Министерством финансов рф и министерством по налогам и сборам рф определены группы затрат

Опубликовано: 29.04.2024

Разъяснениям Минфина по налогам - можно ли верить и надо ли применять?


Сегодняшний чудесный воскресный день я посвятила одному из увлекательнейших занятий - прочтению новых нормативных документов.

Хотите верьте, хотите - нет, но если подойти к этому чтиву с легкой долей иронии, то можно получить огромное удовольствие!

И такое огромное удовольствие мне доставило Письмо Минфина РФ от 16 мая 2013 г. N 03-02-08/17019.

Это письмо явилось ответом на вопрос одного налогоплательщика, который сделал так, как написано в одном из писем Минфина, а вот налоговая с этим не согласилась и наложила на предпринимателя большой штраф.

Налогоплательщик, размахивая письмом Минфина, подал исковое заявление, на что получил ответ, что письма Минфина, в вопросах, касающихся налогов,:

  • не являются нормативными актами;
  • не содержат правовых норм или общих правил;
  • не могут конкретизировать нормативные предписания;
  • имеют информационно-разъяснительный характер.

Ну и дотошный же попался налогоплательщик! Он этот ответ послал самому Минфину, вопрошая, что же за безобразия такие творятся? Кто главнее - Минфин или ФНС? Должны ли ФНС и его службы исполнять эти самые письма Минфина?

И Минфин ответил.

Минфин сослался на статью 34.2. НК РФ "Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов", которая гласит:

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, есть подпункт 5 пункта 1 статьи 32. НК РФ "Обязанности налоговых органов":

Налоговые органы обязаны:

. 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; .

Проверила формулировки по Налоговому кодексу - все правильно процитировано.

Казалось бы, о чем тогда речь? Минфин дает разъяснения, а ФНС обязано их выполнять. Вроде, и ёжику должно быть понятно.

Но не тут-то было. Далее Минфин в своем письме признается, что «Указанные письменные разъяснения Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер, не направлены неопределенному кругу лиц, не являются нормативными правовыми актами, обязательными для исполнения заявителями". Причем утверждение это не ссылается ни на какой нормативный акт. Откуда взялось это утверждение? Надоело Минфину с ФНС воевать?

Тогда зачем они пишут этот бесконечный поток писем, раз эти письма не являются ничем, кроме измышлизмов, не обязательных к исполнению?

Оказывается, что обязательны к исполнению и налоговыми органами и налогоплательщиками лишь те письма Минфина, которые согласованы с ФНС и опубликованы на сайте ФНС в разделе "Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами". При этом идет ссылка на Письмо ФНС России от 23.09.2011 N ЕД-4-3/15678@.

А означает это только одно - те письма Минфина, которые согласованы с ФНС, мы читаем, изучаем, применяем. То есть эти письма должны быть подписаны сразу двумя ведомствами, иметь два номера. А то, что идет за одним номером Минфина - просто принимаем к сведению.

И если мы вдруг захотим применить те самые измышлизмы, то вся ответственность ложится на нас, налогоплательщиков. И для налоговых органов это - не более, чем бумажка.

Заключительная фраза рассматриваемого письма Минфина полностью подтверждает мои выводы:

При защите своих интересов налогоплательщик должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах, а также вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России.

Слово "вправе" подчеркнула - не обязаны, а только вправе учесть, где-то за скобками, позицию Минфина.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 (в ред. от 01.12.2003 № 729) единая централизованная система органов Министерства по налогам и сборам состоит из:
федерального органа исполнительной власти -Министерст­ва РФ по налогам и сборам:
территориальных органов министерства* включающих управле­ния Министерства РФ по налогам и сборам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайон­ного уровня (далее - налоговые органы).

Главными задачами Министерства РФ по налогам и сборам яв­ляются:
государственный контроль за соблюдением законодательства о на­логах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками;
участие в выработке и осуществлении налоговой политики с це­лью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;
обеспечение государственного регулирования, межотраслевой координации и государственного контроля в области произ­водства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции;
осуществление валютного контроля в соответствии с законода­тельством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
осуществление государственного контроля производства и обо­рота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
осуществление в установленном порядке государственной ре­гистрации юридических лиц.

Министерство РФ по налогам и сборам выполняет следующие
функции:
проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в преде­лах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязатель­ные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых дек­лараций и иных документов, связанных с исчислением и упла­той налогов и сборов, а также устанавливает порядок их за­полнения;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за со­блюдением законодательства о налогах и сборах, а также при­нятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уп­латы налогов, сборов и других обязательных платежей в соответ­ствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды;
ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
проводит разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах;
обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сбо­ров, а также пеней и штрафов;
осуществляет в установленном порядке государственную регист­рацию юридических лиц посредством внесения в государствен­ный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических ли­цах в соответствии с законодательством РФ;
ведет в установленном порядке Единый государственный ре­естр юридических лиц;
осуществляет в пределах своей компетенции контроль за со­блюдением законодательства РФ в области государственной регистрации юридических лиц;
осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Государственные налоговые инспекции на территории субъек­тов РФ и городов с районным делением осуществляют функции, предусмотренные законодательством для Министерства РФ по на­логам и сборам и Государственной налоговой инспекции по рай­онам, городам без районного деления и районам в городах.
Государственная налоговая инспекция выполняет следующие
функции:
осуществляет контроль за соблюдением законодательства о на­логах и других платежах в бюджет и во внебюджетные государ­ственные фонды;
обеспечивает своевременный и полный учет плательщиков на­логов и других платежей в бюджет, правильность начисления платежей гражданами РФ, иностранными гражданами и лица­ми без гражданства, а также поступление этих платежей в со­ответствующий бюджет;
контролирует своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уп­латой платежей в бюджет, а также проверяет достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налога и дру­гих платежей в бюджет;
передает правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен­ность;
предъявляет в суд и в арбитражный суд иски;
приостанавливает операции предприятий, учреждений, органи­заций и граждан по расчетным и другим счетам в кредитных организациях и др.

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

  • О министерстве
  • Структура
  • Информационные системы
  • Вакансии
  • Сведения о результатах проверок
  • Официальные выступления и заявления
  • Финансовые органы муниципальных образований Ростовской области
  • Планы работ министерства финансов Ростовской области и отчеты об их выполнении
  • Общественный совет при министерстве финансов Ростовской области
  • Первичная профсоюзная организация министерства финансов Ростовской области
  • Антимонопольный комплаенс
  • Реестр аккаунтов Правительства Ростовской области и иных органов исполнительной власти Ростовской области в социальных сетях
  • Контакты и реквизиты
  • Старая версия сайта
    • Нормативно-правовая информация
        Областные законыПриказы, постановления и распоряжения министерства финансовИнформационно-справочные материалыПостановления и распоряжения Правительства Ростовской областиПрочие нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актовРеестр расходных обязательств
    • Информация о бюджете
    • Отчётность
        Еженедельные данные об исполнении областного бюджета областиМесячная отчетность об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области нарастающим итогом с начала финансового годаЕжемесячная сводная информация о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений нарастающим итогом с начала финансового годаСведения о фактическом исполнении местных бюджетов по налоговым и неналоговым доходамДанные о задолженности муниципальных унитарных предприятий муниципальных образованийДополнительный расширенный отчет "Об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области"Годовые отчёты об исполнении областного и консолидированного бюджетов Ростовской области
    • Налоговые отношения
        Система налогов и сборов в Российской ФедерацииРегиональные налогиМестные налогиСпециальные налоговые режимыРегиональные налоговые льготы и пониженные ставкиКоординационный совет по вопросам собираемости налогов и других обязательных платежейРабочая группа по подготовке изменений в законодательство Ростовской области о налогах и сборахРазъяснения для гражданОтсрочки, рассрочки по уплате налогов, списание безнадежной задолженности по налогамРеквизиты налоговых органов Ростовской области (на сайте УФНС по Ростовской области)Налоговая задолженностьДекларационная кампания
    • Финансовый контроль
        Внутренний государственный финансовый контрольВнутренний финансовый аудитВнешний государственный финансовый контрольИнформация о результатах проверок, проведенных министерством финансов области в пределах своих полномочий
    • Исполнение бюджета
        Исполнение бюджета за 2021 годИсполнение бюджета за 2020 годИсполнение бюджета за 2019 год
    • Государственная служба
    • Финансовая грамотность
    • Бюджет для граждан
        "Бюджет для граждан" муниципальных образований
    • Противодействие коррупции
    • Государственные закупки
    • Осуществление деятельности в рамках защиты от чрезвычайных ситуаций
    • Нормотворческая деятельность
        Оценка регулирующего воздействия
    • Документы для авторизованных пользователей
    • Противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) - горячая линия и ответы на вопросы
    • Все виды деятельности
    • Общая информация об обращениях граждан
    • Написать обращение
    • Вопросы и ответы
    • Действующие документы
    • Проекты документов
    • Планы
    • Отчеты
    • Результаты проверок
    • Утратившие силу
    • Прочие документы
    • Все документы
    • Порядок обжалования НПА
  • В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории России: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых.

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций.

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

    По региональным и местным налогам законами субъектов Российской Федерации (нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов) устанавливаются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Все остальные элементы налога устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать введение федеральных налогов, не указанных выше: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.

    от 27 февраля 2018 года N 32н

    (с изменениями на 16 декабря 2019 года)

    Документ с изменениями, внесенными:

    приказом Минфина России от 16 декабря 2019 года N 236н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.01.2020, N 0001202001290026).

    В соответствии со статьями 165 и 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 30, ст.4101; N 31, ст.4466), статьями 21 и 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст.7344; 2019, N 30, ст.4149), подпунктом 5.2.21_1 пункта 5.2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; 2012, N 44, ст.6027), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

    (Преамбула в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2020 года приказом Минфина России от 16 декабря 2019 года N 236н. - См. предыдущую редакцию)

    2. Установить, что настоящий Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2019 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2019 года.

    3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности государственного сектора Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения настоящего Стандарта.

    в Министерстве юстиции

    18 мая 2018 года,

    регистрационный N 51122

    УТВЕРЖДЕН
    приказом Министерства финансов
    Российской Федерации
    от 27 февраля 2018 года N 32н

    Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы"

    (с изменениями на 16 декабря 2019 года)

    I. Общие положения

    1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Доходы" разработан в целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность).

    (Сноска в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2020 года приказом Минфина России от 16 декабря 2019 года N 236н. - См. предыдущую редакцию)

    3. Настоящий Стандарт применяется при учете доходов, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

    Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741) от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918).

    (Сноска в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2020 года приказом Минфина России от 16 декабря 2019 года N 236н. - См. предыдущую редакцию )

    4. Настоящий Стандарт не применяется к доходам, возникающим в результате:

    а) получения (предоставления) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования;

    б) получения доходов от инвестиций в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования, учитываемых по методу долевого участия;

    в) продажи запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;

    г) продажи основных средств и нематериальных активов;

    д) изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;

    е) первоначального признания биологических активов и биологической продукции и изменения справедливой стоимости биологических активов и биологической продукции;

    ж) изменения справедливой стоимости других нефинансовых активов;

    з) изменений курсов иностранных валют по отношению к рублю.

    II.Термины и их определения

    5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в настоящем Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

    6. В настоящем Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.

    Учетная группа доходов - совокупность доходов в зависимости от их экономического содержания со сходными принципами признания в бухгалтерском учете и оценки, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно.

    Отдельными учетными группами доходов являются:

    а) доходы от необменных операций, в том числе:

    доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин,

    доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование;

    доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов;

    доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба;

    прочие доходы от необменных операций;

    б) доходы от обменных операций, в том числе:

    доходы от собственности;

    доходы от реализации.

    Условия при передаче активов - условия, устанавливаемые передающей стороной при передаче активов, согласно которым будущие экономические выгоды или полезный потенциал, заложенные в передаваемых активах, должны быть использованы получателем активов по целевому назначению, включая достижение установленных результатов, при невыполнении которых передаваемые активы должны быть возвращены полностью или частично передающей стороне.

    III. Признание и оценка доходов

    7. Доход для целей бухгалтерского учета признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных операций или необменных операций) (далее в целях настоящего Стандарта - операции (события) или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена. Признание отдельных учетных групп доходов осуществляется с учетом положений настоящего Стандарта.

    Доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, признаются для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходами будущих периодов.

    8. Критерии признания доходов, установленные настоящим Стандартом, применяются отдельно к каждому факту хозяйственной жизни (операции, события) в результате которого возникает доход.

    В случае когда без рассмотрения всей совокупности взаимосвязанных операций (событий) в целом не представляется возможным отнести доход, возникающий по отдельной операции (событию), к отдельной учетной группе доходов (квалифицировать операцию (событие) по ее экономическому содержанию), критерии признания доходов применяются одновременно к двум или более взаимосвязанным операциям (событиям).

    В случае возникновения доходов в рамках операций (событий), состоящих из отдельно выделяемых по экономическому содержанию операций (событий), доходы по таким отдельно выделяемым операциям (событиям) для целей бухгалтерского учета классифицируются (относятся к отдельной учетной группе доходов) исходя из их экономического содержания и критериев признания доходов, предусмотренных настоящим Стандартом для соответствующей учетной группы доходов.

    9. При реализации продукции (работ, услуг) в обмен на иную отличную продукцию (работы, услуги) обмен признается операцией, формирующей доход субъекта учета.

    10. В случае если продукция (работы, услуги) обменивается в соответствии с законодательством Российской Федерации на продукцию (работы, услуги), аналогичную по характеру и стоимости без осуществления денежных расчетов, обмен не считается операцией, формирующей доход субъекта учета.

    11. Сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (далее - сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов.

    Прекращение признания (выбытия) с балансового (забалансового) учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

    В случае если в отношении задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета субъекта учета с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам).

    Прекращение признания (выбытия) с балансового (забалансового) учета безнадежной к взысканию задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии субъекта учета по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих прекращение обязательств по оплате задолженности, права на взыскание задолженности и (или) неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

    12. Доход оценивается субъектом учета в полной сумме ожидаемого поступления экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе.

    В целях определения величины дохода осуществляются:

    а) корректировка на сумму предоставляемых скидок или льгот;

    б) корректировка с учетом ставки дисконтирования, если поступление денежных средств или их эквивалентов предполагается в течение срока, превышающего 12 месяцев с даты признания дохода. В качестве ставки дисконтирования используется ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действующая на отчетную дату.

    IV. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) доходов от необменных операций

    Доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей

    13. К доходам от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей относятся доходы от установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, правом Евразийского экономического союза:

    обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

    обязательных взносов (платежей), взимаемых с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов (платежей) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), уплата которых обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности (сборов);

    Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

    Функции финансовых органов

    Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

    Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

    • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
    • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
    • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
    • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
    • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
    • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
    • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

    Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

    Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

    Налоговые полномочия финансовых органов

    Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

    Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

    • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
    • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
    • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
    • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
    • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
    • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
    • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
    • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

    Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

    Письменные разъяснения финансовых органов

    Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

    Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

    Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

    • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
    • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
    • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

    При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

    Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

    Читайте также: