Налоговое и банковское право юрист
Опубликовано: 12.05.2024
Банковское право — межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью банковской системы.
Банковское законодательство
Банковское законодательство России состоит из:
- специального банковского законодательства (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);
- общего банковского законодательства (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т.д.).
В состав банковского права входят как нормы гражданского права и предпринимательского права (регулирующие создание и деятельность банков как коммерческих организаций, отношения между кредитными организациями и их клиентурой), так и финансового права (устанавливающие основные принципы кредитной системы, определяющие статус центрального банка, регулирующие отношения между последним и коммерческими банками, создание и деятельность банков и других кредитных организаций как особых финансовых институтов).
Признаки банковского права
- банковское право является самостоятельной комплексной отраслью права;
- банковское право регулирует отношения специальных субъектов: финасово-кредитные организации, органы государственной власти;
- объект – банковская деятельность, включающая операции и сделки;
- предмет – деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни;
- опосредованность кредитно-денежной политики государства.
Принципы банковской деятельности
- Принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».
- Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
- Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство Российской Федерации.
- Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».
- Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.
- Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен
как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу. - Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.
- Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.
- Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.
- Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционые способы защиты, причем, можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.
Банковская система
- ЦБ РФ;
- кредитные организации (банки и небанковские организации);
- филиалы и представительства иностранных банков.
Кредитная организация – коммерческое юридическое лицо, которое на основании лицензии осуществляет банковские операции.
Банк – кредитная организация, которая осуществляет отдельные виды банковских операций.
Банковские операции
- привлечение денег во вклады;
- выдача кредитов;
- купля-продажа ценных бумаг;
- операции с валютой и валютными ценностями;
- хранение;
- выдача поручительств, банковских гарантий;
- обмен валюты;
- открытие счетов и другие операции.
Если у вас возникли проблемы в области банковского права, то обращайтесь к адвокатом Коллегии адвокатов москвы №1, которые разрешат любой спор в вашу пользу.
Основные услуги
Одиноких Павел Анатольевич
- Руководитель практики по банковской и финансовой практике
- Специалист по особо сложным делам
- Адвокат
- Опыт работы с 2000 года
- Практика в судах общей юрисдикции, арбитражных судах
Команда
Записаться на консультацию
Отраслевой опыт
- Строительство
- Автомобилестроение и транспорт, грузоперевозки
- Производство потребительских товаров
- Торговля
Для целого ряда строительных компаний юристами проведена проверка реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех участников.
- СК "Юситек"
- ООО "Сибад"
- СК "Стройарсенал"
- ООО "СтройДомСервис"
Для целого ряда транспортных компаний наши юристы занимались разработкой детального плана хеджирования рисков и его реализацией.
- ООО "ИнтерКар"
- ООО "Антэк"
- ООО "Ивектор"
- ООО "Деланит"
Нашими юристами принято участие в переговорах с банками на стороне ряда компаний и достигнута цель подобных переговоров - уменьшение штрафов за просроченный кредит.
- ООО "Нико"
- ООО "Айкорс"
- ООО "Лина"
- ООО "Европа"
Нашими юристами проведена работа по структурированию схем проектного финансирования с определением наиболее эффективных путей их реализации д ля ряда торговых компаний .
- ООО "Юника"
- ЗАО "Поток"
- ООО "Имсан"
- ЗАО "ОРЗА"
Благодарности наших клиентов
Команда юристов «МИП» оказывает услуги по всем вопросам правового регулирования и гражданского права в сфере банковского и финансового права.
Высококвалифицированные юристы нашей фирмы готовы оказать услугу по конкретному вопросу (например, консультирование по реструктуризации проблемной задолженности) либо осуществляют комплексное предоставление услуг.
Перечень предоставляемых услуг в данной области достаточно велик и включает в себя множество услуг от консультирования до юридической помощи при разработке и внедрении новых банковских и финансовых продуктов и услуг.
Помощь юриста по оказанию услуг в сфере финансового и банковского права
Цель сотрудничества с адвокатом по банковскому и финансовому праву – защита деловых интересов и репутации юридического лица на внутреннем и международном рынке, контроль финансовых рисков и предотвращение рейдерских атак на компанию.
В рамках банковской практики оказываются правовые услуги кредитным организациям (банкам), финансовым учреждениям, страховым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, представителям бизнеса, а также компаниям нефинансового сектора в их взаимоотношениях с банками и финансовыми компаниями.
Банковское и финансовое право – сложная отрасль законодательства, которая требует от юристов не только знания российских законов, действующих на данный момент, но и глубокого понимания экономики и аудита. В случае судебного разбирательства по финансовым вопросам юрист готовит полный пакет документов в суд и добивается вынесения положительного судебного решения в пользу своего клиента, опираясь на свой практический опыт разрешения финансовых или банковских споров через суд и обширные практические знания и навыки в данной сфере.
Юридическая помощь в банковской и финансовой сфере актуальна не только в момент создания юридического лица (коммерческой компании, банка), но и в процессе осуществления его деятельности. Юристы банковского и финансового профиля оказывают правовую поддержку своим клиентам-предпринимателям на всех этапах ведения бизнеса.
Конспект урока
Урок №15. Финансовое право. Налоговое право
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Что регулирует финансовое право?
Что представляет банковская система?
Глоссарий по теме:
Банк – кредитная организация, осуществляющая операции по денежным вкладам, кредитованию, открытию и ведению банковских четов.
Лицензия – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение на осуществление видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
Вклад – денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода.
Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, юридических и физических лиц.
Ключевые слова: Денежное обращение; наличное обращение; безналичное обращение; эмиссия денежных знаков; банк, лицензия; вклад; финансовое право
Основная литература по теме урока:
Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр.100-106.
На уроке мы узнаем, что такое финансовое право.
Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ касающихся вопросов финансового права.
Сможем раскрывать сущность основных понятий.
Основное содержание урока.
Финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Основной метод финансово-правового регулирования — государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями
Налоговое правоотношение — вид финансового правоотношения, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права — налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.
Субъекты налоговых правоотношений
В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты:
- налогоплательщики (юридические и физические лица),
- органы Министерства по налогам и сборам,
- федеральные органы налоговой полиции,
- кредитные организации.
В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например, работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица) при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.
Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.
Содержание налогового правоотношения, как и любого другого правоотношения, раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения.
Налоговое правонарушение, согласно статье 106 НК РФ, — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
К ответственности за налоговые правонарушения могут быть привлечены как организации, так и физические лица в случаях, предусмотренных гл.16 Налогового кодекса. Последние могут быть привлечены к ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
Перечень налоговых правонарушений указан в главе 16 Налогового кодекса. К ним, в частности, отнесены:
- нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
- нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; непредставление налоговой декларации;
- нарушение установленного способа представления налоговой декларации;
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата сумм налога;
- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом и имуществом, находящимся в залоге;
- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
- неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
- неуплата налога в результате применения нерыночных цен;
- несвоевременное представление уведомления о контролируемых сделках и указание в нем недостоверных сведений.
К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:
- Несоблюдение сроков сдачи отчетности
- Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля
- Ненадлежащее ведение бухучета
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
- уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган
- умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности
- ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков
Права налогоплательщиков
- Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах.
- Получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.
- Использовать налоговые льготы, если они предусмотрены законодательством.
- Проводить зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, страховых взносов, пеней, штрафов.
- Представлять пояснения по исчислению и уплате налогов, страховых взносов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
- Требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах.
- Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов.
- Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.
- На соблюдение и сохранение налоговой тайны.
Обязанности налогоплательщиков
- Уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Вести в установленном порядке учет доходов и расходов.
- Представлять налоговые декларации (расчеты).
- Исполнять обязанности налогового агента.
- Применять контрольно-кассовую технику (или бланки строгой отчетности).
- Сообщать в свой налоговый орган обо всех подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (кроме филиалов и представительств) в течение 1 месяца со дня создания. Об изменении сведений об обособленном подразделении – в течение 3 дней со дня изменения.
- Сообщать по утвержденной форме в свой налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, которые закрываются, в течение 3 дней со дня принятия решения о закрытии.
- Сообщать по утвержденной форме в налоговую инспекцию обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в течение 1 календарного месяца.
- Не менее 4 лет обеспечивать сохранность налоговой и в течение 5 лет бухгалтерской отчетности.
Разбор типового тренировочного задания
Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.
По горизонтали:
1. денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени
3. одна сотая доля
По вертикали:
2. термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо
Разбор типового контрольного задания
Соотнесите функции центрального и коммерческих банков
мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал
консультирование, предоставление экономической и финансовой информации
кредитование предприятий, государства и населения
Хранение золотого и валютного запаса страны
Осуществление национальной денежно-кредитной политики
!• В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с небанковской кредитной организацией).
В Налоговом кодексе РФ термин "банк" используется как си
ноним термина "кредитная организация". Определение понятия "кредитная организация" содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от
02.12.90 №395-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003), согласно которому кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (далее -ЦБ РФ) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
В соответствии с положениями названного закона банковская деятельность кредитных организаций заключается в осуществлении банковских операций и банковских сделок.
К банковским операциям, в частности, относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Помимо перечисленных банковских операций кредитные организации вправе осуществлять следующие банковские сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг. Банк - это кредитная организация, имеющая право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего
имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2. Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых правоотношений возлагаются следующие обязанности:
для контроля денежных потоков налоговым органам необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК РФ кредитные организации обязаны в 5-дневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя;
не осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;
своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняется банком в обязательном порядке в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);
исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента также входит в обязанности банков;
исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;
выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированному запросу.
Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие
банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11
НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин
«банк» широко, а именно как любая кредитная организация.
банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из
разновидностей кредитных организаций2.
Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений,
законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогоплательщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.
Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С
эффективным функционированием банковской системы напрямую связано
своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета.
налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.
По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами
развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.
2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публичноправовой характер.
устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с
налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.
В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от
25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение
публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризовать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государство» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во всеобщих (публичных) интересах.
«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные
учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление
соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98
№ 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит
публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а
непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансовый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов.
Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное договором банковского счета, в данном случае является необходимой предпосылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.
Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджетное.
На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоотношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической литературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств,
поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках
бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.
служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений
на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов
на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее
налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).
Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика
или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений
на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за
днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).
В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные
с учетом налогоплательщиков.
вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый
орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по подобному информированию не возникают у банка, открывающего счет организации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в
качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах,
так или иначе используемых для целей налогообложения.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и
счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти
дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК
РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую
тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем
указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели
необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый
орган запрашивает соответствующие сведения.
Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков является ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.
тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодателем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не
позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а
их должностных лиц.
ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также
природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается.
Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответственность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую
ответственность - представляются малоубедительными в силу недостаточной аргументации.
На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников
является административно-правовой по своей природе и поэтому включение ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.
1) Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения
налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).
2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или
закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем
влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).
3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки
4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа
о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного
платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ
преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности (ст.
5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет
взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не
более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).
6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете
налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот142
ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в
результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).
7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового
органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10
тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).
Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности
перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за
счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с
ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской
Читайте также: