Налоговое резидентство рф 90 дней

Опубликовано: 12.05.2024

В 2020 году в два раза сократился срок, который нужен, чтобы стать налоговым резидентом РФ. Теперь для этого достаточно провести в России 90 дней и написать заявление в налоговую инспекцию. Резидентство помогает экономить на НДФЛ и получать вычеты.

Вот что нужно об этом знать.

Кто такие резиденты

Налоговые резиденты — это люди, которые платят НДФЛ по ставке 13% и могут получать налоговые вычеты. Нерезиденты с тех же доходов платят налог по ставке 30 или 15%, а вычеты им вообще не дают.

При этом гражданство не имеет значения. Гражданин России может не быть резидентом, а иностранец может им оказаться.

Например, жил себе гражданин в России, а потом уехал на стажировку за границу. Вернулся и стал часто ездить в зарубежные командировки. Получилось, что за год он был в России 150 дней, а остальное время мотался по миру. И вот этот гражданин решает продать квартиру, чтобы купить новую. С продажи квартиры придется начислить не 13% НДФЛ, а 30%. А при покупке новой квартиры в том же году нельзя будет вернуть НДФЛ с помощью имущественного вычета. Притом что НДФЛ с доходов и так в 2,3 раза больше: российский работодатель должен начислять его по ставке 30%. Так из-за нерезидентства можно потерять сотни тысяч рублей.

Как определяют резидентство в общем порядке

Налоговыми резидентами признаются физические лица, которые находились в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Эти 183 дня могут идти с перерывами, главное — чтобы в общей сложности их было не меньше. А 12-месячный период — это не обязательно календарный год, могут учитываться и разные годы. Но месяцы должны быть последовательными.

Для налогового статуса учитывается 12-месячный период до даты получения дохода — он может начаться в одном году, а продолжиться в другом. Окончательный статус налогоплательщика, который влияет на налогообложение его доходов, определяется по итогам года.

Независимо от фактического времени нахождения в России, налоговыми резидентами признаются российские военные, которые служат в других странах, а также сотрудники ведомств в командировках за границей.

Что нового в 2020 году

В 2020 году стать резидентом можно на специальных условиях.

Сокращенный срок. Если с 1 января по 31 декабря физическое лицо находится в России от 90 до 182 календарных дней включительно, этого достаточно, чтобы стать налоговым резидентом — со всеми вытекающими последствиями.

Оформление по заявлению. Чтобы стать резидентом при сокращенном сроке пребывания в России, нужно подать заявление в налоговую инспекцию.

Как подать заявление, чтобы стать резидентом

В обычном порядке, при нахождении в России от 183 дней, заявление подавать не нужно. Но можно написать заявление, чтобы налоговая подтвердила статус резидента: такой документ пригодится для уплаты налогов в других странах.

Но в случае с сокращенным сроком пребывания в России заявление нужно писать обязательно. С его помощью налоговая поймет, хотите вы считаться налоговым резидентом РФ, если были в России меньше 183 дней, или нет. Такой статус получают добровольно. Если в 2020 году вы были в России 110 дней, то по желанию можете стать налоговым резидентом, а можете и не становиться.

Срок подачи заявления для резидентства — до 30 апреля 2021 года, то есть до последнего дня подачи декларации о доходах за 2020 год. Время на раздумья и расчет выгоды еще есть.

Стать налоговым резидентом РФ таким способом можно только на 2020 год. Для сделок 2019 или 2021 года это условие не действует.

Какими документами можно подтвердить нахождение в России

Для резидентства важна не прописка и даже не вид на жительство: эти документы дают право находиться в России, но сами по себе не подтверждают, что человек этим правом воспользовался и реально находился в стране положенное время.

Конкретного перечня подтверждающих документов в законах нет. Вот что можно использовать, чтобы доказать налоговой, что вы на самом деле находились в России как минимум 90 дней в 2020 году:

  • миграционные карты с данными о въезде и выезде;
  • справки с места работы;
  • приказы о командировках;
  • путевые листы;
  • проездные документы;
  • договоры на лечение или обучение;
  • справки, которые выдают по месту жительства.

Работодатель определит статус по табелю учета рабочего времени.

Что дает налоговое резидентство

Ставка НДФЛ. Налоговые резиденты РФ платят налог на доходы по ставке 13%. Нерезиденты с того же дохода заплатят 30%. С каждых 100 000 Р дохода экономия составит 17 000 Р .

Например, в российской компании работают два менеджера по рекламе — Иван и Герман. У них одинаковая зарплата — 80 000 Р в месяц. Но Иван ведет проекты в России, а Герман часто ездит за границу и считается нерезидентом. У Ивана за год удержат 124 800 Р НДФЛ, у Германа — 288 000 Р . Хотя оба они россияне, работают в одной фирме и получают одинаковую зарплату.

Повышенная ставка НДФЛ для нерезидентов касается не только налога с зарплаты, но и продажи имущества, когда речь может идти о миллионах рублей дохода единовременно.

Возврат НДФЛ с помощью вычетов. Налог по ставке 13% можно вернуть или уменьшить с помощью налоговых вычетов. Подойдут расходы на лечение, обучение, ДМС. Больше всего налога можно вернуть при покупке жилья. Вычет можно получить, если просто есть ребенок, и так уменьшить налог к уплате. Или если вносили деньги на ИИС. Но это сработает только для налога, который платят по ставке 13%, а не для любого НДФЛ.

Менеджер по рекламе Иван потратил на свое лечение 120 000 Р и еще 300 000 Р заплатил за дорогостоящее лечение мамы. Он использует социальный вычет и вернет за год 54 600 Р из уплаченных в качестве НДФЛ 124 800 Р . Менеджер Герман заплатил за свое лечение 150 000 Р , потратил на учебу сына в вузе 200 000 Р , отдал 100 000 Р на благотворительность и купил квартиру в ипотеку за 2 000 000 Р . Но уплаченные им в том же году 288 000 Р останутся в бюджете, потому что Герман — нерезидент. У него будет шанс вернуть налог с покупки квартиры позже — когда он вновь станет резидентом РФ. Расходы на лечение и учебу использовать в будущем не получится.

Уменьшение доходов при продаже имущества. Когда резидент продает квартиру, машину или унаследованный от дяди земельный участок, он может уменьшать доход на вычеты. При продаже квартиры — на ее стоимость при покупке или 1 000 000 Р , при продаже машины — на ее стоимость при покупке или 250 000 Р , при продаже участка — на 1 000 000 Р или расходы дяди. Нерезиденты так делать не могут, вычеты для уменьшения дохода при продаже имущества им не положены. А с дохода от сделки надо заплатить не 13, а 30% НДФЛ.

Иван продал машину за 800 000 Р . Покупал он ее за 900 000 Р , поэтому налога к уплате у Ивана нет: он уменьшит доходы на расходы, подаст декларацию, но в бюджет ничего не заплатит. Герман продал такую же машину за 650 000 Р . Он должен заплатить в бюджет 30% от всей суммы дохода — 195 000 Р , хотя фактически потерял на сделке больше Ивана.

Пересчет НДФЛ. Может быть так, что с начала года работник считался нерезидентом и у него удерживали НДФЛ по ставке 30%. А потом он использовал новые условия, подал заявление в налоговую и стал резидентом, пробыв в России 92 дня. Налог пересчитают с начала года по ставке 13%. Ранее удержанный налог по ставке 30% зачтут, а если будет переплата — ее можно вернуть в следующем году. В нюансах разберется работодатель. Если получаете доходы от иностранных источников и сами считаете налог, для пересчета НДФЛ лучше обратиться за помощью к эксперту, чтобы не оставить лишнего в бюджете.

До 2019 года нерезиденты не могли использовать минимальный срок владения, чтобы продавать имущество без налога и декларации. Но с 2019 года им дали такое право.

Если не получается стать резидентом, но есть доходы в России, используйте другие способы экономить на налогах:


А если у не резидента открыт брокерский счет в Тинькофф и имеются как иностранные так и российские акции, будет ли он платить 13% с прибыли при продаже акций, дивидендов и купонов или нет?

Дмитрий, конечно, будет, если не будут применены специальные льготы, например, льгота по долгосрочному владению. Причём от налога на дивиденды не избавиться никак. На купоны можно применить налоговый вычет.


а это только на 2020й год акция, или потом тоже можно?


Фото Florian Gaertner / Photothek via Getty Images
Фото Florian Gaertner / Photothek via Getty Images

Предлагаемые Минфином поправки в законодательство сокращают срок минимального пребывания в России, при котором налогоплательщик считается налоговым резидентом страны. Кроме того, вводится понятие «центра жизненных интересов» (ЦЖИ), так что налоговое резидентство РФ может наступать вообще независимо от места фактического пребывания. В результате статус значительного числа налогоплательщиков может существенно измениться.

Правда, позднее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что реформа может быть отложена. Однако какие-то шаги в этом направлении будут все равно сделаны, так как концепция ЦЖИ применяется сегодня в большинстве стран мира.

Яркий пример использования этого принципа продемонстрировали испанские власти: суд признал «привычным (habitual)» резидентом страны гражданку Колумбии певицу Шакиру, хотя и не смогли доказать, что певица жила в Испании больше 183 дней в году. Согласно испанскому законодательству, резидентами считаются не только лица, прожившие более полугода в стране, но и те, кто имеет там центр жизненных интересов. И хотя певица проводила большую часть времени в гастролях по всему миру, она владела собственным домом в Каталонии, ее муж — футболист испанского FC Barcelona, а дети обучались в испанской школе. В материалах дела фигурировали также периодические походы певицы к местному парикмахеру и в местные магазины, посты и снимки певицы в соцсетях и даже собачка Шакиры, регулярно в течение налогового года топчущая соседский газон. Результат — €14,5 млн налогов и штрафов.

Немного теории: как платить налоги при жизни на две страны?

По общему правилу вы платите налоги в стране, где вы резидент, то есть живете и получаете доход. Если есть доходы в другой стране, там вы тоже должны платить налоги. При этом, если между странами есть соглашение об избежании двойного налогообложения (СоИДН), налоги, уплаченные за рубежом, будут вычтены из ваших общих налогов.

Определение налогового резидентства разное в разных странах. Вот некоторые примеры применяемых критериев:

  • Самый жесткий — по гражданству. Все граждане США и обладатели американской Green Card считаются налоговыми резидентами независимо от места жительства. Кроме США, такой позиции придерживается только африканская Эритрея.
  • Самый распространенный: минимальное пребывание (обычно 90-183 дня) и/или центр жизненных интересов либо другие связи со страной пребывания. Скажем, в Великобритании достаточно провести в собственном жилище всего одну ночь, чтобы при наличии ряда других связей стать резидентом. В Казахстане пошли еще дальше: если семья налогоплательщика остается в стране, значит ЦЖИ и налоговое резидентство здесь, даже если вы не провели на родине и дня за весь год.
  • Самый мягкий: 183 дня пребывания в стране независимо ни от чего. Россия здесь чуть ли не единственный представитель, поэтому периодически встает вопрос об изменении этого критерия.

Обычно резиденты уплачивают в стране налоги по своим доходам по всему миру, а нерезиденты — только по доходам в этой стране. Но есть и приятные исключения. Жители стран с территориальным принципом налогообложения платят налоги только с доходов внутри этих стран. Примеры — Грузия, Сингапур, Гонконг, Куба, Панама. Не взимает налоги с зарубежных доходов своих резидентов-иностранцев Греция. В ряде стран (Португалия, Великобритания, Кипр, Израиль) вновь прибывшие жители не платят налог с доходов за рубежом в течение 10-15 лет (так называемый режим нон-домициль). Наконец, есть страны с нулевым НДФЛ: Карибские острова, Вануату, ОАЭ и ряд других. Все это создает определенный простор для личного налогового планирования при получении ВНЖ или приобретения гражданства в одной из таких стран. При этом не следует забывать, что гражданство и налоговое резидентство — разные понятия, и они часто не совпадают.

Следует также учитывать, что ставка налога на большинство видов доходов из РФ для нерезидентов составляет сегодня 30%, а не 13%, как для резидентов (постоянных жителей России). Об этом забывают многие наши соотечественники, уехавшие из страны, но получающие здесь доход. Минфин, кстати, предлагает уравнять эти ставки с 2021 года, что сильно облегчит жизнь наших граждан, проживающих за рубежом и имеющих активы или доход в России.

Кроме того, резиденты РФ должны в ряде случаев платить налоги на нераспределенную прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), то есть фактически на неполученные доходы.

Кто пострадает от нововведений?

Прежде всего пострадают как раз владельцы КИК и счетов за рубежом, которые проводили в России меньше полугода, и, как следствие, не попадали под требования НК РФ по отчетности и уплате налогов. Теперь таким лицам придется декларировать свои компании и счета за рубежом, отчитываться по ним и платить налоги.

Из «простых» граждан, которые станут по новым правилам налоговыми резидентами, пострадают лишь те, кто получал доходы в странах, где налоговая ставка меньше российской, либо в странах, с которыми нет налоговых соглашений. Сейчас они не должны отчитываться и платить налоги в России. С принятием новых критериев первые должны будут доплатить в РФ до ставки 13%, а вторые — оплатить налог и в другой стране, и целиком в России (13%). Примеры стран с низким НДФЛ: Черногория (9%), Андорра, Болгария и Казахстан (10%), ОАЭ (0%). А вот, например, с Грузией (20%) и Эстонией (20%) соглашения есть, но они не действуют, так как не ратифицированы. Здесь придется заплатить дважды.

Для счастливых же обладателей дворцов и яхт на Лазурном Берегу или в других местах Европы, где налоговые ставки обычно до 40% и выше, однако действуют СоИДН, ничего, по существу, не изменится. Их зарубежные налоги и так превышают российские, доплачивать не придется. Правда, надо будет по ним отчитаться, что тоже не всем понравится.

Кто выиграет?

Прежде всего, выиграть, по замыслу авторов изменений, должно государство. Собственники крупных бизнесов в России и по совместительству владельцы иностранных компаний не смогут оставить свои российские бизнесы без присмотра на 9 месяцев в году. Они неизбежно будут проводить здесь больше 90 дней и таким образом попадут под новые требования по КИК. К тому же само наличие бизнеса может стать основанием для применения критерия ЦЖИ. Таким образом, бюджет должен будет получить существенные вливания в виде НДФЛ с прибыли этих КИК.

Другими неожиданными бенефициарами нововведений могут стать «обычные» граждане, имеющие ВНЖ в странах с высокими налогами. Для продления ВНЖ обычно требуется присутствие в той или иной стране более полугода, что автоматически ведет к приобретению налогового резидентства в этой новой стране. Тем самым европейцы с российскими паспортами должны сейчас платить налоги по своим доходам по всему миру, включая РФ, по европейским ставкам — 30-50%.

Теперь, если поправки будут приняты, такие граждане смогут воспользоваться Соглашениями с Россией и платить 13%, по крайней мере, с доходов в России. Если, конечно, проведут здесь более 90 дней и новая страна признает, что ЦЖИ гражданина остался в РФ. Большинство СоИДН предусматривает, что в случае, если физическое лицо подходит под определение налогового резидента в двух странах, резидентство определяется по его гражданству. Таким образом, если по новым правилам гражданин России, проживающий в европейской стране, где действует СоИДН с Россией, окажется налоговым резидентом России, именно это резидентство должно быть признано страной пребывания. В этом случае налоги по доходам в РФ надо будет платить только в России. Очевидно, при наличии грамотного налогового консультанта не составит большого труда вынудить налоговые органы европейской страны признать этот факт, причем даже для владельцев Green Card.

Разбор на примере

Для примера рассмотрим воображаемого героя. Он владеет бизнесом и недвижимостью в России и других странах, имеет компанию на Каймановых островах и счет в Швейцарии, является двойным гражданином России и Израиля и имеет ВНЖ еще в паре стран. Наш герой круглый год сдает свою виллу в Ницце и апартаменты в Эмиратах, а сам живет весной и осенью в тель-авивской квартире, пару зимних месяцев проводит в Лондоне, где у него учатся дети, а с мая по сентябрь проживает в своем особняке на Рублевке, вылетая периодически на Кузбасс, где расположен бизнес. По нынешним правилам этот герой — нерезидент РФ. Кроме того, в течение 10 лет он не платит налогов в Израиле по зарубежным доходам. Он, кстати, вообще может быть «налоговым туристом», то есть не быть налоговым резидентом ни в одной стране. Однако с этим есть проблема: в банках при купле-продаже активов и во многих других ситуациях ему зададут вопрос: «А где же вы все-таки резидент?»

Как новые правила изменят жизнь нашего героя?

Что касается налогов вне России, то почти никак. Но в России сразу появятся проблемы — в крупном и даже особо крупном размере. Во-первых, и это самое простое, ему придется отчитываться и платить налоги в РФ по доходам во всех странах, в том числе от сдачи недвижимости. С Францией и Израилем дополнительных расходов не возникает: с этими странами у РФ есть СоИДН и ставки там выше российских. А вот с аренды в ОАЭ придется теперь заплатить 13%: и соглашения с ними толком нет, и налоги там нулевые.

Во-вторых, и это главное: теперь придется отчитываться по всем иностранным компаниям, которые в одночасье стали КИКами, а также по швейцарским и другим счетам, и платить по ним налоги.

Интересно отметить, что даже если бы наш герой вовсе не был гражданином РФ и проводил бы здесь лишь пару месяцев в году, но при этом имел серьезный бизнес в России, приносящий основные доходы, и особняк, где постоянно проживала бы, скажем, его теща, по предлагаемым правилам он все равно мог бы быть признан налоговым резидентом РФ по причине наличия в России «центра жизненных интересов». Причем эксперты опасаются, что размытость критериев и отсутствие правоприменительной практики в части определения ЦЖИ дают налоговым органам возможность трактовать его достаточно широко.

Заключение

Можно заключить, что обычные граждане, даже имеющие активы за рубежом, от введения новых критериев в большинстве своем не пострадают. Некоторые даже смогут при грамотном подходе выиграть, так как ставка НДФЛ в России — 13% (пока), то есть меньше, чем в большинстве развитых стран. Еще меньше ставка для индивидуальных предпринимателей по упрощенной системе налогообложения (ИП/УСН) — всего 6%. Правда, налоги ИП попадают не подо все СоИДН, о чем тоже мало кто задумывается.

Более того, не исключено, что новый налоговый режим действительно приведет к росту инвестиций в Россию, если желающие стать налоговыми резидентами России получат облегченный режим и дополнительные возможности, как заявил глава РСПП Александр Шохин в кулуарах Евразийского экономического форума.

Но что делать нашему воображаемому герою и другим потенциальным владельцам КИК? Естественно, что правительство хочет «вернуть» как можно больше бизнесменов на Родину. Однако эффект может быть обратным. К сожалению, ужесточение режима налогового резидентства может привести к очередному исходу из страны наиболее экономически деятельной части населения, тем более что выбор для человека с деньгами — весь мир.

Будем также надеяться, что изменения не затронут определение валютного резидентства. Иначе многие операции по зарубежным счетам лиц, которые сейчас проводят больше полугода вне страны, могут стать незаконными и подвергнутся штрафам до 100% от суммы поступления. Но это уже тема для отдельного анализа.

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

Раньше и сейчас

В скором времени

Кол-во дней , чтобы стать налоговым резидентом

183 дня в календарном году

90 дней в календарном году

Если дней меньше

Налоговую однозначно не интересует общемировой доход

Налоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» - недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру - переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

Страна

Кол-во дней в году

Какие критерии центра жизненных интересов применяются?

Преимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)

Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи

Гражданство; вид на жительство

Экономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)

Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР

Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.

Доступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*

Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование

ПМЖ (в собственности или арендованное)

182 (или 60, если за 4 года – более 365)

Отсутствуют , но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7 предшествующих резиденству периодов (лет))

183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)

Отсутствуют , но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.

Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности

ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи

Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство

1 год (только для экспатов)

ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов

Гражданство; Наличие «грин-карты»

ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Место жительства семьи и экономические связи

ПМЖ (в собственности или арендованное)

ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

* - на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать

** - греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск

*** - срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании

**** - в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Крат кие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное - многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

[1] Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@; от 13.11.2015 N ОА-3-17/4271@

[2] Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П

Как Россия помогла налогоплательщикам, задержавшимся за рубежом из-за пандемии

Все равно я буду резидентом

В статье «После пандемии придется платить больше налогов» мы упоминали, что из-за изоляции за рубежом человек мог утратить статус налогового резидента РФ, а это привело бы к обложению его российских доходов налогом по более высокой ставке – 30% вместо 13%. Тем же, кто приобрел этот статус из-за вынужденного пребывания в России, пришлось бы платить налог со всех своих мировых доходов.

В статье мы также рассуждали о мерах, которые принимает мировое сообщество для поддержки граждан, оказавшихся в условиях локдауна из-за пандемии, а именно о смягчении требований к определению их налогового статуса. Соответствующие разъяснения еще в апреле дала Организация экономического сотрудничества и развития. ОЭСР признала пандемию форс-мажором, который не должен стать основанием для изменения налогового статуса человека, оказавшегося в непривычном для себя месте пребывания. Такая же логика постепенно появлялась и в национальном регулировании ряда государств.

Поправки в Налоговый кодекс РФ – в поддержку налогоплательщиков

До середины лета Россия хранила молчание по этому вопросу, а представители власти высказывались, что изменения в правила определения налогового резидентства вводить не планируется.

Напомним: человек считается налоговым резидентом РФ с правом применения ставки НДФЛ 13% с полученного дохода, если проводит на российской территории более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Если же в период пандемии человек не смог вернуться в Россию и более полугода находился за рубежом, то он автоматически становится налоговым нерезидентом и его доходы от источников в России облагаются по ставке 30% вместо 13%. Последствия ощутимые, поэтому многие ожидали реакции от российских властей в поддержку налогоплательщиков.

Реакция последовала в конце июля. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс РФ все же были внесены 1 . Что предложено? Если человек находился в России в 2020 г. от 90 до 182 дней включительно, то он может стать налоговым резидентом РФ. Но это происходит не автоматически. Необходимо выразить свою волю и намерение считаться российским налоговым резидентом: человек должен подать заявление в произвольной форме в налоговый орган по месту своего жительства (пребывания). К заявлению пока только одно требование – в нем обязательно должны быть указаны Ф.И.О. заявителя и его ИНН. Представить его нужно не позднее 30 апреля 2021 г.

Поправки представляют собой всего один дополнительный абзац в ст. 207 НК РФ. Регламентов, разъясняющих писем Минфина или ФНС России, которые бы детализировали порядок использования нововведений, – нет.

Какие выводы можно сделать из новых положений Налогового кодекса РФ?

Во-первых, возможность признать себя резидентом при нахождении в России от 90 дней действует только в 2020 г. Это значит, что в 2021 г. будут действовать старые правила о 183 днях (если не последуют новые изменения). То есть это краткосрочная мера, которая была вызвана «ковидными» обстоятельствами. Во-вторых, в связи с этим настораживают молчание правоприменителя и отсутствие инструкций с четкими полномочиями налоговых органов, которым граждане будут направлять заявления о признании их резидентами.

Если мы исходим из того, что эта мера временная и вынужденная, обусловленная пандемией, то будет ли она распространяться на всех, кто пожелает? Или же она предусмотрена для тех, кто оказался в «ковидной» ловушке за границей и не смог вовремя вернуться? Станет ли инспектор на месте выяснять, мог ли г-н Петров, подавший заявление о признании его резидентом, вернуться в Россию и пробыть в стране должные полгода?

Здесь уместно напомнить комментарии министра финансов А.Г. Силуанова в отношении принятых изменений. Он указал, что они предполагают сохранение условия налогообложения доходов для тех граждан, у которых не было возможности вернуться в Россию по объективным причинам (из командировки или отпуска, после учебы или лечения). Право признать себя резидентом означает недопущение ухудшения условий для граждан из-за сложившейся ситуации с коронавирусом.

То есть направленность новых правил очевидна – сохранить прежние условия для тех, кто не смог вернуться. Хотя ни из текста закона, ни из каких-либо разъясняющих писем контролирующих органов это не следует, и из буквального прочтения кажется, что эти правила действуют для всех.

Примечание редакции: 15 сентября на ежегодной конференции «Налоги-2020: стратегии, которые работают», организатором которой является ИД «Коммерсантъ», с докладом выступил заместитель руководителя ФНС Дмитрий Вольвач. Он упомянул о том, что поправками в Налоговый кодекс РФ предусмотрена «возможность учета срока, меньшего, чем было установлено ст. 207 НК РФ, если пребывание резидента на территории РФ сократилось по причинам, не зависящим от него. В 2020 г. мы будем учитывать эти обстоятельства для определения налогового резидентства». Также Дмитрий Вольвач напомнил о прошлогоднем законопроекте, который предусматривает изменение основного критерия определения налогового резидентства уже не как временную меру – срок пребывания в России для получения статуса налогового резидента РФ может быть сокращен до 90 дней. Но пока судьба законопроекта неясна. Выводы о развитии института налогового резидентства будут делаться на основании опыта, полученного в 2020 г. Кроме того, Дмитрий Вольвач напомнил о сервисе на сайте ФНС, который позволяет получить сертификат, подтверждающий статус налогового резидента РФ. По его словам, срок выдачи сертификатов сократился до 10 дней, но чаще его выдают и раньше.

Советы налогоплательщикам

Для тех, кто планирует воспользоваться нововведением, с учетом вышесказанного рекомендуем:

  • отслеживайте разъяснения контролирующих органов по данному вопросу и развитие практики применения ст. 207 НК РФ;
  • по возможности позаботьтесь о наличии подтверждения вынужденности пребывания за рубежом и намерения въехать в Россию (отмененные авиабилеты, сообщения авиаслужб, переписка об отмене встреч в России и т.п.);
  • подавайте заявление о признании резидентом, только будучи убежденными в безопасности такой опции применительно к вашей ситуации.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

Раньше и сейчас

В скором времени

Кол-во дней , чтобы стать налоговым резидентом

183 дня в календарном году

90 дней в календарном году

Если дней меньше

Налоговую однозначно не интересует общемировой доход

Налоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» - недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру - переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

Страна

Кол-во дней в году

Какие критерии центра жизненных интересов применяются?

Преимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)

Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи

Гражданство; вид на жительство

Экономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)

Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР

Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.

Доступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*

Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование

ПМЖ (в собственности или арендованное)

182 (или 60, если за 4 года – более 365)

Отсутствуют , но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7 предшествующих резиденству периодов (лет))

183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)

Отсутствуют , но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.

Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности

ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи

Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство

1 год (только для экспатов)

ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов

Гражданство; Наличие «грин-карты»

ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Место жительства семьи и экономические связи

ПМЖ (в собственности или арендованное)

ПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

* - на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать

** - греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск

*** - срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании

**** - в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Крат кие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное - многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

[1] Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@; от 13.11.2015 N ОА-3-17/4271@

[2] Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009

[3] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 16-П

Читайте также: