Налоговое и экологическое право

Опубликовано: 13.05.2024


Основные нормы и институты экологического права форми­руются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, свя­занных своими институтами или отдельными положениями с та­кой сферой, как взаимодействие общества и природы.
Государственное (конституционное) право предусматривает кон­ституционные нормы по охране окружающей природной сре­ды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регу­лирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные от­ношения применительно к экологическим требованиям по ох­ране природной среды.
Приоритетными функциями гражданского права по отноше­нию к экологическому являются охранительная и компенсаци­онная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гра­жданско-правовой договор рассматривается в качестве оптималь­ной формы установления правоотношений применительно к ох­ране окружающей среды и рационального природопользования.
Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют со­ставы экологических преступлений как виды общественно опас­ных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 Закона РФ "Об охране окружающей среды" од­ним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международ­ные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно до­пустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, тре­бования к различным энергетическим объектам, использова­нию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.
Взаимовлияние экологической и природно-ресурсных отраслей права прослеживается на протяжении достаточно длительного

периода. При этом определяющим является такой фактор, как
монополия государственной собственности на природные ресурсы.
В условиях такой монополии земля и другие природные ресурсы изымались из гражданского оборота. Потому не было принципи­альных различий в правовом регулировании порядка использова­ния и охраны таких объектов. Наличие одного собственника обу­славливало единство хозяйственного и экологического направле­ний в пользовании и охране объекта.
Ликвидация государственной монополии на землю, появление многооб­разных форм использования природных ресурсов предопределили де­национализацию и приватизацию земель. С включением земель в хозяйственный оборот возросла актуальность экономического эле­мента в земельных отношениях. Земельное право в этой части по­степенно сближается с гражданским, хозяйственным, предприни­мательским правом. В рамках экологического права остается лишь экологическая часть земельного права, посредством которой регу­лируются земельно-охранительные и экологические отношения. Аналогичные тенденции просматриваются и во взаимодействии экологического права с водным, горным и лесным правом.

Сегодня, окончательно проводив 2020 год, самое время вспомнить о важных законодательных изменениях в сфере экологии, которые определят вектор дальнейшего развития этой отрасли.

2020 год стал годом испытаний для многих отраслей права. Одной из наиболее пострадавших является экологическое право, уже давно и прочно обосновавшееся между молотом и наковальней частных и публичных интересов.

Экологическому праву не хватает системности. Отсутствие единых принципов, постулатов, проработанных правовых институтов для правового регулирования экологии в целом ведет к тому, что предлагаемые нововведения часто не согласуются с уже имеющимися инструментами в рамках конкретной подотрасли и вступают в противоречие с другими институтами. Это видно на примере законопроекта о ликвидационных фондах для недропользователей. Непродуманность механизма баланса частных и публичных интересов достаточно остро ощущается именно в сфере экологического права, потому как природа отвечает довольно быстро и эти “ответы” нередко носят необратимый характер. Об этом свидетельствуют поражающие частотой и масштабом экологические катастрофы на Камчатке, в Калмыкии, Крыму, не говоря уже о кризисе медицинских отходов, и другие.

Отсутствие “общего плана” реформ, на мой взгляд, отразилось и в законодательных изменениях 2020 года. Я подчеркну это в приведенном ниже анализе отдельных вопросов, с которыми непосредственно сталкивалась на практике.

I. Реформирование системы водоотведения обернулось ответственностью “без вины виноватых” абонентов за несанкционированные сбросы сточных вод

23 мая 2020 года было принято знаменательное постановление Правительства РФ № 728, которое содержит целый массив изменений в сфере водоснабжения и водоотведения.

На мой взгляд, самое главное в этом постановлении – это то, что абонентов-нарушителей оставили крайними в истории с непойманными нелегальными загрязнителями централизованной системы водоотведения (ЦСВ) и, как следствие, водных объектов.

Ранее организации, осуществляющие водоотведение, могли освободиться от ответственности за сброс сточных вод в водный объект с превышением концентраций, сообщив в Росприроднадзор в течение 24 часов о несанкционированном сбросе (упоминание об этом еще осталось в Методике исчисления размера вреда, причиненного водным объектам (№87 от 13.04.2009)). Теперь же такая возможность полностью исключена. Размер ущерба от сброса невыявленного абонента включается в формулу расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, то есть ущерб компенсируется абонентами, допустившими со своей стороны сброс с превышениями.

При этом статья 78.1 Закона об охране окружающей среды, справедливо перераспределявшая ответственность за вред, причиненный водному объекту посредством сброса с превышением нормативов в ЦСВ, с организаций, осуществляющих водоотведение, на абонентов или иных лиц, осуществивших такой сброс, в скором времени исчезнет из закона, не успев заработать. Это положение было справедливо, потому как организация, осуществляющая водоотведение, не в состоянии очищать любые объемы сточных вод от любых видов загрязнений, с ее стороны сброс в водный объект с превышением нормативов является скорее вынужденным.

Конечно, “назначение ответственными” абонентов – удобный шаг для государства, ведь поймать нелегального сверхлимитчика нелегко, а иногда и невозможно: следы исчезают быстро, к тому же у каждого канализационного люка инспектора не поставить. Возлагать эту обязанность на ГУПы и МУПы, в большинстве случаев эксплуатирующие сети, – чрезмерная мера, так как у этих организаций, как правило, нет соответствующих ресурсов. Поэтому для того, чтобы не терять деньги из бюджета, ответственность за такие сбросы переложили на тех, кто уже запятнал свою абонентскую репутацию. Из-за сверхнормативного сброса организация, осуществляющая водоотведение, в любом случае будет платить компенсацию вреда, причиненного компонентам окружающей среды (водным объектам, прежде всего).

Однако такой шаг будет иметь долгоиграющие последствия. Как минимум, абоненты еще более скрупулезно будут подходить к оценке процедуры контроля за составом сточных вод, некоторые нарушения при проведении которой влекут безусловный отказ во взыскании платы. Любой промах будет стоить организациям, осуществляющим водоотведение, очень дорого.

Тем не менее даже в вопросе реформирования платы за водоотведение есть положительные стороны.

Постановлением урегулирован порядок расчета различных плат абонентов: за сброс с превышением объема, запрещенных веществ и т.д.

Во-первых, платы теперь не дублируют друг друга. Соответственно, стало понятно их назначение и обозначилась возможность зачета различных форм компенсаций расходов.

Например, сейчас основной инструмент компенсации организации, осуществляющей водоотведение, расходов по возмещению вреда водному объекту – это плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, поэтому компенсация сумм возмещения вреда включена в формулу. Возмещению повреждения оборудования и сетей служит плата за негативное воздействие на работу ЦСВ. Предшествующее регулирование позволяло взыскивать помимо платы за отведение сточных вод сверх установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также за негативное воздействие на работу ЦСВ фактически причиненный ущерб ЦСВ и расходы в виде платы за вред, причиненный водному объекту, в полном объеме.

Во-вторых, прозрачным стал и порядок расчета плат.

Если раньше организации, осуществляющие водоотведение, для целей расчета платы собирали пазл из формул устаревших нормативно правовых актов (например, постановления Правительства РФ № 167 о правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ) и актов органов местного самоуправления, то теперь порядок расчета по всем видам плат закреплен на уровне действующего постановления Правительства РФ. С точки зрения единства правового регулирования, это большой плюс.

Однако де-факто некоторые организации, осуществляющие водоотведение, до сих пор исчисляют размер платы по старым правилам.

Упорядочен вопрос установления нормативов состава сточных вод

В связке с платой находятся и нормативы. Ранее нормативы устанавливались Постановлением № 167 и постановлением Правительства РФ № 1310 о взимании платы за сброс в системы канализации населенных пунктов.

Постановление № 728 закрепило, что нормативы состава сточных вод разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов и органами исполнительной власти субъектов РФ не позднее 1 июля 2020 года. Как свидетельствует практика, не все успели подготовить соответствующие нормативы.

Муниципалитеты и ранее не отличались особой скоростью в таких вопросах. В свое время с принятием Закона о водоснабжении и водоотведении на них была возложена обязанность утвердить схемы водоснабжения и водоотведения (до 2013 года). Многие муниципалитеты разработали и приняли их гораздо позже (только к 2017 году), а некоторые не приняли до сих пор, что привело к постепенному нивелированию значения этого инструмента в правовом регулировании: ее наличие стало необязательным для заключения концессионного соглашения и договора аренды и пр.

Утверждены новые правила контроля за составом сточных вод

Предшествующие им Правила из постановления Правительства РФ № 525 вызывали множество споров в судебной практике. Чего стоит хотя бы вопрос о том, считается ли опломбированной проба сточных вод, если емкости с образцами сточных вод упакованы в один опломбированный пакет, а не в разные? Некоторые из таких вопросов были наконец разрешены:

– Пломбировать один пакет теперь можно со спокойной совестью.

– С проверками можно приходить чаще.

Если раньше организация, осуществляющая водоотведение, могла контролировать абонента не чаще раза в квартал, то теперь – не чаще раза в месяц. И у организации, осуществляющей водоотведение, действительно есть стимул для таких регулярных визитов, ведь теперь по выявленным концентрации загрязняющих веществ она может взыскать плату не более, чем за месяц, а ранее такие результаты действовали вплоть до следующего отбора проб (то есть на их основе плату можно было начислять еще следующие два месяца). Это, конечно, было несправедливо, ведь превышения концентраций в данные месяцы могло и не быть, в то время как плата подлежала взысканию, а суммы платы порой исчислялись в миллионах рублей.

– Резервную пробу теперь не обязательно исследовать в другой лаборатории, главное, чтобы лаборатория имела соответствующую аккредитацию.

В случае несогласия абонента или организации, осуществляющей водоотведение, принимать для расчета среднее арифметическое значений концентрации загрязняющих веществ из результатов анализа параллельных проб проводится вскрытие резервной пробы.

Предшествующее Постановление № 525 указывало на необходимость исследования резервной пробы в лаборатории, которая не проводила анализ параллельных проб, при наличии такой возможности. Учитывая, что такая возможность в большинстве случаев была, а результаты анализа разных лабораторий практически всегда отличаются, исследование резервной пробы в лаборатории, уже проводившей анализ параллельных проб, позволяло поставить под сомнение достоверность результатов исследования.

Как правило, несогласие считать среднее арифметическое по результатам исследования параллельных проб заявляет именно организация, осуществляющая водоотведение. Поэтому отсутствие правила о привлечении незадействованной для анализа параллельных проб лаборатории, по моему мнению, не в пользу абонентов. Ведь для абонента доказать фальсификацию результатов анализа проб лабораторией организации, осуществляющей водоотведение, практически невозможно.

2. Появился стимул вплотную взяться за экологический вред

Ряд крупных экологических катастроф (разлив нефтепродуктов в Норильске, в реке Колва, гибель морских животных на Камчатке, гибель рыбы в водохранилище в Калмыкии и пр.) дали дополнительный заряд нормотворческой работе в сфере предупреждения и возмещения экологического вреда. Однако все эти меры кажутся каплей в море, учитывая в целом недостаточную точность методик (что, например, в очередной раз подтвердил случай с Норникелем, когда представленные в суд расчеты суммы ущерба отличались больше, чем в 10 раз), до сих пор не закрепленный в законодательстве приоритет натуральной формы возмещения вреда, нерешенный вопрос соотношения природоохранных и восстановительных мероприятий, выполняемых в рамках проекта осуществления хозяйственной деятельности по итогам прохождения государственной экологической экспертизы, и возмещения вреда и пр.

1) Активно модернизировались правила расчета вреда, причиненного компонентам окружающей среды

Вице-премьер В. Абрамченко поручила актуализировать методики расчета ущерба водным объектам, почве, недрам и разработать методику оценки вреда атмосферному воздуху.

Была принята новая методика расчета вреда водным биоресурсам. В Госдуму был внесен законопроект о внесении изменений в методику расчета вреда почвам.

2) Формировался перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что заставило природопользователей хорошенько понервничать

Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу давно и асинхронно разрабатывались различными организациями, что требовало проверки и утверждения данных методик через включение в перечень Минприроды. Но Минприроды внесло в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу только 21 из 163 применявшихся методик. Это делало выданные природопольователям на их основе разрешения незаконными, а природопользователей, применявших методики, - нарушителями. Поэтому Росприроднадзор, в свою очередь, не замедлил пригрозить последним привлечением к административной ответственности и предложил ускориться в легитимизации методик. Хотя от природопользователей в данном случае ничего не зависело, ускориться нужно было скорее Минприроды.

Такая позиция государственных органов – это отражение устоявшейся трактовки баланса частных и публичных интересов с перевесом в пользу последних.

3) По-новому урегулирован вопрос утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти

С 01 января 2021 года введен уведомительный порядок утверждения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, согласованного с Росприроднадзором (Федеральный закон № 207-ФЗ).

Организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять разработанный и согласованный план и иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом.

Примечательно, что к 2024 году все организации, работающие с углеводородным сырьем, должны будут утвердить план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

4) Подготовлены новые Правила охраны поверхностных водных объектов

С 1 января 2021 года вступили в силу актуализированные Правила охраны поверхностных водных объектов (постановление Правительства РФ № 1391).

Правила устанавливают перечень мероприятий по охране поверхностных водных объектов, среди которых установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков.

Довольно распространенная проблема – это отсутствие информации об охранных зонах водных объектов (различные ЗОУИТ) в публичных реестрах, а также обозначения их на местности (не говоря уже о несоблюдении порядка их разработки и установления, как например, в отношении зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). Это ставит собственников земельных участков, попадающих в такие зоны, в непростое положение, особенно, когда такое обременение обнаруживается уже после покупки участка на берегу водного объекта. Однако представляется, что глобально установлением знаков проблема информированности об особом порядке осуществления деятельности в таких зонах вряд ли решится.

Среди иных мероприятий названы предотвращение загрязнения, засорения поверхностных водных объектов и истощения вод, а также ликвидация последствий указанных явлений, извлечение объектов механического засорения, расчистка поверхностных водных объектов от донных отложений и иные.

3. Изменился внешний облик контрольно-надзорной деятельности

Ограничение проверочной деятельности в 2020 году в очередной раз показало, что большое количество исключений может обессмыслить правило.

Постановлением Правительства РФ № 438 был введен мораторий на проверки малого и среднего предпринимательства. Это, как ни парадоксально, незначительно уменьшило нагрузку на малый и средний бизнес в общей массе проверяемых лиц. Подробнее читайте в ежегодном Отчете Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге о контрольно-надзорной деятельности за 2020 год: http://inspections.enforce.spb.ru.

Это объясняется в том числе тем, что несмотря на общее ограничение проверочной деятельности по критерию субъекта, был введен еще ряд существенных условий, когда проверки были допустимы. В частности, внеплановые проверки для малого и среднего бизнеса можно было проводить в случае причинения вреда людям, либо при наличии распоряжения президента или правительства, в целях проверки соблюдения ранее выданного предписания и пр. К слову, такое особое поручение было выдано В. Абрамченко в отношении недропользователей.

На примере недропользователей была возможность убедиться, что при желании любого природопользователя можно проверить и при наличии ограничений. Нельзя провести очную плановую проверку? Проведем внеплановую. Опасный производственный объект не той категории? Присвоим другую категорию или по ходу дела вспомним про другое основание (например, категорию риска осуществляемой деятельности).

Появилась «проверка с применением средств дистанционного взаимодействия». Постановление № 438 при этом не раскрывает подробностей содержания данного института. Одна из ключевых проблем его применения заключалась в том, что не ясно, какие правила Закона о защите прав предпринимателей подлежали применению к такой проверке и как она согласуется с Законом о территориях опережающего развития. Дистанционная проверка - это разновидность плановой, внеплановой проверки или отдельный вид? Исходя из этого, какие правила подлежат применению при ее проведении - нужно ли получать согласие прокуратуры, Минвостокразвития? Лишает ли законной силы результаты проведения дистанционной проверки отсутствие таких согласований? Эффективность такого инструмента тоже под вопросом (например, часто просто невозможно провести осмотр территории и выявить правонарушения, учитывая имеющуюся оснащенность).

Для малого бизнеса мораторий был продлен на 2021 год.

Подводя итог небольшому обзору, отмечу, что шлифовка отдельных вопросов, к сожалению, происходит в отсутствие четкого вектора развития отрасли. Изменения не выстраиваются в систему, в которой экологические требования действительно позволяют сохранять природу (а не стимулируют бизнес искать легальные обходные пути или уходить в тень) и для эффективной работы правовых институтов созданы соответствующие условия и инфраструктура в том числе. Конечно, принимать властные решения в условиях большой неопределенности непросто, особенно в сфере экологии (об этом говорил еще Энтони Гидденс в курсе лекций о глобализации “Ускользающий мир” 1999). Но на мой взгляд, нивелировать последствия любого экологического бедствия гораздо легче, опираясь на систему институтов и понятий и ясно представляя, защите каких ценностей она служит.

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду. И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны. Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов. Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой. Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием "экологическое право"? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9. Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что "Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования". Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ. Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты. Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и иной деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.


Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Земельный кодекс РФ

Земельный кодекс РФ - содержит ряд нормативно-правовых предписаний, имеющих экологический характер: правовое обеспечение экологического благополучия на земельных участках; обязанность производить экологически чистую продукцию; не допускать в почвах повышенную концентрацию вредных химических, бактериальных, паразитно-бактериальных и радиоактивных веществ.

Закон РФ о недрах

Закон РФ о недрах предусматривает систему эколого-правового регулирования отношений, вызывающих отрицательное воздействие недропользования на окружающую среду. Так, при определении границ горного отвода должны учитываться зоны влияния работ, связанных с использованием недр (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и др). Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей природной среды. При полной или частичной ликвидации подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды и т. п.

Лесной кодекс РФ

Лесной кодекс РФ предусматривает такие мероприятия, как сбережение, охрану и защиту лесов; сохранение биологического разнообразия; отнесение тех или иных видов лесов к группам и категориям исходя из их природоохранных, экологических и социальных функций и местоположения; установление порядка ведения лесного хозяйства в зависимости от группы и категории защитности лесов; определение обязанности исключать или ограничивать отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние других природных объектов и т. п.

Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Лесохозяйствеиные мероприятия осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных. Тем самым интересы лесопользователей при всей их хозяйственной самостоятельности (закон запрещает вмешиваться в деятельность организации под страхом материальной ответственности) гармонично должен уживаться с интересами сохранности среды обитания животных (дикой фауны).

Водный кодекс РФ

Водный кодекс РФ содержит в себе такие эколого-правовые нормы, как: возможность ограничения или запрещения пользования отдельными водными объектами и их частями в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья населения; установление лимитов водопользования в целях предотвращения истощения водных объектов; обязанность водопользователей не допускать условий ухудшения водной и околоводной флоры и фауны; лицензирование водопользования и возможность пересмотра условий лицензии в случае ухудшения экологической и санитарной обстановки в водном бассейне; устанавливает платность водопользования, право собственности граждан и юридических лиц на замкнутые водоемы; разрешает некоторые сделки по приобретению права водопользования и др.

Федеральный Закон о животном мире

Федеральный Закон о животном мире предполагает сохранение видового многообразия животных в состоянии естественной свободы: охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животного мира; возможность использования полезных свойств жизнедеятельности животных (без изъятия их из природной среды, если законом не предусмотрено иное); запрет самовольного перевода животных в новые места их акклиматизации и скрещивания, поскольку это может внести нарушение в баланс природной среды, и т. п.

Закон РФ об охране атмосферного воздуха

Закон РФ об охране атмосферного воздуха предусматривает введение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней физических воздействий на атмосферу; установление разрешительного порядка выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; борьбу с производственными и иными шумами путем внедрения малошумных технологий, улучшения конструкций дорог и коммуникаций; расположение на отдаленном расстоянии от населенных пунктов сооружений и оборудования, представляющих собой источники шума, и т. п.

Помимо специальных законов, действующее российское законодательство содержит в себе массив общих нормативных актов, в которых имеются эколого-правовые нормы. Так, в Законах "Об инвестиционной деятельности" и "Об иностранных инвестициях" установлены запреты инвестирования объектов, представляющих экологическую опасность, и т.п.

Поскольку практически любая деятельность человека оказывает воздействие на окружающую природную среду, правовое регулирование всех общественных отношений должно быть максимально экологизировано. Так, проектирование строительства тех или иных объектов, могущих нанести вред окружающей среде, должно проходить обязательную предварительную экологическую экспертизу; не могут регистрироваться в качестве изобретений разработанные автором технические решения задачи, если внедрение их экологически опасно; не могут внедряться в промышленность и в гражданский оборот средства производства и товары, дающие экологически грязную продукцию и отрицательные экологические последствия.

Экологический кризис — мировое бедствие, от которого государствам не отделиться никакими "китайскими стенами", а поэтому в эколого-правовом регулировании действует приоритет международно-правовых норм.

Ответственность за экологические правонарушения

Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение проступка должностные лица и граждане могут нести дисциплинарную, административную либо гражданско-правовую, за преступления — уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации — административную и гражданско-правовую ответственность.

Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.

Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.

Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Важная роль в решении природоохранных задач принадлежит правоохранительным органам. Так, например, в России созданы и действуют природоохранные прокуратуры. Одни из них работают на определенной территории, например, Татарстанская природоохранная межрайонная прокуратура осуществляет надзор за исполнением экологического законодательства во всей республике. Другие природоохранные прокуратуры созданы для более эффективного исполнения законов на определенном экологическом объекте. Так, создана Волжская межрегиональная экологическая прокуратура, расположенная в Твери. Она осуществляет надзор за исполнением природоохранного законодательства по реке Волге, тем самым как бы охраняя великую реку от правонарушений, наносящих ей непоправимый вред. Структурное подразделение этой прокуратуры действует и в нашей республике, так как Волга протекает через всю ее территорию. Называется она Казанская межрайонная экологическая прокуратура. Обе эти прокуратуры взаимодействуют.

Многое делают для предупреждения и пресечения экологических правонарушений органы внутренних дел.

Специальные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением правил охраны природы. Например, органы Государственной лесной охраны оберегают леса, проверяют соблюдение в лесах правил пожарной безопасности. Имеются также органы охраны водных ресурсов, рыбоохраны и др. За проступки, посягающие на природные богатства, эти органы налагают такие административные взыскания, как штраф, конфискация орудий незаконного лова рыбы или незаконной охоты, лишение охотничьего билета и др.

Охрана природы и рациональное использование ее богатств — важнейшая государственная задача.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам экологического права в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

В настоящей статье раскрываются предмет и методы экологического права, история становления и развития в российском законодательстве, а также рассматриваются вопросы соотношения с другими отраслями права.

Понятие, предмет и методы экологического права

Для того, чтобы раскрыть понятие «экологическое право», нужно определить, что такое экология вообще. Термин «экология» возникает от двух латинских слов – «экос» – жилище, имущество и «логос» - наука. Таким образом, под экологией подразумевается наука о взаимодействии живых организмов и их групп друг с другом и с природной средой. Соответственно, под экологическим правом понимается самостоятельная правовая отрасль, представляющая совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в области взаимоотношения общества и природы с целью сохранения природной среды и ее совершенствования.

Предметом, рассматриваемой отрасли права, являются правоотношения, которые возникают в сфере охраны и эксплуатации природных ресурсов в области взаимодействия человеческого общества и окружающей природной среды. Такие отношения называются экологическими.

Выделяются следующие главные черты таких отношений:

  • 1. Соответствуют конкретной исторической обстановке, сложившейся в настоящее время, в связи с использованием природных ресурсов.
  • 2. Связаны с деятельностью общества по производству материальных благ с потреблением природных ресурсов.
  • 3. Присущ особый субъектный состав.

Одной из сторон правоотношений всегда будет являться государство, контролирующее и регулирующее надлежащее применение ресурсов природы, выступая от имени РФ.

Методы экологического права представляют собой систему приемов и способов регулирования общественных отношений охраняющих окружающую среду, а также по надлежащему применению и использованию природных ресурсов. В науке выделены несколько методов.

  • 1. Экологизация. Данный метод заключается в общеэкологическом подходе ко всем явлениям общественного устройства. Охрана окружающей среды – это главное предназначение экологического права и она проникает во все институты правоотношений общества и человека.
  • 2. Гражданско- и административно-правовые методы. Первый основан на равенстве сторон, свободе договора, неприкосновенности частной собственности, судебной защите нарушенных прав. Административно-правовой метод базируется на властных началах для обеспечения порядка управления, поэтому исходит из принципа власти-подчинения. Одна сторона здесь представлена органом власти, которая изъявляет свою волю в виде предписания, дозволения или запрета.
  • 3. Общенаучные методы: прогностический – позволяет получить истинные научно обоснованные знания об охраняемых экологическим правом отношениях и будущего совершенствования экологического права; историко-правовой метод опирается на исторические сведения об экологическом праве, о его происхождении и формировании.

Возникновение и развитие экологического права

Становление и развитие российского экологического права условно делится на несколько этапов.

Первый этап: со времен Киевской Руси до 1917 года. В XI веке в «Русскую Правду» был включен указ, согласно которому гарантировалась охрана собственности общины - леса. Указом были предусмотрены штрафы за различные нарушения, например, воровство дров, за порчу пчелиного дупла с медом, за охоту на соболя. Размер штрафа был равен 12 гривнам, что равнялось штрафу, который взимали с виновного при убийстве холопа. В 1486 году Иван III издал охранный указ для Троице-Сергиевского монастыря, согласно которого было строго запрещено вырубать прилегающие к монастырю леса. Соборное Уложение 1648 года включало в себя природоохранные нормы. Так, рыбная ловля или охота на бобров и выдру в чужом водоеме была приравнена к краже имущества. В 1703 году, при правлении Петра I, было запрещено вырубать лес на берегах реки Волги. Заповедная зона равнялась 50 километрам от берегов. Все эти акты носили лишь местный характер и до революции 1917 года, так и не был издан ни один полноценный природоохранный нормативный акт.

Второй этап - с 1917 по 1991 год. В 1917 году был разработан и утвержден декрет «О земле», суть его заключалась в том, что частная собственность на землю отменялась, а также собственность на иные природные ресурсы. Этот декрет положил начало череде новых законов, охраняющих от незаконного посягательства окружающую среду и животный мир. Так, в последующие годы был принят ряд актов, которые регулировали смежные правоотношения, среди них земельные, лесные, водные и другие. В шестидесятых годах прошлого века был принят первый природоохранный закон «Об охране природы в СССР», содержащий в себе нормы по охране земельных правоотношений, охране вод, лесов и иной растительности, недр. Однако, данный нормативный акт не предусматривал никаких санкций за нарушение положений закона, поэтому важной роли в становлении экологического права он не сыграл.

Третий этап: с 1991 года по настоящее время. В современной России, экологическое право, как самостоятельная и полноценная отрасль права, начинает развиваться после вступления в силу ФЗ «Об охране окружающей природной среды». Первый всесторонний законодательный акт, который полноценно закреплял функции и задачи природоохранного комплекса, регулировал земельные вопросы в области соотношения общества и природы с целью укрепления и сохранения природных ресурсов, а так же вопросы, связанные с ликвидацией экологически опасного воздействия, улучшения и очищения природной среды, установление правопорядка в данной сфере для блага нынешнего и последующих поколений. Данный ФЗ утратил силу в начале 2002 года в связи со вступлением в силу нового ФЗ «Об охране окружающей среды», в коем были учтены рыночные отношения и международные обязательства РФ в экологической сфере.

Соотношение экологического права с другими отраслями права

Стоит отметить, что положения экологического права являются базовыми, с учетом этих норм проходит экологизация положений других отраслей права, которые каким-либо образом влияют на общество и природу. Несмотря на то, что рассматриваемая отрасль права относится к гражданско-правовым отраслям, для нее большую роль играют и публично-правовые отрасли.

Экологическое право тесно соотносится с конституционным в вопросах разграничения полномочий государственных органов власти и власти субъектов РФ, а также установления основ правового статуса человека и гражданина в области природоохраны и надлежащего пользования природными ресурсами.

По вопросам, которые относятся к сфере деятельности местного самоуправления, экологическое право граничит с муниципальным.

Административная ответственность за нарушение природоохранных правил устанавливается административным правом.

Положения трудового законодательства устанавливают дисциплинарную и материальную ответственность за совершение правонарушений в сфере экологических правоотношений, а основания наступления ответственности за экологические преступления, в свою очередь, закреплены в уголовном праве.

Гражданское право соотносятся с экологическим в вопросах возникновения, изменения и прекращения прав собственности и иных вещных прав объекты окружающей среды и ее ресурсы. Также сюда относятся вопросы, которые связаны с гражданско-правовой ответственностью за причинение ущерба природной среде и человеческому здоровью.

Следующей смежной отраслью является земельное право. Экологическое право регулирует отношения, связанные с охраной и надлежащей эксплуатацией земель, отнесенных к ведению самостоятельной отрасли - земельное право.

Наконец, международное право граничит с экологическим по вопросам международного сотрудничества стран по решению глобальных экологических проблем.

5. Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Иногда ее называют суперотраслью. При оценке данной отрасли важно иметь в виду, что она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права, признанных в таком качестве, - земельное, водное, горное, воздухоохранительное, лесное и фаунистическое.
Комплексный характер отрасли экологического права определен, однако, не этим обстоятельством, а тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.
С учетом комплексного характера рассматриваемой отрасли права встают два принципиальных вопроса: какие иные отрасли права должны регулировать экологические отношения и в какой степени? Эти вопросы существенны потому, что их решение предопределяет масштабы и эффективность экологической функции государства.
Общее правило, касающееся экологизации "иного" законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом Конституция устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Что же мы понимаем под экологическим правом? Содержание этого понятия следует определить с позиций современной теории права и с учетом того, что право призвано послужить средством построения в России правового государства. При этом нужно принять во внимание ряд обстоятельств. В теории право рассматривается как совокупность правовых норм, общественных отношений и правовых идей. Рассматривая закон в качестве основного источника права, право в правовом государстве не может быть безразличным к содержанию закона . С этих позиций закон может быть правовым (если отвечает идеям права) и неправовым (когда он им не отвечает). То же следует сказать об иных источниках права - подзаконных актах. При этом имеются в виду некоторые фундаментальные подлинно правовые идеи - свободы, равенства и справедливости. Поскольку идея как основа права носит субъективный характер, она обладает лишь властью авторитета . Поэтому право включает в качестве своего элемента идею, получившую нормативное закрепление.
--------------------------------
Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. М., 1992. С. 29.
Лившиц Р.З. Указ. соч. С. 30.

Роль права как регулятора поведения реализуется через воздействие правовых норм на конкретные общественные отношения, образующие предмет данной отрасли.
Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм. Основными его элементами являются экологическое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, лицензирование, экономические меры, сертификация, аудит, контроль, а также применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.
Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц и конкретных правоотношений в данных сферах.

Читайте также: