Налоговое планирование в организации

Опубликовано: 26.04.2024

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Оптимизация налогообложения
Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Тот факт, что Налоговый кодекс дает возможности оптимизировать налоговую нагрузку на предприятие, не является секретом для бухгалтеров. Однако, как выбрать из всего многообразия способов единственно верный? О способах налогового планирования корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову рассказала Татьяна Каверина, руководитель департамента налогового аудита компании «TAX CONSULTING U.K. LTD».

Наиболее распространенный способ – перенос налогооблагаемой базы на льготный налоговый режим либо на предприятие с меньшим уровнем налоговой нагрузки. В этом случает льготная по сравнению с налогом на прибыль ставка единого налога позволяет сокращать платежи в бюджет с помощью переноса прибыли с общего режима на упрощенный. Существует масса вариантов реализации этого преимущества. При этом не все из них эффективны и безопасны. Я бы выделила следующие наиболее популярные способы:

Во-первых, вспомогательная фирма оказывает разного рода услуги и выполняет работы. Причем желательно, чтобы эти услуги или работы были не абстрактными, а связанными с деятельностью основной фирмы, были экономически обоснованными и фактически оказывались (выполнялись).

Во-вторых, основная и вспомогательная фирма заключают «прямой» договор на поставку (куплю-продажу). Таким образом, торговую наценку собирают на «упрощенной» фирме. В дальнейшем товар продают конечному покупателю. Эта схема имеет два слабых места. С одной стороны, данный вариант возможен, только если покупатель не заинтересован в суммах «входного» НДС, а с другой – сумма договора с конечным покупателем будет ограничена предельным размером дохода вспомогательной фирмы (20 млн. руб.).

В-третьих, с вспомогательной фирмой заключают посредническое соглашение. Оно может быть оформлено, например, в виде договора поручения или комиссии. Также упрощенная компания может выступить в качестве агента. Оказывая посреднические услуги, вспомогательная фирма будет увеличивать себестоимость товарно-материальных ценностей или продукции, которые закупает или производит основная организация. Следует отметить, что налоговые работники уделяют особое внимание посредническим договорам. Чтобы снизить риски, не стоит использовать данную схему на постоянной основе и устанавливать слишком большое вознаграждение посреднику. Необходимо, чтобы сделка имела экономический смысл. Расходы на услуги посредника должны быть обоснованы. Кроме того, нужно иметь в виду, что работа с договорами комиссии значительно усложняет документооборот.

В-четвертых, основная фирма соглашается уплатить штраф по договорам, которые она заключила с вспомогательной организацией. При этом размер санкций должен быть сопоставим с суммой основного обязательства. Разумеется, суммы и сроки уплаты штрафов необходимо документально обосновать.

Еще один способ заключается в том, что вспомогательной фирме уступают право требования по долговому обязательству с убытком. Данную схему на практике применяют со следующими ограничениями: если у фирмы на УСНО объектом налогообложения являются «доходы», то стоимость уступки не должна превышать 75 процентов от суммы долгового обязательства; если «доходы минус расходы» – 37,5 процента (затраты на приобретение права требования долга не учитывают при расчете единого налога). В противном случае вспомогательная организация при реализации этого права требования заплатит единый налог в большем размере, чем сумма полученной экономии на налоге на прибыль.

И последнее – вспомогательная фирма может выдать основной организации процентный займ. В данном случае необходимо учесть ограничение по размеру принимаемых при расчете налога на прибыль процентов в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса. В то же время сумма самого займа должна быть весьма значительной. При реализации этой схемы на практике возникают сложности, связанные с отвлечением значительных сумм из оборота. К тому же не вполне ясно, на каком основании вспомогательная фирма будет получать деньги.

Формирование резервов позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку по налоговым периодам, то есть, по сути, получать отсрочку по налогу на прибыль?

Да. Однако здесь важно помнить, что формировать их имеют право только те фирмы, которые работают по методу начисления. В бухгалтерском и налоговом учете существует разный перечень резервов. Для целей налогообложения организация может использовать следующие резервы: на оплату отпусков (ст. 324 НК РФ), по сомнительным долгам (ст. 266), на ремонт основных средств (ст. 324), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267), на возможные потери по ссудам (ст. 292) и т.д. О создании резервов необходимо написать в учетной политике. При этом следует указать способ резервирования, определить максимальную сумму отчислений и их ежемесячный процент в указанный резерв.

Существуют ли способы экономии налога на прибыль, если предприятие работает по кассовому методу?

Кассовый метод (ст. 273 НК РФ) могут использовать не все. Он разрешен только тем организациям, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал (при превышении этого лимита необходимо перейти на метод начисления). У кассового метода есть свои плюсы и минусы. К положительным моментам, несомненно, относится то, что учитывают лишь выручку, которая оплачена покупателем. Минус появляется в моменте признания расходов, ведь они уменьшают налогооблагаемую прибыль только после оплаты. Именно по этой причине многие считают для себя неприемлемым использовать данный способ.

Какие еще способы оптимизации налога на прибыль вы можете выделить?

Я бы отметила приобретение основных средств с помощью лизинга, из-за возможности применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3. Некоторые организации выбирают для себя этот способ оптимизации налога на прибыль в части учета основных средств. Их выгода состоит в том, что за довольно короткий срок можно списать расходы по стоимости производственных фондов. Ко всему прочему нет необходимости платить налог на имущество. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. Смысл лизинговой сделки заключается в том, что фирма покупает дорогостоящее имущество через лизинговую компанию. Сумму его стоимости передают лизингодателю, после чего последний производит покупку. Цена покупки будет немного выше, так как придется заплатить комиссионное вознаграждение лизингодателю. Но, несмотря на это, данный способ выгоден компании. Тем более что по окончании договора фирма может выкупить основное средство за ничтожно малую стоимость, которую стороны в нем установили. А увеличить лизинговые платежи законодательство не запрещает. Средства, передаваемые лизингодателю на покупку имущества, можно оформить договором займа. В нем не следует указывать, на что именно предоставляют деньги. Для того чтобы связь между договором займа и лизингом не была прослежена, можно «пропустить» его через третье лицо или установить небольшой процент. Также в вашу пользу сыграет временной промежуток между заключением этих двух контрактов.

Российское законодательство дает возможности использовать для оптимизации налоговой нагрузки другие налоги? Например, НДС…

НДС является одним из самых сложных для оптимизации. В принципе, российское налоговое законодательство предусматривает множество случаев, когда этот налог можно не платить. Однако большинство организаций воспользоваться налоговыми льготами не могут. Оптимизация НДС возможна в рамках холдинга, в том случае, если разделить финансовые потоки с НДС и без НДС. Часть своей продукции холдинг реализует покупателям, не нуждающимся во «входящем» НДС. Это те, кто перешел на упрощенную систему налогообложения или ЕНВД, освобожден от обязанностей плательщика НДС (ст. 145 НК РФ) либо имеет льготы по этому налогу. Также это физические лица, организации бюджетной сферы и любые покупатели, которые не приходуют у себя продукцию официально. Даже минимального процента доходов от таких покупателей достаточно для получения частичной экономии или отсрочки уплаты налога на длительный срок. Упрощенный режим налогообложения может эффективно использоваться в холдинге и с целью минимизации ЕСН. Сотрудников с их согласия увольняют путем перевода в организации, применяющие УСН. В результате налоговая база частично уменьшается.

Как часто возникают налоговые конфликты между налоговыми органами и компаниями?

В поисках способов оптимизации налогов налогоплательщики часто балансируют на грани законного и незаконного. Используя налоговое планирование в своей деятельности, надо все досконально просчитать и основательно подготовиться к возможным неблагоприятным последствиям. Помимо рисков, связанных с доначислениями налоговых платежей и взысканием штрафов, над налогоплательщиками висит угроза привлечения к уголовной ответственности. Необходимо учитывать и изменение позиции налоговых органов к налоговому планированию на откровенно враждебную. Налоговики в стремлении собрать как можно больше денег в бюджет готовы на всевозможные уловки и ухищрения. Налоговый кодекс не может дать однозначного ответа на многие вопросы. Этим нередко пользуются налоговики, трактующие ту или иную норму НК в свою пользу.

Недавно Федеральная налоговая служба разослала по всем своим подразделениям описание 16 типовых схем по уходу от налогов. Судя по этому документу, больше всего инспекторов заботит уклонение от НДС и налога на прибыль. Если налоговики начнут отказывать в возмещении НДС или уменьшении налогооблагаемой прибыли на произведенные расходы, используя эту методичку, то компании ждут многочисленные судебные процессы и доначисления налогов. ФНС России призывает автоматически наказывать компании за определенные операции, пусть даже сам налог поступил в итоге в бюджет. Можно ожидать в ближайшее время увеличения количества налоговых споров, связанных с применением налогового планирования.

Всегда ли компании выбирают путь оптимизации налогообложения или, пока еще у них страх перед возможными санкциями со стороны налоговых органов?

Добросовестные фирмы существенную часть своих доходов направляют на уплату налогов. Высокие налоговые ставки вынуждают компании искать способы снижения платежей в бюджет. Разрабатывая различные механизмы налогового планирования для наших клиентов, мы учитываем, что уход от налогов является как административно, так и уголовно наказуемым преступлением (ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»), соответственно незаконных методов налоговой оптимизации в своей работе мы не используем. Налоговое планирование применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволяет сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие бизнеса.

Налоговое планирование наиболее эффективно на этапе организации бизнеса, так как целесообразно изначально грамотно подойти к выбору организационно-правовой формы, места регистрации, разработке организационной структуры предприятия. Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т. д. Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации , преобразования и слияния предприятий.

Организация налогового планирования на предприятии, с целью оптимизации налогообложения

Организация налогового планирования

Статья об организации налогового планирования на предприятии. Может быть полезна бизнесменам, бухгалтерам и финансистам, а также представителям налоговых органов.

Первый этап процесса налогового планирования заключается в выборе основных инструментов реализации налогового планирования, а также исполнителей. Среди основных внутренних нормативных актов, регулирующих данный этап, необходимо выделить, прежде всего, приказ об учетной политике предприятия, а также приказ о плане производства.

Учетная политика рядом авторов называется основным инструментарием налогового планирования. Не разделяя столь категоричную позицию, стоит согласиться с огромной ролью, возложенной на учетную политику в процессе налогового планирования.

Учетная политика и налоговое планирование

Учетная политика формируется руководителем предприятия на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008, утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н, с изменениями от 11.03.2009 № 22н). В соответствии с данным положением под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, гашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности, а раскрывают только те, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе. Учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом издания приказа. При этом применяется всеми структурными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в Российской Федерации. Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта как раз и позволяет использовать учетную политику в целях повышения экономической эффективности.

С точки зрения налогового планирования наибольший интерес рекомендуется обращать на установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; способа начисления амортизации по МБП; способа начисления амортизации по основным средствам; способа группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг [1].

Разработка производственной программы

План производства (производственная программа) является основным документом, на базе которого осуществляются производственные отношения на предприятии. В плане производства содержатся данные относительно предполагаемой инвестиционной политики предприятия, выпуска продукции, численности работников и т.п. информация, прямо и непосредственно воздействующая на налоговую нагрузку предприятия. Следовательно, при расчете плана производства продукции необходимо учитывать налоговые последствия, могущие возникнуть в соответствии с планируемыми технико-производственными мероприятиями. Например, при подготовке плана капитальных вложений следует учитывать способ проведения капитального строительства (монтажа оборудования) с целью использования льгот по НДС, ускоренных способов списания амортизационных отчислений, понижающих коэффициентов налога на имущества.

Помимо всего прочего, важное место должно быть отведено совершенствованию нормативной базы планирования. Анализ показывает, что на многих предприятиях последняя не претерпела существенных изменений. Между тем «старые» нормативы разрабатывались в принципиально иной ситуации. Основными ее особенностями являлись нерыночные критерии функционирования и развития; устойчивые величины оборотных средств, которыми предприятия наделялись за счет государства; не сопоставимые с нынешними темпы инфляции. Предприятия были заинтересованы в излишних трудовых и материальных ресурсах, перед ними ставилась задача максимальной (не оптимальной) загрузки мощностей.

Изменение ситуации предопределило корректировку нормативной базы. Так, нормативы использования рабочей силы должны быть ориентированы на избавление от резервов, связанных с направлением персонала для выполнения несвойственных функций (шефская помощь селу, общественные работы по требованиям местных властей и др.). Нормативы использования производственных мощностей, наоборот, должны учитывать потребность в дополнительных резервах для маневрирования, приспособления к меняющейся рыночной ситуации.

В целом, критерием общеэкономического планирования должен стать максимум прибыли на единицу затрат (инвестиций) в долгосрочной перспективы. Оценку результатов деятельности фирмы, выбор вариантов развития, систему стимулирования работающих, экономическую политику следует строить только исходя из этого критерия. Его важным достоинством являются удобство расчета, сводимость затрат и результатов. Расчет критерия эффективности деятельности промышленного предприятия в перспективе должен базироваться на плановом балансе доходов и расходов фирмы, системе мер, направленных на его выполнение. Баланс следует разрабатывать на год, квартал, месяц, а в условиях высоких темпов инфляции – на декаду или неделю, с тем, чтобы повысить обоснованность оперативного воздействия на эти процессы.

При переходе от производственной программе в ее существующем виде к балансу доходов и расходов, а данный переход представляется неизбежным в силу необходимости унификации российских и западных принципов управления бизнес-процессом, возрастет роль планирования налоговых отчислений как наиболее значимой (весомой) доли расходной части баланса.

Инструментарий налогового планирования

Инструментарий, применяющийся в налоговом планировании, разнообразен. Среди прочих, в литературе обычно называются: экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ); формирование запросов в налоговые инспекции, ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы; специальная научная и периодическая литература; арбитражная и общегражданская судебная практика; разъяснения и разработки специализированных консалтинговых и аудиторских компаний.

Инструментарий налогового планирования формируется в зависимости, во-первых, от уровня принятия управленческих решений (оперативного, тактического или стратегического), а во-вторых, от мероприятий, использующихся в планировании налоговых отчислений, которые, в свою очередь, дифференцируются исходя из тяжести налоговой нагрузки в той или иной налоговой юрисдикции [2](см. таблицу). Налоговая нагрузка рассчитывается как суммарная доля налоговых платежей, причитающихся с предприятия, за рассматриваемый период в добавленной стоимости продукции, произведенной предприятием за тот же период, при этом добавленная стоимость находится путем вычитания из стоимости произведенной продукции стоимости потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций.

Мероприятия по налоговому планированию

Налоговое планирование, как и любая деятельность, носящая управленческий характер, призвано выполнять оперативные функции, функции контроля и собственно функции планирования, отсюда налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный, тактический и стратегический элементы (см. рисунок), в зависимости от которых трансформируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов.

Структура налогового планирования

Изображение структуры налогового планирования в виде пирамиды неслучайна, т.к. позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех ступенях налогового планирования. Цементирующим, фундаментальным звеном в процессе налогового планирования выступает оперативный уровень, также часто именуемый в литературе текущим внутренним налоговым контролем.

Налоговый контроль

Согласно пп. 3 п.1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ, каждое предприятие-налогоплательщик обязано «вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах»[3]. Это означает, что любое предприятие, находящееся и ведущее свою деятельность на территории РФ, должно в полном объеме и своевременно исчислять и уплачивать в государственный бюджет и внебюджетные фонды налоги и приравненные к ним платежи.

Своевременное исчисление и уплата налогов требует от руководства предприятия под страхом административной и уголовной ответственности организации соответствующей деятельности хотя бы на минимальном, призванном производить текущие налоговые платежи во время и в полном объеме уровне. Последнее утверждение позволяет говорить о текущем внутреннем налоговом контроле как о деятельности, носящей императивный (обязательный) характер, не зависящий от желания (нежелания) руководства предприятия осуществлять налоговое планирование.

В процессе внутреннего налогового контроля имеют место:

Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения. Изучение и усвоение действующего налогового законодательства — первое и объективно необходимое условие всей деятельности по налоговому планированию. Руководству предприятия необходимо знать: является ли предприятие субъектом налоговых правоотношений? Какие налоги обязано уплачивать предприятие? По какой ставке и с какой базы предприятие должно уплачивать налоги? Сроки уплаты налогов? Льготы, которые предприятие может использовать при уплате налогов? Ответы на поставленные вопросы в основном даются сотрудником бухгалтерии, ответственным за налоговый учет, с привлечением в случае необходимости юридической службы.

Составление прогнозов налоговых обязательств организации (налоговый календарь) с целью оптимизации потоков налоговых платежей (в данном случае должен действовать принцип уплаты налоговых платежей в последний день установленного для этого срока ). Налоговый календарь разрабатывается каждым предприятием самостоятельно с учетом отраслевых и организационно-правовых особенностей на основе налогового календаря субъекта РФ, которые публикуются в специальной литературе или правовых базах данных (например, “Гарант”, “Консультант плюс”). Налоговый календарь составляется работниками бухгалтерии, последние предоставляют в финансовую службу предприятия ежемесячный график налоговых расходов, который используется при прогнозировании финансовых потоков.

Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, за составлением первичной документации, за ведением бухгалтерских регистров, за исполнением налоговых обязательств. Контроль осуществляется службами внутреннего аудита, планирования и ревизионной службой.

Проведение работ по внутреннему налоговому контролю не требует сложного исследовательского аппарата, в основном рекомендуется использовать: правовые базы данных — для изучения действующего законодательства; разъяснения ГНС РФ и местной налоговой инспекции;специальную литературу (комментарии ведущих специалистов-налоговедов, периодические издания и т.п.); разъяснения аудитора (юриста).

На тактическом уровне налоговое планирование становится частью общей системы финансового управления и контроля, производится специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных хозяйственных контрактов. В частности, составляются прогнозы налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков предприятий, являющихся базовым критерием принятия инвестиционных решений; разрабатывается график соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации; прогнозируются и исследуются возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Мероприятия, проводимые на текущем уровне планирования, достаточно хорошо известны, проанализированы и охарактеризованы в научных трудах и литературе практической направленности. Обычно данные мероприятия называют способами, методами, “схемами” налоговой оптимизации (минимизации налоговых отчислений). Способы налоговой оптимизации различны по своей природе и в своем большинстве направлены на определенный сегмент налоговых отношений, не затрагивают весь комплекс налоговых проблем.





Содержание:

  • Что такое оптимизация и налоговое планирование
  • Учетная политика
  • Стратегия и тактика
  • Этапы снижения фискальной нагрузки
  • Эффективность оптимизационного налогового планирования
  • Квалифицированная помощь в налоговом учете

Налоговое планирование и оптимизация налогообложения – важная часть предпринимательской деятельности. Это законные меры, которые бизнес предпринимает, чтобы уменьшить налоговую нагрузку: сборы, пошлины, обязательные выплаты. Достичь цели можно за счет льгот, вычетов, более низкой ставки, права на возврат.

Заниматься оптимизацией и налоговым планированием важно с момента основания бизнеса, на каждом этапе работы предприятия. При грамотном подходе можно разработать такую структуру организации, которая будет отвечать сразу нескольким требованиям: эффективности с точки зрения получения прибыли, минимизации налоговых выплат и прозрачному управлению.

Чтобы уменьшить налогообложение, необходимо проанализировать текущее положение дел компании, изучить действующее законодательство и подобрать оптимальный и законный способ сократить фискальную нагрузку. Лучше всего доверить эту задачу специалистам, потому что цена ошибки может быть слишком высокой для бизнеса.

Что такое оптимизация и налоговое планирование

Оптимизация и налоговое планирование – взаимосвязанные процессы. Чтобы уменьшить, то есть оптимизировать обязательные выплаты, необходимо грамотно распланировать рабочие процессы и финансовую деятельность предприятия.

Оптимизационное налоговое планирование – это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение выплат, а также обоснования величины обязательств с целью определения реальных доходов и управления ими. Одной из целей при этом является выбор оптимальной формы налогообложения и снижение фискальной нагрузки на бизнес. Важно, чтобы способы и методы достижения целей не выходили за рамки законодательства, иначе речь будет идти об уклонении от налогов.

Конкретный метод минимизации выплат называют налоговой схемой. Она включает в себя описание экономических действий, позволяющее применить благоприятный режим и сэкономить при уплате налогов. Налогоплательщик свободен в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности и системы налогообложения. Он также может на свое усмотрение выбирать поставщиков, партнеров и согласовывать с ними условия сотрудничества.

Основные цели фискального менеджмента:

  • законное уменьшение фискальной нагрузки;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • повышение объема оборотных средств и, как результат, увеличение фактических возможностей для развития организации и повышения эффективности работы.

Общепринятая методика определения фискальной нагрузки – порядок расчета, разработанный Минфином. Он определяет сумму выплат как отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке. На практике при уменьшении фискальной нагрузки часто вместо уплаченной суммы налогов используют начисленную сумму за расчетный период.

Одним из обстоятельств, которое может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов и, соответственно, о вероятности проверки, налоговые органы считают низкий показатель нагрузки в сравнении со средним уровнем по отрасли. Для таких случаев даже существует особый термин: налоговый разрыв, то есть разница между суммой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком, и суммой фактических выплат.

Учетная политика

Рационально составленная учетная политика хорошо влияет на налогообложение предприятия. Так, к примеру, на объем расходов, а значит, и на размер прибыли влияют такие элементы учетной политики:

  • методы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;
  • методы оценки сырья и материалов при списании их в производство, а также стоимости товаров при их реализации;
  • порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.

Один из благоприятных для налогоплательщиков аспектов – законное разрешение создавать ряд резервов, отчисления в которые можно включить в расходы компании. Но важно учитывать, что при формировании учетной политики можно закрепить и аргументировано обосновать выбор того или иного варианта исчисления налогооблагаемой базы. Почему мы обращаем внимание на эту возможность? Потому что при грамотной аргументации несложно снизить риски.

При выборе способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения для целей налогового учета помните, что некоторые из них отличаются от способов и методов ведения бухгалтерского учета. Поэтому с самого начала разделяйте бухгалтерский и налоговый учет.

Стратегия и тактика

Действия, направленные на уменьшение выплат, должны охватывать все сферы и аспекты деятельности. Квалифицированный специалист предложит стратегический и тактический план оптимизации фискальной нагрузки. Стратегия – это долгосрочный курс, решение крупномасштабных задач бизнеса с учетом налоговых интересов. Тактика затрагивает повседневные задачи и операции.

Стратегический план включает:

  • обзор судебной практики и правовой базы в определенной сфере, а также долговременный прогноз изменений;
  • прогнозирование налоговых обстоятельств и форс-мажоров, разработка плана действий на каждый из экстренных случаев;
  • график исполнения финансовых и коммерческих обязательств предприятия;
  • оценка рисков и вероятных причин отклонения от расчетных показателей;
  • подробное обоснование выбранной схемы с учетом рисков и последствий;
  • прогноз эффективных инструментов оптимизации.

Но главная задача стратегии заключается в выборе такой схемы налогообложения, которая лучше всего соответствует специфике предприятия и помогает снизить фискальную нагрузку. Тактика же направлена на эффективное решение текущих задач. Она подразумевает мониторинг правовых актов, которые затрагивают налоговую сферу и отрасль, краткосрочное прогнозирование, график исполнения обязательств и изменения активов.

Тактика уделяет больше внимания каждой конкретной сделке: исследованию условий, прогнозированию последствий и оценке рисков. Чтобы тактика оставалась эффективной, ее пересматривают не реже раза в месяц. Самостоятельно разработать эффективный стратегический и тактический план невозможно, необходима поддержка экспертов.

Этапы снижения фискальной нагрузки

Суть оптимизации – в уменьшении платежей и выборе наиболее эффективной, безопасной налоговой схемы. Если в момент старта бизнеса вы не задумывались о фискальной нагрузке, с высокой долей вероятности первым шагом к оптимизации станет полная или частичная реорганизация предприятия. Потому что необходимо выбрать систему налогообложения, которая лучше всего соответствует целям и задачам бизнеса.

Эксперты сначала определяют общее направление работы, то есть составляют стратегию. А только затем проводят реорганизацию тактики. Первые шаги к выбору стратегии – оценка рисков, анализ фискальных проблем, выбор основных инструментов планирования и разработка схемы. Деятельность предприятия планируется уже с учетом новой налоговой схемы (именно поэтому часто возникает необходимость в реорганизации бизнеса).

Налоговые риски – это вероятность увеличения выплат, возможность привлечения к уголовной ответственности или контроль со стороны управляющих органов. Иногда предприниматели нарушают законодательство ненамеренно, из-за непонимания тонкостей или из-за того, что не отслеживают изменения. Поэтому при любых изменениях фискальных схем и выплат важно консультироваться с экспертами, уточнять возможные риски. Критически важно, чтобы все решения принимались в правовом поле.

Перед тем как внедрить новую схему, следует сравнить потенциальную экономию и расходы, а также позаботиться о том, чтобы все изменения были письменно обоснованы. Каждая операция, которую проводит компания, должна фиксироваться документально. В случае проверки контролирующими органами только тщательное документирование поможет доказать, что все операции были обоснованы и проведены с соблюдением буквы закона.

Эффективность оптимизационного налогового планирования

Самые действенные инструменты снижения фискальной нагрузки – это уже знакомые нам налоговые схемы. С их помощью можно существенно уменьшить общую сумму обязательных выплат. Но нельзя оценивать эффективность схемы только с точки зрения снижения налогового бремени. Не меньшее значение имеют правовые риски. Так, например, доначисление и санкции после проверки могут оказаться намного больше суммы экономии. Не говоря уже о таком серьезном риске, как уголовная ответственность.

Эффективность налоговой схемы зависит не столько от экономии на уплате налогов и взносов, сколько от проработанной доказательной базы для обоснования выбранной схемы. В основу доказательной базы положено такое понятие, как получение налоговой выгоды. Под этим понятием подразумевают уменьшение размера налоговой обязанности вследствие уменьшения налоговой базы, получения вычета, льготы, применения более низкой ставки, а также получение права на возврат или возмещение из бюджета.

Важно учитывать, что контролирующие органы могут поставить под сомнение любую гражданско-правовую сделку, которая влияет на налогообложение. Именно поэтому так важно аргументированное обоснование выбранной схемы. Занимаясь налоговым планированием и оптимизацией налогообложения, нужно учитывать не только формальное соответствие закону, но и другие обстоятельства, связанные с операциями и сделками, которые могут повлиять на правовые риски.

О необоснованности выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств:

  • невозможность осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
  • учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для выбранного вида деятельности также требуется совершение и учет других операций;
  • совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном в документах бухгалтерского учета.

При выборе схемы оптимизационного налогового планирования нужно соблюдать рекомендации:

  • хозяйственные операции должны быть экономически оправданными и соответствовать стандартам предпринимательской деятельности;
  • фактическое содержание хозяйственных операций и организационно-управленческих актов налогоплательщика не должно расходиться с их документальным оформлением;
  • при построении различных схем налогового планирования следует избегать взаимозависимости участников сделок;
  • при заключении договоров нужно контролировать цены товаров (работ, услуг), указанных в сделке, чтобы исключить возможность пересмотра налоговыми органами цен в судебном порядке.

Квалифицированная помощь в налоговом учете

Компания VALEN предоставляет полный спектр услуг, связанных с фискальным учетом, обоснованием схемы налогообложения и уменьшением выплат:

  • анализ учета и правового обеспечения деятельности компании;
  • выявление рисков и их оценка;
  • разработка рекомендаций по осуществлению фискального планирования;
  • оценка экономической эффективности изменений;
  • разработка пошагового плана внедрения методов оптимизации;
  • выбор подходящей фискальной схемы.

Для консультации оставляйте заявку на сайте или набирайте наш телефон: +7 (495) 7-888-096!

- Какая служба в вашей компании занимается налоговым планированием?
- Непосредственно планированием занимается финансовый директор, то есть я. Главный бухгалтер же отвечает за фактическое воплощение принятой концепции.

- В чем заключается эта концепция налогового планирования?
- Она вытекает из самой структуры бизнеса, который состоит из трех направлений: сеть магазинов формата «у дома», сеть киосков и павильонов, а также оптовые продажи. Все киоски и павильоны оформлены на предпринимателей. Их деятельность переведена на «вмененку». С магазинами немного сложнее.

- Площадь этих магазинов позволяет уплачивать ЕНВД?
- Не по всем. Когда я пришел в компанию, в группе был один магазин, площадь которого не позволяла применить этот спецрежим. Он был переведен на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы». По прогнозам, выручка этого магазина на момент моего прихода должна была превысить лимит, который ограничивает применение «упрощенки». Руководитель поставил передо мной задачу: бизнес должен масштабироваться практически до любых размеров без изменения процессов. То есть, открывая новый магазин, мы должны четко представлять, какие должны быть созданы организации, на каких системах налогообложения, какие договоры должны быть заключены и т. д.

- У вас получилось выполнить это задание?
- Да. Я принял решение переструктурировать часть бизнеса. Была создана новая компания на общей системе налогообложения, которая закупала товар и передавала его на реализацию в магазин, переведенный на «упрощенку», по договору комиссии. Оборот комиссионных товаров не учитывался в выручке самого магазина, поэтому он имел возможность применять «упрощенку». Эта схема работы была обкатана на одном магазине и в дальнейшем распространена на другие, которые не подпадали под «вмененку». Здесь ведь нужно не только придумать схему. Нужно внедрить ее в жизнь, до всех довести, как будет выглядеть процесс, - от кладовщика, который принимает товар, до менеджеров, обеспечивающих закупку товаров.

- Использовали ли вы какие-либо методы для снижения НДС у комитента?
- Нет, специально мы его не снижаем, но в силу объективных причин нередко у нас получается налог к возмещению. В договорах комиссии у нас прямо предусмотрено, что, передавая товары на реализацию, комитент предоставляет магазинам не только товары, но и торговое оборудование. Поэтому новое оборудование для магазинов приобретается по договору лизинга на головную компанию, которая имеет право принять НДС к зачету.

- Какие основные принципы вы используете при налоговом планировании?
- Я считаю, что действенней всего разделение бизнеса. В этом случае можно настроить систему планирования налоговых платежей в каждой отдельной организации с учетом специфики ее деятельности. Так, например, нет смысла оформлять на одну организацию магазины, переведенные на «вмененку» и применяющие общий режим налогообложения. Ведь ошибка в учете одной отгрузки может привести к перераспределению входного НДС и общехозяйственных издержек. Если же такие организации разделены, то ошибки в учете «вмененщика» практически не ведут к изменению его налогообложения. Контролировать процессы и планировать размер налоговых обязательств также намного проще, поскольку не нужно учитывать всевозможные колеблющиеся пропорции между этими режимами.

Группа компаний «КАК РАЗ» развивает на российском рынке несколько направлений бизнеса. В частности, оптовое направление заключается в распространении продукции компании «Дирол Кэдбери», розничное представляет собой сеть магазинов самообслуживания формата «магазин у дома», а также сеть павильонов.

- Что касается оптовых продаж, оптимизируете ли вы налоговые платежи по таким операциям?
- Поскольку основные наши оптовые покупатели применяют общий режим налогообложения, то наша компания также должна быть плательщиком НДС. Иначе с нами просто откажутся работать. Здесь мы ничего оптимизировать не пытаемся.

- Используете ли вы в налоговом планировании рискованные, с точки зрения налоговиков, способы снижения налоговой нагрузки?
- Нет, так как разработанная структура позволяет максимально экономить на налоговой нагрузке. Как правило, проблем с налоговой инспекцией у нас не возникает, поскольку мы не пользуемся фиктивными поставщиками и не учитываем сомнительные затраты.

- Устанавливают ли налоговые органы для группы компаний какие-либо неофициальные нормативы налоговых отчислений?
- В юридическом смысле мы не являемся единым налогоплательщиком, видимо, поэтому нам не установили такой предел. А учитывая, что не так давно чиновники подписывали с бизнесменами соглашения о сдерживании роста цен на продовольствие, то требовать от нас сверхприбылей от налогов не совсем логично.

Родился 8 декабря 1977 года. В 1999 году окончил юридический факультет Ивановского государственного университета.

В торговую сеть «КАК РАЗ» Максим Гришенков пришел в 2007 году. До того как занять позицию финансового директора, работал ведущим юрисконсультом юридической компании «Налоговая помощь». В круг обязанностей Максима Гришенкова входит определение внутренней структуры бизнеса, проработка хозяйственных связей, обеспечение налогового планирования, организация формирования отчетности или иной информации для внешних пользователей.

- Какова стратегия решения конфликтов с налоговиками? Если, в частности, инспекторы предъявляют требования заплатить недоимку, пени и штрафы, то будет ли ваша компания оспаривать претензии?
- Все зависит от цены вопроса. Если это принципиально для нас, то мы, естественно, обратимся в суд. Учитывая мое «боевое прошлое» налогового консультанта, это не так сложно. Если вопрос непринципиальный и копеечный, то проще заплатить, чем тратить время на отстаивание своей позиции. Судебные разбирательства, конечно же, были, но мы пользовались сложившейся судебной практикой, которая была в нашу пользу.

- А если вы хотите использовать заранее рискованный способ налоговой оптимизации, как вы подстраховываетесь?
- Если есть спорная ситуация, то существует универсальный способ. Сначала перечислить налоги по максимуму. Потом подать уточненную декларацию с необходимыми суммами налогов, объяснив причину их снижения. Дальше нужно дождаться отказа инспекции вернуть излишне уплаченный налог и обжаловать его в суде. Конечно, на период спора будут отвлечены денежные средства, направленные на уплату налога, но в довольно-таки обозримом будущем вопрос решится ,и не надо будет беспокоиться по поводу возможных претензий. Если налогоплательщик прав, то инспекция вернет налог с компенсацией по ставке рефинансирования или зачтет в счет будущих платежей. Если же суд примет сторону налоговиков, то компания будет избавлена от пеней и штрафов. Так по крайней мере можно спланировать денежные ресурсы, необходимые для уплаты налогов. Иначе доначисление может быть произведено, как обычно, в самый, что называется, неподходящий момент. А в нашей ситуации это нежелательно, поскольку бросить фирму и начать все заново, создав новую компанию, не получится.

- Хотелось бы вашей компании каких-либо налоговых льгот?
- Именно льгот, наверное, нет, а вот снижения ставок налогов хотелось бы, как и всем. Наша структура бизнеса очень гибкая, поэтому дает возможность и при отсутствии льгот не переплачивать налогов, если этого можно избежать.

Читайте также: