Налоговое право днр лекции

Опубликовано: 17.05.2024

Статья 10. Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике.

Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике формируется республиканскими, местными налогами и сборами.

Республиканскими налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Положением и обязательны к уплате на всей территории Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено пунктом 5 настоящей статьи.

Республиканские налоги и сборы отменяются настоящим Положением.

Не могут устанавливаться республиканские налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Положением.

Настоящим Положением устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать налоги, не указанные в статье 11 настоящего Положения, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, указанных в статье 11 настоящего Положения.

Статья 11. Республиканские и местные налоги, сборы

К республиканским налогам и сборам относятся:

1) налог на прибыль;

Акцизный налог.

К местным налогам и сборам относятся:

1) подоходный налог;

2) земельный налог;

3) экологический налог;

4) упрощенный налог;

5) плата за патент;

6) плата за использование недр;

7) единый сельскохозяйственный налог;

Налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Статья 12. Понятие налога и сбора

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики.

Сбором является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий.

Совокупность республиканских и местных налогов (сборов), которые взимаются в установленном данным Положением порядке, составляет налоговую систему Донецкой Народной Республики.

Статья 13. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогообложении могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Статья 14. Специальные налоговые режимы

Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Положением и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Положением и иными актами законодательства о налогообложении.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

2. К специальным налоговым режимам относятся:

Патентная система налогообложения.

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

Система налогообложения предприятий налогом на вмененный доход.

Глава 3. Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты.

Статья 15. Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты

Плательщиками налогов и сборов (далее - налогоплательщики) признаются юридические лица, физические лица – предприниматели, налоговые агенты, физические лица, на которых в соответствии с настоящим Положением возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Юридические лица - это зарегистрированные в установленном законом порядке организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Осуществляющие деятельность на территории ДНР и за ее пределами.

А). Юридические лица резиденты – юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Донецкой Народной Республики

Б). Юридические лица нерезиденты – юридические лица, которые не зарегистрированы на территории Донецкой Народной Республики.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ

«УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ»

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ

1.1. Система налогообложения в ДНР

1.2. Общие условия установления налогов и сборов

1.3. Права и обязанности налогоплательщиков

1.4. Администрирование налогов и сборов

1.1. Система налогообложения в ДНР

В соответствии с п. 1 ст. 12 проекта Положения о налоговой системе Донецкой Народной Республики (далее – ПНС или Положение) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сбором (платой, взносом) является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 2 ст. 12 ПНС).

Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней.

Совокупность республиканских и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 3 ст. 12 ПНС) (табл. 1.1 и 1.2). Другие налоги и сборы, не предусмотренные ПНС, уплате не подлежат.

Большинство представленных в табл. 1.1 и 1.2 налогов и сборов взимается в общем порядке, но для некоторых из них установлен специальный налоговый режим, то есть особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся (ст. 14 ПНС):

1) патентная система налогообложения;

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

4) система налогообложения предприятий налогом на вмененный доход.

Республиканские налоги и сборы

Республиканские налоги и сборы –

налоги и сборы, которые установлены ПНС и обязательны к уплате на всей территории ДНР

Наименование

налога (сбора)

Экономическая сущность налога (сбора)

Нормативно-правовые акты,

регламентирующие налог (сбор)

1. Налог на прибыль предприятий

прямой налог, взимаемый государством из прибыли предприятий на законных основаниях

Глава 1 «Законодательство о налогообложении», глава 2 «Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике», глава 3 «Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты», глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», глава 20 «Отчетность», глава 21 «Ответственность», глава 10 «Налог на прибыль»

2. Акцизный налог

косвенный налог на потребление отдельных видов товаров (продукции), определенных ПНС в качестве подакцизных, включаемый в цену таких товаров (продукции)

Глава 1 «Законодательство о налогообложении», глава 2 «Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике», глава 3 «Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты», глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», глава 20 «Отчетность», глава 21 «Ответственность», глава 11 «Акцизный налог», таможенное законодательство ДНР

платежи на товары и другие предметы, перемещаемые через таможенную границу ДНР

Глава 1 «Законодательство о налогообложении», глава 2 «Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике», глава 3 «Плательщики налогов и сборов. Налоговые агенты», глава 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», глава 20 «Отчетность», глава 21 «Ответственность», таможенное законодательство ДНР

Законодательство Донецкой Народной Республики о налогообложении (далее – законодательство о налогообложении) состоит из Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» (С изменениями, внесенными Законом: от 29.01.2016 № 101-IНС, от 27.02.2016 № 107-IНС, от 30.04.2016 № 131-IНС, от 24.06.2016 № 138-IНС), утвержденного Постановлением Народного Совета от 25.12.2015 г. № 99 – IНС (в редакции по состоянию на 01.07.2016 г.) (далее – ЗНС или Закон), и принятых в соответствии с ним законов, нормативных правовых актов Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики. Глава, Совет Министров, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции в области государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах налогообложения и таможенного дела, в предусмотренных законодательством о налогообложении случаях, в пределах своей компетенции, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогообложении. Акты законодательства о налогообложении вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим актом.

Изменения и дополнения в действующий Закон о налоговой системе Донецкой Народной Республики могут вноситься только путем внесения изменений в ЗНС в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено Законом. Акты законодательства о налогообложении, устанавливающие новые налоги и/или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогообложении, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогообложении, отменяющие налоги и/или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Нормативный правовой акт о налогообложении признается не соответствующим ЗНС, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с ЗНС права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, налоговых агентов, установленные ЗНС;

3) вводит обязанности, не предусмотренные ЗНС, или изменяет определенное ЗНС содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении, иных лиц, обязанности которых установлены Законом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, налоговых агентов, разрешенные ЗНС;

5) запрещает действия органов доходов и сборов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные ЗНС;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные ЗНС;

7) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Законе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в ЗНС;

8) изменяет установленные Законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены ЗНС;

9) иным образом противоречит общим началам и/или буквальному смыслу конкретных положений ЗНС.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, применяются положения, установленные действующим таможенным законодательством.

ЗНС устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:

1) виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;

4) формы и методы налогового контроля;

5) ответственность за совершение налоговых нарушений;

6) порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;

7) ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.

Законодательство о налогообложении регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в Донецкой Народной Республике, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, ЗНС не применяется, если иное не предусмотрено ЗНС.

В соответствии с п. 12.1 ст. 12 ЗНС под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сбором является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 12.2 ст. 12 ЗНС).




Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней. Совокупность республиканских и местных налогов (сборов), которые взимаются в установленном ЗНС порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 12.3 ст. 12 ЗНС) (табл. 1.1 и 1.2).

ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

СЕРДЮК В.Н.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ……. ………………………………………………….………….…4

1.1. Система налогообложения в ДНР …………………………………………………………….4

1.2. Основные начала законодательства о налогообложении……………………………….…..9

1.3. Права и обязанности налогоплательщиков …. …………………….………………………12

1.4. Администрирование налогов и сборов …………………………….………………………..14

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ……………………………………………………..…. 29

2. УЧЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ …………………………………………………………….29

2.1. Налогоплательщики, объект и база налогообложения, порядок

исчисления налога на прибыль ..…………………………………………………………………29

2.2. Формирование валовых доходов …….……………………………………………………. 32

2.3. Формирование валовых расходов ………..……………………………………..…………. 35

2.4. Учет валовых доходов и валовых расходов ………………………………….……………..40

2.5. Налоговый учет основных средств ……………………………………………….…………41

2.6.Особый режим налогообложения налогом на прибыль плательщиков сельскохозяйственного налога…………………………………………………………………………………..…. 43

2.7. Налогообложение неприбыльных организаций и учреждений…………………………. 44

3. АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ ……………………………………………………………………. 46

3.1. Понятие акцизного налога. Налогоплательщики, объекты, ставки, базы налогообложения, порядок исчисления ……………………………………………….………………………. 46

3.2. Даты возникновения налоговых обязательств по акцизному налогу и

4. НАЛОГ С ОБОРОТА………………………. ……………………………………………….54

4.1. Налогоплательщики, объект и база налогообложения, порядок исчисления и уплаты налога с оборота …………………………………………….…………………………………….54

5. НАЛОГИ И ВЗНОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТОЙ И ДРУГИМИ ДОХОДАМИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………….………. 55

5.2. Единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование . 61

6. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ …………………………………………66

7. РЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ В БЮДЖЕТ ………………………………………………. 76

7.2. Плата за использование недр ………………………………………………………………..78

7.3. Сбор за специальное использование воды ………………………………………………….80

7.4. Сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов . 84

8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ …………………………………………. 86

8.3. Сбор за осуществление валютно-обменных операций …………………………………. 96

8.4. Сельскохозяйственный налог ……………………………………………………………….97

9. ДРУГИЕ СБОРЫ В БЮДЖЕТ …………………………………………………………….101

9.1. Сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров……………………………101

9.2. Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства ………………………. 103

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………………..…..105

СОДЕРЖАТЕЛЬНыЙ МОДУЛЬ 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ДНР

Законодательство Донецкой Народной Республики о налогообложении (далее – законодательство о налогообложении) состоит из Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе», утвержденного Постановлением Народного Совета от 25.12.2015 г. № 99 – IНС (с дополнениями и изменениями) (далее – ЗНС или Закон), и принятых в соответствии с ним законов, нормативных правовых актов Совета Министров, Главы Донецкой Народной Республики.Глава, Совет Министров, государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные осуществлять функции в области государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах налогообложения и таможенного дела, в предусмотренных законодательством о налогообложении случаях, в пределах своей компетенции, издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогообложении.Акты законодательства о налогообложении вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самим актом.

Изменения и дополнения в действующий Закон о налоговой системе Донецкой Народной Республики могут вноситься только путем внесения изменений в ЗНС в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено Законом. Акты законодательства о налогообложении, устанавливающие новые налоги и/или сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогообложении, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогообложении либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогообложении, отменяющие налоги и/или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), имеют обратную силу, если прямо предусматривают это.

Нормативный правовой акт о налогообложении признается не соответствующим ЗНС, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в соответствии с ЗНС права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, налоговых агентов, установленные ЗНС;

3) вводит обязанности, не предусмотренные ЗНС, или изменяет определенное ЗНС содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении, иных лиц, обязанности которых установлены Законом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, налоговых агентов, разрешенные ЗНС;

5) запрещает действия органов доходов и сборов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные ЗНС;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные ЗНС;

7) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Законе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в ЗНС;

8) изменяет установленные Законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены ЗНС;

9) иным образом противоречит общим началам и/или буквальному смыслу конкретных положений ЗНС.

В отношении нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Донецкой Народной Республики, применяются положения, установленные действующим таможенным законодательством.

ЗНС устанавливает систему налогов, сборов и обязательных платежей, а также общие принципы налогообложения в Донецкой Народной Республике, в том числе:

1) виды и элементы налогов, сборов и обязательных платежей, взимаемых в Донецкой Народной Республике (далее – налоги и сборы);

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) права и обязанности налогоплательщиков и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогообложении;

4) формы и методы налогового контроля;

5) ответственность за совершение налоговых нарушений;

6) порядок обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц;

7) ставки налогообложения, порядок и сроки подачи налоговой отчетности.

Законодательство о налогообложении регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и других обязательных платежей в Донецкой Народной Республике, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования решений органов доходов и сборов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового нарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, ЗНС не применяется, если иное не предусмотрено ЗНС.

В соответствии с п. 12.1 ст. 12 ЗНС под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Донецкой Народной Республики. Сборомявляется обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (п. 12.2 ст. 12 ЗНС).

Налоги являются одним из основных инструментов перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании единого экономического пространства государства, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами. Поэтому в основу классификации налогов, прежде всего, положен признак бюджетного устройства государства. В зависимости от этого налоги подразделяются на республиканские и местные. Данное разделение используется в налоговых системах многих стран мира и устанавливает в законодательном порядке перечень указанных налогов или механизм распределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней. Совокупность республиканских и местных налогов (сборов), которые взимаются в установленном ЗНС порядке, составляет налоговую систему ДНР (п. 12.3 ст. 12 ЗНС) (табл. 1.1 и 1.2).

Республиканские налоги и сборы

Республиканские налоги и сборы –

налоги и сборы, которые установлены ЗНС и обязательны к уплате в республиканский бюджет на всей территории Донецкой Народной Республики

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы –

налоги и сборы, которые установлены решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий в соответствии с перечнем и в пределах граничных размеров ставок, определенных ЗНС, и обязательны к уплате в местный бюджет на территории соответствующих территориальных общин

* В отношении всех налогов и сборов действуют нормы, предусмотренные главой 1 «Законодательство Донецкой Народной Республики о налогообложении», главой 2 «Система налогов и сборов Донецкой Народной Республики», главой 3 «Плательщики налогов и сборов, их права и обязанности», главой 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении», главой 8 «Отчетность», главой 26 «Ответственность»

Для некоторых налогов и сборов, представленных в табл. 1.1 и 1.2, установлен специальный налоговый режим, то есть особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. В частности, к специальным налоговым режимам относятся (ст. 14 ЗНС):

1) упрощенный налог;

3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;

4) сельскохозяйственный налог;

5) налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих транспортировку и поставку природного газа и энергоносителей на территорию и по территории Донецкой Народной Республики;

6) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями.

В приложении 1 приведена структура налоговых систем ДНР, Украины и России.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 1480 ; Мы поможем в написании вашей работы!

date image
2020-05-21 views image
723

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Донецкая Народная Республика является непризнанным государством (ни одна их стран-членов ООН на данный момент не признала независимость ДНР), которое было провозглашено в 2014 году на территории Донецкой области Украины.

Министерство доходов и сборов является центральным органом исполнительной власти, формирующим налоговую и таможенную политику и обеспечивающим ее реализацию.

Министерство подчиняется Главе Донецкой Народной Республики и Совету Министров.

В условиях современного научно-технического и информационного прогресса органы доходов и сборов представляют собой сложный многоуровневый институт, играющий одну из ведущих ролей в функционировании государства.

Одной из основных задач Министерства является реализация налоговой политики государства, в том числе осуществление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в республиканский и местные бюджеты, и целевые фонды налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей, единого государства. Государство Донецкая Народная Республика находится в периоде своего становления, и, учитывая тот факт, что налоговая система в условиях рыночной экономики является одним из важнейших экономических регуляторов, рычагом наполнения государственной казны и основой экономического механизма государства, требует наличия современной нормативно-правовой базы, достаточной для реализации налоговой политики республики, и кроме того, постоянного ее усовершенствования в соответствии с развитием рынка [6].

На данный момент Народным Советом ДНР и Советом Министров ДНР принято множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность органов доходов и сборов. В данных нормативно-правовых актах четко определены основные цели, задачи, функции, организация, права и обязанности Министерства доходов и сборов.

Проведя анализ нормативно-правовой базы Донецкой Народной Республики, можно выделить основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов доходов и сборов ДНР:

1. Конституция Донецкой Народной Республики;

2. Положение о Министерстве доходов и сборов // утверждено Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики № 25-20 от 12.09.2019 г.

3. Закон Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» Принят Постановлением Народного Совета 25 декабря 2015 года;

4. Постановления Народного Совета Донецкой Народной Республики, Указы и Распоряжения Главы Донецкой Народной Республики, Постановления и Распоряжения Совета Министров Донецкой Народной Республики;

5. Приказы Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики;

6. Нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления.

В течение 2014-2018 годов совершенствуется законодательное регулирование правоотношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности субъектами хозяйствования, так как создание благоприятных условий для ведения бизнеса является залогом стабильного развития республики. Нормативно урегулированы такие сферы отрасли права, как уголовное, уголовно-процессуальное, налоговое, таможенное, совершенствуется порядок регистрации субъектов хозяйствования. Отменен налог на добавленную стоимость, являвшийся существенным препятствием для предпринимателей в Украине.

На сегодня основным нормативным актом, который регламентирует организационно-правовые вопросы начисления и взимания налогов в Донецкой Народной Республике, выступает принятый Постановлением Народного Совета Закон «О налоговой системе» от 25.12.2015 года. Данным законом определены принципы и система налогообложения. Кроме того, особенности, касающиеся налогов, могут устанавливаться и другими правовыми или нормативными актами, например, указами Главы ДНР и постановлениями Совета Министров.

Закон ДНР «О налоговой системе» устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов, в том числе [2]:




1) виды налогов и сборов, взимаемых в ДНР;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Система налогов и сборов в Донецкой Народной Республике формируется республиканскими налогами, местными налогами и сборами.

Республиканскими налогами, местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Законом и обязательны к уплате на всей территории Донецкой Народной Республики.

Не могут устанавливаться республиканские налоги, не предусмотренные данным Законом [2]. На сегодняшний день функционирует 16 основных налогов и сборов: 8 республиканских и 8 местных (табл. 2.1).

Классификация налогов и сборов ДНР [2]

Республиканские налоги Местные налоги
Налог на прибыль Подоходный налог
Акцизный налог Плата за землю
Экологический налог Упрощенный налог
Сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров Плата за патент
Плата за использование недр Сельскохозяйственный налог
Сбор за специальное использование воды Транспортный налог
Налог с оборота Сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов
Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства Сбор за осуществление валютно-обменных операций

Более наглядная структура налоговой системы Донецкой Народной Республики приведена в Приложении А.

Также необходимо отметить положительную тенденцию наполняемости местных бюджетов Республики. Если в Российской Федерации в настоящее время 3 местных налога, в Украине – 4 местных налога, то в ДНР их 8 и это довольно весомые фискальные источники, позволяющие развиваться городам.

Кроме того в ДНР предусмотрены специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. К специальным налоговым режимам относятся [2]:

1) упрощенный налог;

3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;

4) сельскохозяйственный налог;

5) налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих транспортировку и поставку природного газа и энергоносителей на территорию и по территории Донецкой Народной Республики;

6) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями.

Введение таких специальных режимов налогообложения - это прежде всего стимул для выхода предприятий из тени. Согласно налоговому законодательству ДНР платить налоги намного выгоднее, чем укрывать доходы – поскольку наказания за налоговые преступления и ответственность за налоговые правонарушения ужесточены намного больше.

Дискуссионным вопросом на данном этапе является перспектива введения налога на добавленную стоимость (НДС) в ДНР. В соответствии с налоговым законодательством ДНР на данный момент НДС не предусмотрен на территории Республики. Введение НДС на данном этапе нецелесообразно, так как это приведет к повышению цен на потребительские товары и услуги приблизительно на 20 % и негативно отразится на покупательском спросе и уровне жизни населения Республики.

Налоги – необходимое звено экономических отношений любого общества, являются важнейшим инструментом при определении социально- политических и экономических ценностей в государстве [19].

Необходимо отметить некоторые проблемные точки системы налогообложения ДНР. Одной из объективных причин недостаточно эффективной системы налогообложения является нестабильность налогового законодательства. Это обусловливается тем, что налоговая система находится на этапе становления, а основные законодательные акты постоянно подвергаются изменениям и дополнениям.

Также в перспективе необходимо предусмотреть систему налоговых льгот для отечественных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики. Как возможный вариант – отменить налог на прибыль для предприятий малого и среднего бизнеса в 1 год работы после открытия. При налогообложении физических лиц необходимо учесть интересы многодетных семей, родителей которые платят за обучение детей при начислении подоходного налога в виде налоговых вычетов. Опыт дифференциации подоходного налога имеет Россия, Украина и другие страны.

Для создания более эффективной и качественной системы налогообложения необходимо опираться на опыт развитых стран: более активно осуществлять налоговые консультации предпринимателям, ведущим коммерческую деятельность в Республике, использовать программы он-лайн подачи налоговой отчетности.

Использование опыта зарубежных стран и непризнанных государств необходимо с условием адаптации его для существующих условий ДНР. Это позволит усовершенствовать существующую налоговую систему Донецкой Народной Республики, сделать ее более эффективной и рациональной.

Читайте также: