Налоги тор дальний восток

Опубликовано: 26.03.2024

Всего создано 23 ТОР


Что такое ТОР?

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

  • Внутри ТОР действуют налоговые льготы и административные преференции для его резидентов
  • Резидент имеет право на получение земельного участка от УК для реализации своего проекта
  • Резидент имеет право на подключение к объектам инфраструктуры: свет, вода, газ, водоотведение, теплоснабжение


Резиденты ТОР получают

Налоговые льготы

В каждом регионе введены свои налоговые льготы.

Административные преференции

Режим «одного окна», возможность применения процедуры СТЗ и другие меры господдержки.

Землю и инфраструктуру для реализации проекта

Земельный участок и необходимую готовую инфраструктуру.

Налоговые льготы

В каждом регионе введены свои налоговые льготы.

Льгота по региональной части налога устанавливается субъектом РФ

Льгота устанавливается муниципальным образованием

Льгота устанавливается субъектом РФ
*(от 0,5% до 2,2%)

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС снижены с 30% до 7,6%

Пониженный коэффициент на 10 лет (от 0% до 1%) с момента получения первой прибыли

Административные преференции

Все резиденты ТОР получают преференции для реализации своих проектов

Привлечение иностранной рабочей силы без учета квот

Сокращенные сроки проведения контрольных проверок

Предоставление земельного участка для реализации проекта

Возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ)

Режим «одного окна» для инвестора

Право управляющей компании на защиту резидента в суде

Стать резидентом ТОР

  1. ЮЛ или ИП зарегистрированы на ТОР;
  2. ЮЛ и ИП не должны иметь филиалов вне ТОР;
  3. Необходимый минимальный объем инвестиций должен составлять 500 000 рублей;
  4. Отсутствие у юридического лица или ИП недоимки и задолженности по налогам и сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в бюджеты РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов за последний отчетный период (пп.7 п.7 ст. 11 №212-ФЗ);
  5. Компания не должна находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства;
  6. Виды предпринимательской деятельности, должны соответствовать видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановления Правительства РФ о создании ТОР.

Виды предпринимательской деятельности, должны соответствовать видам деятельности, закрепленным в соответствующих Постановления Правительства РФ о создании ТОР.

Основные документы

  • Заявка (можно заполнить на сайте)
  • Бизнес-план (можно заполнить на сайте)
  • Учредительные документы (можно заполнить на сайте)
  • Свидетельство о государственной регистрации / лист записи ЕГРЮЛ
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

Дополнительные документы

  • Финансовая модель инвестиционного проекта (обоснование приведенных в бизнес-плане показателей)
  • Бухгалтерская отчетность за предыдущие три года и расшифровка выручки по видам деятельности (для действующих предприятий)
  • Копии правоустанавливающих документов на землю (при наличии)

Не забудьте проверить вашу заявку на наличие типовых ошибок:

  • Несоответствие и противоречивость данных в документах
  • Неверно рассчитаны суммы налоговых поступлений и взносов в течении 10 лет, показатели финансово-экономической эффективности проекта
  • Заявители неверно трактуют понятия «капитальные вложения», «инвестиции», «стоимость проекта»
  • Заявляются земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц, или на которых невозможно реализовать инвестиционный проект, не предоставляются подтверждающие документы
  • Бизнес-план не соответствует требованиям, указанным в Приказах Минвостокразвития России (нет соответствующих разделов, план-графика реализации проекта, детализации инвестиций и т.д.).
  • Недостоверность данных в бизнес-плане, отсутствие обоснования
  • Изменение параметров проекта в процессе рассмотрения заявки или подписания соглашения


Каждая страна стремиться развивать свою экономику. Ведь чем более развита экономика, тем государство богаче и более привлекательно как для проживания, так и для вложения инвестиций. Одним из показателей развития экономики является размер внутреннего валового продукта.

Территория опережающего социально-экономического развития (ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [2].

О создании на территории России подобных территорий впервые заявил президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном послании Федеральному собранию 12 декабря 2013 года. Глава государства предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий и зон опережающего экономического развития с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт.

Создание территорий опережающего развития регулируется Федеральным законом № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 года.

По решению правительства в первые три года территории опережающего развития могут создаваться лишь в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). На данный момент на Дальнем Востоке созданы девять территорий опережающего развития: «Хабаровск», «Комсомольск», «Надеждинская», «Приамурская», «Белогорск», «Кангалассы», «Беринговский», «Михайловская», «Камчатка». Подписаны постановления о сознании ТОР «Гулково» (Ростовская область), «Набережные Челны» (Республика Татарстан), «Усолье-Сибирское» (Иркутская область), «Южная» (Сахалинская область), «Горный воздух» (Сахалинская область), «Большой камень» (Приморский край).

На территории ДВФО планируют развивать транспорт и логистику, инновации, энергетику, туризм, сельское хозяйство, переработку и другие отрасли экономики в рамках проекта «Территории опережающего развития» [3].

Ниже представлен анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке по экономическим видам деятельности (рисунок).

vod1.tif

Анализ резидентов ТОР на Дальнем Востоке РФ по экономическим видам деятельности в 2015 г.

Как видно из графика, наиболее популярной отраслью среди резидентов ТОР является производство пищевых продуктов (7 резидентов), следом за ней – производство химических веществ (5 резидентов). С меньшим количеством резидентов оказались отрасли: обработка древесины, металлургическое производство, деятельность космического транспорта, утилизация отходов, производство текстильной продукции, производство нефтепродуктов, деятельность сухопутного транспорта, деятельность в сфере здравоохранения и услуги в области ликвидации последствий загрязнения.

О территориях опережающего развития на Дальнем Востоке Дмитрий Медведев заявил следующее: «То, что мы создаём сейчас мощности по сельскохозяйственной продукции, по переработке, – это очень важно, в том числе и для того, чтобы были стабильные цены на продовольствие. Потому что всё привозить из центра России или из других регионов – это явно невыгодно, надо создавать собственные мощности».

Действительно, Дальний Восток один их самых перспективных федеральных округов России. Регион занимает 36 % территории РФ, имеет выход к Тихому и Северному Ледовитому океанам, граничит с Китаем, КНДР, Японией, США, обладает огромными природными ресурсами. Однако самая острая проблема Дальнего Востока – демографическая. Регион является самым депопулирующим регионом страны, на его территории проживает 4,4 % населения страны при площади в 6169,3 тыс. км². Основной причиной миграции считается неразвитость экономики, следствием является высокие цены, недостаток рабочих мест.

Создание ТОР на территории Дальнего Востока будет способствовать формированию условий для укрепления экономических позиций России на конкурентных рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона и стимулированию социально-экономического развития Приморского края за счёт создания дополнительных рабочих мест, новых промышленных объектов, производства экспортноориентированной и импортозамещающей продукции в судостроительной сфере, привлечения инвестиций.

Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:

1) налоговые льготы в виде:

- применение заявительного порядка возмещения НДС;

- нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР;

- пониженной ставки по налогу на прибыль организаций;

- пониженного коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

- пониженной ставки по налогу на имущество организаций (в соответствии с региональным законодательством);

- освобождения от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОР в течение трех лет;

- режима свободной таможенной зоны;

- пониженных ставок на тарифы страховых взносов для работодателей – резидентов ТОР (ставка 7,6 %);

2) передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;

3) ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР (согласование проверок с Минвостокразвития России) [4].

Правительство также проявило лояльность в отношении привлечения иностранных кадров: разрешения на привлечение иностранных работников не требуется, приглашения на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам и членам семей на территории ТОР выдаются без учета квот на их выдачу.

Резиденты ТОР имеют несколько преимуществ, но основные из них – налоговые.

С помощью налоговых льгот государство действительно может создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для развития отраслей экономики страны. Рассмотрим налоговые льготы более подробно.

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ) [5].

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет осуществить зачет суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, тем самым затрачивая меньше времени на возврат НДС из бюджета.

Резиденты ТОР имеют право использовать режим зоны свободной таможенной торговли. Режим подразумевает отсутствие таможенных пошлин на ввоз, хранение, потребление иностранных товаров внутри ТОР, применение нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР.

В стандартных случаях налогоплательщики НДС не имеют права на заявительный порядок возмещения НДС и использование режима зоны свободной торговли. Они обязаны уплачивать все таможенные платежи при перемещении товаров через таможенную границу: таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, акцизы.

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития применяют пониженные ставки по налогу на прибыль организаций. Ставка налога в федеральный бюджет 0 %, а в региональный бюджет устанавливается пониженная ставка налога.

Размер ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов. В Приморском крае ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Приморского края равна 5 %.

В стандартных случаях плательщики налога на прибыль организаций не имеют права на преференции. Они обязаны уплачивать налог на прибыль организаций в размере 20 % от прибыли организации (2 % – в федеральный бюджет, 18 % – в региональный).

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют налоговую льготу по НДПИ. Статья 342.3. НК РФ определяет порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого. Этой статьей предоставляется возможность применения пониженного коэффициента организацией, получившей статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», начиная с налогового периода, в котором организация получила статус резидента территории опережающего социально-экономического развития.

В течение 10 лет для резидентов ТОР применяются следующие коэффициенты:

1) 0 – в течение первых двух лет;

2) 0,2 – с третьего по четвертый год;

3) 0,4 – с пятого по шестой год;

4) 0,6 – с седьмого по восьмой год;

5) 0,8 – с девятого по десятый год;

6) 1 – в последующие годы.

В стандартных случаях налогоплательщики НДПИ уплачивают налог в размере от 0 до 30 % при использовании адвалорной ставки и от 11 до 919 рублей за тонну при использовании специфической ставки, никакие понижающие коэффициенты не применяются.

Резиденты ТОР имеет право на использование пониженных ставок страховых взносов в размере 7,6 % в течение десяти лет. В ПФР уплачивается 6 %, в ФСС – 1,5 %, ФОМС – 0,1 %.

Налогоплательщики, которые не являются резидентами ТОР, уплачивают страховые взносы в стандартном размере 30 % (ПФР – 22 %, ФСС – 2,9 % ФОМС – 5,1 %). Однако, те налогоплательщики, которые применяют УСН и занимаются одним из видов деятельности, который указан в перечне из пп.8 п.1 ст.58 Федерального закона от 24.09.2009 № 212-ФЗ, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 20 % [6]. Экономия составляет 22,4 %, что очень существенно для работодателей, таким образом, резиденты ТОР имеют более существенную льготу по социальным взносам, чем малый бизнес производственной сферы.

Являясь резидентом ТОР, организации и ИП получают значительные налоговые преимущества, по сравнению с компаниями, не полущившими такой статус. В результате предоставленных налоговых льгот уровень налоговой нагрузки резидентов ТОР будет значительно ниже, чем у других представителей бизнеса, что положительно повлияет на развитие ТОР и экономики региона в целом, особенно на первоначальной стадии.

Что касается влияния налоговых льгот резидентов ТОР на формирование регионального бюджета, то по словам руководителя УФНС России по Приморскому краю Галины Колесниковой, резиденты ТОР будут создавать новые рабочие места и будут обязаны перечислять НДФЛ за новых работников в краевые и местные бюджеты, из этого следует, что региональные и местные бюджеты не потеряют особо больших налоговых поступлений.

Если говорить о налоге на прибыль организаций, то он занимает второе место в налоговых доходах бюджета Приморского края. И хотя первые пять лет ставка по налогу на прибыль организаций 5 %, а в последующие пять лет – 10 %, за этот период бюджет субъекта РФ понесет потери. Однако налоговые льготы по налогу на прибыль дадут больше возможностей для создания нового бизнеса, а чем больше компаний, тем больше налогов поступят в региональный бюджет [7]. Потери бюджета Приморского края за счет налога на прибыль организаций, будут частично компенсированы увеличением поступлений по НДФЛ.

Налоговые льготы и другие преференции, предоставленные резидентам ТОР, внесут существенный вклад в развитие ТОР, как Приморского края, так и Дальнего Востока России в целом, что приведет к укреплению экономических позиций России на конкурентных рынках Азиатско-Тихоокеанского региона.

Льготный налоговый режим для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) может измениться, рассказал министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов (его цитирует «Интерфакс»).

Сейчас для зарегистрировавшегося в особой зоне резидента первые пять лет действует нулевая ставка налога на прибыль, затем она вырастет до 10%. Прорабатывается вопрос о введении 7%-ной ставки сразу с момента старта проекта, сказал Козлов. Об этом попросили региональные власти и бизнес, уточнил он: регионы сразу начнут получать доходы от инвестиционных проектов, а компании будут платить фиксированный налог в течение всего проекта, что сделает экономику компаний эффективнее.

Первые ТОРы появились на Дальнем Востоке в 2015 г., тогда же был создан свободный порт Владивосток. Резиденты таких зон получают льготы взамен на инвестиции. Всего в регионе существует 19 ТОРов. В марте на подкомиссии по вопросам развития Дальнего Востока и Байкальского региона одобрили создание 20-го ТОРа, но пока документ на рассмотрении в правительстве, уточнил представитель Минвостокразвития.

За 2021–2025 гг. власти планируют потратить на развитие ТОРов 111,2 млрд руб. Но бюджетные деньги не осваиваются, а строительство инфраструктуры отстает от плана, писала Счетная палата в 2017 г. Государство тратит достаточно большие деньги на поддержку таких резидентов, говорил заместитель министра финансов Илья Трунин: только по ТОРам за 2018 г. бюджеты недополучили около 2 млрд руб.

При этом регион остается недоинвестированным. Для развития хотя бы части инвестиционного потенциала Дальнего Востока к 2019 г. в инфраструктуру нужно вложить около 900 млрд руб., оценивали аналитики InfraOne: дополнительно потребуется минимум 1 трлн руб. к 2025 г.

Сегодня в ТОРах Дальнего Востока зарегистрирован 341 проект, из которых около 200 – с участием иностранного капитала, сказал «Ведомостям» представитель Минвостокразвития. А всего с появления ТОРов в регион было направлено почти 284 млрд руб. частных инвестиций. В порту зарегистрировано еще 1252 резидента, их инвестиции – почти 640 млрд руб., рассказал представитель министерства.

В 2018 г. на Дальний Восток пришлось почти 8% всех инвестиций в основной капитал, следует из данных Росстата: почти половину инвестиций бизнес осуществил на собственные средства.

Инвесторам нужна стабильность, говорит руководитель дальневосточной практики KPMG Ольга Сурикова: неизменность условий – лучше, чем их постоянный пересмотр. Но нулевая ставка условна, говорит она: если проект капиталоемкий, он только строится около пяти лет, а когда компания подходит к точке безубыточности, ставка уже 10%, объясняет она. Эффективность же от льгот есть, считает Сурикова, но кроме них инвесторам нужны инфраструктура и стабильность.

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Рабочая группа по налоговым вопросам ТОР и СПВ создана в соответствии с решением Комиссии, принятом на заседании, состоявшемся 4 сентября 2017 года в г. Владивостоке.

Основными задачами рабочей группы являются обеспечение обсуждения предложений резидентов ТОР и СПВ и представителей предпринимательского сообщества направленных на совершенствование налогового регулирования на ТОР и СПВ и подготовка рекомендаций для Минвостокразвития России о принятии нормативных правовых актов с целью оптимизации системы администрирования и взымания налоговых платежей, ставок налоговых платежей для резидентов ТОР и СПВ, порядка расчёта и сроков уплаты налоговых платежей резидентами ТОР и СПВ, совершенствования преференциальных налоговых режимов.

В состав рабочей группы входят представители резидентов ТОР и СПВ, Минвостокразвития России и институтов развития Дальнего Востока.

Возглавляет рабочую группу - заместитель руководителя Центра мониторинга и правоприменительной практики законодательства ТОР и СПВ Д.В. Граб.

Рабочая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы, утвержденным Комиссией.

• Канукоев Аслан Султанович
• Усков Сергей Иванович
• Канаева Людмила Анатольевна
• Скорик Антон Олегович
• Сурикова Ольга Леонидовна
• Гарин Денис Владимирович
• Боярко Дмитрий Викторович
• Кутергина Татьяна Владимировна - (для совещаний в Москве)
• Ширяев Александр Павлович
• Ермакова Жанна Федоровна
• Лаевский Владимир Викторович
• Шуматов Александр Валентинович
• Алексеев Сергей Сергеевич
• Меркулова Наталья Геннадьевна
• Пашков Павел Игоревич ( для совещаний на Дальнем Востоке)
• Белов Илья Владимирович
• Кашкина Ирина Николаевна
• Головачев Алексей Владимирович
• Устина Татьяна Евгеньевна
• Зубцова Ольга Васильевна
• Ильин Вадим Юрьевич
• Север Виталий Сергеевич
• Дзебан Галина Алексеевна
• Григорьев Евгений Сергеевич
• Корешкова Оксана Сергеевна
• Скиндер Инесса Владимировна
• Сафонова Тамара Николаевна
• Мартынова Светлана Владимировна
• Скиба Максим Сергеевич
• Аббасов Алишер Пулатович
• Уваров Павел Олегович
• Галущенко Александр Викторович
• Слепченко Галия Эльмировна
• Немцов Александр Геннадьевич
Актуальные рассматриваемые вопросы

Наименование вопроса:
Внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц из расчета прибыли от деятельности, осуществляемой в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности резидентами ТОР/СПВ.

Описание существующей проблемы:
С целью совершенствования налогового администрирования для резидентов ТОР/СПВ разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий исключение внереализационных доходов в виде положительных курсовых разниц из расчета прибыли от деятельности, осуществляемой в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности резидентами ТОР/СПВ.

Задачи рабочей группы:
Концепция проекта правового акта «Федеральный закон «О внесении изменений в статью 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации» В соответствии действующими нормами статьи 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлено ограничение, согласно которому применение налоговых преференций, в виде пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, предусмотренных для налогоплательщиков – резидентов территорий опережающего социально-экономического развития либо налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток (далее – резиденты ТОР и СПВ), возможно только при соблюдении ряда условий, в частности доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории ТОР либо СПВ, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Данное ограничение предусмотрено в целях минимизации рисков злоупотребления соответствующей налоговой преференцией, в частности исключения случаев ведения иной деятельности, не связанной с деятельностью, реализуемой в рамках ТОР и СПВ. В ходе осуществления хозяйственной деятельности под влиянием волатильности рынка, существенных колебаний курса валют у налогоплательщиков по итогам налогового периода могут формироваться существенные внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц по валютным обязательствам, остаткам валютных средств, а также от операций хеджирования ценовых и валютных рисков. Вследствие чего организации, являющиеся резидентами ТОР и СПВ, могут лишиться права применения преференций, предусмотренных для данных налогоплательщиков. В целях исключения случаев неоправданного лишения налогоплательщиков, имеющих статус резидента ТОР и СПВ, права на применение налоговых преференций по налогу на прибыль организаций, в силу динамики макроэкономической конъюнктуры, предлагается внести изменения, исключающие положительные курсовые разницы из расчета доли 90 процентов доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории ТОР либо СПВ по аналогии с уже действующим механизмом для участников - региональных инвестиционных проектов. Согласно действующим нормам Кодекса налогоплательщики резиденты ТОР и СПВ вправе применять пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности ТОР и СПВ. На практике возможны ситуации, когда первая налогооблагаемая прибыль налогоплательщиков - резидентов ТОР и СПВ при реализации соответствующих соглашений может быть сформирована исключительно за счет возникновения положительных курсовых разниц вследствие изменения курсов валют, то есть за счет влияния внешних факторов, не зависящих напрямую от реализации инвестиционного проекта. При этом зачастую такие ситуации могут возникать на ранних стадиях реализации инвестиционных проектов, в период активной фазы осуществления капитальных вложений. Таким образом, с учетом действующих положений Кодекса, для резидентов ТОР и СПВ, имеющих валютные обязательства, отчет льготного периода, установленного главой 25 Кодекса, может неоправданно начинаться задолго до выхода производства на проектные мощности. В этой связи предлагается внести изменения, исключающие внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц из расчета первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности ТОР и СПВ, декларирование которой будет являться началом льготного исчисления срока для применения пониженных ставок по налогу на прибыль организаций. Предлагается следующая редакция поправок: «Внести в статью 284.4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2014, № 48, ст. 6661; 2015, N 29, ст. 4340) следующие изменения: а) подпункт 1 пункта 2 после слов «в соответствии с настоящей главой» дополнить словами «без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса;»; б) пункт 3 после слов «свободного порта Владивосток,» дополнить словами «определенная в соответствии с положениями настоящей главы без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса (при условии закрепления организацией-налогоплательщиком такого решения в своей учетной политике для целей налогообложения), » в) пункт 4 после слов «свободного порта Владивосток, » дополнить словами «определенная в соответствии с положениями настоящей главы без учета доходов в виде положительных курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 настоящего Кодекса (при условии закрепления организацией-налогоплательщиком такого решения в своей учетной политике для целей налогообложения), ». Предлагаемые изменения направлены на совершенствование механизмов предоставления налоговых преференций для резидентов ТОСЭР и СПВ. Кроме того, данные предложения направлены на расширение числа резидентов режимов ТОР и СПВ, привлечение дополнительных инвестиционных потоков, направленных в развитие Дальнего Востока и экономики Российской Федерации. Реализация разработанного проекта федерального закона не повлечет выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует выделение дополнительных средств бюджетов.

Наименование вопроса:
Доработка регламента АО «КРДВ» по порядку оказания услуги по выдаче поручительства резидентам СПВ и ТОР в целях применения ускоренного порядка возмещения НДС, обеспечение ускоренного возврата НДС резидентам ТОР и СПВ;

Описание существующей проблемы:
в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики - резиденты территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток (далее – резиденты, налогоплательщики), предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, договор поручительства управляющей компании – акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ»).

Задачи рабочей группы:
Создать действующий механизм ускоренного возмещения НДС налогоплательщиками резидентами ТОР и СПВ.

Ход рассмотрения вопроса:
В ходе рассмотрения вопросов применения механизма поручительства, выявлена следующая проблема: в АО «КРДВ» отсутствует источник покрытия гарантийных обязательств по возмещению НДС. Правила предоставления субсидии АО «КРДВ» не предусматривают возможность расходования субсидии на выплаты по договорам поручительства в отношении резидентов.

Итоги рассмотрения вопроса:
Рабочей группой принято решение рекомендовать Минвостокразвития России подготовить проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в НК РФ в части сокращения сроков камеральных проверок при возмещении НДС с 90 дней до 45.

Наименование вопроса:
Особенности налогообложения НДПИ участников региональных проектов не включённых в реестр.

Описание существующей проблемы:
Участники региональных инвестиционных проектов не могут воспользоваться льготой по НДПИ до начала применения льготного режима по налогу на прибыль.

Задачи рабочей группы:
Провести мониторинг действующего налогового законодательства и предложений, поступивших от участников региональных инвестиционных проектов на основании которых подготовить рекомендации по внесению изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации позволяющих пользоваться льготными режимами по НДПИ и по налогу на прибыль не зависимо друг от друга

Ход рассмотрения вопроса:

III. Определение единого технологического процесса для целей РИП
Принять к сведению информацию инвесторов региональных инвестиционных проектов о том, что учитывая (1) ограничения по составу субъектов Российской Федерации на территориях которых может реализовываться инвестиционный проект, (2) ограничения на наличие обособленных подразделений в иных регионах, (3) условие о том, что инвестиционный проект может осуществляться в рамках только одного юридического лица, (4) условие о том, что инвестиционный проект может осуществляться только в рамках единого технологического цикла - в определённых случаях инвесторы могут оказаться лишены технологической и юридической возможности соблюсти все эти условия. Так, одним из случаев является аффинаж драгоценных металлов, который может выполняться только на государственных предприятиях (в силу закона не могут быть созданы частными инвесторами), расположенных при этом в других регионах. Учитывая изложенное, предложено подготовить предложения, позволяющие участникам региональных инвестиционных проектов осуществлять аффинаж (и иные технологически необходимые переделы) своей товарной продукции в других регионах - субъектах РФ, не указанных в списке, где возможна реализация РИП (п.1 и пп.1 п.1 ст. 25.8 НК РФ) в том числе на предприятиях не входящих в структуру инвесторов – срок 02.02.2018.

Наименование вопроса:
Устранение ограничений в применении льгот и преференций резидентами ТОР и СПВ осуществляющими модернизацию производства.

Сколько действительно экономят резиденты ТОР на налогах, выясняло EastRussia

Полемикой о финансовых выгодах, которые дает инвесторам режим территорий опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке, обернулось четверговое заседание правительства Хабаровского края. Чиновники, отвечающие за привлечение инвестиций в регион, считают, что бизнес, получая статус резидента ТОР и предусмотренные Налоговым кодексом льготы, может экономить до 70% платежей в бюджеты и до 20% от суммарной стоимости проекта. Однако в ФАНО "Востокгосплан" на основе анализа бизнес-планов резидентов ТОР подсчитали, что налоговая выгода для проектов колеблется в пределах 7-12,5%, и заявили, что для радикального снижения себестоимости производства на Дальнем Востоке нужно не просто предоставлять точечные налоговые льготы.

О льготном налоге замолвили слово

В четверг правительство Хабаровского края рассмотрело вопрос о привлечении в регион инвестиций через различные механизмы, в том числе через режим ТОР, предоставляющий инвесторам существенные льготы по ряду налогов и взносам в социальные фонды. Первый зампред правительства региона Юрий Чайка рассказал, что по прогнозу краевых властей "инвесторы в целом экономят до 70% на налогах и других платежах благодаря этим преференциям". "Если это пересчитать на инвестиции на длительный период, то примерно 20% можно сэкономить. Зависит, естественно, от отрасли, от проектов, в которые вкладываются", - уточнил господин Чайка.

Утверждение о выгоде режима ТОР для инвесторов чиновник подкрепил слайдом, который содержал информацию о величине полученных резидентами ТОР льгот и уровне платежей в бюджет за первое полугодие 2017 года.

Согласно данным, детально комментировать которые Юрий Чайка не стал, резиденты ТОР сэкономили в регионе на налогах и сборах 121 млн руб. за полугодие. Из них 68,1 млн руб. было сэкономлено на взносах в социальные фонды (56% от суммы экономии), 34,4 млн руб. на налоге на прибыль (27%) и 18,5 млн руб. на налоге на имущество (еще 15%). В то же время, резиденты ТОР уплатили 101,7 млн руб. налогов. Из них 39,9 млн руб. составил НДФЛ (39% платежей), 32,1 млн руб. - взносы в социальные фонды (32%), 17,23 млн руб. - налог на прибыль, 11,3 млн руб. - налог на имущество., менее 1 млн руб. - транспортный и земельный налоги.

Таким образом, за первое полугодие в Хабаровском крае резиденты ТОР сэкономили 54% от суммы платежей в бюджет, что выглядит даже более впечатляющим, чем выведенные подчиненными Юрия Чайки "примерно 20%" экономии.

Как известно, льготный налоговый режим для инвесторов - резидентов территорий опережающего развития - на протяжении последних трех лет преподносится как один из трех "китов", на которых стоит привлекательность этого преференциального режима (другие два - это административные льготы и упрощенный порядок получения земли под проект). Согласно поправкам в Налоговый кодекс РФ, принятым в рамках пакета законопроектов о ТОР, резидент получает льготы по нескольким ключевым налогам.

Во-первых, вместо 20% налога на прибыль компания платит в первые пять лет 0% в федеральный бюджет (стандартная ставка - 3%) и 5% в бюджет региона (вместо 17%). В следующие пять лет ставка в федеральный бюджет становится стандартной, а в региональный - должна составлять 10%. При этом резидент должен получать 90% прибыли от вида деятельности, по которому заявлен его инвестпроект в ТОР, и вести, как уточнил в январе 2017 года Минфин, раздельный учет доходов и расходов.

Эта льгота, впрочем, менее существенна для только запускающихся предприятий, еще, может быть, и не получающих прибыль, чем пониженная ставка платежей в социальные фонды: суммарные выплаты составляют 7,6% вместо 30%, остальную часть компенсирует федеральный бюджет. В-третьих, резиденты освобождаются на первые пять лет от налога на имущество (его взимают регионы). Прочие налоговые льготы, вроде ускоренного возврата НДС и льготного коэффициента по НДПИ, являются слишком специфическими - не для всех компаний они существенны.

В заочную дискуссию с чиновниками о выгодности режимов ТОР для инвесторов прямо на заседании вступил второй содокладчик - научный руководитель ФАНО "Востокгосплан" (бывший Дальневосточный НИИ рынка) Вадим Заусаев. Особые режимы хозяйствования, установленные правительством для ТОР и Свободного порта Владивосток, позволяют снизить издержки бизнеса на Дальнем Востоке, согласился он. Но большинство заявляемых резидентами ТОР проектов относятся к сфере обрабатывающей промышленности - наиболее затратной. Господин Заусаев констатировал, что "затратность экономики Дальнего Востока остается высочайшей". "К сожалению, этот фактор никак нельзя убрать - можно только нивелировать соответствующей государственной поддержкой. Даже в экономике социализма удорожание в Хабаровском крае составляло полтора-два раза - и это при тех тарифах. Сегодня удорожание сохранилось, и это сдерживает развитие глубокой переработки".

По данным ФАНО "Востокгосплан", которые привел на слайде Вадим Заусаев, льготные режимы позволяют резидентам ТОР экономить от 6,8% суммарных затрат на инвестпроекты в Хабаровском крае до 12,6% на Сахалине. Расчеты были проведены, пояснил он, специалистами "Востокгосплана" на базе бизнес-планов инвесторов, предоставленных АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (управляющая компания ТОР). "Я вот здесь прочитал, что издержки снижаются на 30%, - сказал Вадим Заусаев, обращаясь к материалам заседания. - Результаты получились - издержки снижаются максимум на 8-10%. При удорожании (себестоимости при производстве на Дальнем Востоке. - EastRussia) в полтора-два раза. Это, к сожалению, объективные реалии".

Расчеты ФАНО "Востокгосплан" по данным КРДВ

Субъект ДФО
Экономия на налогах на прибыль, млн руб.
Себестоимость В ТОР за вычетом экономии на налоге на прибыль
Снижение себестоимости за счет экономии на налоге на прибыль, %
Снижение себестоимости за счет экономии на социальных взносах и налоге на имущество, %
Общее снижение, %
Республика Саха (Якутия)
88,9
1046,4
7,8
3,6
11.4
Камчатский край
412,6
7199,0
5,4
6,7
12,1
Приморский край
4739,7
78121,5
5,7
4,2
9,9
Хабаровский край
1139,3
30681,4
3,6
3,2
6,8
Амурская область
7434,1
90088,7
7,6
1,6
9,2
Сахалинская область
260,6
3561,6
6,8
5,8
12,6
Чукотский АО
335,2
6142,5
5,2
6,1
11,3
Еврейская АО
177,0
3817,6
4,4
3,2
7,6

"Востокгосплан" предлагает Минвостокразвития для радикального снижения себестоимости производства на Дальнем Востоке предпринять сразу несколько мер, продолжил Вадим Заусаев. "В первую очередь это проведение противозатратной политики в области естественных монополий, госкорпораций. Второй очень важный момент - это расширение границ ТОР, предоставление возможности участвовать всем действующим предприятиям", - сказал экономист. На слайде господина Заусева пояснялось, что под этим подразумевается "распространение режимов ТОР на действующие производства с введением "планки отсечения" налогов на уровне 2-3 последних лет".

Среди стратегических мер в презентации также были названы "внедрение кумулятивной системы налоговых льгот и преференций, стимулирующих производство возобновимых природных ресурсов и развитие глубоких переделов", "формирование вертикальных цепочек добавленной стоимости, в центре которых функционируют рентные (высокодоходные) производства". Вадим Заусаев также предложил распространить режим ТОР "Комсомольск" на сопредельные районы и выплачивать так называемые дальневосточные надбавки из федерального бюджета.

Читайте также: