Налоговое регулирование страхового рынка

Опубликовано: 08.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева М.В., Ермолаева Д.Е. Нормативно-правовая база страховой деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85870 (дата обращения: 20.05.2021).

Страхование – это «…отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков» [1]. Ежегодно множество людей сталкиваются с необходимостью страхования имущества (автомобиля, жилья), жизни, здоровья и т.д. Рыночным субъектам (организациям, предприятиям, учреждениям), также как и физическим лицам, требуются страховые продукты, позволяющие обеспечить эффективную и экономически целесообразную страховую защиту в области финансовых, коммерческих, производственных и иных рисков [9]. Таким образом, на уровне государственного управления требуется разработка комплекса нормативно –правовых актов, направленных на обеспечение потребителей адекватными страховыми продуктами, защиту их интересов и формирование эффективного отраслевого рынка страхования. Главной задачей государства становится контроль платежеспособности страховых организаций и пресечения случаев невыполнения ими своих обязательств [6].

Основными средствами достижения этой цели являются, наряду с финансово-правовым регулированием деятельности страховщиков, ограничительные меры: лицензирование, контроль размеров страховых тарифов, условий договоров страхования и пр.

На рис. 1 представлены формы и методы государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка.

Можно отметить, что регулирование страховой деятельности со стороны государства проводится следующим образом: государство в лице ответственных органов разрабатывает и реализует правовую политику; обеспечивает развитие рынка страхования за счет поощрения и популяризации страхования среди граждан; проводит достаточно лояльную налоговую политику для субъектов страхового рынка; обеспечивает условия для развития конкуренции на страховом рынке. При этом реализуется достаточно «жесткая» политика со стороны ЦБ России, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) [1]


Рисунок 1 – Система государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка

Таким образом, система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено в каждом государстве – орган страхового надзора, использующий целый комплекс экономических регуляторов для косвенного воздействия на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны.

На сайте ЦБ РФ [7] размещен полный список нормативных актов и документов, регулирующих деятельность в сфере страхования. По состоянию на 15.09.2017 (список сформирован на эту дату, дата обращения 22.11.2017) представлено 17 Федеральных Законов, 5 Постановлений Правительства РФ, 12 Приказов Минфина, 1 Приказ Минэкономразвития России, 3 Приказа Федеральной Службы по финансовым рынкам, все остальные документы (их более 30) – Указания Банка России для участников страхового рынка.

В целом, страховое законодательство – это комплексная система нормативно-правовых документов, имеющих различную юридическую силу, основу которых составляют законы и прочие акты государственного уровня, а также ведомственные нормативные акты.

Совершенствование страхового законодательства и его правоприменения являются обязательными условиями для обеспечения надежности субъектов страхового дела, а также защиты прав страхователей и застрахованных субъектов.

Анализ источников [5], [3], [4] показал, что на современном страховом рынке России особое внимание уделяется следующим направлениям развития отрасли (рис.2). Таким образом, страхование является одним из стратегических секторов экономики РФ, так как в нем происходит аккумулирование сбережений в виде страховых премий и перевод их в инвестиции.

С развитием страхового рынка увеличивается эффективность всей финансовой системы государства через сокращение транзакционных издержек и поддержание высокого уровня ликвидности сбережений. Рынок страховых услуг представляет собой один из крупнейших каналов перераспределения ресурсов и национального дохода. Поэтому необходимо на данном рынке проводить активную работу по формированию нормативно-законодательной базы, способствующей развитию участников и субъектов страхового рынка в целом.


Рисунок 2 – Направления развития страховой отрасли

Завершая данное исследование, отметим, что важнейшие направления развития страховой отрасли были представлены в документе «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р).[2]

Она была подготовлена специалистами ВСС с привлечением международной консалтинговой компании«OliverWуmanFinancialServices». Этот документ явился продолжением Концепции развития страхования в РФ (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002г. № 1331-р), Стратегии развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу, 2008 -2012 г.г. (Поручение Правительства РФ от 18.11.2008г. № ВП-П13–6891). Его цель – обеспечить превращение страховой отрасли РФ в «стратегически значимый сектор экономики» [8]

Библиографический список

  1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 26.07.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2017)//URL: http://www.consultant.ru
  2. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года»//URL: http://www.consultant.ru
  3. Аналитический метод борьбы с мошенничеством // Современные страховые технологии. – 2017.- № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://consult-cct.ru/strahovanie/analiticheskij-metod-borby-s-moshennichestvom.html (дата обращения 21.11.2017)
  4. Брызгалов Д.В. Влияние требований Solvency II на страховой рынок Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2015.-№ 13 (247).-С.21-25
  5. Вавилова И. А. Надзорное регулирование со стороны ЦБ РФ за страховой деятельностью // Economics: Yesterday, TodayandTomorrow. 3-4. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2015-3/2-vavilova.pdf (дата обращения 24.11.2017)
  6. Развитие страхового законодательства государств – участников СНГ на современном этапе(информационно-аналитический обзор) Москва, 2016 год[Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/foto/news/15231.docx (дата обращения 01.12.2017)
  7. Сайт ЦБ РФ Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность в сфере страхования[Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_insurance/ (дата обращения 21.11.2017)
  8. Свешникова О. Н. Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 385-390, c. 385-390
  9. Шмигирилов Б. Особенности страхования крупных предприятий // Современные страховые технологии // [Электронный ресурс]. URL: http://consult-cct.ru/upload/files/auto-pdflink/ст13-98639-762.pdf (дата обращения 21.11.2017)

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины

Одним из направлений налоговой политики России в среднесрочной перспективе является совершенствование налогообложения финансовых инструментов. В связи с этим представляет интерес изучение опыта налогообложения страховой деятельности в странах, имеющих более длительную, по сравнению с Россией, историю как страхования, так и налогообложения.

В большинстве развитых стран страховой сектор экономики обеспечивает около трети оборота финансовых ресурсов. В странах Евросоюза, Северной Америки, Японии рынок страховых услуг охватывает практически все сферы жизни населения, не концентрируясь на страховании ответственности, имущества и грузов юридических лиц, как в России. Распространение страховых услуг на все сферы жизнедеятельности на добровольной и обязательной основе увеличивает объекты налогообложения.

Таблица 1. Соотношение добровольного и обязательного страхования по странам мира в 2010 – 2012 годах

Доля обязательного страхования (%)

Доля добровольного страхования (%)

Одной из самых «страховых» стран по итогам 2012 года являются США, в которых ежегодно увеличивается сумма страховых отчислений и расширяется сфера применения страховых услуг. Так, новшеством 2014 года стало введение налога (взносов) на страхование здоровья .

Основные поступления от страховой деятельности в бюджетную систему во всех странах мира, также как и в России, дает налог на прибыль организаций. Методики начисления налога имеют много общего. Как и в Российской Федерации, в доходах для целей налогообложения учитываются страховые взносы и вознаграждения, перестраховочные комиссии. Основными статьями расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, являются: страховые выплаты, отчисления в страховые резервы, вознаграждения посредникам.

Доходы и расходы, получаемые (осуществляемые) в рамках обязательного или добровольного медицинского страхования, связанного с временным аккумулированием средств на финансирование медицинских организаций, во многих развитых странах не отражаются в налоговом учете. Данный финансовый поток относится к разряду депозитно-кредитных, характерных для банковского сектора. Страховая медицинская организация как разновидность организаций финансового сектора относится к категории «хранителей» денежных средств. Эти средства поступают не в личное распоряжение страховой организации, а на финансирование определенной цели. По сути, страховая организация выступает как агент, поэтому аналогично вкладам получаемые средства не должны признаваться доходом, а списанные средства – расходом. Такова позиция Евросоюза. Применение подобного подхода в России обеспечило бы уменьшение налогового документооборота в страховых организациях. Поступление и расходование средств фонда обязательного медицинского страхования отражалось бы только на счетах бухгалтерского учета, признанию в налоговом учете подлежали бы средства, оставшиеся у страховой организации вследствие нарушений со стороны медицинских организаций.

Налоговое законодательство большинства стран мира предписывает использование метода начислений при определении налоговой базы страховых организаций. В России применение метода начислений позволяет завышать суммы расходов, учитываемых при расчете прибыли, за счет признания в расходах страховых резервов. Однако в таких странах, как Япония, Уругвай, ОАЭ, признание страховых резервов можно считать одинаковыми как при использовании метода начислений, так и при кассовом методе. Кассовый метод сопровождается переводом соответствующих сумм на отдельный «резервный» счет . Некоторые отличия в правилах определения момента признания доходов и расходов при использовании метода начислений приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика даты признания доходов и расходов при методе начисления

Дата возникновения ответственности перед страхователем по условиям договора

Окончание действия договора или момент наступления страхового случая

Момент вступления в действие страхового договора

Дата решения суда либо письменного обязательства виновного

Дата решения суда или конец отчетного периода (более ранняя из дат)

Дата возникновения обязательства по выплате возмещения

Очень часто основная деятельность страховщиков является убыточной, поэтому законодатели уделяют особое внимание налогообложению инвестиционной деятельности страховых компаний. В последние годы налоговое законодательство ряда развитых стран претерпевает существенные изменения, касающиеся расширения сферы налогообложения доходов от инвестиций. Финансовая отчетность многих европейских стран содержит раздельные показатели притока доходов от прямого и косвенного инвестирования. В странах Евросоюза установлено дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования. Для косвенного инвестирования обязательно определение процента участия по инвестициям. Данный процент влияет на размер налоговой ставки по инвестициям и используется как корректировочный коэффициент. Доля косвенного инвестирования определяется перемножением долей прямого участия по взаимо­связанным организациям. Эта процедура аналогична определению взаимозависимости лиц в Российской Федерации. Косвенное инвестирование увеличивает процент налоговых отчислений на единицу инвестиционных вложений.

Например, если страховая организация вкладывает 100 тыс. евро в инвестиционный проект стоимостью 1 млн евро, то доля прямого инвестирования составит 10%. Однако, если инвестиционная компания осуществит собственный взнос, например 500 тыс. евро в проект 5 млн евро, то доля косвенного инвестирования страховой компании составит:10% х 10% / 100 = 1%.

В этом случае к налоговой ставке по инвестиционной составляющей налога на прибыль следует применить увеличивающий коэффициент, равный: (10% + 1%) / 100 = 0,11 .

Следует отметить, что не все европейские страны, входящие в Евросоюз, приняли соответствующие поправки в национальное законодательство, которое продолжает действовать в процессе гармонизации налоговых систем. Однако право Евросоюза обладает приоритетом над налоговым правом стран – членов ЕС, поэтому в ближайшем будущем данные изменения будут внесены в национальное законодательство. В Российской Федерации отсутствуют повышенные ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности страховых организаций. Ставки налога на доходы от инвестиционной деятельности приведены в таблице 3.

Таблица 3. Размер ставки по налогу на прибыль для инвестиционных вложений страховых компаний в 2012 году

на процентные доходы в банках

"Налоги и налогообложение", 2011, N 11

Аннотация. Целью данной статьи является исследование степени влияния особенностей страхования на налоговое регулирование страховой деятельности. Проведен сравнительный анализ терминов "страховой рынок", "оказание страховых услуг" с точки зрения Гражданского кодекса и Налогового кодекса. Дана подробная характеристика процесса предоставления страховщиком услуги страхователю. Рассмотрены основные проблемы, возникающие при налогообложении страхователей и страховых организаций. Представлен взгляд автора на практическую реализацию мер налогового регулирования страховой деятельности.

Огромное влияние на формирование спроса и предложения на страховом рынке оказывает государство. Одним из направлений государственного регулирования страхового рынка является налоговое регулирование. Обобщив публикации отечественной экономической литературы по вопросам экономической природы и сущности налогового регулирования, на наш взгляд, под налоговым регулированием страхового рынка следует понимать целенаправленное воздействие государства, с одной стороны, на поддержание и стимулирование страхового рынка, а с другой стороны, на сдерживание и сглаживание нежелательных последствий в деятельности, осуществляемой всеми субъектами страхового рынка. Объектом налогового регулирования, по нашему мнению, является не столько сам страховой рынок, сколько деятельность, осуществляемая его субъектами. В свою очередь, деятельность субъектов страхового рынка непосредственно связана с осуществлением страхования и представляет собой не что иное, как страховую деятельность. Вместе с тем субъекты страхового рынка, и в частности страховщики, имеют право заниматься и иной деятельностью, не противоречащей законодательству, например инвестиционной деятельностью, связанной с размещением средств страховых резервов. Следовательно, инвестиционная деятельность страховщиков также является объектом налогового регулирования на страховом рынке.

Миронова О.А. Учет, налогообложение и аудит в страховых организациях: Учеб. пособие / О.А. Миронова, М.А. Азарская. М.: Бухгалтерский учет. 2005. 253 с.; Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Г.Б. Поляк, А.Н. Романов. М.: "Юнити-Дана", 2008. 400 с.; Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов. М.: "Инфра-М", 2000. 429 с.

В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" под страховой деятельностью понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием. В свою очередь, под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Однако что именно понимается под оказанием услуг, связанных со страхованием и перестрахованием, в рассматриваемом Законе не сказано, так же как и не пояснено, что именно понимается под отношениями по защите интересов физических и юридических лиц. В Налоговом кодексе РФ для целей налогообложения под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. При этом не является очевидным, каким образом результаты деятельности, факт наличия которых предполагает, что деятельность завершена, поскольку имеется результат, могут реализовываться и потребляться уже в процессе ее осуществления. В свою очередь, товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Имущество, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, представляет собой вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ . В Гражданском кодексе РФ под объектами гражданских прав понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений (вещи, включая деньги и ценных бумаги, работы, услуги, информация, результаты интеллектуальной собственности и др.). Следует отметить, что в гражданском законодательстве понятие "имущество" является собирательным и его содержание определяется применительно к конкретным правоотношениям, в том числе правоотношениям, связанным с налогообложением и страхованием, а следовательно, и с налоговым регулированием страховой деятельности, поскольку материальным выражением страховой выплаты являются денежные средства.

Закон РФ от 27.11.1992 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" N 4015-1 (с изм. и доп.).
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. и доп.).

На первом этапе страховщик и страхователь заключают договор страхования, после чего страхователь передает страховщику сумму страховых взносов по данному договору страхования. На втором этапе страховщик принимает от страхователя страховые взносы и на третьем этапе берет на себя риск наступления неблагоприятного события. На четвертом этапе осуществляется оказание страховой услуги, которое на пятом этапе сопровождается выплатой страхового возмещения и реализацией страхового товара. В случае же, если страховое событие не происходит, рассматриваемая цепочка прерывается на четвертом этапе, и преобразования страховой услуги в страховой товар не происходит, но страховая услуга считается оказанной, поскольку страховщик выполняет взятые на себя обязательства, то есть обеспечивает страховую защиту, а поскольку страховое событие не произошло, не происходит и выплаты страхового возмещения, и, следовательно, не происходит реализации страхового товара. В данном случае суммы денежных средств, уплаченные в виде страховых взносов, являются платой за оказание страховой услуги - обеспечения страховой защиты в случае наступления или ненаступления риска по каждому конкретному договору страхования, и страховая услуга потребляется в процессе ее осуществления. Все хозяйствующие субъекты при наличии у них объектов налогообложения признаются налогоплательщиками тех или иных налогов и сборов, субъекты страхового рынка не являются исключением. Виды и состав налоговых платежей, уплачиваемых субъектами страхового рынка, зависят от их организационно-правовой формы, объемов и масштабов их деятельности, а также специфики осуществляемых ими операций страхования. Так, основным налогом с доходов от деятельности страховщиков является налог на прибыль организаций. Объектом налогообложения по данному налогу является прибыль, определяемая как разница между доходами и произведенными расходами. В самом общем виде под доходом страховщика понимаются страховые премии или страховые взносы по договорам страхования, а под расходами - страховые выплаты и отчисления в страховые резервы. В зависимости от видов по каждому конкретному договору страхования, они как правило, превышают сумму внесенных страхователями страховых взносов. Следовательно, каждая подобная операция страхования в случае наступления страхового события для страховщика будет убыточной. Вместе с тем на практике у страховой организации образуется налогооблагаемая прибыль за счет объемов деятельности, широкого круга страхователей, а также ввиду действия принципа замкнутой раскладки ущерба и вероятностного характера наступления риска. Если страховое событие по конкретному договору страховщика не наступает, то речь идет о налогообложении доходов страховщика от этой операции, а не прибыли. В случае же, если страховое событие наступает и происходит выплата страхового возмещения (сумма которого превышает сумму внесенной страховой премии), то есть фактически реализуется страховой товар, то речь идет также не о налогообложении прибыли, а о налогообложении убытка. Это противоречит принципам налогообложения, поскольку налогоплательщики при получении убытка не исчисляют и не платят налог на прибыль и в соответствии с налоговым законодательством имеют право учесть данную сумму убытка в составе расходов будущих налоговых периодов. Кроме того, страховые организации в целях обеспечения своей финансовой устойчивости и платежеспособности имеют право осуществлять инвестиционную деятельность, то есть размещать в законодательно установленных активах и определенных пропорциях средства страховых резервов. Следовательно, если рассматривать прибыль, полученную страховщиком по каждому конкретному договору страхования в структуре, то фактически данная прибыль формируется за счет инвестиционной деятельности страховщика, а не за счет страховой деятельности.

При исследовании вопросов налогообложения деятельности страхователей на страховом рынке также можно отметить ряд проблем. Например, страховые возмещения, получаемые страхователем - физическим лицом по отдельным договорам страхования, включаются в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц. А у страхователей - юридических лиц страховые возмещения учитываются в составе прочих доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. В свою очередь, страховые премии, уплачиваемые страхователями - физическими и юридическими лицами, уменьшают налогооблагаемую базу соответственно по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лишь по отдельным видам договоров добровольного и обязательного личного и имущественного страхования. Данное обстоятельство, на наш взгляд, весьма несправедливо, поскольку по своей сущности страховое возмещение не является доходом, а выступает специфической платой в возмещение потерь, а страховые премии являются расходами. Поэтому все вышеизложенное необходимо учитывать в целях налогообложения и налогового регулирования деятельности субъектов страхового рынка. Посредством мер налогового регулирования необходимо откорректировать порядок налогообложения деятельности всех субъектов страхового рынка. Таким образом, поднимается вопрос о конкретных инструментах налогового регулирования, применимых в условиях страхового рынка. В современной отечественной экономической литературе вопрос об инструментах налогового регулирования является достаточно дискуссионным, не говоря уже о конкретных инструментах налогового регулирования, применимых в условиях функционирования страхового рынка, учитывающих специфику и особенности данной сферы финансовой деятельности. Обобщая существующие в мировой и отечественной практике подходы к группировке инструментов налогового регулирования, можно отметить, что в составе таковых выделяют разнообразные формы, методы и способы налогового регулирования, с той лишь разницей, что одни и те же инструменты налогового регулирования различными авторами называются по-разному. Традиционно под методами или формами налогового регулирования такие авторы, как, например, Т.Ф. Юткина , О.А. Миронова , Г.Б. Поляк, А.Н. Романов , понимают следующие: предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также пеням и штрафам, налоговые каникулы, налоговую амнистию, налоговые вычеты, международные договоры об избежании двойного налогообложения. Под способами или формами налогового регулирования традиционно понимаются, в том числе и указанными авторами, система льготирования и система санкционирования.

Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов. М.: "Инфра-М", 2000. 429 с.
Миронова О.А. Учет, налогообложение и аудит в страховых организациях: Учеб. пособие / О.А. Миронова, М.А. Азарская. М.: Бухгалтерский учет, 2005. 253 с.
Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Г.Б. Поляк, А.Н. Романов. М.: "Юнити-Дана", 2008. 400 с.

Особенности воздействия инструментов налогового регулирования на различные сегменты страхового рынка и их субъектов к настоящему времени не определены. Отсутствуют четкие критерии оценки эффективности налогового регулирования, в том числе и в условиях страхового рынка. Дифференцированный подход к налоговому регулированию деятельности каждого субъекта страхового рынка фактически ограничивается составом и особенностями тех налогов, которые уплачивает тот или иной субъект в процессе осуществления страховой деятельности. У всех субъектов страхового рынка, являющихся налогоплательщиками наряду с иными хозяйствующими субъектами в соответствии с действующим налоговым законодательством, виды и состав налоговых платежей значительно различаются в зависимости от осуществляемых ими видов страховой деятельности. Страховщики в зависимости от объемов и масштабов своей деятельности являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, транспортного налога и др.

Практическая реализация мер государственного налогового регулирования в условиях страхового рынка, на наш взгляд, должна основываться на четком представлении о потенциальных налоговых возможностях, которые несет в себе страховой рынок. В связи с чем достаточно обоснованной является необходимость проведения оценки налогового потенциала страхового рынка. Необходимость оценки налогового потенциала страхового рынка требует уточнения понятия "налоговый потенциал". Исследование налогового потенциала и определение его размеров в условиях современной России являются достаточно новым научным направлением, поэтому в отечественной и зарубежной науке и практике существует достаточно большое количество работ, в которых делаются попытки сформулировать понятие "налоговый потенциал". Обобщая имеющиеся в современной отечественной теории исследования по данному вопросу, представляется возможным выделить следующие основные подходы в толковании понятия налогового потенциала:

  • максимально возможной суммы налоговых платежей на данной территории (фискальный подход);
  • потенциального бюджетного дохода на душу населения, который может быть получен исходя из реализуемых межбюджетных отношений (межбюджетный подход);
  • ресурсов, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи (ресурсный подход).

Исходя из существующих подходов, понятие налогового потенциала является многоаспектным. Подобная многоаспектность проявляется не только в том, что налоговый потенциал можно рассматривать с точки зрения оценки фискальных возможностей или межбюджетных отношений между федеральным центром и регионами, но и с точки зрения макро- и микроуровней. При этом налоговый потенциал того или иного государства может быть определен как совокупность налоговых потенциалов регионов того или иного государства. По нашему мнению, именно подобный подход необходимо использовать при определении налогового потенциала страхового рынка того или иного государства. Вместе с тем в рамках данного подхода необходимо учитывать, что страховой рынок по своей структуре достаточно неоднороден. При этом ввиду специфики в каждом отдельном сегменте страхового рынка также существуют свои особенности, связанные с условиями и сроками заключения и исполнения договоров страхования, что напрямую оказывает влияние на потенциальные налоговые возможности каждого отдельного сегмента страхового рынка.

Необходимость оценки налогового потенциала страхового рынка, на наш взгляд, обусловлена тем, что меры налогового регулирования, применяемые государством, напрямую оказывают влияние не только на его развитие, но и на величину его налогового потенциала. Таким образом, между уровнем налогового потенциала страхового рынка и инструментами его налогового регулирования существует тесная взаимосвязь. Данная взаимосвязь проявляется в первую очередь в том, что величина налогового потенциала страхового рынка выступает своеобразным индикатором, отражающим влияние инструментов налогового регулирования на эффективность налогообложения деятельности всех субъектов страхового рынка. Определяя налоговый потенциал страхового рынка, необходимо подходить к нему не только с позиции ресурсов, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи, уплачиваемые всеми субъектами страхового рынка, и с позиции максимально возможной при этом суммы налоговых платежей, но и с позиции особенностей функционирования страхового рынка. Поскольку страховой рынок по своей структуре достаточно неоднороден, развитие его сегментов происходит неодинаково, поэтому потенциальные налоговые возможности отдельных сегментов страхового рынка могут существенно отличаться. Определение налогового потенциала сегментов страхового рынка необходимо производить с позиции субъектов, осуществляющих деятельность в рамках данных сегментов. Данное обстоятельство обусловлено тем, что именно субъекты страхового рынка являются потенциальными налогоплательщиками, то есть носителями налоговых баз или совокупности объектов налогообложения в стоимостной оценке по тем или иным налогам. В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ применение инструментов налогового регулирования в отношении субъектов страхового рынка не носит дифференцированного характера. На субъектов страхового рынка, наряду с иными хозяйствующими субъектами, распространяются единые условия налогообложения и налогового регулирования. Вместе с тем исследование инструментов налогового регулирования страхового рынка показало, что принципиально важным является выделение из всей совокупности инструментов налогового регулирования тех из них, применение которых учитывало бы специфику деятельности, осуществляемой на страховом рынке всеми его субъектами. Налоговый потенциал сегмента страхового рынка представляет собой не просто совокупность налоговых баз или совокупность стоимостной оценки имеющихся в данном сегменте страхового рынка объектов налогообложения, а динамически развивающуюся величину указанных показателей вследствие регулятивного воздействия со стороны государства, в том числе посредством инструментов налогового регулирования.

Наиболее предпочтительным является определение налогового потенциала страхового рынка Синниковой Ю.М. - "динамически изменяющаяся в каждый конкретный период времени совокупность налоговых баз в стоимостном выражении, находящаяся в функциональной зависимости от степени влияния инструментов налогового регулирования".

Синникова Ю.М. Страховой рынок: проблемы и перспективы налогового регулирования / Ю.М. Синникова // Финансы и кредит. 2010. N 3. С. 75 - 80.

Исследование вопросов налогового регулирования деятельности субъектов страхового рынка в зарубежных странах позволяет отметить, что, несмотря на унификацию налогообложения в странах ЕС, в каждом государстве существуют свои национальные подходы к налоговому регулированию деятельности субъектов страхового рынка. В одних странах основной упор делается на фискальную функцию налогов, в других странах - на регулирующую функцию налогов. Необходимо отметить, что подобное акцентирование в основном касается ставок налогов и порядка определения налоговой базы, при этом условия налогообложения субъектов страхового рынка в целом одинаковые. В соответствии с требованиями Европейской комиссии необходимо соблюдение налогового территориального принципа, в соответствии с которым все страховые операции облагаются налогами в той стране, где они осуществляются, например в стране размещения рисков либо в стране основного проживания страхователя. Соблюдение данного принципа необходимо в целях недопущения конкуренции, которая строится на различиях в налоговом регулировании, приводящих к неодинаковым условиям деятельности субъектов страхового рынка в соседних государствах.

Библиографическая ссылка на статью:
Васильева М.В., Ермолаева Д.Е. Нормативно-правовая база страховой деятельности в Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/02/85870 (дата обращения: 20.05.2021).

Страхование – это «…отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков» [1]. Ежегодно множество людей сталкиваются с необходимостью страхования имущества (автомобиля, жилья), жизни, здоровья и т.д. Рыночным субъектам (организациям, предприятиям, учреждениям), также как и физическим лицам, требуются страховые продукты, позволяющие обеспечить эффективную и экономически целесообразную страховую защиту в области финансовых, коммерческих, производственных и иных рисков [9]. Таким образом, на уровне государственного управления требуется разработка комплекса нормативно –правовых актов, направленных на обеспечение потребителей адекватными страховыми продуктами, защиту их интересов и формирование эффективного отраслевого рынка страхования. Главной задачей государства становится контроль платежеспособности страховых организаций и пресечения случаев невыполнения ими своих обязательств [6].

Основными средствами достижения этой цели являются, наряду с финансово-правовым регулированием деятельности страховщиков, ограничительные меры: лицензирование, контроль размеров страховых тарифов, условий договоров страхования и пр.

На рис. 1 представлены формы и методы государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка.

Можно отметить, что регулирование страховой деятельности со стороны государства проводится следующим образом: государство в лице ответственных органов разрабатывает и реализует правовую политику; обеспечивает развитие рынка страхования за счет поощрения и популяризации страхования среди граждан; проводит достаточно лояльную налоговую политику для субъектов страхового рынка; обеспечивает условия для развития конкуренции на страховом рынке. При этом реализуется достаточно «жесткая» политика со стороны ЦБ России, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) [1]


Рисунок 1 – Система государственного регулирования деятельности субъектов страхового рынка

Таким образом, система административного регулирования базируется на нормах страхового законодательства, ее центральное звено в каждом государстве – орган страхового надзора, использующий целый комплекс экономических регуляторов для косвенного воздействия на страховой рынок через другие сферы и звенья финансово-кредитной системы страны.

На сайте ЦБ РФ [7] размещен полный список нормативных актов и документов, регулирующих деятельность в сфере страхования. По состоянию на 15.09.2017 (список сформирован на эту дату, дата обращения 22.11.2017) представлено 17 Федеральных Законов, 5 Постановлений Правительства РФ, 12 Приказов Минфина, 1 Приказ Минэкономразвития России, 3 Приказа Федеральной Службы по финансовым рынкам, все остальные документы (их более 30) – Указания Банка России для участников страхового рынка.

В целом, страховое законодательство – это комплексная система нормативно-правовых документов, имеющих различную юридическую силу, основу которых составляют законы и прочие акты государственного уровня, а также ведомственные нормативные акты.

Совершенствование страхового законодательства и его правоприменения являются обязательными условиями для обеспечения надежности субъектов страхового дела, а также защиты прав страхователей и застрахованных субъектов.

Анализ источников [5], [3], [4] показал, что на современном страховом рынке России особое внимание уделяется следующим направлениям развития отрасли (рис.2). Таким образом, страхование является одним из стратегических секторов экономики РФ, так как в нем происходит аккумулирование сбережений в виде страховых премий и перевод их в инвестиции.

С развитием страхового рынка увеличивается эффективность всей финансовой системы государства через сокращение транзакционных издержек и поддержание высокого уровня ликвидности сбережений. Рынок страховых услуг представляет собой один из крупнейших каналов перераспределения ресурсов и национального дохода. Поэтому необходимо на данном рынке проводить активную работу по формированию нормативно-законодательной базы, способствующей развитию участников и субъектов страхового рынка в целом.


Рисунок 2 – Направления развития страховой отрасли

Завершая данное исследование, отметим, что важнейшие направления развития страховой отрасли были представлены в документе «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р).[2]

Она была подготовлена специалистами ВСС с привлечением международной консалтинговой компании«OliverWуmanFinancialServices». Этот документ явился продолжением Концепции развития страхования в РФ (распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002г. № 1331-р), Стратегии развития страховой деятельности в РФ на среднесрочную перспективу, 2008 -2012 г.г. (Поручение Правительства РФ от 18.11.2008г. № ВП-П13–6891). Его цель – обеспечить превращение страховой отрасли РФ в «стратегически значимый сектор экономики» [8]

Библиографический список

  1. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 26.07.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2017)//URL: http://www.consultant.ru
  2. Распоряжение Правительства РФ от 22.07.2013г. № 1293-р «Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года»//URL: http://www.consultant.ru
  3. Аналитический метод борьбы с мошенничеством // Современные страховые технологии. – 2017.- № 4 // [Электронный ресурс]. URL: http://consult-cct.ru/strahovanie/analiticheskij-metod-borby-s-moshennichestvom.html (дата обращения 21.11.2017)
  4. Брызгалов Д.В. Влияние требований Solvency II на страховой рынок Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения.- 2015.-№ 13 (247).-С.21-25
  5. Вавилова И. А. Надзорное регулирование со стороны ЦБ РФ за страховой деятельностью // Economics: Yesterday, TodayandTomorrow. 3-4. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2015-3/2-vavilova.pdf (дата обращения 24.11.2017)
  6. Развитие страхового законодательства государств – участников СНГ на современном этапе(информационно-аналитический обзор) Москва, 2016 год[Электронный ресурс]. URL: http://www.e-cis.info/foto/news/15231.docx (дата обращения 01.12.2017)
  7. Сайт ЦБ РФ Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность в сфере страхования[Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_insurance/ (дата обращения 21.11.2017)
  8. Свешникова О. Н. Совершенствование нормативно-законодательной базы как условие развития страхового рынка России // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 385-390, c. 385-390
  9. Шмигирилов Б. Особенности страхования крупных предприятий // Современные страховые технологии // [Электронный ресурс]. URL: http://consult-cct.ru/upload/files/auto-pdflink/ст13-98639-762.pdf (дата обращения 21.11.2017)

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

date image
2015-06-28 views image
485

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В последние годы происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступления страховых взносов, улучшении их структуры, прежде всего за счет повышения доли добровольного страхования. Соответственно повышается значение страхования в защите интересов граждан и юридических лиц от разнообразных рисков, объективно свойственных общественному развитию и особенно проявляющихся в современной экономике России.

Ряд уникальных решений в государственном налоговом регулировании страховой деятельности, не имеющих аналогов в западно-европейских государствах, был выработан и эффективно используется в Соединенных Штатах Америки. Эти подходы, а также многообразие и диверсификация методов и детальная проработка налогового законодательства, обуславливают, в том числе, лидирующие позиции американского рынка в мировом страховом хозяйстве.

Российский страховой рынок, являясь одним из самых динамично развивающихся в мире, находящихся, на стадии становления. Существующее налоговое регулирование страховой деятельности требует совершения, а в отношении самостоятельных специальных институтов налогообложения страховой организации ( таких как, например, налог на страховую премию, применяемый во многих странах Европейского Союза и США) разработанных для повышения эффективности развития страхового сектора национальной экономики со стороны отечественного законодательной власти не было проявлено достаточного интереса.

Налогообложение деятельности страховых компаний осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налоговое законодательство включает в себя Налоговый кодекс, федеральные законы о налогах и сборах, законы субъектов РФ о налогах и сборах, нормативные акты органов местного самоуправления. Спецификой налогообложения деятельности страховых организаций являются особенности порядка расчета налога на прибыль и НДС.

Страхование в любом современном обществе играет большую роль в функционировании экономики и поддержке жизненного уровня населения. Страхование является одним из институтов экономического развития общества, независимо от его политического устройства.

Экономическая наука определяет страховое производство как деятельность( business of insurance), при которой предприниматель (страховщик) за определенную плату гарантирует потребителю (страхователю) компенсацию возможной потери имущества, жизни в результате непредвиденного события. Страхование выступает в качестве важнейшего института защиты от риска имущественных и неимущественных интересов граждан и позволяет современным государствам в значительной степени сконцентрироваться на поддержании социально незащищенных слоев населения, за счет переноса бремени восстановления убытков на частный сектор страховой экономики.

Каждый страховой продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении тех событий, от которых последний страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры сделки, является юридическим документом.

Читайте также: