Налоговая система унитарного государства федерации и конфедерации

Опубликовано: 23.04.2024

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие унитарного государства

В современном мире есть близкие понятия – страна и государство. Часто они используются как синонимы. Но эти понятия имеют существенное различие. Термином «страна» обозначают какую-либо территорию. А термин «государство» обозначает политическую систему.

Государство – это совокупность форм, методов и систем органов управления экономической и общественной жизнью на территории определенной страны.

Возникали государственные образования как система власти. Она служила для подчинения одних слоев населения другим. Далее сформировалась функция управления определенной территорией. Она сводилась к сбору всевозможных податей и обеспечению обороны в случае нападения врагов. Позже государство начало регулировать и экономические отношения на данной территории.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система унитарного государства 460 руб.
  • Реферат Налоговая система унитарного государства 250 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система унитарного государства 190 руб.

В процессе развития человеческого общества сформировалось несколько типов государственных образований. Одним из них является унитарное государство.

Унитарным государством называется такая форма государственного устройства, когда составные территориальные части являются административно-территориальными единицами инее имеют статуса государственного образования, по всей стране действует единая конституция, единая правовая система и единая для всей страны структура органов власти.

Примерами унитарных государств могут быть Франция, Финляндия, Норвегия, Венгрия.

Сущность и задачи налогов и налоговой системы

С момента возникновения государств, в любом обществе возникает система взимания платежей в пользу государства. Эти средства расходуются руководством государства (правителями) для различных нужд – обороны, содержание аппарата власти и пр. У разных народов и в разные времена эти платежи носили различные наименования. В современном словаре они обозначены термином «налоги».

Налогами называют обязательные безвозмездные платежи, взимаемые принудительно государством (государственными органами различного уровня), для содержания государственного аппарата и финансирования выполнения государством своих функций.

Перечень установленных в государстве налогов, принципы, формы и методы их установления и сбора, способы их коррекции (изменения, отмены), методы и органы контроля за уплатой налогов и соответствующая законодательная база образуют налоговую систему государства.

От сборов и пошлин налоги отличаются безвозмездным характером уплат. Сборы и пошлины же носят характер соглашения и разрешения совершать определенные действия плательщиками или в отношении таковых. Налоговые сборы – это обязательный элемент экономических отношений. Они изменяются с изменением государственности или с ее развитием. Благодаря выполняемым ими функциям, налоги являются инструментом государственной политики. В государстве и обществе налоги выполняют следующие функции:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • функцию контроля.

Наиболее древней и, в то же время, самой главной является фискальная функция. Она заключается в сборе денежных средств для формирования приходной части государственного бюджета. Перераспределение собранных средств в соответствии с проводимой государством политикой является проявлением распределительной функции налоговой системы.

Применяя различные налоговые ставки или освобождая отдельные отрасли или предприятия от уплаты налогов или же наоборот, повышая налоговую ставку для отдельных товаров или предприятий осуществляется регулирующая функция налогов. Роме того она предусматривает сбор средств на восстановление использованных ресурсов. Контроль заключается в отслеживании степени полноты денежных поступлений и их своевременности. Эта функция необходима для дальнейшего планирования развития государства (как экономики, так и общества).

Особенности налоговой системы унитарного государства

Как уже говорилось выше, унитарные государства – это цельные образования. Территории, входящие в их состав являются административно-территориальными единицами, не имеющими суверенных прав. Они всецело подчиняются центральным органам власти. Это касается и вопросов налогообложения и формирования бюджетов всех уровней.

Аппарат государственной власти унитарного государства – это единая структура по всей территории страны. Права высших органов власти не ограничены полномочиями местных органов самоуправления. В пределах унитарного государства действует единая конституция и единая правовая система.

Налоговая система унитарного государства представляет собой одноканальную структуру. Все налоги, собираемые на местах поступают в единый центр. А уже центральные органы власти осуществляют перераспределение собранных средств по регионам и отраслям.

В качестве примера классической формы налоговой системы унитарного государства часто приводят современную налоговую систему Великобритании. В унитарном государстве используют центральные и местные налоги. В категорию центральных налогов входят:

  • подоходный налог с населения;
  • подоходный налог с предприятий, фирм, корпораций и т.п.;
  • налог на доходы от нефти;
  • налог с наследства;
  • налог на добавленную стоимость;
  • всевозможные гербовые, акцизные и пошлинные сборы.

Собранные средства поступают в центральный (государственный) бюджет. Взимание средств может происходить либо через специальные органы, либо перечислением плательщиком через банковские учреждения. Согласно конституции государства платеж может производиться как в наличной, так и в безналичной форме (банковским чеком, банковской картой и пр.).

Для финансирования нужд местных бюджетов применяют систему местных налогов. В их перечень входят поимущественные налоги. В зависимости от особенностей государственного законодательства ( налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили реферат Основы налогового контроля подробнее ) определяется ставка налогов и система их начислений (пропорциональная, прогрессивная и т.д). Эти же законы определяют круг лиц и случаи применения льготного налогообложения или освобождения т уплаты налогов.

После изучения материалов данной главы вы сможете:

• дать характеристику федеративной системе как специфической форме государственного объединения;

• ознакомиться с таким современным явлением, как конкурентный федерализм»;

• получить представление об основных направлениях формирования налоговых систем в федеративных государствах с развитой экономикой;

Рассмотрение и анализ проблем налогового федерализма имеет особую актуальность для современной России, так как мы, по сути, только приступаем к созданию истинно федеративного государства.

По определению федерация – есть форма объединения ряда государств, при которой объединяющиеся государства-члены, сохраняя определенную юридическую государственную самостоятельность, создают новое единое государственное образование. Форма федерации предполагает единые союзное гражданство, армию, союзные государственные органы. В свою очередь конфедерация – это союз отдельных государств, сохраняющих независимое (суверенное) существование, но объединенных одним или несколькими общими органами управления. В мировой практике примерами федеративных государств являются США, ФРГ и Канада, а конфедеративного – Швейцария.

Прежде чем приступить к анализу состояния налогового федерализма, необходимо определить основные специфические особенности современного федерализма как системы власти. В целом федерализм и определяется как система власти, при которой по Конституции ряд властных функций передается независимом региональным органам при верховной власти у центрального правительства – носителя национального суверенитета. Современный федерализм принято квалифицировать как конкурентный федерализм. Его основой является «принцип субсидиарности», означающий, что конкретные задачи сравнительно небольших коллективов должны решаться на возможно более низком уровне власти. И только такой подход может обеспечивать высокую степень независимости и, следовательно, подлинной демократизации управления. В свою очередь каждое движение в сторону централизации ведет к ограничению гражданских и избирательных прав населения, когда усиливается «анонимность» власти.

Понятие «субсидиарности» раскрывается в ряде принципов, первым из которых является принцип «происхождения». Он относится к свободной торговле товарами и услугами и означает, что местные власти не должны проверять или лицензировать подлежащие продаже товары, поставщики которых получили лицензии в другом районе страны. Тогда у местных властей появляются возможности расширения базы налогообложения за счет привлечения «чужих» предпринимателей и стимул к соперничеству в области установления правил, наилучшим образом отвечающих нуждам граждан. Следующий принцип – «исключительности», т. е. эксклюзивное, четкое и определенное возложение ответственности за коллективные действия на данный уровень власти. Третьим принципом, необходимым для обеспечения эффективного функционирования конкурентного федерализма, является «фискальная эквивалентность». Он означает, что каждая административная территория должна финансировать свои властные функции, переданные ей или взятые ею на себя, за счет средств, полученных от налогов, сборов и заимствований, за которые она несет ответственность.

Все вышеупомянутые принципы, вместе определяющие конкурентный федерализм, имеют тенденцию усиливать один другого. А при нарушении хотя бы одного из них страдает конкуренция между территориями. Например, право Центра устанавливать все ставки налогов наносит серьезный удар по независимости и ответственности местных властей и т. д. Таким образом, подлинный конкурентный федерализм может быть понят только как взаимосвязанное целое.

Система налогообложения при федеративном государственном устройстве должна быть структурирована исходя из указанных принципов и поэтому серьезно отличается от подходов к ее формированию в унитарном государстве. У последнего политическая воля сосредоточивается в едином центре, а местные самоуправляемые корпорации все-таки не имеют статуса государственного суверенитета. В федеративном государстве существуют по крайней мере два уровня с подлинным государственным суверенитетом – центральный и региональный. Но для соблюдения целостности государства необходимо обеспечить единое налоговое законодательство с двухканальной системой. Для иллюстраций этих положений необходимо рассмотреть конкретные налоговые системы объединенных федерацией государств.

Налоговая система США

Специфика состава и структуры налоговой системы США определяется масштабами использования всех видов прямого налогообложения. В системе налогообложения США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий (см.

Таблица 24.1. Состав и структура налоговой системы США

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на социальное страхование

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

Налоги на наследство и дарения

Налоги с владельцев автотранспорта

Основную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения (income tax), субъектами которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статус юридического лица (см. табл. 24.2).

Таблица 24.2. Приблизительная структура налоговых поступлений

федерального бюджета США и штатов в конце 1990-х гг.*

Виды федеральных налогов

Виды налогов штатов

Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц

Отчисления на социальное страхование

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на имущество

Налоги с владельцев автотранспорта

Налоги с наследства

* Составлена по данным: Налоги и налоговое право. Ред. А. В.

Условно подсчет доходов выполняется в три этапа:

1. Подсчитывается валовой доход, который может состоять из: заработной платы, аннуитета, пенсии, алиментов, доходов по ценным бумагам, вознаграждений, бонусов, ренты и роялти, фермерского дохода, социального пособия и пособия по безработице, стипендий, доходов от трастовых операций и недвижимости и т. д.

2. Валовой доход корректируется за счет вычетов из него разрешенных затрат и льгот. К ним относятся: торговые или производственные затраты, убытки от продажи или обменных операций с ценными бумагами, пенсионные взносы лиц, уплаченные алименты, авансовые налоговые взносы и т. д.

3. Из суммы скорректированного валового дохода исключаются классифицированные или стандартные вычеты. Полученная величина является налогооблагаемым доходом. К основным вычетам относятся: необлагаемый минимум на каждого иждивенца плательщика, стандартные скидки, дополнительные скидки для лиц старше 65 лет и инвалидов, расходы по переезду на новое место жительства, связанные с повышением квалификации командировочные, благотворительные взносы и др. Указанные вычеты могут производиться в размере не более 50 % скорректированного валового дохода, а оставшиеся 50 % могут быть вычтены из доходов в течение 5 лет.

Ставки подоходного налога, введенные в соответствии с планом президента США Б. Клинтона, представлены в табл. 24.3.

Таблица 24.3. Ставки подоходного налога в США*

Налогооблагаемый доход ($ тыс.)

Сумма налога ($ тыс.)

1. Одинокие налогоплательщики

12,107 + 31 % > 53,5

31,172 + 36,0 %> 115

2. Семейные налогоплательщики, заполняющие совместную декларацию

20,16 + 31 % > 89,15

17,544 + 31 % > 76,4

33,385 + 36 % > 127,5

* Налоги и налогообложение. Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. М.: ИНФРА-М, 1998, с. 367.

Еще один важнейший налог в системе подоходного обложения – налог на прибыль корпораций (corporation income tax), претерпевший существенные изменения в результате известных налоговых реформ 1980-1990-х гг. Главным принципом налогообложения корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками этого налога являются прежде всего акционерные компании. Примерно 85 % налога взимается на федеральном уровне, а 15 % – штатами и местными органами власти. Объект обложения определяется в несколько этапов.

1. Определяется валовой доход компании, состоящий из валовой выручки от реализации и всех внереализационных доходов и расходов.

2. Из валового дохода вычитаются заработная плата работников, расходы на ремонт, безнадежные долги, рентные платежи, уплаченные местные и штатные налоги, амортизация, проценты за кредит, расходы на рекламу, взносы в пенсионные фонды, убытки от стихийных бедствий, благотворительные взносы, операционные убытки, расходы на НИОКР, расходы на капитальный ремонт и т. д.

В налоговом законодательстве тщательно оговариваются все расходы, которые можно включать в издержки производства при определении корпорационного налога. Международные стандарты, лежащие в основе этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно-коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и в основном этих законов, носят достаточно либеральный характер. Как правило, разрешается включать все затраты компании, связанные с ее текущей производственно коммерческой деятельностью. Ограничения незначительны и основном касаются запрета на включение в издержки «чрезмерных» представительских расходов.

3. После вычета из валового дохода издержек, дополнительных расходов и уплаченных налогов из него вычитают те льготы, которые направлены непосредственно на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Заключительный этап связан с тем или иным решением проблем двойного обложения той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов.

Огромные льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций (особенно в засушливые годы) некоторые компании сводят налоговую базу к нулю. После «фермерских» льгот большое внимание также уделяется вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна – так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28,31,36 и 39,6 %, фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14 %. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15 %, реальная составит только 7,5 %.

Основная ставка налога па корпорации установлена в размере 34 % и вносится по следующей схеме. Корпорация уплачивает 15 % за первые $ 50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25 % - за следующие $ 25 тыс., свыше $ 75 тыс. - 34 %. Кроме того, на доходы в пределах от $ 100 тыс. до $ 335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5 %. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий.

Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное страхование (social insurance tax), то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3 %.

Налоги с наследств и дарений (inheritance and gift taxes) физические лица платят по ставке от 18 до 55 % (если стоимость имущества превышает $ 600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2 %) и имеет тенденцию к снижению за счет повышения значимости этого налога на местном уровне.

Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно отличается от федеральной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80 % общих доходов, а оставшиеся 20 % - это федеральные субсидии (гранты).

Доля в общем объеме поступлений налога с продаж (sales tax) достигает 30-40 %. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4-8 %.

Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, а в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10 %; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога. При этом в штатах имеется своя форма налоговой декларации, а суммы уплаченного в них налога вычитаются при определении обязательств субъектов налогообложения по федеральному налогу.

Налог на прибыль также взимается почти во всех штатах и имеет не столько фискальную направленность, сколько используется в качестве метода воздействия на экономическую ситуацию.

Практически во всех штатах взимается налог на имущество (property tax), который уплачивают как физические, так и юридические лица. Ставки налога различаются и варьируются в размерах от 0,5 до 5 %. Кроме того, штатами взимается налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

Наряду со штатами в качестве административных образований в США насчитывается почти 85 тыс. районов, подпадающих под юрисдикцию местных органов власти. Почти все штаты разделены на графства, и в них существует примерно 20 тыс. муниципалитетов. Графства, муниципалитеты, тауншипы (специфические территориальные образования) имеют свои органы управления, являющиеся правительствами общего назначения и предоставляющие свои услуги в пределах данной территории. Каждый орган самоуправления может формировать свой собственный бюджет, вводить налоги и реализовывать различные действия по обеспечению поступлений в него. Органы местного самоуправления имеют в своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов.

Наибольшее значение среди местных налогов принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в год с физических и юридических лиц, владеющих собственностью. Базой для определения этого налога является оценочная стоимость собственности.

Почти в половине штатов взимается местный налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены.

Налоговая система ФРГ

Германия, как известно, страна с богатым историческим прошлым, очень сильными традициями и ярко выраженной спецификой национального менталитета. Она прошла различные стадии политического и экономического устройства. После второй мировой войны ее промышленный потенциал был разрушен, но уже в середине 1970-х гг. ФРГ вышла на передовые рубежи в мировом экономическом сообществе. Ее успехи во многом связаны с рациональной организацией системы формирования государственных налоговых доходов с учетом вертикального их распределения по различным уровням государственного управления. Рассматривая развитие налогообложения в Германии, мы обнаруживаем эволюционную тенденцию к централизации (1870-е гг. (после образования Германской империи)– май 1945 г.). Так, в декабре 1919 г. началась крупнейшая налоговая реформа, основная задача которой состояла в ликвидации финансового суверенитета земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. В Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов независимо от их последующего распределения. Но когда после войны к власти пришло правительство Л. Эрхарда, которое активно выступало за свободные рыночные отношения, оно изменило политику в сторону предоставления ощутимой самостоятельности общинам и землям и прежде всего четко разграничило властные полномочия.

В определенном смысле принципы вертикального разграничения налоговых источников в Германии сходны с принципами США. Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат также федерации, а обеспечивают финансирование всех трех уровней несколько наиболее значимых налогов (см. табл. 24.4). Так, подоходный налог с физических лиц «участвует» в трех бюджетных фондах: два «верхних» бюджета получают по 40 % поступлений, а местные – 15 %. Налог на корпорации делится в равной пропорции между федеральным и земельным бюджетами, налог на добавленную стоимость распределяется по трем бюджетам, причем соотношения распределения этого налога могут быть различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

Таблица 24.4. Налоговые доходы бюджетных звеньев Германии в 1995 г.*

подоходный налог на заработную плату

подоходный налог, уплачиваемый по декларации

Налоги и налоговые системы федеральных, конфедеральных и унитарных государств

В зависимости от того, как разграничена компетенция органов центральной и региональной власти в сфере налогообложения, налоговые системы федеральных государств могут различаться по степени их централизации.

К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему в целом и налоговую систему в частности, относится и Германия. Это одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Земли, имеющие высокие доходы, такие, как Бавария, Вюртемберг, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым субъектам федерации. Основным источником бюджетных доходов в Германии являются налоги, которые подразделяются на общие налоги, налоги федерации, налоги земель и общин.

В соответствии со ст. 106 Основного закона ФРГ 1949 г. Общими являются подоходный налог, НДС и налог на корпорации. Поступления от подоходного налога и налога на корпорации распределяются поровну федерацией и землями. Доли же поступлений от налога с оборота определяются федеральным законом, принимаемым с одобрения бундесрата. Эти налоги фактически являются бюджетообразующими. Распределение средств от общих налогов может быть проиллюстрировано на примере подоходного налога с физических лиц: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5%-в бюджеты соответствующих земель и 15%-в местные бюджеты[11].

Федеральные власти, кроме того, получают доходы от следующих налогов: таможенных пошлин; косвенных налогов на потребление; налога с грузового транспорта; налога с оборота капиталов, на страхование и с обменных операций; единовременного имущественного налога и компенсационных сборов; налогов, собираемых в рамках Европейского сообщества.

В пользу земель поступают: имущественный налог; налог с наследства; налог на автомашины; налог с транспорта; налог на пиво; сборы с игорных учреждений.

Общины получают часть поступлений от подоходного налога, которая резервируется землями за общинами из платежей, вносимых их жителями в качестве подоходного налога. Часть поступлений от прямых налогов и от косвенных местных налогов также передаётся общинам. Им же принадлежит право устанавливать положения о прямых налогах. Если земля не имеет в своём составе общин, то указанные поступления принадлежат земле.

В качестве примера организации налогообложения на основе относительной децентрализации можно рассматривать налоговую систему такого федеративного государства, как Австралия. В состав Австралийского союза входит 6 штатов и 2 территории. Кроме того, на местном уровне существуют в общей сложности около 900 городских администраций, муниципалитетов, графств и посёлков.

Система налогов в этой стране трёхуровневая: Выделяются федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. В доходах бюджета велика доля косвенных налогов, прежде всего таможенных пошлин на импортные товары. Порядок установления и введения налогов в Австралии имеет свои особенности и включает принятие двух законодательных актов.

Основными налогами, взимаемыми в Австралии, являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль компаний.

Подоходный налог с физических лиц является федеральным. Его субъектами являются физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Однако ставка налога различается в зависимости от того, проживает налогоплательщик в Австралии постоянно или нет. Так, для резидентов ставка налога с дохода от 5400 до 20700 австр. Долларов составляет 20%, а с дохода более 50 тыс. австр. Долларов- 14102 австр. Долларов +47% с суммы превышения. Для нерезидентов установлены повышенные налоговые ставки. С дохода до 20700 австр. Долларов ставка налога для них составляет 29%, а для дохода более 50 тыс. австр. долларов- 17045 австр. долл. +47% с суммы превышения. Налог взимается посредством удержания у источника выплаты дохода на основе декларации, которую подают лица, работающие не по найму, и уплачивается посредством внесения авансовых платежей лицами, получающими доходы от предпринимательской деятельности. В последнем случае налогоплательщик может осуществить те же вычеты, что и компания.

Налог на прибыль компаний также взимается федеральными властями. Его плательщиками являются юридические лица. Налогооблагаемая прибыль исчисляется как разница между валовой прибылью компании, полученной за год, и налоговыми вычетами. Ставка налога составляет 36%. Уплата осуществляется на основе декларации.

Налог на дополнительные льготы взимается с доходов и выгод, полученных в результате льготного предоставления транспортных средств, жилищных кредитов, оплаты отпусков и пр. Ставка налога составляет 48,5%.

Налог с продаж уплачивают производители и оптовые продавцы товаров. Облагаются как товары местного производства, так и импортные. От уплаты налога освобождаются производители, среднегодовой объем продаж которых не превышает 50000 австр. долларов, основная ставка налога составляет 22%, а по отдельным товарам- от 10 до 30%.

Налог на заработную плату представляет собой разновидность взносов на социальное страхование. Например, на острове Тасмания с заработка, превышающего необлагаемый минимум в 47083 австр. долларов, налог взимается по ставке от 3,95 до 7%.

Земельный налог взимается властями штатов с «неулучшенной стоимости» земельных участков. В налогооблагаемую базу не включается дополнительная стоимость земли, полученная в результате проведения мелиорационных работ, очистки территории, ликвидации эрозии почвы и т.д. Например, в штате Квинсленд земельный налог в зависимости от стоимости земли взимается по ставке от 0,2 до 1,8%.При этом от налогообложения освобождены земля, используемая под основным место жительства собственника, земли некоммерческих и благотворительных организаций. Необлагаемыми являются также земельные участки, стоимость которых составляет менее 160 тыс. австр. долларов.

Отличительной чертой системы налогов Австралии является отсутствие на федеральном уровне и уровне штатов поимущественных налогов, лишь на местном уровне взимается налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Конфедеративные черты имеет система налогов Швейцарии, В состав Швейцарской Конфедерации входит 26 кантонов, которые поделены на муниципалитеты (коммуны).

Система налогов в этой стране трёхуровневая. Налоги взимаются на конфедеративном, контональном и муниципальном уровнях. Конфедеративность системы налогов этого государства определяется положениями ст. 3 Федеральной конституции Швейцарской конфедерации, в соответствии с которой кантоны являются суверенными территориями. Их суверенитет не ограничен Федеральной конституцией, и они самостоятельно осуществляют все права, за исключением тех, которые переданы Конфедерации.

В части налогообложения Конфедерации делегированы лишь отдельные полномочия. Так, Конфедерация в пределах определённых ставок вправе взимать отдельные прямые налоги: налог на доходы физических лиц; на чистую прибыль юридических лиц; на капитал и резервные денежные фонды юридических лиц.

Налог на добавленную стоимость может взиматься Конфедерацией, если «вследствие эволюции возрастной структуры населения финансирование социального страхования по старости лиц, оставшихся без кормильца, и лиц, потерявших трудоспособность, не может быть более обеспеченным, Конфедерация может в федеральном законе увеличить на один пункт налог на добавленную стоимость».

На специальные цели расходования Конфедерации предоставлено право взимать налог со следующих товаров: необработанный и обработанный табак; очищенные алкогольные напитки; пиво; автомобили и их составные части; нефть; иные нефтяные продукты; природный газ, продукты их очистки.

Кроме того, Конфедерация может взимать добавочный налог на горючее, гербовый сбор на ценные бумаги, страховые полисы и другие документы о коммерческих операциях, предварительный налог на прибыль с движимого имущества, на выигрыши в лотереи и на страховые возмещения, а также таможенные пошлины.

Взимается также налог с лиц, не служивших в армии, который является своего рода денежной компенсацией неотбытой воинской повинности.

Примечательно, что по отдельным объектам налогообложения кантоны и коммуны полностью отказались от своих налоговых притязаний в пользу Конфедерации. В частности, согласно ст. 134 Федеральный Конституции «объекты, которые федеральное законодательство относит к обложению налогом на добавленную стоимость, налогом на специальные расходы, гербовым сбором и предварительным налогом или от которых это законодательство освобождает, не могут вводиться кантонами и коммунами в налог такого же характера».

Правовую основу конфедеративного налогообложения составляют так же Федеральный закон 1990г. «О федеральных прямых налогах», Федеральный закон 1973г. «О гербовых сборах».

Кантонами взимаются: общий налог на доходы и собственность; подушный налог; налог на прибыль и капитал; налог на прирост капитала; на наследство и пожертвования; на недвижимость; на развлечения; на транспортные средства; на домашних животных.

Часть своих полномочий по установлению налогов кантоны делегируют муниципалитетам. Муниципальные налоги в большинстве своём представляют собой дополнительные ставки к кантональным налогам.

Прямые налоги взимаются на основе метода авансовых платежей, размер которых определяется на основе показателей за один- два предыдущих года, или уплачиваются по прошествии налогового периода на основе данных о текущей деятельности. Первый метод используется для налогообложения преимущественно физических лиц, а второй- юридических лиц.

Прямой налог на прибыль является прогрессивным. В зависимости от объёма прибыли его конфедеративная ставка может составлять от 3,63 до 9,8%, а совокупная кантональная и муниципальная ставка- от 11,3 до 29,1%.

Налог на капитал взимается на конфедеративном уровне на основе пропорциональной ставки, составляющей 0,825% на тысячу швейцарских франков, а на кантональном и муниципальном уровне- 4,0375%.

Предварительный налог уплачивается с доходов, полученных от движимого имущества, посредством удержания его у источника выплаты. Его плательщиками являются налоговые нерезиденты. С доходов в виде процентов, дивидендов и лотерейных выигрышей налог уплачивается по ставке 35%, а со страховых выплат- 15%.

Налог на добавленную стоимость уплачивается по ставке 6,5%. Гостиничные услуги облагаются по ставке 3%, а оборот продовольственных товаров, медикаментов и периодичных изданий- 2%.

Гербовый сбор уплачивается при выпуске ценных бумаг, увеличении их номинала и совершении иных операций с ними. Так, сбор за выпуск акций составляет 2% от их номинала. Выпуск долговых обязательств облагается по ставке 0,12%, а выпуск банковских векселей - по ставке 0,06%. Операции с ценными бумагами облагаются по ставке 0,15%, а если это ценные бумаги иностранных эмитентов- 0,3%. Гербовый сбор взимается также с отдельных видов страховых полисов, например по страхованию имущества (ставка 5%).

Налоговые системы унитарных государств в большинстве своём- двухуровневые и включают в себя лишь общегосударственные и местные налоги.

Подобным образом, например, организованна система налогов и сборов в Республике Беларусь. В этой стране налоги подразделяются на общегосударственные, взимаемые на всей территории, и местные.

Правовую основу налогообложения в этой стране составляет Закон 1992г. «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также другие акты налогового законодательства, определяющие порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов.

Налоговая система Беларуси характеризуется значительной долей косвенного налогообложения и большим числом разного рода сборов. В общей сложности насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет.

К общегосударственным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налог на игорный бизнес; налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог на недвижимость; налог на приобретение автотранспортных средств; чрезвычайный налог; земельный налог; экологический налог; единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции; налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощённую систему налогообложения; плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница Российской Федерации, плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжёловесных и крупногабаритных транспортных средств; плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде; плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню.

Местными органами власти предоставлено право вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие обязательные платежи: налог на рекламу; налог на продажу товаров в розничной торговой сети; сборы с пользователя; сборы за услуги; целевые сборы.

Налог на добавленную стоимость является бюджетообразующим, так как за счёт него обеспечивается более 25% доходов республиканского бюджета. Этим налогом облагаются обороты по реализации товаров и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Основная ставка НДС составляет 20%: пониженная ставка в размере 10% применяется при реализации определённых видов товаров и услуг, например таких, как продукция растениеводства и животноводства, рыболовства и пчеловодства, а также продовольственных и детских товаров. По нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строительные работы и транспортные услуги.

Акцизами облагаются: спирт, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили, сырая нефть, дизельное топливо и бензин. Ставки акцизов преимущественно твёрдые. Например, алкогольная продукция облагается по ставке 4690 белорусских рублей за 1 литр спирта, в ней содержащегося, а сырая нефть - 16,5 евро за тонну.

Налогом на прибыль облагаются юридические лица. Общая ставка налога составляет 30%, прибыль малых предприятий, а также дивиденды облагаются по ставке 15%, а прибыль предприятий агропромышленного комплекса - по ставкам 7-10%. От неуплаты налога на прибыль освобождаются предприятия, использующие труд инвалидов и пенсионеров, и некоторые другие категории налогоплательщиков.

Подоходный налог с физических лиц уплачиваются с доходов в денежной и натуральной формах, полученных в течение календарного года. Налог взимается по прогрессивной пятиступенчатой шкале в 9,15,20,25 и 30% в зависимости от размера дохода. Авторские вознаграждения, выплачиваемые наследникам авторов, облагаются по ставке 40%. Иностранные граждане, не относящихся к категории постоянно находящихся на территории Республики Беларусь, обязаны уплачивать налог по ставке 20%. Подоходный налог взимается у источника выплаты дохода или налоговыми органами на основе деклараций, подаваемых налогоплательщиками. Декларации должны предоставляться физическими лицами в 30-дневный срок со дня получения дохода. Налог исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом исходя из заявленного в декларации дохода.

Налоги на доходы в отдельных сферах деятельности взимаются с банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также с иных юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами. Налогообложение этих видов деятельности осуществляется по ставке 30% для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и по ставке 40% по доходам от операций с ценными бумагами. Уплата налога на доходы заменяет уплату НДС и налога на прибыль.

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности взимается по ставке 8%. Налогооблагаемый доход определяется как разность между суммой выручки от организации лотерей и суммой начисленного призового фонда лотереи.

Налогом на игорный бизнес облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. Ставки налога установлены в минимальных заработных платах в месяц за один игровой объект.

1.17. Форма государственного устройства: понятие и её виды

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

Основными видами форм государственного устройства являются:

- унитарное государство;

- конфедерация.

Унитарное государство имеет целостную территорию, и его части не имеют собственной государственности.

Признаки унитарного государства следующие:

- единство и однородность территории;

- отсутствие внутри государства частей, обладающих признаками государства (то есть государства в государстве);

- деление страны осуществляется исключительно по административно-территориальному признаку;

- административные единицы не обладают политической самостоятельностью, не имеют признаков государства;

- наличие только одной общегосударственной конституции;

- наличие единой системы законодательства;

- наличие единых для всей страны высших органов государственной власти;

- парламент, как правило, имеет однопалатную структуру;

- органы власти административно-территориальных образований подчиняются центральной власти;

- единое гражданство для всей страны;

- единая денежная система;

- общая для всех административных единиц финансово-кредитная и налоговая политика.

Унитарными, как правило, являются небольшие по территории государства с компактно проживающим однородным населением.

Примерами унитарных государств являются: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Латвия, Эстония, Франция, Польша, Чехия и т.д.

Помимо унитарных государств в «чистом виде» встречаются их особые разновидности:

- унитарные государства с автономиями;

- децентрализованные унитарные государства.

Автономия – это особое образование в рамках унитарного государства, имеющее внутреннее самоуправление и статус, отличный от других административно-территориальных единиц.

Автономии могут быть:

- административными (построены сугубо на началах самоуправления);

- политическими (имеющими пусть небольшие, но признаки государства).

Примерами административных автономий являются автономии (районы, уезды, волости, то есть трёх уровней) в рамках унитарного Китая (КНР).

Примером политической автономии может служить палестинская автономия в рамках Израиля.

Децентрализованное унитарное государство отличается тем, что все его высшие административно-территориальные единицы являются автономиями. Так, в Италии все 20 областей автономны, хотя она не федерация, а унитарное государство. Унитарная Испания также разделена на 17 автономных сообществ и поэтому считается децентрализованным государством.

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности.

Можно выделить следующие признаки федерации:

- территорию федерации составляют территории её субъектов;

- субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

- в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром;

- высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам;

- наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству;

- парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата представляет интересы всей страны, верхняя – интересы субъектов.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах.

Примерами территориальных федераций являются: США, Бразилия, Мексика.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. В качестве примеров национальных федераций можно привести: Союзную республику Югославию (Союз Сербии и Черногории), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшийся в 1993 году).

Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов – территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеративная Республика Германии (состоит из 16 территориальных субъектов – земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности).

Реликтовой формой государственного устройства является конфедерация.

Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфедерация – это союз государств. Для конфедерации характерны:

- слабый уровень интеграции составляющих её частей;

- наличие у них государственного суверенитета и иных признаков государства – собственной армии, гражданства, законодательства;

- отсутствие единых высших органов государственной власти либо наделение их (при их наличии) минимумом полномочий;

- право свободного выхода из конфедерации.

Конфедерация – временное, нестойкое образование. Оно обычно создается как промежуточный этап при объединении суверенных государств в федерацию либо при постепенном распаде федерации на самостоятельные государства.

Примером конфедерации являются:

- США (создана 1781 году и преобразована в федерацию в 1787 году);

- Швейцария в 1815-1848 гг. (объединилась в федерацию);

- ОАР – Объединенная Арабская Республика – конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 году по инициативе Г.А.Насера (президента Египта) как первый шаг к общеарабскому объединению (распалась через 3 года, в 1961 году);

- Сенегамбия – конфедерация Сенегала и находящейся внутри её территории Гамбии; существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

1. Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.


двойной клик - редактировать изображение

2. В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на виды:

2.1) простая форма (унитарное государство);

2.2) сложная форма (федерация, конфедерация).

Не относятся к формам государственного устройства межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств, но вместе с тем в большинстве курсов по теории государства и права они рассматриваются и изучаются в рамках данного института.


двойной клик - редактировать изображение

3. Унитарное государство (от лат. «unitas» – единство) – простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

3.1. Отличительные признаки унитарного государства:

3.1.1) вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;

3.1.2) органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);

3.1.3) одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всего государства);

3.1.4) наличие единого гражданства.

3.2. Виды унитарных государств:

3.2.1) простое унитарное государство – в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир);

3.2.2) сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.

3.3. Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

3.3.1) централизованное унитарное государство – строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия);

3.3.2) децентрализованное унитарное государство – органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Соединённое Королевство, Швеция, Япония).

3.3. Регионалистское государство (также региональное государство) – сильно децентрализованное унитарное государство, в котором все административно-территориальные единицы являются автономными образованиями и наделены довольно широкими полномочиями. Они имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём прослеживается некоторое их сходство с субъектами федерации. Такая форма в настоящее время встречается только в четырёх государствах: Италия, Испания, Шри-Ланка, ЮАР.

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому его можно рассматривать как специфическую переходную форму от унитаризма к федерализму, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом образования своих администраций, избрания региональных парламентов (местных законодательных собраний и ассамблей), издания законодательных актов по отдельным вопросам. В ЮАР, например, все 9 провинций наделены правом принимать свои собственные конституции. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе – губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных государствах неодинаковы: в Италии и ЮАР они незначительны и имеют скорее номинальный характер; в Шри-Ланке, напротив, – очень широки и могут включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы. В Испании контроль за регионами в большей степени осуществляется конституционным судом.


двойной клик - редактировать изображение

4. Федерация (от лат. «foederatio» – объединение, союз) – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

4.1. Отличительные признаки федеративного государства:

4.1.1) предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;

4.1.2) двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру – верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);

4.1.3) двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);

4.1.4) наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.

4.2. По способу образования субъектов федерации выделяют в иды федераций :

4.2.1) территориальная федерация ( также административная федерация) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);

4.2.2) национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов (Бельгия, Индия, в прошлом – СССР, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ));

4.2.3) национально-территориальная федерация ( также смешанная федерация) – федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия, Канада).

4.3. По способу образования самой федерации выделяют в иды федераций :

4.3.1) конституционная федерация – федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, ЧСФР (ЧССР), СФРЮ (ФНРЮ), Российская Федерация (РСФСР));

4.3.2) договорная федерация (также союзная федерация) – федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР);

4.3.3) смешанная федерация (также конституционно-договорная) – государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации.

4.4. В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют в иды федераций :

4.4.1) симметричная федерация – субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации;

4.4.2) асимметричная федерация – федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий;

4.4.3) симметричная федерация с элементами асимметрии – связана с наличием в составе федерации различных автономных образований.

4.5. В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов выделяют в иды федераций :

4.5.1) централизованная федерация – обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты;

4.5.2) децентрализованная федерация – определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

4.6. В зависимости от характера связи федерации и её субъектов выделяют в иды федераций :

4.6.1) дуалистическая федерация – в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов;

4.6.2) кооперативная федерация – кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

5. Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») – временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).

В своё время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 – 1789 годы, 1861 – 1865 годы), Германия (1815 – 1867 годы), Швейцария (1815 – 1848 годы). В настоящий момент в качестве конфедерации с определённой долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария, согласно Конституции, формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

5.1. Отличительные признаки конфедерации:

5.1.1) составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;

5.1.2) каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;

5.1.3) каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единое законодательство, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);

5.1.4) нет единого гражданства конфедерации;

5.1.5) каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.

6. Формы межгосударственных образований:

6.1) содружество – организационное объединение суверенных государств для долговременного и взаимовыгодного сотрудничества, характеризующееся наличием общих признаков и определённой степени однородности в политической, экономической, правовой, культурной и языковой сферах. Содружество в будущем может перерасти либо в конфедерацию, либо в федерацию. В целом содружество схоже с конфедерацией, но имеет существенное отличие от неё, прежде всего, в том, что политическая, экономическая, социальная и иная интеграция характеризуется устойчивостью, существование объединения не ставится в зависимость от достижения какой-либо цели, в то время как конфедерация – это всегда временный союз государств, цель объединения которых конкретно определена. В качестве примера обычно приводится Британское Содружество. Также сюда некоторые относят Европейский союз, представляющий собой устойчивое объединение государств, цель интеграции которых имеет длящийся характер, кроме того в рамках объединения созданы свои органы власти и формируется система законодательства, закрепляется приоритет общеевропейского законодательства над национальным. Существует мнение, что Европейский союз в будущем может преобразоваться в федеративное государство;

6.2) протекторат – основанное на соглашении неравноправное объединение государств, в котором более слабое государство передаёт в пользу более сильного право осуществления части принадлежащих ему суверенных прав (как правило, внешнюю политику и обеспечение безопасности) на условиях сохранения собственной государственности и получения взамен политической, военной, финансовой и иной поддержки;

6.2.1) ассоциированное государство – вид протектората, представляющий собой переходную форму внешней зависимости подчинённой территории, которая находится между статусами колонии и самостоятельного государства. Подобные отношения существуют, к примеру, у Пуэрто-Рико с США, Монако с Францией, Ватикана с Италией;

6.3) доминион – самоуправляющаяся колониальная территория в составе монархии, имеющая большую степень самостоятельности, которая в последующем получила независимость, но при этом продолжает признавать в качестве главы государства прежнего монарха. Подобный статус имели бывшие самоуправляющиеся территории Британской Империи: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд; в настоящий момент – члены Британского Содружества;

6.4) кондоминиум – основанное на договоре совместное владение или управление определённой территорией (государством) двумя или несколькими государствами (Англо-Египетский Судан до 1956 года, в настоящее время под совместным управлением Франции и Испании находится Андорра);

6.5) уния – общность монархических государств, возглавляемая одним монархом;

6.5.1) личная уния – устанавливается между монархическими государствами, как правило, случайно в результате того, что одно и то же лицо становится одновременно наследником двух монархов в различных государствах, в которых условия и порядок престолонаследия различны (уния Великобритании с Ганновером, уния Голландии с Люксембургом в XIX веке);

6.5.2) реальная уния – форма объединения монархий, где законодательством государств устанавливается специальный порядок престолонаследия, предусматривающий, что наследник трона в одном госудрстве является одновременно наследником во всех государствах, составляющих унию (Австро-Венгрия, уния Норвегии и Швеции);

6.6) империя – сложное многонациональное государство, зачастую (но не всегда) созданное военным путём, которое зачастую (но не всегда) управляется метрополией. Такими были в своё время Римская Империя, Британская Империя, Российская Империя, Османская Империя, Цинская империя;

6.7) фузия – временная переходная форма, представляющая собой слияние в одно государство двух или нескольких государств, населённых одним этносом, которые ранее входили в единое государство (объединение ФРГ и ГДР в 1990 году, воссоединение ДРВ и РЮВ в 1976 году, а также ЙАР и НДРЙ в 1990 году).


двойной клик - редактировать изображение

зелёным цветом обозначены территории г осударств – членов ООН, не имеющих признания со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;

оранжевым цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН;

розовым цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН;

красным цветом обозначены территории г осударств – не членов ООН, не имеющих признания.

7. Российская Федерация в настоящее время демонстрирует очень сложное государственное устройство. В соответствии с частью 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Вместе с тем, фактически, Российская Федерации имеет минимум пять протекторатов:

1) трёх г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны лишь государств – не членов ООН: Приднестровской Молдавской Республики, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики;

2) двух г осударств – не членов ООН, имеющих признание со стороны, по крайней мере, одного государства – члена ООН: Республики Абхазия и Республики Южная Осетия.

И вопрос о фузии с Российской Федерацией этих непризнанных и частично признанных государств стоит в полный рост, после чего может возникнуть смешанная федерация.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Читайте также: