Налоговое регулирование рынка ценных бумаг объекты

Опубликовано: 11.05.2024

Понятие рынка ценных бумаг и его государственное регулирование. Фондовая биржа и ее роль в формировании рынка ценных бумаг

Обращение ценных бумаг является важнейшим элементом современных рыночных отношений. Ценные бумаги вращаются на финансовом рынке. Законодательно закрепленного понятия рынка ценных бумаг не существует, однако это понятие рассматривается в экономической литературе. Под рынком ценных бумаг понимается сфера, в которой формируются финансовые источники экономического роста, концентрируются и распределяются инвестиционные ресурсы [20; с.4].

Анализ экономической и правовой литературы позволяют определить рынок ценных бумаг, как сферу обращения определенных видов ценных бумаг, осуществляемых по установленным правилам между обладающими правами и обязанностями субъектами [16; с.159].

Классификацию рынка ценных бумаг можно произвести по различным основаниям:

в зависимости от территориально-пространственной принадлежности рынка – национальный и международный; в зависимости от роли, которую он играет в процессе воспроизводства – на первичный и вторичный; в зависимости от срока привлечения денежных средств – денежный рынок и рынок капиталов.

Наиболее распространенное деление рынка ценных бумаг на практике – это деление на первичный и вторичный рынки. Первичный рынок представляет собой рынок, на котором осуществляется размещение впервые выпущенных ценных бумаг. Участниками первичного рынка ценных бумаг являются эмитенты, нуждающиеся в финансовых ресурсах для инвестиций в основной и оборотный капитал и инвесторы, ищущие выгодную для себя сферу вложения денежных средств. Следовательно, первичный рынок ценных бумаг является фактическим регулятором рыночной экономики: определяет размеры накоплений и инвестиций в стране, является средством поддержания пропорциональности в экономике, предполагает размещение новых выпусков ценных бумаг эмитентами и другое.

Первичный рынок предполагает существование вторичного рынка. Вторичный рынок – рынок, на котором осуществляется обращение ценных бумаг в форме перепродажи ранее выпущенных и в других формах. Продажа ценных бумаг на вторичном рынке осуществляется посредством спекулянтов (посредников), целью деятельности которых является получение дохода в виде курсовой разницы, которая формируется под воздействием спроса и предложений. Таким образом, вторичный рынок в отличие от первичного не влияет на размеры инвестиций и накоплений в стране. Он обеспечивает лишь постоянное перераспределение уже аккумулированных через первичный рынок денежных средств между различными субъектами хозяйствования.

Существуют две основные разновидности вторичного рынка: биржевой (организованный) и внебиржевой (неорганизованный). Внебиржевой рынок действует с помощью брокерских и дилерских компаний, которые без единой организационной структуры (по телефону, компьютерной сети) осуществляют продажу ценных бумаг.

Основными участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, государство.

Эмитентом ценных бумаг, в соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 12 марта 1992г. «О ценных бумагах и фондовых биржах», может выступать юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнить обязательства, вытекающие из условий выпуска ценных бумаг [34]. Эмитентами могут выступать акционерные общества, эмитентами облигаций могут быть юридические лица, органы исполнительной власти и органы местного управления.

В качестве инвестора могут выступать физические или юридические лица, владеющие ценными бумагами (ст.1 Закона о фондовых биржах).

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, любой формы собственности, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и получившие лицензию на эту деятельность (ст.16 Закона о фондовых биржах). Исходя из норм Закона о фондовых биржах, профессиональную деятельность по ценным бумагам могут осуществлять: брокеры, дилеры и другие участники рынка ценных бумаг. Со стороны государства в этой деятельности участвуют: Министерство финансов Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь и другие.

Во главе организованной торговли ценными бумагами стоит фондовая биржа. Ст.24 Закона о фондовых биржах определяет ее понятие – это организация с правом юридического лица, созданная для обеспечения профессиональным участникам рынка ценных бумаг необходимых условий для торговли ценными бумагами, определения их курса (рыночной цены) и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулирования деятельности участников рынка ценных бумаг.

Следовательно, фондовая биржа является традиционной формой вторичного рынка ценных бумаг. Ее роль в экономике страны определяется степенью разгосударствления собственности, иначе – долей акционерной собственности в производстве валового национального продукта.

К основным функциям биржи относятся:

мобилизация и концентрация свободных денежных средств (капиталов) и накоплений посредством организации продажи ценных бумаг; инвестирование государства и иных хозяйственных организаций, посредством организации покупки их ценных бумаг; обеспечение высокого уровня ликвидности вложений в ценные бумаги.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется посредством системы нормативно-правовых актов Республики Беларусь. Основным из них является Гражданский кодекс Республики Беларусь, который в главе 7 дает понятие ценных бумаг, их виды, определяет требования к ценной бумаге, порядок ее передачи и др. ГК Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» определяет правовые и экономические основы создания бирж [37].

Закон о фондовых биржах определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Деятельность на фондовой бирже осуществляется на основании разрешения (лицензии) в соответствии с «Положением о лицензировании профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам» утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. №1380 [103].

Особенное место среди источников правового регулирования рынка ценных бумаг отводится законам Республики Беларусь и подзаконным нормативным актам, которые осуществляют непосредственно регулирование некоторых видов ценных бумаг. Так, в качестве примера можно привести:

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 1999г.

«Об обращении переводных и простых векселей» [54]; постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении порядка выпуска, обращения и погашения векселей Правительства Республики Беларусь» от 20 декабря 1999г. №1931 [92]; постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении основных условий выпуска отдельных государственных ценных бумаг Республики Беларусь» от 13 февраля 2003г. №173 [99] и другие.

Особенности выпуска ценных бумаг банками осуществляется в соответствие с Банковским кодексом Республики Беларусь [23].

Посредством выше перечисленной базой нормативно-правовых актов государство осуществляет в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке ценных бумаг, государственное регулирование и защиту их законных прав.

Государственное регулирование происходит по различным направлениям, это:

правовое регулирование, с помощью издания нормативно-правовых актов; создание специальных органов, осуществляющих проведение государственной политики в области регулирования деятельности связанной с ценными бумагами. Таким органом является Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь утвержденный постановлением Совета Министров от 31 октября 2001г. №1593 [96]; лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Осуществляется в соответствие со

ст.ст. 15-20 Закона о фондовых биржах. Для профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливаются квалификационные и финансовые требования, необходимые для получения лицензии. Так, лицензия выдается юридическим лицам, если они имеют в составе как минимум одного сотрудника прошедшего аттестацию в Комитете по ценным бумагам, если они финансово достаточны, занимаются профессиональной деятельностью по ценным бумагам как исключительной; аттестация специалистов рынка ценных бумаг; регулирование информационного обеспечения рынка ценных бумаг; регулирование отношений, влияющих на конкуренцию на рынке ценных бумаг; защита прав инвесторов рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997г. №456 «О защите прав инвесторов»[83]; установление мер ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах. Меры ответственности определяются различными правовыми актами. Так, Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, вправе приостановить процесс выпуска ценных бумаг или запретить выпуск, если он осуществляется с нарушением действующего законодательства, а также в случае обнаружения, что проспект эмиссии, представленной к регистрации, содержит неточные сведения или не удовлетворяет иным требованиям законодательства.

В РФ соответствии с Законом «О налоге на операции с ценны­ми бумагами» в редакции 1995 г. (отменен с 01.01.2005), платель­щиком эмиссионного налога являлись эмитенты ценных бумаг, а объ­ектом налогообложения — регистрируемая номинальная стоимость их выпуска — объем эмиссии. Эмиссионным налогом облагались только выпуски акций, облигаций и жилищных сертификатов. Эмис­сия инвестиционных паев налогообложению не подлежала. В ре­зультате долгих споров ставка налога на эмиссию в 2003 г. была снижена с 0,8 до 0,2%, при этом налог не должен был превышать 100 тыс. руб. В США ставка аналогичного налога долгое время со­храняется на уровне 0,026%. Налог взимался в момент подачи до­кументов на регистрацию проспекта эмиссии из прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятия. Первичная эмиссия акций при учреждении организации налогом не облагалась.

С 1 января 2005 г. налог на эмиссию в размере 0,2% заменен го­сударственной пошлиной, размер которой зависит от вида действий ФСФР при государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг.

Главным документом налогового регулирования рынка ценных бумаг служит ч. 2 Налогового кодекса РФ, принятая в 2000 г., по состоянию на сегодняшний день. Налогообложению доходов физи­ческих лиц в этой сфере посвящены отдельные ст. 23 гл. 23, а при­были юридических лиц — гл. 25.

Налог на доходы физических лиц. Налогом облагаются доходы от следующих источников в РФ и вне РФ:

• дивиденды и проценты, полученные от российских и иностран­ных организаций;

• доходы от реализации акций или иных ценных бумаг в РФ и вне РФ, а также долей участия в уставных капиталах рос­сийских и иностранных организаций.

Кроме того, налогом облагаются следующие доходы от операций с ценными бумагами, а также по фьючерсным и опционным бир­жевым сделкам с ценными бумагами:

• купли-продажи ценных бумаг, обращающихся и не обращаю­щихся на организованном рынке ценных бумаг;

• с фьючерсными и опционными биржевыми сделками с цен­ными бумагами.

Доход (убыток) определяется как сумма доходов по совокупности сделок, совершенных за налоговый период (год), за вычетом суммы убытков (существует также понятие отчетного периода — квартал, полугодие, 9 месяцев).

Отдельные доходы не подлежат налогообложению:

• доходы, полученные от акционерных обществ акционерами в результате переоценки основных фондов в виде дополни­тельно полученных ими акций либо в виде разницы между но­вой и первоначальной и номинальной стоимостью акций;

• суммы процентов по государственным казначейским обязатель­ствам, облигациям и другим государственным ценным бума­гам бывшего СССР, Российской Федерации, а также по об­лигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению пред­ставительных органов местного самоуправления;

• выигрыши по облигациям государственных займов РФ и сум­мы, получаемые в погашение указанных облигаций.

Используемые ставки налога на указанные выше доходы физи­ческих ли приведены в НК РФ.

Налог на прибыль организаций. Доходы, учитываемые при опре­делении налоговой базы:

1) выручка от реализации имущественных прав;

2) внереализационные доходы:

• от долевого участия в других организациях;

• в виде процентов, полученным по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

• в виде сумм уменьшения уставного капитала без возврата взно­сов акционерам;

• в виде доходов, полученных от операций с фьючерсными и оп­ционными сделками с ценными бумагами.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы:

• имущественные или неимущественные права, имеющие де­нежную оценку, полученные в виде взносов в уставный капи­тал организации (включая доход в виде превышения цены раз­мещения акций над их номинальной стоимостью);

• стоимость дополнительно полученных организацией-акцио- нером акций, распределенных между акционерами, либо раз­ница между номинальной стоимостью новых и первоначаль­ных акций (без изменения доли участия акционера);

• положительная разница от переоценки ценных бумаг по ры­ночной стоимости.

К расходам относятся проценты (дисконт), начисленные по дол­говому обязательству любого вида, если их размер существенно не отклоняется (меньше или равен 20%) от среднего уровня процентов • по долговым обязательствам в том же периоде (месяце, квартале).

Не считаются расходами:

суммы дивидендов распределяемого дохода;

• взносы в уставный капитал;

• суммы отчислений в резерв под обесценение вложений в цен­ные бумаги, за исключением таких отчислений, производимых профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

• гарантийные взносы в специальные фонды, создаваемые в со­ответствии с законодательством РФ, для снижения рисков при клиринговой деятельности и при организации торговли на рынке ценных бумаг;

• средства, включая долговые ценные бумаги, переданные по до­говорам кредита, а также направленные в погашение кредита;

• имущество или имущественные права, переданные в качестве залога;

• отрицательная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости.

Налоговая ставка устанавливается в соответствии с Н К РФ.


Топсахалова Ф. М.-Г.,

5. Регулирование рынка ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг (эмитентов, инвесторов, профессионалов) собственным нормативным документом, т.е. уставу, правилам и стандартам осуществления деятельности.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности данной организации нормативным актом государства, других организаций, международным соглашением.

Различают также следующие виды регулирования:

  • государственное регулирование;
  • общественное регулирование;
  • рыночный надзор;
  • саморегулирование.

Нормальное функционирование рынка ценных бумаг наряду с ин­формационной, депозитарно-клиринговой и регистраторской инфра­структурой обеспечивает также регулятивная инфраструктура. Она включает в себя следующие подсистемы:

  • регулятивные органы, т.е. органы государственного регулирова­ния и саморегулируемые организации;
  • регулятивные (законодательные, регистрирующие, лицензион­ные, контрольные и т.д.) функции и действия;
  • правовое обеспечение, т.е. законодательная и нормативная базадеятельности фондового рынка;
  • этика рынка ценных бумаг.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:

  1. Идеологическая и законодательная функции (концепция развитиярынка, программа ее реализации, управление программой, законода­тельные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установле­ние требований к участникам, операционных и учетных стандартов).
  2. Стимулирующая функция (создание эффективного механизмаперераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимыесекторы экономики).
  3. Административная функция (прямое административное регули­рование рынка, применение санкций).
  4. Контрольная и надзорная функции (контроль за экономическойбезопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок,регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвес­тиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контрольза соблюдением правовых и этических норм).
  5. Арбитражная функция (разрешение споров между участникамирынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

  • создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том чис­ле государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
  • предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Кроме регулятора, государство выступает также в качестве участни­ки рынка ценных бумаг, т.е.:

  • является эмитентом облигаций федеральных, субфедеральных имуниципальных займов в лице органов федеральной, субфедеральноймуниципальной власти;
  • является инвестором на рынке фондовых инструментов как вла­делец закрепленных в федеральной и муниципальной собственности Пакетов акций приватизированных предприятий;
  • выполняет функции профессионального участника в лице Цент­рального банка РФ, являющегося посредником в размещении государ­ственных ценных бумаг и в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по продажам акций приватизи­рованных предприятий.

Существуют следующие модели регулирования государством рынка ценных бумаг:

Первый вариант - регулирование фондового рынка преимуще­ственно сосредотачивается в государственных органах, лишь неболь­шая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулируемым органи­зациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример - Франция.

Второй вариант - максимально возможный объем полномочий пе­редается саморегулируемым организациям, значительное место в конт­роле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, ин­дивидуальные согласования с участниками рынка, при этом государ­ство сохраняет за собой основные контрольные, функции и возможность в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример - Великобритания.

Фондовый рынок России имеет сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих этот рынок. Это объясняется масштабной приватизацией, в ходе которой значительная часть государственных предприятий становятся акционерными обществами, создаются инвестиционные фонды, осуществляется первичное разме­щение огромного количества акций приватизированных предприятий, что, в свою очередь, вызывает активное вмешательство в регулирова­ние рынка ценных бумаг Госкомимущества, а также смешанной (бан­ковской и небанковской) моделью фондового рынка, в результате чего регулирующими рынок инстанциями выступают одновременно и Центральный банк, и небанковские государственные органы.

К органам государственного регулирования рынка ценных бу­маг относятся:

Высшие органы власти - Государственная Дума, Президент, Правительство;

Государственные органы министерского уровня - Федеральная ко­миссия по рынку ценных бумаг, Министерство финансов РФ, Цент­ральный банк РФ, Государственный комитет по антимонопольной по­литике, Государственный страховой надзор.

ФКЦБ имеет следующие основные полномочия:

1.Идеология и координация

  • разрабатывает основные направления развития фондового рынка;
  • координирует деятельность других государственных органов нарынке ценных бумаг.

  • устанавливает правила и стандарты работы на рынке ценных бу­маг, требования к его участникам, включая технические функции:учет, отчетность, регистраторская, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность.

3.Лицензирование, аттестация и регистрация

  • лицензирует все виды деятельности на рынке ценных бумаг испециализированные организации на нем;
  • регистрирует ценные бумага нерезидентов и иностранных государств.

4.Контроль и надзор

  • контролирует деятельность профессиональных участников рын­ка ценных бумаг, создаваемых ими организаций, а также эмитентов;по вопросам выпуска ценных бумаг;
  • направляет им обязательные предписания.

  • обеспечивает публичное раскрытие информации о российском рынкеценных бумаг (его участниках, эмитентах, ценных бумагах и т.д.).

6.Образование и исследования

  • устанавливает квалификационные требования для лиц, ведущихпрофессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • содействует развитию образования и организует исследованияв этой области.

Министерство финансов на рынке ценных бумаг является государ-11мшным органом регулирования этого рынка, а также выполняет все функции эмитента по выпуску государственных - на федеральном уров­не ценных бумаг. В качестве последнего Минфин РФ разрабатывает не и п и условия выпуска ценных бумаг, заключает договора на их пер-иичпое размещение, оказывает организационно-техническое воздействие и со дании первичного и ликвидного вторичного рынков государствен­ных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос 1м них, определяет цены вторичного размещения и т.п.

Центральный банк России также является государственным орга­ном регулирования фондового рынка, с одной стороны, а с другой - профессиональным участником, активно ведущим операции с цен­ными бумагами.

В соответствии с Законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также норматив­ными актами Банка России, им выполняются определенные функции по регулированию рынка ценных бумаг, а именно: установление для банков правил совершения операций на рынке ценных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами, лицензирование, ргулирование и контроль операций банков с ценными бумагами (в настоящее время такие операции признаны банковскими и включены в общебанковскую лицензию, поэтому получение специальной лицензии не требуется), регистрация выпусков ценных бумаг банков, регулирова­ние совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг, ведение реестра ценных бумаг банков, регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков, подготовка специалис­тов по ценным бумагам через систему банковского образования.

Кроме этого, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулиро­вании и валютном контроле» Банк России регулирует обращение цен­ных бумаг, валютных ценностей как части банковских, так и небан­ковских операций. Значительная часть вышеперечисленных регулирую­щих функций передана Центральным банком РФ своим территориальным управлениям.

Такие важнейшие функции и задачи государственного регулирова­ния фондового рынка, как: создание единой нормативно-правовой базы, способов и параметров регулирования рынка; обеспечение защи­ты прав участников рынка от недобросовестности, мошенничества; обес­печение открытости информации; отказ от привилегий для отдельных участников рынка, - осуществляются путем прямого вмешательства в функционирование рынка ценных бумаг.

Меры косвенного воздействия государства на фондовый рынок осуществляются через систему налогообложения, денежную политику, го­сударственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

Под общественным регулированием понимают воздействие общества на участников рынка ценных бумаг посредством механизма общественного мнения. Причиной некоторых регулирующих действий со сторон м государства или саморегулируемых организаций нередко является именно общественный резонанс.

Рыночное регулирование - настройка процесса движения фондового капитала под влиянием действия закона стоимости и цен.

Рыночное регулирование тесно связано с рыночным надзором, ос­новным смыслом организации которого является поддержание спра­ведливого и эффективного рынка ценных бумаг, соблюдение этики фондового рынка. Этика фондового рынка как элемент регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг представляет собой правила добросовестной профессиональной деятельности, основанные на общече­ловеческих моральных и нравственных нормах, понимании значимос­ти общественных интересов и необходимости признания и соблюдения в практической деятельности правопорядка всеми профессиональными участниками рынка. С этой целью к организаторам торговли предъяв­ляются требования по разработке мер для предотвращения манипули­рования ценами и использования инсайдерской информации.

Под манипулированием ценами понимают действия участников тор­гов, направленные на создание ложных ценовых ориентиров с целью ввести в заблуждение участников фондового рынка, что в конечном итоге приводит к дестабилизации рынка ценных бумаг.

Манипулирование ценами предполагает:

  • осуществление фиктивных сделок с ценными бумагами, т.е. одновременных покупок и продаж ценных бумаг для создания видимойактивности на рынке;
  • сделки по договоренности, т.е. совершение двумя контрагентамисделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию нарынке в свою пользу;
  • сделки корнеров, совершаемые группой торговцев, сконцентрировавших в своих руках большое количество ценных бумаг данноговида, позволяя им диктовать свои цены;
  • тайный сговор профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • использование «утечки информации» о ценных бумагах;
  • пулы, т.е. манипулирование ценами на коллективной основе;
  • вовлечение других участников торгов в процесс покупки цен бумаг по более высоким ценам путем демонстрации фиктивной тенденции роста курсовой стоимости;
  • «отмывание» денег путем заключения договорных сделок купли-продажи ценных бумаг без фактического изменения собственника;
  • игнорирование интересов и обман клиентов при совершении сделок;
  • продажа/покупка ценных бумаг представителями высшего руководства эмитента до опубликования официальной информации эмитента;
  • изменение цен закрытия в свою пользу.

Инсайдерской информацией является информация, недоступная ши­рокой публике. Использование привилегированной информации преследует целью незаконное получение прибыли участниками инсайдерских сделок.

К основополагающим принципам ведения бизнеса на фондовом рын­ке относятся:

  • честность и справедливость;
  • надлежащее исполнение профессиональной деятельности;
  • обеспечение высокой квалификации персонала организаций -профессиональных участников;
  • получение информации о клиентах;
  • предоставление информации клиентам;
  • регулирование конфликта интересов, под которым следует по­нимать отсутствие независимости профессионального участника рынкак результате объективных и субъективных обстоятельств (например,финансовое участие профессионального участника в делах клиента).

Поддержание стабильности рынка с помощью рыночного надзора состоит в следующем:

  • идентификация манипулирования рынком, использования инсайдерской информации и нарушений правил торговли;
  • обоснование манипулирования рынком;
  • информирование регулирующих органов с целью расследованиясостоявшихся нарушений, а также в профилактических целях;
  • контроль за соблюдением правил добросовестной профессиональной деятельности на фондовом рынке, добросовестной работы с клиен­тами, ведения внутреннего учета профессиональных участников рынка;
  • контроль за соблюдением норм раскрытия информации всемиучастниками рынка, добросовестной деятельности в рекламе на финансовых рынках.

Саморегулирование рынка ценных бумаг осуществляют саморегулируемые организации.

Саморегулирование представляет собой систему санкций со стороны саморегулируемых организаций к нарушениям нормативных требо­ваний и стандартов. Саморегулирование является частью системы мно­гоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке.

Саморегулируемые организации являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим на осно­ве федеральных законов на принципах некоммерческой организации.

Основными признаками саморегулируемой организации являются:

  • добровольное объединение;
  • членство - профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • функции - саморегулирование, установление формальных пра­вил ведения бизнеса;
  • отношения с государством - государство передает организации часть своих функций.

Цели саморегулируемых организаций:

  • обеспечение условий профессиональной деятельности;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
  • установление правил и стандартов проведения операций с цен­ными бумагами и контроль за их соблюдением;
  • разработка программ подготовки профессионалов рынка цен­ных бумаг.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка цен­ных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Саморегули­руемая организация регулярно представляет в ФКЦБ отчеты о своей дея­тельности и другую необходимую информацию. В России к саморегули­руемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР- контролирует осуществление участниками брокерской и дилерской деятельности) и профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД- участвует в лицензировании регистраторов и контроле за их деятельностью).

Период становления российского рынка ценных бумаг продемонст­рировал его зависимость от экономической нестабильности, уязви­мость со стороны недобросовестных и неквалифицированных участни­ков, обнажил и другие недостатки.

Именно это подчеркивает необходимость организации системы, обес­печивающей взаимодействие государственных регистрирующих, над­зорных, правоохранительных органов и регуляторов рынка.


CC BY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслова О. С., Черноусова К. С.

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с налогообложением на фондовом рынке Российской Федерации, а также примеры функционирования налоговых систем зарубежных стран в рамках рынка ценных бумаг. Затрагиваются проблемы налогообложения на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также предполагаются возможные направления их решения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслова О. С., Черноусова К. С.

TAXATION IN THE MARKET OF SECURITIES: CONDITION, PROBLEMS, WAYS OF SOLUTION. RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

This article covers issues related to taxation in the stock market of the Russian Federation, as well as examples of the functioning of the tax systems of foreign countries within the securities market . The problems of taxation on the securities market of the Russian Federation are touched upon, and possible ways of solving them are suggested.

Текст научной работы на тему «Налогообложение на рынке ценных бумаг: состояние, проблемы, пути решения. Российский и зарубежный опыт»

Научный руководитель: Черноусова К.С.

кандидат экономических наук Самарский государственный экономический университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10357 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Supervisor: Chernousova K.S.

candidate of economic sciences Samara State University of Economy

TAXATION IN THE MARKET OF SECURITIES: CONDITION, PROBLEMS, WAYS OF SOLUTION.

RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

В данной статье раскрываются вопросы, связанные с налогообложением на фондовом рынке Российской Федерации, а также примеры функционирования налоговых систем зарубежных стран в рамках рынка ценных бумаг. Затрагиваются проблемы налогообложения на рынке ценных бумаг Российской Федерации, а также предполагаются возможные направления их решения.

This article covers issues related to taxation in the stock market of the Russian Federation, as well as examples of the functioning of the tax systems of foreign countries within the securities market. The problems of taxation on the securities market of the Russian Federation are touched upon, and possible ways of solving them are suggested.

Ключевые слова: налогообложение, рынок ценных бумаг, фондовый рынок.

Key words: taxation, securities market, stock market.

Рынок ценных бумаг можно отнести к одной из составных частей финансового рынка, на котором происходит, перераспределение денежных средств и контроль за ними с помощью определенных финансовых инструментов, таких как ценные бумаги. [4] Одним из важнейших механизмов регулирования фондового рынка является налоговая система.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения в рамках фондового рынка, являются Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, а также ряд федеральных законов и других документов.

Налогом на фондовом рынке облагаются непосредственно операции с ценными бумагами, то есть процесс налогообложения на рынке ценных бумаг ведется при наличии взаимного соглашения, связанного с возникновением, прекращением или изменением имущественных прав, заложенных в ценных бумагах, выражаемых в виде таких юридических форм, как купля-продажа, мена, залог.

Налогообложение операций с ценными бумагами в основном происходит в рамках таких налогов, как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль организаций.

Налогами на доходы физических лиц, согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (НК РФ), облагаются следующие доходы по ценным бумагам: дивиденды и проценты по ценным бумагам, доходы от реализации ценных бумаг, материальная выгода от приобретения ценных бумаг.

У организаций, в свою очередь, согласно НК РФ, налогом на прибыль облагаются доходы по ценным бумагам аналогичные доходам физических

лиц за исключением материальной выгоды от приобретения ценных бумаг. При этом доходом организации будут считаться и безвозмездно полученные ей ценные бумаги.

Рынок ценных бумаг в Российской Федерации в настоящее время не развит сравнительно с рядом зарубежных стран в силу различных причин, к которым можно отнести только набираемую популярность совершения операций на данном рынке, а также пробелами в законодательстве, регламентирующем регулирование данной стороны финансовых отношений страны.

За рубежом налогообложение операций с ценными бумагами является важной частью налоговой системы, которой уделяется большое внимание. Налогом облагаются доходы субъектов рынка ценных бумаг, получаемые в виде: доходов от сделок с ценными бумагами, дивидендов, процентов, прироста стоимости.

В большинстве стран мира операции с ценными бумагами облагаются налогом. В США большая часть сделок облагается налогом на операции с ценными бумаги по ставке 0,0042%. [11] В Великобритании установлен гербовый сбор для ценных бумаг, ставка которого составляет 0,5% от суммы сделки. [12] Налогообложение операций с ценными бумагами применяется также в таких странах, как Италия (ставки варьируются в пределах до 1,5%), Дания (гербовый сбор в размере 0,6%-1,5%) и ряде других стран. [7]

Налогообложение дохода от владения ценными бумагами и прироста их стоимости распространено в налоговых системах развитых стран мира и осуществляется посредством установления

подоходного налога для физических и юридических лиц. С данным видом налога тесно связано понятие налогообложения доходов от капитала - совокупность отношений по поводу установления, исчисления и уплаты подоходных налогов при совершении операций с ценными бумагами и другими финансовыми активами. [7]

Распространенное налогообложение дивидендов также порождает собой проблему двойного экономического налогообложения дивидендов, что обуславливает рядом стран применение различных методов по его устранению. Такие страны, как Австрия, Бельгия, Дания, Италия, Нидерланды, Польша применяют специальную пониженную ставку для дивидендов. Другие страны (Финляндия, Норвегия и Швеция) перешли к налоговой системе, в которой доходы от заработной платы облагаются по более высокой ставке, нежели доходы от капитала. В Германии и Люксембурге налогообложению подвергается лишь половина суммы полученных дивидендов. В Греции дивиденды, полученные внутри государства, полностью освобождаются от налогообложения для физических лиц. В таких странах, как Канада, Франция, Великобритания, Австралия, Финляндия предоставляют физическим лицам налоговый кредит для дивидендов для зачета корпорационного налога. [7]

При налогообложении процентного дохода и дохода от прироста капитала в большинстве развитых стран применяется удерживаемый налог. В некоторых странах этот налог применяется и при налогообложении дивидендов (Швеция), в ряде

юрисдикций существует возможность выбора и применения уплаты налога на доходы от капитала именно таким путем (Япония, Бельгия, Италия, Франция).[7]

При всем этом налоговые системы зарубежных стран также, как и налоговая система РФ не являются совершенными и испытывают трудности, вызванные развитием и появлением новых производных финансовых инструментов.

Возвращаясь к вопросу развития рынка ценных бумаг Российской Федерации стоит отметить, что для стимулирования его развития необходимо совершенствование всех факторов, оказывающих на него прямое или косвенное воздействие, в том числе и создание действенной налоговой системы. Это говорит о том, что посредством грамотного составления и четкой реализации налогового законодательства можно добиться эффективного регулирования состояния фондового рынка.

В условиях современной России рынок ценных бумаг активно развивается. Проследить тенденцию расширения и развития рынка ценных бумаг можно, к примеру, проанализировав статистику объема выпущенных на внутреннем рынке долговых ценных бумаг. По графикам на рисунке 1 и рисунке 2 можно сделать вывод, что объем выпуска долговых ценных бумаг (млн. руб.) в период с 2013 года по 2019 год значительно увеличился, при этом в течение этого периода динамика была не только положительной, но и отрицательной, что четко прослеживается на графике объема выпущенных долговых ценных бумаг в иностранной валюте. [11]

25 000 000 20 000 000

§ 10 000 000 5 000 000

Рисунок 1. Объем выпущенных долговых ценных бумаг в рублях с 01.01.2013 по 01.01.2019 год

800 000 600 000

Рисунок 2. Объем выпущенных долговых ценных бумаг в иностранной валюте с 01.01.2013 по 01.01.2019 год

Рынок ценных бумаг Российской Федерации постоянно совершенствуется, что также должно своевременно отражаться и в действующей системе налогообложения. При этом не всегда возможно в силу различных факторов адаптировать налоговую систему под изменчивый фондовый рынок, что обуславливает наличие проблем в данной сфере. Это связано как с отсутствием единой государственной концепции развития финансовых рынков, так и с недостаточной степенью развитости законодательства в этой области.

Налогообложение субъектов рынка ценных бумаг до настоящего времени не осуществляется на основе системного подхода. Имеют место проблемы в реализации некоторых документов в части налогообложения фондового рынка, отсутствует возможность для создания четкого и обоснованного прогноза и учета последствий введения инструментов налоговой системы на данном рынке, модернизации и отмены тех или иных налогов для участников рынка ценных бумаг.[6]

Одной из важнейших проблем при осуществлении налогообложения операций, совершаемых на рынке ценных бумаг, является сложность расчета налоговой базы. В связи с этим особенностям определения налоговой базы для операций с ценными бумагами посвящена статья 280 НК РФ. Операции подразделяются по видам ценных бумаг, которые в свою очередь бывают: ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. В каждой из этих операций расчет налоговой базы осуществляется обособленно, что достаточно затруднительно и требует отдельного внимания, в частности, налоговая база по доходам от реализации ценных бумаг рассчитывается отдельно от основной налоговой базы. [6]

Наряду с этим одной из проблем, особенно актуальными в современности, являются вопросы, связанные со сложностями отслеживания электронных денежных переводов и иных операций, в отношении которых в Российской Федерации почти невозможно найти пояснительную характеристику как в вопросах их отражения в декларации, так и в вопросах их отслеживания. В связи с этим для участников рынка ценных бумаг уклон от уплаты налогов в бюджет страны становится все более простым, а значит данная статья доходов бюджета в принципе закрывается.

Также одной из важных проблем, затрудняющих процесс налогообложения на фондовом рынке является нестабильность налоговой системы Российской Федерации в принципе. Это обусловлено не четкому следованию законодательству на практике, а также в принципе противоречивостью законов и подзаконных актов, что требует их дополнительного толкования.

Таким образом, можно прийти к выводу, что налогообложение на рынке ценных бумаг не представляет собой совершенную систему и требует устранения ряда перечисленных проблем. В первую очередь недочеты в законодательной базе

позволяют участникам фондового рынка уклоняться от полной уплаты налоговых платежей за осуществление операций с ценными бумагами.

Все перечисленные выше проблемы имеют место быть лишь из-за динамичности развития фондового рынка в Российской Федерации, что требует формирования и постоянной модернизации всех систем связанных с ним, а том числе и налоговой системы. При этом появляется задача формирования основных направлений деятельности государства по установлению стабильности как на фондовом рынке в целом, так и в налоговом законодательстве, связанном с ним.

Основные направления модернизации и усовершенствования налогообложения на операции на фондовом рынке можно сформулировать следующим образом.

Преобразования в законодательстве.

Необходимо изменение в законодательной базе, регулирующей данную сторону финансовых отношений, а именно создание более четких и емких формулировок законов в сфере налогообложения данных операций, а также избежание противоречий и возможности неправильного толкования законов;

Стимулирование развития фондового рынка. Для стимулирования развития российского рынка ценных бумаг требуется введение налоговых льгот и специальных налоговых режимов, что обеспечит, во-первых, приток инвестиций в экономику страны, во-вторых, ускоренные темпы роста фондового рынка, а также стабилизации ситуации внутри него.

Адаптация налоговых механизмов под инструменты фондового рынка. Обеспечение оптимального режима налогообложения для новых и уже существующих инструментов рынка ценных бумаг.

Регулирование внутренних процессов на основе целостности рынка ценных бумаг. Необходимо рассмотрение фондового рынка как целого, а именно обеспечение перехода от регулирования отдельных участников данного рынка к его регулированию как такового, чтобы обеспечить его стабильность и устойчивость.

Контроль за осуществлением операций на рынке ценных бумаг. Требуется создание налоговой системы, способной отслеживать, контролировать и фиксировать операции, проводимые электронными платежами, для полноты осуществления налогообложения.

Реализация государством политики, осуществляющей преобразования в данных направлениях, может обеспечить решение лишь некоторых проблем, связанных с налогообложением на рынке ценных бумаг. Чтобы полностью устранить недостатки налогообложения фондового рынка необходим комплексный подход к решению проблем, затрагивающий как внутренние аспекты рынка ценных бумаг, так и внешние факторы, влияющие на него.

1) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)

2) Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3 (ред. от 25.11.2017) "О рынке ценных бумаг"

3) Черноусова К.С., Булгакова Т.Ю. Вопросы совершенствования налогового администрирования в российской федерации на современном этапе // Сборник научных статей I Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Самарского государственного экономического университета. 10 июня 2016 г. ч.3. с.238.

4) Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. — М.: ИНФРА-М. — 2007. —379 с. — (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).

5) Черноусова К.С., Черноусова Н.Г., Утюшева Ю.Р. Влияние налоговой безопасности на состояние налоговой системы в современных условиях // Сборник научных статей VIII Всероссийской заочной научной конференции с международным участием. 01 июня 2014 г. с. 25.

6) Покровская Н.Н., Куриленко М.В. Рынок государственных ценных бумаг в России: проблемы и перспективы развития // Интернет-журнал «Науковедение» Том 8, №4 (2016)

7) Кусов Р.Т. Зарубежный опыт налогообложения доходов на рынке ценных бумаг // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал №3 - с. 4952.

8) Назаров М.А., Чариков В.С. Налогообложение индивидуальных предпринимателей: проблемы и перспективы //Известия института систем управления №2 - с.60-64.

date image
2015-05-20 views image
635

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

В государственном регулировании рынка ценных бумаг можно выделить три основных направления.

1. Выработка определенных правил, регулирующих эмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в стране соответствующих нормативных актов.

В России функции по разработке нормативных актов по ценным бумагам, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) возлагается на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), которая является федеральным органом исполнительной власти. ФСФР России находится в прямом подчинении Правительству РФ. ФСФР осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка, утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, рас-четно-депозитной деятельности и к порядку ведения реестра.

2. Выдача лицензий органами государственной власти на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценных бумаг. В России лицензирование осуществляется ФСФР или органами, уполномоченными ею на основании генеральной лицензии. Кроме лицензирования, государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами.

3. Налогообложение доходов от операций с ценными бумагами. Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых льгот и санкций.

Порядок налогообложения (ставки налогов, сроки их уплаты, а также ответственность налогоплательщиков) устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и может изменяться в зависимости от экономической ситуации в стране.

Для налогообложения операций с ценными бумагами большое значение имеет стадия первичного размещения и вторичный рынок. Налоговая база по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, определяется как доходы от операций купли-продажи ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям, а по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, – как доходы от операций купли-продажи этих ценных бумаг, уменьшенные на затраты по этим операциям.

Особенностью нынешнего этапа в развитии фондового рынка является отсутствие большого набора инструментов государственного регулирования вследствие недостаточного по времени развития данного сегмента экономики. Это проявляется и в том, что основной упор в развитии рынка ценных бумаг делается на максимальное саморегулирование со стороны профессиональных участников рынка. В настоящее время в России существует недостаточная законодательная база, регулирующая фондовый рынок.

Читайте также: