физических лиц в определенной степени является обратно перераспределяемым доходом для бюджета, но это лишь в такой степени, в которой он изымается как доля заработной платы и других облагаемых денежных доходов бюджетников. Являясь «наполнителем» бюджета, он же в форме бюджетного обеспечения возвращается к категории работающих. В этом качестве налога скрыты как противоречия, так и особенности формирования налога, проблемы и рассогласованности, не позволяющие в большей степени снижать его. Из всех задействованных налогов налоговой системы РФ налог на доходы физических лиц характеризуется наиболее жесткой степенью привязки к потенциалу его базы. Вместе с тем существует весьма динамичная основа формирования денежных и других доходов населения, которая способствует увеличению налогового потенциала налога на доходы физических лиц. Именно в этом контексте могут происходить модернизационные изменения уровня указанного налога (ставки) и его дифференциация. На наш взгляд, степень дифференциации ставки может иметь место и с учетом динамики дифференциации доходов различных групп населения, особенно занятых во внебюджетных сферах деятельности (частный сектор экономики).

Безусловно, есть немало проблемных вопросов и задач оценки целевых резервов налога на доходы физических лиц. Их меньше в государственном секторе экономики, но значительно больше в частном. Однако и в том и в другом случае главным остается степень декларированности доходов, облагаемых налогом и достоверность оценки формирования потенциала налогооблагаемой базы и механизма целевого распределения доходов. Установленный Налоговым кодексом РФ принцип: единая ставка налога по так называемым трудовым доходам в размере 13% независимо от величины дохода и в размере 35%, 30%, 15% и 9% по нетрудовым доходам в значительной степени актуализирует необходимость не только более глубинного понимания сущности самого налога, но и его влияющего значения в выполняемых двух функциях: регулирующей и распределительной.

Если доля налога в общей сумме налоговых поступлений в бюджеты повышается, то это может характеризоваться с позиции регулирующего воздействия. Однако не всегда такой темповый рост налога имеет базовые экономические причины, обусловленные возрастанием его собственного потенциала. Расширение налоговой базы налога на доходы физических лиц может, например, происходить за счет роста минимальной средней заработной платы, но может происходить и в результате изменения численности физических лиц, которые дополнительно включаются в «орбиту» этого налога. Укажем в этой связи, что в последние годы занятость в бюджетной сфере, а также размерность и темповый рост заработной платы в ряде других отраслей этой сферы, отличается высоким динамизмом. Соответственно, расширялась налогооблагаемая база налога. В частности, в результате включения в число плательщиков военнослужащих Министерства обороны, сотрудников МВД, прокуратуры, и других силовых структур, естественно, произошло расширение масштабов оплаты труда и налоговые поступления ощутимо увеличились.

Распределительная функция налога на доходы физических лиц увеличивает необходимость соблюдения баланса интересов бюджета налогоплательщиков. Это обязательно надо учитывать и, соответственно, при сокращении налоговой базы налога ни в коем случае не допускать, во-первых, увеличение ставки, а, во-вторых, чрезмерных налоговых изъятий за счет роста налоговых нагрузок на бизнес структуры, роста цен на различные товары и т.д. На наш взгляд, высокое значение имеет выравнивание труда и капитала, но с учетом изменяющихся показателей налогового потенциала как в стране, так и ее регионах. Нами выявлено, что с позиции оценки территориального воспроизводственного комплекса определенные параметрические и целесообразные ограничения (критические значения налогового бремени) в налоговых нагрузках по НДФЛ необходимы. Перескакивание указанных критических значений, как нам представляется, может привести не только к деструктивным изменениям в экономической практике, но и в практике налоговых изъятий.

Наличие тенденции к чрезмерным налоговым нагрузкам на доходы физических лиц, если она есть, должна быть не просто учитываема, но и оцениваема с точки зрения не только бюджетных проблем, а экономики потребления. Другими словами, возникает необходимость учета хода бюджетного процесса, однако не менее важно, что экономика, ее порядок в потреблении, первичны для принимаемых бюджетных и налоговых решений. Установление налога, изменения по нему, они идут следом (так должно быть) за теми требованиям, которые формируются экономикой страны, ее регионов. Степень важности налога на доходы физических лиц должна рассматриваться и с учетом различных корректировок, вносимых изменений по нему – с учетом их совокупного влияния на экономику, систему налогообложения. Подход к оценке изменений по налогу на доходы физических лиц не может быть ограничен только по линии текущих бюджетных задач в особенности, решения проблематики бюджетного дефицита (плюс или минус).

Проанализируем эти вопросы на основе данных на доходы физических лиц в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания за 2011-2013гг (окончательные данные по 2014г. пока отсутствуют). Напомним, что налог на доходы физических лиц распределяется по уровню бюджетной системы РФ в следующих нормативах: в региональный бюджет – 30%, в бюджеты городских и сельских поселений - 10%. Данные таблицы 1 показывают, что налог на доходы физических лиц в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания за 2011-2013гг. занимал ведущее место, т.е. этот налог обеспечивал основную часть бюджетных поступлений.

Структура налоговых доходов консолидированного бюджета

РСО-Алания за 2011-2013 гг. (млн. руб.)

Проводимые в последние годы в стране экономические преобразования, налоговая и бюджетная реформы направлены на стабилизацию экономического роста, снижение налогового бремени на экономику и усиление контроля за использованием бюджетных средств. Принимаемые меры положительно сказываются на укреплении экономики и повышении благосостояния населения. Все это находит отражение в финансово-бюджетной политике республики, в частности в росте объема консолидированного бюджета.
Галина АЙЛАРОВА, начальник бюджетного отдела Министерства финансов республики Северная Осетия-Алания

Консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания входит в консолидированный бюджет Российской Федерации и включает в себя республиканский бюджет и консолидированные бюджеты г. Владикавказа и восьми районов республики.
Консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания ежедневно растет как по доходам (на 5–9%), так и по расходам (на 6–12%).
Cреднедушевой бюджетный расход на одного жителя республики увеличился за этот период в 1,9 раза и достигнет в 2005 году 11,9 тыс. рублей против 6,4 тыс. рублей в 2001 году.
C 2001 по 2004 год собственные доходы консолидированного, республиканского и местных бюджетов республики выросли в 1,4, в 1,7 и в 1,2 раза соответственно. При этом в 2003 году по сравнению с 2002 годом наблюдалось снижение поступлений собственных доходов за счет изменения порядка зачисления акцизов на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета.
Наибольший удельный вес в собственных доходах бюджетов всех уровней республики составляют налоговые доходы. На их долю приходится более 95% доходов.
Основная часть налоговых доходов консолидированного бюджета формировалась за счет поступлений двух налогов: акцизов на алкогольную продукцию и налога на доходы физических лиц. На их долю за период с 2001 по 2004 год приходится более 65%.
Наблюдается стабильный рост по таким доходным источникам, как налог на доходы физических лиц, акцизы.
В то же время снижаются поступления по налогу на прибыль организаций (за счет снижения ставки налогообложения с 35 до 24%); по акцизам на алкогольную продукцию (в 2002 году – за счет изменения порядка уплаты акцизов на алкогольную продукцию и вино, предусматривающего перенос большей части налоговой нагрузки с производителей на оптовые акцизные склады; в 2003 году – за счет изменения порядка зачисления акцизов в пользу федерального бюджета); по прочим налогам, пошлинам и сборам (за счет отмены: в 2002 году – налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы; в 2003 году – налога на пользователей автодорог и налога с владельцев транспортных средств; в 2004 году – налога с продаж и ряда неэффективных местных налогов и сборов.
Поступление собственных доходов (с учетом акцизов и без них) и дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности характеризуется следующими показателями:
Расходная часть консолидированного бюджета республики, так же как и субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, имеет ярко выраженную социальную направленность. В последние годы доля социальных расходов остается на уровне 50% от общего объема расходов.
По темпам роста социальных расходов за период 2000–2003 годов среди 12 субъектов Южного федерального округа (без учета Чеченской Республики) Республика Северная Осетия-Алания занимает 4-е место. Объем социальных расходов, осуществляемых из консолидированного бюджета республики на одного человека, в 2004 году составил 5196 рублей, что превысило средний уровень расходов по Южному федеральному округу на социальные цели.
Необходимо отметить, что за период 2000–2003 годов доля расходов на государственное управление и местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания в общем объеме расходов консолидированного бюджета снизилась на 13%. Показатель расходов консолидированного бюджета на государственное управление и местное самоуправление в расчете на одного человека в республике самый низкий среди субъектов Южного федерального округа.
Следует отметить, что Республика Северная Осетия-Алания среди субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, занимает 2-е место по объему расходов на правоохранительную деятельность, исчисляемых в расчете на одного человека.
Одним из приоритетных направлений финансирования расходов консолидированного бюджета республики также являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. Это связано с важным социальным значением указанных расходов и необходимостью реконструкции жилищно-коммунального хозяйства. Доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в общем объеме расходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия-Алания составляет 15,4%. Указанный показатель, а также объем расходов на жилищно-коммунальное хозяйство на одного человека являются самыми высокими по Южному федеральному округу.
За период с 2001 по 2004 год расходы консолидированного бюджета республики увеличились в 1,5 раза.
Одной из основных статей консолидированного бюджета республики является заработная плата работникам бюджетной сферы, которая за последние годы выплачивается своевременно и в полном объеме.
На территории Республики Северная Осетия-Алания расположено девять муниципальных образований, каждое из которых имеет органы местного самоуправления и формирует собственный бюджет.
Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты.
Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач. В первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Важность местных бюджетов подчеркивается еще и тем, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67% (дошкольное воспитание – 83, начальное и общее среднее образование – 87%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49, культуру и искусство – 45% .
Обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть, что в 2005 году финансистам республики, как и финансистам всей страны, необходимо решить сложные вопросы для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ними.
Цель бюджетной политики Республики Северная Осетия-Алания на 2005 год – обеспечить темпы роста экономики региона, укрепить социальную стабильность и повысить уровень жизни населения.
В числе первостепенных задач, которые предстоит решить в текущем году, – расширение и развитие налогового потенциала республики.
Сегодня, как и сто лет назад, актуален вывод, сделанный известным государственным деятелем, который возглавлял 11 лет Министерство финансов России, Сергеем Юльевичем Витте о том, что благополучие финансов неразрывно связано с благополучием реальной экономики. Он писал в своих воспоминаниях: «Сделавшись механиком сложной машины, именуемой финансами России, можно понять, что машина без топлива не пойдет. Топливо – это экономическое состояние России».
Поэтому первоочередной задачей является развитие экономического потенциала республики. От этого зависят доходы республиканского и местных бюджетов, занятость жителей республики, а значит надежная работа систем жизнеобеспечения, реализация социальных программ, а в конечном итоге – качество жизни населения.
Дополнительным резервом пополнения доходной части республиканского бюджета должна стать мобилизация неналоговых доходов, прежде всего за счет повышения эффективности управления государственным имуществом республики.
Планируется пополнить бюджет за счет поступлений от продажи земель за счет введения механизмов купли-продажи земельных участков. Государственная инвестиционная политика Республики Северная Осетия-Алания будет направлена на привлечение капитала в наиболее значимые
для экономики и социальной сферы республики проекты.
При расходовании бюджетных средств в текущем году упор будет сделан на финансирование расходов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, социальных льгот, пособий и компенсаций населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Капитальные расходы бюджета должны быть направлены на реконструкцию объектов ЖКХ, капитальный ремонт жилфонда, жилищное и социальное строительство.
В текущем году республике предстоит также оптимизировать сеть бюджетополучателей.
Проблемы:
– Бюджетное законодательство не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего времени.
– Сеть бюджетополучателей не является оптимальной, что снижает, на мой взгляд, эффективность использования бюджетных средств. Бюджетные ассигнования по-прежнему распределяются между бюджетополучателями вне зависимости от объема, качества и полезности предоставляемых услуг. При этом контроль за деятельностью бюджетных учреждений носит в основном формальный характер.
– Не урегулирована проблема обеспечения государственных обязательств по инвестиционным проектам и программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год, а на очередной финансовый год закладывается, как правило, погашение кредиторской задолженности.
– Механизмы закупки товаров и услуг для государственных нужд зачастую не способствуют рациональному использованию бюджетных средств, отсюда закон о государственных закупках не отвечает современным реалиям.
– Не выработаны на федеральном уровне эффективные механизмы получения медицинской помощи для неработающих граждан, либо задерживается формирование новой системы обязательного медицинского страхования.
Задачи, требующие решения:
1. Необходимо завершить налоговую реформу в 2005 году для создания такой налоговой системы, которая обеспечит финансирование бюджетных потребностей. Необходимо добиться, чтобы налоговая система способствовала формированию рынка доступного жилья, развитию образования и здравоохранения.
2. Расходные полномочия, передаваемые в бюджеты субъектов Российской Федерации (муниципальные бюджеты), должны приниматься только при наличии финансовых возможностей или с последующим возмещением расходов на их содержание.

Рекомендуем посмотреть

Финансы

"Бюджетный учет" для бухгалтеров казенных, бюджетных и автономных учреждений

Читайте также: