Налоговое регулирование в жилищной сфере

Опубликовано: 14.05.2024

ГЛАВА 15. ФИНАНСОВОЕ И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

§ 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
§ 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

Налоги на недвижимость в жилищной сфере с граждан
Налоги на недвижимость в жилищной сфере с юридических лиц

§ 1. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Жилищная сфера является довольно сложной областью Гнародного хозяйства, включающей управление жилищным фондом, обеспечение его сохранности, надлежащую его эксплуатацию и ремонт. Выполнение этих функций неразрывно Ввязано с обеспечением финансирования производимых работ как за счет средств государственного и местного бюджетов, так за счет средств граждан.
До недавнего времени основное бремя финансовых затрат Ко надлежащему содержанию жилищного фонда, его эксплуатации и ремонта несло государство. С внедрением в жилищную сферу рыночных отношений, развитием частной собственности на жилище и созданием рынка жилья все большая часть финансовых затрат по обеспечению сохранности жилищного фонда и его эксплуатации возлагается на собственников жилья и других пользователей. Вместе с тем и в этих случаях законодательство предусматривает возможность получения гражданами льготных кредитов и компенсаций (субсидий), в частности, при строительстве и покупке жилья, обеспечиваются Иные формы государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе получить в установленном порядке компенсации (субсидии), льготные кредиты, ссуды на строительство или приобретение жилья. Порядок предоставления компенсаций (субсидий), льготных кредитов, ссуд на строительство или приобретение жилья устанавливается Правительством Российской федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные формы государственной финансовой и иной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Граждане и юридические лица при строительстве (реконструкции) или покупке жилых помещений имеют право на получение кредита под залог, а также под гарантии органов государственной власти, местной администрации, коммерческих, некоммерческих и общественных организаций. Условия получения кредитов под залог, отсрочки погашения ссуд, изъятие при неуплате заложенного имущества, целевое использование кредита и другие вопросы кредитования в жилищной сфере регулируются законами и положениями о компенсациях, жилищных кредитах, утверждаемыми Президентом РФ и Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При кредитовании строительства (реконструкции) или приобретении жилья
могут предоставляться юридическим и физическим лицам следующие виды кредитов:
— на обустройство земельного участка под предстоящее жилищное строительство (земельный кредит);
— на строительство (реконструкцию) жилых помещений (строительный кредит);
— для приобретения жилья (кредит на приобретение жилья).
Безвозмездные субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете для улучшения жилищных условий, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.
Органы, имеющие право предоставлять субсидии, а также порядок и условия их предоставления определяются положениями о предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утверждаемыми нормативными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Сложилась определенная система финансирования затрат на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда.
Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) государственного и муниципального жилищного фонда осуществляется, как правило, за счет средств государственного (местного) бюджета и населения.
Финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда, принадлежащего коммерческим, некоммерческим и иным организациям, осуществляется за счет средств этих организаций.
Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт жилых Помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, осуществляется за счет средств собственников жилых смещений.
Финансирование затрат на эксплуатацию приватизированных жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в переходный период осуществляется частично за счет средств государственного (местного) бюджета по ежегодно устанавливаемым нормативам.
Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт жилищно-строительных и жилищных кооперативов осуществляется за счет средств кооперативов.
Затраты, связанные с эксплуатацией и ремонтом нежилых Помещений в жилых домах, предназначенных для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера, осуществляются за счет средств собственников, а в случае, если они сданы в аренду, за счет арендатора, если иное не предусмотрено договором аренды.
Согласно законодательству, расходы связанные с формированием федеральной собственности, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере, формируются исключительно из федерального бюджета; расходы, связанные с формированием государственной собственности субъектов Российской Федерации — из бюджетов субъектов Федерации (см. ст. 84, 86 Бюджетного кодекса РФ).
Расходы, связанные с формированием муниципальной собственности и управлением ею, а также с организацией, содержанием и развитием муниципального жилищно-коммунального хозяйства финансируются исключительно из местных бюджетов (см. ст. 87 Бюджетного кодекса РФ).
Государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные службы могут осуществлять по договору техническое обслуживание и ремонт домов общественного жилищного фонда, домов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также домов, квартир, находящихся в собственности граждан. Оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом этих домов (жилых помещений), производится по ставкам и на условиях, установленных для обслуживания и ремонта жилых домов государственного и муниципального жилищного фонда.


С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Ничего нового, но есть нюансы, согласно Правилам запрещено:

  • использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектом (п. 8);
  • хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы (пп. «а» п. 16);
  • использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (пп. «б» п. 16);
  • размещать и эксплуатировать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и другие подобные помещения, а также хранить горючие материалы (пп. «в» п. 16);
  • устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, за исключением случаев, специально предусмотренных в нормативных правовых актах РФ и нормативных документах по пожарной безопасности (пп. «г» п. 16);
  • снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, тамбуров, тамбур-шлюзов и лестничных клеток, а также другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (пп. «д» п. 16);
  • проводить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения или уменьшается зона действия систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода) (пп. «е» п. 16);
  • размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир (пп. «ж» п. 16);
  • закрывать жалюзи, остеклять балконы (открытые переходы наружных воздушных зон), лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам (пп. «и» п. 16);
  • устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы (пп. «к» п. 16);
  • размещать на лестничных клетках, в поэтажных коридорах, а также на открытых переходах наружных воздушных зон незадымляемых лестничных клеток внешние блоки кондиционеров (пп. «м» п. 16);
  • устраивать производственные и складские помещения для применения и хранения пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, а также изменять их функциональное назначение в квартирах (п. 85).

С 1 января истёк срок моратория на взыскание неустойки за просрочку внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капремонт, введённый постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 424.

Между тем, неустойка подлежит начислению и взысканию за весь период просрочки, за исключением периода действия моратория. На это указал Верховный суд РФ в обзоре № 2, утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 года.

ТСЖ могут продолжить работу по взысканию задолженности в судебном порядке в отсутствии документов-идентификаторов (ИНН, СНИЛС и т.п.), к которым у них нет законного доступа. Федеральным законом от 29.12.2020 № 468-ФЗ

С 1 января 2021 года не действует мораторий, введённый ПП РФ № 424 в отношении ИПУ не прошедших поверку. Теперь прибор учёта, у которого истёк срок поверки, будет считаться неисправным, пока не пройдёт повторную поверку. Показания такого счётчика более приниматься не будут.

Новые правила поверки приборов учета: Знак поверки – это оттиск, наклейка, изображение в электронном документе, которое содержит условный шифр и две последние цифры года нанесения знака поверки.

С 1 января 2021 года, определяется новый порядок поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о такой процедуре. Приказ Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510.

Показания любого счётчика можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от выполнения своих обязанностей.

Внесены изменения в Правила № 354. Так, в пункте 81(2) уточнены даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию, если исполнитель не явился для проведения этой процедуры. Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 определены особенности проведения плановых проверок в текущем году. Срок проведения документарных и выездных проверок не будет превышать 10 рабочих дней. В течение всего 2021 года плановые проверки разрешено проводить дистанционно с помощью средств аудио- и видеосвязи.

На внеплановые проверки ограничения не продлены, т.е. для их проведения граждане могут писать жалобы в жилищные инспекции.

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с ртутьсодержащими отходами, утверждённые постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314. За сбор и хранение отработавших ртутьсодержащих осветительных приборов в многоквартирных домах до момента вывоза отвечают управляющие домами.

1 июля вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.06.2020 № 950. Этим документом ответственность по установке, обслуживанию и ремонту счётчиков электроэнергии в многоквартирных домах закрепляется за энергосбытовыми организациями, в частных домах – за сетевыми компаниями.

С 1 января 2022 года у гарантирующих поставщиков и электросетевых компаний возникает обязанность устанавливать только интеллектуальные приборы учёта. Однако закон не запрещает устанавливать интеллектуальные приборы учёта ранее установленного срока.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Теперь органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

Кузьмин Денис Николаевич (Юрист по вопросам ЖКХ)


Специально для телеграм-канала ЖКХ-24: https://t.me/gkhlaw

Не забывайте подписаться на мой YouTube канал

Какие налоги платит ЖКХ?

Сфера ЖКХ в России всегда находилась в центре внимания. И это вполне объяснимо. Ведь каждый гражданин, каждая организация и каждое предприятие являются потребителями услуг ЖКХ, а следовательно, ситуация в указанной сфере сказывается на всех. Плюс сама сфера ЖКХ – это огромное количество предприятий со своими коллективами.

Одна из важнейших сторон функционирования этой сферы – ее налогообложение. С помощью указанного механизма регулируются многие процессы, от его эффективности зависит финансовое благополучие всей отрасли и, следовательно, комфортность жизни россиян.

Сфера налогообложения остается при этом одной из самых сложных в правовом поле России, поскольку есть определенные неточности формулировок, не прописаны некоторые понятия и действия, есть противоречия различных нормативных документов, да и правоприменительная практика запутана и противоречива.

Особенности налогообложения сферы ЖКХ

Жилищно-коммунальный комплекс России состоит из множества предприятия разной организационно-правовой формы, ведомственной подчиненности и формы собственности. Создать единые правила для всех непросто. Это же относится и к системе налогообложения. Ведь ЖКХ является социально-значимой деятельностью, его услуги должны быть доступны всем социальным слоям, какими бы доходами они ни располагали.

Еще одна особенность системы ЖКХ состоит в том, что одним из источников ее финансирования являются налоговые поступления. Ведь многие ее предприятия и организация находятся в муниципальной или региональной собственности, а значит, финансируются из бюджета, то есть из средств налогоплательщиков. С другой стороны, на все структуры, предоставляющие ЖКУ, возложена обязанность платить налоги и сборы во внебюджетные фонды.

При этом в правительстве уже давно идет борьба между сторонниками и противниками предоставления значительных налоговых льгот предприятиям ЖКХ. Необходимость такого подхода мотивируется как раз тем, что «коммуналка» выполняет у нас в стране важную социальную функцию. Однако экономический блок правительства раз за разом отвергает такую возможность.

Какие основные налоги платят предприятия ЖКХ?

В итоге предприятия ЖКХ остаются плательщиками практически всех основных налогов, как и любые другие коммерческие структуры в России. Основные из них – это налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль. С 1 января 2006 года «коммуналка» стала еще и плательщиком налога на имущество организаций.

Правила взимания всех указанных налогов определяет, естественно, Налоговый кодекс КР (НК РФ). Но главная проблема для указанной сферы в том, что размер тарифов в большинстве случаев регулируется либо федеральными, либо региональными властями, а не рынком. В результате, по оценкам экспертов, в некоторых видах коммунальных услуг налогообложение составляет суммарно до 60% от тарифа. Это приводит к тому, что не остается средств на модернизацию инфраструктуры.

ЖКХ, как и многие другие отрасли, подпадает под действие упрощенной системы налогообложения. В этом случае организации освобождаются как раз от основных налогов – НДС и на прибыль. Однако «упрощенка» доступна только для небольших предприятий.

При общей системе налогообложения в ЖКХ от НДС освобождается определенный вид предоставляемых услуг. Это касается ситуации, когда предприятия ЖКХ предоставляют кому-то в пользование жилые помещения.

Исключением по уплате НДС являются также коммунальные услуги, которые предоставляются любыми управляющими структурами (включая ТСЖ и ЖСК) жильцам после приобретения этих услуг у ресурсоснабжающих организаций. Иными словами, когда УК выступают посредником. Освобождены от НДС также услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Налог на прибыль с организаций ЖКХ взимается по тем же правилам, что и с большинства других коммерческих структур, – с разницы между доходами и расходами. В данном случае доходами следует считать поступление средств от предоставления различных коммунальных услуг, а также плату за содержание и ремонт жилья.

Поскольку с 2006 года предприятия ЖКХ федеральными законами лишены льгот по налогу на имущество, под налогообложение попадает весь их имущественный комплекс. Однако это региональный налог, а потому на уровне субъектов льготы могут сохраняться, в том числе на отдельные инфраструктурные объекты.

Вопросы по поводу приобретения, пользования и управления жилыми и нежилыми помещениями, а также права и обязанности упорядочиваются жилищным законодательством РФ.

Понятие и система жилищного законодательства

Под этими терминами понимается общность законов и других наделенных юридической силой актов, с помощью которых государство принимает, изменяет и упраздняет жилищные нормы. Законодательство жилищной сферы разрабатывается с учетом защиты интересов граждан и основывается на незыблемых принципах неприкосновенности жилища и свободного осуществления гражданами своих прав.

Система жилищного законодательства России образована взаимосвязанными нормативными актами. Базисными законами выступают Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ. Но законодательство о жилище, затрагивающее широкий пласт общественных отношений, не может базироваться только на указанных нормах, в его состав включаются и иные акты, наделенные юридической силой.

Нормативные акты, составляющие жилищное законодательство

Конституция России наделяет каждого человека правом на жилище. Вопросы по поводу приобретения, пользования и управления жилыми и нежилыми помещениями, права и обязанности, возникающие в процессе взаимодействия в жилищной сфере, составляют жилищные правоотношения и упорядочиваются жилищным законодательством РФ.

Конституция РФ определяет: жилищная сфера включает в себя федеральные законы, а также законы и другие нормативные акты каждого из 85 субъектов, входящих в состав государства. Субъекты самостоятельно занимаются правовым регулированием за границами ведения РФ и общего ведения федерации и субъекта. Структура жилищного законодательства также включает правовые акты Главы Российской Федерации, Правительства, иных органов исполнительной власти и местного самоуправления, остановимся на каждом из них.

Жилищный кодекс

Он является главным по юридической силе законодательным актом в области жилищных правоотношений. В составе кодифицированного закона 10 разделов, каждый из которых устанавливает правила пользования, приобретения, владения, и распоряжения нежилыми и жилыми помещениями, порядок их содержания, оплаты и ремонта, обязательства и права лиц, полномочия государственных органов в жилищных вопросах, состав жилого фонда.

Жилищный кодекс тесно связан с Гражданским, поскольку им регламентируются, в том числе, и отношения гражданско-правовой сферы. Например, ЖК РФ определяет правила действий в договорных отношениях, вопросы, возникающие в процессе эксплуатации имущества многоквартирного дома, являющегося общей собственностью.

Жилищный кодекс связан с Гражданским кодексом и Конституцией РФ общими принципами: субъекты жилищных отношений наделены равными правами и обязательствами, никто не может быть ограничен в жилищных правах, или лишен их. Также нормы, регулируемые Жилищным Кодексом РФ, взаимосвязаны с административным, финансовым законодательством.

Положения Кодекса разработаны в соответствии с основным законом страны – Конституцией РФ, не имеют с ее содержанием противоречий и изданы во исполнение положений главного закона.

Федеральные законы и законы субъектов РФ

Они принимаются уполномоченными органами: Государственной Думой и Советом Федерации, в определенном порядке. Федеральное законодательство прочно взаимодействует с Жилищным Кодексом РФ и Конституцией РФ, нацелено на уточнение и безоговорочное исполнение указанных юридических актов и интересов граждан. Все противоречия законов с Жилищным Кодексом РФ решаются в пользу последнего.

Законы субъектов РФ принимаются уполномоченными органами на региональном уровне, но согласуются с федеральными законами и не должны содержать с ними противоположных по смыслу положений. Процесс принятия этих актов, их состав и содержание, порядок и сфера их действия закреплены Конституциями субъектов.

Правовые акты Главы государства и акты Правительства

Распоряжения и Указы Президента регулируют область гражданско – правовых отношений, связанную с жилищными вопросами. Действие акта жилищного законодательства Президента распространяется на всю территорию федерации и в субъектах, входящих в ее состав. Указы и Распоряжения издаются с целью поддержания положений Конституции РФ и Жилищного кодекса РФ и не противоречат им.

Содержание Постановлений Правительства соответствует главному жилищному закону страны и актам президента, служит для их уточнения и дополнения. Жилищный кодекс РФ содержит достаточно вопросов, решение которых – задача Правительства. Например, Правительство издает жилищные акты, утверждающие договор социального найма жилого помещения (см. ст. 63 ЖК РФ). Правительство наделено полномочиями по установлению оплаты за найм жилых помещений, ее индексации и изменений по договорам найма жилищного фонда (см. ст. 156 ЖК РФ).

Акты, издаваемые органами местного самоуправления

Органы местного самоуправления издают акты жилищного законодательства в установленном законом порядке и в полном соответствии с действующими российскими законами. Эти органы реализуют полномочия с использованием материальных средств, выделяемых на федеральном и региональном уровнях, определяют нормы по предоставлению жилых помещений, уточняют требования к праву на его получение, регулируют размер и составляющие оплаты найма жилого помещения, его ремонта и содержания.

Кроме того, существуют иные правовые акты исполнительных органов власти, входящие в состав жилищного законодательства. Органы исполнительной власти в соответствии с имеющейся компетенцией издают правила и инструкции, постановления и приказы, положения и распоряжения. Нормативные акты, которыми регламентируются права, обязанности и свободы человека в жилищной сфере, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

Порядок действия законов жилищной сферы на уровне федерации и в субъектах

Статья 72 Конституции РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению РФ и субъектов в ее составе. Это положение указывает на право субъектов принимать законодательные акты по поводу гражданских отношений в жилищной сфере на региональном уровне.

Правовое регулирование осуществляется согласно федеральному законодательству, а именно в соответствии с Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ. В случаях, когда акты субъектов противоречат федеральному законодательству, применяются позиции федеральных актов.

Структура жилищного законодательства выстроена по принципу иерархии нормативно – правовых актов, все ее составляющие подчинены основному закону страны – Конституции РФ, и действуют в соответствии с ней.

Действие акта жилищного законодательства в пространстве, по кругу лиц и во времени

Положения законов РФ, регулирующие правоотношения по поводу жилища, имеют одинаковую юридическую силу на всей территории государства. Участники жилищных правоотношений имеют равные условия, кроме определенной категории граждан, которым положены преференции. Например, жилищные льготы получают военнослужащие, лица, участвовавшие в ликвидации Чернобыльской аварии, беженцы.

Жилищные законы не наделены ретроактивностью, это означает, что закон не распространяется на решения, принятые до его вступления в силу.
Главная задача жилищного законодательства – безоговорочное соблюдение основных прав человека и гражданина в указанной области. Являясь составляющей общей законодательной базы страны, Жилищный кодекс и связанные с ним правовые акты направлены на благополучие граждан и реализацию их конституционных прав.

  • Информационно-аналитические бюллетени (ИАБ)
  • Аналитические материалы (АВ, АЗ, АО, МИ)
    • Государственное строительство и конституционные права граждан
    • Экономическая политика
    • Социальная политика
    • Бюджетное, налоговое и финансовое законодательство
    • Оборона и безопасность
    • Внешняя политика
    • Совершенствование законодательного процесса
    • Региональная политика
  • Научно-исследовательские работы для Государственной Думы
  • Материалы к мероприятиям

АО, 2005, декабрь Кодификация законодательства Российской Федерации в сфере ЖКХ

  • Титульный лист
  • Содержание

Нормативно-правовое регулирование услуг в сфере ЖКХ

Современное законодательство, регламентирующее деятельность ЖКХ, состоит из нескольких сотен нормативных правовых актов, принятых на федеральном уровне, а также нескольких тысяч нормативных актов принятых на уровне субъектов РФ.
Принятыми нормативными правовыми актами регламентируются:
- общие вопросы ЖКХ;
- финансирование коммунального хозяйства;
- электроснабжение, газоснабжение, отопление, уборка мусора, содержание придомовых территорий, водоснабжение и водоотведение;
- инженерное обслуживание и ремонт, иные коммунальные услуги;
- льготы и компенсации (субсидии) по оплате коммунальных услуг.
Основными из действующих законодательных актов являются:

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ), которым определяются компетенция государственных органов власти и органов местного самоуправления за использованием и сохранностью фондов ЖКХ;
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 189-ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (льготы по коммунально-бытовому обслуживанию);
Федеральный закон О внесении изменений и дополнений в Закон РФ Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", прежде всего, четко ограничивает вопросы регулирования оплаты жилья и коммунальных услуг между федеральным центром, регионами и муниципалитетами. Субъекты Федерации имеют право устанавливать свои размеры оплаты жилья и коммунальных услуг, которые не могут быть ниже установленных федеральных стандартов.
Основное внимание документ акцентирует на предоставлении льгот и порядке возмещения расходов льготным категориям граждан. В основном все льготные категории сохранены, только вопрос о предоставлении льгот членам семей ветеранов труда отдан на рассмотрение регионов.

Правительство законодательно закрепило свое право в формировании основ ценообразования платы за жилье и коммунальные услуги. Оно оговорило, что субъекты РФ не могут устанавливать цены ниже федерального стандарта, разрешая тем самым устанавливать свои нормы, превышающие федеральный стандарт.
В принятом Государственной Думой 23 декабря 2005 года в третьем чтении Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" ( 225383-4) предусмотрено осуществление дополнительных мер по социальной защите населения. В частности, п.2 ст. 26.3 дополнен подпунктом 5.1. следующего содержания: "создание условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий".
Статья 26.5 Федерального закона дополнена положением о том, что "Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной адресной поддержки отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. При этом установлено, что "Финансирование осуществления полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета."
Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья) (отношения найма жилых помещений, вопросы энергоснабжения, государственная регистрация перехода права собственности на недвижимость и др.);
Налоговый кодекс РФ;
федеральные законы О федеральном бюджете ;
Федеральный закон 210-ФЗ Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса , которым определяется порядок установления:
1) тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
2) тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
3) тарифов организаций коммунального комплекса на подключение;
4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", которым определяется порядок регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях;
Федеральный закон Об энергосбережении ;
Закон РФ от 4 июля 1991 г. 1541-1 О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации ;
Закон РФ от 5 марта 1992 2446-1 О безопасности (ст.12. Силы и средства обеспечения безопасности);
Федеральный закон от 10 января 2003 г. 15-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона О лицензировании отдельных видов деятельности ;
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 102-ФЗ Об ипотеке (залоге недвижимости) ;
Федеральный закон от 25 июня 2002 г. 116-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности ;
Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. 40-ФЗ О федеральной службе безопасности ;
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках ;
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. 4015-1 Об организации страхового дела в Российской Федерации ;
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях ;
Федеральный закон от 12 апреля 2001 г. 36-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ;
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ;
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. 69-ФЗ О газоснабжении в Российской Федерации ;
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. 35-ФЗ Об электроэнергетике ;
Федеральный закон от 20 июня 1996 г. 81-ФЗ О государственном регулировании добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности ;
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. Часть 2;
Закон РФ от 15 января 1993 г. 4301-1 О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы ;
Закон РФ от 18 октября 1991 г. 1761-1 О реабилитации жертв политических репрессий ;
Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. 31-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации ;
Федеральный закон от 10 января 1996 г. 6-ФЗ О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации ;
Федеральный закон от 12 января 1995 г. 5-ФЗ О ветеранах (глава 2. Социальная защита ветеранов);
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ О статусе военнослужащих и др.
В развитие законодательных актов принят ряд постановлений Правительства РФ:
Постановление Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (с изм. и доп. от 27 июня 2003 г., 30 августа 2004 г.);
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";
Постановление Правительства РФ от 19 июля 1999 г. N 829 "О Заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году, письме Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики и плане мероприятий по их реализации" (с изм. и доп. от 8 августа 2003 г.). Реформа жилищно-коммунального хозяйства и др., а также многочисленные нормативные акты министерств и ведомств по основным направлениям ЖКХ.
Постановления Правительства Российской Федерации:
от 26 сентября 1994 г. N 1099 Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов ;

от 2 августа 1999 г. N 887 О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения ;
от 27 июня 2003 г. N 372 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг";
от 17 февраля 2004 г. N 89 Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства , где указано, что одним из необходимых условий для установления цен и тарифов является заключение независимой экспертизы;

от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации";
от 30 июля 2004 г. N 392 О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг ;
от 30 августа 2004 г. N 444 О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг ;
от 26 августа 2004 г. N 441 О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год .
Постановления Правительства получили дальнейшее развитие в нормативных актах министерств и ведомств. Наиболее важными из них являются:
Приказ Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 12, от 13.01.2003 О создании системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере Российской Федерации ;
Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. 170 Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда .

Читайте также: