Налог это материнская грудь кормящая правительство

Опубликовано: 16.05.2024

Классики марксизма о налогах

В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т.4.-С.308

Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-Т.7.-С.83

Чем же обусловлено, что государственное достояние попало в руки финансовой аристократии? Постоянно растущей задолженностью государства… Чтобы избегнуть этой задолженности, государство должно ограничить свои расходы, упростить правительственный механизм, уменьшить его размеры, управлять возможно меньше, держать как можно меньший персонал чиновников, как можно меньше вмешиваться в дела гражданского общества. Партия порядка не могла пойти этим путем…

Либо же государство должно попытаться обойтись без долгов, установить на момент хотя бы скоропреходящее равновесие в бюджете, возложив на плечи состоятельнейших классов населения чрезвычайные налоги. Но должна ли партия порядка для избавления национального богатства от биржевой эксплуатации принести в жертву на алтарь отечества свое собственное богатство? Pas si bete! («Не так уж она глупа»).

Словом, без коренного переворота во французском государстве немыслим переворот в государственных финансах Франции. Только одна фракция партии порядка была прямо заинтересована в падении финансовой аристократии, это — фабриканты. Мы говорим не о средних, не о мелких промышленниках, но о промышленных магнатах, составляющих при широкий базис династической оппозиции. Их интересы, несомненно, требовали уменьшения издержек производства, стало быть — уменьшения налогов, которые входят в издержки производства, стало быть, уменьшения государственных долгов, проценты с которых входят в эти налоги, — другими словами, их интересы требовали падения финансовой аристократии.

Маркс К. «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»

Кроме ипотечного долга, которым капитал обременяет парцеллу, над ней тяготеет ещё налог. Налог — это источник жизни для бюрократии, армии, попов и двора — словом, для всего аппарата исполнительной власти. Сильное правительство и высокий налог — тождественные понятия. Парцелльная собственность по своей природе представляет собой почву для всемогущей и бесчисленной бюрократии… Наполеон с процентами возвращал налагаемый им принудительный налог посредством новых рынков, которые он открывал штыками, посредством ограбления континента. Наполеоновский налог был стимулом для развития крестьянских промыслов, тогда как теперь налог лишает эти промыслы последних ресурсов, последней возможности сопротивляться обнищанию. А многочисленная расшитая галунами и упитанная бюрократия, это — «idee napoleonienne», наиболее близкая сердцу второго Бонапарта.

Маркс К. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»

…французский народ тщетно пытался изгнать этот налог: когда он выбрасывал его за дверь, тот снова влетал в окно… Крестьяне имеют свои особые исторические традиции, которые переходят от отца к сыну, и в этой исторической школе установилось такое убеждение, что всякое правительство, когда оно хочет обмануть крестьян, обещает им отмену налога на вино, а как только оно обмануло их, то сохраняет его в силе или восстанавливает. На налоге на вино крестьянин пробует букет правительства, его тенденцию.

Маркс К. «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»

Налоги — это экономическая основа правительственной машины, и ничего другого.

Маркс К. «Замечания к программе германской рабочей партии»

…такие вопросы, как кредит, государственные долги, налоги , суть все вещи очень интересные для буржуа и особенно мелкого буржуа, для рабочих же совсем мало. Налоги, в конце концов, входят в издержки производства рабочей силы: «…„Государственные долги“! Рабочий класс знает, что не он их сделал и что, захватив власть, он предоставит расплачиваться за них тем, кто их сделал».

(цитата в кавычках — Маркса К.)

Ленин В. И. Полн. собр. соч.-т..203

Налог — это значит то, что государство берет с населения без всякого вознаграждения.

Ленин В. И. Полн. собр. соч.-т..149

…утайка доходов тем сильнее, чем больше источником их является спекуляция и чем надежнее охранена коммерческая тайна.

Ленин В. И. Полн. собр. соч.-т..187

Конечно, продналог не убеждением будет браться, его можно взять только принуждением, это и называется аппарат.

Ленин В. И. Полн. собр. соч.-т..339

Если бы мы пытались провести в жизнь налоговое обложение, мы сейчас наткнулись бы на то, что отдельные области в настоящее время проводят налоговое обложение, кто как вздумает, кому как придется, кому как позволяют местные условия.

Ленин В. И. Полн. собр. соч.-т..226

Ведь никто не сомневается, что «имущества» у русского народа имеется много, но чем больше этого имущества, тем сильнее вина людей, которые, несмотря на обилие имущества, ведут хозяйство только при помощи увеличения займов и повышения налогов.

Ленин В. И. Полн. собр. соч.-т..260

ЛЕКЦИЯ 5

Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией.

1. Понятие налога.

2. Юридические признаки налога.

3. Экономические признаки налога.

4. Классификация налогов.

5. Элементы налога.

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубину веков (жертвоприношения, военные трофеи, рабский труд и т. п.), В историческом ракурсе существовали самые различные виды поступлений в казну. Это — дань с побежденных; контрибуции, домены, то есть, госу­дарственное имущество, приносящее доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии как промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза.

Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания, экономики, систем государственного контроля. В понятии «налог» переплелись не только экономический и философский смысл, но и конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепленных в законодательных актах.

Представления о налогах изменялись на протяжении веков. По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». Через его определение осознается и оценивается отношение общества к налогообложению. Поэтому ученые и общественные деятели постоянно предпринимали попытки дать дефиницию налога не только с экономических позиций, но и с юридической точки зрения.

А.Смит (1723-1790) определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрен его размер и порядок уплаты. Он выдвигает тезис о непроизводительном характере государственных расходов, поэтому налог как бы вреден для общества. Одновременно налог понимается как осознанная необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их уплачивает, — признак не рабства, а свободы. В этих взглядах явственно отражается двойственная природа налогообложения.

Налог — жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу (Ж. Сисмонди). Но при этом налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента (Я. Таргулов). Современные определения налога делают акцент, во-первых, на принудительном характере налогообложения и, во-вторых, на отсутствии прямой связи между выгодой гражданина и налогами. Приведем некоторые определения налогов из различных источников.

1. «Налоги — это установленные законом обязательные денежные взносы населения на удовлетворение государственных нужд» (С.Ю. Витте, 1902 г.).

2. «Налоги — принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая Энциклопедия, 1924 г.).

3. В учебнике «Экономикс» К. Макконнелл и С. Брю указывают, что «налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги. ».

4. «Налоги — это наша плата за цивилизованность общества» (Стенли Фишер).

5. «Налог — обязательное и безвозмездное (в прямом смысле) изъятие средств, осуществляемое государством или местными органами власти для финансирования общественных расходов» (Толковый экономический и финансовый словарь, 1994 г.).

Таким образом, трудность понимания природы налога связана с тем, что его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление действительности. Налог — это, прежде всего, финансовая, экономическая категория, по своей внутренней сущности — это общественно необходимое явление. Поэтому по мере развития двух наук — экономики и политологии - открываются все новые и новые возможности для выяснения сущности налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомого понятия: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Проблема определения категории «налог» заключается в том, что налог есть категория ком­плексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Поэтому говорят о двойственном характере данной категории и выделяют его юридические и экономические признаки:

Экономические Юридические
Доход государства Устанавливается государством, через уполномоченный на то орган
Безвозвратность В форме закона, устанавливающего обязанность
Безэквивалентность Правомерность
Стабильность Императивный характер
Определенность Исполнение обеспечивается принудительностью
Смена формы собственности Односторонность установления

Поскольку в XVII веке у государств Европы стала появляться острая нужда в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие налоговую систему.

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходство и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации, т. е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).




В первую очередь налоги делят на прямые и косвенные. В основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.

По способу взимания различают:

прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

личные прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика;

косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

индивидуальны – те, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

универсальные – те, которыми облагаются большинство товаров и услуг;

фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги (по уровню управления), последние подразделяются на:

федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, но зачисляться эти налоги могут в бюд­жеты различных уровней;

региональные налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне и поступают только в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

абстрактные (общие, немаркированные) налоги, предназначенные для формиро­вания доходной части бюджета в целом;

целевые (специальные, маркированные) налоги, которые вводятся для финанси­рования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

налоги, взимаемые с физических лиц;

налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

смежные налоги, которые уплачивают и физические лица, и юридические лица.

По уровню бюджета (по уровню закрепления), в который зачисляется налоговый платеж, различают:

закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

регулирующие налоги — разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

общеобязательные налоги — взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

факультативные налоги - предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание в компетенции органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:

текущие – (периодично-календарные налоги), которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые. Взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности

единовременные- уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.

чрезвычайные -могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.

По характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:

включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);

уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество);

уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

уплачиваемые за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);

включаемые в цену продукции (акцизы, НДС);

удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Возможна классификация налогов и по другим основаниям. Так, в зависимости от характера связи двух элементов «субъект налогообложения» и «объект налогообложения» можно различать: а) налоги, построенные по принципу резидентства, б) налоги, построенные по принципу территориальности. В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных налогах — наоборот.

С точки зрения теории систем, налог – комплекс взаимосвязанных элементов, имеющих самостоятельное экономическое и правовое значение.

Правила формирования этих элементов образуют налоговое производство.

Все элементы налога в теории делят на 2 группы:

1) Существенные (обязательные) – обязательно прописываются в налогово-правовой норме (ст.17 НК, но там не все*);

2) Факультативные (необязательные)

*Ряд существенных элементов в ст.17 НК не указаны, но они предполагаются само собой разумеющимися (например, налоговый субъект, налогово-правовая норма)

Субъект налогообложения (налогоплательщик) – тот на кого возложена юридическая обязанность уплачивать налог за счет собственных средств.

Налогово-правовая норма – правило поведения в налоговом производстве, установленная в определенном порядке и санкционированная государством.

Объект налогообложения – четко определенный законодательством факт, с которым связано возникновение обязательства субъекта налогообложения платить налог.

Финансисты-правовики предлагают свою классификацию объектов налогообложения:

1.1. Имущественные (право собственности, право пользования)

1.2. Неимущественные (право заниматься определенным видом деятельности)

2) Действия (деятельность) (реализация, ввоз/вывоз, операции с ц/б);

3) Результаты действий (деятельности) (прибыль, доход, добавленная стоимость)

В НК дается определение ряда объективных понятий:

1) Имущество – виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу. Согласно ст.128 ГК к объектам прав относятся: вещи (в т.ч. деньги и ц.б.), работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

2) Товар – любое имущество, реализуемое, либо предназначенное для реализации

3) Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций и (или) физических лиц.

4) Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5) Реализация – передача на возмездной основе права собственности

6) Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме (виды доходов: прибыль, оплата труда, дивиденд, процент)

Предмет налогообложения (кодексом не оговаривается) – события, предметы и явления материального мира, которые обуславливают и определяют объекты налогообложения. Предмет – целостность, выделенная из мира объектов.

Предметом налогообложения могут быть:

1) Имущество (земля, недвижимость и т.д.)

2) Нематериальные блага (символико-экономические показатели)

Налоговая база – количественное выражение (измерение) объекта налогообложения, это стоимостной или материальный показатель, который является основой для исчисления налогового обязательства.

*Налогооблагаемая база = Налоговая база

Для оборотных налогов НБ – стоимость реализованных товаров, работ, услуг

Для налогов с фондов, НБ – размер фондов

Для имущественных налогов, НБ – стоимость имущества

Масштаб обложения – характеристика измерения налога, установленная законом (денежная или натуральная единица)

Единица обложения – единица масштаба, которая используется для количественного выражения налоговой базы.

Налоговый период – период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога – формула, используемая при расчете налогового обязательства, которая устанавливается законодательно.

Срок уплаты налога - календарная дата или истечение периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указание на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Порядок уплаты налога – заключается в форме уплаты (наличная или безналичная форма), определением суммы (вся или частями) и момента уплаты – событие, с которым связывается выполнение налогового обязательства налогоплательщиком (таким моментом признан момент предъявления в банк поручения об уплате налога, при наличии достаточного денежного остатка на счёте налогоплательщика).

Две связанные стадии – исчисление и уплата налога образуют налоговое производство, которое возникает с момента появления объекта налогообложения, проходит все стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.

Налоговое производство нельзя отождествлять с производством по делам о налоговых правонарушениях, которое применяется исключительно при наложении взысканий на налогоплательщика при нарушении им норм налогового законодательства.

Кроме того, необходимо понимать такой правовой институт, как налоговый процесс(в широком смысле слова, - все процессуальные отношения, связанные с обеспечением права государства на часть имущества налогоплательщика в виде налогового платежа в соответствующий бюджет; в узком, традиционном, понимании, - это только те налогово-процессуальные правоотношения, которые связаны с производством по налоговому правонарушению).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В традиционной рубрике "Наука в жизни" преподаватель кафедры экономики Виктор Степанович Фролкин рассказывает об интересных фактах из истории налогообложения.

Налоги и сборы, НДС и налог на прибыль, земельный и транспортный налог – для нас это привычные слова, понятия, да и законодательно установленная обязанность уплачивать их суммы в бюджетную систему России в конечном итоге. Кажется, все логично, соответствует современной теории и практике налогообложения в развитых государствах. Но посмотрим на налоги чуть по-другому, на их природу, на их предназначение и развитие.

История налогов идёт чуть ли не с самого сотворения мира. И на этом длительном пути, включая и современный этап, в налогах так много интересного, порой удивительного и необычного. Что только не выдумывали главы различных государств, чтобы вытянуть деньги из своих граждан.

Но для начала обратимся к одному из признанных классиков экономической науки. Карл Маркс очень метко характеризовал налоги, воспользуемся его некоторыми высказываниями.

1. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и поэты, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах».

2. «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство».

3. «Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

4. «Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

В этой небольшой заметке выбраны некоторые самые необычные, забавные, порой абсурдные и даже просто глупые налоги.

Иногда налоги даже приводили к народным волнениям и изменениям в государственных устоях. Например, одним из итогов Соляного бунта в России стало окончательное решение вопроса о созыве Земского собора, на котором было принято Соборное уложения в 1649 году – это свод законов Русского царства, действовавший почти 200 лет.

Специалисты давно говорят о странных налоговых законах со всего мира, о которых многие, вероятно, никогда раньше и не слышали. Приведем некоторые примеры. Да и начнем, пожалуй, с себя, с России.

1. Одним из средств Петра I по борьбе с культурой, сложившейся в русском обществе был налог на бороды (для всех, кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 30 до 100 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 копейки с бороды.

2. Советский Союз запомнился нам стремлением к созданию крепкой семьи, ячейки социалистического общества. Именно поэтому в СССР был введен налог на «бездетность». Бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были отчислять 6 % зарплаты государству. В народе этот налог называли налогом на «яйца».

3. Император Веспасиан, который правил Римом в 1 веке до н.э. обложил налогом все городские уборные. Именно ему принадлежит, ставшая крылатой, фраза – деньги не пахнут.

4. Налог на шляпы, Великобритания. С 1784 по 1811 годы правительству Великобритании удалось существенно пополнить государственную казну, можно сказать, без особых усилий. Всего-то потребовалось ввести налог на шляпы. В те дни, как богатые мужчины, так и бедные не могли представить своей жизни без головного убора.

5. Налог на воробьёв, Германия. Налог на воробьёв был придуман в одном из городов Германии в XVI веке. Местные власти не нашли лучшего объяснения неожиданного сбора денег, чем то, что бедные птицы слишком громко чирикают и мешают спать. Если хозяин дома не сдавал к нужному сроку тела погибших птиц, то должен был пополнить государственную казну на 12 крейцеров. Самые ленивые жители города покупали мертвых птиц у подпольных продавцов.

6. Налог на коровье «пуканье», Эстония. В 2008 году власти Эстонии ввели налог на выделение коровами метана, который загрязняет воздух. Налогом обложили только те хозяйства, где есть буренки. Фермеры, разводящие кур, свиней или иных животных, оказались свободны от сбора денежных средств. Дело в том, что в стране нет большого количества предприятий, загрязняющих воздух, поэтому коровы были выбраны в качестве самых злостных загрязнителей окружающей среды.

7. Налог на жир, Япония. Известный «Закон Метабо» в Японии требует, чтобы мужчины и женщины в возрасте от 40 до 75 лет измеряли свою талию каждый год. Если их талия превышает определенный размер (85 см для мужчин и 90 см для женщин), они должны заплатить штраф. Японский налог на жир был введен в качестве попытки преодолеть рост ожирения и препятствовать распространению таких заболеваний, как диабет и инсульты.

8. Египетские власти приняли решение облагать налогами профессиональных танцовщиц, исполняющих «танец живота». По объемам поступающих платежей в бюджет, данная статья государственного дохода занимает лидирующие позиции после экспорта нефтяных продуктов, хлопковой промышленности и туризма.

9. И в завершении этих примеров опять обратимся к России. Нам кажется, что налогообложение продуктов питания является обычным явлением, однако данный налог стал причиной масштабных событий. Например, в феодальной Франции репрессивный налог на соль (габель) стал одним из главных катализаторов буржуазной революции. Правительство России в первой половине XVII века заменило некоторые прямые налоги косвенными, заложив их в цену товаров. В Результате продовольственные товары подорожали в несколько раз, а главным следствием стал рост цен на соль. В то время она была единственным консервантом, который использовало население, чтобы сохранить продукты на более длительный срок. В России вспыхнул Соляной бунт (Московское восстание 1648 года) — один из крупнейших городских бунтов периода царствования Алексея Михайловича.

И, конечно, данный список можно продолжать и продолжать. Кроме того, налогообложение сказывается и на поведении многих известных и неизвестных нам людей.

Врачи из Италии давно заметили, что пик количества сердечных приступов из года в год происходит одновременно – в середине июня. Это время последнего представления «формы 740», так здесь называется налоговая декларация.

Известный футболист Диего Марадона имел до недавнего времени долг около 40 миллионов долларов перед родной страной. Несмотря на то, что он является гордостью Аргентины, каждый визит футболиста заканчивается штрафами. В один из приездов в родную страну полиция конфисковала часы «Ролекс» у Диего, а еще через три года – серьгу из его уха.

И, наконец, Жерар Депардье — один из самых плодовитых актёров современности, он снялся как минимум в 180 фильмах. Этот человек уехал из родной для него Франции сначала в Бельгию, а затем к нам, в Россию. Сейчас живет в Бельгии, мечтает жить, по его заявлению, в Алжире. А причина одна – налог на роскошь во Франции, который, правда с треском провалился (75-процентный налог на доходы свыше одного миллиона евро). Просуществовал он недолго, а ожидаемых результатов не принес. Ведь большинство богачей просто бежали из страны, чтобы сохранить свои деньги.

Вот с такими налогами, событиями и фактами связано развитие налогообложения в разные времена и в разных странах. Кто знает, может через десятки и сотни лет и наша налоговая система кому-то покажется странной, нелогичной, а, может, и экономически необоснованной. Но это нам неизвестно.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 206

К. МАРКС и Ф. ЭНГЕЛЬС

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

ИНСТИТУТ МАРКСИЗМА — ЛЕНИНИЗМА ПРИ ЦК КПСС

Карл МАРКС и

Фридрих ЭНГЕЛЬС

Седьмой том Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса содержит произведения, написанные с августа 1849 по июнь 1851 года. Основное внимание Маркса и Энгельса в этот период было направлено на теоретическое обобщение опыта революционных боев 1848–1849 гг. во Франции и Германии, на дальнейшую разработку тактики пролетариата, на борьбу за создание самостоятельной, независимой от мелкобуржуазных демократов, партии рабочего класса.

По приезде, в конце августа 1849 г., в Лондон, где вскоре собралось большинство членов прежнего Центрального комитета Союза коммунистов, Маркс вместе с ними приступил к реорганизации Союза и его Центрального комитета. В состав Центрального комитета вошел и Энгельс, приехавший в ноябре 1849 г. в Лондон. Маркс и Энгельс развертывают большую деятельность по укреплению пролетарской партии: они стремятся оживить работу Просветительного общества немецких рабочих в Лондоне, руководящим ядром которого были местные общины Союза коммунистов; входят в состав созданного этим обществом Социал- демократического комитета помощи немецким эмигрантам (см. документы этого комитета в приложениях к данному тому), добиваясь таким путем сплочения революционной эмиграции вокруг Союза коммунистов. Маркс в Энгельс устанавливают тесный контакт с революционными деятелями пролетарского движения других стран, с французскими эмигрантами-бланкистами, а также с английскими левыми чартистами, и осенью 1850 г. вместе с ними создают «Всемирное общество коммунистов-революционеров».

Важнейшим средством в деле укрепления пролетарской партии Маркс и Энгельс считали создание печатного органа, который был бы продолжением славной «Neue Rheinische Zeitung». Таким органом явился журнал «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue», начавший выходить под редакцией К. Маркса с января 1850 г. в Гамбурге.

В «Извещении» о выходе журнала, которым открывается настоящий том, Маркс и Энгельс определили задачи нового органа — «уяснить пережитый период революции, характер борющихся партий, общественные отношения, которые обусловливают существование и борьбу этих партий».

Произведения Маркса и Энгельса, напечатанные в «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue», составляют один из важнейших этапов в развитии марксистской теории и тактики.

В опубликованной в этом журнале работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» Маркс дал никем не превзойденный анализ причин, характера и конкретного хода революционных событий во Франции. Если, как указывал Энгельс в 1895 г. в введении к этой работе Маркса, в «Манифесте Коммунистической партии» материалистическое понимание истории было применено в общих чертах ко всей новой истории; если в «Neue Rheinische Zeitung» Маркс и Энгельс пользовались этой теорией для объяснения текущих политических событий, то здесь впервые Маркс поставил себе задачу «на протяжении многолетнего периода исторического развития, который был критическим и вместе с тем типичным для всей Европы, вскрыть внутреннюю причинную связь и, стало быть, согласно концепции автора, свести политические события к действию причин, в конечном счете экономических» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, 1955, стр. 91). Важнейшие положения исторического материализма: взаимоотношение базиса и надстройки, роль борьбы классов, партий и идей в развитии общества, роль государства и его различных форм, великое значение революционных преобразований в истории человечества — все это получило свою конкретизацию и дальнейшее развитие в этом произведении Маркса.

На основе практического опыта революционной борьбы масс Маркс развил в «Классовой борьбе во Франции» свою теорию революции и диктатуры пролетариата. Он показал, что революции являются «локомотивами истории», ускоряющими ход ее развития, раскрывающими могучие творческие силы народных масс, и что решающей силой революций XIX века является пролетариат. Доказывая необходимость завоевания рабочим классом политической власти, Маркс впервые употребляет здесь классический термин «диктатура пролетариата» и раскрывает политические, экономические и идеологические задачи этой диктатуры. Говоря о коренном отличии революционного социализма, коммунизма от обанкротившихся в ходе революции мелкобуржуазных утопических теорий, Маркс так характеризует его основные особенности: «Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях вытекающих из этих общественных отношений» (см. настоящий том, стр. 91). Это классическое определение Маркса вошло в сокровищницу человеческой мысли как одно из краеугольных положений научного коммунизма.

В «Классовой борьбе во Франции», как указывал Энгельс, впервые дана строго научная формула, в которой кратко выражена историческая задача пролетариата в деле экономического преобразования общества: «присвоение средств производства, подчинение их ассоциированному рабочему классу, следовательно, уничтожение наемного труда, капитала и их взаимоотношения» (см. настоящий том, стр. 40). Этой формулой научный коммунизм резко противопоставил себя всем разновидностям домарксовского социализма, а также утопическому коммунизму с его туманным требованием «общности имуществ».

Большое место в этом произведении Маркса отведено анализу положения и роли крестьянства, его взаимоотношений с пролетариатом. Маркс показал, что эксплуатация, которой подвергается французское крестьянство, отличается от эксплуатации промышленного пролетариата лишь по форме, что эксплуататор у них один и тот же — капитал. Своего подлинного защитника и союзника крестьянство находит в лице пролетариата, так как «только падение капитала может поднять крестьянина, только антикапиталистическое, пролетарское правительство может положить конец его экономической нищете и общественной деградации» (см. настоящий том, стр. 86), Так на опыте классовой борьбы во Франции Маркс приходит к важнейшему теоретическому и политическому выводу о необходимости союза пролетариата с крестьянством.

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

В одной из своих работ К. Маркс пишет: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов: более того, налоги – это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налого

Требовать ныне уничтожение налогов, значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. «Умирать и платить подати надобно везде»- сказал Франклин.

Мы находим, однако же, примеры в истории, что в некоторых государствах граждане, платя налоги, вместе с тем пользовались доходом от правительства. В древнем Риме гражданам доставалась часть добычи военной. В Бернском кантоне правительство разделяло между гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников[11].

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и, соответственно, функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

В XX в. основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

Налоговый кодекс РФ (п.1.ст.8) определяет налог - как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований»[12].

Налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако, на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.

Отчуждение собственности в результате налоговых отчислений действительно происходит в денежной форме, однако, при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или собственности, которая служит основой экономических отношений.

Категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства[13].

Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных доходов, назначение каждого их них - определяется экономической и правовой системами страны[14].

1.2. Структура налоговых доходов государства

Согласно ст.10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты, в том числе:

· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

· бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупный объем доходов консолидированного бюджета по итогам 2005 года составил 5703,48 млрд. рублей (4386,30 млрд. рублей по итогам предыдущего года), из которых 85,9% составляют налоговые поступления. Таким образом, доля федерального бюджета в объеме доходов консолидированного бюджета РФ возросла на 76,4% и составила 4896,65 млрд. руб. (3741,86 млрд.руб. 2004 год).

Основными источниками поступлений налоговых доходов 2005 году стали (млрд. руб.):

· Налога на прибыль-1353,78;

Налоговые доходы федерального бюджета с учетом ЕСН составили 2668,38 млрд. руб., что на 136,3 % больше к 2004 году (1958,32 млрд. руб.- 2004год). Объем налоговых поступлений консолидированных бюджетов субъектов РФ также возрос на 124,9% в 2005 году и достиг отметки в 2228,27 млрд. руб. (1783,55 млрд. руб. 2004 год).

Структура поступлений администрируемых ФНС России доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в январе – ноябре 2005 года (в %)

Читайте также: