Налоговое регулирование финансового сектора экономики

Опубликовано: 10.05.2024

Цель налогового регулирования организаций финансового сектора экономики заключается в следующем – поддержание стабильно высоких темпов экономического роста одновременно с ускорением реструктуризации экономики, усиление экономического и налогового регулирования одновременно с повышением уровня жизни населения, использования налоговой политики в целях повышения экономического потенциала и развития недостаточно загруженных секторов экономики, увеличение доходов бюджета и расширение налогооблагаемой базы.

Основные задачи налогового регулирования:

- формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

- составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;

- разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.

- правильное определение налогооблагаемой базы – ключевой момент механизма исчисления налогов;

- осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Налоговое регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление непосредственно с налогами не связано;

- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В процессе своей налоговой деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом – стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами.

Содержанием государственного регулирования налоговых отношений с экономической точки зрения выступает установление налога с определением всех его элементов: субъекта налога, объекта налога, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и др.

С правовой точки зрения содержанием государственного регулирования налоговых отношений выступает установление прав и обязанностей субъектов (сторон) налогового отношения, одним из которых, заметим, является само государство.

Налоговое отношение опосредует налоговое обязательство, в соответствии с которых налогоплательщик обязан передать государству в определенные сроки, определенным способом, определенную сумму денег. В своей совокупности налоговые отношения выражают изъятие государством в свою собственность определенной части валового продукта, что составляет экономическую составляющую налогообложения, где данные отношения выступают в качестве распределительных и перераспределительных экономических отношений.

Посредством этих актов государство в лице соответствующих органов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает свои специализированные налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д. Эти акты, с одной стороны, порождают сами налоговые отношения. Одновременно данные акты, с другой стороны, регулируют поведение субъектов и участников налоговых отношений через определение их прав и обязанностей. Например, при установлении какого-либо налога, у лиц, определенных налоговым законом в качестве налогоплательщика, возникает обязанность перед государством осуществить его уплату, а у соответствующего налогового органа – обязанность перед государством по осуществлению контроля за своевременным и полным выполнением налогового обязательства. Одновременно у этого органа возникает право требовать от налогоплательщика уплаты налога, осуществлять контроль за этой уплатой, принимать меры по принудительному взысканию налога и привлекать лиц, совершивших налогового правонарушения, к налоговой ответственности в установленном законодательством порядке.

Таким образом, нормативные правовые акты налогового законодательства одновременно выступают и в качестве основания общественных отношений, являющихся по своим экономическим и юридическим признакам, налоговыми, и в роли источника правового регулирования данных отношений. Еще раз подчеркнем, что налоговые отношения не возникают и не существуют сами по себе в недрах экономики. Они являются порождением соответствующего налогового закона: нет закона – не может быть и налогового отношения ни в качестве экономической, ни, тем более, в качестве правовой категории; отмена налогового закона влечет прекращение налогового отношения. Поэтому налоговое отношение, будучи экономическим отношением, по своей форме всегда является правоотношением.

Методы налогового регулирования – это приемы и способы, посредством которых устанавливаются, изменяются и прекращаются права и обязанности субъектов налоговых отношений.

Основными методами являются следующие:

1) издание односторонних правовых актов, носят нормативный характер.

Совокупность этих актов формирует налоговое законодательство;

2) издание односторонних правовых актов, носящих индивидуальный характер;

3) совершение двухсторонних налогово-правовых актов;

4) реализация государством в лице его уполномоченного органа своих прав и

обязанностей в качестве субъекта конкретного налогового правоотношения.

По своей форме данные методы выступают в качестве правовых.

Отметим двойственную роль государственного регулирования налоговых отношений. С одной стороны, оно является субъектом налогового отношения в качестве «государства - собственника» (или, как сейчас стали говорить, «государства - казны»), выступая получателем сумм налогового платежа и естественно заинтересованного в том, чтобы получить денег как можно больше. С другой стороны, выступая в качестве субъекта публичной власти, обладающего огромными властными полномочиями, государство регулирует данное общественное отношение путем издания соответствующих законов, определяя при этом как свои собственные права в качестве субъекта налогового отношения, так и обязанности другой стороны этого отношения – налогоплательщика. В целом такая ситуация довольно нетипична для механизма правового регулирования: обычно государство регулирует общественное отношение, находясь вне его, т.е. будучи равноудаленным от обеих сторон этого отношения. При этом государство как субъект публичной власти, сохраняя объективность и непредвзятость, обязано учесть и сбалансировать интересы сторон данного общественного отношения, при условии, что эти интересы могут быть противоречивыми. Примером такого правового регулирования является регулирование товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права.

Иначе говоря, налоговое законодательство как источник правового регулирования государством налоговых отношений, заведомо отдавая предпочтение этому же государству, но уже выступающему в качестве субъекта данных отношений, объективно дискриминационно по отношению к налогоплательщикам.

Организациям финансового сектора эк-ки – коммерческие банки, страховые организации, различные инвестиционные компании. Им принадлежит ведущая роль в становлении и развитии рыночных отношений. Специфика финансово-хоз-венной деят-сти, перечень осуществляемых ими операций, сделок, предоставляемых услуг обуславливают особенности НО данной категории плательщиков. Уплачивают НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество предприятий, ЕСН, транспортный налог, НДФЛ и др. налогов и сборов. Система налоговых льгот.
НО банков и других кредитных учреждений
Особенности определения и ведения учета Д и Р банков в целях исчисления налога на прибыль организаций.
К Д относятся также Д от банковской деят-ти:
1) в виде % от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов;
2) в виде платы за открытие и ведение банковских счетов клиентов, осуществления расчетов по их поручению;
3) от инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания клиентов;
4) от проведения операций с иностранной валютой.
5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов, коллекционных монет;
6) другие доходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в Д банка суммы положительной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.
К Р банка относятся также расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности:
1) %, напр. по договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам ФЛ и ЮЛ
2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию;
3) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой.
4) убытки по операциям купли-продажи драгоценных металлов, коллекционных монет;
5) расходы по переводу пенсий и пособий;
6) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам;
7) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг;
8) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.
Не включаются в Р банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.
Банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (включая задолженность по межбанковским кредитам и депозитам).
Суммы отчислений признаются расходом с учетом ограничений.
При определении НБ не учитываются Р в виде отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные банками под задолженность, относимую к стандартной, сформированные под векселя.
Суммы резервов, отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, могут быть перенесены на следующий отчетный (налоговый) период.
НО страховых организаций
Порядок определения Д и Р страховых организаций в целях исчисления налога на прибыль организаций.
К Д страховой организации относятся также Д от страховой деятельности:
1) страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования.
2) вознаграждения и тантьемы;
3) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;
К Р относятся также понесенные при осуществлении страховой деятельности:
1) суммы отчислений в страховые резервы;
2) страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования.
3) суммы страховых премий (взносов) по рискам, переданным в перестрахование;
К Д страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование относятся также средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования. К расходам относятся также расходы, понесенные указанными организациями при осуществлении страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию, в том числе суммы отчислений в страховые резервы.
Особенности определения НБ по договорам страхования при исчислении НДФЛ.
При определении НБ учитываются Д, полученные н/п-ком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных:
1) по договорам обязательного страхования;
2) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица;
3) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований.
Учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или ИП, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
НО инвестиционных фондов и профессиональных участников рынка ценных бумаг
налога на прибыль организаций
Особенности определения Д и Р профессиональных участников РЦБ
К Д относятся доходы:
1) от оказания посреднических и иных услуг на рынке ценных бумаг;
3) от оказания депозитарных услуг;
4) от предоставления консультационных услуг;
К Р относятся, в частности:
1) в виде взносов организаторам торговли и иным организациям, имеющим соответствующую лицензию;
2) на поддержание и обслуживание торговых мест различного режима;
3) связанные с раскрытием информации о деятельности профессионального участника РЦБ
Вправе относить на Р в целях НО отчисления в резервы под обесценение ценных бумаг в случае, если такие н/п-ки определяют Д и Р по методу начисления.

Согласно Конституции России, наша страна является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Высшей ценностью является человек, его права и свободы, а обязанностью российского государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, любая государственная политика нашей страны, включая налоговую, в первую очередь должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В связи с этим для финансовой науки важным становится исследование и раскрытие потенциала использования налогового механизма в качестве эффективного инструмента регулирования сектора домашних хозяйств национальных экономик.

Ключевой особенностью для россиян станет новая модель экономического роста России, опирающаяся на формирование креативного класса россиян. Условиями формирования креативного класса государство определяет стимулирование перехода россиян, потенциально предрасположенных к предпринимательству (студенты, отставные военные, сотрудники внутренних органов, уволенные работники), от самозанятости к предпринимательству; реформирование пенсионной системы в сторону усиления накопительной составляющей и активности россиян в формировании пенсий, в том числе негосударственных; защита прав потребителей финансовых услуг; институциализация сбережений россиян; повышение эффективности использования человеческого капитала, собственного (россиян) и привлеченного (трудовых мигрантов); сокращение неравенства и преодоление бедности; совершенствование политики охраны здоровья и т.д. [7, C. 39].

Механизм налогового регулирования сектора домашних хозяйств - это совокупность субъектов, объектов, форм их взаимодействия, методов и инструментов налогообложения доходов, расходов и имущества домашних хозяйств, ориентированную на достижение стратегических целей развития страны и опирающуюся на нормативную и ресурсную базы [6, C. 52]. Нормативная база налогового регулирования представлена нормативными и правовыми актами, регулирующими налоговые отношения. Ресурсная база налогового регулирования состоит из двух частей: ресурсной базы управляющего звена и ресурсной базы регулируемого звена.

Под эффективностью налогового регулирования в широком смысле следует понимать его способность выполнять возложенные на него функции. Налоговое регулирование может быть признано эффективным, если оно отвечает следующим общим (основным) требованиям:

  • обеспечивает сбалансированное поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;
  • обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов в экономике и обществе на расширенной основе (т.е. налоговое бремя и налоговая нагрузка в обществе таковы, что позволяют субъектам иметь после уплаты налогов средства в достаточном объеме для сохранения и развития производства и воспроизводства).

Показателями эффективности налогового регулирования рекомендуем рассматривать:

  • степень достижения фактических показателей в сравнении с запланированными;
  • уровень социально-экономической рентабельности действующей системы налогообложения;
  • положительные экстерналии эффекта налогового мультипликатора по приоритетным направлениям отечественной экономики и видам экономической деятельности;
  • положительное общественное мнение;
  • высокую налоговую грамотность всех субъектов налоговых отношений;
  • массовое распространение схем легального налогового поведения хозяйствующих субъектов (сокращение до незначительного уровня числа и видов неправомерного налогового поведения всех субъектов налоговых отношений) и др.

Оценка степени достижения фактических показателей в сравнении с запланированными предполагает переход налогового регулирования на систему управления результатом. Такая трансформация государственного механизма, осуществляющего налоговое регулирование, возможна путем внедрения таких методов и способов бюджетирования, ориентированного на результат, как: индикативное планирование; среднесрочное прогнозирование и планирование; мониторинг результативности налоговых мероприятий как форм взаимодействия налоговых органов с общественностью, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений и др. Основная цель при этом - проконтролировать соответствие затраченных государством ресурсов на регулирование налоговых отношений и полученных прямых и социальных результатов, оценить значимость и экономическую и социальную эффективность тех или иных видов деятельности налоговых и иных надзорных органов, участвующих в налоговом регулировании. Приоритетными направлениями являются развитие теории и практики совершенствования государственного налогового менеджмента и налогового администрирования. Отмеченный процесс также предполагает анализ и оценку взаимосвязи налоговых доходов бюджетной системы страны и социально ориентированных государственных расходов (обязательств). При оценке эффективность налогового регулирования следует соотносить со степенью достижения объектом регулирования целевых показателей его состояния. Целевые показатели состояния регулируемого объекта детерминируются стратегической целью налогового регулирования.

Оценка уровня социально-экономической рентабельности действующей системы налогообложения, на наш взгляд, должна предполагать создание алгоритмов расчета налоговых потенциала, бремени и нагрузки экономики в целом, а также отдельных ее секторов, экономических регионов и групп участников налоговых отношений.

Выявление и оценка положительных экстерналий эффекта налогового мультипликатора по приоритетным направлениям отечественной экономики и видам экономической деятельности необходимы для того, чтобы оценить соответствие действующей налоговой системы стратегическим и приоритетным целям развития страны. На сегодняшний день, например, система налогообложения иностранных мигрантов не соответствует приоритетным направлениям миграционной политики России; система международных налоговых соглашений, ратифицированных нашей страной, также не соответствует приоритетным направлениям внешней торговли России. И таких примеров множество. Необходимо отслеживать адекватность мер налоговой политики тем направлениям, реализации которых она по умолчанию должна способствовать.

В соответствии с вышесказанным текущая модель налогового регулирования характеризуется преимущественно следующим:

  • законодателем не учитывается экономическая природа налога (принцип обязательности экономического обоснования налогов сегодня не реализуется - нет единых государственных и муниципальных методик расчета налоговой нагрузки, налогового бремени, оценки рентабельности и эффективности налоговых доходов бюджетной системы страны или других каких-либо финансово-экономических показателей);
  • имеет ярко выраженный юридический уклон (содержание регулирования практически свелось к нормативно-правовому регулированию налоговых отношений);
  • механизм налогового регулирования представляет собой «черный ящик», взаимодействие элементов которого невозможно оценить в динамике и структурно ни количественно, ни качественно;
  • оценка соответствия действующего механизма налогового регулирования государственной политики в разрезе приоритетных направлений, а также секторов экономики и направлений реформ органами государственной власти не производится.

При этом идеальная модель налогового регулирования должна обладать следующими характеристиками:

  • механизм налогового регулирования должен быть жестко привязан и адаптирован к стратегическим целям развития страны (что требует не только соответствующих нормативных изменений действующего налогового законодательства, но и создание единых баз мониторинга экономико-финансовых показателей эффективности налоговых доходов бюджетной системы, соответствия результатов налоговой политики целям реформирования и развития страны, отдельных территорий, видов экономической деятельности и секторов экономики. Для этого необходимо внедрять в практику государственного менеджмента (управления) адаптированный инструментарий финансового менеджмента организаций);
  • механизм налогового регулирования должен стать прозрачным и жестко регламентированным;
  • в налоговом регулировании финансово-экономическому анализу его результативности должно уделяться особое внимание (государственные органы должны легализовать обязательные к расчету, мониторингу и обнародованию системы показателей, позволяющих оценивать и сравнивать налоговую нагрузку разных групп налогоплательщиков, видов экономической деятельности и секторов экономики, территориальных образований, эффективность налоговых доходов бюджетной системы по видам налогов, по территориям, по уровням власти, в том числе с раскрытием информации о структуре, динамике и объеме издержек государственного налогового администрирования и др.).

Действующая в России налоговая система ориентирована больше на правовую, а не экономическую природу налога. Соответственно, при налогообложении доходов, расходов и имущества большее внимание уделяется правовым аспектам их нормативного закрепления, а не соответствия их структуре и особенностям на уровне домашнего хозяйства.

Можно констатировать, что действующая сегодня в России система налогообложения не позволяет говорить о наличии эффективного механизма налогового регулирования сектора домашних хозяйств. Этот механизм нашей стране еще только предстоит сформировать. Потребность в формировании такого механизма в современных условиях чрезвычайно высока, поскольку действующая налоговая система не является эффективным инструментом налоговой политики вследствие своей ориентации на правовой стороне организации процесса налогообложения, в то время как налоговая политика ставит своей целью влияние на социально-экономические характеристики развития страны.

Номинально в России все элементы механизма налогового регулирования сектора домашних хозяйств присутствуют, и некоторые из них даже неплохо развиты. Но в то же время они не образуют единого целого, не функционируют в связке между собой, а сосуществуют параллельно и зачастую разнонаправлено, что в общем присуще в целом российскому налоговому механизму в условиях реализации бюджетного федерализма [4, С. 56]. Именно поэтому для объединения этих разрозненных элементов необходимо провести гармонизацию и подгонку их между собой в соответствии с природой домашних хозяйств и стратегических целей развития нашей страны. Лишь в таком случае сформированный механизм налогового регулирования сектора домашних хозяйств станет эффективным.

Опираясь на стратегические цели развития нашей страны, определенные Социально-экономической стратегией России на период до 2020 года (Статегия-2020), можно предложить и, исходя из приоритетной цели поддержки среднего класса в России и, в частности, его креативной части, логично предположить, что налогообложение отечественных домашних хозяйств должно строиться в интересах снижения налоговой нагрузки представителей среднего класса.

Эффективность модели налогового регулирования во многом будет определяться степенью достижения целей, которые поставило перед собой государство, так как конечные результаты целеполагания могут быть различны (оптимизация, равновесие, стимулирование и т.п.). Дальнейший анализ статистических данных позволит диагностировать современное состояние налогового регулирования. На современном этапе можно выделить основные направления формирования эффективного механизма, необходимые для изменения текущей модели налогового регулирования в заданном направлении. В их числе:

  • формирование и массовое распространение положительного общественного мнения в отношении налогов;
  • формирование налоговой культуры россиян вообще и повышение налоговой грамотности участников налоговых отношений в частности;
  • внедрение в практику участников налоговых отношений (особенно государственных органов) методов налогового прогнозирования, планирования, управления (менеджмента), администрирования, мониторинга, контроля и рефлексии и т.д.

Формирование и массовое распространение положительного общественного мнения в отношении налогов является важным фактором снижения уровня уклонения от уплаты налогов. Общество должно порицать неправомерное налоговое поведение своих членов. Для этого требуется кардинально поменять отношение россиян к налогам с ярко выраженного негативного на положительное. Безусловно, это длительный процесс, требующий от государства повышение как прозрачности налогового механизма, так и эффективности использования налоговых доходов для удовлетворения социально-экономических потребностей общества, а также внедрения в процесс взаимодействия государства и общества (налоговых органов и налогоплательщиков и иных участников налоговых отношений) принципов социального партнерства.

Формирование налоговой культуры россиян вообще и повышение налоговой грамотности участников налоговых отношений в частности является общегосударственной задачей. Как справедливо отмечает Богомолец Т.Н. [3, C. 184], успешность взимания налогов зависит от ментальности населения, которая воплощается в уровне налоговой культуры. Грамотный участник налоговых отношений становится не пассивным ведомым их участником, а, наоборот, превращается в равноправного партнера. Взаимодействие с такого рода равноправным партнером является механизмом обратной связи государства с обществом и позволяет эффективнее адаптировать действующую налоговую систему под общественные потребности. Как результат можно прогнозировать снижение уровня неправомерного налогового поведения всех участников налоговых отношений.

Повышение налоговой грамотности всех участников налоговых отношений происходит в результате реализации следующих направлений согласования публичных и частных налоговых интересов:

  • усиление взаимодействия надзорных органов - налоговых органов и подчиненных участников налоговых отношений - налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других путем внедрения в практику налоговых органов клиент ориентированного подхода как результата налоговой конкуренции территорий (в терминах Артеменко Г.А. налоговые органы «ведут открытый диалог с налогоплательщиками, направленный на предупреждение налогового правонарушения, а не на применение к ним фискальных мер» [1, C. 97]);
  • развитие института налогового консультирования (российский рынок консалтинговых услуг в области налогообложения является одним из быстрорастущих [5, C. 172], как отмечает, например, Артеменко Г.А., вовлечение налоговых консультантов в процесс взаимодействия налоговых органов и плательщиков позволит повысить эффективность налогового администрирования за счет соблюдения баланса прав и обязанностей, при этом - избавить налогоплательщиков от излишнего административного воздействия и сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением законодательства [2, C. 94]);
  • повышение активности самих налогоплательщиков в сфере налоговых отношений, начиная с самообразования налогоплательщиков, усиления налоговой самодисциплины и ответственности, и заканчивая активностью в сфере самоорганизации объединений налогоплательщиков.

Выводы: текущая модель налогового регулирования отечественного сектора домохозяйств обладает недостатками: слабая реализация принципа обязательности экономического обоснования налогов; имеет ярко выраженный юридический уклон (содержание регулирования практически свелось к нормативно-правовому регулированию налоговых отношений); механизм налогового регулирования представляет собой «черный ящик», взаимодействие элементов которого невозможно оценить в динамике и структурно ни количественно, ни качественно; оценка соответствия действующего механизма налогового регулирования государственной политики в разрезе приоритетных направлений, а также секторов экономики и направлений реформ органами государственной власти не производится. В то время как идеальная модель налогового регулирования сектора домохозяйств предполагает, что этот механизм должен быть: жестко привязанным и адаптированным к стратегическим целям развития страны; прозрачным и жестко регламентированным; финансово-экономическому анализу его результативности должно уделяться особое внимание.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Волгоградской области в рамках научно-исследовательского проекта «Потенциал финансов населения региона как инновационный фактор сбалансированного регионального развития (на примере Волгоградской области)» № 14-12-34026 а/В.

Рецензенты:

Дьякова Е.Б., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.

Перекрестова Л.В., д.э.н., профессор кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета, г. Волгоград.

Финансовый сектор – это часть экономической системы, которая напрямую связана с деятельностью ключевых финансовых институтов. По сути, авторы определяют финансовый сектор также еще и комплекс институтов и инструментарий, которые позволяют осуществлять совершение наиболее удачных и выгодных сделок в форме взятия и последующего погашения долгов. То есть, основой финансового сектора является кредитование клиентов, которые соглашаются на все выдвигаемые условия.

Современная финансовая система позволяет вести отлаженное сотрудничество с физическими и юридическими лицами, а также отделяет владением имуществом от контроля над непосредственно физическим капиталом. Субъектами финансового рынка являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налогообложение финансового сектора экономики 480 руб.
  • Реферат Налогообложение финансового сектора экономики 250 руб.
  • Контрольная работа Налогообложение финансового сектора экономики 190 руб.
  1. Организации (юридические лица);
  2. Физические лица.

Оба субъекта совершают ряд операций с использованием финансовых инструментов, которые были определены в деятельности финансового сектора. Для того, чтобы реализовывать деятельность на финансовых рынках, необходимо получить лицензию, которая подтверждает право организации или отдельного физического лица совершать подобные операции. Лицензируемые виды деятельности – это:

  • банковская деятельность,
  • страхование,
  • профессиональная деятельность, осуществляемая пенсионными и инвестиционными фондами,
  • работа с ценными бумагами.

Участники финансового рынка, совершая свою деятельность, оказывают особые финансовые услуги остальным участникам финансового рынка, а также представителям так называемого «реального» сектора. Финансовый сектор, в свою очередь, включает в себя банки, страховые компании, фондовые биржи, а также ряд финансовых инвестиционных компаний, негосударственные пенсионные фонды и иные организации (например, ломбарды).

Значение налоговой системы в современных условиях

Налогам сегодня отводится, чуть ли не ключевое место среди остальных экономических рычагов, которые призваны регулировать экономическую сферу посредством государственной власти. Любое государство использует налоговую политику и ее инструментарий для того, чтобы регулировать как позитивные, так и негативные явления современного финансового рынка.

Механизмы, которые регулируют налогообложение банковской системы, страховых компаний, пенсионных фондов должны способствовать непременной оптимизации объемов и направлений, которые заложены в деятельность организаций финансового сектора экономики.

Налоговая система России считается непрерывно и динамично развивающейся на протяжении последних трех десятков лет. Очень важно отметить подъем на начальном этапе становления налоговой системы, то есть период, который приходится примерно на начало 1990-х годов. Налоги формировались в достаточно сложных условиях экономического кризиса, и это не могло не отразиться на качестве налогов, их структурировании и ставках, которые предлагало установить государство. Для этого периоды было особенно характерным выполнение фискальной функции налогов, что находило отражение в том, что объектом налогообложения был доход человека, а не его прибыль, на что ориентировались банки и страховые компании.

К тому же, в данный период стоит отметить отсутствие предусмотренных особенностей деятельностей организаций финансового сектора, которые попадали в поле зрения налоговых организаций. Также не был учтен порядок формирования доходов и расходов, и, что стало следствием – не предусмотрены финансовые результаты. Это достаточно негативно сказалось на общем налоговом климате, который царил в деятельности банков, страховых компаний и профессиональных участников фондов (фондового рынка и инвестиционных фондов, которые действовали к указанный временной промежуток).

Все перечисленные выше недостатки подтолкнули государство к пересмотру принципов налогового законодательства и изменению его основных положений. Все они в большей степени были разрешены лишь при последующем и целенаправленном реформировании налоговой системы. Однако до сегодняшнего дня сохраняется необходимость в дальнейшем совершенствовании налогового механизма.

Этапы становления современной системы налогообложения финансовых организаций

Исследователи выделяют сразу несколько этапов, которые характеризуют изменения в системе налогообложения и ее постепенное становление. Так, первый этап приходится на период с 1992 по 1993 годы. В это время банковская и страховая, а также посредническая деятельность выделялась в качестве особенной для целей органов налогообложения. По банковской, а также по страховой видам деятельности имел место налог на доходы, а вот что касается других видов деятельности, то по ним определялся налог на прибыль.

Следующий период охватывает 1994-2000 годы. Он характеризуется распространением на каждый существующий в то время банк и страховые компании налога на прибыль. Но ставка этого налога была установлена на более высоком уровне, чем уровень налога, установленного по промышленным предприятиям.

Следующий период, третий по счету, начался одновременно с введением в действие части первой, и продолжался до введения части второй НК РФ. На этом этапе на все организации, которые относятся к финансово-кредитной системе, распространены наиболее общие положения, касающиеся налога на прибыль организаций. В том числе, сюда входит уровень налоговой ставки, которая определяется государством в соответствующих предписанных документах.

Последний, четвертый период по праву признают тем самым этапом, когда были внесены наиболее значимые для современной системы налогообложения изменения. Данный этап начался в 2006 году с изменений в главе 25 НК РФ, где речь идет о ценных бумагах, финансовых инструментах, которые используются для совершения срочных сделок, а также участников фондового рынка. Наконец, были внесены изменения в отношении организаций рынка коллективных инвестиций.

Азрапкина Оксана

Государственное регулирование экономики, прежде всего, определяется воздействием на нее отдельных сегментов, одним из таких сегментов является банковская система, банковская деятельность.

Одним из основных методов государственного воздействия являются налоги и налоговая политика.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Цель налогового регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов заключается в выработке и принятии управленческих решений в области налогообложения организаций финансового сектора экономики.

Налоговое регулирования деятельности коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов направлено на выполнение следующих задач:

• обеспечить государство финансовыми ресурсами;

• создать условия для регулирования финансового сектора экономики страны;

• сгладить возникающие в процессе рыночных отношений экономические неравенства.

От выбора форм и методов налогового регулирования в различных условиях зависит деятельность коммерческих банков, страховых организаций, бирж и инвестиционных фондов. Можно выделить следующие формы:

- законодательная (принятие новых законов, внесение изменений и дополнений в уже действующие законодательные акты);

- налоговое администрирование: работа налоговых органов непосредственно с налогоплательщиками (разъяснение налогового законодательства, издание инструкций и т.п.);

- камеральная и выездная налоговая проверка деятельности организаций финансового сектора экономики;

- анализ эффективности и целесообразности тех или иных налогов;

- обязательные аудиторские проверки.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. Методы налогового регулирования, используемые во всех странах : отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, международные договоры об избежании двойного налогообложения, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. И именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, поскольку его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика, а также обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Читайте также: